Что значит нужно авторизоваться
Авторизация: что это такое и для чего нужно?
Несмотря на то, что интернетом пользуется огромное количество людей по всему миру, ежедневно многие пользователи только начинают познавать этот виртуальный мир. Пользователи часто сталкиваются с определениями, которые они прежде не слышали. Вот, к примеру, авторизация — что это такое?
Авторизация (от английского слова authorization, что можно перевести как «разрешение») — это предоставление прав пользователю или группе лиц на выполнение тех или иных действий. Не поняли? Допустим, вы прошли регистрацию в Яндекс.Почте. Для того, чтобы попасть в свой электронный почтовый ящик, вам необходимо пройти авторизацию, то есть в данном случае ввести логин и пароль, который вы указали при регистрации.
Вот как выглядит поле для ввода данных Яндекс.Почты:
Соответственно, как только вы введете логин и пароль, система распознает пользователя и предоставит доступ к почте, а кроме того, доступ к другим сервисам компании Яндекса.
Разумеется, с авторизацией вы можете встретиться и на многих других сайтах. Взять тот же Сбербанк Онлайн: чтобы попасть в личный кабинет, нужно ввести логин и пароль.
При этом в случае со Сбербанком Онлайн используется так называется двухфакторная авторизация: помимо ввода логина и пароля пользователю необходимо ввести дополнительный код, который приходит к нему на телефон в виде СМС-сообщения. Это сделано для дополнительной безопасности. Только после ввода кода можно войти в личный кабинет.
Авторизацию в социальных сетях вы наверняка прекрасно знаете. Вот пример на основе ВКонтакте:
Есть другой вид авторизации, тоже, кстати, в банковской сфере. Допустим, вы оплачиваете покупку в интернете. Лимит на покупку товаров без авторизации — 2000 рублей. Вы же покупаете товар за 3000 рублей. Без авторизации в этом случае вы не сможете оплатить товар: для этого обычно необходим либо пароль, который вы сами же создаете, либо код, который придет в сообщении на телефон.
Важно также отметить, что не во всех случаях пользователь сам может зарегистрироваться на сервисе и получить данные для авторизации. Есть такие сервисы, где регистрация возможна только в определенном учреждении, в котором пользователь получает данные для доступа (авторизации).
Что такое данные авторизации?
Обычно данными авторизации являются логин и пароль, но не всегда. Зачастую это может быть фамилия или имя пользователя, а также пароль. Бывает так, что пользователь знает только логин для входа в систему, а пароль приходит ему в СМС-сообщении.
Чаще всего пользователь сам вправе менять свои данные авторизации, однако логин в некоторых случаях изменить невозможно. Например, если говорить о почтовых сервисах, логин изменить не получится, а вот пароль — пожалуйста.
Какие плюсы у авторизации?
Это зависит от сервиса. Если брать те же банковские услуги, то большинство услуг пользователю доступны только после регистрации в сервисе и получении данных для авторизации.
Если говорить про обычные сайты, зачастую авторизация предлагает возможность получения большего количества функций. Кроме того, на тех же форумах нельзя общаться без авторизации. Кстати, сейчас можно использовать аккаунты социальных сетей для регистрации и последующей авторизации во многих сервисах. Это удобно, поскольку не требует дополнительных действий.
Уважаемые пользователи! Если наш сайт вам помог или что-то в нем не понравилось, будем рады, если вы оставите комментарий. Заранее большое спасибо.
Никто (почти) не знает, что такое авторизация
За время работы архитектором в проектах внедрения IdM я проанализировал десятки реализаций механизмов авторизации как во внутренних решениях компаний, так и в коммерческих продуктах, и могу утверждать, что практически везде при наличии относительно сложных требований они сделаны не правильно или, как минимум, не оптимально. Причиной, на мой взгляд, является низкое внимание и заказчика и разработчиков к данному аспекту на начальных этапах и недостаточная оценка влияния требований. Это косвенно подтверждает повсеместное неправильное использование термина: когда я вижу словосочетание «двухфакторная авторизация», у меня начинаются боли чуть ниже спины. Ради интереса мы проанализировали первые 100 статей на Хабре в выдаче по запросу «авторизация», результат получился неутешительный, боли было много:
В более чем 80% случаев термин употребляется неверно, вместо него следовало бы использовать слово «аутентификация». Далее я попытаюсь объяснить что это такое, и почему крайне важно уделить особое внимание этой теме.
Что же это такое?
Авториза́ция (англ. authorization «разрешение; уполномочивание») — предоставление определенному лицу или группе лиц прав на выполнение определённых действий; а также процесс проверки (подтверждения) данных прав при попытке выполнения этих действий.
С точки зрения любой информационной системы это процесс принятия решения о предоставлении доступа субъекту на выполнение операции на основании каких-либо знаний о субъекте. К этому моменту субъект, как правило, уже должен быть идентифицирован (мы должны знать, кто он) и аутентифицирован (подтверждена его идентичность).
Реализация авторизации при разработке корпоративной информационной системы или продукта, ориентированного на корпоративный сектор — очень сложная и ответственная задача, которой часто уделяется недостаточное внимание на этапе проектирования и первичном этапе разработки, что в будущем ведет к «костыльной» реализации.
Проблематика
Давайте разберемся, какие требования к авторизации встречаются, и почему их крайне важно учитывать изначально при проектировании системы, а не откладывать на будущее. Источников требований к авторизации в корпоративной информационной системе, как правило, два — это бизнес и информационная безопасность. В общем случае бизнес хочет хранить секреты в тайне и предоставлять полномочия пользователям в соответствии с их функцией в бизнес-процессе, а безопасность хочет обеспечить минимальную достаточность полномочий каждому пользователю и аудировать доступ.
Возьмем для примера гипотетическую систему согласования договоров крупной компании, типовой кровавый энтерпрайз. Практически наверняка возникнут следующие требования к авторизации от бизнеса:
Итак, обозначим, почему эти требования проблемные:
Пути решения
Решить данную задачу нам помогают разработанные модели управления доступом:
MAC — мандатная модель управления доступом. Доступ субъекта к объекту определяется его уровнем доступа: уровень доступа субъекта должен быть не ниже уровня секретности объекта.
DAC — прямое управление доступом. Доступ субъекта к объекту определяется наличием субъекта в списке доступа (ACL) объекта.
RBAC — ролевая модель управления доступом. Доступ субъекта к объекту определяется наличием у субъекта роли, содержащей полномочия, соответствующие запрашиваемому доступу.
АВАС — атрибутивная модель управления доступом. Доступ субъекта к объекту определяется динамически на основании анализа политик учитывающих значения атрибутов субъекта, объекта и окружения. Сюда же относятся PBAC, RAdAC, CBAC, с некоторыми нюансами (шикарный обзор от CUSTIS).
Их крайне рекомендуется использовать в первозданном виде, не изобретая велосипед. Достаточно часто в сложных информационных системах используется комбинация моделей. Например, популярна комбинация ACL + RBAC, когда роль включается в список доступа. Однако, правильное применение готовых моделей — тоже не простая задача. Не всем удается правильно выбрать модель, отделить ее от бизнес-логики и достичь приемлемой производительности механизма авторизации.
Для реализации озвученных выше в разделе «Проблематика» требований, на первый взгляд, я бы выбрал комбинацию PBAC + ACL. Требования могли бы быть реализованы следующим образом:
Требование от бизнеса | Решение | |
---|---|---|
1 | Пользователь, не имеющий отношения к конкретному договору, не должен его видеть в системе | Тут напрашивается ACL, поскольку определить отношение пользователя к бизнес-процессу достаточно сложно, не записывая его в какой-то список в момент вовлечения. Это будет оптимальным решением с точки зрения производительности чтения относительно реализации с помощью политик. |
2 | Автор договора должен видеть его на всех этапах | Требование может быть реализовано обоими механизмами, но оптимальным я считаю ACL, поскольку в этом случае будет проще реализовать требование №3 от ИБ. |
3 | Создавать договор имеет право пользователь с грейдом не ниже 10 | Это политика (PBAC), без вариантов |
4 | Визирующий должен видеть договор начиная с поступления к нему на этап и далее | ACL будет оптимален |
5 | Руководители подразделений должны видеть договоры своих подразделений вниз по иерархии | Замечательная задача для PBAC, но его применение может снизить производительность чтения, а требования 1 и 2 от ИБ потребуют дополнительных усилий, поэтому стоит подумать над реализацией. |
6 | Автор договора и руководитель подразделения имеют право отозвать договор на любом этапе согласования | PBAC справится отлично |
7 | Руководство и секретариат головного офиса должны видеть документы всех филиалов | PBAC, с теми же ограничениями что и в п. 5 |
8 | Пользователь, создавший договор, не должен иметь права его завизировать | Это требование можно было бы закрыть с помощью PBAC, однако так делать не стоит. Это то самое место, где авторизация вступает в конфликт с бизнес-логикой, и если происходит такая ситуация, ответственность стоит отдать бизнес-логике. |
Требование от ИБ | Решение | |
---|---|---|
1 | Знать, кто имеет доступ к конкретному договору | Общий журнал для ACL и PBAC |
2 | Знать, кто имел доступ к конкретному договору в заданный момент времени | Общий журнал для ACL и PBAC |
3 | Лишать пользователя доступа к ранее доступным документам при изменении его должностных обязанностей | ACL |
Итого
Авторизация — незаслуженно обойденная вниманием тема, как в публикациях, так и непосредственно в процессе разработки. Двухфакторную аутентификацию по СМС к сайту прикрутит и ребенок. Правильно реализовать авторизацию в корпоративной системе, не наделав костылей — сложнейшая задача, о которую ломают копья сеньоры и архитекторы, а множество популярных коммерческих продуктов (к примеру, Atlassian Jira) стоят на костылях благодаря сложности требований.
Мы планируем серию статей, посвященных моделям авторизации и предмету в целом. Будем рады вопросам и предложениям по темам для рассмотрения.
Что значит авторизация на сайте и для банковской карты. Какие возникают ошибки
Приветствую вас на блоге inetsovety.ru. Для того, чтобы пользователю зайти на какой-либо сайт или сервис, ему необходимо зарегистрироваться. Человек вводит свои данные, придумывает логин, пароль, благодаря которым он становится зарегистрированным пользователем. Чтобы войти на сайт, человек должен в соответствующее окошко на странице авторизации ввести свои логин и пароль. Так система понимает, кто именно зашел в сервис. Это и есть авторизация пользователя.
Что значит авторизоваться на сайте на примере Яндекса
Понятие авторизация в современном мире встречается все чаще, поэтому нужно знать, что значит авторизуйтесь, когда появляется сообщение, где написано «требуется авторизация».
Рассмотрим процесс авторизации в Яндексе поэтапно:
По завершении эти пяти шагов вам удастся авторизоваться в Яндексе.
Подобную процедуру ввода логина и пароля вам потребуется проделывать на многих сайтах, где вы захотите совершить действие, но не сможете. Система попросит ввести данные для входа. Этот процесс запрашивается практически на каждом сайте, форуме, в интернет-магазинах, социальных сетях. Это дает пользователям некоторые привилегии, например, авторизованные участники форума могут оставлять свои комментарии, а не просто читать переписку других пользователей, а пройдя авторизацию в социальной сети, также можно просматривать профили людей, добавлять в список друзей, подписываться, писать сообщения.
В интернет-магазинах заказ осуществить могут только авторизованные пользователи, потому что при регистрации они указывают свои контактные данные и адрес.
Теперь вы знаете, что такое авторизация на сайте, поэтому не пугайтесь, когда система просить вас авторизоваться, это обычная процедура входа в свой аккаунт.
Какие бывают ошибки авторизации
Ошибка авторизации – это неверный ввод логина или пароля от сервиса. Если так произошло, то система укажет, что логин или пароль введены некорректно. Для того, чтобы решить проблему, нужно убедиться, что вы точно вводите правильные данные, исключить ошибки, возможно, был пропущен какой-либо символ, а также проверить раскладку клавиатуры и нажатие клавиши caps lock, которая все символы делает заглавными.
Если вы проверили все данные по вышеуказанным рекомендациям, но система все-равно не дает войти, то вероятнее всего, вы забыли пароль. В таком случае тоже предусмотрено решение. Просто нажмите на кнопку «забыли пароль», и система сбросит ваш старый код и предложит придумать новый в случае, если вы подтвердите, что это действительно ваш аккаунт. Как правило, сброс пароля происходит либо через привязанный к сайту номер телефона, либо через прикрепленный к сервису почтовый ящик.
Что может случиться при ошибке авторизации
Авторизация банковской карты и код авторизации
Банковские карты достаточно плотно ворвались в нашу жизнь. Сейчас люди все чаще проводят оплату по безналичному расчету, оплачивают товары в онлайн через интернет-кассы. Во-первых, безналичная оплата более безопасна с точки зрения сохранности средств: купюры вы можете потерять, а при утере пластиковой карты вы сможете обратиться в банк, заблокировать счет, а затем перевыпустить. Во-вторых, безналичная оплата безопаснее тем, что не надо контактировать с деньгами, которые передаются из рук в руки сотни раз в день, собирая множество бактерий.
Что такое авторизация банковской карты? Это процесс, при котором банк-эмитент дает разрешение на совершение денежной операции с использованием средств на счете. Но в банковской системе тоже бывают различные сбои, например, деньги на карте есть, а оплата не проходит, терминал фиксирует неполадки, а кассир просит пользователя назвать код авторизации. Многих такой запрос вводит в ступор, поэтому давайте разберемся, как авторизовать банковскую карту, и что же такое код авторизации.
Если вы задаетесь вопросом: предавторизация по карте, что это, то объясним поэтапно. Клиент, расплачиваясь в магазине по безналу, вводит данные своей карты, такие как пин-код, или прикладывает карту к pos-терминалу. Затем банк, который обслуживает данный магазин, отправляет запрос в ваш банк-эмитент для проведения транзакции. В этот момент клиент может увидеть на экране терминала надпись «авторизация». Это и есть предавторизация или холдирование средств. Банк-эмитент проверяет, если ли средства на карточке, в достаточном ли они количестве, затем переводит сумму денег на счет магазина. Этот процесс называется транзакцией, причем каждой такой операции присваивается код авторизации, который является неким разрешением вашего банка на списание денежных средств.
Код авторизации – это уникальная шестизначная комбинация цифр.
Запомните, что код авторизации, логин, пароль, код доступа в приложение вашего банка – это разные понятия. Разберемся, в каких случаях система запрашивает код авторизации:
Таким образом, код авторизации обеспечивает дополнительную защиту средств на вашей карте. Если произошел сбой в момент оплаты, значит, вам поступит смс с кодом. Если вы не совершали платежей в этот момент, следует немедленно обратиться к представителю вашего банка для блокировки счета или заблокировать карту в личном кабинете клиента.
Для входа в личный кабинет пользователю также нужно авторизоваться. Для этого в поисковой строке браузера ввести название своего банка, войти на официальный сайт, перейти в личный кабинет, затем в соответствующие окошки ввести логин и пароль, то есть авторизационные данные.
Через личный кабинет также можно проводить операции, не выходя из дома, переводить деньги, оплачивать ЖКХ, пополнять мобильный и др. Шестизначная комбинация присваивается каждой проведенной транзакции, поэтому код авторизации на чеке Сбербанка, который выдается банкоматом, тоже присутствует.
Идентификация, аутентификация и авторизация — в чем разница?
Объясняем на енотах, в чем разница между идентификацией и авторизацией, а также зачем нужна аутентификация, тем более двухфакторная.
Это происходит с каждым из нас, причем ежедневно: мы постоянно идентифицируемся, аутентифицируемся и авторизуемся в разнообразных системах. И все же многие путают значение этих слов и часто употребляют термин «идентификация» или «авторизация», когда на самом деле речь идет об аутентификации.
Ничего такого уж страшного в этом нет — пока идет бытовое общение и обе стороны диалога по контексту понимают, что в действительности имеется в виду. Но всегда лучше знать и понимать слова, которые употребляешь, а то рано или поздно нарвешься на зануду-специалиста, который вынет всю душу за «авторизацию» вместо «аутентификации», кофе среднего рода и такое душевное, но неуместное в серьезной беседе слово «ихний».
Идентификация, аутентификация и авторизация: серьезные определения
Итак, что же значат термины «идентификация», «аутентификация» и «авторизация» — и чем соответствующие процессы отличаются друг от друга? Для начала проконсультируемся с «Википедией»:
Объясняем идентификацию, аутентификацию и авторизацию на енотах
Выше было очень много умных слов, теперь давайте упростим до конкретных примеров. Скажем, пользователь хочет войти в свой аккаунт Google. Google подходит лучше всего, потому что там процедура входа явным образом разбита на несколько простейших этапов. Вот что при этом происходит:
Аутентификация без предварительной идентификации лишена смысла — пока система не поймет, подлинность чего же надо проверять, совершенно бессмысленно начинать проверку. Для начала надо представиться.
Идентификация без аутентификации — это просто глупо. Потому что мало ли кто ввел существующий в системе логин! Системе обязательно надо удостовериться, что этот кто-то знает еще и пароль. Но пароль могли подсмотреть или подобрать, поэтому лучше подстраховаться и спросить что-то дополнительное, что может быть известно только данному пользователю: например, одноразовый код для подтверждения входа.
А вот авторизация без идентификации и тем более аутентификации очень даже возможна. Например, в Google Документах можно публиковать документы так, чтобы они были доступны вообще кому угодно. В этом случае вы как владелец файла увидите сверху надпись, гласящую, что его читает неопознанный енот. Несмотря на то, что енот совершенно неопознанный, система его все же авторизовала — то есть выдала право прочитать этот документ.
А вот если бы вы открыли этот документ для чтения только определенным пользователям, то еноту в таком случае сперва пришлось бы идентифицироваться (ввести свой логин), потом аутентифицироваться (ввести пароль и одноразовый код) и только потом получить право на чтение документа — авторизоваться.
А уж если речь идет о содержимом вашего почтового ящика, то Google никогда и ни за что не авторизует неопознанного енота на чтение вашей переписки — если, конечно, он не идентифицируется с вашим логином и не аутентифицируется с вашим паролем. Но тогда это уже не будет неопознанный енот, поскольку Google однозначно определит этого енота как вас.
Теперь вы знаете, чем идентификация отличается от аутентификации и авторизации. Что еще важно понимать: аутентификация — пожалуй, самый важный из этих процессов с точки зрения безопасности вашего аккаунта. Если вы ленитесь и используете для аутентификации только слабенький пароль, то какой-нибудь енот может ваш аккаунт угнать. Поэтому:
Авторизация — что это такое?
Что такое авторизация?
Люди часто сталкиваются с необходимостью авторизации на большинстве различных сайтов. Это процедура, как правило, бесплатная. Но бывают сайты, на которых предоставляются платные услуги. Например, это могут быть онлайн кинотеатры. Пользователь должен оплатить подписку, чтобы получить доступ к платному контенту.
Перед авторизацией пользователю необходимо выполнить регистрацию, заполнив на сайте небольшую анкету и указать необходимую информацию о себе. Затем на сайте создается учетная запись с логином и паролем, которые подбирает сам пользователь. Только после этого человек получает доступ к контенту на данном ресурсе.
Логин (с англ. вход в систему) – это имя, которое используется для входа на сайт. Пользователь придумывает его сам. При этом логины разных пользователей не могут повторяться, иначе нельзя будет пройти авторизацию.
Пароль – это некая последовательность цифр, букв или символов. Пользователь также сам устанавливает пароль. Но может быть и автоматическая генерация пароля с возможностью изменить его в дальнейшем.
Пароль нужен для защиты учетной записи от других пользователей, чтобы только один человек мог войти в одну запись. Введя пароль, человек подтверждает, что он является владельцем учетной записи. При регистрации рекомендуется придумать более сложный пароль, чтобы злоумышленникам было сложнее его подобрать. Автоматический подбор пароля позволяет быстро получить максимально безопасный (то есть сложный) пароль.
Процесс авторизации
Пользователям каждый день приходится авторизоваться на разных сайтах, сервисах и в приложениях. Это может быть что угодно: социальные сети, личный кабинет в банке или коммунальной компании, форум, сайт магазина, сайт знакомств и прочее.
Благодаря авторизации человек может получить некоторые привилегии по сравнению с теми, кто на этом же ресурсе не зарегистрирован.
Например, при авторизации в социальной сети человек может отправлять сообщения другим пользователям, просматривать фотографии и загружать свои, писать посты, смотреть видеоролики и т.д.
В интернет-магазине человек может получить доступ к закрытым распродажам только для зарегистрированных пользователей или информацию о скидках. Пользователь может указать свой адрес и даже реквизиты банковской карты, чтобы автоматически списывалась оплата за покупки и товар отправлялся по нужному адресу. Это поможет экономить время, так как эту информацию не придется постоянно вводить.
Зачем нужна авторизация?
При регистрации на сайте пользователь вводит определенную информацию о себе. Таким образом, данные попадают к владельцам этого ресурса. Они получают информацию о человеке, и могут наложить определенные ограничения при пользовании ресурсом. Так организована работа по использованию контента.
Но почему бы не обойтись без авторизации? Часто очень раздражает необходимость заполнять анкеты, вводить о себе информацию. Может быть было бы гораздо проще обойтись без этого всего? Особенно, если пользователи часто забывают логины и пароли для входа. Учетных записей на разных сайтах у одного человека может быть не один десяток.
Но без авторизации бывает просто невозможно обойтись. Иначе сайты бы наводнили пользователи, которые могут принести ресурсу только вред, захламив его спамом. Бывают так называемые «боты», которые засоряют ресурсы текстовым или медиа спамом (сообщениями, фотографиями, видео). Авторизация помогает отличить заинтересованного пользователя от такого бота.
Пользователи вводят информацию при регистрации добровольно. Ресурс, на котором происходит регистрация, берет на себя ответственность за сохранность персональных данных пользователей, чтобы никто не узнал имя, контактные данные, не получил скрытые фотографии.
Авторизация имеет слишком много преимуществ, чтобы от нее отказываться: