Что значит носить хиджаб
Хиджаб: достоинства и значимость
«Хиджаб» в переводе с арабского языка означает «покрывание, скрытие». В шариатской терминологии «хиджаб» – это покрытие тела женщины, соблюдая определённые требования и условия, предъявляемые к понятию «хиджаб».
Для того чтобы покрытие тела считалось «хиджабом», нужно соблюдать требования, которые есть в Исламе, то есть просто одежда, номинально закрывающая определенные части тела, не будет считаться хиджабом. Ниже мы напишем о достоинстве хиджаба, условиях, предъявляемых к нему, и о том, какие части тела нужно обязательно закрывать женщине.
Достоинство хиджаба
1) Подчинение Аллаху и Его Посланнику.
Аллах в Коране сказал:
وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ وَلَا مُؤْمِنَةٍ إِذَا قَضَى اللَّهُ وَرَسُولُهُ أَمْرًا أَن يَكُونَ لَهُمُ الْخِيَرَةُ مِنْ أَمْرِهِمْ وَمَن يَعْصِ اللَّهَ وَرَسُولَهُ فَقَدْ ضَلَّ ضَلَالًا مُّبِينًا
Смысл: «Нет верующему и верующей иного выбора после решения Аллаха, и Его Посланника, кроме как подчинение (этому решению), и тот, кто ослушался Аллаха и Его Посланника, поистине, впал в заблуждение…» («аль-Ахзаб», аят 36). А Аллах повелевает женщине закрывать все части тела, кроме лица и кистей рук. В Коране говорится:
وَقُل لِّلْمُؤْمِنَاتِ يَغْضُضْنَ مِنْ أَبْصَارِهِنَّ وَيَحْفَظْنَ فُرُوجَهُنَّ وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنْهَا
Смысл: «Скажи (Мухаммад) уверовавшим женщинам: пусть притупляют свои взоры и сохраняют свои половые органы (от грехов) и не выявляют своих красот, кроме того, что видно из них» («ан-Нур», аят 31).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«Женщина (т.е. её тело) является полностью авратом (в отношении посторонних мужчин)» (ат-Тирмизий).
2) Хиджаб подчёркивает целомудрие, сохраняет ее честь
Женское покрывало защищает от похотливых взглядов, а также подчёркивает скром-ность мусульманки. Аллах в Коране сказал:
يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ قُل لِّأَزْوَاجِكَ وَبَنَاتِكَ وَنِسَاء الْمُؤْمِنِينَ يُدْنِينَ عَلَيْهِنَّ مِن جَلَابِيبِهِنَّ ذَلِكَ أَدْنَى أَن يُعْرَفْنَ فَلَا يُؤْذَيْنَ
Смысл: «О Пророк! Скажи твоим жёнам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах — Прощающий, Милостивый» («аль-Ахзаб», аят 59). То есть, чтобы им, мусульманкам, не наносили вред, путая с грешницами и блудницами.
3) Хиджаб – это чистота.
Ношение хиджаба очищает сердце от мерзких, греховных мыслей, как сказал Всеышний Аллах:
وَإِذَا سَأَلْتُمُوهُنَّ مَتَاعًا فَاسْأَلُوهُنَّ مِن وَرَاء حِجَابٍ ذَلِكُمْ أَطْهَرُ لِقُلُوبِكُمْ وَقُلُوبِهِنَّ
Смысл: «…Если вы просите у них (жён Пророка) какую-либо утварь, то просите у них через завесу. Так будет чище для ваших сердец и их сердец…» («аль-Ахзаб», аят 53). Аллах Всевышний Сам описывает хиджаб как чистоту для сердец.
В другом аяте сказано:
فَلَا تَخْضَعْنَ بِالْقَوْلِ فَيَطْمَعَ الَّذِي فِي قَلْبِهِ مَرَضٌ
Смысл: «…и не проявляйте нежности в речах, дабы не возжелал вас тот, чьё сердце поражено недугом (мерзкими мыслями и слабостью веры) …» («аль-Ахзаб», аят 32). Эти аяты обращены к жёнам Посланника Аллаха (мир ему и благословение), соответственно, это пример и указание к действию для всех мусульманок.
4) Хиджаб – это признак богобоязненности.
Аллах в Коране сказал:
يَا بَنِي آدَمَ قَدْ أَنزَلْنَا عَلَيْكُمْ لِبَاسًا يُوَارِي سَوْءَاتِكُمْ وَرِيشًا وَلِبَاسُ التَّقْوَىَ ذَلِكَ خَيْرٌ
Смысл: «О сынов Адама! Мы ниспослали вам одеяние для прикрытия ваших тел и в качестве украшения. Однако одеяние из богобоязненности лучше…» («аль-Араф», аят 26). Женщина, надевающая хиджаб, проявляет подчинение Аллаху, а это есть признак набожности. Очень много можно писать про пользу хиджаба, но мы ограничимся приведённым выше.
Условия хиджаба.
У хиджаба есть определённые условия, при их несоблюдении покрытие не будет считаться хиджабом:
1) Одеяние должно покрывать всё тело полностью (т.е. те части, которые обязательно нужно прикрывать).
2) Чтобы одеяние не было привлекательным, то есть, чтобы не было само по себе как украшение, вызывающим, броским и привлекающим взгляды мужчин.
3) Чтобы одеяние было из плотного материала (не прозрачным), прозрачным считается, когда виден цвет кожи женщины через материал.
4) Чтобы было широким (не облегающим), которое не подчеркивает силуэт женского тела.
5) Чтобы не было от одежды приятного запаха благовонья и т.д., то есть запах, который ощущают окружающие мужчины.
6) Чтобы одеяние не было подобным одеянию иноверцев.
7) Чтобы не было цели добиться известности среди людей посредством этого одеяния, то есть не выявляться из толпы людей, будь это цветом или какими-то узорами и т.д.
На сегодняшний день немногие из девушек соблюдают все эти пункты. Хотелось обратить внимание на седьмой пункт, потому что часто бывает так, что всё соблюдается, однако нарушается последнее из перечисленных условий, например, девушка одевается в слишком яркие и пёстрые цвета в тех местах, где обычно носят тёмные цвета. И наоборот, девушки носят черные цвета в тех местах, где носятся более яркие цвета, тем самым она выделяется из общества мусульман, а порой может вызвать и отрицательную реакцию по разным причинам и проблемам данной местности.
Аврат женщины, и какие части тела нужно закрывать.
Аврат женщины – это части тела, которые по Исламу нужно обязательно закрывать. И в зависимости от того, кто рядом с ней (мужчины, женщины, родные и т.д.) принимается решение относительно границ аврата на теле женщины.
У свободной женщины (не рабыни) есть четыре положения в отношении её аврата, соответственно, то, что нужно закрывать:
1) По отношению к чужим мужчинам – все её тело аврат, как пишется в «Хашият Иа-нат ат-Талибин». Насчёт границ Аврата женщины есть разные мнения учёных. Некоторые из числа Шафиитов сказали, что все тело её Аврат, кроме лица и кистей рук. Например, Закария аль-Ансарий сказал:
وعورة الحرة في الصلاة وعند الأجنبي ولو خارجها جميع بدنها إلا الوجه والكفين ظهراً وبطناً إلى الكوعين
«Аврат женщины в молитве и вне молитвы перед чужими мужчинами – всё тело, кроме лица и кистей рук – явная сторона и внутренняя до запястий» («Асналь-маталиб»).
Но более весомое слово, что аврат в отношении взглядов чужих мужчин у женщины также являются лицо и кисти рук, т.е. всё тело. Однако закрывать полностью лицо и кисти рук не нужно, а чужому мужчине запрещено смотреть в лицо чужой женщине, независимо от того, есть в этом смута или нет. Так пишется в книге «Тухфат аль-мухтадж».
3) По отношению к женщинам-иноверкам ее аврат – все тело, кроме тех частей тела, которые выявляются, когда она занимается работой (шея, руки по локоть, уши и т.д.).
4) При совершении молитвы ее аврат – все тело, кроме лица и кистей рук («Хашият Ианат ат-талибин»). Если женщина совершает молитву в облегающих, но не просвечивающих вещах, то молитва не нарушается, однако это порицаемо.
Подбородок женщины
Как мы упомянули выше, женщина обязана закрывать всё своё тело, кроме лица и кистей рук. То есть все, кроме овала лица, и все, что выше запястий, нужно закрывать. Границами лица являются: расстояние от уха до уха в ширину и от места роста волос, сверх лба, до нижней части подбородка, значит, низ подбородка является авратом.
Исходя из этого, сам подбородок закрывать не нужно, кроме как если по-другому хиджаб не держится. Но место внизу подбородка до шеи, закрывать нужно обязательно, если не закрыть эту часть в молитве, то и молитва будет недействительной.
Если стало ясно о границах аурата, соответственно нужно закрывать весь аурат, в том числе нижнюю часть челюсти, от подбородка. О аврате женщины написано во всех известных книгах фикха как: «Ианат», «Канзу Рагибин», «Тухфат аль-Мухтадж»
Цвет хиджаба
Мы упомянули все условия одеяния женщины для того, чтобы ее внешний вид соответствовал Исламу. Среди этих условий не оговаривается обязанность носить хиджаб черного цвета. Носить именно чёрный цвет для женщины не является сунной, но является дозволенным, равно как и для мужчин. Учёные едины в том, что дозволено носить одежду чёрного цвета мужчинам и женщинам, потому как Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказала:
خرج النبي صلى الله عليه وسلم ذات غداة وعليه مرط مرحل من شعر أسود
«Вышел Посланник Аллаха (мир ему и благословение) и на нём был плащ в полоску из чёрного меха». (имам Муслим). Слово «миртун» – это плащ, который делают из шерсти, а иногда из хлопка или шелка.
Также Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказала:
جعلت للنبي صلى الله عليه وسلم بردة سوداء فلبسها
«Я сшила Пророку (мир ему и благословение) плащ чёрного цвета, и он его надел» (Ахмад, Абу Давуд, Ибн Хаббан).
Что касается женщин, то черный цвет для них также дозволен, однако не является сунной. А доводом является рассказ Умму Халида (да будет доволен ею Аллах):
أتي رسول الله <صلى الله عليه وسلم>بثيابٍ فيها خميصة سوداء
«Пророку (мир ему и благословение) принесли чёрную рубаху, и он спросил:
من ترون نكسو هذه الخميصة
«Как вы думаете, на кого мы наденем рубаху эту?» Народ замолчал, и Пророк (мир ему и благословение) сказал:
ائتوني بأم خالد فأتيه
«Приведите ко мне Умму Халид!» Меня привели к Пророку (мир ему и благословение) и он своими руками надел на меня рубаху»». (имам аль-Бухари). Этот хадис указывает на дозволенность ношения, но не сунну (желательность).
Жёны Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и сподвижницы одевались в белый, красный, оранжевый, серый и чёрный цвета. То есть, нет определённого цвета, носить который является сунной.
Пусть женщина одевается в тот цвет, который не будет в данной местности бросаться в глаза и выделять её из толпы мусульман. Принципиальный подход к таким моментам может только оттолкнуть людей от себя и от нашей религии.
Туника и брюки
Если женщина надевает длинное платье до щиколоток, не облегающее, то нет никаких проблем в том, какие брюки по размеру, цвету и т.д. она наденет снизу, потому что это никто из чужих мужчин не видит. Более того в холодных странах пусть так и носит.
Если же она наденет просто брюки без платья поверх них и т.д., то это запрещено, потому как это уподобление женщины мужчинам. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказал:
لعن رسول الله صلى الله عليه وسلم المخنثين من الرجال، والمترجلات من النساء
«Посланник Аллаха (мир ему и благословение) проклял женоподобных мужчин и мужеподобных женщин» (Ахмад, ат-Тирмизи, Ибн Маджх, Абу Давуд).
Но если платье ниже колен или вообще только до колен, то какое положение данного вопроса в Исламе?
Если платье будет выше колен, то запрещено носить брюки под этой туникой или платьем (коротким), ибо это уподобляет женщину мужчине.
Если же платье ниже колен, то дозволено надеть брюки с условием, чтобы брюки были широкими, не подчёркивающими силуэт ног.
Что касается ношения брюк под туникой, то туника так же, как и платье, должна быть не облегающей, ниже колен и т.д. и можно надеть под такую тунику широкие брюки, не подчёркивающие силуэт ног. Если же туника выше колен, то нельзя носить брюки под туникой.
Это исходя из того, что написано выше об аврате женщины и условиях хиджаба, а также подобный вопрос был задан Шейху Ратибу ан-Наблюсий, на что он ответил подобным образом, что нужно сверху одеть широкую и длинную одежду, и под ними брюки.
Да поможет нам Аллах видеть истину истиной, а ложь ложью, и следовать истинному пути.
Под покровом Почему хиджаб стал популярным по всему миру и кто на этом зарабатывает
Хиджаб, прежде бывший принадлежностью почти исключительно мусульманских стран, в последнее десятилетие захватывает улицы европейских и американских городов, витрины магазинов и модные подиумы. «Скромную» одежду шьют и массмаркетные бренды вроде Uniqlo, и люксовые Dolce & Gabbana. Недавно российская марка Gloria Jeans сняла в рекламной кампании модель в хиджабе, что вызвало недовольство потребителей. «Лента.ру» проследила новейшую историю хиджаба.
Покров истории
Ответ на вопрос, почему женщины в исламских странах Северного Средиземноморья, Ближнего Востока, Центральной и Юго-Восточной Азии закрывают все тело и лицо одеждой, не так однозначен, как может показаться. Задолго до ислама климатические условия заставляли местных жителей закрывать тело, голову и лицо тканью. В патриархальных обществах, где женщины были большой ценностью, «скромную» одежду их заставляли носить еще до времен пророка Мохаммеда. При этом у туарегов — одного из кочевых племен Северной Африки, по мнению антропологов, сохранились пережитки матриархата, и женщины этого племени ходят с открытыми лицами, а мужчины закрывают лицо.
С распространением ислама мусульманские религиозно-правовые нормы (шариат) стали предписывать исповедующим ислам закрывать аврат — живот и ноги от пупка до колен у мужчин; все тело, кроме овала лица и кистей рук — у женщин. Видеть женщину без многослойных драпировок могут только мужчины, принадлежащие к категории махрам (отец, брат, сын, внук, то есть близкие родственники, с которыми женщина не может вступить в брак).
Что характерно, шариатские нормы не конкретизируют требований к одежде: этим занимаются муфтии и кади, авторитетные толкователи Корана. Как правило, общие нормы подгоняются под обычаи страны и региона и могут делаться то строже, то свободнее. Чаще всего мусульманки носят хиджаб или абайю. Европейцы обычно называют хиджабом только особенным образом повязанные головные платки, полностью скрывающие волосы. Абайя — это полный комплект одежды, обязательно закрывающий руки до кистей и ноги до ступней.
Более строгий вариант — чадра (иначе называется чаршаф). В этом костюме покрывало может закрывать нижнюю часть лица. Следующая ступень скромности — никаб — закрывает низ лица и драпирует все тело от плеч так, что неразличимы линии груди и талии. Самый тотальный вариант — паранджа (бурка) — напоминает чехол с забранным сеткой отверстием для обзора на уровне глаз. Два последних варианта женщинам навязывают в обязательном порядке в государствах, где шариат признан нормой права (Саудовская Аравия и ряд других). В более либеральных странах женщинам можно носить яркие абайи или даже условно мусульманскую одежду: платок, закрывающий волосы, брюки до ступней и поверх них — закрывающие бедра удлиненную тунику или платье (все непременно с длинными рукавами и без декольте).
Никаб и паранджу чаще всего носят женщины в тех странах, где законы шариата признаны в государственными, прежде всего — в Саудовской Аравии. Мусульманки в европейских странах предпочитают почти символический в сравнении с никабом хиджаб светлых и даже ярких оттенков. Некоторые прогрессивные мусульманские девушки носят традиционный платок, а вместо платья в пол или длинной юбки и удлиненной блузы или кафтана надевают брюки или джинсы, а поверх них — сравнительно короткие платья или туники (однако обязательно закрывающие бедра и с длинными рукавами).
Обманчивая идиллия
В современной Европе увеличивающееся число женщин в хиджабах на улице еще несколько лет назад вызывало серьезное беспокойство и неприятие. Особенно это было актуально в странах, где иммигрантские общины велики и непрерывно растут. Так, администрация французских учебных заведений запрещала школьницам-мусульманкам ходить в платке на занятия, а полицейские прогоняли с пляжей женщин в буркини — мусульманских купальных костюмах. Но риторика левых и примкнувших к ним мусульманских активистов постепенно изменили общественное мнение: европейцам приходится смириться со статусом кво.
Одежда своими руками, мода и стиль
У каждого народа есть своя национальная одежда. Правда, чаще всего такие наряды надевают лишь по особым случаям. В Исламе же женщины должны постоянно носить хиджаб. Правда, жители других государств не до конца понимают, что это за одеяние, зачем нужен такой наряд и почему в нем ходят мусульманки. В этом вопросе следует разобраться более детально.
Особенности одежды
Хиджаб это не что иное, как традиционная одежда, ношение которой предполагается в Исламе. Если же говорить о нем в более широком смысле, то это способ скрыть части женского тела от взоров мужчин, чтобы не привлечь к себе внимание.
Мусульманки должны покрывать собственное тело. Открытыми могут оставаться только лицо и кисти рук. Правда, в определенных обществах даже этого считается недостаточно. Есть регионы, где обязательными являются такие одеяния, как бурка и никаб. Естественно, что девушки там вынуждены следовать устоявшимся традициям и ходить уже не в хиджабе, а в таких нарядах. В Коране же ношение данного предмета гардероба стало обязательным более ста тысяч лет тому назад.
Стоит учитывать, что такое одеяние обязательно должно соответствовать определенным требованиям. Иначе дама попросту не сможет выйти из собственного дома. Среди основных из них выделить стоит следующие:
Таким образом становится ясно, что истинная мусульманка должна ходить не просто в хиджабе. Ей приходится соблюдать и ряд других установленных норм.
Отличие от других нарядов
В Исламе существует далеко не один вид женского одеяния. У каждого из них есть ряд особенностей. Основные из них следует рассмотреть более подробно:
Хиджабы бывают разной длины. Встречаются как короткие, так и длинные модели, но в них должны обязательно скрываться формы. Именно поэтому недопустимы обтягивающие фасоны согласно Корану, мусульманка не может показывать свою красоту никому, за исключением законного супруга и родственников. Там же указано, что носить хиджаб не обязательно в присутствии следующих людей:
Во всех остальных случаях накидка мусульманки должна использоваться в обязательном порядке. Перед всеми остальными людьми даме нужно появляться исключительно в хиджабе.
Правила ношения
Нормы одежды и обязанности мусульманок
Вопросы по поводу того, когда ношение хиджаба обязательно, а в каких случаях его можно снимать, возникают достаточно часто. Причем речь идет не только о покрывале или же платке, но и о других предметах традиционного предмета гардероба. Например, не так давно на одном из французских пляжей разразился настоящий скандал, связанный с буркини. Это особый купальный костюм, который прикрывает все тело.
Как правило, люди задаются вопросом, все ли мусульманки обязаны носить хиджаб и что при это говорится непосредственно в самом Коране о молодых девушках. Стоит разобраться в этих вопросах более детально, чтобы понять суть.
В тех государствах, где данный предмет гардероба является обязательным и эта норма закреплена на законодательном уровне, хиджаб в обязательном порядке должны надевать все женщины, независимо от их вероисповедания. Подобные правила наблюдаются на территории Ирана. Также данные нормы актуальны в Саудовской Аравии.
Что сказано в Коране
В Священной книге эта тема затрагивается неоднократно. Там четко расписано, как должны выглядеть мусульманки и в каком облике они могут появляться на людях. Например, в 24 суре, которая называется «Свет», говорится о том, что девушки обязаны опускать глаза и не показывать собственную красоту. Грудь при этом необходимо скрывать покрывалом. Вырез в зоне декольте на предметах гардероба виден быть не должен.
Данный вопрос также освящается в аяте из 33 суры под названием «Сонмы». Там говорится, что верующим женщинам недопустимо наряжаться таким образом, как это происходило в период раннего невежества. Такие действия девушкам необходимо выполнять с той целью, чтобы их с легкостью можно было отличить от блудниц, а также тех рабынь, которые были подвергнуты оскорблению.
Особенности культуры
Был период, когда мусульманки с гордостью начинали носить хиджаб и даже паранджу. Данное одеяние указывало на то, что его обладательница из зажиточной семьи, она богатая и влиятельная особа.
Подобные предметы гардероба носят далеко не только лишь в связи с устоявшимися в религии канонами. В мусульманских странах есть ряд культурных особенностей, согласно которым максимум женского тела должно оставаться прикрытым. Они устоялись на Ближнем Востоке еще задолго до того, как зародился Ислам. Тогда образ жизни представительниц слабого пода был затворническим. Того требовали этнические и моральные нормы. Ведь в приоритете тогда была духовная чистота. Женщина должна была быть целомудренной. Затворничество оказалось распространенным даже в кругу элиты. Схожие традиции наблюдаются в кругу высших иудейских каст.
Когда же зародился непосредственно Ислам, подобные культурные особенности были подкреплены религиозными канонами. Соответственно, эти предметы гардероба стали широко распространены не только в высших общественных слоях.
Требования Шариата
Согласно исламским традициям, есть особые правила ношения хиджабе и зачастую образ реальной мусульманки существенно отличается от того, который можно увидеть на экранах телевизора. Шариат запрещает мусульманским девушкам использовать парфюмерию и косметические средства. Считается, что таким образом привлекается внимание представителей мужского пола, которые для женщин являются посторонними. Допускается использование исключительно сурьмы. Ей подводят глаза. Также может применяться хна. С ее помощью разрисовываются руки.
Крайне важно, чтобы у посторонних мужчин был закрыт доступ к женскому телу. Недопустимо, чтобы мусульманка вызывала страсть и провоцировала появление греховных чувств, способных повлечь за собой негативные последствия.
Отдельного внимания заслуживают ювелирные украшения. Стоит разобраться, допустимо ли сочетание с традиционной одеждой. В данном случае все зависит от их внешнего вида, качества и количества. Если они не привлекают к себе внимания, их допускается носить. В Коране лишь сказано, что запрещается использовать украшения, которые фиксируются на лодыжках. Мол, они издают звуки и тем самым привлекают мужское внимание.
Нормы законодательства
Есть страны, в которых женщин обязуют носить хиджаб. Данное требование установлено на уровне государства. Например, на людях без платка или же покрывала нельзя появляться на улице в таких странах, как Саудовская Аравия и Афганистан. Также есть государства, в которых предусмотрено уголовное наказание за ношение облегающих, считающихся непристойными предметов гардероба. К таким, например, относится такое государство, как Судан.
Правда, среди мусульманских стран также есть и такие, где запрещается носить такие наряды в определенных местах. Например, в учебных заведениях и государственных учреждениях. Такие нормы существуют в Тунисе, Таджикистане и ряде других стран.
На территории Франции действует закон, согласно которому людям нельзя носить предметы гардероба, с помощью которых демонстрируется принадлежность к какой бы то ни было религиозной конфессии. Особо строго его нужно придерживаться в учебных заведениях. Ведь в них проходит обучение множество иностранцев.
Движение против традиционного мусульманского наряда
Нередко можно услышать утверждение, что данные предметы гардероба приводят к подавлению женской воли. Дама оказывается изолирована от общества в целом. Подобные высказывания характерны для приверженцев консервативных исламских форм, где роль представительниц слабого пола сводится к заботе о семье и создании домашнего очага. Правда, несмотря же на это, дамы все равно обязаны носить подобные одеяние. Обусловлены эти требования тем, что они являются общепринятыми в обществе, как таковом.
Правда, далеко не редкими являются случаи, когда в государствах разворачиваются массовые движения в протест ношения таких предметов гардероба. Например, к таким можно отнести движение под названием «Моя тайная свобода», которое наблюдается в Иране. Его развернули с социальных сетях. Основала его уроженка Ирана, проживающая на данный момент на территории Великобритании.
Именно с подачи этой мусульманки в сети немало мусульманок начало размещать свои фото. На них они не покрывают голову. Кроме того, девушки фотографируют себя с макияжем. Таким образом они проявляют протест против обязательного ношения закрытой одежды. Количество участников стремительно растет. В общей сложности их насчитывается уже более миллиона. Стоит отметить, что немало мужчин выступают в поддержку своих супруг. Они сами выставляют фото мусульманок в интернете без традиционного одеяния.
Как видно, отношение к данному предмету гардероба весьма неоднозначное. Тем не менее, оно продолжает оставаться обязательным атрибутом повседневной жизни мусульманок. Кто-то из них против этого, кто-то воспринимает должным, но есть и те, кто считает подобное одеяние единственно верным решением. Споры по данному поводу ведутся по сей день и вряд ли вскоре прекратятся.
У жителей не мусульманских стран хиджаб также вызывает интерес. Многим из них хочется побольше узнать об этом необычном, достаточно строгом наряде. Правда, примерить его на себя и тем более выйти в нем на улицу, решатся лишь единицы. Уж слишком противоречивым он является.