Что значит непреходящая радость

И радости вашей никто не отнимет

Что значит непреходящая радость. Смотреть фото Что значит непреходящая радость. Смотреть картинку Что значит непреходящая радость. Картинка про Что значит непреходящая радость. Фото Что значит непреходящая радость

Протоиерей Валериан Кречетов, почетный настоятель Покровского храма и церкви Новомучеников и Исповедников Российских в селе Акулово Московской области, о христианской добродетели радости.

– Отец Валериан, Священное Писание призывает нас радоваться. Но как можно радоваться, когда каждый из нас несет крест множества болезней, скорбей от «ближних» и «дальних»?

– Ну, во-первых, когда речь идет о счастье, радости – надо прежде всего определить – что это такое. Потому что подчас у нас говорят о разных вещах и даже иногда противоположных. В церкви на литургии мы каждый раз слышим, как поется третий антифон – Заповеди блаженства. Но они как будто нас не касаются. А блаженны кто? Плачущие, алчущие, жаждущие, а дальше вообще сказано – «Блажени есте, егда поносят вам, и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради». А дальше – «Радуйтесь и веселитесь!»Ничего себе… Как же понимать радость? Ведь это же не пустые слова-то.

У нас путают духовную радость – непреходящую, вечную – с временными радостями. Вот, ребенок пошел, заговорил, что-то пролепетал, сделал что-то хорошее – но все это проходит, забывается. Сколько старается иногда человек ради другого, а тот, к несчастью, потом все забывает за одно какое-то не по нему сказанное слово. И никакой благодарности нет.

Поэтому в духовном смысле речь идет о радости, о которой Господь сказал: «И радости вашей никто не отнимет у вас»(Ин. 16:22). Это вопрос, между прочим, очень серьезный. На Покров, как на все Богородичные праздники, читалось Евангелие Богородичное – о Марфе и Марии. Марфа заботилась о большом угощении, а Мария села у ног Иисусовых и слушала слово Его. В этом Евангелии как раз и сказано о едином на потребу: «Мария же избрала благую часть, которая не отнимется от нее»(Лк. 10:42). Эту благую часть невозможно отнять.

Я у детей спрашивал: «Что у человека невозможно отнять»? Умение, мастерство – его не отнимешь, оно есть, в этой жизни это уже что-то стабильное, постоянное. Больше того, человек все-таки испытывает радость, когда достигает совершенства…

В этой, временной жизни, есть прообраз будущей. Как говорил святитель Николай Сербский: солнце, которое дает свет, все животворит, всегда светит и все греет, – есть символ Вечного Солнца. «Христе, Свете Истины, просвещая и освящая всякого человека, грядущего в мир». Или, как замечательно сказал один архиерей: цветы – это образ рая здесь, на земле.

Что значит непреходящая радость. Смотреть фото Что значит непреходящая радость. Смотреть картинку Что значит непреходящая радость. Картинка про Что значит непреходящая радость. Фото Что значит непреходящая радость Любовь Владимировна Кречетова (1903–1993), мать протоиерея Валериана

Когда человек любит, у него в сердце радость, обнимающая все. На эту тему есть замечательное стихотворение Алексея Константиновича Толстого:

Благословляю вас, леса,

Долины, нивы, горы, воды!

Благословляю я свободу

И посох мой благословляю,

И степь от края и до края,

И солнца свет, и ночи тьму!

И одинокую тропинку,

По коей нищий я иду,

И в поле каждую былинку,

И в небе каждую звезду!

О, если б мог всю жизнь смешать я,

Всю душу вместе с вами слить;

О, если б мог в мои объятья

Я вас, враги, друзья и братья,

И всю природу заключить.

Человек радостный живет в любви. А без любви в радости жить невозможно: даже радость будет эгоистичной. Радость духовная – другая, она все объединяет и все оживотворяет. Это как раз та радость, о которой сказал Господь, когда жены-мироносицы встретили Его Воскресшего: «Радуйтесь!» Господь воскрес. Все – победа над смертью. Смерти нет. Это только временное изменение, дальше – будущая жизнь. Эту радость уже никто не отнимет, как и духовную свободу, про которую святитель Николай Сербский говорил, что и в темнице, и на свободе она одна и та же.

Почему святые испытывали состояние радости, а апостол сказал: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите»(1 Фес. 5:16–18)?

А как же это сочетать с тем, что кто-то себя так плохо ведет? Да, это скорбь, но она временна. Есть такое рассуждение на эту тему: как я могу радоваться, когда кто-то там, в аду, мучается?

– Да, батюшка, предположим, мать в раю, а ребенок в аду. Ну как тут можно радоваться?

– Дело все в том, что состояние, которое будет испытывать человек в раю, мы здесь не можем осознать. Как сказал один подвижник: «Если Ты меня помилуешь – слава Твоему милосердию. Если накажешь – слава Твоему праведному суду». И здесь до конца объяснить все невозможно, потому что это неподвластно нашему пониманию.

Что значит непреходящая радость. Смотреть фото Что значит непреходящая радость. Смотреть картинку Что значит непреходящая радость. Картинка про Что значит непреходящая радость. Фото Что значит непреходящая радость Протоиерей Валериан Кречетов у могилы матери

Когда-то, слава Богу, у меня все было благополучно в семье, должен был родиться четвертый сын, я стал священником. Однажды на одной из первых моих служб, во время Шестопсалмия, я испытал особое состояние. Вдруг все перестало существовать, кроме Престола и меня, стоящего перед Престолом. Хотя у меня были любимая жена, дети. Но в памяти – ничего, только предстояние пред Престолом. И так всегда… Я думаю, все, что нас связывает в земной жизни, там примет другие формы и состояния.

В земной жизни тоже много всего было. А ведь мы не так много помним, по большей части забываем, хотя какие-то моменты казались безвыходными, безнадежными. Это свойство – временность памяти – видимо, как-то сделает свое дело, и человек, устремленный к Богу, к общей радости, о плохом забудет. Помните, как Господь сказал: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин. 16:21).

Мы недоумеваем: как это – не помнить о ребенке? А ведь я встречал пожилых людей, которые своей собственной дочери говорили: «А ты чья будешь, деточка?» Вот тебе и память о ребенке. Да будешь ли ты помнить о ребенке-то? В заупокойных песнопениях есть слова: «Егда душа от тела имать нуждею восхититися страшными Ангелы, всех забывает сродников и знаемых, и печется о будущих судилищей стоянии».

Но уже сейчас – разве мать всегда помнит о своем ребенке? Так уж семейные пары живут только ради детей и думают только о детях? Некоторые матери устраивают свою жизнь, как хотят, нисколько не думая о своих детях. Живут, по крайней мере, стараются жить, в свое удовольствие. А тамбудет действительно радость. Не временное удовольствие какое-то, а радость духовная.

Поэтому все эти сентиментальные вопросы: «Как же будет, если ребенок твой мучается?» – задавайте тем, кто временную радость испытывает, не думая о своих детях. Пусть они отвечают на этот вопрос.

– Можно ли воспитать в себе, в детях добродетель радости? Или это дар от Бога?

– К радости надо стремиться и всегда о ней помнить. Человек, неблагодарный сердцем, все время недоволен, ему постоянно чего-то не хватает. А человек с благодарным сердцем всегда доволен и всегда радуется. Учиться нужно на простых вещах – благодарить Бога. И не в особых случаях, а постоянно – обращаться к Богу, обращаться к радости…

Действительно, живем-то – слава Богу. Сейчас смотришь – там бедствие, там катастрофа, а мы живем… Так благодарить надо Бога. Мы сейчас можем прийти в храм, а кто-то не может, сломал ногу или парализован. Так нам нужно день и ночь радоваться, а мы еще чем-то недовольны. В одних и тех же условиях одни радуются, а другие нет.

Анатолий Владимирович Жигулин – замечательный поэт с радостной душой. Я его хорошо знал, венчал. Он рассказывал: случилось так, что девять месяцев сидел в тюрьме со священником, отцом Митрофаном. Потом их разлучили, послали по этапу. И в каком-то лагере они вдруг встретились опять. Отец Митрофан увидел его: «Вот, Толя, – говорит, – то сидели в каземате, а теперь ходим!» И тот радостный идет по зоне – с ящиком. Топор, молоток у него – плотничал там, что-то ремонтировал. И радостно, что они хотя и в зоне, в тюрьме, но уже ходят. Когда человек перестраивает свою душу, получает радостное устроение, тогда он все воспринимает по-другому.

Что значит непреходящая радость. Смотреть фото Что значит непреходящая радость. Смотреть картинку Что значит непреходящая радость. Картинка про Что значит непреходящая радость. Фото Что значит непреходящая радость Протоиерей Валериан Кречетов

Мы знаем, что скорбями Господь очищает от грехов. Некоторые даже просят: «Господи, накажи здесь, только там помилуй». А кто-то не просит, но когда посылаются скорби, радуется. Как тот раб Божий, который просил у Бога: «Какую добродетель избрать, чтобы спастись?» Ему было показано: все спасшиеся что-то терпели безропотно. И он стал искать – от кого потерпеть. Нашел какого-то старца сварливого, с ним никто не жил. И стал к нему проситься в послушники. Тот говорит: «Пошел вон!» Он не уходит. «Ты хочешь втереться в доверие, а потом обокрасть меня?» Стал его палкой бить. А тот раб Божий и говорит: «Господи, как Ты быстро исполняешь мое прошение, уже я терплю». И был в послушании у него 13 лет. А недалеко жил старец благостный. Он послан был ему как бы в утешение. «Ну, как жизнь?» – спрашивал его иногда этот старец. «Сегодня немножечко заработал, наверное», – отвечал этот послушник. Значит, потерпел какое-то поношение. И радовался. А в другой раз говорит: «Сегодня день пропал. Старец не ругался, не дрался». Такое устроение души имел – умел радоваться в таких обстоятельствах.

Преподобный Моисей Мурин, эфиоп – пример классический. Как-то решили проверить его преуспеяние духовное. Он уже провел несколько лет в монастыре, в удаленной келье, а прежде был атаманом разбойников. Представляете, какая личность? И вот епископ велел позвать его в алтарь, а когда войдет – выгнать. Его позвали, а потом выгнали: «Пошел, пес, отсюда!» Он убрался. Опять позвали – и опять выгнали. И в третий раз позвали и снова выгнали. Потом уже Моисей был в совете старцев. Спрашивают у него: «Отче, в первый раз что с тобой было?» Он отвечает: «В первый раз смятохся и не глаголах». Второй раз – «уготовахся и не смутихся». А в третий раз – «возвеселихся». Радовался уже – ну, сейчас выгонят! Потому что все равно – и временная радость, и временная скорбь здесь кончатся.

– Батюшка, а как детей научить радоваться?

– У меня мамочка – я не видел ее унывающей, она всегда была радостная. Важен пример, прежде всего личный. Детей нужно учить радоваться. Что-то получилось – слава Богу – это хорошо. Хорошо вот это. Ну, и это тоже хорошо.

– Как учить детей переживать трудности? Например, распространенная ситуация: обижают в школе, бьют, обзывают?

– Почему важно воспитание? Для верующего человека есть пример. Господь какое поношение терпел? Избивали Его, клеветали. А Он – безгрешный.

Потом нужно объяснять сущность, которая заключается в том, что «аще добр будешь – себе и ближним своим, а аще зол будешь – сие и пожнеши»(Притч. 9:12). Кто-то плохо поступает, и для него самого это плохо. Обижает вроде тебя, а на самом деле зло к нему возвращается.

Я знаю такой случай: один раб Божий, Царствие ему Небесное, сделал замечание в магазине одному пьяному человеку, а когда вышел на улицу, тот схватил его и потащил. Этот раб Божий (а он слабенький такой) и говорит: «Думаешь бить? Сильному слабого несложно бить». И добавил: «Сегодня ты пьешь, бьешь, завтра – пьешь, бьешь, скажи – для чего ты живешь?» Тот задумался: «Не знаю, для чего живу».

Можно и ребенку – он же, несчастный, не понимает – прийти и сказать: «Ну скажи, тебе хорошо это?» Вот пример из книги «Отец Арсений», когда мальчика верующего «судили» в советской школе, но дали «последнее слово». Тот встал и сказал: «А мне жалко вас». И детский суд вынес «приговор» – невиновен. Замечательная детская реакция.

– Батюшка, иногда смотришь на все происходящее – и печаль входит в сердце.

– Бывают моменты, когда любви не хватает – к близким, к коллегам, даже к детям, наваливается какая-то усталость: хочется отгородиться от всего.

– Совершенно верно. Господь сказал: «…и по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12).

– И что в этот момент делать? Молиться? «Господи, дай мне любви к ним?»

– Нет, не «к ним», нет! «К ним», к ребенку, к мужу, к жене – это не совсем правильно. Любовь, если она есть, она есть ко всем. Когда человек голоден – так он ест что угодно. Если любит человек – он любит. А так – этого люблю, этого не люблю… Это не любовь, это немножечко другое. Это, наверное, то самое, о чем сказал Иустин (Попович): «Любовь к человеку без любви Божией есть самолюбие».

– Можно как-то с унынием бороться?

– Молиться прежде всего. Отец Иоанн (Крестьянкин) говорит: «Всякая болезнь, особенно душевная, лечится, прежде всего, молитвой». Мы же свидетельствуем – у нас не хватает сил, не хватает терпения. А где его взять? У Бога. Там всего много. Да, Господь утешает, мы просто сосредотачиваемся на своих неприятностях. Отец Иоанн (Крестьянкин) говорил, что нужно учиться не думать о своей боли, не прислушиваться к ней. Это бессмысленно по сути своей. Потому что в этот момент боль уже проходит, и все пройдет. Получается, что мы, собственно говоря, держимся за то, что от нас уже уходит, утекает как вода.

– Но если ребенок идет не по тому пути – от этого зависит его судьба в вечности. Значит, все-таки не утекает?

– Он еще идет, он еще не дошел никуда. Даже если в этой жизни у него что-то случилось, в будущей он может быть оправдан. Почему часто бывает, что дети умирают раньше родителей? Потому что родители их вымаливают. Он здесь не мог что-то осознать, был не способен понять. У него такая мера. У кого какая мера – кто знает?

– Многие современные богословы пишут, что матери на Страшном суде отвечают не только за себя, но и за своих детей.

– Нет, не полностью. Полностью – не может быть. А где его личность? Есть рассказ о явлении матери своему сыну, которого «понесло», как говорится. Она была вся в белом, но на ней было темное пятно. Она сказала: «Твои грехи на мне». Он ничего не признавал, безбожником становился, но потом обратился.

– Батюшка, иногда претыкаешься: нет сил… Что делать?

– Что делать? Просить. Мы имеем пример – выше и быть не может – Господь. Богочеловек просил: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39). Он изнемогал. Молился до пота кровавого. Помните, Ангел укреплял Его? Богочеловек изнемогал, а что уж говорить про нас? Этого смущаться не надо. Об этом речь идет все время: когда человек в вере, с Богом, тогда все у него – благодать, «немощных врачующая, оскудевающих восполняющая». Оскудевает любовь – благодать восполняет это оскудевающее. Поэтому-то и нужен нам Спаситель, без Него мы не можем ничего.

– А как не впасть в уныние при покаянии? Чтобы печаль по Богу не превратилась в грех отчаяния?

– У святых отцов есть пример на эту тему: два человека впали в один и тот же грех, и их затворили. Один вышел весь изможденный, иссохший, а другой – радостный. Сказано: Господь принял покаяние обоих. Один сокрушался, считал себя недостойным, а другой радовался тому, что Господь его еще терпит.

Это от устроения зависит. Но печаль не должна быть чрезмерной. Потому что когда Великим постом поют«Покаяния отверзи мне двери…»,потом добавляют: «…но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид, вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости». Как говорил преподобный Силуан Афонский: «Держи ум во аде и не отчаивайся». Кто может измерить милосердие Божие?

– Какие грехи нужно помнить всю жизнь, а какие лучше забыть – чтобы радоваться?

– Подробности грехов плотских не полезно помнить, они начинают пачкать душу. А грехи, которые помнятся, – так пусть помнятся. Иногда, когда с нами что-то случается, они напоминаются. Не слушались, допустим, своих родителей, а потом дети начинают не слушаться. Старшие возмущаются. Ну а ты-то всегда слушался? Не всегда. Ну что ж: от осинки не родятся апельсинки. Яблочко от яблоньки далеко не падает. Значит, вот тебе напоминание. Как раз это помогает радоваться, смиряться – что уж тут теперь. Как отец Иоанн (Крестьянкин) одному рабу Божиему сказал: «Что ты хочешь сделать из своего ребенка, что из себя не мог сделать?»

– Почему в современном мире – несмотря на множество развлекательных мероприятий, на относительно комфортную жизнь – радость стала большим дефицитом?

– Да потому что вера ослабела.«Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?»(Лк. 18:8). При потере веры жизнь становится довольно безрадостной и беспросветной. Поэт сказал: «Блажен, кто верует, тепло ему на свете». Вера дает силы переносить все трудности и делает жизнь радостной.

– Отец Валериан, как все-таки сохранить радость?

– Радость сохраняется постоянной памятью о Боге и преданностью воле Божией. «Что Бог ни делает – все к лучшему». «Нет худа без добра». Такими высказываниями, изречениями народ укреплял себя в скорбных обстоятельствах.

Источник

Апостола Павла послание к филиппийцам 4:4

Толкования:

Блж. Феофилакт Болгарский

Радуйтесь всегда в Господе

И еще говорю: радуйтесь

Так как естественное положение дел причиняло скорбь, то он повторением слова показывает, что всячески следует радоваться.

Лопухин А.П.

Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь

Апостол переходит снова к увещанию всей Филиппийской церкви. Он говорит здесь, конечно, о радости христианской (в Господе), которая на самом деле может быть постоянной (всегда), так как побуждения к радости у христиан никогда не иссякают (Василий Вел. ) и так как земные скорби, омрачающие обыкновенную радость, для христианина не страшны ( Рим. 8:35 и сл. ). Но эта радость не исключает сокрушения о грехах и плача с плачущими, потому что эти слезы бывают как бы «семенем и залогом вечной радости» (Василий Вел. ).

Толковая Библия.

См. также Толкование на Фил. 4:1

Марий Викторин

Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь

Это означает, что единомысленные и единоверные радуются Господу и всегда дороги друг другу. Радуйтесь, говорит он, в Господе. Этого недостаточно. И еще говорю: радуйтесь.

Ибо когда соединитесь сердцем, возрадуетесь в Господе, а возрадовавшись в Господе, соединитесь сердцем и будете стоять в Господе.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь

Как не радоваться всегда о Господе, возрадовавшем нас спасением Своим! Да, каждому христианину стоит повторять: радуйся, брат, и опять скажу: радуйся.

Прп. Ефрем Сирин

Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь

Прп. Иустин (Попович)

Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь

Какая радость быть человеком. Она познается, как только человек почувствует другого человека Христом, ибо всегда ощутит его как собрата, причем как вечного собрата, собрата с богоподобным естеством. А это радость, непреходящая радость — разве не так? И эта радость выражена в Вечном Евангелии Спасителя, в том восторженном клике святого апостола: Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. — Господь Иисус Христос, Богочеловек — единственная истинная и непреходящая радость рода человеческого в этом мире, а в Нем и Им каждый человек становится другому человеку первой после Христа истинной и непреходящей радостью. Если бы Евангелие Христово о человеке можно было бы свести к нескольким словам, они бы могли гласить: человек есть радость человеку — Богочеловеком.

Свт. Иоанн Златоуст

Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь

Свт. Феофан Затворник

Радуйтеся всегда о Господе, и паки реку, радуйтеся

Чему радоваться? Тому, что вы христиане, что грехи ваши прощены, что имеете благодать Святаго Духа, что живете свято силою Его, что входите в спострадание с Господом и несомненную ради того имеете надежду сподобиться и славного воскресения. Вот о чем радоваться! Избавлены от зла, и всяким благом исполнены, и еще питают надежду верную, что получат такие блага, которых и вообразить нельзя. Как не радоваться? Радость в духе — всегдашняя спутница христиан, и среди лишений произвольных, и среди страданий невольных. Почему Апостол не удовольствовался однажды сказать: радуйтеся,— но: и паки, приложил, радуйтеся.— Как обличительно для вас отсутствие радости духовной! Ибо это несомненный знак: что наше христианство очень недостаточно, много в нем недостает. Больше всего радость сию подсекают земные надежды, и земные вкусы,— и то, что нет усердия на делание всякого встречающего добра: вяла жизнь, живем кое-как, переваливаемся с ноги на ногу.

Святой Златоуст говорит на сие место: «Господь говорит: блажени плачущии — и: горе смеющимся ( Мф. 5:4 ; ср.: Лк. 6:25 )! Почему же Павел говорит: радуйтеся всегда о Господе? Апостол не противоречит Христу; нимало. Ибо горе смеющимся,— сказал Господь, разумея смех мира сего, бывающий в отношении к делам настоящим; и назвал блаженными плачущих не тех, которые оплакивают только потерю собственности, но тех, которые скорбят и плачут о своих неправдах, размышляя о грехах своих или чужих. Этому плачу не только не противна та радость, но даже от сего плача и происходит она. Ибо оплакивающий и исповедующий свои грехи и неправды — радуется. Иначе сказать, можно плакать о грехах своих, а радоваться о Господе».

Радуйтеся о Господе. «Слова сии вот что значат: живите так, чтобы радоваться. Посему радуйтеся, когда дела для Бога совершаются у вас беспрепятственно. И паки реку, радуйтеся. Так говорить свойственно крепко уверенному и показывающему, что человек, пребывающий в Боге, всегда радуется. Скорбит ли такой, терпит ли что, всегда радуется. Ибо слушай, что повествует Лука об Апостолах: идяху радующеся от лица собора, яко за имя Его сподобишася безчестие прияти (ср.: Деян. 5:41 ). Если бичи и узы, которые по видимому всего тягостнее, производят радость, то что другое может причинить нам печаль?» (святой Златоуст).

Источник

Православный Саров

Что значит непреходящая радость. Смотреть фото Что значит непреходящая радость. Смотреть картинку Что значит непреходящая радость. Картинка про Что значит непреходящая радость. Фото Что значит непреходящая радостьЧто значит непреходящая радость. Смотреть фото Что значит непреходящая радость. Смотреть картинку Что значит непреходящая радость. Картинка про Что значит непреходящая радость. Фото Что значит непреходящая радостьЧто значит непреходящая радость. Смотреть фото Что значит непреходящая радость. Смотреть картинку Что значит непреходящая радость. Картинка про Что значит непреходящая радость. Фото Что значит непреходящая радость Что значит непреходящая радость. Смотреть фото Что значит непреходящая радость. Смотреть картинку Что значит непреходящая радость. Картинка про Что значит непреходящая радость. Фото Что значит непреходящая радость

Архив

Что значит непреходящая радость. Смотреть фото Что значит непреходящая радость. Смотреть картинку Что значит непреходящая радость. Картинка про Что значит непреходящая радость. Фото Что значит непреходящая радость

Календарь

Смеяться, право, не грешно над тем, что кажется смешно?

24 марта 2012 года

Что значит непреходящая радость. Смотреть фото Что значит непреходящая радость. Смотреть картинку Что значит непреходящая радость. Картинка про Что значит непреходящая радость. Фото Что значит непреходящая радость

1 апреля во всем мире шутками и розыгрышами отмечают День смеха или День дурака. А я вспоминаю, как в годы перестройки под глумливый хохот уничтожалась некогда великая держава, которую мы просмеяли под аккомпанемент телепередач «Вокруг смеха», «Маски-шоу» и им подобных. Когда я слышу пошлые остроты профессиональных юмористов, то понимаю, где по сценарию положено смеяться. Но что-то не смеется. Не хочется быть марионеткой, которую дергают за ниточки. Этот смех убивает радость.

Идол чувства юмора

В наше время «чувство юмора» стало настоящим идолом. Оно считается обязательным качеством человека, а его отсутствие — признаком ограниченности или неполноценности. Если кто-то с гневом пресечет сальный анекдот или возмутится насмешке над ближним, то любители острот скажут: «Да он – просто ненормальный, у него нет чувства юмора». Как всякий идол, его величество Юмор деспотичен и ревнив. Поэтому многие из боязни прослыть тупицей или занудой готовы хихикать над самыми плоскими шутками. Они скорее признаются в отсутствии стыда и совести, чем в отсутствии чувства юмора. О деспотии юмора писали, например, Достоевский и Честертон.

Идол чувства юмора не так уж безобиден. Он требует жертв и оставляет за собой череду разрушенных семей и искалеченных судеб. На моей памяти распались те семьи, где был принят ироничный стиль общения супругов. Все до одной! Дом, семья — это не место для иронии. Там человек может снять с себя маски, которые носит на людях, не опасаясь насмешки. Если это не так — этот дом обречен.

Среди христианских добродетелей вы чувство юмора не найдете. И его отсутствие святыми отцами не упоминается как грех. Нет заповеди «блажен смеющийся анекдоту» и соборных посланий в стиле «у кого нет чувства юмора, да будет анафема». В русском языке есть много слов, выражающих оттенки веселья: радость, улыбка, удовольствие, наслаждение, счастье, смех, шутка, юмор, сатира, насмешка, хохот, гогот, хихиканье, ухмылка, издевка, глумление. Такой широкий смысловой спектр! Задумаемся над тем, чем отличаются разные виды смеха, и любой ли смех хорош?

Непреходящая радость

«Радость» – одно из самых частых слов Библии. Разные его формы встречаются там 310 раз: радость – 175, радоваться – 97, радуйся – 38 (прим. – Использована программа «Цитата из Библии» http://jesuschrist.ru/software/bqt5.exe). Радость – это благое, светлое чувство, связанное с важным событием в жизни человека: встречей после разлуки, свершением надежд и упований, исцелением от болезни, общением с Богом. Например: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Иоан. 15, 11). Апостол Павел призывает: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1Фес. 5, 16-18).

Слову «радость» родственны слова «радеть» (заботиться) и «ради» (то есть, для кого-то). Радость возникает тогда, когда человек радеет о чем-то высшем, чем он сам, когда он делает что-то ради другого. Радость не обязательно связана с удовольствием. Напротив, она зачастую связана с любовной заботой, с трудом, с преодолением тягот и даже с жертвой. В песне «День Победы» поется, что радость может быть «со слезами на глазах». Радость испытывает мать, видя своего взрослого сына – рожденного в муках и воспитанного в трудах – красивым и благородным юношей. Радость испытывает смертельно уставший альпинист, покоривший вершину; поэт, завершивший поэму; ученый, совершивший открытие, или крестьянин, вырастивший богатый урожай. Потому что мать радеет о ребенке, альпинист – о рекорде, поэт – о красоте, ученый – об истине, а крестьянин – о хлебе. Это то, ради чего они несут труды и приносят жертвы. Радость – это чувство победителя, преодолевшего трудности и сотворившего что-то значимое, настоящее. Радость – это ощущение полноты жизни, подлинности бытия, не сводящегося к простой физиологии и фрейдистскому «принципу удовольствия».

У радости есть свойство, по которому ее можно безошибочно узнать – она непреходящая, светлая и возвышающая. Удовольствие быстро проходит, как только исчезает его источник. Самое вкусное блюдо забывается, как только мы утолим голод, и съеденный вчера торт завтра нас уже не утешает. Напротив, радость одержанной победы или радость от встречи с хорошим человеком согревает нас всю жизнь (если только мы сами не убьем эту радость своим предательством или иным грехом). Радость – это одно из тех богатств, которые мы собираем для жизни вечной.

Дары Святого Духа

Варианты слова «веселье» встречаются в Библии 217 раз, и тоже обычно в положительном смысле, часто рядом со словом «радость». Например: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Матф. 5,12). Так что, веселиться православным заповедано.

Еще очень хорошее слово для выражения радости – «умиление», формы которого встречаются в Писании 406 раз (умиление – 1, милосердие – 70, милость – 335). Очевидно, что «умиление» связано с «милостью» и «милосердием». «Господи, помилуй», – молимся мы, надеясь, что Господь посмотрит на нас с умилением, а не с иронией или насмешкой. О грядущем Спасителе пророк говорит: «А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах. 12, 10).

Еще есть «блаженство» – растворение человека в Божьей радости, когда он становится похож на невинного ребенка. Формы этого слова встречаются в Писании 99 раз. Неслучайно Христос дал нам «заповеди блаженства». Блаженными мы зовем тех непонятных нам людей, которых радость о Господе переполняет настолько, что они не замечают окружающего падшего мира, уже при жизни пребывая в Царствии Небесном. Радость, веселье, умиление, блаженство – это выражение Любви, дары Святого Духа людям с чистым сердцем, любящих Бога и ближних. Напротив, смех, шутка часто связаны с себялюбием, эгоизмом, удовлетворением простейших животных инстинктов. Победа приносит радость, а вкусная еда – лишь удовольствие.

Дары духа лукавого

Слово «смех» встречается в Библии 18 раз, причем только в одном месте это слово употребляется в положительном значении, да и то рядом со словом радость: «Он еще наполнит смехом уста твои и губы твои радостным восклицанием» (Иов. 8, 21). Во всех остальных случаях слово «смех» имеет в Библии негативную окраску. Например: «Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение» (Еф. 5, 4). Или в другом месте: «Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти» (Мар. 15, 31). Смех в Библии ассоциируется не с любовной заботой о ближнем, а с насмешкой, глумлением над его слабостью, страданием или грехом.

Против смехоблудия

Не ищите термин «смехоблудие» в словаре, его там нет. Я ввел новое слово в соответствии с правилами русского языка, чтобы хоть как-то обозначить наблюдаемую реальность. Справедливости ради надо сказать, что это слово уже встречается в Сети – видно, не мне одному оно пришло в голову. Под смехоблудием я понимаю смех, используемый как инструмент совращения, осквернения души человека. Слово «блуд» – родственное слову «заблуждение», т.е. – ошибка, искажение, промах. Блуд – это и есть ошибка, когда что-то в принципе хорошее используется в ложных, недобрых целях. Например, благословенное Богом в заповеди «плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю» влечение мужчины и женщины, призванное соединять мужа и жену в таинстве брака, может быть ошибочно использовано как дешевый «автомат удовольствия», и возникает блуд прелюбодеяния. Благословенная Богом способность к речи, используемая для гадких целей, превращается в словоблудие. Мы же сегодня умудряемся превращать в блуд даже смех.

С точки зрения психологии, шутка, ирония и юмор (в отличие от радости и веселья), часто носят провокационный характер. Тщеславный гордец с помощью иронии самоутверждается, унижая другого. Подлец насмешками провоцирует наивного человека на вспышку гнева, чтобы выставить его в дурном свете. С помощью юмора и двусмысленных шуток развратник как бы прощупывает, сможет ли он безнаказанно совратить собеседника. Он не станет прямо и всерьез предлагать женщине совершить прелюбодеяние, это опасно. Он шутя, будет постепенно опускать планку стыдливости, чтобы затем воспользоваться беззащитностью жертвы. Шутники бывают тонкими психологами, они используют юмор в качестве средства манипуляции людьми. Шутка и юмор – пространство туманной двусмысленности, недоговоренности, в которой можно преследовать гадкие цели, имея возможность «отыграть» назад, если совращение не удалось: «Это же шутка, я ничего такого не имел в виду. У вас что, чувства юмора нет?»

Можно представить Христа радостным, веселым, улыбающимся. Он претворил воду в вино на свадьбе в Кане Галилейской, чтобы освятить таинство брака и умножить радость новобрачных и веселье гостей. Апостолы начинали свои послания приветствием: «Радуйтесь». Прп. Серафим Саровский каждого приходящего встречал словами «радость моя». Мы поем: «Богородице, Дево, радуйся». Радость явно связывается с благодатью, даром Духа Святого. Евангелие – это не только благая, но еще и радостная весть. В то же время, невозможно представить Христа или апостолов смеющимися над скабрезными анекдотами, насмехающимися над падшими братьями, хохочущими в римских театрах. В конечном счете, смех, шутка, юмор, ирония, сатира – это выражения гордыни и нелюбви, дары духа лукавого. Недаром ад называют всесмехливым.

Не хлеб, а приправа

Если смехоблудие оскверняет душу, означает ли это, что православные должны ходить с постными скучными лицами, «как в воду опущенные», пугая неверующих людей? Вовсе нет. Я убежден, что подлинное лицо православного человека светится пасхальной радостью. Нет ничего радостнее вести о том, что Бог есть Любовь.

Пусть же в наших домах царят веселье и радость, рожденные радением о Господе и трудами ради ближних, а не смехоблудие, порожденное тщеславием и себялюбием. Оставим насмешки, ухмылки, иронию, сарказм, ерничество, «приколы», и другие фальшивые побрякушки духу лукавому. Пусть всесмехливый ад шутит, смеется, хихикает и гогочет – он не властен над нами, если мы этого сами не захотим. Будем проходить сквозь насмешки, не запятнав себя подленьким страхом показаться несовременными и лишенными чувства юмора, как проходили апостолы через языческие города, отрясая прах со своих ног. Нам, христианам, больше пристало помнить обетование Господа своим ученикам: «Радуйтесь и веселитесь, яко мзда ваша многа на небесах».

Цитаты из Священного Писания

«И сказала Сарра: смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется» (Быт.21,6).

«И пошел он оттуда в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый!» (4 Цар.2,23).

«Он еще наполнит смехом уста твои и губы твои радостным восклицанием (Иов.8,21).

«Потерпите меня, и я буду говорить; а после того, как поговорю, насмехайся» (Иов.1,3).

«И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль» (Прит.14,13).

«Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны дольные, и сожрут птенцы орлиные!» (Прит.30,17).

«О смехе сказал я: «глупость!», а о веселье: «что оно делает?» (Еккл.2,2).

«Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше» (Еккл.7,3).

«…и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!» (Матф.27,29).

«Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти» (Мар.15,31).

«И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий» (Лук.23,35).

«А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина» (Деян.2,13).

«Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время» (Деян.17,32).

«Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль» (Иак.4,9).

«Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение» (Еф.5,4).

Алексей Курякин, прихожанин храма Иоанна Предтечи

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *