Что значит некорректное поведение
Некорректное поведение: понятие, примеры. Поведение человека
В каждом обществе приняты свои нормы и правила поведения. Однако, увы, не всегда они соблюдаются. Человек хотя и знает, что будет выглядеть не самым лучшим образом в глазах других, все-таки поступается этими нормами. Какое же поведение обычно выходит за рамки корректности?
Определение понятия
С детства нас учат учтивым словам, правильному образу действий. Если говорить коротко, то некорректное поведение – это невежливость, грубость. Когда говорят о том, что человек ведет себя корректно, обычно имеется в виду следующее: он способен предсказать, какие последствия несут те или иные его действия, какую реакцию у окружающих они вызовут. Вежливый человек не позволит себе унизить другого; однако с равным уважением он относится и к себе самому.
Важность общения на равных
К сожалению, в наше время нередко умение вести себя достойно и вежливо воспринимается как признак слабости. Услышав учтивую фразу, по каким-то причинам некоторые люди начинают считать, что они имеют превосходство над тем человеком, который ее произнес, и в ответ на вежливость начинают демонстрировать некорректное поведение. Нередко случается так, что у тех, кто пользуется вниманием других людей, помощью или же просто ему по каким-то причинам повезло, начинает вырабатываться по отношению к окружающим не совсем адекватная позиция: они начинают считать себя выше и достойнее остальных.
Однако истина состоит в том, что вежливый человек – необязательно слабый. Это свидетельствует о том, что в наше время мало кто способен общаться на равных. И это относится ко многим общественным местам: магазинам, транспорту и даже интернет-форумам. Такие люди, проявляя некорректное поведение в ответ на вежливость, стремятся расширить собственные границы личности за чужой счет.
Как бороться
С некорректным поведением, к сожалению, сталкивается каждый. Даже самый солнечный и замечательный день может быть запросто испорчен чьей-то агрессией. Ситуация эта не из приятных, и она может случиться где угодно, особенно в больших городах с высокой плотностью населения. Иногда случается так, что злое слово переживается даже острее, чем плохой поступок в наш адрес. Обидчик уже давно забывает про ситуацию, а человек, который пострадал от его слов, постоянно возвращается к ней вновь и вновь. Однако бесполезно пытаться найти причину некорректного поведения в самом себе – как правило, она коренится в личности самого агрессора. Психологи утверждают: грубость – это черта характера тех людей, которые страдают от низкой самооценки. Они постоянно пытаются найти жертв, чтобы за их счет подпитать собственное жалкое достоинство. В общении с агрессорами психологи обычно рекомендуют придерживаться следующих правил:
Образ действий человека и факторы, оказывающие на него влияние
Что такое поведение человека в широком смысле? Этим термином обычно обозначают тот или иной образ действий, источником и единственным автором которого является сам человек. Внешне оно выражается в определенных движениях, мимике, речи. В науке существует немало различных классификаций поведения. На него оказывают влияние самые различные внутренние факторы и условия внешней среды. К первой категории относятся:
Грубость со стороны начальства
А как бороться с агрессией на рабочем месте, частным случаем которого является некорректное поведение руководителя? Здесь все усложняется, поскольку, если человек может покинуть автобус или магазин, где находится любитель самоутвердиться за чужой счет, то с рабочего места уйти так просто не получится. Однако здесь тоже можно принять определенные меры, чтобы защитить себя от грубости со стороны начальства.
Меры предосторожности
Отличной защитой против агрессивного поведения может быть игнорирование. Что значит некорректное поведение со стороны руководства? Начальник – точно такой же человек, как и все другие; и потому мотивы его агрессии могут мало чем отличаться от мотивов невежливого пассажира в автобусе. И как и всякому обидчику, ему важно не только «выпустить пар», но и удостовериться в том, что он вывел вас из эмоционального равновесия. Если же он увидит, что от вас невозможно добиться реакции, то вскоре такая игра ему может надоесть. Чтобы отвлечься от потока агрессии в свой адрес, отвлекитесь на обстановку в его кабинете или же начните просто рассматривать какой-либо предмет. Также психологи не рекомендуют смотреть разбушевавшемуся руководителю в глаза – если и нужно это сделать, то лучше направить взгляд на переносицу.
Кроме того, если руководитель начал грубить, лучше всего сконцентрироваться на улучшении качества своей работы. Ведь в таком случае у него не будет поводов для претензий, а значит, и для эмоциональных выпадов тоже. Не стоит искать причины некорректного поведения начальника. Скорее всего, в данной ситуации здесь от вас мало что зависит, и руководитель ведет себя агрессивно из-за неприятностей или собственной невоспитанности.
Некорректность
Некорректность – это личностные особенности человека, проявляющиеся в снижении уровня позитивного и благосклонно направленного общения. Зачастую такой стиль коммуникации создаётся намеренно, с целью досадить или от безразличия к чувствам окружающих. К некорректному поведению относят неумение или абсолютное нежелание взвесить реакцию на свои поступки и слова, неизменное следование намеренному нарушению установленных правил, преднамеренное пренебрежение этикетом. Некорректность предусматривает регулярную постановку неверно сформулированных вопросов.
Что это такое
Личный эгоизм у некорректного индивида всегда присутствует на первом месте, поэтому такой человек чаще всего нуждается в постоянном нахождении в центре внимания.
Понятие некорректности обширно и охватывает различные проявления, выражаясь в бесчувственном отношении к потребностям и мыслям окружающих. Например, сюда причисляют неосознанные личные негативные качества, проецированные на окружающих или холодность к чувственной сфере других.
Основной причиной выражения некорректности считают не столько неимение соответствующего образования и осведомлённости о нормах этикета, сколько внутренние нарушения границ другого человека.
Отмечаются случаи, когда личность с двумя высшими образованиями, выросшая в интеллигентной семье абсолютно некорректна в общении, в то время как другая, воспитывающаяся в интернате, без образования будет демонстрировать высокую степень обходительности и вежливости в своих проявлениях.
Личностными причинами, провоцирующими некорректность людей можно посчитать конфликт в самоосознавании, поскольку, когда изменяется восприимчивость к внутренним процессам личности, невозможно хорошо освоиться во внешнем взаимодействии. Это значит, что внутренний конфликт выступает причиной создания некорректной личности в социуме.
Что значит некорректное поведение? Механизм формирования некорректности достаточно прост: из-за внутреннего конфликта скапливается внутреннее напряжение, и чем больше оно сдерживается, тем резче происходит выплеск всего отрицательного, что накопилось в душе. Большинство некорректных людей отмечает то, что нереально контролировать неприятные комментарии в адрес других. Понятие некорректности имеет, как бессознательные, так и сознательные проявления. К бессознательным проявлениям относят неучтивость, которая является способом психологической защиты.
Не обладая умением блестяще противодействовать, не понимая своих внутренних разногласий, человек фактически в любой коммуникации ощущает опасность нападения. Как раз эта боязнь быть разоблачённым или задетым вынуждает человека осуществлять выпад заранее, провоцируя чрезмерно агрессивную реакцию к своему оппоненту.
Сознательная же некорректность выступает методом достижения каких-либо целей – это может быть временное расшатывание чужого эмоционального состояния, желание очутиться в центре внимания, повыситься по социальной или карьерной лестнице, применяя подлые и манипулятивные способы.
Некорректное поведение сотрудника на работе
Нет прямых норм, разрешающих приструнить некорректного сотрудника, который не прочь нахамить, проявить агрессию, но работодатель может ввести правила поведения в ранг обязательных. Неэтичное поведение сотрудника негативно влияет не только на работоспособность персонала, но и на психологический климат в коллективе, деловую репутацию организации. Если сотрудник систематически будет умышленно грубо нарушать установленные правила, то на работника можно будет воздействовать посредством штрафа или увольнением.
Некорректность работника может включать:
– оскорбительные замечания, реплики или жесты;
– применение ненормативной лексики в адрес конкретного лица;
– использование обидных сравнений, например, с неодушевлёнными предметами или животными;
– прикосновение без согласия к человеку, которое расценивается как циничное;
– агрессивный стиль общения;
Некорректность людей зачастую может выражаться в отсутствии такта и вкуса, пренеприятном стиле общения, когда собеседники становятся жертвами моральных уколов.
Некорректный человек умудряется появиться всегда в самый неподходящий момент, зачастую присутствует при начале конфиденциального разговора, он не умеет и не хочет соотносить громкость и интонацию произнесённых слов с ситуацией и реакцией других людей.
Сплетни, кривотолки, дерзкие отзывы обо всех, до кого можно дотянуться – признаки некорректности.
Причём такого человека ничего не останавливает, он может обсуждать интимные подробности, заболевания, недостатки внешности.
Любое некорректное замечание воспринимается сознанием, как нарушение личных границ.
Как противостоять некорректному поведению? Интеллигентных людей часто критикуют за неуверенность, чувственных натур называют нытиками, холериков осуждают за вспыльчивость и бессердечность. В описываемых случаях человек включает защитную стратегию, вследствие которой не удаётся изменить бестактного человека, однако реально открепиться от его нападок. От нетактичных вопросов идеально отшучиваться или давать пространственный ответ, можно игнорить вопрос, как в принципе и самого человека.
В наибольшей степени некорректное поведение может выражаться в вопросах о личной жизни. В ответ на выпад, касающийся личной жизни, можно поинтересоваться, как именно может касаться этого человека подобная информация.
Единственно верное решение будет просто не вступать в диалог, увеличивая дистанцию и ссылаясь на занятость и спешку.
Примеры в жизни
Примеров бестактности в повседневной жизни можно встретить множество, причём отдельные примеры некорректности могут объясняться некомпетентностью и непониманием ситуации.
Например, есть любители порассуждать в присутствии дам, зачем женщин поздравлять с 8 марта, ссылаясь на истоки возникновения этого праздника.
Некоторые личности могут язвительно отзываться о евреях, при этом зная, что они находятся рядом или высказываться на юбилее у пенсионера, что старость невыносима в любых проявлениях.
Даже обновку люди с отсутствующей корректностью могут так прокомментировать, что хозяйка вещи больше её не наденет, какой бы красивой она не была.
Обескураживающие примеры некорректности могут касаться неожиданных личных вопросов, когда у человека спрашивают следующее:
• Когда ты, наконец, женишься?
• Почему так плохо выглядишь?
• Почему с тобой развелась жена, случайно не из-за пьянки?
• Почему второй день в том же платье? Надеть нечего?
• Почему не заводишь детей?
Сама формулировка вопроса ставится таким образом, что человек ощущает себя неполноценным и недоумевает, что ответить. Такие вопросы ранят, поскольку нетактичный собеседник удовлетворяет своё любопытство и пренебрежительно относится к чувствам других.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Некорректное поведение — что это такое и как с ним бороться
Поведение людей бывает разным. Каждое общество имеет собственные нормы и правила поведения, которые однако не всегда и не всеми соблюдаются. Люди часто поступаются этими правилами, хотя знают, что плохо будут выглядеть в глазах других. Прочитав эту статью, вы узнаете, что такое некорректное поведение — понятие, примеры.
Поведение какое относят к некорректному?
Общие сведения
Понятие некорректного поведения
Ещё в детстве родители и другие взрослые учат детей правильному образу действий, учтивым словам, вежливости. А некорректное поведение означает грубость и невежливость.
Часто можно услышать такую фразу, что какой-то человек ведёт себя корректно. Это означает, что он может предугадать последствия своих действий и реакцию окружающих на них. Вежливый человек уважает сам себя, поэтому не унижает других.
Хорошим примером некорректного поведения является грубость и обзывания в автобусе или метро. Человеку может быть тесно в столпотворении, и он пренебрегает недостатком места в общественном транспорте. Однако, если кто-то из присутствующих сделает ему замечание, то он сразу же ответит грубо. Ещё одним примером некорректного поведения является грубое общение продавцов. При нежелании обслуживать посетителей, продавец может интонацией показывать свою агрессию. При этом он может пользоваться литературной речью, но его поведение будет расцениваться как некорректное. Возможно также и некорректное поведение преподавателя и некорректное поведение ребенка.
Общение на равных
Как это ни странно, на сегодняшний день способность человека вести себя вежливо и достойно воспринимается как слабость. Как только люди слышат в свой адрес от кого-то учтивую фразу, сразу же начинают думать, что чем-то превосходят человека, который эту фразу произнес. Выходит, что в ответ на элементарную вежливость они начинают вести себя некорректно. Некоторые люди начинают ставить себя выше других и считать достойнее других просто из-за того, что им кто-то помогает, они пользуются вниманием или им просто в чем-то повезло. Такая реакция является не совсем адекватной.
Но правда здесь в том, что вежливость человека не обязательно обозначает слабость. Это говорит о том, что в современном мире далеко не все могут общаться на равных. Это относится и ко всем общественным местам, таким как магазины, общественный транспорт и даже социальные сети.
СПРАВКА! Люди, проявляющие в ответ на вежливость некорректное поведение, просто желают расширить свои границы за чужой счёт.
Подробности
Как реагировать на некорректное поведение
Как это не печально, но абсолютно каждый человек сталкивается с некорректным поведением. Даже самые лучшие дни в жизни могут быть немного или даже сильно омрачены агрессией случайных или близких людей. Такие ситуации не редкие и очень неприятные, происходят они где угодно и с кем угодно. Особенно часто такие ситуации случаются в больших городах, где большое скопление людей не редкость. Бывает такое, что обидные и злые слова воспринимаются людьми острее, чем даже плохие поступки, сделанные в наш адрес. Причем обидчик обычно быстро забывает о том, что сказал, а вот пострадавший от его слов все время вспоминает и возвращается к той ситуации снова и снова.
Не нужно искать причину плохого поведения других людей в себе, ведь чаще всего они сами и являются этой причиной.
СПРАВКА! По словам психологов, грубость является характерной чертой людей с низкой самооценкой. Они все время в поисках жертв, чтобы можно было подпитывать свое жалкое достоинство.
Для общения с агрессивными людьми существует несколько рекомендаций психологов:
Факторы, оказывающие влияние на поведение человека
К внутренним факторам относят:
Наиболее ярким примером влияния генетики на поведение человека являются передаваемые по наследству психические расстройства. Например, больной человек осознает, что изменения в его настроении и поведении являются следствием какого-то расстройства, но без таблеток не может полностью с ними справиться.
Часто бывают случаи того, что заболевший даже банальной простудой человек хочет к себе увеличенного внимания, становится капризным.
Например, человек, находящийся под влиянием значимых для общественности событий, становится более уверенным в себе и энергичным.
Такие состояния, как голод или жажда, способны подействовать на человека определенным образом. Он начнет вести себя по-другому, чем когда все его потребности удовлетворены.
Некорректное поведение в отношении подчиненных
Если ваш начальник ведёт себя на работе некорректно, это значительно усложняет борьбу с агрессией. Сложности здесь возникают в том, что вы не можете покинуть рабочее место, как например выйти из автобуса или магазина, где находится человек, пытающийся самоутвердиться за чужой счёт. Но и тут можно использовать определенные меры, чтобы защититься от грубости и агрессии руководства.
Меры предосторожности
Хорошим вариантом защиты от некорректного поведения является игнорирование.
Некорректное поведение на работе по сути ничем не отличается от агрессии других людей. Ведь руководители такие же обычные люди, как и остальные. Именно по этой причине мотивы агрессивности начальника точно такие же, как у кондуктора автобуса или продавца в магазине. Как любой обидчик, начальник не только выпускает свой пар, крича на подчинённых, но и хочет убедиться в том, что вывел их из эмоционального равновесия. Если он не увидит от вас никакой реакции на его поведение, то такая игра ему быстро надоест. Для того, чтобы не обращать внимание на поток агрессии, попытайтесь отвлечься на мебель, картины в кабинете или просто смотрите на какой-то определенный предмет. Психологи советует не смотреть кричащему начальнику в глаза. Если это нужно сделать, то лучше направить свой взгляд ему на переносицу.
Также при начавшейся грубости со стороны руководителя, лучшим вариантом будет концентрация на улучшении качества вашей работы.
СПРАВКА! В этом случае у начальника не останется поводов для претензий в ваш адрес, а значит некорректное поведение уйдет в прошлое.
Искать причина агрессивного поведения руководителей лучше не стоит. От этого мало что зависит в этой ситуации, да и скорее всего начальник так себя ведёт из-за каких-то неприятностей или своей невоспитанности.
Нетактичное поведение сотрудника
Автор: Никитин В., аудитор КГ «Аюдар»
Тактичность – это умение вести себя в соответствии с этикетом и этическими нормами. Тактичность подразумевает не только простое следование правилам поведения, но и умение понимать собеседника и не допускать неприятных для других людей ситуаций, а также соизмерять собственные поступки, чувства, слова и интонации с поступками, чувствами и интонациями других.
Вправе ли работодатель указать в локальных нормативных документах учреждения на обязанность сотрудников вести себя на работе тактично? Можно ли привлечь сотрудника к ответственности за нетактичное поведение – наложить дисциплинарное взыскание или снизить размер премии?
Трудовое законодательство и нормативные правовые акты не раскрывают содержание термина «тактичное поведение». Каково общепринятое о нем представление? Тактичное поведение предполагает проявление вежливости, уважения и терпимости в отношениях с другими людьми. Тактичность на работе проявляется по отношению:
к другим сотрудникам учреждения (непосредственного начальника и руководства учреждения, подчиненным, сотрудникам других отделов);
к клиентам и посетителям учреждения.
Определенные этические нормы действуют и при обсуждении самого учреждения, его деятельности.
Нетактичность поведения может проявляться в следующем:
грубые слова, нелицеприятные высказывания. Например, Костромской областной суд в Апелляционном определении от 10.09.2012 № 33-1344 посчитал поведение нетактичным, когда сотрудник употреблял слово «оборзели» в отношении других сотрудников предприятия;
повышенный тон, например, громкая критика;
саркастичное выражение лица, усмешка и пр.
Тактичное поведение как элемент дисциплины труда.
Положения трудового права не содержат прямого требования к работнику вести себя тактично. Но общение с людьми на работе требует такта. А для некоторых профессий, видов работ тактичность поведения особенно важна, например, когда работа связана с частым общением с клиентами и посетителями (в сферах образования, культуры, здравоохранения, работа в колл-центре и т. п.).
Дисциплина труда – это обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами (ст. 189 ТК РФ). И к правилам поведения как раз относится тактичность.
Требование быть тактичным на работе может быть прописано в трудовом или коллективном договоре, должностной инструкции, локальных нормативных актах. Причем сотрудника нужно ознакомить с соответствующим документом. При этом, когда тактичность имеет повышенное значение для выполнения работы, в должностных инструкциях, правилах внутреннего трудового распорядка (ПВТР) и иных документах можно подробно описать требуемое поведение.
Например, ПВТР для врача санаторно-курортного учреждения могут быть предусмотрены следующие требования:
повседневно создавать благоприятные условия для отдыха и лечения больных и отдыхающих;
вести себя достойно и культурно;
к отдыхающим относиться с глубоким вниманием и чуткостью, проявлять к ним постоянную заботу, сочетая ее с разумной требовательностью по соблюдению отдыхающими санаторного режима.
В должностной инструкции воспитателя в детском саду могут быть предусмотрены следующие требования:
создавать благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого воспитанника;
способствовать развитию общения воспитанников;
помогать воспитаннику решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, родителями (лицами, их заменяющими);
соблюдать нормы и правила этики и этикета во внешнем виде и манерах поведения, педагогического такта и этики общения, создавать положительный образ педагога.
Дисциплинарное взыскание.
Согласно ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания:
3) увольнение по соответствующим основаниям.
Для применения дисциплинарного взыскания за нетактичное поведение как за нарушение трудовых обязанностей веским обоснованием может служить указание в трудовом договоре, должностной инструкции или иных документах о том, что сотруднику необходимо тактично себя вести, а также уточнения, в чем именно заключается тактичность поведения.
До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от сотрудника письменное объяснение (ст. 193 ТК РФ). Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется сотруднику под подпись в течение трех рабочих дней со дня издания, не считая времени отсутствия сотрудника на работе.
Какое дисциплинарное взыскание может быть применено за нетактичное поведение?
Как правило, нетактичное поведение само себе не несет существенных негативных последствий. Тогда соразмерное дисциплинарное взыскание – это объявление замечания.
Например, Московский городской суд в Определении от 24.12.2013 № 4г/4-13201 признал правомерным наложение на заведующую юридическим отделом универсальной научной библиотеки дисциплинарного взыскания в виде замечания в связи с невыполнением ПВТР, выразившемся:
в некорректном и недостойном поведении, отклонившемся от норм делового общения, принятых в учреждении;
в невыполнении обязанности проявлять вежливость, уважение и терпимость в отношениях как между работниками библиотеки независимо от должностного положения, так и между клиентами и посетителями.
Московский областной суд в Апелляционном определении от 24.02.2014 № 33-4084/2014 признал правомерным наложение учреждением санаторно-курортного комплекса дисциплинарного взыскания на врача-диетолога в виде замечания за нетактичное поведение в отношении отдыхающих.
Если нетактичное поведение повторяется из раза в раз, то после замечания сотруднику может быть объявлен выговор. Например, суд Ямало-Ненецкого автономного округа в Апелляционном определении от 18.07.2013 № 33-1508/2013 посчитал правомерным издание приказов МАОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» от марта и апреля 2012 года о привлечении сотрудника сначала к дисциплинарной ответственности в виде замечания, а затем и выговора за не соответствующее правилам внутреннего трудового распорядка и условиям трудового договора поведение, выразившееся в некорректных высказываниях и нетактичном поведении в отношении тренеров-преподавателей.
Можно ли применить дисциплинарное взыскание за нетактичное поведение сотрудника во внерабочее время?
Если подобное поведение было замечено во внерабочее время сотрудника, нужно исходить из того, что в такое время он не должен выполнять трудовые обязанности, поэтому ничего не нарушает, а следовательно, дисциплинарное взыскание нельзя применить.
Аналогичную позицию занял Челябинский областной суд в Определении от 12.05.2011 № 33-5025/2011, отметив, что день, когда сотрудник вел себя нетактично, являлся для него выходным и он был освобожден от исполнения трудовых обязанностей, поэтому наложение на него дисциплинарного взыскания в виде замечания неправомерно.
Что понимается под грубым нетактичным поведением?
Когда нетактичное поведение сопровождается грубым поведением и иными негативными действиями, то говорят о грубом нетактичном поведении. В таких случаях дисциплинарный проступок серьезнее, вследствие чего сотруднику может быть обоснованно объявлен выговор.
Например, Московский областной суд в Апелляционном определении от 17.08.2016 № 33-22354/2016 рассмотрел ситуацию, когда педагог-психолог детского сада отругала ребенка, взяла его за ухо и потянула, и признал правомерным применение дисциплинарного взыскания в виде выговора за грубое нетактичное поведение.
Суд исходил из того, что в обязанности воспитателя входит в том числе этичное и корректное отношение к воспитанникам, направленное на создание для них благоприятной микросреды, морально-психологического климата. В рассматриваемом же случае педагог-психолог допустила грубое нетактичное поведение в отношении воспитанника, отрицательно повлиявшее на его эмоциональное состояние, не разрешившее возникший между воспитанниками конфликт и повлекшее возникновение конфликтной ситуации в детском саду.
В Бюллетене судебной практики по гражданским делам Свердловского областного суда (II квартал 2006 года) признан правомерным приказ об объявлении сотруднице городской больницы выговора за грубое нетактичное поведение по отношению к больной.
Верховный суд Республики Дагестан в Апелляционном определении от 25.05.2016 № 33-2067/2016 рассмотрел ситуацию, когда в ответ на указание директора школы сотрудник грубо ему возразил в присутствии охранника школы, технички и рабочего, поднял шум в коридоре во время занятий и шел на директора с кулаками. Суд посчитал обоснованным объявление выговора за нетактичное поведение, грубость и невыполнение функциональных обязанностей.
Снижение размера премии за нетактичное поведение.
В перечне дисциплинарных взысканий, приведенном в ст. 192 ТК РФ, отсутствует снижение или лишение премии. Об этом говорят и судебные инстанции, например, Верховный суд в Апелляционном определении от 09.04.2015 № АПЛ15-100.
В то же время в локальных нормативных актах учреждения как одно из условий сокращения премии может быть предусмотрено нетактичное поведение сотрудника. Правомерно ли это?
Подобный вопрос анализировал Костромской областной суд в Апелляционном определении от 10.09.2012 № 33-1344 и дал положительный ответ. Он рассмотрел ситуацию, когда в трудовом договоре машиниста экскаватора указано, что работник обязуется быть тактичным и вежливым в трудовом коллективе.
В Положении об оплате и стимулировании труда, приложенном к коллективному договору, было сказано, что премирование персонала общества по итогам работы за месяц производится за качественное исполнение работниками должностных обязанностей, положений о структурных подразделениях, локальных нормативных актов, а также при условии соблюдения установленных норм.
Приложение к коллективному договору содержало перечень производственных упущений, за которые премия по итогам работы за месяц могла быть уменьшена частично или не выплачена полностью, в частности, в перечне было названо неэтичное поведение по отношению к работникам организации.
В служебной записке заместителя генерального директора говорилось, что в период проведения осмотра СИЗ в рамках работы комиссии по продлению сроков службы спецодежды сотрудник в присутствии непосредственного начальника и других мастеров без видимых причин позволил себе нелицеприятные высказывания в ее адрес, а также по поводу работы всего руководства предприятия. На замечания начальника участка не реагировал, высказываться не прекращал. Приказом генерального директора организации премия по итогам февраля 2012 года данному сотруднику была снижена за неэтичное поведение по отношению к руководству организации.
Суд поддержал работодателя: поскольку рассматриваемая премия относится к стимулирующим выплатам, не обязательным, работодатель вправе предусмотреть основания для частичного или полного лишения сотрудника такой премии.
Правомерность депремирования при наличии дисциплинарного взыскания подтверждается и иными инстанциями:
Минтруд в Письме от 14.03.2018 № 14-1/ООГ-1874 указал, что в положении о премировании работников в качестве основания невыплаты премии частично или полностью может быть предусмотрено наличие дисциплинарного взыскания;
Верховный суд в Апелляционном определении от 09.04.2015 № АПЛ15-100 отметил, что если выплата премии является правом, а не обязанностью работодателя и производится с учетом индивидуальных показателей, достигнутых сотрудником по итогам работы, то в качестве основания для депремирования может быть предусмотрено наличие дисциплинарного взыскания в период работы, за который начисляется премия.
Тактичность является одним из негласных элементов правил поведения на работе. Чтобы сотрудники не забывали о необходимости вести себя тактично, имеет смысл прописать это требование в трудовом или коллективном договоре либо локальном нормативном акте учреждения.
В случае нетактичного поведения работника на него можно наложить дисциплинарное взыскание или снизить размер его премии, если депремирование предусмотрено локальными нормативными актами учреждения. Требование о тактичности, прописанное в вышеуказанных документах, с которыми сотрудник ознакомлен, позволит учреждению обоснованно применить дисциплинарное взыскание или депремирование за нетактичное поведение.