Что значит негативная фотопленка
babooshkina
Павел Косенко фотографирует на плёнку, посвящает этому книги, ездит с фототурами в мурманскую Териберку, где снимали «Левиафана», а по воскресеньям учит энтузиастов проявлять фотоплёнки в своей московской лаборатории «Среда».
На прошлой неделе он читал в Екатеринбурге семичасовую лекцию о плёночной фотографии. Я сходила и записала конспект — получилась инструкция для тех, кто начинает снимать на плёнку или хочет делать это более осознанно.
Плёнка больше не умирает
После 30 лет затишья отношение к аналоговым технологиям изменилось. В 2015 году резко выросли продажи виниловых пластинок — всё потому, что появились проигрыватели-игрушки с блютузом и айфон-коннекторами.
Моментальные камеры «Инстакс» приносят «Фуджи» больше денег, чем цифровые фотоаппараты. В 2016 году компания планирует продать 5 миллионов камер. Пару месяцев назад легендарная «Лейка» представила мгновенную камеру «Софорт».
Продажи профессиональных плёнок «Кодак» растут с 2013 года и выросли уже на 5%. Сеть английских драгсторов «Бутс» (магазинов косметики и товаров повседневного спроса) в 2015 году начала продавать чёрно-белую плёнку «Илфорд» в 450 своих точках.
В 2015 году благодаря Квентину Тарантино и «Омерзительной восьмёрке» в США было восстановлено 50 кинотеатров для просмотра кино с широкой ленты. При съёмке фильма Тарантино не использовал никаких цифровых технологий, работал по технологии 1958 года, и даже титры вырезал ножницами по трафарету. Самые крутые и дорогие фильмы сегодня снимают на плёнку.
Считается, что плёнку производят два гиганта — «Кодак» и «Фуджи», а остальные закрылись. Но открываются новые. В 2008 году компания «Импоссибл» выкупила фабрику для производства кассет «Полароид». В 2012 года два итальянца приобрели полуразрушенный завод «Феррания» и уже выпустили первые образцы чёрно-белой плёнки. В том же году американская компания «Синестилл» изобрела и запатентовала технологию удаления сажевого слоя с киноплёнки (из-за этого слоя её нельзя проявлять на обычных машинах).
В России тоже есть энтузиасты. В 2016 году Денис Кораблёв начал производство фотоплёнки под названием «Тип Д». С каждой партией он вносит изменения в эмульсию.
Как устроена фотоплёнка
Производители фотоплёнки наносят на гибкую полимерную подложку чувствительную к свету эмульсию. Главные в ней — кристаллы галогенидов серебра, которые можно сравнить с крупицами соли.
Проэкспонированные и непроэкспонированные галогениды серебра ведут себя по-разному. Часть при проявке разрушается, часть — остаётся. Кристаллы, получившие солнечные фотоны, восстанавливаются до непрозрачного металлического серебра. Остальные смываются в процессе проявки.
Размер зерна влияет на чувствительность плёнки. Чем меньше галогенидов серебра, тем больше нужно света.
Плотность галогенидов серебра определяет степень почернения будущего негатива. Там, где плотность высокая — изображение будет чёрным (на отпечатанном изображении — светлым). Серебро там, где свет.
Плёночное зерно бывает разной формы. Есть два типа: традиционные кристаллы и кристаллы т-формы (плоские). Особенность вторых — высокая чувствительность к свету. Но эстетически картинка ближе к цифровой.
Зерно плёнки неоднороднее шума цифровой матрицы. Это даёт объём. При этом шум цифровой матрицы айфона ближе всего к плёночному.
В плёнке изображение состоит из зерна, в цифре — зерно наложено. Поэтому любая имитация заметна.
Позитивные и негативные плёнки
Плёнки с пометкой Color — негативные на просвет. Если положить негатив на чёрный фон, он будет выглядеть позитивом.
Плёнки с пометкой Chrome — позитивные. Позитив — это амбротипическое изображение, которое проявляется по другой технологии. Проявленный и непроявленный позитив, если их положить рядом, будут различаться только игрой света. Чёрно-белые позитивные плёнки встречаются редко.
Негативные и позитивные фотоплёнки — эквивалент цифровых форматов raw и jpeg. Негатив запасает много информации о тенях и светах, и этим можно по-разному воспользоваться при проявке (например, добавив света). Позитивное изображение — финальное. Как и джипег, позитив получается в результате автоматической обработки. Позитивное изображение готово к просмотру на проекторе.
В плёнку изначально заложено определённое решение, эстетический разбаланс. Но нельзя проявить негатив и сказать, что получились фотографии без обработки. Проявка — тоже небольшая обработка. Интерпретировать негатив при проявке можно по-разному.
И наоборот, в негативе важно снимать в плюс, вытягивать тени. Точечная экспозиция в негативе замеряется по теням, а не по самым освещённым местам, как в цифровой фотографии. Нужно направить точку в самую тёмную область.
Если снимать негатив как позитив, получится тёмное изображение с искажённой цветовой гаммой. Шумная некрасивая картинка — частый результат начинающих плёночных фотографов. Не нужно бояться пересветить негатив. Плёнку с ISO 400 можно использовать как ISO 100 или 150. Пересветить плёнку в два, три, четыре раза бывает полезно — конечно, не в ущерб логике.
Тридцатипятимиллиметровые, среднеформатные, листовые плёнки
Тип 135 — это плёнка 35 миллиметров шириной. Тридцатимиллиметровые фотоаппараты делают кадр размером 3,6 x 2,4.
Тип 120/220 — среднеформатные плёнки одинаковой ширины. Отличается длина — 12 и 24 кадра. Среднеформатные камеры делают кадры размерами 6 x 4,5, 6 x 6, 6 x 7, 6 x 9. У камер с кадром 6 x 4,5 размер отражён в названии (например, Mamiya 645).
Ещё существуют листовые плёнки с размерами кадра 4 x 5, 8 x 10 и бесконечным количеством других. Это дорогая плёнка: 10 листов 8 x 10 будут стоить около 300 евро, ещё 50 евро уйдёт на проявку.
Плёночные камеры различаются размерами изображения и оптическими свойствами. На узкий формат хорошо снимать далёкие крупные объекты. На средний формат — поясные портреты с объёмным задним планом. На крупном формате такие портреты можно снимать в полный рост. Чем больше формат — тем меньше зерна.
Чёрно-белые плёнки
Современные чёрно-белые плёнки бывают медленные и быстрые, с зерном т-формы и с классическим, гибкие и не гибкие. Гибкие плёнки можно интерпретировать при проявке, «пушить» (добавлять контраста) и «пуллить» (убавлять контраст).
Время чёрно-белых плёнок — зима. В плохих условиях они дают гораздо больше творческой свободы. Подходят для съёмки эмоций, репортажей.
Илфорд (Ilford) — ключевой производитель чёрно-белых плёнок.
На гибкие плёнки от Илфорд можно снимать, не глядя на размер ISO, только проявлять особым образом. Например, на Ilford HP5 400 можно снимать как на 1600 — особенно тусклой зимой. Важно указать это, оформляя заказ на проявку. Если фотография подписана аббревиатурой EI (explosion index) — это тот самый случай.
Обычно пуш-пулл процессы используют в комбинации с экспозицией. Чёрно-белую плёнку можно отснять по номиналу и перепроявить (сделать пуш) при проявке. Получится светлое и контрастное изображение.
Чёрно-белые плёнки Илфорд проявляются ручным способом. За исключением монохромной XP2 Super — она малоконтрастная, но подходит для быстрого результата.
Кентмир (Kentmere) — это плёнка Ilford PAN. Илфорд купил завод, но не стал переименовывать продукт.
Kodak T-Max с зерном т-формы и Kodak TRI-X — копия легендарной киноплёнки 5222 Double-X. Если вы чёрно-белый фотограф — вероятно, однажды придёте к этой плёнке.
ADOX — немецкая профессиональная плёнка с высоким разрешением.
Fujifilm Neopan Acros — единственная чёрно-белая плёнка у «Фуджи».
Все эти плёнки классные, и разницу без практики понять сложно. Все чёрно-белые плёнки изумительно работают со светом.
Agfa Scala — самая известная позитивная чёрно-белая плёнка. Она больше не производится, но мастер-роллы «Агфы» приобрела фирма ADOX и выпускает теперь плёнку ADOX Scala. Позитив очень важен для сканирования: будет больше полутонов и градаций света.
Astrum — украинский бренд. Его создали бывшие сотрудники завода «Свема». Они не производят плёнку, а перепаковывают разную старую. «Аструм» — самая бюджетная плёнка с многоразовой катушкой, слегка контрастная.
Тип «Д» — близкая к «Аструму» плёнка, только гораздо дороже. Можно заказать у Дениса Кораблёва на форуме «Клуб Дальномер».
Цветные фотоплёнки
Цветную плёнку производят два гиганта — «Кодак» и «Фуджи». Например, «Агфа фото» заказывает эмульсию на «Фуджи». Единственное небольшое предприятие, где её делают самостоятельно — немецкий «Адокс».
Kodak Color Plus — та же плёнка, что и Kodak Gold, что до 2007 года была шикарной. Самая дешёвая плёнка с разными модификациями.
Kodak Ektar — маджентово-красная плёнка, больше подходит для пейзажей.
Kodak Portra —самая лучшая цветная плёнка.
FUJI Superia, X-tra — плёнка с клёвыми цветами на ISO 400 и 800. Плёнку с номиналом 400 нужно снимать как 100. Её очень любят свадебные фотографы.
Fujicolor Print (Industrial) — плёнка для внутреннего японского пользования. Очень похожа на «Кодак Портра». Охраняется патентом «Фуджи», нельзя вывозить в Россию.
Fujicolor — хороша в пасмурную погоду, в солнечную выглядит перенасыщенной. Существует в модификации Fujicolor PRO.
Agfaphoto (Vista Plus) — бюджетная плёнка, льётся на заводах «Фуджи». «Агфа фото» и «Агфа» — это разные компании.
Astrum — перепакованный на Украине «Аэроколор» — «Кодак» для аэросъёмки. Плёнка с цветами, близкими легендарной Kodak Gold 2007. Astrum Negative Color 125, Kodak Aerocolor, Washi X400, Rollei CN200 — это плёнки-синонимы, только «Аструм» стоит дешевле.
Adox Color Implosion — ужас современных фотографов, очень крупнозернистая плёнка. Можно экспонировать как 100, 200 и 400. Хорошо снимать закаты и рассветы, оранжевое солнце. В обычных условиях — синеватая и зеленоватая.
OSCAR film — киношные фотоплёнки творческой лаборатории «Среда». У киноплёнок есть градации T (Tungsten) и D (Daylight) для павильонного и дневного освещения.
CineStill — негативные кино-фотоплёнки из США. Стоят около 12 евро.
FUJICHROME — цветная позитивная плёнка. Velvia не слишком подходит для съёмки людей, делая их лица красными. Портреты лучше снимать на Provia и Astia (которая больше не производится).
Просроченные плёнки
Плёнку с истёкшим сроком годности лучше переэкспонировать и проявлять по номиналу. Например, 400 снимать как 100 и проявлять как 400. Со временем плёнка теряет чувствительность. Есть плёнки, которые «проседают» в 2,5 раза. При экспозиции просроченной плёнке нужно дать больше света.
Если плёнка хранится в холодильнике — ей ничего не будет.
Нет никакого смысла использовать просроченную фотобумагу.
Проявка фотоплёнок
Каждый тип проявки имеет свой процесс. Он указан на ролике.
Чёрно-белые негативные плёнки проявляют по D-76 — так называется и процесс, и химикат-проявитель. Некоторые чёрно-белые (монохромные) плёнки можно проявлять по цветному процессу С-41.
Цветные позитивные плёнки проявляют по Е-6, цветные негативные — по С-41. Киноплёнки с сажевым слоем проявляют по ECN-2.
D-76, чёрно-белый негатив — почти всегда ручная проявка. У разных чёрно-белых плёнок — разное время проявки, плюс многие «пушат» и «пуллят». Проще, дешевле и интереснее научиться делать это дома.
Нужно купить бачок, научиться заряжать в него плёнку, фиксировать и смывать. Плёнка проявляется при температуре 20 градусов, а время проявления можно узнать в базе данных Digitaltruth Photo. Интересно, что для чёрно-белой плёнки не принципиальны колебания температуры в 1-2 градуса, а для цветной — важны половина или даже треть градуса.
Чёрно-белую плёнку можно проявить как позитив. Это называется проявкой с обращением. Обратить плёнку можно химически или светом.
Е-6, цветной позитив — проявка не регулируется ни по времени, ни по пуш-пуллу. Планируете снимать на цветной слайд — приготовьтесь к большим проблемам. Такие слайды проявляет только одна лаборатория в стране, и все заказы отправляются туда. Срок проявки — около недели, себестоимость — 300 рублей за ролик.
С-41, цветной негатив — стандартный машинный процесс: плёнка крутится из бачка в бачок, и изменить время проявки нельзя.
Кросс-процессы — это проявка плёнок не по их процессам. В обычных лабораториях фотографы проявляют позитивные плёнки как негативные, получая кислотную, ломографическую картинку. А вот цветные негативные плёнки редко проявляют по слайдовому процессу — результат абсолютно непредсказуем.
Сканирование фотоплёнок
Негативную фотоплёнку нужно интерпретировать — либо напечатать, либо оцифровать. По сути, сканирование — это печать на экран.
При печати и оцифровке повышается контраст снимка. Поэтому важно печатать не скан, а напрямую с фотоплёнки. Иначе отпечаток скана выйдет темнее, чем нужно.
Профессиональные сканеры («Никоны», «Минолты») сканируют медленно и дорого. Потоковые (Pakon F335, Fuji Frontier SP-3000 и другие) — снижают цену сканирования.
Некорректно утверждать, что оцифрованные снимки — это снимки без обработки. На степень коррекции при интерпретации изображения влияют настройки сканера. Сканер в лаборатории может настраиваться под определённые запросы.
Автоматические операции при сканировании негатива:
— Выбор точки фокуса сканера
— Экспозиция лампы сканера
— Общая яркость (плотность) изображения
— Выставление чёрной и белой точек с запасом
— Вычитание цвета подложки плёнки
— Кадрирование чёрной рамки
— Удаление пыли и царапин (digital ice)
— Вытягивание светов и теней
С каждым этапом картинка становится всё более цифровой. Самая полезная опция — удаление пыли и царапин. При этом некритично теряется резкость.
При сканировании слайда сканер запускает только выбор точки фокуса и экспозицию.
Неважно, в каком формате сканировать — jpeg или tiff. Качество не отличается, а хранить и работать с файлами тифф невыгодно.
Чем отличается слайдовая пленка от позитивной?
Позитивы и слайды схожи тем, что на обеих пленках в итоге появляется позитивное изображение. Но способы его получения принципиально разные. Чтобы это лучше понять, потребуется внести немного ясности насчет того, какие вообще бывают пленки. Итак:
negative films
Пленки для съемки негативного изображения, требующие дальнейшей обработки. Это пленки, с которыми фотографы чаще всего имеют дело — Kodak Color Plus 200, Kodak Portra 400, Fujicolor C200 и т.д. В кино это пленки Kodak Vision3 250D, Kodak Vision3 500T и т.д.
reversal films
Пленки для съемки сразу позитивного изображения. В фотографии такие пленки принято называть слайдами. Типичные слайдовые пленки — Kodak Ektachrome E100, Fujicolor Velvia 50 и т.д. В кино иногда тоже иногда снимают сразу на слайд, в частности на Kodak Ektachrome 100D.
В мире фотографии обычно отсутствуют промежуточные этапы печати с пленку на пленку, так как печать ведется с оригинала на бумагу (или через гибридный процесс с участием цифровых технологий). Поэтому фотографические понятия «слайдовой» и «позитивной» пленки смешались между собой. В этом нет ничего страшного, так как в каждой области формируется своя терминология. Но все же, фотографам стоит помнить о том, что они снимают на слайд, а не на позитив.
Из современных слайдовых (то есть reversal) фотопленок наиболее распространены Fijchrome Velvia 50, Fujichrome Velvia 100, Fujichrome Provia 100F, а также Kodak Ektachrome E100, производство которой Кодак восстановил в 2017 году.
Подписывайтесь на мой канал в Телеграме. Я в других соцсетях — Instagram, Facebook, Вконтакте, Youtube.
Что значит негативная фотопленка
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
2.141 Цветовые системы. История вопроса (часть 84)
Тема лекции: Фотография. Плёночная фотография. Фотоплёнка. Фотобумага. Негатив. Позитив.
Фотоплёнка
Фотографическая эмульсия представляет собой при температуре выше 40 °C вязкую жидкость, которая с понижением температуры превращается в студень. Она наносится на стекло, целлулоидную пленку и бумагу в виде тонкого слоя, который после высушивания образует светочувствительный слой фотоматериала.
Другие слои фотоплёнки:
На раннем этапе развития фототехники и кинематографа подложка киноплёнки изготавливалась из горючей нитроцеллюлозы, обладавшей наилучшими прочностными характеристиками из тогда существовавших прозрачных гибких пластиков.
2) Подслой. Этим слоем покрывают подложку фотоплёнки перед тем, как нанести светочувствиельную эмульсию. Предназначен для обеспечения необходимой прочности сцепления эмульсии с подложкой. Состоит из задубленной желатины и имеет толщину около 1 мкм. Прозрачен, бесцветен и химически инертен по отношению к всем компонентам светочувствительного слоя. На негативных плёнках его иногда делают окрашенным, тем самым заставляя его исполнять роль противоореольного слоя.
4) Противоореольный слой фотоматериала предназначен для устранения связанных с отражением и преломлением света в подложке фотоплёнки ореолов вокруг изображения ярких предметов и при съёмке против света. Состоит из желатины с добавлением веществ, поглощающих свет (красители, серое коллоидное серебро). В процессе фотохимической обработки противоореольные слои обесцвечиваются.
Цветные фотоплёнки и фотобумаги обычно имеют слой с коллоидным серебром. У фотоплёнок противоореольный и противоскручивающий слой совмещены и наносятся на обратную сторону подложки.
Дополнительно противоореольную функцию может исполнять окрашенная подложка плёнки и дополнительный мелкозернистый низкочувствительный слой, наносимый под основным высокочувствительным в чёрно-белой фотоэмульсии.
Классификация
Фотоплёнка делится на три большие группы:
1) Негативная. На плёнке этого типа изображение инвертировано, то есть наиболее светлым участкам сцены соответствуют наиболее тёмные участки негатива, на цветной плёнке инвертированы также цвета. Окончательное изображение получается на фотобумаге при печати.
2) Обращаемая, или слайдовая. Эта плёнка не предназначена для последующей фотопечати, изображение просматривается напрямую на проекторе или через лупу. Слайдовая плёнка также широко применялась в полиграфии благодаря меньшим потерям цветопередачи. Обращаемая фотоплёнка также бывает чёрно-белой, однако эта разновидность не получила широкого распространения.
3) Позитивная. Позволяет создавать диафильмы и слайды путём контактной или проекционной печати с негатива. Обладает низкой чувствительностью, но также и низкой зернистостью и высокой разрешающей способностью. Широко применяется в кино для создания фильмокопий, но в собственно фотографии используется редко.
В отдельных случаях для получения специальных эффектов может также использоваться кросспроцесс, когда негативная плёнка обрабатывается как обращаемая или наоборот.
Фотоплёнка бывает чёрно-белой или цветной:
Существует специальная монохромная плёнка, она обрабатывается по классическому цветному процессу, но формирует чёрно-белое изображение, а не цветное.
2) Цветная плёнка использует как минимум три слоя. Окрашивающие, адсорбирующие вещества, взаимодействуя с кристаллами серебряных солей, делают кристаллы чувствительными к различным участками спектра. Этот способ изменения спектральной чувствительности называется сенсибилизацией. Чувствительный только к синему, обычно несенсибилизированный, слой расположен сверху. Так как все остальные слои, помимо «своих» диапазонов спектра, чувствительны и к синему, их отделяет жёлтый светофильтрующий слой. Далее идут зелёный и красный. В процессе экспонирования в кристаллах галогенидов серебра образуются скопления атомов металлического серебра, точно так же, как у чёрно-белой плёнки. Впоследствии это металлическое серебро служит для проявления цветных красителей (пропорционально количеству серебра), далее снова превращается в соли и вымывается в процессе отбелки и фиксирования, так что изображение в цветной плёнке формируется цветными красителями. Современные фотоплёнки, такие как Kodacolor II, имеют до 12 слоёв эмульсии и содержат более чем 20 различных веществ в каждом слое.
Размеры фотопленки
Плёнка различается по размеру:
Бывает перфорированной шириной 16 и 35 мм, неперфорированной рулонной шириной 61,5 мм и плоской (листовой).
Наиболее распространена фотоплёнка шириной 35 мм (по формату совпадает с киноплёнкой той же ширины). Формат кадра 24×36 мм; встречаются также форматы 18×24 мм, 24×24 мм, 24×30 мм и др.
Неперфорированная фотоплёнка шириной 61,5 мм («средний формат») используется в профессиональной фотосъёмке. Формат кадра может быть 4,5×6 см, 6×6 см, 6×7 см, 6×8 см, и 6×9 см.
Листовая фотоплёнка выпускается в виде листов формата 9×12 см, 4″×5″, 13×18 см, 18×24 см и др. Применяется в фотокамерах большого формата.
Чувствительность фотоплёнки
Чувствительность фотоплёнки определяется свойствами фотоэмульсионного слоя. Измеряется в единицах ISO(ASA), градусах DIN или ГОСТ. Бóльшая чувствительность позволяет снимать при меньших выдержках, однако имеет и свои недостатки: повышается зернистость изображения. Иногда возможно применение push и pull обработки, когда фотоплёнка проявляется при специальных условиях, которые искусственно «задним числом» соответственно повышают или понижают чувствительность плёнки.
Плёнка специального назначения
Существуют фотоплёнки для специального применения. Например, чувствительные в невидимом для глаза ультрафиолетовом или инфракрасном диапазоне. Плёнки, чувствительные к рентгеновскому излучению, применяются в медицине. Для нужд микрофильмирования применяются специальные сверхконтрастные плёнки.
Фотобумага
В зависимости от фотографического процесса фотобумагой могут называть светочувствительный материал либо специальную бумагу для печати фотографий на принтере.
Фотобумага для использования в классическом фотографическом процессе покрыта светочувствительной эмульсией.
Фотобумагу, как правило, экспонируют с негатива (фотоплёнка, фотопластинка), используя фотоувеличитель, либо при помощи контактной печати. Под действием света в эмульсии происходят химические реакции, образуется скрытое изображение, преобразуемое в видимое при дальнейшей химической обработке (проявка, фиксирование).
Классификация фотобумаги
Фотобумага может быть предназначена как для цветной, так и для черно-белой фотографии.
Типы фотопроцесса
По отношению фотографического процесса к схеме «пленка-отпечаток» бумага делится на типы:
Типы подложки
3) Полиэстеровая. Этот материал в основном применяется как подложка для современный цветных фотобумаг.
Виды эмульсии черно-белых фотобумаг:
1) хлорсеребряная;
2) бромсеребряные;
3) хлоробромосеребряная.
Бумага для чёрно-белой печати выпускается как с постоянным, так и с переменным контрастом. Бумага постоянного контраста делится на мягкую, нормальные, контрастные и особо контрастные бумаги. По стандарту в СССР она маркировалась от № 1 до № 7 по возрастанию контрастности.
Бумага с переменным контрастом предназначена для мультиконтрастной печати, ее контрастность регулируется светофильтрами. В связи с более широким распространением мультиконтрастной бумаги, бумага с постоянным контрастом встречается значительно реже.
Фактура поверхности
Фотобумага выпускается матовая, глянцевая и тиснёная. Зеркального блеска (глянца) на поверхности фотобумаги достигают глянцеванием оной, обычно после окончания фотохимической обработки.
Негатив
Фото взято отсюда, там же много интересного про плёнку.
Цветной позитив и негатив
Позитив
В фотографии под позитивом понимают конечный продукт фотографического процесса.
Фотографический процесс разбивается на два этапа :
1) Негативный процесс:
При открывании затвора фотоаппарата свет от освещённого объекта проецируется на фотоплёнку (или фотопластинку) и засвечивает определённые участки на фотоплёнке (фотопластинке).
Фотоплёнка (фотопластинка) проявляется, то есть подвергается химической обработке. В результате на фотоплёнке (фотопластинке) образуется негативное изображение сфотографированного объекта.
2) Позитивный процесс:
Негативное изображение с фотоплёнки, с помощью проходящего сквозь фотоплёнку (фотопластинку) света, проецируется на фотобумагу.
На позитивном изображении (на позитиве), полученном на фотобумаге, цвета или чёрно-белые переходы, соответствуют сфотографированному реальному объекту. С одного негатива можно сделать любое количество позитивных изображений (фотографий).
В случае диафильма речь идёт о фотоплёнке, на которой формируется позитивное изображение (позитив). С помощью диапроектора изображение с диафильма проецируется на экран. На экране формируется позитивное изображение. Тёмным участкам на диафильме соответствуют тёмные участки на экране и наоборот.