Что значит небесный ребенок
Будьте как дети
Господь в Евангелии неоднократно призывает каждого человека уподобиться ребенку. Будьте «как дети» (Мф. 18: 3), «ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10: 14).
Каждый человек растет, развивается, становится взрослее. И это не только реальность нашего времени. Даже до грехопадения человек был призван возрастать в любви Божией, развивать свои способности. Так, он познавал творение Божие, нарекал имена животным (см.: Быт. 2: 20). По мысли святителя Василия Великого, древо познания добра и зла «было дано для того, что нужна была заповедь для нашего послушания». То есть и в раю человек воспитывался, развивался.
Так же и мы, взрослея, призваны становиться лучше, возрастать физически и духовно. Мы должны овладевать своими способностями и развивать дары Божии. Неужели вопреки этому Господь говорит: «Будьте как дети» – неумелые, неразвитые, беспомощные? Интуитивно мы с вами понимаем, что Он имеет в виду. Каждый, видя ребенка, чувствует, что мы потеряли, взрослея, в чем дети действительно лучше нас. Давайте постараемся немного разобраться в том, что же Христос так ценил в детях.
В раннем возрасте дети еще сохраняют поразительную целостность ума, сердца и воли. Им чужды такие качества взрослого человека, как двоедушие, лукавство, лицемерие. Гармония в душе ребенка позволяет видеть гармонию и вокруг себя. Получается, что это и есть то подлинное Царство Божие, которое находится «внутри нас» (Лк. 17: 21).
Детям свойственна простота, непосредственность, особая реалистичность души. Мир фантазии и мир реальности зачастую не имеют четких границ. Осваивая окружающий мир, они тут же творят что-то новое, воспринимая свою фантазию ничуть не менее реально, чем мир вокруг. Это же касается и времени. Вспомните, как долго ребенок осваивает наши привычные временные категории. Он уже хорошо говорит, многое знает и помнит, но, например, «вчера» и «год назад» для него одно и то же, прошлое живет в настоящем, а настоящее довлеет над будущим. Можно сказать, что это образ будущей жизни в вечности.
Мы, получив многие знания и опыт, теряем прямую связь сердца с Богом, свойственную детям
Дети по природе своей открыты, общительны. Они впитывают в себя новые знания, а сердце их открыто для слова Божиего, добра, света. Христос, видя, как дети тянутся к Нему, внимают духом любви и чистотой сердца, в Своей молитве к Отцу Небесному говорит: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф. 11: 25). Мы, обладая многими знаниями, разумом и опытом, теряем прямую связь сердца с Богом.
Доверчивость и благорасположенность к людям. Детям не свойственна неприязнь, злоба, вражда, ненависть к кому-либо. «На злое будьте младенцами» (1 Кор. 14: 20), – говорит апостол Павел, имея в виду то, как дети зачастую даже не видят зла вокруг, а если и чувствуют злое против себя, то очень быстро забывают и прощают обидчиков. Действительно, подобное познается подобным. Ребенок, по свойствам своим не знающий зла, не будет видеть этого зла и вокруг. Родитель, с гневом наказывающий своего ребенка, еще долго будет чувствовать тяжесть в своем сердце – последствие совершенного им греха. Ребенок же, быстро простив, снова бежит к родителю с полным любви сердцем. Все доброе, чистое вызывает у ребенка доверие и притяжение.
Вера для детей естественна, она является опытной частью их жизни. Наоборот, им несвойственны сомнения, колебания, лукавые мудрования и самооправдания. Их вера безотчетная и при этом искренняя. Ребенок с любой бедой бежит к маме, зная, что она поможет всегда. Эта вера в безусловную любовь и помощь распространяется и на жизнь духовную, естественная для ребенка вера в Бога формируется на опыте любви и доверии родителям. Дети верят в слова взрослых, для них эти слова то же, что и дела их. Если родители не бросают слов на ветер, а подтверждают разумные слова разумными делами, то обретают авторитет в глазах детей, полное доверие и сердечную дружбу. Вера детей во взрослых, вера последних в детей ведут к глубокой, искренней и естественной вере в Бога.
Ребенок обладает естественным смирением. Взрослея, мы отступаем от этой спасительной добродетели
Когда ученики спросили Христа: кто больше всех в Царстве Небесном, то Он, поставив дитя посреди них, сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное… Кто умалится [смирится], как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18: 1–4). Ребенок от рождения «умален», он обладает естественным смирением, скромностью. Взрослея, мы теряем эту спасительную добродетель и взращиваем в себе гордость, честолюбие, тщеславие. Мы уже считаем себя если и не лучше всех, то уж точно не хуже. Причем часто мы с раннего детства воспитываем в своих детях стремление быть лучше других.
Получается, что ребенок от рождения уже обладает многими качествами для жизни в Царстве Божием, но по мере взросления они ослабевают, теряются или даже заменяются противоположными страстями. Во многом этому способствуют те примеры, которые окружают растущего ребенка. Мы формируем себе подобных людей. Не имея подлинной духовной жизни, заботясь прежде всего о ценностях «мира сего», способствуем скорому отходу наших детей от их еще мало испорченной природы.
Существует путь избранных еще от чрева матери, примеры которых мы видим в житиях святых, угодивших Богу своей святой жизнью от младенчества. Однако для нас с вами Господь предлагает второй путь – путь возвращения к смиренному детскому духу: духу веры, любви, скромности, чистоты и безграничного упования на Бога.
Эзотерика: Четыре признака того, что у вашего ребенка «старая душа»
В западной эзотерике термин «старая душа» означает, что душа человека прожила очень много предыдущих жизней, прежде чем оказалась новом теле. Считается, что можно несложно отличить человека с такой душой, даже если он еще ребенок. Ниже своеобразная «памятка» для родителей, как узнать, что у вашего ребенка «старая душа».
Ваш ребенок задает очень глубокие вопросы
Обычные дети всегда любопытны и задают множество вопросов, к примеру «Откуда берется дождь?», «Почему солнце желтое?», «Откуда появляются дети?» и так далее. Но дети со старой душой задают куда более глубокомысленные вопросы.
«Откуда приходят мысли в голову?», «Куда попадают люди, когда они умирают?», «Куда я ухожу, когда мне снятся сны?» и так далее. Некоторые вопросы, которые задает такой ребенок, настолько глубоки и сложны, что могут застать врасплох и даже очень умный взрослый человек не сразу найдет, что на них ответить.
Также эти дети могут очень живо интересоваться проблемами смысла жизни и устройства вселенной. Даже в очень юном возрасте.
Ваш ребенок ведет себя не по годам взрослым
Такие дети с самого раннего детства словно уже понимают основные правила жизни и что в ней все может получаться не так, как хочется и не так, как планируешь. Они не суетятся, когда не получают желаемое и не устраивают истерики с плачем и катанием по полу, когда не добиваются своего.
К примеру есть видео на YouTube с розыгрышем, когда родители говорили своим детям, что они съели все их конфеты, собранные в Хэллоуин. И на фоне обычных детей, которые начинали волноваться, огорчаться или даже плакать, там было несколько детей, которые реагировали совершенно по-взрослому, очень рассудительно. Они принимали все как есть и просто говорили «Ну ничего страшного, в следующий раз я соберу побольше конфет». И все.
Также считается, что дети со старой душой очень терпеливы, отзывчивы и легко прощают других людей за их ошибки.
Ваш ребенок одарен
У вашего ребенка могут быть разнообразные социальные, интеллектуальные, музыкальные и прочие способности, которые намного превосходят то, что можно ожидать от ребенка этого возраста.
Считается, что Старые души наполнены воспоминаниями и навыками из прошлых жизней, и эти воспоминания все еще остаются где-то в душе, когда она переходит в новое тело. Вот почему поведение некоторых одаренных детей невозможно объяснить, если принять во внимание только навыки, которые они приобрели в этой жизни.
Хорошим примером этого является ребенок-самоучка, который сам по себе, без обучения, начинает хорошо играть на пианино, рисовать или лепить. Обычным детям для получения определенного навыка требуется усердный труд и годы тренировок, а таким детям словно сразу дался этот талант безо всякого труда.
Ребенок помнит прошлые жизни
Это, пожалуй, самый верный признак старой души. Некоторые дети, едва начиная говорить, рассказывали о том, что «раньше» они жили в другой семье, в другом городе, стране, культуре или другом времени.
К примеру вот такие рассказы:
«Когда моему сыну было 3 года, он сказал мне, что ему очень нравится его новый папа, что он очень красивый. Мой муж спросил его, что он имеет ввиду (ведь он его единственный папа), а сын ответил, что его старый папа был плохим и что он ударил его ножом в спину и он умер. А потом он сказал, что новый папа очень хороший, потому что он никогда так не делал».
«Однажды вечером моя 2,5-летняя дочь отчаянно не хотела купаться в ванной. Мы с женой стали говорить ей, что мыться это очень хорошо, потому что надо быть чистым, но она вдруг ответила «Никто меня там не спасет. Они пришли ночью сюда, выбили дверь, я пыталась убежать оттуда, но я умерла и теперь я здесь». Она рассказала это между делом, словно в этом не было ничего необычного».
В дополнение: У детей со «старой душой» из-за всего вышеперечисленного могут быть проблемы с детским обществом и учебой: в школе им не интересно, а на детской площадке с обычными детьми некомфортно. Они не особо любят смотреть телевизор, предпочитая вместо этого прогулки в парке или турпоход. У них скорее всего будет очень мало друзей, но не переживайте за них. Позвольте им раскрыть свою индивидуальность и свои таланты и гордитесь тем, что он уникален. Тогда он вырастет счастливым и самостоятельным человеком.
«Будьте как дети»: как мне откликнуться на этот призыв Христа?
Приблизительное время чтения: 10 мин.
В редакцию «Фомы» пришел вопрос от читательницы: «Здравствуйте! Я не совсем понимаю смысл фразы, которую произносит Иисус Христос: “Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное”. Мы должны быть беззаботны? И как это совмещается с трезвым взглядом на жизнь?»
О том, что вложено в эти слова Христа, и как отличить настоящую евангельскую детскость от инфантилизма, мы поговорили с протоиереем Владимиром Зелинским, настоятелем храма «Всех скорбящих Радость» в городе Брешия (Италия) и автором книги «Будьте как дети. Теофания детства».
— Отец Владимир, Вы посвятили исследованию этой фразы Христа о детях целую книгу. Расскажите, почему она Вас так заинтересовала?
— Когда-то меня приковали эти слова из 18-й главы Евангелия от Матфея. Они перекликались с другими словами о том, что, принимая дитя, мы принимаем самого Христа (Мк 9:36–37; Лк 9:47–48). Они звучали и поныне звучат твердо и недвусмысленно, даже категорично, и вместе с тем, как мне казалось, по сравнению с другими заповедями, не привлекали столь пристального внимания комментаторов.
В евангельском, Христовом «дитя» меня поманила какая-то тайна, то есть нечто большее, чем назидательный пример хорошего поведения для взрослых. Я попытался разгадать ее. Не для того разгадать, чтобы объяснить, что мы что-то должны — книга «Будьте как дети» как раз ставила своей целью уйти от моралистического понимания детства как некоего долга, который нужно исполнить. Ее целью было найти другое, неожиданное измерение младенчества. И если мы что-то должны, то прежде всего тому ребенку, который еще живет в нас. Мы должны его найти. Должны открыть заново собственное детство с его опытом, пусть и неосознанным, присутствия Божия. В устах Христа, смею думать, это и означало «быть как дети». Впрочем, не столько должны, сколько призваны. Призваны осуществить замысел о каждом из нас: быть с Богом.
— А как можно его осуществить?
— Для начала, скажем, удивиться тому, что Бог решил подарить нам жизнь. Вот лично каждому. Он захотел, чтоб мы были, вложил в это решение Свою мысль, Свою любовь. Свидетельства этой любви мы не раз находим в Библии, особенно в изумительном 138-м псалме. Попробуем вслушаться:
Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был втайне, образуем во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было.
Псалмопевец Давид ничего здесь не изобретает, но как бы «вспоминает» себя во взгляде Божьем. «Вспоминает» все свое существо — от формирования костей до дней предназначенной ему жизни, записанных в книгу Божьей памяти. «Вспоминает» себя как тело и себя как личность. Наука давно разгадала тайну возникновения человека как живого организма, но едва ли будет разгадана тайна возникновения личности. Потому что личность берет свое начало от замысла Божия о человеке даже и тогда, когда человек от этого замысла отступает.
И вот этот замысел приоткрывается в раннем детстве. Именно в раннем, пока змей еще не внушил нашему растущему «я» главную свою заповедь: будете как боги, знающие добро и зло. В раннем детстве мы еще не «боги», мы то, что недавно сотворил Бог при участии наших родителей, Им созданных.
Ребенок хранит в себе чудо шестого дня творения, когда человек явился в мир из Его деяния. «Быть как дети», «стать как дети» — значит отправиться на поиски этого чуда. Не в сентиментальном смысле, совсем нет, но в изначально религиозном, связующем нас с Творцом.
— В Евангелии мы не один раз встречаем мысль о том, что Царствие Небесное будет открыто младенцам, а не «мудрым и разумным». Разве мудрость и разумность — порок? Как нам следует это понимать?
— Попробуем задуматься: а что открыто младенцам? Им открыта — на каком-то доразумном, дорациональном уровне — любовь Божия. Она тайно светит в творении мира, в воздухе, которым дышим, в самом нашем существовании. В любви родителей, когда они есть. В природе, пока она не разрушена. В цветах, облаках, домашних животных. И вот когда человек ставит любовь в центр своей жизни, разум и мудрость повинуются ей, живут в гармонии с ней. Так возникают святые.
Или же разум становится господином нашего суверенного «я» и его страстей, которых это «я», даже очень религиозное и церковное, часто в себе не видит: гордыни, самолюбия, эгоцентризма. Отсюда вырастает ответ на вопрос: что делать? Не один ответ, а много, потому что мы свободны и можем выбирать разные пути.
И если мы что-то должны, если уж мы непременно хотим повернуть на мораль, то только одно: повиноваться любви. Нести ее в мир. Начав хотя бы с детей, со служения им. С их охраны, ограждения от зла.
Вообще, когда Вы открываете в себе любовь Божию, а это важнейшее открытие нашей жизни, столь редко сознаваемое, то не должны относиться к ней как к своему достоянию, к тому, что вам по праву принадлежит. Нет, любовь обнаруживает себя лишь тогда, когда вы бескорыстно ею делитесь. Мне приходилось читать о семьях, которые усыновляют больных сирот. Любовь Божия становится в них видимой, светящейся. Януш Корчак (ничего не знаю о его религиозных взглядах), который добровольно вошел с обреченными детьми в газовую камеру, до конца исполнил заповедь Христову: «стал как дети».
— Что скрывается за тем определением ребенка, младенца, которое дает Господь?
— Господь не дает в данном случае определений. Он загадывает загадку, которую мы должны разгадывать. Не умом разгадывать, не богословием, но сердцем, соучаствующим в любви Божией. То есть являть ее делом, делясь любовью, «становясь как дети».
Человек находит, определяет себя в ребенке. Из такого самоопределения, на мой взгляд, рождается и подлинное искусство. Я привожу в пример некоторых поэтов, особенно Хлебникова, у которого нахожу абсолютно младенческое, почти недоступное нам восприятие вещей в их первозданности, откровении первого безгрешного дня творения. Вот гениальный образ кузнечика: «крылышкуя золотописьмом точайших жил. » Поэт воспроизводит свой первый, еще доразумный взгляд на мелькнувшего кузнечика, тот мгновенный снимок младенческого восприятия, который теряется в памяти, но поэт способен его извлечь, а потом запечатлеть в слове. Настоящее творчество для меня — это освобождение в себе исчезнувшего ребенка.
— Встречали ли Вы людей, которые этому определению детскости соответствуют? Расскажите, когда, где, при каких условиях?
— Мне приходилось встречать людей, в которых как бы проявлялась эта «святая детскость» и становилась очевидной. Она, как ни странно, часто дает о себе знать в старости после долгой молитвенной жизни. Детство и старость Василий Розанов называл метафизическим возрастом. Но дело здесь не в какой-то философии, но в обретении однажды отпущенного, утраченного и вновь обретенного дара. Потому что детство — это дар, который нами потом тратится, стирается, теряется, но никогда не пропадает целиком, до самого конца. Вернуться к нему, обрести вновь, может быть, легче в старости, когда отодвигаются земные дела, слабеет их напор, но лишь в старости просветленной, вернувшейся к своему детскому началу в Боге.
В своей книге я упоминаю об особом выражении взгляда новорожденного, о котором пишет отец Павел Флоренский, и не только он. Иногда в этом взгляде приоткрывается какая-то бездонная мудрость, мелькает лишь на мгновенье, потом исчезает. Многим родителям случалось встретиться с этим удивительным взглядом своего ребенка, потом они забывали о нем. Почему я вдруг вспоминаю об этом? Потому что иногда он просыпается в людях, вновь достигших детскости. Встречаясь взглядом с другим человеком, мы чаще чувствуем в нем чужого, от которого хочется укрыться. Но вот от взгляда ребенка — никогда. И если взгляд ребенка просыпается во взрослом, то взгляд становится взглядом друга, сочувствующего, ближнего, но не взглядом соглядатая. Таков взгляд старца, настоящего духовника. Когда встречаешься с ним хоть один раз, потом не забываешь.
— Некоторые считают, что «быть как дети» — значит смотреть на все через розовые очки…
— Слова Христа если не обратитесь и не станете как дети обращены ко взрослым. Они давно не дети, они отягощены всем прожитым своим «я», всем накопленным, взрослым, неизбежно греховным опытом. И Христос вовсе не советует им «впадать в детство» и надевать розовые очки, которых, впрочем, тогда не было. Он зовет их к преодолению самих себя. К перемене ума. К внутренней работе, особой аскезе. Такая аскеза требует рассудительности, которая считается одной из главных монашеских добродетелей.
В своей книге я пытаюсь найти связующую цепочку между обращением в ребенка и становлением святого через покаяние и аскезу, через внутреннее очищение. То есть через борьбу со своим «я», желающим утвердить себя в этом мире, «разбогатеть» в нем, но не Богом разбогатеть, а самим собой, своими приобретениями в жизни, своими имениями, пусть даже имениями ума.
Для меня самого это было открытием: связь детства со святостью, причем, святостью стяжаемой, приобретаемой молитвой и постом. Наша греховная взрослость, то есть заложенная в нас воля к власти, накоплению, обладанию, служению себе, возвышению над другими, удобному устроению себя в этом мире за счет других и т. п. побеждается, преображается усилием сознательного «обращения в ребенка».
— Некоторые неверующие считают, что православные люди часто инфантильны и несамостоятельны, и аргументируют это мнение той же цитатой Христа. В чем они не правы?
— Не правы они прежде всего в том, что хотят спародировать Откровение. Люди, не уважающие веру других, сознательно, а иногда почти инстинктивно, хотят довести ее до нелепости, до пародии. Инфантильность — это и есть пародия на детскость. Как розовые очки — карикатура на младенческий взгляд.
— А как «детскость» христианина должна совмещаться с трезвым взглядом на жизнь?
— «Братия! Не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершенолетни» (1 Кор 14:20). Ум, о котором говорит апостол Павел, — это ум, обращенный к Богу и вместе с тем сохраняющий трезвость в делах практических. Посмотрите, как Христос решает проблему налогов: какая бы ни была власть, налоги надо платить. Но деньги на них Он находит как бы играя — ну хоть в рыбной пасти. Он показывает: пусть это не будет вашей заботой, ищите прежде всего Царства Божия, остальное. ну, пусть оно идет своим чередом.
И с Закхеем, заведомым жуликом, обращается как с возлюбленным чадом Божиим, ибо и он — сын Авраама. Как — духовно — и мы все. Закхей по-ребячески лезет на дерево, чтобы посмотреть на Иисуса, и, откликаясь на этот порыв, Иисус тотчас узнает в нем ребенка и говорит: «Приду к тебе». И вот ребенок, внезапно пробудившийся в сборщике налогов, раздает немыслимые обещания, не задумываясь, в силах ли он их выполнить. Шутка ли: «половину имения моего отдам нищим» — разве может такое сказать человек, привыкший считать деньги? Мы слышим здесь поистине детский лепет на пороге уже открывающегося Царства Божия. Это первые попавшиеся примеры, которых в Евангелии можно найти множество.
— Если перейти в практическую плоскость: что должен делать христианин, чтобы откликнуться на призыв Христа быть как дети?
— У меня нет готового списка практических рекомендаций. Для начала нужно найти ребенка в себе, чтобы суметь ощутить его в другом и полюбить его, как бывшего когда-то ребенка. Любовь научит и напомнит в каждой конкретной ситуации, как поступать, будучи младенцами на злое и совершеннолетними умом, перефразируя апостола Павла.
В своей книге я пишу о «цивилизации ребенка», которая должна стоять под знаком Христовой заповеди «принять дитя». Она могла бы научить нас сопротивлению той цивилизации аппаратов и умных («умнее» нас) машин, которая на нас надвигается. Ибо человек однажды, даже не заметив этого, может оказаться во власти своих собственных изобретений и оживших фантазий. А мудрость детства в Христовом его видении тогда вдруг окажется нашим убежищем.
Что значит быть ребенком в жизни? Бросить свои рыбацкие, свои житейские сети и следовать за Христом, как апостолы. Если Он зовет тебя, идти к Нему по воде, как Петр. Узнать Его мгновенно и исповедать, как тот евангельский Нафанаил, в котором нет лукавства. Вскрикнуть от радости как Мария Магдалина, встретив Его у пустого гроба.
Все эти случаи историчны, но вместе с тем они стали языком, точнее, метаязыком нашей веры. Каждый, если захочет того, может перевести этот образный язык в контекст житейских ситуаций, своего жизненного пути. Христос редко говорит ученикам: делай то, а того не делай, Он не руководит каждым нашим шагом. Он открывает истину — в том ребенке, которым мы были сотворены и которого можем узнать в других. Вот за этой истиной следует нам идти, помня слова: «сыны свободны» (Мф 17:26).
Беседовала Анастасия Спирина
Благодарим издательство «Никея» за помощь в организации интервью.
Беседа 4. Будьте как дети
Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж»: мы начинаем изучение 18-й главы Евангелия от Матфея, а тема сегодняшней беседы называется: Будьте как дети. Итак, мы рассмотрим 18-ю главу с 1-го по 6-й стих.
Читаем 1-й стих 18-й главы Евангелия от Матфея:
Если воспринимать слова вопроса буквально: «кто больше в Царстве Небесном?», то ответ очевиден: в Царстве Небесном больше всех Единый Бог – Пресвятая Троица. Но, похоже, вопрос задается в контексте учения Господа Иисуса Христа о том, что «Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:21 ). Хотя и это предположение условно, ибо апостолы спрашивали не о Царствии Божием, а именно о «Царстве Небесном».
Златоуст, о чем мы говорили в прошлый раз, считал недопустимым, что с Сына Божия испрашивали подать на Храм и его (Храма), как мы в прошлый раз выяснили, более чем сомнительные нужды.
Достаточно прочитать книгу Луи Финкелстайна, иудея по вероисповеданию (название книги «Рабби Акива»), чтобы убедиться, что Храм в 1-й половине I века был именно тем, чем его называл Христос. Сказано: «И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников» ( Мк.11:17 ). Произнося эти слова, Сын Божий точно цитировал пророка Иеремию, изрекшего: «Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? Вот, Я видел это, говорит Господь» ( Иер.7:11 ). То есть иудеи сами видели и знали, во что был превращен Храм: центр ростовщичества, базарной торговли, грабежа и обмана простых верующих. И участь Храма была печальна, Бог попустил его разрушение; это обстоятельство нас, россиян, должно заставить задуматься – а за что Господь попустил в XX веке разрушение и осквернение наших православных храмов?
Чтобы понять, почему Сын Божий был на стороне бедных и выступал против внешнего лидерства среди апостолов, надо представить, как жили простые люди святой Палестины. Историк Луи Финкелстайн так описывает жилище простого человека того времени: «Дом… был построен не из камня, мрамора или дерева. Он был подобен жилищам арабских феллахов наших дней. Стены были сложены из высушенных на солнце кирпичей, без всякого цемента или алебастры. Дверь была просто дырой в стене, через которую проникал свет и воздух. Крыша из смеси глины, соломы и земли, поддерживаемая стропилами из сухих ветвей, должна была защищать от солнечных лучей летом и от слишком сильных дождей зимой. На земляном полу лежали соломенные тюфяки, на которых все члены семьи и спали…
Пища этих крестьян самая простая. Ячменный хлеб с капустой, репа, может быть чеснок, утром и то же самое вечером. На большее не хватало. Недостаток топлива приводил к тому, что даже эти овощи чаше всего невозможно было сварить. Чтобы хоть как-то приготовить их, у богатого соседа или, может быть, в общественной водогрейке брали кувшин горячей воды и опускали в него овощи. Такая жизнь казалась им совершенно естественной. Они считали, что со стороны их предков было дерзостью просить Моисея о таких деликатесах, как дикий лук, огурцы и рыба. Им вовсе не казалось странным, что люди, требующие мяса, должны быть наказаны смертью за свой неуемный аппетит…
Поэтому можно понять, что стремление апостолов к старшинству носило и социальный оттенок. А неприязнь к богатым священникам росла в народе по мере того, как простые люди беднели, а духовенство все более и более богатело.
Но вернемся к вопросу апостолов: «кто больше в Царстве Небесном?» Скорее всего, они хотели этим вопросом выяснить, кто будет большим из них самих, когда они окажутся в Царстве Небесном. То есть до принятия Духа Святого в День Пятидесятницы они оставались плотскими, еще не просвещенными Духом Божиим. Сказано: «потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли [обычаю] поступаете?» ( 1Кор.3:3 ).
И тогда Христос предлагает им пример того состояния духа, при котором человек может войти в Царство Небесное. Здесь Христос даже не рассматривает вопрос: кто больший в Царстве Небесном, а рассматривается вопрос о качествах человека, могущего войти в Небесное Царство.
Блаженный Иероним Стридонский предполагает, что Он, Сын Божий, Самого Себя представляет дитем в Своих сыновних отношениях с Отцом Небесным. И действительно, Христу принадлежат и следующие слова: «Я пришел во имя Отца Моего» ( Ин.5:43 ); и еще: «Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня» ( Ин.14:28 ).
Иными словами, Христос, ставя дитя в пример апостолам, научает и нас всех делать все во имя Божие и заботиться иметь волю Отца Небесного, то есть Его Святой Закон, всегда в своем разуме. Сказано: «но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» ( Пс.1:2 ); и еще: «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая» ( Втор.6:6–7 ); и еще: «Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием» ( Рим.7:22 ). То есть дите, которое с доверием относится к своему отцу, – это пример для верующих с таким же, и даже большим доверием относиться к Заповедям Божиим. Сказано: «А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: “я познал Его”, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем» ( 1Ин.2:3–5 ).
То есть ребенок старается выполнить волю родителя – и уже в этом находит для себя великое удовольствие.
Один мужчина рассказывал мне, что долго искал для себя наставника. Но никак не находил. Он пытался руководствоваться духовным чтением, но и это ему мало помогало. Но когда он прочитал рассматриваемый нами текст из Евангелия и стал внимательнее присматриваться к своему пятилетнему сынишке, то, хотя видел в нем и то, чему совершенно не стояло подражать, нашел много добрых примеров: мальчик очень быстро забывал нанесенные обиды и очень радовался, когда ему удавалось выполнить то, что от него требовали или просто просили родители. В такие минуты ребенок просто сиял от радости. А главное, он имел полное доверие к своему отцу и к своей матери и в их присутствии чувствовал себя в полной безопасности.
Итак, как мы видим, святые Отцы и учители Церкви по-разному истолковывают тот или иной текст из Слова Божия. И это не значит, что они противоречат друг другу, напротив, они дополняют друг друга и показывают нам неисчерпаемые глубины Божественного Откровения.
Поистине каждый период в жизни человека может быть исполнен благодатью Духа Святого, но такое возможно только в Православной Церкви – хранительнице благодати Духа Святого. Сказано: «Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого» ( 1Ин.2:12–14 ).
В «Отечнике» святителя Игнатия Брянчанинова мы находим следующее повествование:
Конечно, для совершенства нам мало подрожать детям, тем более что в Библии мы находим и такие наставления: «Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» ( 1Кор.14:20 ). И действительно, в детях, особенно с годами, и даже с младенчества, мы можем наблюдать и ревность, и капризы, и даже агрессию. Но младенец или маленький ребенок делает это, скорее, инстинктивно, так что заподозрить его в сознательном зле невозможно. Посему апостол Павел и сказал: «на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни».
В контексте разных истолкований: кто такой – евангельское дитя, эти слова можно понять в разных патрологических контекстах: принять одно такое дитя означает и принятие кротости Христовой, и принятие Духа Святого, сходящего в сердце каждого верующего в простоте, поистине детской (Иероним, Ориген); это и подражание детям, и даже младенцам, в их незлобии; но прежде всего – это осознание того, что Бог Отец в Сыне Своем усыновил тебя и соделал быть чадом Божиим, сыном или дочерью, по благодати.
Миряне называют священнослужителей отцами. Некоторых это обстоятельство раздражает, так как в Евангелии ясно сказано: «и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» ( Мф.23:9 ). Здесь имеется в виду: в том смысле, что как Бог является Творцом всего человечества, то только Он один и может почитаться и называться ОТЦОМ в абсолютном понимании этого слова.
При этом Христос не запрещает называть отцом родного отца того или иного человека. Сказано: «Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать ; и: люби ближнего твоего, как самого себя» ( Мф.19:18–19 ). То есть родной отец остается таковым и по наименованию.
И если говорить о духовных отцах, об этом в Библии достаточно сказано – когда пророк Божий Илия возносился на огненной колеснице, его ученик, оставленный на земле, «Елисей… смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более. И схватил он одежды свои и разодрал их на две части» ( 4Цар.2:12 ). Богач, находясь в аду и видя на лоне Авраамове бедняка Лазаря, «возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною… Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое…» ( Лк.16:24–25 ). Здесь обращает на себя внимание то, что богач называет Авраама «отче Аврааме», а Авраам называет его «чадо», хотя между ними – столетия и столетия.
Апостол Павел в Посланиях к Тимофею пишет: «Тимофею, истинному сыну в вере…» ( 1Тим.1:2 ); и еще: «Преподаю тебе, сын [мой] Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами…» ( 1Тим.1:18 ); и еще: «Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего» ( 2Тим.1:2 ). Возникает вопрос: какой же Тимофей сын апостолу Павлу, если апостол Павел соблюдал безбрачие? Ответ очевиден: он, Павел, – духовный отец Тимофея. Сказано: «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» ( 1Кор.4:15 ) – то есть в Апостольской Церкви кто кого обратил ко Христу, тот и считался его духовным отцом в Господе. Ниже мы читаем: «Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви» ( 1Кор.4:17 ). Именно как «верного в Господе сына» посылает апостол Павел юного епископа Тимофея в Коринф, чтобы там он защитил своего духовного отца от клеветников и доносчиков. Так что слова: «и кто примет одно такое дитя во имя Мое» могут означать и призыв к духовничеству.
Но есть и прямой (простой) смысл, заключенный в этих словах: «и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает». Сказано: «Ни вдовы, ни сироты не притесняйте» ( Исх.22:22 ); и еще: «и веселись в праздник твой ты и сын твой, и дочь твоя… и сирота, и вдова, которые в жилищах твоих» ( Втор.16:14 ); и еще: «Отец сирот и судья вдов Бог во святом Своем жилище» ( Пс.67:6 ).
Недавно одна женщина рассказала мне, как она пошла, встречать своих детей из школы. И прямо против входа на школьную территорию какие то люди поставили свои машины, стоят, разговаривают друг с другом, не обращая внимание на то, что школьники с трудом протискиваются между их машин, покидая школьную территорию. Женщина обратила внимание автовладельцев на то, что дети перепачкаются, пролезая между их роскошных машин. На что один из них ответил: «Пускай! Машины чище будут».
Слово Божие, учит нас: «научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» ( Ис.1:17 ). В нашей стране не только сироты, но и все дети в целом, как наименее способные постоять за себя, находятся в зоне риска.
Каждый год в России, по официальной статистике, пропадает более 20-ти тысяч детей. По данным Минздрава, в России на 1000 наркоманов приходится 54 несовершеннолетних наркозависимых. Согласно официальной статистике, каждый год более 3-х тысяч несовершеннолетних совершают акт самоубийства. Если в 1996 г. в Москве проституцией занималось чуть более 1000 детей, то, по мнению газеты «Ленинградская правда» от 09.07.2003, далее цитирую: «А детская проституция… достигла просто угрожающих масштабов: в этом бизнесе, по оценкам специалистов, находится более 50-ти тысяч детей». И это только в центре нашей страны…
В широком понимании словосочетание малые сии – это любые люди, которых нам Господь посылает на нашем жизненном пути. То есть, служа любому человеку, мы служим Богу; как я часто подчеркиваю, в этом – универсальность христианства.
Посему конченые эгоисты (люди, которые жили только для себя и своих и не замечали нуждающихся) услышат в День Страшного Суда: «так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» ( Мф.25:45 ). А те, которые помогали каждому нуждающемуся, которого Господь Бог посылал им на их жизненном пути, услышат в День тот: «И Царь скажет им… так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» ( Мф.25:40 ).
Поистине каждый Евангельский текст столь чудесно многогранен, столь многому и по-разному может научить нас, что со всей уверенностью можно сказать: как небо отстоит от земли, так и слово Святого Евангелия – выше всех человеческих писаний, как и учит святитель Иоанн Златоуст. Посему будем и далее использовать субботние вечера на радио «Радонеж» для изучения Благой, или Радостной, вести – Святого Евангелия. И да поможет нам в этом Бог!