Что значит начало таможенного оформления

Растаможка: что растаможивать и как

Мало найти поставщика за границей, заключить с ним договор и доставить товар в Россию. Товар еще нужно растаможить. Для этого понадобится найти склад временного хранения, отправить декларацию в специальной программе и оплатить пошлины. В этой статье рассказываем, какие товары и услуги растаможивают и как это делать.

Что значит начало таможенного оформления. Смотреть фото Что значит начало таможенного оформления. Смотреть картинку Что значит начало таможенного оформления. Картинка про Что значит начало таможенного оформления. Фото Что значит начало таможенного оформления

Что нужно растаможивать

Растаможка для Евразийского союза — Таможенный кодекс Евразийского экономического союза

Растаможка — это неофициальное название, в законе процесс называется таможенным оформлением.

Таможенное оформление проводят для товаров и услуг. С товарами понятно: закупили за границей ручки — проходите оформление, закупили кресла — опять.

С услугами тоже нужна растаможка, но только если услуга идет в комплекте с товаром. Это нечастая практика, но такое бывает.

Клиент покупал в Испании дробилки для золоторудного месторождения. Такие дробилки изготавливаются с учетом условий эксплуатации. Например, возможно ли землетрясение в районе, какие температуры воздуха в разные сезоны и какая влажность. Еще учитывают химический состав сырья и плотность частиц.

Сначала испанские инженеры собирают данные, а потом готовят техническое задание. По этому заданию на заводе собирают дробилки.

Клиент оплачивает товар (дробилку) и услугу (разработку) технического задания. Это и значит оформить услугу и товар.

В случае из примера можно было заказать только анализ и разработку задания без самого оборудования, тогда не пришлось бы оформлять услугу на таможне.

Товары и услуги из стран Евразийского экономического союза не растаможивают. В этом союзе Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия. А вот если страна не входит в союз, тогда надо растаможивать.

Как проходит растаможка

Товар растаможивают, когда он пересекает границу. Обычно процесс выглядит так: компания заказывает товар за границей по договору, оплачивает, продавец отправляет товары международным перевозчиком. Товар приезжает на склад временного хранения, там же находится зона таможенного контроля.

Со складом временного хранения нужно заключить договор. После этого компании дают доступ в личный кабинет, где можно следить за перемещением товара. А еще можно попросить, чтобы звонили и писали смс, когда приходит товар.

В кабинете видно, что товар пришел, находится на складе и ждет растаможки. Это значит, что компании нужно заполнить декларацию на товар и отправить ее в Центр электронного декларирования. Декларация отправляется через интернет, ездить на таможню лично не нужно.

Как отправить декларацию на таможню

Чтобы отправить декларацию, нужна специальная программа. Таких программ, несколько, например есть Альфа-гдт за 14 800 рублей. Еще один вариант — заключить договор с компанией, которая проводит растаможку. В среднем это стоит 12 000 рублей за одну декларацию.

В декларации компания указывает код товара. Коды берут из единой товарной номенклатуры. Эти же коды есть в программах для отправки декларации. Если выбрать неправильный код, инспектор на таможне не пропустит товар.

Что значит начало таможенного оформления. Смотреть фото Что значит начало таможенного оформления. Смотреть картинку Что значит начало таможенного оформления. Картинка про Что значит начало таможенного оформления. Фото Что значит начало таможенного оформления

Компания заполняет и отправляет декларацию, затем ее проверяет инспектор таможни. Инспектор смотрит декларацию в Центре электронного декларирования. Там же проверяет остальные документы: инвойс, контракт с поставщиком, разрешительные документы.

Что значит начало таможенного оформления. Смотреть фото Что значит начало таможенного оформления. Смотреть картинку Что значит начало таможенного оформления. Картинка про Что значит начало таможенного оформления. Фото Что значит начало таможенного оформления

Инспектор смотрит, правильно ли заполнена декларация, все ли документы прикреплены, и обращает внимание на коды. Если в кодах ошибка или не хватает документов, в личном кабинете будет запрос на добавление документов или появится отметка «Отказ в выпуске». В программе можно дослать документы, штрафа за это не будет.

Что значит начало таможенного оформления. Смотреть фото Что значит начало таможенного оформления. Смотреть картинку Что значит начало таможенного оформления. Картинка про Что значит начало таможенного оформления. Фото Что значит начало таможенного оформления

За неверную информацию в документах для таможенного оформления есть штраф от 50 000 рублей до 300 000 рублей с конфискацией товара.

Инспектор проверяет документы, декларацию и ставит отметку «Выпуск товаров», если нет ошибок. Это значит, что товар можно везти со склада временного хранения на склад компании.

Что значит начало таможенного оформления. Смотреть фото Что значит начало таможенного оформления. Смотреть картинку Что значит начало таможенного оформления. Картинка про Что значит начало таможенного оформления. Фото Что значит начало таможенного оформления

На проверку декларации у инспектора таможни есть 4 часа с того момента, когда он присваивает номер декларации и регистрирует ее. Через 4 часа инспектор выпускает товар, запрашивает документы или отказывает в выпуске.

Пошлины списывают, когда оформляют декларацию, но это тема отдельной статьи.

Короче

Как растаможить товар

заключить договор с продавцом;

доставить товар на склад временного хранения;

заполнить и отправить таможенную декларацию;

забрать товар со склада временного хранения.

Что нужно растаможивать

услуги, если они оказываются вместе с поставкой товара.

4 часа

есть у инспектора на проверку декларации и документов на товар

Источник

Посылка застряла на таможне. Что делать?

Инструкция от человека, который ходит на таможню, как на работу

В июле я провел на московской таможне 12 часов, выцарапывая у них свои посылки из-за границы.

Я уже знаю в лицо местных инспекторов, прихожу хорошо подготовленным и могу решить вопросы если не быстро, то хотя бы с первого раза. Вот что я узнал о получении посылок через российскую таможню: прочитайте, если заказываете что-нибудь из-за границы.

Что вы узнаете

Как связаны посылка и таможня

Чтобы попасть в Россию, посылки из-за границы должны преодолеть таможню: это специальная служба, которая следит за ввозом и вывозом товаров через границу. Отделения таможни есть в аэропортах, морских портах, при почтамтах. Когда вы прилетаете в Россию и идете по «зеленому коридору» в аэропорту — это тоже таможня.

Задача таможни — следить, чтобы в Россию не ввезли ничего запрещенного, не вывезли ничего ценного, а за все нужные товары были уплачены пошлины.

Когда международная посылка прилетает в Россию, она тоже проходит таможню. Это касается всех посылок без исключения, даже отправленных курьерскими службами. Таможенник проверяет содержимое посылки (на рентгене, по документам и иногда даже лично) и если все в порядке, пропускает посылку дальше в страну. В большинстве случаев это происходит незаметно для нас: мы просто получаем посылку в том виде, в котором ее отправили. Мы даже не знаем, что она прошла таможню.

Но иногда таможня может не выпустить посылку и пригласить получателя на разговор.

Почему таможня задерживает посылки

У таможни много поводов задержать посылку, но в нашем случае, скорее всего, это будет одно из четырех:

В этих случаях получателя пригласят в местное отделение таможни, чтобы дать разъяснения и оплатить пошлины.

Нельзя ввозить

На момент написания этой статьи в Россию нельзя ввозить (или введены ограничения на ввоз):

Как понять, что посылку задержали на таможне

Если таможня задержит вашу посылку, произойдут две вещи:

Если вы получили заказное письмо, собирайте документы и готовьтесь отпроситься с работы.

Обратите внимание на срок хранения посылки: если он вот-вот истечет, нужно прийти как можно скорее. Есть опасность, что между первым приходом на таможню и фактическим выпуском посылки пройдет 2—3 дня — придется собирать какие-то дополнительные документы или вас не успеют принять в первый день. За это время срок хранения может истечь, а посылку отправят обратно.

Можно написать заявление на продление срока хранения, но первый визит в любом случае лучше не откладывать.

Не получайте письмо, если не собираетесь на таможню

По уведомлению в вашем почтовом ящике вы поймете, что письмо пришло от главпочтамта.

Если вы понимаете, что на таможню вы не пойдете из экономических соображений (читайте об этом ниже), можно просто проигнорировать письмо. Тогда посылка через две недели уедет обратно, а вы сможете снова заказать этот товар через некоторое время, например, когда сбросится лимит на беспошлинный ввоз.

Что взять с собой на таможню

Так как мы еще не знаем, почему таможня задержала посылку, нужно готовиться к худшему. Вот что брать с собой из документов.

Письмо и уведомление, которое вам прислали. Это основание для того, чтобы таможенник с вами говорил. Письмо нужно будет отдать, а по уведомлению вам выдадут посылку, если все будет нормально.

Копии паспорта: первой страницы и регистрации. Понадобится одна копия, но не навредит иметь несколько в запасе. Когда заказываешь товары из интернета, бывает трудно остановиться. На Варшавке ксерокс есть прямо на почтамте, 15 Р за копию.

Копии документов родственников. Если в посылке много товаров, которые вы заказывали для членов семьи, потребуются копии их паспортов, чтобы доказать, что товар вы заказали не на продажу, а родным. По копиям должно быть понятно, что это ваши родственники. Если непонятно — копии документов, которые устанавливают родство: свидетельства о браке, свидетельства о рождении.

Подтверждение покупки — инвойс из интернет-магазина и подтверждение оплаты. Инвойс обычно скачивается на сайте магазина, а чек — в интернет-банке. По инвойсу и чеку должно быть понятно, что оплачивали товар именно вы.

Описания того, что лежит в посылке. Нужно быть готовым объяснить таможеннику, что лежит в посылке, с картинками. Подойдут фотографии товара с сайта, распечатки страниц интернет-магазина. Если в посылке много разного, документы нужны на всё: таможенник может иметь вопросы к какой-то конкретной вещи. В прошлый раз, когда я ходил на таможню, у меня был десяток фотографий товара в посылке, таможенник с большим интересом их изучил, спрашивал «А это что? А вот тут? А это как работает?». Фотографии очень помогли.

срок хранения посылки на таможне

Из бытовых вещей стоит взять еще вот что.

Набор ярких наклеек Post-its и необычный маркер. Вы удивитесь, зачем они пригодятся. Пока что просто бросьте в сумку.

Планшет или ноутбук и питание к нему. За один визит на таможню я успеваю сделать двухдневный объем работы.

Обратите внимание на приемные дни таможни и время работы. В Москве на Варшавке в понедельник не принимают физлиц, а в субботу короткий день. Лучше приезжать со вторника по пятницу прямо к девяти утра, а то и к половине восьмого.

Что делать в очереди

Разные таможни работают по-разному: где-то это полный ад, где-то — цивилизованное место. Расскажу о таможне на Варшавском шоссе, 37, в которой получают посылки те, кто заказывал их в Москву. В ней прошли мои лучшие годы.

Таможня на Варшавке — это дюжина окон, из которых при мне работали в лучшем случае два — говорят, не хватает персонала. Очередь движется медленно. Табло с электронной очередью висят, но не работают, поэтому всякий раз, когда я там был, приходилось стоять в живой очереди.

Особенность живой очереди на этой таможне в том, что она движется чудовищно медленно (при мне через два окна проходило 3—4 человека в час), и люди часто уходят не дождавшись. Порядочные люди уходят, заранее познакомив тех, кто за ними, с теми, кто перед ними. Но бывает, 2—3 человека из середины очереди молча сдаются, а потом не найти концов, кто был за кем. Начинаются вопли, истерики и размахивание руками.

лимит на беспошлинные покупки за границей в месяц

Совет. Возьмите с собой набор ярких наклеек Post-its и яркий маркер. Если на вашей таможне живая очередь, напишите на этих ярких листочках номера и раздайте всем, как будто это электронная очередь.

Вы не обязаны этого делать, но этим жестом вы сильно упростите всем жизнь, в первую очередь — себе. Когда у человека на руках яркая бумажка с номером, он спокойно чувствует себя в очереди, никто не спрашивает: «Девушка, а вы за кем?», нет проблемы, что «Вот за мной занимал молодой человек, но он ушел, но вы держитесь вот женщины в красном». Будьте тем человеком, который навел порядок в очереди. Вас не поблагодарят, но следующие 3—4 часа вы проведете в спокойствии. Если не вы, то кто?

Если душно. Если вы на Варшавке и вам душно — найдите возле информационного стенда панель кондиционера. Она работает. Нажмите на кнопку — всем станет легче.

Что делать с инспектором

Когда подойдет ваша очередь, отдаете инспектору уведомление. Он находит ваше дело и начинает с вами работать. Он будет задавать вопросы и просить пояснения по поводу вещей в посылке. Показывайте ему все документы, которые вы заранее приготовили.

Никаких посылок у инспектора нет, в глаза он их не видел и никогда не увидит. Он смотрит только на документы. Поэтому предложить инспектору открыть посылку и убедиться в чем-то самому — не выйдет. Сама посылка лежит где-то на складе двумя этажами ниже, выдавать ее вам будут совсем другие люди.

Все инспекторы, которые мне попадались, были спокойными, методичными и дружелюбными. Они работали медленно, но тщательно. Если было что-то непонятно, мне все разъясняли. Когда им хамили и огрызались из-за долгого ожидания, они обреченно разводили руками. Никакого адского совка и хамства я не встретил, хотя люди в очереди постоянно жаловались на изменения правил и неточные инструкции.

Тут нужно понимать, что мы имеем дело с людьми, которые, в свою очередь, имеют дело с бумагами и регламентами. Они должны соблюсти все формальности и правила, это их задача. Если инспектор что-то нарушит или ошибется с бумагами, ему за это прилетит. При этом он человек, может ошибаться. Но в итоге нам не нужно, чтобы он все сделал правильно, — нам нужно понять, какие конкретные действия от нас ожидает этот конкретный инспектор, чтобы выпустить нашу конкретную посылку.

Совет. Постарайтесь сделать все по максимуму на месте, не перенося работу на следующий день. Например, инспектор может попросить написать какое-то разъяснение. Договоритесь, что обратно вы придете без очереди через 10 минут.

Если отложить дело на завтра, то вам может попасться другой инспектор, и он уже вместо разъяснения может попросить другой документ или вообще отправить вас в какой-нибудь таинственный отдел, о котором никто еще никогда не слышал. Все люди, которые при мне возвращались на следующий день, всегда начинали разбирательство с начала и были очень раздосадованы, что каждый новый инспектор требовал от них каких-то новых вещей.

Чего не стоит делать на таможне

Не стоит упоминать слова «на продажу». Инспектор решит, что это коммерческая партия, а вы не платите пошлины.

Не стоит говорить слова «слежка», «трекер», «скрытая аудиозапись», «шифрование». Все средства шифрования должны проходить специальную проверку в органах. Если, например, вы заказали из-за границы компьютер или микроконтроллер, помалкивайте, что на нем можно что-то зашифровать или за чем-то следить.

Не стоит психовать и истерить. Инспектор работает по регламенту и сидит за стеклом. Ему все наши психи до лампочки. А вот если ваше разбирательство с инспектором затянется, вашим коллегам по очереди будет видно, что вы тормозите весь процесс, — они могут устроить народный суд.

Оплата пошлины

Вероятное развитие событий — если вы заказывали из интернета что-то дорогое и превысили лимит на беспошлинный ввоз, который сейчас составляет 31 кг и 500 € в месяц. В случае превышения придется доплатить пошлину 30% от стоимости, превышающей лимит, или 4 € за каждый килограмм перевеса. Скорее всего, даже с этой доплатой покупка выйдет дешевле, чем в России.

Пошлина оплачивается почтовым денежным переводом, который можно будет оформить тут же на почтамте. Они берут комиссию.

Что если не пойти

Если не сходить на таможню до истечения срока хранения посылки, скорее всего, ее отправят обратно в магазин. Чаще всего магазины возвращают стоимость товара, но удерживают стоимость доставки. Возможно, в этом есть экономический смысл, смотрите.

Допустим, вы заказали товар за 490 €, но так сложилось, что в этом месяце вы уже купили товаров на 500 € и превысили порог беспошлинного ввоза. Нужно будет доплатить пошлину 150 € и потратить время на таможне.

Пять часов на таможне стоят вам каких-то денег. Допустим, вы зарабатываете 500 рублей в час. Поход на таможню, не считая транспорта и накладных расходов, обойдется вам в 2—3 тысячи рублей. Зато товар будет сразу.

С другой стороны, можно проигнорировать товар, дождаться его возвращения в магазин, добиться возврата денег и заказать его снова, когда лимиты обнулятся. Товар будет через 1,5—2 месяца, зато сразу окажется на почте возле дома.

Два варианта экономии

Пойти на таможню, оплатить пошлину:

Не пойти на таможню, перезаказать товар:

Как сохранить разум на таможне

Что значит начало таможенного оформления. Смотреть фото Что значит начало таможенного оформления. Смотреть картинку Что значит начало таможенного оформления. Картинка про Что значит начало таможенного оформления. Фото Что значит начало таможенного оформления

Статья устарела, сейчас лимит 500 евро или 31 кг в месяц

Что значит начало таможенного оформления. Смотреть фото Что значит начало таможенного оформления. Смотреть картинку Что значит начало таможенного оформления. Картинка про Что значит начало таможенного оформления. Фото Что значит начало таможенного оформления

Михаил, спасибо, обновили. Теперь актуальная.

Что значит начало таможенного оформления. Смотреть фото Что значит начало таможенного оформления. Смотреть картинку Что значит начало таможенного оформления. Картинка про Что значит начало таможенного оформления. Фото Что значит начало таможенного оформления

Никита, теперь 200 евро за посылку:)

Что значит начало таможенного оформления. Смотреть фото Что значит начало таможенного оформления. Смотреть картинку Что значит начало таможенного оформления. Картинка про Что значит начало таможенного оформления. Фото Что значит начало таможенного оформления

Это всё правильно. только как быть, если живёшь в Ростове, а посылка в Москве (Краснознаменск), тем более брокер ОПИНТЕР. Посылка просто лежит-лежит и уезжает обратно в Китай. Причём Вам ни ответа ни привета ни от кого. Алиэкспресс, 250 Евро(единственная), магнитола в а/м, А последнее сообщение по отслеживанию : «Самолёт приземлился». Просто по прошествии времени отправляют в Китай и не потому что таможня прицепилась, а потому, что ОПИНТЕР ничего не делает.

Что значит начало таможенного оформления. Смотреть фото Что значит начало таможенного оформления. Смотреть картинку Что значит начало таможенного оформления. Картинка про Что значит начало таможенного оформления. Фото Что значит начало таможенного оформления

Информация на январь 2021. Пришлось сегодня посетить здание на Варшавке.

Часы работы теперь — с 09 до 21 во все дни. В 10:30 субботы таможенный зал был вообще пуст, но после моего прихода начали потихоньку появляться люди, но инспекторов хватило на всех, никто при мне не ждал. Необходимо взять талон электронной очереди (её маленький терминал неочевидно расположен между окнами 5 и 6), окошко с инспектором открывается через пару минут.

Все указанные в статье документы живо интересуют инспектора, хорошо, что не поленился и заранее напечатал (хотя вроде бы в главном зале стоит автомат, позволяющий за деньги печатать и копировать бумаги). Оказалось, что магазин в качестве таможенной стоимости указал полную цену без учёта рождественской скидки. Объяснение расхождения со слов инспектора устроило, но пошлину пришлось платить с полной стоимости.

Всего к окошку подходил 4 раза: для изначальной беседы и получения бланка для дачи объяснений; для сдачи этих самых объяснений; для оплаты пошлины; для завершения оформления и получения финальных бумаг. Между моими подходами инспектор что-то оформляла сама.

Пошлину можно оплатить банковской картой, за это возьмут 2% комиссии. Есть ещё какой-то способ оплатить с телефона через стороннего провайдера, про который рядом висят бумаги с объяснениями, но я не интересовался.

Итого на общение с инспектором ушло минут 40. Далее в большом зале необходимо отдать документы и подождать, пока посылка выедет из недр здания, это ещё минут 10.

Причины, по которой именно эту посылку не смогли доставить в отделение, я так и не понял. Инспектор сказала, что, скорее всего, за всеми посылками, превышающими 200 евро, придётся ездить к ним. При этом сотрудники почты, где я обычно получаю посылки, в курсе, как платить пошлину, и были очень удивлены, что вместо посылки мне приехало заказное письмо с вызовом на Варшавку.

Источник

Как малому бизнесу импортировать товары на продажу

Базовые знания для начинающего импортера

Уже более 10 лет я занимаюсь импортом.

Три года я служил на таможне — занимался оформлением грузов юридических лиц. Потом работал в крупных и мелких предприятиях, которые возят из-за границы — импортируют — разные товары для собственных нужд и на продажу.

Я импортировал все, что только можно: например, картины, упаковку и пластиковые изделия из Китая, стройматериалы из Европы, краски и красители из Вьетнама, сырье для производства косметики из Кореи. Привозил товары контейнерами, вагонами, еврофурами и почтовыми посылками.

Кажется, что международная торговля — это что-то очень сложное и доступное только крупному бизнесу, но это не так. Расскажу, как индивидуальному предпринимателю или небольшому ООО организовать импорт, правильно оформить документы на ввоз, рассчитать таможенные платежи и не разориться на штрафах.

Эта статья не сделает из вас эксперта по импорту

Здесь базовые знания для тех, кто хочет начать самостоятельную внешнеэкономическую деятельность, но не знает, как работать с таможней. Этой информации достаточно, чтобы в общих чертах понять, как все устроено. А дальше два пути.

Дешевый — организовать импорт самостоятельно. Но придется разбираться: читать литературу, изучать законы, проходить обучающие курсы. Дорогой — нанять профессионалов, которые привезут и растаможат товары за вас.

Но даже если будете пользоваться помощью других специалистов — таможенных представителей, агентов по сертификации товаров, юристов и логистов, — стоит хотя бы немного разобраться в их работе. Нужно же понимать, за что именно вы платите.

Мировая торговля развивается и глобализируется — нетрудно найти на зарубежных интернет-площадках нужные товары, связаться с производителями или продавцами и договориться о сделке. Легко получить по почте образцы, рассчитать цену и выбрать способ поставки. Иногда кажется, что купить товар в Китае или Италии не сложнее, чем в соседнем городе.

Думаю, что главное препятствие для начинающего импортера — это российская таможня с ее платежами, правилами и штрафами за нарушения. Вот про нее и расскажу подробно.

Какие документы нужны импортеру

Необходимый минимум документов, которые должны быть у каждого импортера: контракт, инвойс, упаковочный лист, транспортная накладная.

Не все документы могут быть у вас в оригинале, это не страшно: достаточно и копий. Но вот контракт лучше иметь в оригинале — на случай если придется судиться или доказывать продавцу свою позицию со ссылкой на договоренности. Банк тоже может запросить оригинал контракта, особенно если вы берете коммерческий кредит на закупку.

По сути это обычный договор поставки, где определен момент и место перехода права собственности на товары и разграничена ответственность партнеров.

Содержание контракта — это вопрос переговоров. Главное, чтобы в документе были зафиксированы следующие условия:

Например, в феврале 2020 года из-за коронавируса китайские фирмы приостановили отгрузку товаров, но не стеснялись требовать оплату по контрактам. Такие вещи необходимо предусматривать и оговаривать в контрактах, чтобы не попасть в неприятную ситуацию.

Если же в контракте не прописаны критерии качества, материал изготовления, способы производства и дизайн товаров, то покупатель сильно рискует. В пришедшем контейнере с грузом может оказаться совсем не то, что он видел в красивых каталогах продавца.

Предложить свою редакцию контракта может любая из сторон. Обычно я составляю контракт на двух языках: русском и английском либо русском и немецком. Если контракт несложный — без запутанных технических описаний и сложных схем оплаты, — можно воспользоваться шаблонами из интернета.

Если же заключаете контракт на дорогое оборудование или предстоит запутанная сделка, например нужно разделить будущую прибыль от перепродажи с продавцом или перевозить товар в несколько этапов, то лучше пригласить переводчика.

Как прописать условия поставки. Чтобы компании из разных стран не спорили из-за трактовки формулировок в контракте, были придуманы базисы Инкотермс. Это набор различных видов условий поставки — на все случаи жизни.

Каждый вариант поставки имеет название из трех букв. Например, есть базис FCA. По его условиям продавец отвечает только за отгрузку и таможенное оформление груза в своей стране, а доставку организует покупатель. С момента, когда продавец отгрузил товар транспортной компании, риски ложатся на покупателя.

А вот базис DDP, наоборот, перекладывает все заботы на продавца. Тот отвечает практически за все: за отгрузку, доставку, прохождение таможни с уплатой всех пошлин — как у себя, так и в государстве, где находится покупатель.

Неважно, из каких стран партнеры: базисы помогают понимать друг друга и однозначно трактовать условия поставки. Международная торговая палата каждые 10 лет обновляет эти базисы и публикует новые версии, обозначая их так: Инкотермс 1990, Инкотермс 2000, Инкотермс 2010. Самая свежая — Инкотермс 2020. Можно заключать контракт на условиях любого базиса любой версии Инкотермс. Но в тексте документа нужно указать, какой версией вы пользуетесь.

Допустим, вы покупаете какие-то товары в Берлине. Согласно договоренностям продавец должен подготовить груз, упаковать, погрузить в ваше транспортное средство в Берлине и оплатить все процедуры по прохождению немецкой таможни. После этого он уже не несет ответственности за груз, то есть место передачи товара — Берлин. А вот транспортировка из Германии и растаможка в России — за ваш счет.

Можно указать все эти договоренности в контракте. Получится несколько листов писанины, которую покупатель и продавец еще полгода будут согласовывать. Или же есть другой способ — воспользоваться базисом Инкотермс 2020 и написать в договоре короткую строчку:

FCA Berlin, Incoterms 2020.

FCA — это название базиса поставки, Berlin — место передачи груза покупателю, а Incoterms 2020 — версия базисов.

Или пусть вы договорились с продавцом, что он за свой счет на своем транспорте доставит товар в аэропорт Шереметьево. А вам останется только принять, разгрузить и растаможить его в России. Тогда права собственности перейдут к вам в Шереметьеве, а если с грузом при транспортировке что-то случится, то отвечать будет продавец.

И на такой случай есть вариант поставки: DAP. Если в документах написано DAP Moscow, Sheremetyevo, Incoterms 2020, это означает, что стоимость доставки до Шереметьева уже включена в контракт, а за перевозку отвечает продавец.

Это счет на оплату, где указаны:

Подготовить инвойс — обязанность продавца. Обратите внимание, что банковские реквизиты продавца в инвойсе и контракте должны совпадать, иначе могут возникнуть вопросы: при оплате контракта — со стороны банка, при ввозе товаров в страну — у таможни.

Если продавец своими силами организует доставку — как, например, в базисах DAP, CPT, CIP Инкотермс, — то в инвойсе отдельно может быть прописана стоимость транспортировки груза до места передачи.

Продавец прописывает в упаковочном листе конкретное количество товаров, вес груза без упаковки и вместе с ней, вид упаковки, объем и количество грузовых мест.

Зачастую товары идут в составе большого сборного груза от разных отправителей. Упаковочный лист помогает компании-перевозчику не запутаться при сортировке грузов на складе.

Транспортный документ подтверждает, что перевозчик принял груз у продавца, чтобы доставить его покупателю. Вид документа зависит от того, каким транспортом доставляют товар.

Виды транспортных документов

Способ доставкиНазвание транспортного документа
Автодорожным транспортомМеждународная товарно-транспортная накладная, CMR
СамолетомГрузовая авианакладная, AWB
ПоездомЖелезнодорожная накладная международного сообщения, SMGS
КораблемКоносамент, он же Bill of landing

Бывает, что груз доставляют несколькими видами транспорта. Например, сначала перевозят поездом, а потом перегружают на корабль. В случае такой доставки — она называется мультимодальной — нужен отдельный документ под каждый вид транспорта.

Вам не придется составлять транспортные документы: это сделает продавец или перевозчик.

Как оплатить инвойс в банке

Внешнеэкономические сделки могут служить прикрытием для незаконного вывода денег из страны. Поэтому банки следят за российскими экспортерами и импортерами с помощью процедуры валютного контроля.

А сделки стоимостью от 3 млн рублей попадают под самый пристальный контроль: банк их регистрирует, ставит на учет и следит за сроками поставок и перевода денег.

За нарушение валютного законодательства импортера могут оштрафовать.

Как происходит ввоз товаров в Россию

Все грузы, которые прибывают на территорию России, размещаются на складах временного хранения, СВХ. Они есть в каждом регионе страны: в каждом пропускном пункте на границе, в морских портах, на железнодорожных станциях, в контейнерных терминалах и аэропортах.

Хранение грузов на СВХ — это платная услуга. Двое суток хранения транспортного средства с грузом обойдутся в сумму от 8000 до 18 000 Р — в зависимости от расценок конкретного склада. Если нужны дополнительные услуги по погрузке, выгрузке, сортировке груза, то придется доплатить. Как правило, расценки на размещение и хранение груза публикуются на сайтах СВХ.

Длительность хранения груза на складе не может превышать четырех месяцев.

Если импортер разместил груз на СВХ, работники склада отправляют в таможню документ по форме ДО-1 — это отчет о принятии товаров на хранение. После этого можно декларировать груз в таможне.

Приказ ФТС России от 18.03.2019 № 444PDF, 533 КБ

При выборе представителя обязательно убедитесь, что он включен в специальный реестр Федеральной таможенной службы. Если компании там нет, значит, она работает неофициально и с ней лучше не сотрудничать. Также советую выяснить, участвовал ли таможенный представитель в судах: для этого можно использовать базы судебных решений «Судакт» и ГАС «Правосудие». Если клиенты часто судятся с представителем из-за качества декларирования, то стоит подыскать другой вариант.

Если не хотите платить помощникам, можете подать декларацию сами, законом это не запрещено. Сейчас декларирование происходит в электронном виде — все оформляется дистанционно, никуда ехать не нужно.

В момент таможенного декларирования груза импортер сталкивается с двумя видами таможенного регулирования — тарифным и нетарифным. О них я и расскажу дальше.

Что такое тарифное регулирование

Тарифное регулирование — это когда государство устанавливает таможенные пошлины, которые нужно заплатить, чтобы ввезти товары в Россию. Так оно защищает местных производителей от нашествия более дешевых импортных товаров и зарабатывает деньги: уплаченные пошлины пополняют бюджет страны.

Таможенные пошлины устанавливаются в процентном соотношении от таможенной стоимости товаров.

Таможенную стоимость можно рассчитать как сумму стоимости товаров по инвойсу и дополнительных расходов, которые понес покупатель до момента, когда груз пересек границу России. В эти дополнительные расходы обычно входит страхование, погрузочные и разгрузочные работы и транспортировка.

Таможенная стоимость определяется в зависимости от базиса поставки. Например, в контракте прописано условие FCA Berlin — это значит, что покупатель самостоятельно организует транспортировку товара из Берлина. Таможенная стоимость определяется так:

Стоимость по инвойсу + Транспортные расходы покупателя на доставку от Берлина до границы России.

Если базис поставки — CPT Moscow, Sheremetyevo, то продавец самостоятельно доставляет груз из своей страны до аэропорта Шереметьево. В этом случае таможенная стоимость равна стоимости по инвойсу, в которую уже заложены расходы продавца на транспортировку.

Таможенную стоимость указывает импортер или его представитель при декларировании. Таможенные органы ведут статистику цен на ввозимые товары, в их распоряжении информация по сделкам за несколько лет. У них даже есть специальный документ — свод минимальной стоимости практически на любые товары.

Если импортер представляет инвойс с заниженной стоимостью, его попросят объяснить, чем вызвана такая скидка, и подтвердить слова документами. Если он не убедит инспекторов, то таможня откорректирует стоимость сделки до значений из своих источников и предложит заплатить пошлины с этой суммы.

Импортер вправе оспорить такую коррекцию в суде. Но я считаю, что все честно: цены, которые предлагает таможня, действительно соответствуют рынку. Как правило, экстремально низкая стоимость товаров связана с их низким качеством либо с жульничеством импортеров, которые так уклоняются от уплаты пошлин.

Какие бывают виды таможенных платежей

Для импортеров есть четыре вида таможенных платежей: ввозная таможенная пошлина, таможенный сбор, ввозной НДС и акциз.

В таможенной декларации эти платежи указываются в графе 47 под такими кодами:

Расскажу про каждый платеж подробнее.

Таможенный сбор — это обязательный платеж за работу таможни.

Таможенный сбор взимается при каждой подаче декларации — независимо от результатов ее рассмотрения. Если отзовете поданную декларацию или таможня откажет в оформлении, сбор не вернут.

Ввозная таможенная пошлина. Ставки этой пошлины зависят от того, что именно привез импортер: для разных видов товаров они разные.

Чтобы правильно рассчитать пошлину, нужно определить код товарной номенклатуры — ТН ВЭД. Для каждого вида товаров предусмотрен свой код.

Таможенный акциз уплачивается только с подакцизных товаров — они перечислены в статье 181 налогового кодекса. Акциз придется заплатить, если, например, будете импортировать сигареты или автомобили.

Ввозной НДС рассчитывается не только от суммы таможенной стоимости товара, но и от таможенных сборов, пошлины и акциза. По сути, это налог на налог.

Ставка НДС на товары народного потребления — 20%.

Как рассчитать таможенные платежи

На сайтах таможенной тематики есть калькуляторы, с помощью которых можно рассчитать платежи:

Такие калькуляторы полезны, чтобы примерно оценить расходы на растаможку, но всецело полагаться на них я бы не советовал. Расчет таможенных платежей имеет много особенностей и тонкостей, которые неизвестны обычному человеку. Даже правильно подобрать код ТН ВЭД не так-то просто. Если неправильно определите материал, из которого сделан товар, то ошибетесь с кодом, уплатите пошлину не по той ставке, получите штраф. А товар зависнет на складе, где за каждый день хранения нужно платить.

Осторожно: если вы не разбираетесь в таможенных платежах, то рекомендую хотя бы первые несколько сделок провести под контролем опытного специалиста по таможенному декларированию.

Для расчета таможенных платежей я пользуюсь платной программой «Такса». Это удобно: нужно просто определить и указать код ТН ВЭД, а программа сама скажет, сколько платить.

Покажу на примере, как рассчитать таможенные платежи. Все числа актуальны на август 2020 года.

Шаг 1. Заходим в справочник ТН ВЭД и ищем код, который подходит к пуховикам. Нас интересует группа 62: «Предметы одежды и принадлежности одежды, кроме трикотажных машинного или ручного вязания», а в ней — подгруппа 6201, куда входят мужские куртки. В этой подгруппе нам подойдет код 62 01 91 000 0 — изделия из шерстяной пряжи или тонкого волоса животных.

Шаг 2. Определяем ставку ввозной пошлины: для этого кода ТН ВЭД она, судя по справочнику, составляет 2,6 € за килограмм.

Пошлина за ввоз составит:

2,6 €/кг × 1200 кг = 3120 €

А в рублях по курсу ЦБ:

3120 € × 84,91 Р /€ = 264 920 Р

Шаг 3. Для дальнейших расчетов понадобится таможенная стоимость. На основании базиса FCA она считается так: сумма по инвойсу плюс расходы на доставку.

Тогда таможенная стоимость составит:

Переведем в рубли по курсу ЦБ:

Шаг 5. Считаем ввозной НДС: налог берется от таможенной стоимости, сбора и ввозной пошлины. В нашем случае НДС составит:

(1 870 757 Р + 264 920 Р + 8530 Р ) × 20% = 428 842 Р

Как внести таможенные платежи

Сначала импортер должен зарегистрироваться в личном кабинете Федеральной таможенной службы. При регистрации ему открывают единый лицевой счет, ЕЛС.

Импортер считает все таможенные платежи и зачисляет общую сумму на свой ЕЛС: на момент подачи декларации деньги уже должны быть на счете. При перечислении нужно указать код платежа — так таможня поймет, что именно вы оплачиваете.

В момент, когда таможня принимает решение о выпуске груза на территорию страны, таможенный платеж списывается с лицевого счета импортера.

Нетарифное регулирование ввоза товаров в РФ

Чтобы ввезти товары в страну, импортеру нужно не только уплатить таможенные сборы и налоги, но и получить необходимые разрешительные документы от госорганов. Проблема в том, что для разных видов товаров нужны разные разрешения. И выдают их в разных учреждениях — система действительно сложная.

Например, к лекарственным и косметическим средствам Росстандарт предъявляет особые требования. Чтобы ввезти такие товары, нужно пройти сложную и дорогостоящую процедуру государственной регистрации товара.

На пищевые продукты и предметы личной гигиены необходимо оформлять разрешение в органах СЭС Минздрава РФ. В то же ведомство нужно обращаться, чтобы провести экспертизу безопасности при ввозе строительных и отделочных материалов. Если вы планируете импортировать игрушки для домашних питомцев, необходимо получить разрешение — сертификат департамента ветконтроля Россельхознадзора.

Информацию о том, какие разрешения нужны и где их получать, можно посмотреть в соответствующем техническом регламенте Таможенного союза. Этих регламентов довольно много, полный список — на сайте Росстандарта.

Например, для ввоза, хранения и продажи пуховиков необходимо оформить декларацию о соответствии товаров требованиям технических регламентов таможенного союза — ТР ТС. Этот документ подтверждает, что товары безопасны и могут продаваться на территории страны.

Таможенные декларанты не ищут информацию вручную. Я просто забиваю код ТН ВЭД в программе, и она показывает, какие разрешения требуются, чтобы привезти конкретный товар.

Чтобы оформить декларацию соответствия, нужно провести испытания продукции в специальной лаборатории. Учтите, что для исследования необходимо предоставить физические образцы продукции. Например, для оформления декларации соответствия на пуховики импортер должен предварительно получить от продавца образец, ввезти его в страну, задекларировать и передать на исследование в лабораторию.

А уже после оформления декларации соответствия импортер ввозит в страну основную партию товаров. При этом таможня может потребовать продемонстрировать протокол испытаний, а также документы, которые подтвердят ввоз образцов. В моей практике такое происходило несколько раз.

Если импортер решил сэкономить и каким-то образом оформил декларацию соответствия без реальных испытаний — будут проблемы. Если он не представит запрошенные документы на образцы товаров, то таможня откажет в оформлении основной партии. В такой ситуации выход один: получать декларацию соответствия заново. На это, как правило, уходит несколько недель — все это время заблокированная партия будет храниться на складе временного хранения за счет импортера.

Поэтому мой совет — не пытайтесь сэкономить на оформлении разрешительных документов: можете потерять время и деньги.

Как выбрать агента, который поможет получить разрешение. Я не оформляю разрешения самостоятельно, а работаю сразу с несколькими агентами. Существует огромное количество фирм, которые готовы взять на себя эту нелегкую работу.

Обязательно уточните у агента, через какие госорганы и лаборатории он будет оформлять разрешительные документы. А потом проверьте, есть ли у этих органов и лабораторий право работать с вашей товарной группой. Сделать это можно через электронные реестры национальной системы аккредитации.

Бывает, что в погоне за прибылью агенты заключают договоры на проведение испытаний и выдачу сертификатов с армянскими, киргизскими и казахскими лабораториями. Для импортера это риск: таможня может не принять такой документ или потребовать свидетельство о включении этих лабораторий в государственный реестр. Все эти разбирательства занимают дополнительное время, в течение которого груз будет лежать на складе временного хранения. Естественно, за счет импортера.

Расходы на импорт пуховиков из нашего примера

Не забудьте про обязательную маркировку ЕАС

Если импортируемый товар попадает под действие технических регламентов, то на его упаковку и сопроводительную документацию по сделке — инвойс и упаковочный лист — должен быть нанесен знак ЕАС. Такая маркировка означает, что товар, который ввозится на территорию страны, прошел необходимые процедуры по сертификации и декларации на соответствие нормам безопасности.

Обратите внимание на правый верхний угол инвойса и упаковочного листа, которые приведены в статье: там есть знак ЕАС.

За что могут оштрафовать импортера

Т⁠—⁠Ж уже писал о статистике за 2019 год: самые большие штрафы российские предприниматели получали именно за несоблюдение таможенной процедуры. Средняя сумма штрафа — 8,4 млн рублей. Я расскажу, за что вообще могут наказать импортера и как этого не допустить.

Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров. Вот предприниматель заказал партию рюкзаков и сумок из Китая, она пришла. Он подает таможенную декларацию, где указывает, что в посылке только рюкзаки и сумки. Таможенный инспектор назначает досмотр, и тут выясняется: китайский поставщик решил порадовать покупателя и доложил пять кошельков и два клатча в подарок.

Если эти «подарки» не были внесены в декларацию, таможня составит протокол о нарушении таможенных правил и оштрафует. Сумма штрафа — от ½ до двукратного размера стоимости незадекларированных товаров. С конфискацией или без нее.

Как избежать: предупредите поставщика, что нельзя ничего докладывать к грузу без предупреждения и документов.

Недоставка, выдача без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или недоставка документов на них. Импортеру приходит долгожданный груз. Нужно поместить его на склад временного хранения, представить в таможенный орган документы и начать процесс таможенного декларирования.

Но импортеру срочно нужны товары: он уже договорился об их продаже и сроки горят. Поэтому он волевым решением отправляет нерастаможенный груз покупателям. Это нарушение может стоить импортеру от 300 000 до 500 000 Р с конфискацией товаров или без нее.

По моему опыту, это очень распространенное нарушение у предпринимателей, которые занимаются производством или торгуют скоропортящейся продукцией.

Как избежать: соблюдать таможенную процедуру — не забирать товар до тех пор, пока таможня не выпустит его в свободное обращение.

Уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации. Например, импортер ввозит б/у или восстановленные телефоны популярных марок: «Самсунг», «Эпл», «Сони». Или он везет партию фирменных кроссовок «Адидас» или «Найк».

Просто так привезти эти товары нельзя: в стране уже есть официальные дилеры с эксклюзивными правами на импорт. Чтобы не заморачиваться с получением разрешения на ввоз и вывоз от владельцев торговой марки, недобросовестные поставщики и импортеры пытаются скрыть названия брендов. Для этого они видоизменяют маркировку на упаковках или вообще обходятся без нее.

Как избежать: с Европой таких проблем обычно не бывает, а вот китайских поставщиков лучше попросить прислать фотографии коробок с товаром перед отправкой.

Как избежать: не нарушать сроки представления документов. Если возникли проблемы с декларированием и внесением таможенных платежей, то необходимо сразу уведомить об этом таможенного представителя, таможенный орган и заявить таможенный режим «Таможенный склад».

Операции с нерастаможенными товарами без согласования с таможней. Это обычная ситуация, когда сотрудники компании-импортера без разрешения таможни начинают разгружать, взвешивать, распаковывать или сортировать нерастаможенный груз. Даже отбор образцов для сертификации нужно согласовывать с должностными лицами таможни.

Как избежать: согласовывайте с таможней любые манипуляции с нерастаможенным грузом.

Как избежать: проследите, чтобы продавец промаркировал документы и упаковки с товарами.

Как сэкономить на импорте

Есть несколько простых принципов, которые помогут импортеру сохранить деньги.

Не стесняйтесь торговаться. Когда будете выбирать перевозчика, запрашивайте ставки сразу у нескольких логистических компаний. То же самое и с таможенными представителями: расценки у разных компаний могут сильно различаться.

Если не умеете — не экспериментируйте, а заплатите профессионалу. Часто у начинающего импортера возникает соблазн сделать все самостоятельно, чтобы сэкономить. Такая экономия может привести к большим финансовым потерям в дальнейшем.

Например, импортер решил самостоятельно заполнить декларацию, но допустил ошибки: выбрал не тот код товара и ошибочно посчитал таможенные платежи. Или поручил сертификацию товара сомнительным посредникам, которые пообещали сделать сертификат в два раза дешевле в полулегальной киргизской лаборатории.

В результате импортер может получить штраф за недостоверное декларирование, а товар надолго зависнет на складе, за который еще и нужно дополнительно платить. Итоговые финансовые потери многократно превысят экономию.

При выборе способа и сроков доставки учитывайте сезонность и праздники. Тарифы сильно зависят от сезона и видов транспорта. Летом самые низкие ставки у железнодорожного транспорта. А перед новогодними праздниками стоимость доставки резко растет, в особенности это касается цен на авиаперевозки. В феврале и марте, как правило, ставки для всех видов транспорта сильно снижаются.

При планировании доставки учитывайте национальные праздники. Например, с середины января по конец февраля Китай отмечает Новый год, а в июне — Праздник драконьих лодок. В это время страна отдыхает — связаться с китайскими партнерами и решить какие-то вопросы будет непросто.

Во второй половине ноября Европа начинает готовиться к католическому Рождеству: начинаются распродажи, компании стремятся закрыть квоты по контрактам до конца года. Нагрузка на транспортные компании резко возрастает, и цены на их услуги несутся вверх.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *