Что значит мягкие навыки
Что такое hard и soft skills? В чем разница и что важнее
Когда вы находитесь в поисках сотрудника, задумываетесь ли над тем, что для вас важнее — профессиональные компетенции или личные качества? Нужен ли вам крутой спец, который уже завтра начнет эффективно работать, но не сможет найти общий язык с коллективом? Или вы видите на должности коммуникабельного, уверенного в себе новичка, душу и сердце коллектива, которого обучите уже в процессе работы? Выбирайте тот вариант, который ближе именно вам.
Откуда произошли эти термины и что они означают? Hard skills (с англ. «жесткие навыки») — профессиональные, технические компетенции, которые можно наглядно продемонстрировать, оценить и проверить. Например, знание иностранных языков, навыки работы за компьютером, умение управлять автомобилем или самолетом. Они неизменны для конкретной профессии и не зависят от того, в какой компании или в каком коллективе работает человек.
Soft skills (с англ. «мягкие навыки») — универсальные социально-психологические качества, которые не зависят от профессии, но непосредственно влияют на успешность человека. К ним относятся коммуникативные навыки, организованность, способность решать конфликты, умение убеждать, работать в команде, адаптивность. Эти качества могут как зависеть от характера человека, так и формироваться с опытом.
Современный рынок труда диктует свои условия. Сегодня, чтобы быть конкурентоспособным специалистом, нужны не только профессиональные навыки. С уверенностью можно утверждать, что без определенных «мягких» компетенций не обойтись. В исследовании, проведенном Гарвардским университетом, отмечается, что успешность в работе на 85% зависит от хорошо развитых soft skills, и только на 15% — от hard skills. В наше время для решения технических задач можно позвать на помощь искусственный интеллект, но заменить человека в вопросах коммуникации, стратегического или творческого мышления он вряд ли когда-нибудь сможет.
Покажем наглядно разницу между двумя типами навыков:
Слушать, говорить, договариваться: что такое Soft Skills
Успех в работе — это не только про опыт в специализации. Для продвижения по карьерной лестнице важно ладить с коллегами, организовывать как свою, так и командную работу, адаптироваться и справляться с непредвиденными обстоятельствами. В двух словах — «быть гибким».
К сожалению, этим навыкам не обучают в университете — развитие Soft Skills происходит на протяжении всей нашей жизни. Учёные из Стенфорда, Гарварда и Фонда Карнеги посчитали, что гибкость — это 85% вашего успеха. Поэтому не проходите мимо — сегодня мы разберёмся вместе что это за «мягкие скиллы» и как же их прокачать.
Какими бывают навыки
В профессиональной среде принято разделять навыки на два вида: Soft Skills (гибкие или мягкие навыки) и Hard Skills (жёсткие навыки).
Hard Skills — профессиональные или технические навыки. Мы получаем их в процессе обучения, а потом оттачиваем в процессе работы. Жёсткие навыки поддаются довольно точному измерению: можно определить и указать свой уровень английского, степень владения той или иной программой, опыт вождения.
Давайте рассмотрим виды навыков на примере дизайнера. Жёсткие навыки — знание типографики и базовых инструментов для диджитал-дизайна.
Soft Skills — универсальные навыки, не связанные с определённой профессией или специальностью. Они отражают личные качества человека: его умение общаться с людьми, эффективно организовывать своё время, творчески мыслить, принимать решения и брать на себя ответственность и многое другое.
В качестве примера снова выступает наш дизайнер, который ежедневно общается с руководителем, редакторами, клиентами и разрабами. Ему важно договариваться с коллегами, аргументировать свою точку зрения и доступно доносить её другим. А ещё ему нужно решать проблемы, критически оценивать свою работу, уметь принимать решения и работать в режиме многозадачности.
Важно. Hard Skills — только 15% успеха. Если человек хочет добиться чего-то, ему мало просто быть профессионалом — нужно быть гибким, что подтверждают многие исследования. Например, такие выводы сделал Charles Riborg Mann ещё в 1918 году в своём исследовании A Study of Engineering Education. Также было доказано, что команды с Hard Skills менее продуктивны. К таким выводами пришёл Google в 2017 году. Компания изучила свои лучшие команды и оказалось, что для достижения лучших и быстрых результатов не обязательно быть самым умным. Важнее быть хорошим наставником, уметь слушать, сочувствовать и критически мыслить. Получив результаты исследования, Google изменил свою практику найма и сделал упор на гибкие навыки, а не только на техническую подготовку.
Поэтому сегодня особо ценны люди, которые мыслят без рамок и шаблонов, быстро осваивают новые технологии, легко и без сопротивления адаптируются к переменам.
Кому нужны гибкие навыки
Всем. В современном мире гибкие навыки нужны всем, кто хочет лучше работать и развивать личностные качества. Развивать Soft Skills нужно любому человеку, который хочет расти профессионально, карьерно и личностно.
А ещё гибкие навыки могут пригодиться не только для построения карьеры. Они помогают успешно учиться и взаимодействовать с близкими людьми. Например, умение общаться и ясно излагать свои мысли поможет быстро захватить внимание аудитории во время доклада, а навык планирования — сосредоточиться и быстрее достичь поставленных целей.
Soft Skills и IT-специалисты
Раньше считалось, что программистам особо не нужны ни коммуникации, ни эмпатия — сиди себе пили код, баги правь и чай попивай. Но это мнение ошибочно, ведь в создание IT и диджитал-продуктов вовлечено огромное количество команд. И нужно уметь задавать вопросы, чётко формулировать мысли, слушать и слышать собеседника, аргументированно и при этом простыми словами доносить свою точку зрения и принимать чужую — договариваться, одним словом.
И, скорее всего, тимлидом в команде программистов становится не тот, кто только хорошо программирует, а тот, кто сможет хорошо координировать работу других и мотивировать их на работу, планировать бюджет и рассчитывать риски.
Бизнес и HR-эксперты считают, что только профессиональных навыков ИТ-специалистам недостаточно. Согласно опросу McKinsey, сегодня в Soft Skills больше всего нуждаются именно высокотехнологичные отрасли.
Какие существуют софт скиллы и как их развивать
Рассказываем, какие Soft Skills можно развить, как получить определённый навык и что почитать по теме.
Коммуникация
Навык коммуникации — способность человека взаимодействовать и плодотворно обмениваться информацией с другими людьми. Деловая коммуникация включает два важных навыка:
Как научиться. Коммуникативные навыки формируются каждый день в процессе естественного общения. Но, если всё же чувствуете нехватку скилла или общения, начните принимать больше участия в переговорах, проводите лекции и чаще вступайте в дискуссии.
Что почитать: Джеймс Себениус, «Переговоры в трёх измерениях».
Критическое мышление
Умение ставить под сомнение и анализировать любую полученную информацию. Навык важен для формулирования собственных обоснованных выводов, оценок и интерпретации чужих утверждений.
Именно критическое мышление помогает отсеивать ненужные сведения, рационально подходить к решению проблем, формулировать сильные аргументы в споре или при разногласиях.
Чтобы развить этот Soft Skill, подключите логику и наблюдательность, помогающие задавать правильные вопросы и не торопитесь с выводами.
Как научиться. Больше наблюдайте, подключайте логику, учитесь не боятся задавать уточняющие вопросы, анализируйте и находите взаимосвязи между поведением коллег, клиентов или партнёров. Также стремитесь анализировать варианты, взвешивать и сравнивать текущий прогресс с идеальным вариантом.
Что почитать: Том Чатфилд, «Критическое мышление».
Клиентоориентированность
Способность понимать и удовлетворять потребности клиентов и покупателей. К примеру, менеджер, который проявляет заботу и подстраивается под желания аудитории, лучше справляется со своими задачами и получает больше заказов.
Самым важным в клиентоориентированном подходе становятся желания клиента — не просто «хотелки», а скрытые потребности целевой аудитории.
Как научиться. Пробуйте анализировать свою ЦА и находить её потребности. Например, вы претендуете на должность логиста. Подумайте, с какими проблемами ежемесячно сталкивается отдел логистики и как вы могли бы с ними справиться.
Что почитать: Карл Сьюэлл и Пол Браун, «Клиенты на всю жизнь»
Управление проектами
Каждый день мы управляем каким-то проектом ;). Сделать ремонт в спальне, организовать девичник, вырастить помидоры — всё это проекты. Управлять в этом случае — держать под контролем все его составные части и добиться нужного результата.
Как научиться. Чтобы прокачать скилл, оформите текущие задачи в формате проектов: обозначьте цели, сроки, порядок реализации. Когда все спланируете, подумайте, как оптимизировать время и ресурсы, как выжать максимум пользы при минимальных расходах.
Что почитать: Скотт Беркун, «Сделано. Проектный менеджмент на практике»
Наставничество
Не секрет, что между знаниями, полученными в ВУЗе, и навыками, необходимыми на работе, огромный разрыв. Поэтому при устройстве на работу и успешной адаптации каждому необходим наставник — эксперт, который помогает решить конкретные задачи.
Наставник планирует обучение, отслеживает и контролирует результат, фиксирует прогресс. Если человек занимается менторством, то он передаёт свои навыки и опыт тем, кто в них нуждается.
Как научиться. Начните с себя — проанализируйте личные умения и определите, чего вам не хватает в работе и личной жизни. Если найдёте навыки, которые хотите прокачать — станьте своим ментором, распишите план обучения и фиксируйте результаты.
Что почитать: Игорь Олегович Вагин, «Уроки наставничества. Как быстро и эффективно обучать сотрудников».
Принятие решений
Эта компетенция даёт возможность человеку своевременно выбирать лучший вариант из всех. Такой навык используется для достижения быстрых результатов с максимальной эффективностью.
Как научиться. Старайтесь для каждой рабочей задачи моделировать несколько вариантов развития событий, учитесь искать альтернативы с наибольшей вероятностной полезностью. Для каждой альтернативы учитесь быстро находить преимущества и недостатки, взвешивать их полезность и выгоды.
Что почитать: Даниэль Канеман, «Думай медленно… решай быстро»
Решение проблем
Навык помогает справляться с любыми трудностями. Как и в случае с принятием решений или управлением проектами, потребуется преодолевать сложности и барьеры. Но чем чаще мы это делаем, тем проще действовать в сложной ситуации.
Как научиться. Обозначьте несколько серьёзных рабочих проблем. Затем придумайте для каждой десяток вариантов решений. Задайте дедлайн и укладываясь в него, старайтесь избавиться от проблемы. Не получилось — старайтесь дальше. Главное в проблеме — это найти решение.
Что почитать: Юрий Лапыгин, «Системное решение проблем».
Саморефлексия
Скилл учиться на своих ошибках. Этот навык помогает объективно оценивать свои действия, осознавать их, делать выводы и принимать новые решения на их основе.
Как научиться. Наблюдайте за собой, анализируйте свои поступки или решения, концентрируйтесь на деталях и ищите связь между ними. Можете даже попробовать вести дневник.
Soft Skills необходимы для личностного развития специалиста, ответственно подходящего к своей работе и жизненным целям. Обучение требует полной отдачи от человека, потому что учиться приходится на протяжении всей жизни. Надеемся, что мы вдохновили вас на прокачку гибких навыков, которые впоследствии помогут вам как в профессиональных делах, так и в повседневных.
И не забывайте подписываться на рассылку нашего блога — впереди ещё много полезных статей!
Soft skills – что это такое и где этому научиться
Какие навыки называют гибкими, и кому они нужны
Какие бывают навыки
Hard skills, или жёсткие навыки — профессиональные или технические навыки. Мы получаем их в процессе обучения и оттачиваем, применяя в работе. Жёсткие навыки поддаются довольно точному измерению: можно определить и указать свой уровень английского, степень владения той или иной программой, опыт вождения.
Soft skills, или гибкие навыки — универсальные навыки, не связанные с определённой профессией или специальностью. Они отражают личные качества человека: его умение общаться с людьми, эффективно организовывать своё время, творчески мыслить, принимать решения и брать на себя ответственность.
Кому и зачем нужны гибкие навыки
В современном мире гибкие навыки необходимые для достижения профессионального и личного успеха. Они считаются критически важными при трудоустройстве, обеспечивают быстрое построение карьеры и высокий заработок.
Топ-10 гибких навыков 2020 года
В 2016 году на Всемирном экономическом форуме в Давосе были сформулированы десять гибких навыков будущего, которые к 2020 году понадобятся специалисту в любой профессии:
Модель «4К»
В нашей стране десять гибких навыков будущего превратились в более простую и понятную модель «4К». Это четыре ключевых компетенции, названия которых начинаются на букву К. Их необходимо развивать каждому школьнику, чтобы в будущем быть востребованным на рынке труда.
Вот эти компетенции:
Что дают гибкие навыки
Гибкие навыки необходимы не только для построения карьеры. Они помогают успешно учиться и взаимодействовать с близкими людьми — родителями, родственниками, друзьями. Умение общаться и ясно излагать свои мысли помогает, например, быстро захватить внимание аудитории во время доклада или защиты курсовой, произвести хорошее впечатление на устном экзамене. Способность управлять своими эмоциями спасает от приступов плохого настроения, мешающих продуктивно заниматься. Умение управлять временем и выстраивать приоритеты позволяет сэкономить силы при подготовке к экзаменам, а навык планирования помогает быстрее достигать поставленных целей.
Необходимость гибких навыков подтверждают и в академической среде. Например, в 2018 году в Беларуси провели исследование востребованности гибких навыков для специалистов в IT. Изучали стереотип, что «технарям» необязательно уметь общаться, быстро принимать решения или управлять другими людьми.
Учёные опросили 262 сотрудника и руководителя IT-компаний. 97,4% из них назвали гибкие навыки необходимыми для их работы. Для сотрудников сервисных IT-компаний самыми актуальными оказались:
Как развивать гибкие навыки
Спортивные, настольные, интеллектуальные игры
Квесты. Учат нестандартно мыслить, быстро определять проблему и находить решение, распределять роли в команде, прислушиваться к мнению других, аргументировать свою точку зрения.
Спортивное ориентирование. Тренирует умение быстро думать, принимать решения, руководить и подчиняться, помогать другим членам команды, чувствовать и правильно определять время.
Настольные игры. Для развития гибких навыков подойдут не все настольные игры, а лишь те, которые требуют постоянного взаимодействия с другими игроками, умения распознавать эмоции, быстро принимать решения, договариваться, предугадывать действия игроков: «Манчкин», «Мафия», «Монополия».
Спортивные игры. Эстафеты, командные игры (футбол, волейбол, баскетбол) тренируют лидерские качества, дисциплинированность, умение воспринимать критику и достойно принимать поражения.
Проектная работа в школе
Во время выполнения школьных проектов развиваются умения распределять роли, руководить и подчиняться, обсуждать тему, приводить аргументы, анализировать информацию и делать выводы, тренируются навыки планирования и выступления на публике.
Внеурочная деятельность в школе
Для развития гибких навыков полезно принимать участие в подготовке праздников, выступлений, конкурсов, викторин. Драматический кружок или школьный КВН научат находить общий язык с разными людьми и уверенно держаться на сцене. Выпуск школьной стенгазеты научит понимать людей и их потребности, работать с информацией, предлагать разные варианты решения проблем. Чем разнообразнее внеурочная деятельность, тем больше гибких навыков можно приобрести.
Образовательные лагеря
Образовательный лагерь — одна из новых современных форм обучения, позволяющая одновременно тренировать и жёсткие, и гибкие навыки. В любом образовательном лагере обязательно есть два направления:
Курсы и тренинги
Многим гибким навыкам можно научиться на специальных тренингах или курсах, проходящих очно и онлайн. Курсы в интернете подойдут для обучения тайм-менеджменту и креативности, а вот коммуникативным и командным навыкам лучше обучаться очно. Существуют специальные курсы для подростков, развивающие навыки общения и совместной деятельности. Полезны для развития гибких навыков и тренинги по профориентации и самоопределению — они помогут определить сильные и слабые качества и понять, какие гибкие навыки уже освоены на достаточном уровне, а какие необходимо развивать.
Что нужно запомнить
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Что такое soft skills и как их развить
Объясняем человеческим языком, без лишних терминов, зато с примерами! А ещё намечаем план действий и советуем книги по теме.
Часто слышу от руководителя про soft skills. Это что такое?
Soft skills в переводе с английского — «гибкие навыки». Иногда переводят буквально — «мягкие навыки», это одно и то же. Они не связаны с конкретной профессией, но помогают хорошо выполнять свою работу и важны для карьеры.
Сейчас почти никто не работает в одиночку. Каждый работник общается с коллегами, а иногда ещё и с клиентами, партнёрами. Он должен уметь договариваться с ними, аргументировать свою позицию и доносить её до других людей. Кроме того, гибкие навыки помогают работать с информацией, не отстать от жизни и уверенно чувствовать себя в профессии.
То есть soft skills важны и для дизайнера, и для менеджера по продажам, для программиста и руководителя, маркетолога и преподавателя. Предприниматели, фрилансеры, научные сотрудники не исключение. Soft skills нужны всем.
Пишу научпоп, люблю делать сложное понятным. Рисую фантастику. Увлекаюсь спелеологией. Люблю StarCraft, шахматы, «Монополию».
Раньше никаких soft skills не было — и ничего, обходились.
А можно подробнее про сами навыки?
Гибких навыков много, причём среди них есть такие, которые почти (или совсем) не связаны между собой. Условно все soft skills можно разделить на несколько групп:
Раз это «мягкие» навыки, то ещё, наверное, и «жёсткие» есть?
Да, понятию soft skills часто противопоставляют понятие hard skills — «жёсткие навыки». Это знания и умения, специфичные для конкретной профессии. Например, для программиста это знание языков программирования, для интернет-маркетолога — владение инструментами аналитики, для графического дизайнера — уверенное знание профессиональных программ.
Понятно. Значит, если я профессионал, то soft skills мне не нужны?
Нет, всё равно нужны. Гибкими навыками должен обладать любой работник, как бы ни был высок его уровень профессионализма. Они нужны хотя бы для того, чтобы и дальше оставаться профессионалом: быстро осваивать то новое и полезное, что появляется в вашей профессии.
Кроме того, быть профессионалом (то есть хорошо знать свою профессиональную область) и быть эффективным работником — не одно и то же. Для второго важны умение общаться, самоорганизация и многое из того, о чём мы рассказали в третьей карточке.
А работодателю какие навыки важнее — «жёсткие» или «гибкие»?
Однозначного ответа нет. Гибкие навыки важны, но сам набор навыков и соотношение soft skills и hard skills зависят от компании и от специальности.
В Ribas Hotels Group при подборе на руководящие позиции 80% внимания обращают на гибкие навыки кандидата и только 20% — на профессиональные. Но при подборе линейного персонала и специалистов соотношение обратное: 80% — hard skills и только 20% — soft. Артур Лупашко, генеральный директор Ribas Hotels Group, уточняет: «Но это не означает, что, например, повар не должен уделять внимание своим личным качествам, а сосредоточиться только на квалификации. Личностные особенности и гибкие навыки помогают развиваться специалисту».
А может, это всё придумали? Какие-то серьёзные исследования есть о soft skills?
Джина Уотсон Митчелл в своей диссертации анализирует данные опросов и рекомендует университетам включать развитие гибких навыков в свои учебные планы.
Окей, убедили. Как понять, какие soft skills нужны лично мне?
Определиться нужно не только с набором гибких навыков. Ещё важно понять, какое соотношение hard и soft skills оптимально в вашем случае. Чтобы найти ответы на оба эти вопроса, подумайте вот о чём:
Понятно. А сложно развить эти навыки?
Это зависит от ваших особенностей, а также от навыка, который вам нужен. А в целом нужно учесть вот что: развитие любых soft skills требует времени. Некоторые профессиональные навыки можно приобрести буквально за несколько дней (хотя многие из них специалисты оттачивают годами). А в случае с гибкими навыками процесс почти всегда долгий: нескольких дней точно не хватит, чтобы научиться общаться иначе, чем вы привыкли, или чтобы начать уверенно анализировать информацию, если раньше вы в этом были не очень сильны. И так почти со всеми soft skills. Потому что многие из этих качеств связаны с нашими глубинными привычками и установками, а их изменение требует времени.
Поэтому настраивайтесь не на спринт, а на марафон. Понадобятся активность, терпение и вдумчивость, но результат того стоит. Подросший уровень soft skills не только поможет вам в работе, но и, скорее всего, изменит к лучшему вашу жизнь в целом, включая отношения с близкими (особенно если вы поработаете над своим эмоциональным интеллектом и коммуникативными навыками).
Как можно развить soft skills?
Есть несколько способов. Первый — на специальных курсах и тренингах. Ищите, смотрите отзывы, выбирайте — и учитесь под руководством наставника.
Второй способ — с помощью книг, посвящённых гибким навыкам. Их издано уже довольно много, и на русском тоже. Почти по каждому навыку есть хотя бы несколько, так что выбор у вас будет.
Третий способ — развивать гибкие навыки, опираясь на обратную связь от других людей, например, ваших коллег по работе, членов семьи.
Кроме того, вы можете комбинировать все эти методы (или некоторые). И это самый лучший вариант, потому что информация будет поступать к вам по разным каналам и что-то обязательно дойдёт.
Важно не забывать вот что: какой бы способ вы ни выбрали, вам понадобятся саморефлексия, осмысление и оценка полученного опыта. Кстати, они тоже soft skills, так что развивать их полезно.
Я хочу сам, без тренингов и курсов, что посоветуете?
Гибкие навыки очень разные, а мы не знаем, что нужно именно вам. Поэтому конкретные советы дать сложно. Но вот пять универсальных рекомендаций.
Пример неправильной цели: «Хочу развить эмоциональный интеллект» (цель слишком общая).
Пример правильной цели: «Хочу точнее понимать свои эмоции, чтобы не срываться на близких и коллегах» (цель конкретная, годится).
Более конкретные советы вы найдёте в книгах, статьях и вебинарах.
Кстати, о книгах. Посоветуете что-то почитать про гибкие навыки?
Обязательно. Книг немало, так что по основным направлениям мы упомянем буквально по две-три. Но при желании вы легко найдёте и многие другие.
Книги по развитию личной эффективности
Книги по развитию креативности, творческого потенциала
Книги про развитие стрессоустойчивости
Книги про коммуникативные навыки
Онлайн-университет Skillbox
Получите новую профессию — или прокачайте имеющуюся!
Обучение через интернет, в удобном режиме. Рассрочка платежа и помощь в трудоустройстве.