Что значит муниципальная недвижимость
Что значит муниципальная недвижимость
Статья 50. Муниципальное имущество
1. В собственности муниципальных образований может находиться:
1) имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения;
(в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;
(п. 2 в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;
4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения;
(п. 4 введен Федеральным законом от 29.12.2006 N 258-ФЗ)
5) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
(п. 5 введен Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее требованиям части 1 настоящей статьи, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.
(в ред. Федеральных законов от 25.06.2012 N 91-ФЗ, от 27.05.2014 N 136-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Что такое социальное жилье и для кого оно?
Как встать в очередь на социальное жилье? Какие документы нужны? Можно ли дарить, завещать или сдавать муниципальную квартиру?
Для начала разберемся с терминологией. Все жилье в России делится на четыре категории: специализированное, приватизированное, частное и социальное.
В разных странах слова «социальное жилье» подразумевают множество форм пользования недвижимостью без получения ее в собственность. Владельцами (управленцами) такого жилья будут не наниматели, а организации (государственные, муниципальные, некоммерческие). Проживающий в квартире или доме человек не является собственником, а значит, не может подарить или завещать такую недвижимость.
Таким образом, социальное жилье – это такая недвижимость, право собственности на которую остается у государства, муниципалитета или некоммерческой организации, а не у физического лица.
«Все права нанимателя социального жилья прописаны в ст. 67 Жилищного кодекса РФ. Он, в частности, имеет право делать ремонт и перепланировку в квартире, прописать в ней своих родственников, поменять квартиру на другое жилье или сдать ее в поднаем, – рассказывает председатель совета директоров компании «БЕСТ-Новострой» Ирина Доброхотова. – По сути, договор социальной аренды можно считать бессрочным, поскольку даже в случае смерти нанимателя его семья имеет право проживать в квартире и дальше. Главное вовремя оплачивать квартплату и предоставленные услуги».
Трудности перевода
Перевести такую квартиру в частную собственность можно – это называется приватизацией, но она означает и увеличение затрат на обслуживание недвижимости. «Закон позволяет оформить социальное жилье в собственность, если оно не аварийное, если находится в составе муниципального или государственного жилищного фонда или принадлежит предприятию на праве оперативного управления. На приватизацию должны дать согласие все лица старше 14 лет, проживающие в квартире (обратите внимание, старше 14, а не 18 лет!). Если кто-то против, отказ должен быть оформлен нотариально. В целом, процедура приватизации муниципального жилья до сих пор бесплатна, хотя и связана с определенной бумажной волокитой. А вот после оформления жилья в собственность владелец должен быть готов нести уже другие затраты по его эксплуатации: имеются в виду налог на недвижимость, существенно более высокая оплата коммунальных услуг (в частности, надо иметь в виду расценки за капремонт и содержание жилья). Однако и преимущества приватизации очевидны, одно из главных — право полностью распоряжаться имуществом (продавать, дарить, завещать, оформить в залог при получении кредитов и прочее)», — поясняет Ирина Доброхотова.
Круг претендентов
Получение социального жилья — история крайне непростая и нетривиальная. Есть список требований к гражданам, которые вправе претендовать на улучшение своего положения. Критерии таковы.
Что значит статус «малоимущего гражданина»?
Фактически статус малоимущего определяется по уровню дохода. Но в контексте жилплощади речь не идет о банальном улучшении условий проживания — речь об условиях, которые не соответствуют некоторому необходимому минимуму (например, наличие хоть какого-то жилья).
Если официальный уровень дохода у человека (или семьи) не минимален, то квартирный вопрос придется решать самостоятельно. При этом засчитывается доход всех ближайших родственников, даже если вы не проживаете с ними (родители-дети-мужья-жены). Например, если родители-пенсионеры хотят подать заявку на улучшение жилищных условий, а их совершеннолетний ребенок, прописанный с ними, официально имеет высокий доход, то расчет будет делаться на основе всех этих сумм.
Еще один важный момент: муниципального жилья строится мало, его не хватает, и в результате образуются те самые «очереди», стоять в которых приходится годами (в худшем случае — десятилетиями). За годы состав семьи и ее статус может измениться так, что претендент потеряет право на социальное жилье.
В доме, который построил Джек
Для того чтобы стать в очередь на социальное жилье, нужно получить официальный статус малоимущего гражданина (или малоимущей семьи). Звучит крайне непривлекательно, но с деликатными определениями у нас в целом беда. Документ, который подтверждает основания на пользования социальным жильем, называется «справка о нуждаемости». Оформить ее можно в МФЦ или органах местного самоуправления, для этого потребуются следующие документы:
Документы рассматривают в течение 30 дней. После этого заявитель получает решение в письменной форме: поставят его в очередь на муниципальное жилье или нет, и если нет, то по какой причине. Важно получить именно письменный отказ: только так его можно оспорить, в том числе в суде.
Если решение положительное, то заявлению присваивается порядковый номер, и начинается та самая очередь, «стояние» в которой может затянуться на годы. Увы, эти правила действуют даже для тех, кто относится к категории «внеочередников» — их слишком много, и потому они образуют собственную очередь, только более короткую.
Важно помнить, что единых требований к документам по стране нет (также как и на получение субсидии на приобретение жилья), и от региона к региону список документов будет различаться.
Какие права дает муниципальное жилье?
Что такое муниципальные квартиры, откуда они берутся и какие права есть у людей, живущих по договору социального найма?
Понятие муниципального жилья определено в 19-й статье Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно ему, все жилые помещения страны делятся на три группы: к первой относят частный жилищный фонд, при этом в эту категорию входят помещения, которые принадлежат как частным, так и юридическим лицам. Ко второй группе относят квартиры и комнаты, находящиеся в собственности Российской Федерации или ее субъектов. Наконец, есть помещения, которые принадлежат муниципальным образованиям.
В квартирах, относящихся к государственному или муниципальному жилищному фонду, россияне могут жить по договору социального найма.
Наем длиною в жизнь
Согласно статье 60 Жилищного кодекса, договор соцнайма заключается на неопределенный срок. По закону наниматель может сдавать квартиру в поднаем, прописывать членов своей семьи. Кроме того, наниматель имеет право обменять жилое помещение.
Проживание в муниципальной квартире накладывает и определенные обязательства: жилец обязан бережно относиться к имуществу, проводить текущий ремонт, и, конечно, своевременно оплачивать проживание в квартире и коммунальные услуги.
Наймодатель (иначе говоря – орган местного самоуправления) обязан проводить как текущий, так и капитальный ремонт, а также предоставлять коммунальные услуги.
Однако нередко происходят ситуации, при которых жильцы добиваются от местной администрации капитального ремонта только через суд – как женщина, проживающая в муниципальной квартире в удмуртском поселке Яр. Межведомственная комиссия определила, что дом нуждался в капитальном ремонте, однако чиновники выделять деньги не спешили. Тогда женщина провела ремонт своими силами, а после собрала все чеки и обратилась в суд. Исковые требования полностью удовлетворили, с местной администрации взыскали более 60 тысяч рублей на ремонт.
Обменять можно, но непросто
Жильцы муниципальных квартир имеют возможность обменивать свои квадратные метры, но только в если и вторая квартира, участвующая в обмене, находится в собственности муниципалитета.
Правила обмена муниципальных квартир определены в 72-й статье Жилищного кодекса. Для начала процедуры обмена владелец квартиры должен заручиться согласием всех членов семьи, а также разрешением от наймодателя (местной администрации). А если в квартире прописаны дети или недееспособные граждане, то потребуется разрешение и от органов опеки и попечительства.
Обмен муниципальной квартиры – одна из самых хлопотных сделок с недвижимостью в том, что касается документов. Письменное разрешение на обмен требуется собрать со всех членов семьи, даже временно проживающих по другому адресу. И такие разрешения нужны для всех квартир, участвующих в обмене. Сложно представить, сколько времени занимает их сбор, если, например, большая семья со взрослыми детьми меняет свою муниципальную трешку на две однокомнатных квартиры.
Кроме того, необходимы:
В некоторых случаях местная администрация требует и другие документы.
Закон дает право и на принудительную сделку. Это удобно, например, для выселения пьющего родственника. Однако принудительный обмен муниципальной жилплощади возможен только по решению суда.
Приватизировать скоро будет нечего
Каждый наниматель муниципальной квартиры имеет возможность оформить ее в собственность. Это расширяет спектр возможных сделок с квадратными метрами, ведь неприватизированную квартиру нельзя сдавать в аренду или продавать. Кроме того, муниципальная квартира не передается по наследству. После смерти нанимателя при соблюдении ряда бюрократических процедур близкие родственники имеют возможность оформить на себя только договор найма.
По действующему законодательству, нельзя приватизировать аварийные или расположенные в общежитиях квартиры, а также жилую площадь в служебных зданиях или в закрытых военных городках. Об этом говорится в федеральном законе «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Каждый гражданин страны имеет право только на одну процедуру приватизации. При этом несовершеннолетние, участвующие в приватизации, сохраняют право на бесплатный перевод в собственность муниципального жилья и после 18 лет.
В последнее годы темпы приватизации жилья снизились. Во многом это произошло из-за того, что на фоне слухов об отмене бесплатной приватизации многие люди поспешили оформить жилье в собственность. Так, по данным московского департамента городского имущества, в домах столицы осталось всего 9% неприватизированных квартир.
Кроме того, количество нового муниципального жилья не успевает за ростом числа нуждающихся в нем. В этой сфере необходима серьезная государственная поддержка строительства – об этом в начале июня заявил председатель постоянной комиссии по миграционной политике, местному самоуправлению и территориальному развитию Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Евгений Бобров. По его мнению, у многих граждан нет возможности оформить ипотеку, а потому необходимо увеличивать фонд муниципального жилья, в том числе с помощью привлечения частных инвесторов.
Муниципальная квартира в РФ 2021: основные законы и понятия
Муниципальная квартира в России является частью жилищного фонда страны. Государственное жилье предоставляется в пользование по договору социального найма. Квартира от муниципалитета может быть приватизирована. В 2019 году программа приватизации жилья продлена на неопределенный срок.
Муниципальная квартира: основные законы и понятия
Государственные или муниципальные квартиры относятся к специализированному жилищному фонду (ст. 92 ЖК РФ). К данной категории принадлежат общежития и служебные помещения. Правовые вопросы жилищного фонда рассмотрены в 9 главе ЖК РФ.
Квартиры от муниципалитета предоставляются служащим на период работы, а также гражданам, нуждающимся в жилье на основании ст. 106 ЖК РФ. Правила проживания, расторжения договора найма и выселения установлены статьями 101, 103 ЖК РФ. Основные вопросы приватизации государственных квартир прописаны в ст. 217 ГК РФ, а также в ФЗ № 178 «О приватизации…» от 21.12.2001.
Правила выделения муниципального жилья
Муниципальный жилой фонд распределяется в порядке очереди с учетом категории льготника. Согласно закону, в первоочередном порядке муниципальное жилье должны получать следующие претенденты:
Для получения жилья гражданин должен встать на очередь, то есть подать в территориальный орган самоуправления документы, подтверждающие право на льготу. Заявления очередников рассматривает специальная комиссия, которая учитывает много факторов, в том числе материальное положение претендентов.
Правила пользования государственным жильем
Во время проживания в муниципальной квартире наниматель обязан соблюдать установленные правила (ст. 101 ЖК РФ). Проведение некоторых ремонтных работ на государственной жилплощади разрешено, но только за счет жильца. Например, можно сделать косметический ремонт, заменить двери, окна, не нарушая план, установить съемные технические средства.
В отношении государственных квартир действует ряд ограничений, прописанных в статье 100 ЖК РФ:
Если наниматель проводит незаконную перепланировку, муниципальные власти могут оспорить данное решение. В результате жильца обяжут вернуть квартире первоначальный вид или узаконить проведенное строительство. Если муниципалитет инициирует выселение социально незащищенных граждан, то по закону обязан предоставить этим людям иное жилье (ст. 103 ЖК РФ).
Заключение договора с ЖКХ
Наниматель муниципальной недвижимости имеет право на получение коммунальных услуг. Участниками договора об оказании услуг ЖКХ являются две стороны: жилец и коммунальная служба (УК).
Коммунальная служба обязана предоставлять услуги в полном объеме, вести персональный клиентский счет, рассчитывать оплату, проводить ремонтные работы, обнародовать информацию.
На жильца возлагаются обязанности по оплате счетов, выполнению норм по замене счетчиков. Наниматель не должен создавать препятствия коммунальщикам для проверки систем и приборов учета. Если жилец не оплачивает коммунальные услуги в течение 6 месяцев, договор социального найма расторгается, согласно ст. 90 ЖК РФ.
Наследование муниципальной квартиры
Государственная квартира принадлежит органам власти до момента приватизации. Если квартиросъемщик не приватизировал жилье и умер, то оно вернется государству, а затем перейдет иному лицу. Обычно так происходит, когда умирает одинокий жилец. Если на жилплощади были прописаны члены семьи основного нанимателя, то государство не имеет права их выселить. Кроме того, прописанные лица вправе приватизировать жилплощадь.
Если члены семьи не зарегистрированы в квартире, для подтверждения прав на жилье потребуется два документа: завещание нанимателя и распоряжение о приватизации. В таком случае наследники вступят в свои права, получат ордер, переоформят квартиру в собственность. По прямым основаниям муниципальную жилплощадь наследовать невозможно.
Приватизация государственного жилья
На сегодняшний день приватизация является бессрочной. Данное ограничение снято ФЗ № 14 от 22.02.2017 «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов…». Но воспользоваться правом могут не все, кроме того, отдельные виды недвижимости нельзя приватизировать.
Право на бесплатную приватизацию гражданин может реализовать только один раз в жизни. Процедура проводится в следующем порядке:
С 1994 года дети участвуют в приватизации, при наличии прописки получают долю жилплощади. Допускается выписка несовершеннолетнего при наличии возможности регистрации в другом жилье с оптимальными условиями.
Заключение
Местные власти должны выделять квартиры в порядке, установленном законодательством. Как правило, на бесплатную жилую площадь имеют право государственные служащие, льготники, граждане, проживающие в аварийных домах, беженцы и другие нуждающиеся. Для получения и дальнейшей приватизации жилья необходимо обращаться в территориальный орган самоуправления.
Муниципальная недвижимость
Правовое обеспечение приватизации
Реализация преимущественного права выкупа арендованного муниципального имущества субъектами малого и среднего предпринимательства
Архив
Информация об аренде муниципальных объектов недвижимости
Информация о мероприятиях по реконструкции и ремонту муниципальных зданий
Информация по продаже и аренде земельных участков. Правовое обеспечение земельных отношений
Предоставление выписки из похозяйственной книги
Согласно п.2 ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» одним из оснований для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства является выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок.
Согласно постановлению главы администрации города Нижнего Новгорода от 17.12.2007 № 6127 «О возложении функций по выдаче выписок из похозяйственной книги о наличии у граждан прав на земельные участки» и административному регламенту по оказанию муниципальной услуги «Предоставление выписки из похозяйственной книги о наличии прав на земельные участки», утвержденному постановлением администрации г.Н.Новгорода от 16.07.2009 № 3490, органом, уполномоченным предоставлять выписки из похозяйственной книги о наличии у граждан прав на земельные участки, определен комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода.
В соответствии с Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 29.08.2006 № 146 «Об утверждении формы выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина прав на земельный участок» была утверждена форма выписки из похозяйственной книги.
В целях реализации п.2 ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» между администрацией города Нижнего Новгорода и Нижегородским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» было заключено соглашение об обмене информацией от 29.12.2007. В рамках указанного соглашения проект выписки подготавливает указанное предприятие, а подписание и выдача выписок из похозяйственных книг о наличии у граждан прав на земельные участки осуществляются Комитетом. Запрашиваемая выписка предоставляется в формате, утвержденном вышеназванным Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 29.08.2006 № 146 и в объеме, имеющемся на момент ведения похозяйственной книги.
Заявления граждан о выдаче выписок из похозяйственной книги о наличии прав на земельные участки заполняются в районных отделениях Нижегородского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по месту нахождения земельного участка (часы работы: с 8.00 – 17.00, перерыв с 13.00 – 14.00):
— приемный пункт заявок Приокский район – ул. Крылова, 14а, тел. (831) 465-55-33;
Начальник Советского отделения Нижегородского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Гаврюшов Андрей Александрович, тел. 434-57-62.
Начальник Московского отделения Нижегородского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Грузова Светлана Николаевна, тел. 279-45-27.
Адрес Нижегородского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ»: 603000, г.Н.Новгород, пер. Холодный, 10, тел. (831)428-16-01, 428-16-02, факс (831)428-16-03, директор Малахов Аркадий Евгеньевич.
Муниципальная услуга по выдаче выписки из похозяйственной книги осуществляется бесплатно.
После подготовки информации ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» направляет проект выписки на подпись в КУГИ и ЗР администрации г.Н.Новгорода. После подписания выписки заявитель получает готовый документ в управлении земельными ресурсами города (г.Н.Новгород, ул. Большая Покровская, д.15, комната 16, тел. (831) 434-42-83).
Комитет выдает выписки из похозяйственных книг только на земельные участки, расположенные на территории городского округа – г.Нижний Новгород» (в к.п. Зеленый город похозяйственная книга не велась). В похозяйственных книгах содержатся сведения о земельных участках, вошедших в черту г.Н.Новгорода из состава земель прилегающих муниципальных образований.
Выписка из похозяйственной книги готовится в ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в течении 5 дней с даты оплаты квитанции, 10 дней в КУГИ и ЗР (с даты регистрации заявления в канцелярии).
Форма похозяйственной книги была утверждена приказами Центрального статистического управления СССР от 07.04.1972 г. №241 и от 05.01.1979 г. №10 и содержит следующие сведения: номер лицевого счета (по земельной шнуровой книге); фамилия, имя, отчество главы семьи; список членов семьи; адрес хозяйства; скот, являющийся личной собственностью хозяйства; земля, находящаяся в личном пользовании хозяйства (в сотых гектара); наличие и поступление средств самообложения.
Отказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области в регистрации права собственности на земельный участок.
Таким образом, в случае отказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области в государственной регистрации права собственности на земельный участок из-за отсутствия в выписке из похозяйственной книги кадастрового номера земельного участка, информации о праве пользования, назначения земельного участка, рекомендуем решать данный вопрос в судебном порядке.