Что значит монархический взгляд
Что значит быть монархистами сегодня?
А вот что значит быть монархистом в постсоветской России? Что человек должен делать, если он монархист? Монархическая традиция в нашей стране прервалась. Русские люди в подавляющем большинстве не имеют ни малейшего понятия о том, что такое монархия, представляя себе монархическое правление, как нечто декоративно-архаичное. Русский народ сегодня не может хотеть царя, потому что в головах у наших людей вообще отсутствует тот понятийный ряд, опираясь на который можно было бы им объяснить, зачем нужен царь. Демократическая иллюзия стала для нас политической аксиомой. Люди мыслят исключительно в демократической парадигме, включая немногочисленных и потешных монархистов. В таких условиях чистое монархическое чувство не может овладеть сколько-нибудь значительной частью русского народа, ему просто не на что будет опереться.
А это значит, что добиваться наискорейшей реставрации монархии было бы преступно, потому что под видом монархии сейчас может восторжествовать только цирк с коронами – нелепая имитация некоторых внешних форм начисто лишенная реального внутреннего содержания. Именно настоящие монархисты сегодня должны быть против немедленной реставрации монархии.
Архимандрит Тихон (Шевкунов) рассказывал, как к одному архиерею пришли казаки и потребовали добиваться реставрации монархии, а владыка им ответил: «Дай вам сейчас царя, так вы же его через две недели опять расстреляете». Вот об этом и речь.
Так что же тогда должен делать современный русский монархист? За свои убеждения надо бороться. А как бороться? Создать монархическую партию? Но политические партии – это изобретение врагов монархии, это вообще не из монархического смыслового ряда. Партии существуют для участия в выборах, в результатах которых, по демократическим убеждениям, должна восторжествовать воля народа, а монархист хочет иного: торжества Божьей воли. Тут партии бессильны.
Тем более нелепо было бы призывать к монархическому перевороту. В результате переворота можно привести к власти диктатора, а никак не царя. Нам надо «перевернуть» не Кремль, а души русских людей, но это невозможно сделать силовыми методами.
Поскольку монархисты не считают правильной современную форму правления, то восприниматься, как оппозиция. Но это не совсем так. Оппозиция – игрушка наших идейных противников. Любая оппозиция, по определению, добивается «торжества подлинной демократии», а мы хотим совсем не этого. Мы не станем пазгаться на выборах с либералами и коммунистами и уж тем более не будем бороться с «режимом Путина». Всё это не наши игры, участие в них не может дать того результата, к которому мы стремимся.
Монархизм – политическое мировоззрение, но если у меня нет программы политических действий, тогда в каком смысле я монархист? В смысле верности монархической идее. (Подробно свой взгляд на суть и смысл монархии ваш покорный слуга изложил в книге «Священная русская империя») Я считаю монархию единственной легитимной формой правления и не могу считать иначе совершенно независимо от перспектив реставрации. Монархизм – это истина, и моё убеждение в этом никак не может быть связано с тем, какое количество людей разделяют эту истину, и каковы перспективы её торжества. Если я знаю, что дважды два четыре, то ничего ровным счетом не измениться от того, что никто вокруг меня не будет так считать.
У Зюганова как-то спросили, как он относится к идее реставрации монархии, а обер-коммунист ответил: «Если вы про Гошу Гогенцоллерна, то, согласитесь, это несерьёзно». Согласен с тем, что это несерьёзно, но Геннадий Андреевич, очевидно, понимает, что и после его смерти коммунисты не исчезнут, то есть верность идее никак не связана с верностью персоне. Так же и наша верность монархической идее ни как не связана с отношением к принцу Георгию Гогенцоллерну, в жилах которого можно обнаружить микродозы крови Романовых. Если этот принц (или великий князь) называет себя наследником русского престола, так мало ли что ещё он может заявить. Дом Романовых насчитывает не одну сотню человек, там есть люди, у которых куда побольше прав на престол, чем у Гоши, просто они не устраивают клоунаду, объявляя себя наследниками, а Гоша не боится смешить людей.
Впрочем, я считаю, что русским царем не может быть не только Георгий Гогенцоллерн, но и ни кто из дома Романовых. Полагаю, что династия Романовых утратила право на престол, хотя это моё частное мнение. Не думаю, что русским царем может стать человек, который говорит по-русски с акцентом, а Романовы слишком давно живут за границей, и не знаю, много ли в них осталось русского. Хотя, конечно всё будет не так, как я думаю, а так, как решит Бог.
Очень жаль, что вопрос о монархии связывают с вопросом о наследнике. Когда я говорю, что являюсь монархистом, у меня спрашивают: «А кто царем будет?» Я представления не имею о том, кто будет царем. Я стал монархистом не потому что подыскал приятного мне претендента. На настоящее время я считаю вопрос о претенденте праздным и не имеющим пока значения. Вопрос о реставрации монархии надо сначала решить в принципе, а потом уже и о претенденте говорить. Когда будет созван Земский Собор, претенденты появятся, не извольте беспокоиться. В моём понимании, претендент на русский трон должен принадлежать к одному из древних русских аристократических родов, пусть и «захудалых», пусть и малоизвестных, он должен быть человеком воцерковленным, а не просто православным по названию, он должен быть глубоко русским человеком. Перечень требований можно было бы ещё долго продолжать, но это занятие праздное. Ни на секунду не сомневаюсь, что когда русский народ дозреет до монархии, Бог укажет нам царя таким способом, который развеет все сомнения.
Пока нам до этого, как до звезд. Русский народ должен выстрадать царя, вымолить его, народ должен едиными устами и единым сердцем просить Бога о даровании царя. Надо ли объяснять, что сейчас наш народ к этому не готов?
Значит, роль монархиста в современной России неизбежно пассивна? Это не так. Первое, совершенно необходимое условие реставрации монархии – воцерковление гораздо большего количества русских людей, чем сейчас. Ведь Земский Собор – это не демократическая процедура, это по сути своей процедура религиозная. Там люди должны не своё мнение выражать, а просить Бога указать на того, кто должен стать царем. То есть для начала надо ещё понимать, что такое Собор. Для этого народ должен иметь определенный уровень религиозного развития, иначе Собор превратят в парламент. А без религиозной составляющей монархия превратится либо в диктатуру, либо в декорацию.
Так вот сейчас, как ни странно, время работает на русский трон. В России открываются всё новые храмы, они наполняются всё новыми людьми. Духовное развитие русского народа постепенно приближается к тому уровню, который сделает возможным реставрацию монархии. Будет ли этот уровень достигнут? Не факт. Тут есть над чем трудиться. Вот вам и активная роль монархиста сегодня. Хотите способствовать грядущей реставрации? Способствуйте по мере сил и возможностей воцерковлению русского народа. Начните с себя, со своих близких, воспитывайте детей в православии. Личным примером покажите, что настоящий русский человек – это человек православный. Это и будет нашим служением вакантному русскому трону. Это работа незаметная и негероическая. Но это строительство фундамента, на котором может быть воздвигнут трон. Монархия не рождается на митингах и протестных акциях. Нельзя ратовать за монархию, а вести себя, как демократы.
Остается вопрос: может ли монархист сотрудничать с демократической (то есть по сути – олигархической) властью? Для меня, как для монархиста, легитимна только монархическая форма правления, а любое иное правление я понимаю, как узурпацию. Но что толку кричать о незаконности действующей власти, если законную власть мы сами ещё не готовы утвердить? Поэтому я готов сотрудничать с действующей властью по ряду направлений.
Если государство сегодня поддерживает Церковь, то в этом я поддерживаю государство. (Только под Церковью не надо понимать «попов на Мерседесах». Церковь – это христиане во главе со Христом). Если государство Российское противостоит западной постхристианской цивилизации (именно в том, что делает её постхристианской) я поддерживаю наше государство. Если власть не дает разгуляться разрушителям государства, либералам, я и в этом поддерживаю власть. Но когда наше государство всё больше сближается с коммунистами, в этом я его никогда не поддержу. Покраснению нашего государства я считаю своим долгом по мере сил противостоять. То есть и в политике монархист может быть активен, не принадлежа ни к каким партиям и не участвуя в бесстыжих олигархических игрищах, но твердо отстаивая те принципы, которые могут быть совместимы с монархией.
Ещё надо понимать, что монархия – это не рай на земле, это не способ решения экономических проблем. Аятола Хомени в своё время сказал: «Мы совершили исламскую революцию не для того, чтобы снизить цены на дыни». И мы стремимся к монархии не для того, чтобы снизить расценки ЖКХ. Надо бы, конечно, эти расценки обуздать, но когда мы говорим о монархии, мы говорим не об этом. Сейчас почти вся политика – это об уровне материального потребления и механизмах распределения. Не то чтобы это не имело значение, но это не самое главное. Для меня, как для монархиста, важно, чтобы государственное устройство было основано на правде, а любая немонархическая форма правления основана на фундаментальной лжи. И материальных проблем не решить, если нам каждый день врут, что власть может принадлежать народу. То есть начинать надо не с материальных проблем, а с утверждения на государственном уровне правды о том, что источником власти является Бог, а не народ. И в этом случае у власти могут оказаться отъявленные негодяи, которые будут провозглашать правду, а жить по лжи. Но в этом случае появится хотя бы возможность жить по правде. А когда в самих принципах государственного устройства зафиксированы лживые измышления, так и говорить не о чем.
Сегодня очень трудно быть монархистом. Ощущение того, что тебя хронически не понимают, очень тягостно. Ещё более тягостно понимание того, что торжество твоих идеалов в ближайшее время не возможно, а возможно ли оно в будущем – не известно. Я не принадлежу к тем розовым монархистам, которые твердо уверены в том, что в России ещё обязательно будет царь. Они ссылаются на некие пророчества, весьма, на мой взгляд, сомнительные и способные в чем-то убедить только тех, кто склонен выдавать желаемое за действительное. Но я вовсе не исключаю того, что в России ещё будет царь. Если исходить из сегодняшнего состояния умов – это кажется невозможным. Для реставрации русского трона потребовалось бы чудо. Но чудеса случаются. И переворот в умах порою происходит весьма стремительно, когда накопятся незаметные на первый взгляд к тому предпосылки.
От русского монархиста сегодня требуются прежде всего трезвость, выдержка, терпение. Мы должны реально смотреть на вещи и спокойно делать незаметную подготовительную работу, не впадая в отчаяние и не поддаваясь приступам нездорового оптимизма. Надо ещё осаживать опереточных псевдомонархистов, способных только дискредитировать идею монархии. Надо и собственную душу уметь осаживать, когда она зовет на баррикады, а разум предостерегает от дурной и пагубной активности.
Царя надо заслужить. А мы ещё не заслужили.
Что такое монархия — конституционная, абсолютная, сословная, парламентская и другие виды (примеры всех стран-монархий)
«Даже на самом высоком из земных престолов сидим мы на своем заду».
Мишель де Монтень, французский философ эпохи Возрождения.
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Россия – в прошлом монархическая держава, и идеи монархизма о том, что нашей стране необходим «царь-батюшка», что это заложено в менталитете, довольно уверенно высказываются по сей день.
Монархия – это древняя форма государственного устройства, сохраняющаяся сегодня в различных интерпретациях в 44 странах мира.
ХХ век серьезно подорвал положение монархического режима (самая популярная форма правления сейчас — это демократия), но все же эта форма власти так и не была стерта с политической карты мира.
Раскрывая понятие монархии, мы постараемся ответить на следующие вопросы:
Монархия — это древнейшая форма правления
Сам термин происходит от латинского слова monarchia, которое, в свою очередь, произошло от древнегреческого μοναρχία, что в переводе означает «единовластие» (слово μόνος — это «одиночный, единый», а слово ἀρχή — это «власть, господство»). Собственно, после этого можно даже не давать определение этому режиму правления, хотя лишним не будет.
Монархия — это государство, главой которого является монарх. Власть монарх может быть неограниченной (абсолютная монархия) либо ограниченной (конституционная).
Определений может быть много и, чтобы было понятнее, приведу еще одно:
Человек с древнейших времен выстраивал иерархию в своей группе. Отец в семье, вождь в племени – еще в родовых объединениях зарождаются прообразы будущих монархов.
Изначально такие главы родовых племен несли функции хранителя ритуальных и сакральных обрядов, они общались с потусторонним миром, и их власть сводилась к выполнению различных ограничений и запретов.
Например, японский император обязан был несколько утренних часов просиживать в неподвижной позе, чтобы привлечь в страну гармонию и мир, любое его движение могло спровоцировать войны, землетрясения, пожары и прочие катаклизмы.
Подобные сакральные требования к монархам частично сохранились, но, конечно, уже не в той мере, как это было в древности. От былого остался, пожалуй, жесткий протокол, которому подчинено общение простых смертных с коронованными особами.
По принципу наследования престола различают три вида монархий:
Монархические режимы существовали на разных континентах, в очень разных странах, поэтому титулы монархов многочисленны: император (сегодня остался только японский император – его величество Акихито), король, царь, князь, герцог, султан, хан, эмир, шах, фараон и др.
Примерами стран, где до сих пор сохранились монархи могут служить: Великобритания, Норвегия, Дания, Швеция, Иордания, Марокко, Саудовская Аравия.
Виды монархий
Слово «монархия» пришло из древнегреческого языка (μοναρχία – единовластие). Так называют форму правления, при которой верховная власть полностью или с ограничениями принадлежит одному человеку – монарху.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) в труде «Политика» относит монархию к одной из трех «правильных» политических форм правления. Извращением этого политического режима он называет тиранию.
Монархия по Аристотелю – это власть одного в интересах граждан, тирания – власть одного в собственных интересах.
Характерными признаками монархической формы правления можно условно назвать три составляющих:
Но каждый из этих принципов может быть нарушен, в истории множество таких примеров.
Монархический режим, будучи древнейшей формой правления, имеет массу разновидностей, большинство из которых в настоящее время не существует.
Также имеется несколько способов их классификации. Например, по объёму ограничений накладываемых на монарха различают:
Давайте все основные виды монархического правления рассмотрим отдельно.
Абсолютная монархия
На западе абсолютизм приходит на смену сословно-представительной монархии как форма усиления института государства, на востоке же этот вид государственного управления складывался в обход демократических проявлений, например, халиф в странах Аравийского полуострова единолично правил страной при помощи своих советников – шейхов.
Абсолютная монархия – это такой политический режим, при котором вся полнота власти сосредоточена в руках монарха, единолично и без ограничений управляющего государством. Такой вид монархии бывает только наследственным.
Чем же отличается абсолютная монархия от сословной (о последней читайте ниже)?
Сословно-представительная монархия | Абсолютная монархия |
---|---|
Монарх делит власть со специальным органом, состоящим из представителей определенных сословий (что это?). | Единоличная власть монарха с опорой на армию и бюрократический аппарат (чиновников, назначенных по принципу преданности монарху). |
Монарх не вправе принимать государственные решения без согласия представительного органа. | На принимаемые монархом решения никто и ничто не влияет, хотя он может учитывать интересы определенных сословий. |
Соблюдаются права граждан внутри своих сословий, монарх не может наказывать неугодных по своему усмотрению. | Монарх может отправить в опалу любого неугодного без суда и следствия. |
Конституционная (ограниченная) монархия
Абсолютная монархия склонна к перерождению в произвол и тиранию. Со временем пришло понимание, что абсолютную власть необходимо ограничивать, таким образом, в результате буржуазно-демократических революций на смену абсолютизму приходит конституционная монархия.
При таком государственном устройстве ограничения верховной власти монарха прописаны в конституции. Различают два вида ограниченной монархии:
Современные страны с дуалистической монархией – Монако, Люксембург, Кувейт, Лихтенштейн, Иордания, Марокко.
Примеры современных парламентарных монархий – Великобритания, Япония, Дания, Бельгия, Испания и проч.
Наиболее яркий и классический пример конституционного монархического правления – Англия. Почему же Англия стала называться конституционной парламентской монархией?
После революции и Гражданской войны в Англии в 1649 году был казнен король Карл I. Эти события повлекли за собой установление республики, которая продержалась до 1660 года.
Из-за смуты, начавшейся в 1658 году после смерти Кромвеля, лидера Английской революции, аристократия и дворянство приняли решение восстановить монархию Стюартов, и на престол взошел сын убитого Карла I — Карл II.
Но восстановленная монархия претерпела значительные изменения. Стюарты стремились восстановить абсолютизм власти, это привело к «Славной революции» 1688 года, когда династия Стюартов сменилась Виндзорами.
В 1689 году был принят знаменитый Биль о правах, утверждающий верховенство парламента в законодательной власти. После принятия Закона о престолонаследии в 1701 году, уточняющего особенности наследования короны и ограничения власти короля, в Англии окончательно сформировалась конституционная парламентская монархия.
Сословная и сословно-представительная монархия
Этот вид монархического устройства власти развился в сословных обществах, причем в зависимости от географии монарх мог принадлежать к разным сословиям.
На востоке цари относились ко второй касте воинов. В западных странах монарх, наоборот, стоял над сословиями. Это имело положительное действие, так как глава государства мог разруливать межсословные споры, находясь над конфликтующими сторонами.
Сословно-представительная монархия возникла с ростом государств. Так же, как прямая демократия становится невозможной в многонаселенном государстве, сословная монархия с увеличением населения и территорий вынуждена становиться представительной.
Власть короля сочеталась с участием представителей сословий в управлении государством, составлении законов.
Становление сословно-представительной монархии связывают с упадком феодального строя, по сути – это сословная монархия в сочетании с демократией и аристократией (по классификации Аристотеля).
Расцвет этой формы правления в Западной Европе приходится на XIII-XVI века. Первые представительные сословные органы – парламент Великобритании, созванный впервые в 1265 году, Генеральные штаты во Франции (первый созыв в 1302 году), Земский собор на Руси и др.
Теократическая и другие виды монархий
Патриархальная (традиционная) монархия
Монарх в традиционном обществе воспринимается как отец своих подданных. Эта древнейшая разновидность монархии берет истоки в патриархальной семье, которая состояла из нескольких поколений родственников по отцовской линии.
Сакральная монархия
Монарх играет роль жреца. Эта разновидность тесно связана с патриархальной монархией, так как зачастую глава патриархальной семьи одновременно был и жрецом, выполняющим сакральные функции.
Теократическая монархия
Отличается от сакральной тем, что жреческие функции заменяются духовными, религиозными. Монарх воспринимается как проводник Бога и законы, принимаемые им, соответствуют религиозным догмам (что это такое?). Гражданские законы являются частью религии, церковь поглощает государство, сливается с ним.
В эпоху Средневековья большинство европейских монархий были полностью или частично теократическими, так как подчинялись папе римскому.
Сегодня подобная разновидность государственного правления сохранилась в Ватикане (абсолютная теократическая выборная монархия) и Саудовской Аравии.
Деспотическая монархия
Деспот (от древнегреческого δεσπότης) – господин, повелитель. При деспотии монарх воспринимается как господин своих подданных. Такой вид монархии был распространен в государствах Древнего Востока и Африки. Складывался он в милитаризованных странах, где подданные считались войском своего монарха-военачальника.
В эпоху Просвещения в XVII-XVIII веках понятие деспотия приобрело негативный оттенок, так как использовался французскими просветителями (Монтескье, Дидро и др.) для критики абсолютной монархии.
Царизм в истории России и Третьеиюньская монархия
Монархия в России на протяжении практически всей своей истории была абсолютной, хотя в XVI-XVII веках еще присутствовали некоторые элементы сословно-представительных органов. Но они не имели реальных возможностей и юридических прав ограничивать самодержавие, хотя в кризисных ситуациях выходили на первый план.
Российскую монархию принято называть самодержавием – это название идет из Византии, так перевели византийский термин «автократия».
Первым самодержцем объявил себя Иван III, имея в виду свою автономию и независимость. Династия Рюриковичей сменилась династией Романовых, а при Петре I, провозгласившем создание Российской империи, русский царь стал называться императором.
Переход от абсолютной к ограниченной монархии произошел в России после революции 1905 года, когда власть императора была ограничена в Манифесте (что это такое?) от 17 октября.
В 1906 году была создана Государственная Дума, без одобрения которой не мог быть принят ни один закон. Такой курс на конституционную монархию продержался в России недолго. 3 июня 1907 года произошел переворот, Дума была распущена, члены ее социал-демократической фракции арестованы, избирательный закон 1905 года заменен на «бесстыжий», бесцеремонно продвигающий монархические интересы.
Так Николай II и П.А. Столыпин создали «третьеиюньскую монархию», которая пыталась восстановить абсолютизм самодержавной власти. Фактически Государственная дума продолжила свою работу, но практически она являлась «карманной», полностью отражавшей интересы правительства и монарха.
«Третьеиюньская монархия» стала предвестником краха самодержавия в России. Через 10 лет в результате революции монархический строй в стране сменился на советскую республику.
Любопытно, что Россия до сих пор не смогла до конца преодолеть своей исторической тяги к абсолютной монархии. Голоса сторонников монархизма звучат все сильнее, поговорка «Царь хороший, бояре плохие» не исчезла из сознания русского человека. Формально Россия — президентская республика, но российская политика имеет явные черты абсолютной монархии.
И не скажу, что это плохо. В эпоху перемен демократические режимы работают слишком медленно и не поспевают за быстро меняющейся обстановкой. А сейчас идет слом пятисотлетнего доминирования запада и темпы такие, что самым оптимальным является единоначалие. Демократия же хороша в спокойные времена, которые уж закончились и не понятно, когда еще наступят.
Страны-монархии
Как уже говорилось выше, в мире осталось 44 страны, где правят монархи. Визуально их можно увидеть на приведенной ниже карте.
Более детально посмотреть все страны с таким строем можно на приведенном ниже рисунке:
Обратите внимание, что страны разбиты по видам монархического режима, который в них установлен. По сути, у нас остались только представители конституционной (парламентской и дуалистической), абсолютной и теократических монархий. Последний вид, по сути, представлен лишь одним квазигосударством.
Автор статьи: Елена Румянцева
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Монархия — это изжившая себя форма правления. Хотя, некоторые ее черты можно проследить даже при демократичном режиме.
Как бы это ни прозвучало, но порой кажется, что и наша страна живёт под знаком монархии, хотя официально это, конечно, никто не признает. Ну а что? Сколько лет царёк наш правит?) Вот и думайте)
Ксения: что за страна у вас? Ближнее зарубежье? Восточные соседи? Тогда все понятно. Невозможно шагнуть из феодализма в демократию. Там как были баи, так и остались. Причем только такой вариант и будет эффективным (работать).
Вы поймите, умная моя. Почему Запад так агрессивно везде насаждает демократию? Чтобы было легче вмешиваться в управление государства и грабить. И плевать ему, что устои этого не приемлют.
А попробуйте манипулировать монархом. Вспомните Каддафи. Ливия была в шоколаде (почти коммунизм). Не смог Запад насадить там свою дерьмократию и пришлось уничтожить монарха и вместе с ним и все страну.
Хотите жить хорошо — никого не слушайте и ни на кого не смотрите. Из вне вам никто добра не желает. Желает только ограбить и пойти дальше.