Что значит минимизировать тур
Что значит минимизировать тур
ФПР — это, пожалуй, самая популярная аббревиатура в туризме.
Рассказываем, как избежать ФПР и что делать, чтобы их уменьшить. в общем всё на эту тему.
(ФПР — это «фактически понесенные расходы» туроператора, удерживаемые им при несостоявшемся туре. если кто еще не знает)
1. Когда у туроператора возникает право удержать ФПР?
2. В какой момент происходит расчёт ФПР?
3. Что делать, чтобы избежать удержания ФПР?
4. Как уменьшить размер удерживаемых ФПР?
5. Как оспорить размер ФПР?
6. Может ли турагент удерживать свои ФПР?
Постараемся ответить на эти вопросы максимально сжато.
Начнем с того, откуда взялся этот термин. Тут всё просто: ч. 1 ст. 782 ГК (общая норма права) и ст. 32 ФЗ ЗПП (специальная норма права). Обе они гласят, что заказчик (турпродукта) вправе отказаться от договора при условии оплаты исполнителю (туроператору) фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Т.е. право на удержание ФПР возникают у ТО только том случае, если именно заказчик по своей воле отказался от договора (при условии, что ТО был готов оказать все услуги, входящие в состав туристского продукта и на всех условиях, перечисленных в договоре). Причина здесь по большому счету особого значения не играет: болезнь, потоп дома, не дали отпуск, передумал, положительный ПЦР-тест, беременность — не важно.
Если же отказ от договора происходит по иным причинам — ТО меняет условия путешествия (ст. 28-29 ФЗ ЗПП), или в стране назначения возникает небезопасная ситуация (ст. 14 ФЗ-132) — то право на удержание ФПР у ТО не возникает.
Есть исключение — это ч. 3 ст. 781 ГК (если невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает). Сюда могут относиться: и ограничение в авиасообщении между странами, эпидемия, непредвиденный рост транспортных тарифов, природные катаклизмы т.п., — всё, что не относится к ст. 14 ФЗ-132. В этом случае, действительно, у ТО также возникает право на держание ФПР. Однако, во взаимосвязи с ч. 3 ст. 451 ГК и ст. 10 ФЗ-132 расторжение договора вследствие существенно изменившихся обстоятельств допускается только с согласия заказчика или в судебном порядке. И именно суд может определить размер ФПР, которые понесла сторона отказывающаяся от договора. Конечно, ни один ТО в судебном порядке не расторгает договор с туристом, потому что деньги уже у них, и им проще просто продолжать удерживать их у себя. Такие случаи, к сожалению также происходят, но они не носят массового характера, и зачастую разрешаются более или менее мирно и без судов. Однако, если подобная ситуация произойдет и дело дойдет до суда — рекомендации будут такими же.
Далее, в расчете ФПР есть один существенный момент — исходя из значения этого термина к ФПР могут быть отнесены только те расходы, которые были фактически понесены на момент отказа от договора, т.е. ДО этого момента, и никак не в будущем! При этом эти расходы должны быть непосредственно связаны с исполнением обязательств по договору. Т.е. никакие авансовые платежи, платежи в адрес неясных посредников, штрафы и неустойка, налагаемые на исполнителя его посредниками, и т.п. «ересь» не являются ФПР.
Из этого следует сделать ПЕРВЫЙ важный вывод: если вы решили отказаться от договора, то это стоит делать как можно раньше. Да и практика расчета туроператорами своих ФПР в процентах от стоимости тура в зависимости от срока отказа от договора — лишнее тому подтверждение, хоть это и незаконно. Как мы уже сказали размер ФПР определяется фактическими затратами и не может рассчитываться в каких-то процентах, да еще и в зависимости от количества дней, которые остались до вылета.
Как и везде — здесь есть своя особенность. Во всех договорах реализации туристского продукта указано, что он расторгается в той же форме, в которой и заключен. Поэтому, отказа от договора обязательно должен быть заявлен в письменной форме. Не можете лететь — сразу пишите заявление об отказе от договора — подавайте его турагенту — и обязательно фиксируйте этот факт! По возможности, также сразу, уведомляйте об это туроператора — любыми доступными средствами связи, позволяющими удостовериться в получении: электронная почта — самый доступный и надежный способ.
Удержание туроператором ФПР — это всегда проблема для заказчика: долго рассчитывают, документально не подтверждают, долго возвращают остаток и т.д. Поэтому есть уже давний надежный способ, чтобы до этого не доводить, — это пользоваться т.н. «страховкой от невыезда». Стоит, конечно, она недешево — 3-5% от стоимости тура, — но зато точно избавит от лишних трат, потери времени и головной боли, если дело дойдет до ФПР. Главное — это ознакомиться с полным перечнем событий, которые признаются страховым случаем! Зачастую менеджеры турагентств говорят одно, а в правилах страхования совсем другое. Заключить такой договор страхования можно как в момент бронирования тура, так и после этого (в т.ч. самостоятельно) с большинством российских страховых компаний, которые занимаются страхованием медицинских расходов выезжающих за рубеж. И, естественно, если вы за такую страховку заплатили, то вам сразу должны выдать страховой полис, а не когда-нибудь потом — это важно! Выплата по страховке от невыезда тоже процесс непростой со своими нюансами, но в рамках этого поста мы подробно останавливаться на нём не будем.
Еще один способ, чтобы избежать удержания ФПР, — это все таки воспользоваться услугами. Пусть это и звучит парадоксально, но большинство ситуаций, которые служат причиной отказа от договора, можно решить. Самый популярный вариант — это отказаться от поездки не всем туристам по договору, а только тем, кто действительно по объективным причинам лететь не может.
Как уменьшить размер удерживаемых ФПР?
Самое распространенная и публично озвучиваемая туроператором — это процедура т.н. «минимизации ФПР». Проводится она, как правило, по заявлению туриста (турагента) и только после наступления срока окончания путешествия. Если отказ от поездки был незадолго до ее начала — можно процедурой и воспользоваться, а вот если отказ был заблаговременный, — то эту процедуру можно рассматривать, пожалуй, как уловку ТО оттянуть момент возврата денег, поэтому надеяться на нее не стоит, если только вам не все равно или вы не торопитесь побыстрее вернуть деньги.
Но если процедура минимизации происходит исключительно по регламенту ТО и с нормами закона мало чего общего имеет, то вот оспорить размер ФПР как в досудебном, так и в судебном порядке вполне возможно. И наши рекомендации будут опираться исключительно на нормы права, которые суды на практике применяют при рассмотрении подобных споров. Тут начинаются особенности, о которых мало кто знает, поэтому внимательно читайте и запоминайте.
Из этого ВТОРОЙ важный вывод: если вы отказываетесь от договора по указанным выше причинам, то вы в заявлении об отказе (см. п. 2) должны обязательно указать причину (болезнь, смерть) и доказать степень родства, если поездка отменяется в связи с обстоятельствами, произошедшими не с вами. А в последствие вы должны предоставить документальное подтверждение произошедшего! Если вами эта рекомендация будет соблюдена, то не исключено, что ТО добровольно осуществит возврат этих сумм, не доводя дело до суда. Ну а в суде, обосновать эту позицию не сложно — судебная практика есть и она достаточно устойчивая.
.
Во-вторых, подавляющее большинство ТО перечисляют деньги в счет оплаты забронированного вами тура не конечным поставщикам услуг (отелям, авиаперевозчикам, страховым), а своим международным посредникам, или принимающим компаниям. И при этом не отдельным платежом, в котором указаны номер заявки и ваша фамилия, а единым платежом на несколько сот тысяч евро-долларов или же миллионов рублей. Это повод для того, чтобы усомниться в достоверности утверждения ТО, что им были понесены расходы именно по вашему туру. Поэтому
ТРЕТИЙ вывод — при отказе от договора (см. п. 2) обязательно требуйте документального подтверждения размера понесенных ФПР. Помимо этого направляйте самостоятельно запрос в отель — было ли туроператором фактически оплачено проживание за вас, а также в авиакомпанию — были ли выписаны в отношении вас билеты, какова была загрузка бортов на указанных в договоре рейсах.
После того как вами будет получен ответ от отеля (авиакомпании), собраны все документы в обоснование произошедших обстоятельств (болезни, травмы и т.п.), пройдена процедура минимизации и, возможно, получен какой-то ответ от ТО, — рекомендуем направить еще одно (финальное) требование, где подробно с обоснованиями изложить свою позицию и повторно заявить требование о возврате.
К сожалению, отели не всегда отвечают, и добиться от ТО документального подтверждения ФПР до обращения в суд не удается. Но тем не менее, заявление подобных требований и настойчивость дает четко понять туроператору, что вы настроены решительно, да и в суде лишний раз укажет на недобросовестность ТО. Случается, что при подобной настойчивости ТО может вернуть деньги и до суда, но это скорее исключение, чем правило.
Всё! Иных способов оспорить размер ФПР кроме как обращаться в суд больше нет. Но учитывая, что всё, что касается судебного разбирательства, достаточно объемно и сложно в понимание — мы сейчас не будем описывать этот процесса, а выделим эту тем в отдельный пост. Обязательно прочтите его — там будет очень много действенных советов.
В заключении про «ФПР турагента». Сразу отметим, что у турагента ФПР нет, и быть не может.
Да, по договору реализации туристского продукта (РТП) турагент также является исполнителем, — но исполнителем не по услугам, входящим в состав туристского продукта, а совсем по иным: подбор, бронирование, информирование и т.п. Но это услуги, которые оказываются им не по договору с туристом, а под договору заключенному между ТА и ТО. Соответственно и расчет по ним ведется по договору, заключенному между ТА и ТО. В этой связи сумма вознаграждения, которую ТО выплачивает ТА за оказанные услуги, — это не ФПР турагента, а ФПР туроператора. НО!
Зачастую (и об этом мы неоднократно писали) турагент оставляет в качестве вознаграждения за оказанные услуги совсем не ту сумму, которая вытекает из договора между ТА и ТО, и уже тем более которая никак не фигурирует в договоре с туристом, а намного больше, поскольку практически все ТО работают «в серую» и нигде не отображают реальное вознаграждение свое турагента, ограничиваясь 30-100 рублями.
В этой связи ЧЕТВЕРТЫЙ вывод — при отказе от договора и заявлении требования о документальном подтверждении ФПР обязательно просите турагента документально подтвердить И факт перечисления денежных средств в адрес ТО, И размер, а также обоснование той суммы, которую ТА оставил себе.
Конечно есть те турагенты, которые выделяют оказываемые ими услуги по подбору, бронированию и информированию туриста в отдельный договор, либо в отдельную услугу в рамках договора РТП, называя всё это информационно-консультационные услуги, и даже прописывают отдельную стоимость таких услуг. Да, это допустимо, но это огромная редкость, — такие случаи мы в расчет не берем.
Есть и такие турагенты, которые в качестве «прикрытия» для удержания части денежных средств из стоимости туристского продукта заявляют, что это ФПР, в которые входит оплата аренды, доступа в Интернет, расходы на бумагу, и другие «сопутствующие» расходы. Некоторые даже в договоре пытаются это прописать. Так вот, и это полная ерунда!
Судебная практика российских судов (кассационных и выше) однозначно указывает, что расходы, подлежащие возмещению туристом, должны быть понесены исполнителем только в связи с исполнением Договора, и при этом к таким расходам не относятся обычные внутренние затраты, обусловленные необходимостью осуществления хозяйственной деятельности (например, по заработной плате).
Теперь резюмируем — еще раз тоже самое, но в супер сжатом виде!
До заключения договора, либо сразу после его заключения, озадачьтесь приобретением т.н. «страховки от невыезда».
Если у вас наступили обстоятельства, исключающие возможность совершить путешествие, и страховки от невыезда нет, не тяните время — сразу заявляйте о расторжении договора и возврате денег. В письменном виде. Уведомляйте об этом и ТА, и А/К, и ТО. Также в письменном виде. По электронной почте — подойдет. Не забудьте приложить документы о родстве и(или) медицинские документы. Если медицинских документов пока нет, не забудете их направить, когда вы их получите на руки.
Обязательно требуйте от ТО документально обосновать размер ФПР. Не верьте словам — только документам. Попробуйте самостоятельно запросить сведения в отеле и в авиакомпании.
Обязательно требуйте у турагента обосновать размер средств, удержанных им в качестве т.н. «агентского вознаграждения».
Не пренебрегайте процедурой «минимизации ФПР», но только в том случае, если она не отнимет слишком много времени.
Будьте настойчивее — не помешает «финальное» требование после того, как вы соберет все документы и будете готовы идти в суд. Такое финальное требование стоит направлять заказным письмом по почте, чтобы на случай суда у вас на руках было отслеживаемое отправление.
Традиционно для наших платных подписчиков (донов) мы разработали образцы заявлений, требований и запросов, которые рекомендуем использовать при отказе от договора, если вы в дальнейшем планируете оспаривать размер ФПР, удерживаемых туроператором: https://vk.com/wall-56422188_18781. Напоминаем, что оформить подписку можно здесь: https://vk.com/donut/turistprav.
По подписке доступны:
01. ЗАЯВЛЕНИЕ об отказе от договора (КРАТКОЕ) — в адрес ТА.
02. ЗАЯВЛЕНИЕ-ТРЕБОВАНИЕ об отказе от договора и предоставлении подтверждения ФПР до даты начала тура — в адрес ТО и ТА.
03. Запрос — в Отель (на русском и английском языках).
04. Запрос — в Авиакомпанию.
05. ЗАЯВЛЕНИЕ-ТРЕБОВАНИЕ финальное — в адрес ТО и ТА.
Все заявления и требования — И ТУРОПЕРАТОРУ, И ТУРАГЕНТУ. Запросы — только в отель (авиакомпанию) без уведомления других сторон.
Всеми доступными способами — сейчас в качестве доказательств направления заявлений и требований в суде используется и переписка по электронной почте, и даже в социальных сетях или мессенджерах, при условии что она там велась и при заключении договора:
— скан по электронной почте;
— фото в соц. сетях или мессенджерах;
— оригинал почтой России или курьером;
— оригинал вручаете лично (при наличии возможности) с обязательным оставлением себе копии с отметкой о принятии.
В отель можно только по электронной почте. Обязательно приложить документы, удостоверяющие личность (заграничные паспорта)
В авиакомпанию по электронной почте и по почте обычным письмом. Обязательно приложить документы, удостоверяющие личность (внутренние паспорта + заграничные паспорта), документы подтверждающие родство с другими совместно следующи
Верховный суд разъяснил, как вернуть деньги за отложенную турпоездку
Вот главная мысль, которую озвучил Верховный суд: если вы купили туристическую путевку, но не смогли поехать в назначенное время, это совсем не означает, что ваши деньги сгорели. Когда потраченную на отдых сумму можно вернуть обратно, разобралась коллегия по гражданским спорам Верховного суда.
Гражданка поняла, что от поездки в забронированные даты ей придется отказаться, и попросила турагента перенести даты поездки с доплатой в 20 000 рублей. Но в компании на это не пошли. Турагент отправил гражданке письмо с отказом. В этом письме было сказано, что за перенос тура ей надо доплатить не 20 000, а 45 000 рублей. А еще добавил, что минимизировать расходы у туроператора без заявления об аннулировании тура невозможно.
А еще представитель ответчика заявил, что оператор не получал заявлений об аннулировании тура, а заявление о расторжении договора истица направила уже в период турпоездки. Все эти аргументы ответчика и были указаны в отказном решении суда.
Вот главные мысли, которые высказал Верховный суд по этому спору. Он заявил, что отношения между сторонами спора регулирует закон о защите прав потребителя. А еще Верховный суд подчеркнул, что основную ответственность перед туристом действительно несет туроператор.
Юридическая консультация. Аннулирование путёвки и минимизация понесённых расходов
Уважаемые юристы Пикабу, помогите, пожалуйста, советом.
01.01.17 приобрели путёвку в Таиланд с вылетом 07.01.17 за 92 тысячи рублей. В стоимость входил перелёт туда/обратно, трансфер туда/обратно, проживание в отеле, завтраки, страховка медицинская (не от невыезда; как нам объяснили позже она не подключается, если до поездки менее 10 дней).
На следующий день после покупки муж заболел и вплоть до 06.01.17 температура несколько раз поднималась до 39,6. Вызывали даже скорую, так как сбить не могли, делали укол. Человек 1.90 м., 90 кг., чувствовал себя ужасно. В связи с этим, когда накануне вылета у меня поднялась температура до 38.6, и в день вылета, когда мы уже должны были уезжать в аэропорт, она всё не снижалась, мы приняли решение не лететь.
Утром предупредили менеджера, он сказал, что единственное, что мы можем сделать сейчас, это попробовать найти туристов вместо себя и переоформить на них путёвку. Найти никого не удалось, поэтому мы не улетели и вместо нас также никто не улетел.
На следующий день, 08.01.17, муж поехал в турфирму писать заявление на аннулирование тура и минимизацию понесённых расходов, приложил копию моего больничного. Нам сообщили, что туроператор будет рассматривать в течении нескольких месяцев, поэтому можем не ждать быстрого решения. Все окружающие говорили, что мы потеряли полную стоимость.
На фоне всего произошедшего и некоторого шока мы не стали копать глубже, пока недавно не решили поинтересоваться, почему же до сих пор нет никакого ответа. Удалось выяснить, что туроператор выставил штраф в размере 1100 долларов, деньги от турфирмы они получили 02.01.2017. Но, вроде, используют не курс ЦБ.
В любом случае, мы рассчитывали получить 20-30 тысяч рублей назад. Из турфирмы никто не звонит, оформлявший нас менеджер уволился, поэтому мы поехали в офис. В офисе турфирмы сначала нам сказали, что никакого решения ещё нет (при этом созвонившись со своим юристом). После того, как мы сообщили, что знаем о размере штрафа, они перезвонили юристу, которая внезапно вспомнила, что да, решение есть. Менеджер нашла в системе, что к возврату нам начислено в районе 11 тысяч рублей.
Насколько мы вычитали, нам должны предоставить официальный ответ с официально подтверждёнными данными по фактически переведённым по туру партнёрам средствам. Ответ должен был быть предоставлен не позднее 10 дней. Также они имеют право по аннулированным турам удержать с нас только стоимость авиабилетов, сервисный сбор и страховку.
Официального письма нам никто не предоставляет, турфирма футболит к туроператору и типа они не при делах. Но заявление-то мы писали с офисе турфирмы, и покупали тур вообще в турфирме.
В общем, подскажите, пожалуйста, на что мы можем рассчитывать и какой должен быть дальнейший порядок действий.
Нужно писать претензию? Обращаться в Роспотребнадзор? В суд?
Всем откликнувшимся заранее спасибо за комментарии.
Лига Юристов
19K постов 28K подписчиков
Правила сообщества
1. Действуют общие правила Пикабу.
2. Дополнительно к правилам Пикабу предупреждение, скрытие комментария, бан в лиге или перемещение поста из лиги, можно получить за:
— глумление, издевательство, высмеивание, троллинг, провокации, подстрекательство пользователей к неправомерным и преступным действиям, рекламу своих услуг;
— оскорбление и/или унижение пользователей, социальных групп, народов, национальностей, комментарии экстремистского характера, разжигание национальной, расовой, религиозной и иной розни и ненависти;
— шитпостинг, постинг не на юридическую тематику.
Если хотите могу более подробно рассказать что и куда писать.
Потребитель в любое время имеет право отказаться от оказываемой ему услуги, при этом фирма (которая оказывает услугу) должна вернуть уплаченную за услугу сумму за вычетом издержек, понесенных именно на оказание услуги этому потребителю.
Таким образом вам надо:
1. Составить официальную (письменную претензию в тур.фирму) в которой требовать возврата части суммы за услугу. Претензию подать либо под расписку о принятии, либо отправить по юр.адресу турфирмы. В претензии указать свой телефон для связи и реквизиты для перевода денег.
2. Если вам не ответят или откажут (письменно откажут), то писать иск в суд (скорее всего мировой, если сумма до 50т.р.) в иске требовать возврата суммы по договору, моральный вред, издержек и штрафа по ЗоПП (Закон о защите прав потребителей).
Статьи из законов не выкладываю, ибо нет времени искать их, если потребуется скину.
Ответ на вопрос: ДА. если не ответят или ответят невнятно, то ДА. и ДА.
так а что мешает действительно на консультацию к юристу сходить?
Всем здорова. У одного моего коллеги случилась история.
Судя по всему, у дамы имелась поддержка, которая и включилась в дело, когда та сыграла свою роль. Уже через несколько дней после регистрации заявления на горизонте появился наш, с позволения сказать, «коллега», который пояснил, что вопрос можно решить за несколько миллионов рублей. После чего был послан в лес, а наши адвокаты продолжили работу.
P.S. Ну и не стесняйтесь, пользуйтесь! Вдруг понадобится кому )
Продолжение поста «Суд, беззаконие»
Продолжение предыдущий пост удалили за данные з лиц
Поднимите пожалуйста выше, может кто-то как-то поможет.
Ищу огласки и чтобы как можно больше это увидели
Опечатка в имени тормозит процесс вступления в наследство
Добрый день. Сила Пикабу и Лига Юристов, просим помочь нам разобраться в вопросе, в котором мы совершенно ничего не понимаем и спросить не у кого.
В декабре 2020 года у моей жены умерла ее бабушка. У бабушки было два ребенка: дочь (мама моей жены) и сын он теперь монах где-то на Дальнем Востоке. Муж бабушки умер в 2000 году. Она (бабушка) жила в городе Глазов. Мама моей жены (дочь умершей) умерла в 2015 году.
Заявление на вступление в наследство подавала моя жена (внучка умершей) из Екатеринбурга, отправляли по электронному каналу для нотариусов. Наследственное дело зарегистрировано в городе, где жила бабушка. Все документы имеются:
— свидетельство о смерти бабушки;
— свидетельство о рождении мамы жены;
— справка из ЗАГСа о вступлении в брак мамы жены и о смене фамилии;
— свидетельство о смерти мамы жены;
— свидетельство о рождении жены;
— свидетельство о браке жены и о смене фамилии;
— отказ от наследства со стороны сына умершей бабушки.
Прошло 6 месяцев и вот жена звонит нотариусу, чтобы узнать, когда приезжать в город, для получения документов. И тут выясняется, что по всем документам бабушку зовут КапитОлина, а в свидетельстве о рождении мамы жены написано КапитАлина. Нотариус делал запрос в ЗАГС, сказал, что там везде имя пишется через букву «о» и не соответствует представленным документам. Поэтому необходимо обратиться в суд для подтверждения родства матери жены и умершей.
Думали, сейчас позвоним в суд и нам дадут всю необходимую информацию (какие документы, размер пошлины, сроки). Звоним в суд, там отвечают: «Мы справок не даем. Идите к юристам».
Подскажите, пожалуйста, для подачи заявления на установление родства какие нам нужны документы (или существующих хватает), лучше туда приехать и лично подать документы или отправить заказным письмом. Оригинал свидетельства о смерти бабушки находится не у моей жены, а у друзей в том городе, т.к. когда бабушка умерла они помогали с похоронами. Вышло так, что для получения справки из МФЦ нужно было свидетельство о смерти, но моя жена должна была уехать раньше в силу обстоятельств. Можно ли отправить в суд города Глазов все выше перечисленные документы заказным письмом, а свидетельство о смерти бабушки принести лично? Или лучше все документы разом и лично?
Пост Без рейтинга. И заранее всем спасибо!
Подскажите законность документа
Что делать, если причинен вред вашему имуществу
Наверное, каждый из вас сталкивался с тем, что непроизвольно отключили электроэнергию в вашей квартире. А в результате непроизвольного отключения электроэнергию был причинен вред вашему имуществу: сгорел компьютер, или чайник.
А что делать, чтобы возместили Вам причиненный ущерб? Действовать по следующему алгоритму.
1. Сначала необходимо разобраться при каких обстоятельствах был причинен вред имуществу.
Вы проживаете в жилом помещении, пользуетесь электроэнергией. Оплачиваете коммунальные услуги своевременно, а задолженностей не имелось. И тут вам вырубают свет. Монитор, за которым вы сидели, потух. Включаете снова монитор, а он не работает. Сломался. При таких обстоятельствах, можно прийти к выводу, что монитор сломался из-за быстрого отключения электроэнергии.
2. Необходимо выяснить и следующие обстоятельства: имелась ли задолженность за электроэнергию? Не является ли отключение плановым?
Если задолженностей не имелось, а отключение было внеплановым, то действуйте по следующим алгоритмам.
3. Зафиксировать факт отключения электроэнергии
В случае внезапного прекращения электроснабжения, необходимо уведомить об этом энергоснабжающую организацию и пригласить ее для составления совместного акта об отключении. В случае дальнейшего обращения в суд, необходимо иметь документальное подтверждение (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2013 N 17АП-10099/2013-АК). Если представители энергоснабжающей организации не захотят приехать, Вам достаточно иметь подтверждение их уведомления, тогда односторонний акт имеет такую же силу.
А как определить, что за энергоснабжающая организация? Все просто, ответ в платежных документах. Там указаны сведения об организации (исполнителе услуг), в том числе адрес и реквизиты банковского счёта.
Звонить при отключении электричества можно в несколько служб:
в диспетчерскую ЖКХ или председателю товарищества собственников жилья.
в энергосберегающую организацию, к которой относится ваш дом.
во временный информационный центр, телефон которого, как правило, указан на информационном стенде многоквартирного дома.
4. Готовим претензию.
Тут вам необходимо разобраться кому именно мы должны предъявлять требования. Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности.
И следовательно, никто не может причинить вред вашему имуществу. В данной ситуации возникли правоотношения с энергоснабжающей организацией. На основании чего возникли такие правоотношения? На основании договора энергоснабжения.
В соответствии с п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. По признакам, у нас возникли на основании договора энергоснабжения.
Многие читатели, зададут вопрос: если договор гражданином не был заключен, то на основании чего возникли правоотношения? Ответ прост: Согласно п. 1 ст. 540 Гражданского кодекса РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Поэтому, обязанность по оплате электроэнергии возникает с момента первого фактического подключения.
А как определить, что за энергоснабжающая организация? Все просто! Ответ в платежных документах. Там указаны сведения об организации (исполнителе услуг), в том числе адрес и реквизиты банковского счёта.
5. Что указывать в претензии? На что ссылаться?
Во-первых, в претензии необходимо указывать те обстоятельства, которые имели место быть. А именно, когда и где была отключена подача электроэнергии.
Во-вторых, ссылаться на те нормы, которые предусматривают возмещение причиненного ущерба.
Пунктом 2 ст. 546 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
В силу пп. 117 Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.06.2020) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае:
а) неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами;
Согласно ст. 1064 Гражданского Кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В-третьих, учитывая, что в нарушении требований пп. 177 вышеуказанного постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, ресурсоснабжающая организация обязана возместить вред, причиненный вашему имуществу, вам необходимо указать сумму причиненного ущерба. Стоимость можно определить путем проведения оценочной экспертизы, либо приложить копии чеков купленного имущества.
Ждем ответа. Если вы не получили ответ по истечении 14 дней, то можно обратиться в суд с иском о возмещении причиненного ущерба.
О том как я душил «бесплатную юридическую консультацию»
Давно я облизывался на ребят, что оказывают «бесплатные юридические консультации» в Москве.
Напоминает знакомые до боли «бесплатные косметические процедуры».
По факту «консультации», рассказывая сказки, вас оценивают, поведетесь или нет. Если в глазах у вас плещется доверие, то вам расскажут, что у них есть знакомые судьи, свои прокуроры, профессиональные юристы и они гарантируют, что любую проблему решат с выгодой для вас, ведь они самая серьезная и крупная фирма в городе.
По итогам такой бесплатной консультации, вы либо крутите пальцем у виска и говорите то, что «такого бреда я давно не слышал», как это к примеру сделал @GenBardak, либо приняв на веру все эти сказки, вы заключаете договор на «досудебное урегулирование спора» по которому вы отдаете фирме столько денег, на сколько вас оценили. Может быть 60 000, а может быть и все 200 000.
Почему такие цены? Очень просто, «это эксклюзивное предложение только для Вас с огромной скидкой!», к тому же «Все деньги в полном объеме, вернет вам суд», т.е. цена высосана из пальца по методике «Ацаца, сладкий лох».
Что ждет вас дальше? Как обычно: гнев, отчаянье, торг, депрессия, принятие.
Ничего кроме пары полуграмотных бумажек вам не дадут. В лучшем случае, ваш заказ передадут вольному юристу фрилансеру на таких сайтах как fl, youdo и т.д. Если так случиться, можете считать, что вам повезло.
Но допустим, что сегодня удача, все же не повернулась к вам лицом, и вам выдали ворох макулатуры. Толку от этих бумажек не будет, так как составлены они на от. бись. Ваши данные как обычно перепутают раза три, налоговую укажут не ту, от роспотребнадзора потребуют арестовать счета и т.д. Поэтому в лучшем случае органы вам ответят по этим письмам:«мы таким не занимаемся, ребята».
Обычно к этому моменту жертва, получив кучу отказов от налоговой, прокуратуры и роспотребнадзора наконец читает свой договор и узнает, что никакого суда не будет, ведь договор только на составление проекта искового заявления и консультацию. Да, устно вам его обещали, но письменно нет. Читайте договор прежде чем подписывать.
В итоге большинство обманутых просто утирает сопли и идет жить дальше. Некоторые судятся, но редко удачно, ведь вопрос ценообразования относится к свободе договора. Т.е. если ты оплатил претензию за 100 000 рублей, то значит тебя все устроило.
К счастью, моя история имеет иной сюжет. В июле 2020 мне повезло, найти хорошее фактурное дело по этой теме. Листая Пикабу я увидел дело об очередной жертве «юристов первичного приема».
Тут изложено негодование от Пикабушника, попавшегося на уловку аферюг:
Первый опыт защиты прав через адвоката. Помогите!
Для тех, кто не хочет вникать в указанный выше пост, расскажу кратко:
В Москве, на Кутузовском проспекте, в тени вполне честной и уважаемой «Dynasty Pride», расположились продавцы воздуха ООО «Приват Консалт», которые, увы, не способы оказать юридические услуги, или даже защитить самих себя в суде, но с радостью продадут вам услугу по составлению безграмотной претензии за
100 000 рублей, обещая что все деньги которые вы оставите у них «вернутся к вам в троекратном размере».
Как это обычно бывает у таких продавцов воздуха сайт зачастую оформлен в стиле государственного портала, к примеру, сайт ООО «Приват Консалт» был оформлен в стиле официального сайта Роспотребнадзора.
Человек доверился, оставил заявку на таком сайте, с ним связались и он 10 июля поехал в офис ООО «Приват Консалт».
По приезду в офис @RedIrony, «добрые юристы» рассказали, что его права нарушены, озвучили цену в 110 000 рублей, которые будут «инвестициями, а не расходами», после чего был заключен договор, в котором ему пообещали все порешать досудебно.
11 июля у @RedIrony возник вопрос, а с какой стати магазин вдруг досудебно отдаст ему 110 000 рублей за услуги юристов по возврату вентилятора за 3000 рублей? Зайдя с козырей, он назначил на 12 июля повторную встречу, где ему как раз и должны были рассказать эту тайну вселенной.
Увы, тайна оказалась фальшивой, Аня из Приват Консалта, выступившая в роли юриста, сказала, что это «очевидная обязанность продавца, оплатить расходы покупателя, понесенные им, вне зависимости от размера». Классная была бы обязанность, скажу я вам.
RedIrony, по сути, так и сказал ей, что ему слабо верится в такой подгон и можно ли посмотреть это в законе или судебных решениях, желательно под видеозапись.
Ох, зря он сказал про видеозапись. Фонтан откровений захлопнулся в тот же миг. И началось стандартное «КАК ВЫ ПОСМЕЛИ!», «ТАЙНА ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ! Я ТЕБЯ ЗАСУЖУ!», «АДВАКААТ!» и финальное «ОХРАААНА!!». Споро подбежавшая охрана, к счастью, не совсем понимала, что ей делать и взяв клиента на удушение, выбросила на улицу. Классный сервис, правда? И всего за 110 000 рублей, вас вышвырнут при первых же неудобных вопросах или попытках записать обман. Впрочем этим вопросом сейчас занимается ОВД района Дорогомилово.
Собственно, с 14 июля в деле появился я. Мы составили претензию, отправив ее в Приват-Консалт, а затем подождав десять дней подали в суд.
Суд прошел в два заседания, и я рад бы приписать себе заслуги в скорости рассмотрения дела, но по сути тут дело в том, что Ответчик жестко налажал.
С первого заседания Ответчик сбежал за 10 минут до его начала. Причиной тому была опять пресловутая аудиозапись, на которую у ПриватКонсалтовских похоже аллергия похлеще чем у вампира на чеснок. Юристка Приват-Консалта приняла меня за RedIrony и начала заливаться соловьем о том, какая горькая судьба меня ждет, как у меня отсудят все деньги, уволят с работы и наконец посадят в тюрьму, за то что я клевещу на их чудесную компанию, и мой последний шанс прямо сейчас отказаться от иска. После слов «Вы в курсе, что я юрист представитель от RedIrony, и веду аудиозапись нашей беседы?», она смутилась, отошла в уголок переговорила с кем то по телефону и решительно покинула здание суда.
На втором судебном заседании, однако она вновь появилась, но теперь уже с документами, которые решила не вручать мне до заседания.
Но девушку вновь ждало печальное будущее, ведь вместе со мной в зал суда зашел специально приглашенный на заседание RedIrony, с которым мы заранее подготовили описание событий, которое он озвучит для суда (да, порой есть смысл водить с собой на суд Доверителя).
Очень забавно, что своей явкой RedIrony по факту полностью разрушил ту позицию, что заготовил Ответчик. Если честно, это был забористый бред, но в отсутствии Доверителя он мог бы стать причиной для отложения судебного заседания. Почему?
Причина тому, позиция Ответчика выраженная в том, что дескать поданное исковое заявление является ПОДДЕЛЬНЫМ, не было подписано Истцом, и как следствие того является плодом больной фантазии и жажды наживы юриста, т.е. меня.
По той позиции, которую озвучила девица, получилось, что я дескать схватил и запугал @RedIrony, выбив у него силой доверенность, но он так и не подписал мне иск, поэтому зловеще гогоча аки гусь, я кровью девственницы подписал иск за него, подделав подпись. Поэтому все происходящее здесь, якобы происходит без ведома RedIrony, который является лояльным клиентом Приват Консалта, и даже в мыслях не имеет с ними расставаться.
От такого захода, немного офигела даже судья, уточнив у представительницы Ответчика: «Вы заявляете о том, что Истец не подавал исковое заявление? Что этот документ является подложным?»
Проиграла она дело по той причине, что следом судья спросила RedIrony:
— Истец, вы подписывали иск?
— У суда нет вопросов. Ответчик, есть возражения по существу дела?
Возражения, конечно, у Ответчика были, но в целом их можно было описать кратко «Они козлы, и ничего не понимают, а мы одни в белом пальто стоим, но так и быть готовы вернуть 12 000 рублей». Почему 12 000 рублей? А хрен его знает.
В итоге я подловил мадам на датах, когда она красочно расписывала то, как юристы Приват-Консалта ночей не спали, готовя претензию за 110 000 рублей. Уловка была в том, что претензия, содержащая требование о расторжении договора и возврат денег, поступила к ним 18 июля, а документы как подтвердила под протокол юристка Привата, они изготовили 27 июля 2020 года.
На мой резонный вопрос о том, зачем готовить документы, если ты уже получил претензию о расторжении договора – у Ответчика внятного ответа не нашлось. Не считать же за ответ «Мы не знали насколько можно доверять этой, якобы претензии!»
В текущий момент по решению суда от 15.09.2020 года, которое Ответчик конечно же будет обжаловать, Приват-Консалт должен RedIrony вернуть все перечисленные деньги и заплатить штраф в размере 50% от суммы иска.
Конечно, я предвижу сложности с взысканием денег от этой помойки, но к счастью их учредитель и гендир, вполне себе реальное лицо, а не номинал, так что это скорее вопрос времени, а не удачи.
А теперь немного сути и пользы, для тех, кто дочитал до конца:
1. Если у вас не Арбитражный суд никакого возмещения в 100% судебных расходов у вас не будет.
2. Если у вас досудебка, то никакой идиот не будет вам возмещать расходы на юриста, ведь отсутствует необходимость его привлечения.
3. Никогда расходы не будут для вас инвестициями.
4. Если вам показывают некую распечатку под видом судебного решения на охулиард по возмещению расходов, попросите показать его вам непосредственно на сайте суда, который его вынес.
5. Если уже вступили в дерьмо, и поняли это, то требуйте возврат денег, при чем претензию направляем почтой. Если горят сроки – телеграмма. Никто у вас не примет претензию нарочно.
6. Даже если вам уже дали документы, потрудитесь дать их прочитать другому юристу, возможно там написана полная чушь и можно будет заявить о ненадлежащем качестве услуги.
7. Не стоит доверять людям, которых вы видите первый раз. Особенно если вы шли в Роспотребнадзор или Трудовую инспекцию, а попали по какой то причине в «юридическую консультацию.
Ниже даю список настоящих сайтов трудовой, роспотреба и т.д.:
GIT номер региона и далее по тексту. Никакие ЗАЩИТИМ-ВАШУ-ЖОПУ-ПРЯМО-СЕЙЧАС.РФ сайтом ТИ быть не могут.
Из не мошенников, есть еще онлайнинспекция.рф – но я вам скажу, что хрен редьки не слаще. Даже в случаях, когда очевидно нарушение и при нормальной жалобе в ТИ их видят, при подаче через ОнлайнИнспекцию один и тот же ответ «ОБРАЩАЙТЕСЬ В СУД!». На мой взгляд потеря времени, хотя пара-тройка человек мне говорила, что им ответили нормально и даже помогло. Но я бы рекомендовал, все же сразу написать в обычную трудовую инспекцию по своему городу.
А вот вам типичный сайт от мошенников:
PS. Да, я знаю что Приват-Консалт пытается ликвидироваться, но их ждет сюрприз.
Спасибо за уделенное время, и хорошего дня!