Что значит мерзость запустения на святом месте

Толкование Евангелия на каждый день года.
Четверг 11-й седмицы по Пятидесятнице

Сказал Господь Своим ученикам: претерпевший же до конца спасется. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец. Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет, – тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни! Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни. Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: `вот, Он в пустыне’, – не выходите; `вот, Он в потаенных комнатах’, – не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет труп, там соберутся орлы.

Господь предупреждает, какие страшные времена наступят на земле вследствие отступничества людей от Бога. И призывает верных к мужеству: «Претерпевший же до конца спасется». Хотя многие соблазнятся и отпадут, всегда будут те, кто хранит до конца верность. Венцы славы Христовой будут для них воздаянием. Лучше умереть в свинарнике с гонимыми, вместе со священномучеником, «ложе свое между свиниями нечистыми имевшаго» (Канон новомученикам и исповедникам Российским), чем жить во дворце с гонителями.

И далее Господь говорит о разрушении Иерусалима и о Втором Своем Пришествии. Один план накладывается на другой: скорое разрушение Иерусалима, которое произойдет в 70-м году при императоре Тите, и бедствия в конце времен, которые завершатся Вторым Пришествием Христовым.

Господь говорит, что Евангелие будет проповедано во всем мире, «и тогда придет конец» – истина Божия и воля Божия должны быть возвещены всем. Через 30 лет после смерти и воскресения Христова проповедь апостолов достигла центра мира – Рима, и как говорит апостол Павел: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их» (Рим. 10, 18). Даже гонение на первых христиан способствовало распространению Евангелия – вследствие рассеяния их по всему миру. Точно такое же действие будут иметь гонения на последних христиан. Только после всемирной проповеди Евангелия наступит конец – не ранее того. Слово Божие должно совершить свое дело в мире. Тайна Божия исполнится, и в мистическое тело Церкви войдет «число запечатленных» – «великое множество людей из всех племен и колен, и народов и языков» (Откр. 8, 4, 9), и тогда придет конец.

Падение Иерусалима могло означать окончание одной эпохи и начало другой. Мерзость запустения, реченная через пророка Даниила (Дан. 11, 31) – будет подобна осквернению Храма Антиохом Епифаном, совершившим в нем жертвоприношение языческому богу Зевсу. Слово Христово о мерзости запустения скоро исполнится после осады Иерусалима Титом, но апостол Павел говорит о дальнейшем раскрытии этого пророчества, когда «человек греха в храме Божием сядет, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2, 4). Осквернение святынь, которое мы пережили в минувшем столетии в нашем Отечестве, – только этап на пути этого дальнейшего раскрытия. Некоторые толкователи полагают, что слова «мерзость запустения, стоящую на святом месте» означают также падшее и недостойное священство.

«Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!» Для них голод и меч будут наиболее страшны. Для них спастись будет трудней, чем другим. «Еда мать оставит свое дитя», а бегство с младенцем будет недостаточно быстрым, и гибель настигнет их обоих.

«Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу». Когда мы заранее знаем, какие беды грядут на нас, хорошо нам заранее запастись молитвами. Чтобы не случилось это зимой, когда холодно и коротки дни, и дороги развезло или замело, и неизвестно, хватит ли у нас сил одолеть все внешние преграды. Чтобы не случилось это в субботу. Господь показывает нам, как таинственна и глубока заповедь о почитании субботы, то есть воскресных и праздничных дней. Мы должны молиться, чтобы нам было дано хранить этот священный покой, чтобы в праздник Господень у нас всегда был праздник, и мы могли служить Господу без развлечения. Бегство зимой – трудно для тела, а бегство в субботу – для души.

Если бы эти бедствия продлились, они бы стали столь непереносимыми, что не спаслась бы никакая плоть. Господь не говорит: «Не спаслась бы никакая душа», ибо гибельное для плоти может быть спасительным для души. И среди всего этого ужаса мы слышим от Господа слово утешения: «Но ради избранных сократятся те дни». Во времена всеобщих бедствий Бог являет Свое благоволение к избранному остатку. Сокращение дней бедствий – дар Божий, часто посылаемый нам. Вместо того чтобы жаловаться, что наши скорби слишком продолжительны, мы должны бы благодарить Бога за то, что они не длятся за наши грехи всегда.

Среди небывалых испытаний мы призываемся к верности нашему Господу, остерегаясь лжемессий и лжепророков, которые дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Ищущие Христа не должны устремляться в пустыни или потаенные места, и не слушать всякого, кто поманит их пальчиком, обещая показать, где находится Христос. Когда жизнь станет нестерпимой, мы должны возводить очи наши горе, ибо Господь наш – на небе, откуда мы ожидаем наше спасение.

Христа невозможно будет не увидеть – в отличие от лжемессий. Его явление будет подобно молнии – внезапным и освещающим все. «Ибо где труп, – говорит Господь, – там соберутся орлы». Бог предает отступивших от Него духовно умерших иудеев Своему праведному суду. Римские воины были орлы, и на их воинских знаменах изображались орлы. Одновременно Господь говорит, что когда мир вследствие утверждения в нем греха как нормы станет заживо гниющим трупом, тогда Сын Человеческий придет со славою Страшного Суда.

Источник

Глава XLII. Как понимать пророчество Даниила о мерзости запустения (гл. 9)

I. Бл. Иероним Стридонский, приведши из пророчества Даниила стихи 24–27, пишет: «Я знаю, что об этом вопросе различно рассуждали ученейшие мужи и что каждый, сообразно со своими умственными дарованиями, высказал то, что думал. Поэтому, так как опасно судить о мнениях учителей церкви и отдавать предпочтение одному пред другим, то я скажу, что каждый из них думал, предоставляя читателю решить, чьему объяснению должно следовать. Евсевий Панфил: Ибо утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение – он так объясняет, что в царствование Ирода над Иудеею и Августа над римлянами родился Христос, Который в течение трех лет и шести месяцев, по евангелисту Иоанну, проповедывал евангелие и утвердил для многих служение истинному Богу, конечно, вместе с апостолами и верующими; после же страдания Господня, опять в половину седьмины, прекратилась жертва и приношение. Ибо все то, что после того делалось в храме, было не жертвоприношением Богу, а служением дьяволу, когда все вообще вопили: «кровь Его на нас и на чадах наших» ( Мф.27:25 ), и: не имамы царя, токмо Кесаря ( Ин.19:15 ). Более подробное объяснение этого места ревностный читатель может найти в хронике того же Евсевия, которую мы много лет тому назад перевели на латинский язык» (ч. XII, стр. 80 и 88).

б) «Говорят же, что это означает тех, которые чрез два года по ограблении храма были посланы Антиохом, чтобы требовать подати с Иудеев, и уничтожить служение Богу и в храме иерусалимском поставить статуи Юпитера Олимпийского и Антиоха, называемые теперь мерзостью запустения, когда прекращены были всесожжение и ежедневная жертва» (ч. XII, стр. 122).

II. Св. Иоанн Златоуст: а) «Предсказывая самое время, в продолжение которого будут тяготеть над ними (иудеями) эти бедствия, говорит: от времене пременения жертвы всегдашния. Всегдашнею называлась ежедневная жертва потому, что была постоянная и непрерывная. У иудеев был обычай приносить жертву Богу вечером и утром каждого дня: отчего и жертву ту пророк назвал всегдашнею. И так как Антиох, пришедши, уничтожил этот обычай и прекратил его, то ангел и говорил, что от времене пременения всегдашней жертвы, т. е. со времени прекращения этой жертвы, дней тысяща двести девятьдесят, то есть, три года с половиной и нисколько более. Потом, открывая, что будет конец и прекращение этим бедствиям, он присовокупил: блажен терпяй и достшнувый до дней тысящи трехсот тридесяти пяти, приложив, т. е. к тысяче двумстам и девятидесяти сорок пять дней; потому что один месяц с половиною продолжалась война, которая кончилась для иудеев блистательною победою, и вместе совершенным освобождением от тяготевших над иудеями бедствий» (т. I, стр. 695–696).

б) «Посмотри, как поразительно он (пророк) говорит о бедствиях! В пол-же седмины отъимется курение и жертва и возлияние, и во святилищи мерзость запустения, и даже до скончания времени скончаются на опустение (ст. 27). Посмотри, как он окончил речь прискорбными событиями, а о благоприятных сказал не ясно, – последние указаны в словах: утвердит завет мнозем седмина едина; а о прискорбном же говорит часто и много. И мерзость запустения, т. е. Адрианова» (т. VI, стр. 539).

в) «Говорит Христос, придет конец Иерусалима. А что он указываетъ именно на это видно из следующего. В удостоверение разрушения Иерусалима Он привел и пророчество, говоря: егда убо узрите мерзость запустения, реченную Даниилом пророком, стоящу на месте, святе иже чтет, да разумеет (ст. 15). Он указал им на Даниила. А мерзостью называет статую завоевавшего тогда город, которую он, по опустошении города и храма, поставит внутри храма, почему и называет мерзостью запустения. Потом для того, чтобы они знали, что это случится еще при жизни некоторых из них, сказал: егда узрите мерзость запустения» (т. VII, стр. 755–756).

III. Св. Ефрем Сирин: а) «До скончания определения о запустении, дастся на опустение. Ибо преселение сие не будет подобно преселению египетскому или вавилонскому. Из Египта возвратились иудеи через 400 лет, и из Вавилона возвратятся чрез семьдесят. Сие же определенное Богом запустение не прекратится, и во век дастся на опустение. И утвердит завет мнозем; умерщвленный Царь-Христос кровию Своею утвердит завет мнозем. Седмина едина и полседмины, и отнимется жертва и приношение. Тот и упразднит их, Кто учредил. И на крыльях мерзости запустение; потому что Римляне внесут во храм орла, и поставят там вместе с изображением своего царя. Сие согласно со сказанным: егда узрите мерзость запустения, реченную Даниилом пророком ( Мф.24:17 ). И до скончания определения дастся на опустение, то есть Иерусалим до исполнения определения Божия будет предан забвению и запустению» (т. VI, изд. 1887 г., стр. 99–100).

б) «От времене же пременения жертвы всегдашния, и дастся мерзость запустения на дни тысяща двести и девятьдесят. Сим указывается время прекращения всегдашней жертвы по власти Антиоха, который всю землю Израильскую обратил в мерзость запустения. А дни 1290 составляют время бедствий народа и осквернения храма тем, что во святилище дерзнули воздвигнуть жертвенник. Блажен терпяй и достигнувый до дней тысящи трехсот тридесяти пяти, то есть времени, когда прекратятся бедствия иудеев, и очистится дом обетов и приношений» (т. VI, стр. 119).

в) «Когда увидите знак ужаса запустения его ( Мф.24:15 ). Хотя город Иерусалим был часто разрушаем и снова отстраивался, но в этом месте Господь говорит о полном уничтожении его и об осквернении святилища его, потому что после сего он останется в погибели, своей, то есть предан будет забвению. Римляне внутри храма поставили знамена свои, на которых было изображение орла, как и сказано: на криле мерзости и погибели ( Дан.9:27 ). Знак ужаса запустения его, реченного Даниилом пророком ( Мф.24:15 ) (т. VIII, изд. 1896 г., стр. 270).

IV. Бл. Феодорит: «И утвердит завет мнозем седмина едина: и в пол-седмины отнимется жертва и возлияние, и во святилищи мерзость запустения, и даже до скончания времене, скончание дастся на опустение. Что по шестидесяти двух седминах будет в продолжении седми седмин, об этом, говорит Архангел, сказал я прежде; надлежит же знать, что совершится и в другую седмину. Ибо во время оной дан будет верующим новый завет, и исполнит их всякой силы. В половине же сей седмины отымется жертва и возлияние, то есть, прекратится жертва подзаконная; потому что принесена истинная жертва непорочного Агнца, вземлюющего грех мтра. По принесении сей жертвы, примет конец жертва подзаконная. Посему то, по совершении сей жертвы, когда Спаситель испустит Дух, завеса церковная раздрася с вышняго края до нижняго ( Мф.27:51 ), неудобозримое прежде творя для всех удобозримым, неприкосновенное в недоступное делая доступным. поелику завеса отделяла от Святого Святое Святых, в котором были очистилище, херувимы и кивот, то раздравшаяся от края до края завеса самым делом показала, что отступила пребывающая внутри благодать, и не священным стало то, что доступно было одному только первосвященнику. А сие совершилось, как скоро принесена жертва за весь мир. Божественный Архангел блаженному Даниилу говорит, – что утвердит завет мнозем седмина едина, совокупляя вместе и время распятия Господня, и время, когда св. апостолы по воскресении Спасителя проповедывали учение в Иерусалим. Потом делит седмину пополам, и говорит: и в полседмины отъимется жертва и возлияние; потому что, ради жертвы крестной, не только прекратится жертва подзаконная, но и мерзость запустения дана будет святилищу, то есть, быв прежде чтимым и приводя в трепет, соделается оно запустевшим. Признаком же запустения будут некоторые изображения, запрещенные законом и внесенные в святилище. Сие же сделал Пилат, в храм Божий вопреки «Божию закону, внесши ночью царские изображения. Сие же и Господь предсказал св. ученикам Своим в св. Евангелии: егда узрите мерзость запустения, реченную Даниилом пророком, разумейте, яко приближися запустение Иерусалиму ( Мф.24:15–17 ; Лк.21:20 )» (т. IV, изд. 1857 г., стр. 188–190).

Источник: Выписка из творений св. отцов и учителей церкви в русском переводе, а также из старопечатных древлеписьменных книг и сочинений духовных и светских писателей по вопросам веры и благочестия пререкаемым старообрядцами / Сост. Самар. епарх. миссионер, иерей Дмитрий Александров. – Санкт-Петербург: журн. «Православ. путеводитель», 1907. – 376 с. разд. паг.

Источник

Самые загадочные пророчества Библии: Мерзость запустения и разрушение храма

Приблизительное время чтения: 5 мин.

Библия полна пророчеств о судьбах мира, отдельных народов и конкретных людей. А некоторые библейские книги даже называются пророческими, то есть возвещающими, как верит Церковь, волю Божию: таковы книги пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила…

Не все из этих пророчеств ясны, а некоторые кажутся совсем темными. Но даже в самых непонятных пророчествах обязательно есть смысл, и часто — очень глубокий и важный для нас. Об этом проект «Фомы» «Самые загадочные пророчества Библии».

Это слова из книги Даниила — пророка, большая часть жизни которого прошла в Вавилоне, куда его увел из Иудеи вместе с другими знатными людьми вавилонский царь Навуходоносор в 597 году до Р. Х. Одно из самых удивительных пророчеств книги Даниила касается сроков прихода в мир давно обещанного Спасителя, или Мессии. Еще на заре человеческой истории Господь возвестил, что от семени Девы родится Тот, кто сокрушит главу змия (сатаны), хотя и Сам по-человечески пострадает от него. Из последующих пророчеств стало известно, что Мессия будет отдаленным потомком Иуды, одного из 12 сыновей ветхозаветного праведника Иакова, и что родится Он в знатном роде — роде царя Давида.

Даниилу же архангел Гавриил называет точное время, когда всё это случится:

Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан* был Святый святых. Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится [народ] и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле [святилища] будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя.

Книга пророка Даниила, глава 9, стихи 24–27

*В древнем Израиле цари и первосвященники помазывались на царство специальным благовонным составом — святым миром: это символизировало собой благословение Божие. Христос, о Котором идет речь в пророчестве, тоже должен быть помазан на царство и священство, но не миром, а Духом Святым, так как Он не земной царь и первосвященник, а небесный.— Прим. ред.

С седминами всё просто: седмина — это семь лет, на таких семилетних периодах был основан праздничный цикл древнего Израиля. Семьдесят седмин — это 490 лет. И даже с какого времени вести отсчет, более или менее ясно — с того момента, как выйдет указ о восстановлении Иерусалима. Такое повеление Неемия получил от своего царя Артаксеркса в седьмой год его правления — это 458–453 годы до Р. Х. (в зависимости от хронологии, которую мы примем). Итак, время, когда будут заглажены беззакония Израильского народа, — это 30-е годы н. э., то есть как раз время распятия Христа!

Но далее архангел уточняет, что Христос будет предан смерти по истечении семи и шестидесяти двух седмин, то есть 483 лет от указанной «точки отсчета». Это примерно 25-30 годы н. э., то есть более раннее время, чем мы привыкли думать… Непонятен и оборот будет предан смерти Христос, и не будет.

И уж совсем неясно, что значат дальнейшие слова о десятине, которая утвердит завет для многих, и что за мерзость запустения установится на крыле святилища в половине седмины.

Как это объяснить:

На самом деле время предания Христа смерти в этом пророчестве указано просто с поразительной точностью. Мы привыкли считать временем распятия 33 год только потому, что исходим из общепринятого летоисчисления «от Рождества Христова». Но достоверно известно, что римский монах Дионисий Малый, взявшийся в начале VI века связать события земной жизни Спасителя с земным же календарем, допустил ошибку в расчетах. Реальное Рождество Господа Иисуса Христа произошло не в начале периода, который мы сегодня называем «нашей эрой», а примерно в 5 или 6 г. до н. э. — во всяком случае, еще точно при жизни иудейского царя Ирода, который скончался в 4 г. до н. э.

Если мы учтем эту погрешность в расчетах и вспомним евангельские указания о том, что Христос крестился около пятнадцатого года правления Тиверия кесаря (который стал соправителем Августа в 13 году), и что после Крещения Христос проповедовал три с половиной года, то получается, что распят Он был около 30 года н. э. Кстати, именно в 30 году 15-е число месяца нисана, — день, в который евреи вкушали пасху и в который был распят Христос, — выпало на пятницу…

Будет предан смерти Христос, и не будет — так Синодальный перевод Библии передает еврейскую фразу, которая точнее выражалась бы так: «…и не будет ему». «Ему» — это иудейскому народу, который в большинстве своем отверг Мессию, объясняет профессор Санкт-Петербургской духовной академии Александр Павлович Лопухин: этот народ не признал Христа своим Спасителем и больше не является Его народом.

Ну, а половина седмины, в течение которой прекратится жертва и приношение, — это, очевидно, время земного служения Спасителя, три с половиной года после Его Крещения в Иордане. С тех пор как Христос принес Себя в Жертву за грехи всего человечества, все остальные жертвы уже бессмысленны.

Что касается выражения мерзость запустения, его трактуют по-разному, но большинство святых отцов склоняются к мысли, что это пророчество о внесении в Иерусалимский храм языческого идола. Библия вообще часто называет «мерзостью» языческие «святыни». А в 130 году, когда Римской империей правил Адриан, римляне в самом деле установили на месте разрушенного к тому времени Иерусалимского храма языческий храм Юпитера Капитолийского, а само название «Иерусалим» почти на 200 лет заменили на Элия Капитолина. «Элий» было составной частью имени самого императора, а «Капитолина» указывало на языческое божество, которому был посвящен отныне город. Словом, вполне можно сказать, что на крыле бывшего святилища (от разрушенного храма, как известно, осталась только одна стена) воцарились запустение и языческая мерзость.

Чем это пророчество важно:

Это самое ясное и точное из предсказаний о времени прихода в мир Мессии и о Его распятии.

Где еще можно встретить слова пророчества:

В Евангелиях от Матфея, от Марка и от Луки. Незадолго до Своего распятия Господь Иисус Христос предупреждает учеников о неминуемой кончине мира и ссылается на пророчество Даниила: Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет, — тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы… (Мф 24:15–16).

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала доцента Кафедры библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидата богословия Михаила Анатольевича Скобелева

Источник

Толкование на От Матфея 24:15

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на От Матфея 24:15 / Мф 24:15

Максим Исповедник (580−662)

Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет

От лежащих в душе страстей демоны заимствуют поводы воздвигать в нас страстные помыслы. Потом, ими поборая ум, понуждают его снизойти к соизволению на грех; победив его в этом, вводят его в грех мысленный; а по совершении сего, как пленника, ведут его на самое дело греховное. После сего, наконец, чрез помыслы, соделав душу запустелою, отходят вместе с оными. Остается только в уме идол (мысленный образ) греха, о котором говорит Господь: егда убо узрите мерзость запустения, стоящу на месте святе. Читающий да разумеет, что место святое и храм Божий есть ум человеческий, в коем демоны, опустошив душу страстными помыслами, поставили идола греховного. В том же, что сказанное Господом сбылось и исторически, никто из читавших Иосифа Флавия, думаю, не сомневается. Некоторые впрочем, говорят, что тоже будет и при антихристе.

Источник: Главы о любви.

Иустин (Попович) (1894−1978)

Ст. 15−22 Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет, — тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни! Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни

Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.

Иероним Стридонский (

Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет

Когда мы призываемся к разумению, тогда показывается, что сказанное весьма таинственно; а у Даниила мы читаем так: А в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя (Дан. 9:27). Об этом и апостол говорит (2 Фес. 2:3−8), что должен возвыситься человек беззакония и противник всего того, что называется и почитается Богом; так что дерзнет стать в храме Божием и показывать, что он сам есть Бог; что пришествие его по действию сатаны, возмутит и приведет к удалению от Бога тех людей, которые примут его. Можно это понимать и просто или в отношении к антихристу, или в отношении к изображению кесаря, которое Пилат поставил в храме, или в отношении к конной статуе Адриана, которая до настоящего времени стоит на самом святейшем месте. Мерзостию же, согласно древнему словоупотреблению Писаний, называется также идол, и прибавлено слово запустения, потому что в опустошенном и разрушенном храме поставлен был идол.

Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.

Феофилакт Болгарский (

Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную чрез пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет

«Мерзостью запустения» называет статую вождя, овладевшего городом, которую он поставил в недоступном ни для кого святилище храма. Слово «запустение» указывает на разрушение и запустение города; «мерзостью» названа статуя потому, что евреи, гнушаясь идолопоклонства, называли статуи и изображения людей «мерзостями».

Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен (

Егда убо узрите мерзость запустения, реченную Даниилом пророком, стоящу на месте святе: иже чтет, да разумеет

Мерзостью называет здесь статую Тита, которую он, взяв город, поставил внутри храма. И действительно, такие изображения закон называл мерзостью. А назвал мерзостью запустения, потому что она была поставлена после опустошения города и храма. Или потому, что была изображением того, кто произвел опустошение это. Слова: егда узрите, казалось бы, сказаны к апостолам, но они относятся к иудеям, которые должны были знать, что не в далеком будущем, но при их жизни поставится мерзость. Притом многие из апостолов умерли прежде этого времени, а другие, оставшиеся в живых, находились тогда в других странах вселенной. Отослал их к Даниилу, который пророчествовал об этой мерзости и гибели. Тогда, говорит, читающий книгу Даниила (9:27) должен понять, что наступила погибель. Лука (21:20) указывает другой признак: егда же узрите обстоим Иерусалим вои, тогда разумейте, яко приближися запустение ему. Очевидно, что Христос сказал и то, и другое.

Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет

(Мк. 13:14; Лк. 21:20). Цан говорит, что слова Лк. 21:20−24 выступают из параллели с общей основой речи у Матфея и Марка. Этот отдел у Луки начинается одинаково, как у Мф. ст. 15 и Мк. 13:14, выражением όταν δε ϊδητε. Как у Матфея и Марка, так и у Луки речь о запустении; встречается такое же приглашение к жителям Иерусалима бежать в горы и говорится о горе беременным и питающим сосцами в эти дни. Но в остальном содержание у Луки совершенно иное, именно: у него изображаются осада и разрушение Иерусалима, умерщвление многих жителей, плен остальных и продолжительное господство язычников в Иерусалиме; у Матфея — Марка последние муки общества, которым будет конец с пришествием Иисуса Христа. Здесь, говорит Цан, отказывается служить все искусство гармонистов. С таким мнением трудно согласиться. Пророческая речь Христа во многих случаях походит на весы, которые отклоняются то в ту, то в другую сторону. Иногда Спаситель очень близко говорит о наступающих событиях в Иерусалиме, как будто совсем с ними соприкасается, центр тяжести как будто заключается в них. Но не нужно забывать, что чашка с весами тотчас же готова отклониться в другую сторону, и тогда речь Его начинает означать другое. Трудно предполагать, чтобы Христос в 15 стихе Матфея вовсе не сказал ничего о разрушении Иерусалима; но трудно также предполагать, чтобы Он не коснулся здесь и второго Своего пришествия, заимствовав образы от угрожающих Иерусалиму бедствий. Лука делает ударение больше на первом, Матфей и Марк на втором. Таким образом, здесь нет противоречия в показаниях евангелистов.

Поставленная в начале стиха частица “итак” (ούν) показывает, что новая речь сопоставляется в связь с предыдущей. Здесь содержится ответ на вопрос учеников: когда это будет? Эта частица всегда была затруднительной для комментаторов. Она указывает на то, что 15 стих есть вывод из предыдущей речи. Но, спрашивают, не вводится ли здесь анахронизма? Не странно ли делать вывод из того, что должно случиться при конце века, и этим регулировать то, что будет при разрушении Иерусалима? На самом деле здесь нет никакой странности. Не будущее разрушение мира служит образом разрушения Иерусалима, а наоборот. Поэтому правильно говорит Иоанн, что ούν не выражает того, что Спаситель возвращается к прежней Своей мысли, потому что здесь говорится о том, о чем не сказано было раньше, а только проводится дальнейшая мысль, присоединенная к прежней.

“Читающий да разумеет” — перевод точный. Но здесь затруднительно сказать, слова ли это Христа или евангелиста. Большинство комментаторов думает, что это была “церковная заметка,” которая, подобно славословию в 6:13, прокралась в текст. Некоторые утверждают, что это предположение совершенно произвольно, потому что такое же выражение встречается и у Марка. Решение вопроса зависит от того, как понимать слово άναγιγώσκω, в смысле ли замечать, признавать, уразумевать, или в более конкретном — читать. Слово имеет то и другое значение. В первом случае оно сказано было Самим Христом, во втором его нельзя приписать Ему, а евангелистам. Первое вероятнее.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *