Что значит мемориальный ордер
Мемориальный ордер: его характеристика, назначение и инструкция по заполнению
При осуществлении финансово-хозяйственной деятельности вопросы бухгалтерского учета и отчетности играют очень существенное значение по многим причинам, поскольку лежат в основе налогообложения, а также дают представление о результативности этой деятельности.
На сегодняшний день применяется несколько видов систем бухучета, и достаточно широкое место среди них занимает мемориально-ордерная.
Что это такое?
Мемориально-ордерная система учета – используемая повсеместно система бухгалтерского учета, при которой на каждую совершенную операцию финансово-хозяйственной деятельности в отчетном периоде составляется самостоятельная проводка, т.е. мемориальный ордер, в котором отражаются суммы операций по счетам с разбивкой на две позиции: дебет и кредит.
Указанная система применяется организациями и предприятиями, осуществляющими финансово-хозяйственную деятельность. Разновидность учетной системы выбирается с учетом специфики работы юр. лица.
Принцип учета
Анализируемая форма учета сочетает в себе учетные регистры как карточные, так и книжные, т.е. его осуществление происходит за счет ведения карточек, табличных ведомостей, которые выступают в качестве альтернативы главной книге, а основой выступает сам мемориальный ордер.
Учет строится по принципу последовательных действий:
По сути, внешне учет будет выглядеть в виде таблицы как для отдельной операции, так и для учета за конкретный период, с разбивкой на несколько граф:
Как правильно оформить отпуск с последующим увольнением – смотрите здесь.
Плюсы и минусы
Как и любая система учета, учетная форма на основе мемориальных ордеров имеет свои положительные и отрицательные стороны. К положительным стоит отнести:
Отрицательными сторонами считаются:
Как заполнить ордер?
После получения первичной документации бухгалтером, которая выступает в качестве основания к оформлению ордера и подлежит хранению при нем, требуется заполнить графы документа, который представлен в виде бланка строго определенной формы:
Храниться ордер с сопутствующей первичной документацией должен в течение 5 лет.
Мемориальный ордер в банке: простое объяснение
Некоторые организации используют так называемую мемориально-ордерную систему бухгалтерского учета. Суть ее заключается в том, что по каждой хозяйственной операции составляются отдельные бухгалтерские проводки.
Эти проводки известны в качестве мемориальных ордеров. Они служат для отражения операционных сумм предприятия, с разбивкой по кредитному и дебетовому счетам.
Мемориальный банковский ордер относится к особому виду бухгалтерских документов. Он составляется для того, чтобы оформить бухгалтерские записи по тем операциям, которые выполнены по первичным документам без полей для формирования бухгалтерской проводки.
По этой причине в мемориальных ордерах необходимо указывать дату составления и номера первичных документов.
Основной целью составления мемориального ордера является списания денежных средств предприятия в качестве платы за расчетно-кассовое обслуживание. Бланки мемориальных ордеров должны быть подписаны исполнителем, а также главным бухгалтером организации. Все подписанные документы подлежат обязательной записи в регистрационном журнале.
По истечении учетного месяца должны быть подведены итоги по зарегистрированным суммам. Основная задача бухгалтерии — вести учет таким образом, чтобы итоги в регистрационном журнале совпали с итогами реальных записей в мемориальных ордерах.
Необходимые реквизиты ордера
Важно соблюдать верный порядок заполнения всех полей документа. Мемориальный ордер должен содержать следующие реквизиты:
Важно помнить, что в том случае, если первичные документы оформлены в бумажном виде, их следует приложить к ордеру согласно приложению. Если же первичные документы оформлены в электронном виде, то в приложении необходимо отразить такие электронные реквизиты, по которым их можно идентифицировать.
В некоторых случаях допускается отсутствие первичных документов. Ими могут быть:
Плюсы и минусы мемориальных ордеров
Форма бухгалтерского учета с применением мемориальных ордеров имеет свои преимущества и недостатки. Она может показаться несколько устаревшей, но среди очевидных плюсов:
В то же время у системы есть очевидные минусы. Среди них:
Чем мемориальный ордер отличается от банковского
Их основное различие состоит в том, что банковский ордер является документом, дающим право на выписку на взносы и выдачу наличных средств с расчетного счета, а мемориальный ордер — это документ о проведении безналичных операций.
Мемориальный ордер — это учетный документ, а банковский ордер – это распоряжение о переводе денег.
Где используется мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета
В третьей главе Федерального закона N402 от 6 декабря 2012 года дается формулировка бухгалтерской отчетности, как системы показателей, характеризующей финансовые итоги функционирования организаций или предприятий в течение отчетного периода.
Разновидности и основы выбора форм бухучета
Важнейшими показателями для формирования его форм считаются:
Из апробированных и прошедших проверку временем форм систематизированной отчетности можно отметить:
Вопрос: Вправе ли банк хранить мемориальные ордера в электронном виде без использования электронной цифровой подписи (аналога собственноручной подписи) и идентифицировать составителя путем проставления программно-техническими средствами его инициалов (например, Иванов И.И.) на мемориальном ордере в поле 17? При этом дополнительная идентификация указанного составителя мемориального ордера может быть осуществлена на основании приказа о приеме на работу, должностной инструкции работника, заявки о предоставлении права доступа в автоматизированную банковскую систему.
Посмотреть ответ
Еще одной из документоформ, применяемых сегодня на практике, является мемориально-ордерная. Рассмотрим, в какой сфере она находит применение, какими положительными и отрицательными сторонами обладает.
Важно знать! Подбор формы бухгалтерского учета обуславливается учетной политикой, проводимой организациями, и находится в их компетенции. На это решение влияют такие факторы, как разновидности регистров, практикуемых в данной организации, их взаимосвязанность, порядок и методы проводимых записей, использование инструментов автоматизированного бухучета, установившаяся методика отчетности, потенциал и профессиональный уровень специалистов и некоторые другие.
Общее представление
Мемориально-ордерное ведение бухгалтерского дела олицетворяет собой учетную форму с оформлением в регистрационном журнале (учетном регистре) в последовательной упорядоченности специальных бухгалтерских проводок, завершающих обработку первоначальной документации – так называемых мемориальных ордеров (см. таблицу).
№ мемориального ордера | Дата заполнения | Сумма, руб. |
---|---|---|
1 | 01.04 | 15459 |
2 | 02.04 | 28061 |
3 | 03.04 | 710610 |
… | … | … |
… | … | … |
Итого за апрель | … | … |
Регистрация ведется с указанием даты, номера и суммарных значений в индивидуальном порядке по всем мемориальным ордерам, причем по каждому корреспондентскому счету выделяются индивидуальные ведомости. По окончании данного месяца подытоживаются результаты зарегистрированных сумм по каждой из проводок.
Важно! Необходимо, чтобы результат, зафиксированный в регистрационном журнале, совпадал с дебетовыми и кредитовыми оборотными суммами, зарегистрированными на истекший промежуток времени по всем счетам синтетического учета согласно порядку, утвержденному Приказом Министра финансов РФ №94н от 31 октября 2000 года.
Характерные особенности
Рассмотрим более подробно индивидуальные особенности подобного учета.
В основе мемориальных ордеров – первичные учетные документы, в которых необходимо указать корреспонденцию счетов по проводимым транзакциям. Это позволяет осуществлять систематизацию процесса записи.
Внимание! К мемориальным ордерам должна быть приложена вся документация, служащая основанием для их выписок.
Второй момент: в целях упорядочения отдельных категорий однотипных операций любой из мемориальных ордеров обладает своим постоянным номером, что позволяет использовать всего по одному номеру для одинаковых групп. К примеру, мемориальному ордеру, имеющему порядковый номер 1, соответствует счет 50 (кассовые операции), номер 4 – счет 70, подразумевающий расчет по заработанной плате служащего персонала производственной структуры и так далее. Информация по мемориальным ордерам вписывается в соответственные подразделы Главкниги.
Чтобы проверить безупречность проводок, сопоставляют сведения по оборотам Главной книги и итоговым количественным значениям ордеров из регистрационного журнала: если нет никаких недочетов, они должны совпасть.
Следующим шагом является комплектование контрольно-шахматной и оборотной платежек по данным Главной, а на последнем этапе заполняется баланс организации за текущий промежуток времени.
Важное замечание! Формуляры мемориальных ордеров визируются главным бухгалтером учреждения (либо его заместителем) и непосредственным исполнителем и утверждаются руководителем предприятия.
Преимущества и недостатки
Для данной формы, введенной в оборот еще в тридцатых годах прошлого века, за основу была взята итальянская методология. Применительно к условиям того времени считалась передовой, поскольку обладала следующими преимуществами:
В то же время, по сравнению с другими, более современными формами, мемориально-ордерная обладает серьезными недостатками, к которым относятся:
Область использования
В сегодняшних реалиях, когда ключевая ставка делается на компьютеризацию и эффективную организацию бухгалтерского делопроизводства, когда специализированные бухгалтерские программы предоставляют широкие возможности для формирования предпочитаемых учетных комбинаций, мемориально-ордерная форма признается морально устаревшей – она практически не используется. Более того, Типовые рекомендации не внесли ее в реестр форм бухучета.
Тем не менее данная модель все еще популярна на небольших предприятиях с незначительным оборотом товарно-материальных ценностей и в среде индивидуальных предпринимателей.
Список мемориальных ордеров бухучета
При условии использования мемориально-ордерной системы ведения бухгалтерии все записи оформляются в виде специальных ведомостей, которые и называют мемориальными ордерами. Каждая такая ведомость имеет определенный порядковый номер в соответствии со счетами:
№ 1 — кассовые операции (форма мемориального ордера 381)
№ 2 — движение финансовых средств на текущих (бюджетных) счетах (форма мемориального ордера 381)
№ 3 — движение финансовых средств на текущих (внебюджетных) счетах (форма мемориального ордера 381)
№ 4 — чеки из лимитированной книжки (форма мемориального ордера 323)
№ 5 — зарплатные ведомости, в том числе и по стипендиям (форма мемориального ордера 405)
№ 6 — расчеты с иными организациями (форма мемориального ордера 408)
№ 7 — плановые платежи (форма мемориального ордера 408)
№ 8 — расчеты с подотчетными лицами (форма мемориального ордера 386)
№ 9 — основные средства (перемещение, выбытие (форма мемориального ордера 438)
№ 10 — материальные ценности, их выбытие или перемещение (форма мемориального ордера 438)
№ 11 — приход продуктов питания (при их наличии) (форма мемориального ордера 398)
№ 12 — расход продуктов питания (при их наличии) (форма мемориального ордера 411)
№ 13 — расход материалов (форма мемориального ордера 396)
№ 14 — доходы от специальных средств (форма мемориального ордера 409)
№ 15 — социальные выплаты (расчеты работникам предприятия по поводу содержания детей) (форма мемориального ордера 406)
Эти номера являются неизменными и обязательными. Если ни под один пункт списка не подходит ваша операция, то она записывается под номером от 16 и выше (форма мемориального ордера 274).
Банковский мемориальный ордер
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и назначение банковского мемориального ордера
Порядок применения банковского мемориального ордера регламентируется Указанием Центрального Банка России от 29.12.2008 № 2161-У.
Мемориальный банковский ордер – это документ, составляемый с целью оформления бухгалтерских записей по операциям, первичные документы которых не содержат полей (реквизитов) для формирования бухгалтерских проводок, то есть дебета и кредита совершенной хозяйственной операции.
При наличии в первичном учетном документе полей (реквизитов) для отражения данных о бухгалтерской проводке составление мемориального ордера не требуется. Формирование бухгалтерской записи в этом случае осуществляется в специально отведенных для этого полях (реквизитах) документа.
Мемориальный ордер не может быть использован как расчетный документ.
Реквизиты мемориального ордера
Банковский мемориальный ордер содержит следующие реквизиты:
Готовые работы на аналогичную тему
Порядок составления банковского мемориального ордера
Банковский мемориальный ордер относится к управленческой документации и составляется по форме ОКУД 0401108.
Мемориальный ордер в обязательном порядке содержит реквизиты первичного документа, для проведения которого он составляется.
При наличии первичных документов, в отношении которых составляется банковский мемориальный ордер, в бумажном варианте, эти документы подлежат приложению к мемориальному ордеру, о чем в нем делается запись (указывается наименование документов, их номера и даты, количество документов и листов приложений).
При оформлении первичных документов в электронном виде в банковском мемориальном ордере указываются те же реквизиты, что и для бумажных первичных документов, но они дополняются реквизитами электронной формы документа, позволяющими осуществить их однозначную идентификацию.
При составлении на основе первичного учетного документа нескольких банковских мемориальных ордеров, первичный документ становится приложением только к одному из них, в остальных банковских мемориальных ордерах указывается номер того мемориального ордера, к которому приложен документ.
Отсутствие первичного документа, являющегося основанием для заполнения мемориального ордера, возможно в следующих случаях:
При формировании сложной бухгалтерской записи, в которой один счет по дебету корреспондирует с несколькими счетами по кредиту и наоборот, в мемориальном ордере реквизиты таких счетов отражаются отдельными строками на соответствующих полях.
При наличии расчетного документа, одной из сторон которого (плательщик или получатель средств) выступает кредитная организация (следовательно, реквизит «Счет №» остается незаполненным),по указанному расчетному документу формируется мемориальный ордер, содержащий сведения о:
Расчетный документ, в отношении которого составлен мемориальный ордер, прилагается к последнему.
Составление банковского мемориального ордера может осуществляться в двух формах: бумажной; электронной.
Формирование мемориального ордера может осуществляться посредством программы при обработке учетно-операционной информации.
Формирование электронной формы банковского мемориального ордера допускается в отношении первичных документах, оформленных на бумажных носителях.
Допускается составление мемориального ордера в электронном виде на основании первичных учетных документов, оформленных на бумажном носителе.
Заполнение свободных полей мемориального ордера осуществляется в соответствии с положениями учетной политики кредитной организации.
При указании содержания операций может использоваться система буквенных или цифровых кодов, при наличии утверждения таких кодов в учетной политике кредитной организации.
Допускается формирование многостраничного мемориального ордера, если корреспондирующие счета не помещаются на одной странице. Тогда на первой странице мемориального ордера указывается общее количество его страниц (в одном из свободных полей), а страницы ордера – нумеруются.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 09 04 2021
Понятие и назначение мемориального ордера на предприятии
Вопросы бухгалтерского учёта играют важную роль для тех, кто осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Ведь именно учёт становится основой для налогообложения в будущем. Он также позволяет получить представление о том, насколько деятельность оказалась результативной.
Что такое мемориальный ордер?
На многих предприятиях вводится так называемая мемориально-ордерная система учёта. Это система бухгалтерского учёта, предполагающая составление отдельных проводок по каждой из совершаемых операций.
Зачем нужен мемориальный ордер?
Обычно в мемориальном ордере отражают первые бухгалтерские проводки, основанные на финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
Это самая простая форма учёта из всех.
Потому её часто используют начинающие работники. Они учатся решать простые задачи с помощью проводок, чтобы потом переходить на более сложные операции.
Для ведения букмекерской деятельности обязательно нужно получить специальное разрешение. О получении лицензии на букмекерскую деятельность читайте по ссылке.
Основные принципы учёта
Форма предполагает наличие так называемых регистрационных карточек. Ведутся так же табличные ведомости. Это отличная альтернатива для главной книги.
В основе данной системы – последовательность определённых действий.
Вся отчётность в этой системе выглядит как таблица. Это касается не только отдельной операции, но и всего учёта по тому или иному периоду. Таблицы разбиваются по нескольким графам:
Какими преимуществами и недостатками обладает система?
У такой системы есть свои неоспоримые преимущества. Одно из них – использование синтетических счетов для отчётности с журналами.
Но есть и ряд недостатков, которые для кого-то окажутся слишком важными.
Каждая организация имеет свой устав и свои правила ведения дел. Что такое учётная политика организации – смотрите по ссылке.
Составляем мемориальные ордера: образец заполнения и бланки
Оформлением мемориальных ордеров занимаются после каждой операции, совершённой за время отчётного периода. После этого переходят к занесению данных в контрольные ведомости. Их выполняют как кредит, либо дебет.
Когда контрольные ведомости заполнены, переходят к обратному балансу. В него заносят сальдо по всем счетам, которые присутствуют к началу отчётного периода.
Кроме того, заносится информация по оборотным средствам. По концу периода сальдо выставляют отдельно.
В бланк баланса по уставной форме заносят сальдо к концу периода по отчётности. Сами сальдо получаются с помощью оборотного баланса.
В документе имеется несколько граф, у каждой из которых своё значение.
Образец мемориального ордера можно скачать здесь.
Образец мемориального ордера.
Другие особенности учёта
Надо помнить о том, что при мемориально-ордерной отчётной системе по отдельности ведутся систематическая и хронологическая записи.
Обязательным требованием стало наличие учётного журнала. Он необходим для регистрации ордеров.
В журнале обязательно пишут дату составления каждого из ордеров, личные номера документов. Когда месяц кончается, подводят итоги по суммам, прошедшим регистрацию. Главное, чтобы итог в журнале совпадал с итогами реальных записей в самих ордерах.
Чтобы создать свой бизнес, можно заняться выращиванием каких-либо культур. Как выращивать грецкий орех в домашних условиях читайте в статье по ссылке.
В Главные Книги каждая из проводок разносится из мемориального ордера. В содержании характерно присутствие только синтетических счетов, на каждой из страниц. Они нужны для отображения только тех оборотов, что связаны с синтетическими счетами.
Ведение записей предусматривает применение принципа шахмат. Корреспонденция счетов указывается в обязательном порядке.
Как банковские организации работают с ордерами?
Согласно законодательству, мемориальный ордер не имеет статус первичного учётного документа.
Установленные Банком России учётные документы должны использоваться для отражения операций, связанных:
Мемориальные ордера в этих организациях оформляются только в случае проведения операций, которые не затрагивают банковские счета клиентов.
Есть ли другие особенности этого документа?
Для мемориальных ордеров допускается и электронная форма составления. Для его подписи используются аналоги бумажного заверения со стороны руководителя или бухгалтера в организации.
Информация по первичным данным присутствует в ордерах обязательно. Не важно, что из бумаг оформлено в электронном, а что – в бумажном виде. Просто в одной из граф перечисляют номера с датами оформления.
Первичные документы могут быть приложением лишь к одному из ордеров.
Даже если он является основой сразу для нескольких отчётностей. Учётная Политика – документ, необходимый для утверждения порядка заполнения дополнительных форм.
Для бумажных носителей максимальный формат – А4. Если счета корреспонденции не умещаются на одном листе, допустимо применение многостраничного варианта.
Организация собственного склада вполне может превратиться в действующую компанию. Овощехранилище как бизнес – подробная информация в этой публикации.
При этом каждые последующие страницы тоже не должны превышать формата А4. Первая страница – вот где указывают общее количество элементов, для чего используется свободное поле.
Контролирующий работник добавляет свою подпись, если совершается операция, требующая дополнительного контроля.
О составлении журнала ордеров вы узнаете из этого видео: