Что значит механики в играх

Механика, геймплей, динамика — как устроен игровой процесс в играх

Сергей Гимельрейх, геймдизайнер, куратор и преподаватель курса «Геймдизайнер» в Нетологии, рассказал сообществу профессиональных разработчиков игр «Манжеты ГД», из каких элементов состоит игровой процесс любой видеоигры.

Статья будет полезна начинающим геймдизайнерам и всем, кто хочет систематизировать знания в области игрового дизайна.

Что значит механики в играх. Смотреть фото Что значит механики в играх. Смотреть картинку Что значит механики в играх. Картинка про Что значит механики в играх. Фото Что значит механики в играх

Геймдизайнер, куратор и преподаватель курса «Геймдизайнер» в Нетологии

Игровая механика, или механизм

Начнём с правил — одного из важнейших формальных признаков игры. В контексте игрового процесса правила можно разделить на игровые механики (механизмы) и ограничения, в рамках которых работают игровые механики.

Любая игра начинается с игровой механики как основного инструмента взаимодействия с объектами в установленных ограничениях.

В основе механики лежат три базовых принципа: действие, изменение и обратная связь.

Действие, или способ

— принцип, инструмент влияния на игровые объекты.

То, каким образом игрок или искусственный интеллект через доступную систему ввода манипулируют игровыми объектами.

Что значит механики в играх. Смотреть фото Что значит механики в играх. Смотреть картинку Что значит механики в играх. Картинка про Что значит механики в играх. Фото Что значит механики в играх

Изменение

— перемена состояния игры после оказанного воздействия на игровые объекты.

Формирует новый ментальный ландшафт, новое состояние игры.

Что значит механики в играх. Смотреть фото Что значит механики в играх. Смотреть картинку Что значит механики в играх. Картинка про Что значит механики в играх. Фото Что значит механики в играх

Обратная связь

— фиксация изменений в игре, которые влияют на последующие решения игрока, через доступные сенсоры — зрение, слух, осязание, обоняние и другие.

Стимулирует формирование новой стратегии поведения игрока, исходя из целей и задач.

Что значит механики в играх. Смотреть фото Что значит механики в играх. Смотреть картинку Что значит механики в играх. Картинка про Что значит механики в играх. Фото Что значит механики в играх

Задачи в игре формируются правилами, которые подаются либо через экспозицию в начале игры или этапа (по сути объявляются), либо их додумывает сам игрок методом проб и ошибок или собственной фантазии.

Цели формируются в голове игрока как результат анализа игровых задач, ситуаций и других правил игры.

Игровая механика, или механизм — способ взаимодействия с игровыми объектами в рамках установленных ограничений игры. Взаимодействие изменяет состояние игры, что влияет на последующие решения игрока.

В самом определении присутствуют признаки циклических процессов. Если определённый метод взаимодействия с игровыми объектами повторять снова и снова, в процессе получения обратной связи игрок может скорректировать свои последующие действия, добиваясь более эффективного способа достижения целей.

Например, играя в шутер от первого лица, игрок снова и снова повторяет определённый набор действий: перемещение, прицеливание и выстрел. Вновь повторяя эти действия в цикле, он совершенствует собственные навыки уклонения, выбора позиции, прицеливания, своевременного выстрела, скорости реакции, которые, в свою очередь, влияют на эффективность достижения основной игровой цели в шутере — устранения противников.

Могут ли объекты геометрического пространства — например, стена или пол — быть агентами игровой механики

И да, и нет. Объекты геометрического пространства — это лишь статическая часть игры, система ограничений, в рамках которой работают другие механики.

Стена не является сама по себе механикой, но взаимодействие аватара игрока со стеной (столкновение) — это механика.

Что значит механики в играх. Смотреть фото Что значит механики в играх. Смотреть картинку Что значит механики в играх. Картинка про Что значит механики в играх. Фото Что значит механики в играх

С полом сложнее. Особенно в играх, где поверхность пола — преобладающая основа геометрии уровня. Поверхность в противовес гравитации постоянно взаимодействует с аватаром, отсекая скорость падения в бесконечную пропасть под ним или выталкивая на поверхность. Но эта обратная связь не очевидна для игрока, он как бы игнорирует её, воспринимая как само собой разумеющееся.

Несмотря на это, геймдизайнер описывает такое взаимодействие в дизайн-документе как отдельную механику, так как оно является необходимой функцией игрового мира.

Есть примеры более очевидной обратной связи взаимодействия пола и аватара. К примеру, обычные игры-платформеры или игры, где различный наклон поверхности влияет на скорость перемещения аватара.

Механик в игре может быть много. Они формируют целый арсенал инструментов игрока, который использует разнообразные наборы действий в зависимости от целей и задач в каждой отдельной ситуации.

Такая тесная взаимосвязь механик в контексте их использования и формирует игровой процесс (геймплей).

Игровой процесс, или геймплей

— система взаимодействия игрока с игровыми объектами через доступный набор игровых механик.

Геймплей строится исходя из заданных правил и ограничений игры, а также индивидуального стиля поведения игрока.

Что значит механики в играх. Смотреть фото Что значит механики в играх. Смотреть картинку Что значит механики в играх. Картинка про Что значит механики в играх. Фото Что значит механики в играх

Существует множество жанрообразующих комбинаций механик, которые транслируются из игры в игру одного жанра. Например, связки: передвижение+прыжок; двойной прыжок; перемещение+прицеливание+выстрел и так далее.

Геймдизайнер должен понимать, что у игроков будут разные стили поведения (например, психотипы Бартла) и нужно подготовить геймплей таким образом, чтобы он соответствовал ожиданиям выбранной целевой аудитории или удовлетворял всё разнообразие типов игроков.

Например, в Deus Ex, геймплей изначально задуман под разные стили прохождения — активный (прямое столкновение) и скрытый (стелс). Игроки сами выбирают, какой стиль им подходит, и в любой момент могут переключиться на другой вид геймплея — тот, который для них предпочтительнее в определённой ситуации или по собственному желанию ради получения нового опыта.

Что значит механики в играх. Смотреть фото Что значит механики в играх. Смотреть картинку Что значит механики в играх. Картинка про Что значит механики в играх. Фото Что значит механики в играх

Игровой процесс (геймплей) — это комплекс взаимодействий игрока, который при помощи набора игровых механик в рамках ограничений игры формирует особый опыт игрока.

Особый опыт игрока представляет собой не только набор примитивных ментальных связей, которые формируют системы правил и доступных механик, но и эмоционально-чувственную сторону восприятия — осмысленный опыт, который трансформируется через внутреннюю личностную систему координат человека.

Геймплей по ходу игры может измениться не только из-за смены стратегии поведения игрока, но и под воздействием разнообразных встроенных триггеров, которые создают для игрока новые состояния игры и соответственно меняют его поведение. Например, в игре Pac-Man временным изменением состояния является сбор бонуса (фасолины) в лабиринте, от чего мгновенно меняется механика поведения и параметры противников, как и параметры персонажа игрока.

Формально такие переключения состояний геймплея можно сравнить с работой машин состояний или конечных автоматов, но в рамках этой статьи мы не будем глубоко затрагивать эту тему (о машине состояний можно почитать здесь).

Триггер — элемент, который приводит в действие некую систему

Что значит механики в играх. Смотреть фото Что значит механики в играх. Смотреть картинку Что значит механики в играх. Картинка про Что значит механики в играх. Фото Что значит механики в играхПрофессия

Геймдизайнер

Игровая динамика

Геймплей представляет собой шаблоны взаимодействий игровых механик и игрока в различных игровых ситуациях, а также переключение состояний этих взаимодействий под действием триггеров.

Но для полноты картины напрашивается ещё один компонент, который влияет на формирование опыта игрока на длинной дистанции путём изменения ограничений в игре и параметров игровых механик. Этот компонент — игровая динамика.

Игровая динамика — это по сути оркестровка геймплея.

Представьте, что ваши игровые механики — это музыканты с различными инструментами. Геймплей — весь оркестр целиком во главе с игроком‒дирижёром, а игровая динамика — ноты, которые формируют ту самую мелодию, уникальный почерк интерактивности игры на всём её протяжении. В эту метафору также хорошо ложатся типичные жанровые геймплейные связки — как отдельные партии или фрагменты мелодии игры.

Хорошая игра «звучит» как хорошо сыгранная оркестром мелодия.

Здесь прослеживается сходство с музыкальным произведением, что метафорически нам играет на руку.

Красивая мелодия приятна слуху и позволяет менять настроение слушателя — так и грамотно выстроенная игровая динамика может звучать приятно и интересно для игрока.

Что значит механики в играх. Смотреть фото Что значит механики в играх. Смотреть картинку Что значит механики в играх. Картинка про Что значит механики в играх. Фото Что значит механики в играх

Динамика характеризуется ритмом, темпом и тональностью. Эти параметры управляются инструментами балансировки игры: формой пространства, настройками параметров механик и их взаимодействий и другими.

Оркестровка — координация и управление сложными системами и службами, распределённая во времени.

Термин созвучен аналогичному в IT-сфере

— длительность циклов игровых механик и их комплексность в рамках одного цикла.

Ритм может задаваться ограничениями пространства — например сложностью ландшафта игрового мира, а также сложностью поведения игровых объектов, с которыми происходит взаимодействие.

Определяет скорость развития геймплея во времени, скорость воспроизведения всех игровых циклов.

Темп может контролироваться сжатием и расширением пространства, а также количеством и скоростью поведения объектов взаимодействия.

Тональность

— настройка параметров игровых объектов и функций взаимодействия между ними в определённые периоды времени игры.

Речь идёт об изменении привычных парадигм взаимодействия игрока с игровыми объектами в нужный автору момент. Такое изменение может быть реализовано в угоду истории или в зависимости от условий и правил игрового мира в тот или иной момент времени или места в игровом пространстве.

Примеры. Ранение снижает маневренность, видимость и скорость передвижения. В определённой области пространства снижена видимость из-за тумана. Выдача игроку способностей и инструментов на определённом участке игры меняет формат поведения игрока (гравипушка в Half Life 2).

Игровая динамика может быть простой или сложной.

Для игр, где нет смысла создавать сложную оркестровку геймплея в прогрессии, используют простую структуру. Например, в Space Invaders динамика игры изменяется лишь за счёт темпа, постоянно ускоряя все процессы, — это требует от игрока более быстрой реакции на каждом последующем уровне.

Для игр, где важная роль отведена сюжету, требуется более сложная «мелодия» взаимодействия как результат оркестровки геймплея — взаимодействия должны быть созвучны истории, которую рассказывает автор игры.

Комплексность — структурная и функциональная мера сложности игровой механики

Это позволяет наиболее полно передать опыт, заложенный в очередном сюжетном повороте. Также это делает игру более консистентной, фокусирует игрока не просто на механическом решении задач и манчкинстве, а на осмыслении совершаемых им действий и происходящих событий.

Иногда ломать привычный игроку шаблон поведения полезно для истории — это и есть изменение тональности в игровой динамике.

Внимание: спойлер к игре Brothers: A Tale of Two Sons

Что значит механики в играх. Смотреть фото Что значит механики в играх. Смотреть картинку Что значит механики в играх. Картинка про Что значит механики в играх. Фото Что значит механики в играх

Например, в игре Brothers: A Tale of Two Sons от Starbreeze Studios был использован отличный приём для передачи чувства потери и возрождения надежды.

Мальчик Наи теряет старшего брата Ная, с которым провёл большую часть игры. До этого игрок активно пользовался навыками обоих братьев для решения большинства игровых задач, но после смерти брата у него отобрали те навыки, которыми обладал старший.

И вот Наи возвращается в деревню один, на пути он встречает водную преграду, которую сам преодолеть не может, так как он боится воды. Раньше ему помогал старший брат, но его больше нет (игрок мог контролировать брата правым стиком геймпада). Это ломает привычный шаблон взаимодействия игрока, но создаёт нужное настроение для передачи эмоционального фона, соответствующего ситуации.

Спустя несколько попыток младший брат побеждает страх перед водой и обретает навык старшего — плавать (игрок пробует использовать контролы старшего брата и после нескольких попыток решает игровую задачу).

Эта ситуация поначалу шокирует игрока, но это было необходимо и оправдано в рамках определённого игрового опыта.

Манчкинство — использование внутриигровых правил или ресурсов в ролевой или компьютерной игре не предусмотренным авторами игры образом ради получения явной выгоды.

Манчкин ставит цели выше контекста игры, пренебрегая логикой сюжета, атмосферой и товариществом.

Как быть с играми, в которых нет истории

Есть немало игр, в которых история не выражена автором, но есть интересный геймплей. Здесь игровая динамика работает как импровизация игрока при взаимодействии с другими игровыми системами, которые изменяют динамику. В итоге получается своя уникальная мелодия взаимодействия, которая создаёт неповторимый игровой опыт, которые игроки пересказывают как собственную историю.

Даже если рассказывать нечего (например, в медитативных играх «Тетрис», Match-3), динамика создаёт поток (белый шум), который удерживает игрока в увлечённом состоянии длительное время.

Во многом динамика — про контроль свободы выбора игрока.

Что значит механики в играх. Смотреть фото Что значит механики в играх. Смотреть картинку Что значит механики в играх. Картинка про Что значит механики в играх. Фото Что значит механики в играх

С одной стороны, слишком много свободы создаёт непредсказуемые линии поведения и автор теряет возможность влиять на геймплей в тех или иных временных точках.

С другой — сужение степеней свободы позволяет лучше управлять ощущениями игрока, но лишает возможности импровизации, которая также важна для полноты передаваемого опыта.

В качестве заключения

Статья мне кажется всё ещё незаконченной, и в какой-то степени я рад этому. Тема намного более сложная и объёмная, чтобы уместить в формат справочной статьи.

Геймдизайн — это искусство проектирования человеческого опыта. Механики, геймплей и динамика — ключевые инструменты, при помощи которых можно управлять восприятием игрока и трансформацией этого восприятия в опыт и эмоционально-чувственные переживания. От чего лично я испытываю немалую ответственность перед игроками.

Что значит механики в играх. Смотреть фото Что значит механики в играх. Смотреть картинку Что значит механики в играх. Картинка про Что значит механики в играх. Фото Что значит механики в играх

Благодарю коллег за комментарии к статье перед публикацией: Романа Ильина, Артёма «Базилио» Волкова, Анатолия Казакова, Святослава Торика.

Дополнительные материалы по теме

Что значит механики в играх. Смотреть фото Что значит механики в играх. Смотреть картинку Что значит механики в играх. Картинка про Что значит механики в играх. Фото Что значит механики в играхАрхитектура в видеоиграх — часть первая: как здания влияют на левел-дизайн и навигацию игрока

Что значит механики в играх. Смотреть фото Что значит механики в играх. Смотреть картинку Что значит механики в играх. Картинка про Что значит механики в играх. Фото Что значит механики в играхАрхитектура в видеоиграх — часть вторая: как окружение рассказывает историю

Что значит механики в играх. Смотреть фото Что значит механики в играх. Смотреть картинку Что значит механики в играх. Картинка про Что значит механики в играх. Фото Что значит механики в играхАрхитектура в видеоиграх — часть третья: как здания определяют композицию и эстетику игровых миров

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Что значит механики в играх. Смотреть фото Что значит механики в играх. Смотреть картинку Что значит механики в играх. Картинка про Что значит механики в играх. Фото Что значит механики в играх

Геймдизайнер, куратор и преподаватель курса «Геймдизайнер» в Нетологии

Источник

Как художнику придумать механики для своей игры? База геймдизайна

В играх красивый арт — большой плюс. Но без интересных механик вы заскучаете и выйдете из игры несмотря на всю ее красоту. Поговорим о том, как сделать игровой процесс интересным.

Слово «механика» часто употребляется при обучении геймдизайну, но не всегда объясняется, что это такое. Чтобы в этом разобраться, нужно понять, как работает игра.

Игровой процесс основан на взаимодействии игрока с элементами игры: игрок прыгает на платформу, открывает инвентарь, ведёт машину и занимается другими делами. Каждое взаимодействие влияет на игровой мир и описывается правилами. Набор правил игры, который можно логически обособить, торжественно называется механикой.

Например, возьмём известную старую игру «Snake». В ней можно выделить такие правила:

Все вместе эти правила составляют механику змейки. В игре есть и другие правила. Например, когда змейка достигает определённого размера, то игрок переходит на следующий уровень, но это правило относится к прогрессии уровня, а не к поведению змейки, поэтому этот аспект выделяется в отдельную механику.

Игровая индустрия — молодая область, в ней нет устоявшейся терминологии. Каждый оперирует теми терминами, которые ему нравятся. Поэтому виды механик лучше воспринимать, как наборы вопросов, которые можно задать самому себе при проектировании игры:

Одна и та же игровая механика может относиться к разным видам. Например, рывок используется и для перемещения между локациями, и для уворота в бою, и как прогрессия в метроидваниях.

Ещё одним важным видом являются «core mechanics». Это минимальный набор механик, которые важны для реализации задумки. Одновременно это же и уникальное сочетание механик, которое становится фишкой игры. Остальные механики либо порождаются из «core mechanics», либо «крутятся» вокруг них.

Мы разобрались с тем, что такое механика и какая она бывает, так что теперь можем распознать ее в играх. Но как начать проектировать свою игру?

У многих жанров есть устоявшийся набор механик, с которого можно начать.

Для платформеров характерны прыжки по платформам, для «выживалок» — тающие жизненные показатели персонажей, система крафта и возможность постройки объектов, для RPG — система очков родом из DnD, для рогаликов — генерация уровней и рестарт игры после каждой смерти и так далее. Можно взять любимую игру, выделить из неё ядро, и перенести его в свою игру, а потом доработать до интересного варианта.

Многие разработчики до сих пор вдохновляются серией Zelda. Например, если сравнить The Binding of Isaac с Zelda: Link’s Awakening, можно обнаружить чуть ли не «дословное цитирование». Эдмунд Макмиллен выделил часть механик подземелий из игры, перенёс в другой жанр и доработал. Вышла интересная игра, которая понравилась многим.

Следующий способ, которым пользовались ещё на заре индустрии — это адаптировать реальные взаимодействия под виртуальный мир. Например, как это было в старой игре Pong: пинг-понг упростили до нескольких правил и перенесли на аркадные автоматы.

Главное не упиваться реализмом, и не переносить взаимодействия из реального мира «дословно». Несмотря на развитие технологий, компьютерные миры всё ещё сильно ограничены в возможностях. Из органов чувств в играх нам доступны только зрение, слух и чуть-чуть осязания, а персонажем мы управляем с помощью десятка кнопок, а не миллиардов нейронов. Поэтому полное перенесение реальности в игровой мир оказывается не только скучным, но и зачастую неудобным.

Впрочем, с помощью подробного копирования реальности можно создать забавную игру, как Hand Simulator, где игрок управляет каждым пальцем по отдельности. В реальном мире мы делаем это легко и не задумываясь, но стоит попытаться управлять рукой с контроллера, как простая задача взять какую-то вещь становится невероятным испытанием.

Поэтому логично упрощать любые взаимодействия сначала до минимума, а уже потом по мере необходимости усложнять. Например, в реальности, чтобы выстрелить из пистолета, надо его зарядить, снять с предохранителя, прицелиться и нажать на курок, при этом ещё желательно правильно стоять. В большинстве игр надо нажать на кнопку стрельбы, и пуля полетит в указанном направлении — часто даже по прямой, а не по параболе. Конечно, есть игры, которые добавляют перезарядку или пытаются имитировать реальную стрельбу, но лучше начинать с простого. Усложнить механику всегда успеется.

Удобными примерами, на которые можно ориентироваться при создании своих механик, являются игры типа Spiritfarer, Florence и Night in the Woods. В этих играх механики подстраиваются под историю: разные события превращаются в отдельный интерактив. Например, в Spiritfarer есть много способов добычи ресурсов: чтобы срубить дерево, надо водить стиком на контроллере туда-сюда, что имитирует работу с пилой, а чтобы сломать камень — нужно занести кирку и удерживать её некоторое время для накопления силы удара.

Осталось обсудить небольшую, но важную тему: взаимодействие разных механик.

В теории можно создать такую игру, где разные механики будут совершенно независимы и ни при каких обстоятельствах не смогут столкнуться друг с другом, но на практике это и сложно и скучно. Поэтому нужно продумывать, что происходит при соединении нескольких механик. Может не происходить ничего, могут блокироваться все механики, кроме одной, а может на пересечении родится новая механика. Например, если вспомнить ранние игры про Марио, то там есть возможность прыгать и правило, что враг убивает тебя при касании. Но если ты касаешься врага сверху, то есть в конце прыжка, то враг наоборот умирает.

Чем больше правил в игре, тем больше возможных сочетаний они дают. Всего 10 правил дают больше 1000 возможных сочетаний и с каждым новым правилом количество сочетаний увеличивается в геометрической прогрессии. Конечно, не обязательно создавать новую механику для каждого сочетания, но чем больше механик в игре, тем проще запутаться в них и что-то упустить. Поэтому лучше всего начинать разработку с небольшого количества простых механик.

О механиках можно говорить долго, в одной статье всё не опишешь, поэтому важно играть в разные игры и читать полезные блоги, посвящённые механикам:

Just Play It, Too — блог автора текста, посвящённый разбору механик в разных играх.

Mooshi Games — блог про нарратив и нарративные механики.

Про дизайн уровней — блог с говорящим названием про проектирование уровней.

Канал Game Maker’s Toolkit (англ.) — канал, посвящённый разбору геймдизайна в играх.

Создание геймплея — это творчество, так что главное не бояться экспериментировать.

Текст написала Алена Киселева специально для Smirnov School. Мы — онлайн-школа, где готовят концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придете к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

Источник

Как механики развиваются на протяжении игры

Рассказываем о разновидностях игровых механик и их преобразовании по ходу прохождения.

Если игровая механика никак не будет меняться с течением времени, игрок непременно заскучает. Никому не нравится подолгу выполнять одни и те же действия и приходить к одному и тому же результату. Но и постоянно вводить новые механики — тоже не вариант: игрок не будет ощущать развития или и вовсе запутается.

Поэтому геймдизайнеру важно уметь правильно развивать существующие механики на протяжении игры и давать им второе дыхание. Рассказываем, как это устроено.

Определений понятия «механика» много. Но если обобщить, то игровая механика — это свод правил и способов взаимодействия игрока с игрой.

Игровые механики могут быть скрытыми («внутренними»), о наличии которых игрок может вовсе не знать, и доступными («наружными»), с помощью которых игрок непосредственно взаимодействует с матрицей состояний. Вот, как это выглядит в виде блок-схемы:

Блок обратной связи не обязателен. Многие старые игры часто грешили его отсутствием, — иногда догадаться об изменении состояния игры можно было только по гайдам или возвращаясь на уже исследованные локации. Современные игры иногда перебарщивают и хвалят игрока за каждый клик. Тем не менее, наличие ярко выраженной обратной связи — признак хорошего тона и понятного геймплея.

Механика может видоизменяться и развиваться по ходу прохождения или в зависимости от опыта игрока.

Если авторы меняют правило, по которому она работает (иными словами, влияют на блоки обратной связи и состояния игры), то говорят о техническом преобразовании механики. Например, раньше игрок не мог совершать некое действие, а теперь — может.

Если меняется способ взаимодействия игрока с механикой, то трансформация происходит на ментальном уровне: в блоках анализа и действий игрока. Например, игрок научился использовать уже известную ему механику новым способом — в игре все осталось по-прежнему, а изменение произошло лишь в голове игрока.

Чтобы изменить правило, можно поменять числовые характеристики (вертикальное изменение) или повлиять на логическое условие или результат действия механики (горизонтальное изменение). Часто вертикальная и горизонтальная прогрессии идут парой в рамках одной игры — достаточно вспомнить почти любую систему прокачки персонажа.

К примеру, предмет «Слеза измы» защищает главного героя от губительного воздействия кислоты. Иначе говоря, она изменяет численную характеристику урона от кислоты, снижая его до нуля. Если раньше персонаж умирал, попав в кислотное озеро, то теперь может по нему перемещаться и открывать для себя ранее недоступные уголки. Логика прыжка и ходьбы при этом никак не меняются.

Того же эффекта можно было бы добиться, добавив ветку талантов «Сопротивление кислоте», и сделать в ней всего две ступени прокачки: 0% и 100%.

Пример горизонтального развития — способность «Монаршие крылья». Она позволяет совершать двойной прыжок и добираться до более высоких платформ. Если раньше персонаж совершал только один прыжок, отталкиваясь от твердых поверхностей, то теперь он может прыгнуть второй раз — даже без почвы под ногами. Механика стала комплексной, а численные характеристики отдельного прыжка никак не изменились.

Далее механика могла бы развиться и в вертикальной прогрессии — за счёт увеличения количества прыжков в воздухе.

В Borderlands 2 персонажа Зеро можно увести развивать как «снайпера», обучая его навыкам в ветке «стрельбы».

Навык «Дрель» — очень комплексный. Он включает в себя вертикальную прогрессию — увеличивает урон от пули. Но главная его польза — в горизонтальной. Благодаря нему у механики стрельбы меняется логика: пуля простреливает противников насквозь, а не заканчивает движение на первой же цели.

Одновременно это и новое условие для увеличения урона: теперь вместо того, чтобы палить по всем без разбору, игрок будет дожидаться, пока враги станут в стройную очередь друг за другом. Навык не просто увеличит урон, но и изменит поведение игрока, напрямую повлияв на его игровой процесс.

Ментальный тип развития никак не меняет механику в игре (ни численно, ни логически), но меняет поведение игрока по мере приобретения опыта: то, как, когда и зачем он её использует.

Ментальное развитие происходит за счёт проведенного в игре времени, преодоления в ней новых препятствий (зачастую более сложных), а также при обучении на примере других игроков. Развития не произойдёт, если геймдизайнер не заставит игрока взглянуть на механику с иной стороны для решения стоящей перед ним задачи. Игрока нужно подтолкнуть; дать ему разглядеть потенциал механики и заставить использовать её нестандартно.

Большая часть игр-головоломок основана именно на ментальном развитии небольшого набора механик. Так, в игре The Witness Джонатана Блоу все головоломки решаются одним способом: игрок проводит линию из точки начала А в точку выхода В по заранее расчерченной сетке на панели.

Панели делятся на категории, каждая из которых подчиняется внутренним правилам. Но в рамках категории могут происходить неожиданные изменения. Распознать эти изменения — основная задача игрока.

В одном из типов головоломок на панели необходимо обвести линиями стоящие позади скалы. Загадка в том, что линии двигаются одновременно, но отзеркалены друг относительно друга. В итоге у игрока всегда получается симметричная фигура.

Паттерн повторяется несколько раз, пока игрок не сталкивается со странностью: ему попадаются несимметричные скалы, и их никак не получается обвести, управлляя двумя линиями одновременно. Игрок в замешательстве, — ведь других скал позади панели нет.

Зато есть пальмы и их симметричное отражение на водной глади. Правило в голове игрока сразу трансформируется: из «обвести симметричные скалы” в «обвести любые симметричные объекты». Механика головоломки технически не изменилась, но для игрока она шагнула на следующую ступень.

Ещё один пример ментального развития механики — стили игры опытных игроков и новичков в жанре MOBA. Новичкам эффективнее брать персонажей со способностями, результат которых практически не зависит от комбинаций и статусов других персонажей. Постепенно игрок наберётся опыта и научится понимать, в какие моменты и против кого могут сработать таланты с эффектами, зависящими от дополнительных условий.

Возьмём персонажа из Heroes of the Storm — Аларака. Он — убийца ближнего боя. Освоить этого персонажа довольно сложно — из-за его нестандартных скиллов. Один из них называется «Телекинез»: он позволяет передвигать объекты в указанном направлении, а также наносит небольшой урон.

Самая очевидная цель применения телекинеза для новичка — вражеский герой. Врага можно подвинуть, сбить с толку или добить, если у того осталось мало здоровья. Чуть освоившись с управлением, новичок начинает более осознанно подходить к направлению: перемещать врага к себе, чтобы наносить урон в ближнем бою, или отталкивать его от себя или от союзника, чтобы спастись. Подгадав момент, умелый игрок может загнать вражеского персонажа в область действия способности союзника — например, под стан или область урона.

У более опытного игрока возникают более неочевидные вопросы. Если можно переместить врага, то можно ли переместить себя? Выясняется, что способность это позволяет. В блоке «анализа ситуации» появилась новая опция.

Чтобы выйти из гущи врагов или области поражения, или чтобы оторваться от назойливого преследователя, достаточно придать ускорение себе, — а не пытаться оттолкнуть врага, который может быть под защитным статусом.

«Перемещение» в Heroes of the Storm — это не только изменение расстояния. Некоторые способности персонажей требуют «концентрации» — то есть, чтобы применить их, герои должны оставаться на месте. Концентрацию можно сбить телекинезом, если вовремя подвинуть врага, пока тот применяет способность. На этом этапе ментальной прогрессии игрок, скорее всего, уже провёл в игре достаточно времени, чтобы разобраться в других героях и их возможностях. Иначе такие мысли ему в голову не приходили бы.

И, конечно, помимо героев на поле присутствуют ещё одни сущности — крипы. Почти всех крипов (кроме особо крупных) тоже можно двигать при помощи телекинеза.

В каких ситуациях нужно двигать крипов? Например, можно в последний момент спасти башню от их атак или заблокировать ими урон от чужой способности, которая действует на первого персонажа, с которым соприкоснётся.

Телекинез превращается в стратегический инструмент. Ведь крипы ходят по заданному маршруту группами, которые появляются раз в определенное время, а полуразрушенную башню в будущем может отремонтировать союзник. Контролируя крипов в нужный момент, можно сместить превосходство на линии в свою сторону и изменить ситуацию на карте в целом.

Ключевой катализатор ментальной прогрессии — это вопрос «А что, если…?». Задавая его себе, новичок начнёт экспериментировать; использовать механику в связке с другими игровыми сущностями в разных ситуациях. В итоге он получит новую информацию. В блоке «анализа» увеличится количество узнаваемых паттернов, а значит расширится и пул блока «действий».

Чем больше сущностей затрагивает механика, тем глубже и интересней она может стать для игрока — конечно, лишь при условии правильного баланса и наличии задач, которые потребуют от игрока экспериментов. Иначе механику будут использовать только в её самом банальном варианте, без намека на креатив.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *