Что значит любить своих врагов
Возлюбить врага своего
Наверное, из всех заповедей Евангелия нет более глубокой, мудрой и вместе с тем таинственной и далеко не всем понятной, чем заповедь «Любите врагов ваших». Эта заповедь, казалось бы, делает христианина совершенно беззащитным перед злобой мира сего. Но удивительным образом именно она победила ненавидевший христианство языческий мир и многих-многих язычников одухотворила, возвысила, сделала христианами.
В историческом романе Генрика Сенкевича «Камо грядеши», изображающем первохристианские времена, злодей Хилон выдает властям известных ему христиан, оговаривая их в поджоге Рима. Во время их истязаний Хилон получает прощение от мучимого, сжигаемого на столбе христианина и, будучи потрясен духовной высотой учеников Иисуса, пленяется сам верой Христовой, исповедует Спасителя и идет за Его имя сам на страдания. Этот литературный пример отражает реальные случаи, имевшие место в эпоху гонений.
Удивительную любовь к врагам являли в своей жизни святые. В житии святого Андрея, Христа ради юродивого, повествуется, как однажды толкаемый и оплевываемый прохожими Андрей заметил демонов, записывавших имена его обидчиков, – темные силы рассчитывали судить их за обиды святого в их смертный час. В ответ на это блаженный Андрей своей молитвенной силой стер бесовские записи и сказал: «Я упросил грозного моего Господина (так святой назвал Господа Бога – о. В. Д.) не вменять им в грех то, что они бьют меня: ведь они не ведают, что творят».
Как часто нам хочется буквально уничтожения наших обидчиков. Мы видим в них воплощение зла, думая, что люди неисправимы. А святой Андрей прозревал ценность души другого человека даже сквозь причиняемые ему обиды и молился о самом главном – спасении этих людей в вечной жизни.
Искренняя молитва о врагах способна обращать людей от тьмы к свету
Когда святую мученицу Татиану предали на мучения, то слуги распорядителя казни стали бить ее по лицу, а потом удицами терзали ее глаза. Святая не только не раздражалась на них и не желала им чего-то плохого, но стала молиться Господу, дабы Он подал им познание истины. И действительно, они увидели четырех Ангелов, окружавших мученицу, а души их ощутили всю мерзость своих грехов, они испросили у святой Татианы прощение и сами стали христианами. Молитва о врагах, произносимая от чистого и милостивого сердца, способна обращать людей от тьмы к свету.
Почему же необходимо прощать врагам? Тем более если они причиняют нам столько бед и скорбей? Обида от незаслуженных оскорблений всегда сдавливает сердце холодными тисками. Да и как же нам соглашаться с несправедливостью? Вот те обычные чувства, которые время от времени переполняют каждого из нас. Не ставит ли Евангелие перед нами слишком высокую планку?
А дело все в том, что, отвечая на зло злом, мы поступаем тем же способом, что и злодеи, и потому сами становимся такими же, как и наши враги. Как же мы можем быть с Богом, если уподобляемся в ненависти Его противнику?
«Благословляйте проклинающих вас» (Лк. 6: 28), – заповедует Христос. Любить врага – это значит иметь дивную свободу сердца – свободу от оков злопамятства, от терний ненависти, от уз раздражительности! Ведь что такое ненависть, как не цепи, сковывающие наше собственное сердце?
Вот какой портрет рисует святитель Григорий Нисский: «Они встречаются угрюмо и друг другом всегда гнушаются: уста их безмолвны, взоры отвращены, и слух одного закрыт для слов другого. Все, что приятно для одного из них, ненавистно для другого, и, напротив, что ненавистно одному, то нравится другому». Так мы возжигаем в самих себе лютый огонь ненависти, как будто пытаемся сжечь им своего врага. На самом деле лишь попаляем собственное сердце, иссушая свой внутренний мир и доставляя себе лютые муки.
Что происходит с человеком, ненавидящим своих врагов? Он часто лишается сна, становится мрачным, задумчивым, теряет работоспособность, потому что червь злобы изъедает его изнутри. Так люди терзают самих себя, не понимая, что, простив и полюбив другого, мы прежде всего приносим благо самим себе, – потому что освобождаемся от угнетения души, а затем – тому, кто был прежде нашим врагом, – потому что он уже не увидит в нас повода к новой вражде.
Даже с точки зрения земной любовь к врагам, прощение обидчика – это единственно возможные условия для сохранения мира. Все многочисленные традиции кровной мести и просто мести, когда «око за око и зуб за зуб» (Мф. 5: 38), сеют только новые раздоры, несправедливости, становятся источником горя, но не способны привнести в нашу жизнь порядок и мир. Вот почему сквозь века повторяется одна и та же картина – воздавая за зло злом, люди превращают жизнь в сплошной ад.
Как часто, едва нас кто-то обидит, мы уже готовы сказать: «Господи! накажи его, погуби». Даже в Евангелии мы видим подобную ситуацию. Когда Христос проходил через селение самарян, жители не приняли Господа. Тогда апостолы Иаков и Иоанн обратились к Нему со словами: «Господи! Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал» (Лк. 9: 54)? К тому времени апостолы совершили уже много чудес, поэтому они верили в возможность и такого чуда, если оно будет угодно их Всемогущему Учителю. Он же ответил: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9: 55). Это в Ветхом Завете преобладал дух суровости и кары, так что порой служители Божии, пророки, прибегали к достаточно жестким мерам вразумления; в частности, так поступил святой Илия, ревнитель Закона Божия, попаливший небесным огнем пришедших за ним царских воинов. Дух же Нового Завета – любовь и милость, поскольку Христос пришел не губить, а спасать души людей, не пренебрегая даже враждующими. И на Кресте Спаситель молился не о Себе, не о Своем спасении, не о возмездии распинателям, но о прощении врагов, зложелателей и предателей: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23: 34). Соответственно, так же призван поступать тот, кто носит имя Христово, – христианин. Вот эта любовь, возвышающаяся над всей злобой мира, в конечном итоге и являет победу.
Зачастую во многих жизненных ситуациях мы сами рисуем себе образ врага
Зачастую во многих жизненных ситуациях мы сами рисуем себе образ врага, начинаем пылать ненавистью к другому человеку, поскольку он не вписался в наши представления о жизни или поступил не так, как хотелось бы нам. Вражда к нему помрачает око души. Да и сама душа становится до ужаса безобразной от ненависти.
Преодолеть это возможно, только если мы изначально настроены созидать в себе любовь к тому, кого воспринимаем как врага. Бывает, достаточно хотя бы выждать какое-то время, не выплескивать сразу свое негодование, и мы увидим ситуацию с новых сторон, поймем другого человека и простим его. Окажется, что он никакой и не враг. А если еще и обратиться с молитвой к Богу, то это самый верный способ обрести в своем сердце любовь, тепло и прощение. Ведь Господь Сам являет всё это нам и может даже самое каменное сердце наполнить подлинной любовью, жизнью и милостью.
Возлюбите врагов ваших. Лукавит ли Библия?
В этой небольшой заметке я хотел бы предложить, уважаемому читателю, поразмышлять над одной известной заповедью. А после ответить честно самому себе, без религиозно-напускного — нет ли тут лукавства? И так…
«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». (от Мат. 5: 44-48).
Под каждым словом готов подписаться! Звучит благородно и красиво… на первый беглый взгляд… и на бумаге. Но жизнь намного сложней и не всегда то, что написано можно выполнить (те, кто строил социализм-коммунизм в СССР, хорошо это знают). Таких утопических идей человечество знает множество, да и те, кто проповедует эту заповедь, сами почему-то не раз пренебрегали ею. История церкви тому яркое подтверждение! Достаточно вспомнить времена инквизиции — только в средние века, под видом борьбы с ведьмами, было уничтожено 8 000 000 (!) женщин! При чём лучших, знающих и умеющих думать! Можно вспомнить, что все самые кровавые и страшные войны, которые знает человечество, начинали… христианские страны! Такая странная «любовь» к своим врагам утверждалась огнём и мечом. Причём особую неприязнь «несущие любовь» испытывали к тем, кто нёс людям Знания — Коперник, Галилео, Джордано Бруно, список может быть бесконечно долгим… Акцентирую, что это отнюдь не вымыслы! Эти факты истории сегодня широко известны!
Небольшой экскурс. Все приписываемые Христу добродетельные заповеди были известны человечеству задолго до. Многие приходящие пророки говорили о них. Например, Заратустра (Заратуштра). Если принимать во внимание сообщение пехлевийской хроники о том, что Зараустра жил «за 258 лет до Искандара», т. е. Александра Македонского, то время деятельности пророка зороастризма падает на VII — VI вв. до н. э. Заратустра тоже был озарен неземным светом истины (в христианстве Святым Духом) и так же согласно концепции зороастризма, должен явиться в новом воплощении через три тысячи лет после первого своего явления в мир, уже в качестве саошайанта — спасителя мира. И таких спасителей мира сего история знает немало. Но сейчас не об этом!
За многие тысячелетия до Христа Заратустра призывал следовать добру и отвергать зло. И проповедуемая им заповедь «Возлюби ближнего, как самого себя» была понятна и логична — кто хочет жить в гармоничном мире, должен уважать своего соседа, сограждан и всех людей на земле, следующих этой же заповеди. С тех пор была известна и другая заповедь: «Кто не борется со злом, тот приумножает его». И это тоже понятно. Если зло не остановлено, осталось безнаказанным, то оно, как снежный ком будет постепенно увеличиваться. Если не остановить злого человека, хама он может подумать, что всё ему дозволено, а люди, которых он обидел это так… запутавшиеся у него под ногами — сами виноваты. Если зло не остановлено — рождается хаос.
Так вот, про «Возлюбить врагов…» Заратустра ничего не говорил. Это уже приписывается Христу, как шаг вперёд человеческому совершенству. И в этом нас убеждают. Звучит опять же, красиво и благородно. Но, по-моему, это одно из лукавств Библии, ибо как уже было сказано выше, противоречит сущности, психике человека. Мать-природу не обманешь — чувство самосохранения одно из сильнейших чувств любого живого существа. Защита себя и своего потомства от опасности, защита своей территории входит в понятие первичные рефлексы. Можно сколько угодно рассуждать, что окончательно порывам рефлекса подвержены только животные, а человек «созданный по образу и подобию» должен быть выше всего этого. Человек должен любить своих врагов, да и ещё при этом подставить врагу (если тот захочет ударить ещё) вторую щёку (может надо ещё и спасибо врагу сказать? Но об этом ничего не написано). И это нам преподносят, как ничем не опровержимую догму. Но давайте попробуем разобраться — может враг врагу рознь?
Пример № 1: Из вашего сада человек украл несколько яблок. Можно простить такого человека? Ну, а почему бы нет — запутался человек в своих ошибках, надо ему помочь избавиться от порока и можно даже помолиться за его грешную душу. Ведь, как известно, добропорядочный христианин печётся не только о спасении своей души, но и других душах. Другой разговор, что его об этом… никто не просит!
Пример № 2: Вас обманули на ОЧЕНЬ крупную сумму денег, ввергнув вас и ваших детей в страшные долги! Представили? Нет, вы представьте хорошо — обманули на ОЧЕНЬ КРУПНУЮ СУММУ! Или лишили жилья, сделав вас бомжом… Подключите всю мощь своей фантазии! Становится страшно. Не правда ли?
Теперь, с той же мощью своей фантазии представьте себя на месте родственников людей, погибших во всевозможных войнах: ВОВ, Афганистан, Чечня… Представьте себя на месте родственников жертв 11 сентября, «Норд-Оста» (кстати, официальная версия этого происшествия — религиозный фанатизм). Вспомните погибших детей Беслана, атомную бомбардировку Японских городов — японцы, до сих пор(!) хоронят своих сограждан! Спросите у них про любовь к своим врагам. Что они вам ответят? Только спросите без телекамер и обязательно настоящих родственников(!), у которых погибли дети, отцы, матери… Они вам, на кухне, без пафоса ответят, что они хотели бы сделать со своими врагами.
Кстати, наши с вами предки тоже не лукавили и, когда пришла беда, чётко выполнили древнейшую заповедь: «Око за око, зуб за зуб» и наклепали в Великой Отечественной Войне немцам, да ТАК, что многие из них бояться ездить в Россию в качестве туристов до сих пор! Возлюбить фашизм, зло у наших отцов не получилось! Красивая, но вымышленная заповедь не сработала — сработал внутренний рефлекс — за своих близких, за себя, за свою Родину!
Если следовать утопическому совету Библии: возлюбить врагов своих — давайте откроем тюрьмы — в них томятся тысячи убийц, насильников. Представляете, в каком «любвеобильном» обществе мы заживём? Но жизнь не бумага, она наяву показывает нам, без догм и демагогий, что так НЕВОЗМОЖНО и общество, подчиняясь своим первичным рефлексам, защищаясь от насилия, всё-таки вынуждена иметь такие заведения.
Ещё раз вспомним вариант № 1 и № 2. В первом случае человек не перешёл последнюю черту, во втором, враги оказались зверьми. А разъяренного зверя не возлюбляют — с ним борются и убивают.
Теперь и вы ответьте честно, и прежде всего самим себе, не в пускаясь в религиозную демагогию, типа: «В этом и заключается духовный подвиг человека — суметь возлюбить врага своего так, как возлюбил своих врагов Иисус, будучи на кресте». О чём думал Иисус, будучи на кресте знал только сам Иисус (при условии, что он всё-таки был исторической личностью). Если вы всё-таки соблазнитесь в этом, представьте тогда ЕЩЁ РАЗ себя на месте человека, летящего в самолёте за 10 секунд до взрыва от руки террориста или находящегося в офисе торгового комплекса в Нью-Йорке за 10 секунд до разрушения башен, который машет белой тряпкой, чтобы его спасли. Или представьте себя на месте того, кто уже спрыгнул от безысходности с 80 этажа и летит к земле (не думаю, что он бы возлюбил своих врагов). Представьте себя ещё раз на месте человека попавшего на спектакль «Норд-Оста» за 10 секунд до захвата террористами. Этих людей уже нет! Так, что лучше представить себя на месте их родственников, которые до сих пор живут с невыносимой болью за своих близких. Всё дело в том, что близких они любят всё-таки больше, чем своих врагов. И это Разумно!
Теперь и вы, уважаемый читатель, оставшись один на один со своею Совестью, поразмыслив над выше сказанным, ответьте честно самому себе: Лукавит ли библия, когда советует возлюбить врагов своих? Нет ли тут подвоха? Только не лукавьте сами перед самим собой. Что говорит вам ваш внутренний голос?
«Кто не борется со злом, тот приумножает его». Древнее изречение.
У этой истории есть продолжение. После написания этой заметки я решил поместить её на портале mail.ru в разделе «Ответы», в категории «Философия. Непознанное. Вера и религии» дабы послушать мнения людей верующих. Вся заметка там не поместилась, и я решил ограничиться только вопросом: «Лукавит ли библия?» и фразой из неё: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». (от Мат. 5: 44), после которой дал ссылку на свою заметку. Я мало надеялся, что люди будут читать её целиком — так и получилось! Надо признать, судя по ответам, христиан на «Ответах» больше, чем представителей других конфессий. Поэтому, увидев знакомую фразу, многие отвечали, не задумавшись по схеме. Не буду утомлять читателя всеми ответами, дам наиболее характерные и наиболее любвеобильные (т.е. без оскорблений). Как автор этой заметки оставлю за собой право на маленькие комментарии.
Читать некогда. Могу сказать, что тот, кто завещал любить своих врагов, Иисус Христос, сам отдал свою жизнь и за них тоже. Так где же тут лукавство? Когда над распятым Христом насмехались, Он просил Отца простить их, «ибо не ведают, что творят».
С. Фетисов: Уважаемый, Anton Maximov, если времени читать, кроме Библии у вас нет, то и поразмышлять, представить во всей полноте суть проблемы невозможно. В Библии, как я уже писал, написано красиво и, на первый взгляд, благородно, но тут абсолютно не учитываются тонкие ньюнсы человеческой психики. Легенда и жизнь — не одно и тоже! Не надо ЭТО путать! Это вам лучше объяснят родственники погибших людей на спектакле «Норд-Ост».
* Наталия Трудова (Коваль)
Когда вы молитесь за человека, которого считаете своим врагом — меняется ваше отношение к этому человеку, он уже не чужой, не враг, вы радеете за него всем сердцем, переживаете. То, как относится к вам этот человек — его дело, его право, его выбор, за это он сам ответит. Но главное, что вы остаетесь с миром в сердце, с чистыми помыслами и не желаете никому зла.
С. Фетисов: Красивое рассуждение… Я и сам бы рад так думать. И думал ведь. Пока не осознал всё лукавство этих слов. Ну, никак, после событий «Норд-Оста», 11 сентября теперь не могу согласиться с вашими словами: «он уже не чужой, не враг, вы радеете за него всем сердцем, переживаете». Лукавство, демагогия всё это. Не хочу обманываться. Поверьте, матери Беслана, потерявшие своих детей на моей стороне!
Тем самым он хотел сказать что тот, кто возлюбил врага своего, в том вера настоящая, ибо легко любить любящих вас, в этом нет никакого труда и Бог вас за это не похвалит. Насчёт террористов, Иисус призывает любить врагов, но не призывает закрывать глаза на деяния их. Наоборот, он призывает обличать их. Как Иисус любил фарисеев, но всегда говорил им, что они из себя представляют.
Сергей Фетисов: Библия, давя на жалость, обращаясь к добрым сердцам людей всё время подчёркивает: «кто возлюбил врага своего, в том вера настоящая» и человеку искренне хочется иметь эту веру. И всё же, хотелось бы узнать у Heartless откуда он знает, что Иисус любил фарисеев, ведь в Библии об этом, как и о многом другом, нигде НЕ НАПИСАНО! Видимо, как раз Иисус знал, что красивые слова на бумаге и Жизнь не одно и тоже! Он, увидев зло, вышвырнул негодяев торговцев из храма. Так Иисус поступил по заповеди: «Кто не борется со злом, тот приумножает его».
Ничто не случайно. В самолёт с террористами просто так никто не попадёт. Значит, их путь закончился на этой Земле, как бы жестоко и цинично это ни звучало. Мыслить здесь нужно другими категориями совсем.
Да кто вам сказал, что нужно бороться с христианством? Поборитесь лучше с исламом, что там Пророк не по-вашему изрек, или индуистов доставайте.
С. Фетисов: Разве поиск Истины и желание человека разобраться это борьба с христианством? Зачем же нас Бог тогда сделал мыслящими существами? Сделал бы сразу всех запрограммированными роботами, которые действовали бы по заложенной программе. И всё, никаких вопросов. Но у меня они есть! И один из главных: можно ли вообще считать религии за Истину в последней инстанции? Последний вопрос особенно важен, тем более, если не путать духовность и религиозность!
легко сказка сказывается, да трудно дело делается, гладко было на бумаге, да забыли про овраги…
С. Фетисов: В том-то и дело – овраги… С этим я абсолютно согласен.
И хотя были уже знакомые: «Господь терпел и нам велел», «Это высота человеческой души»… стали попадаться и такие однозначные ответы: «Лукавит!».
И, наконец. Я знаю, как некоторые религиозные люди недоумевают, что некто ставит под сомнение правдивость Библии и берётся рассуждать об этом. Так же знаю, какими словами обычно при этом обзывают. Не обижайтесь — я просто воспользовался своим правом, которое мне (вроде бы) предоставляет конституция нашей (вроде бы как) демократической страны. Если я как-то задел ваши религиозные чувства — прошу у вас прощения,— будем считать, что через меня Господь испытывает силу вашей веры. Ведь кто-то должен и это делать. А то, как Господь узнает о том, как сильно вы в него верите и любите своих врагов? Так что не ругайте… ближнего своего (то есть меня), а возлюбите и скажите спасибо(г). Всего и вам Доброго!
Толкование Евангелия на каждый день года.
Суббота 1-й седмицы по Пятидесятнице
Сказал Господь: просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
«Просящему у тебя дай, – говорит Господь, – и от хотящего занять у тебя не отвращайся». Смотри на просящего у тебя как на того, кто дает тебе милость подать Самому Христу. Однако и дела милосердия должны быть растворены рассудительностью. Чтобы не получилось, что мы даем не желающим трудиться и недостойным то, что следовало бы дать нуждающимся. Слова, которые Бог говорит нам: «Просите, и дастся вам», мы должны быть готовы сказать нашим ближним.
«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». Величайший долг христианина – любить своих врагов. Мы должны иметь сострадание к ним, желать им добра и молиться за них. Мы не должны злословить их и отвечать оскорблениями на оскорбления. Если в наших устах закон добра, мы можем найти добрые слова к говорящим нам злые. Мы должны делать им добро, и это будет большим доказательством любви, чем все добрые слова. Мы должны молиться за обижающих нас и гонящих нас. Всякий раз, когда мы оказываемся в подобных обстоятельствах, нам дается возможность засвидетельствовать, что мы христиане не только по имени.
Невозможно жить по-евангельски, оставаясь только на естественном человеческом уровне. Господь требует от нас то, что превосходит естественные человеческие возможности. Если Христос говорит нам любить наших врагов, то это потому, что Бог первым возлюбил нас. Мы должны постоянно перечитывать эти слова апостола Павла из Послания к Римлянам: «Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» ( Рим. 6, 7–8 ). Когда мы предстоим перед трудной, по-человечески невозможной любовью, мы не можем уже оставаться только на плоскости психологии, социологии и даже морали. Мы должны поставить себя перед распятым Христом. Господь наш Иисус Христос, Сын Отца Небесного, восхотел высшего блага для тех, кто соделал Ему зло. Он пострадал и умер за всех людей – за тех, кто предал Его страданиям и смерти. Любовь к врагам может исходить только от Бога! И это то, что Бог не перестает делать, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над полями безбожников и гонителей так же, как над монастырскими садами. Всякий раз, когда мы видим солнечный свет и дождь, будем вспоминать слово Христово, что это Божие благословение всему миру. И пусть дары Божией щедрости к людям, восстающим на Бога, учат нас делать добро ненавидящим нас. Вот ответ на вопрос, как любить тех, кто не любит нас. Для этого надо увидеть, как Бог нас любит. Прощая без конца. Эту невозможную любовь к врагам Господь не смел бы требовать от нас, если бы Он Сам не явил ее: «Отче, прости им, не знают, что творят».
Чтобы стать христианином – Божиим человеком – надо идти до той любви, которая не есть просто взаимная любовь: «я люблю тебя, потому что ты любишь меня». Так поступают и язычники, говорит Христос. Он, Бог наш, перед абсолютным отвержением Его любви будет непоколебимо следовать абсолютной любви. Христианская любовь не может сводиться только к чувствам, влечениям, переживаниям. Господь не говорит ничего плохого об этой любви, в которой мы так нуждаемся. Кто может жить без нее? Господь только говорит, что на этом нельзя останавливаться. Потому что христианство – это больше чем человеческая доброта. Это очень серьезный вопрос, и мы должны часто задавать его себе: делаем ли мы что-нибудь людям больше, чем другие? Бог сделал для нас несравненно больше, чем для не знающих Его людей. Делаем ли мы большее, чем они, по отношению к другим? Любить тех, кто не любит нас, – уподобляться Богу. Творить добро тем, кто делает нам зло, – Божественная черта.
Что значит быть христианином? Это не значит просто ждать, когда осуществится Божий замысел о мире, и все заполнит Христова любовь. Это значит пытаться каждый день устремляться к этой любви. Речь не идет о добреньком морализаторстве для слабых, сентиментально настроенных людей. Мы – чада Отца Небесного, Который содержит в недрах Своей любви весь человеческий род – злых и добрых. Принося на Кресте молитву за всех, Христос воспринял от Отца власть дать нам эту заповедь.