Что значит любить ближнего своего
Что означает фраза Иисуса Христа «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»?
Основная Божья заповедь – это заповедь любви, без соблюдения которой, спасти собственную душу нельзя. Любить всем сердцем и душой нужно нашего Господа, а вот ближнего стоит возлюбить, как себя самого. Но прежде, чем говорить о любви к Господу и ближнему своему, все же стоит полюбить себя. Эта задача для многих является непростой и речь здесь вовсе не идет о самолюбии и эгоизме, ведь любовь должна быть чистой, искренней, светлой. Любовь к ближнему – это тоже мера проявления любви к Господу, поэтому любить, особенно если тебе сделали плохое, будет сложно, но с Божьей помощью это возможно, обретая большие духовные сокровища.
Толкование фразы «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»
Фраза «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» была ответом Иисуса иудейскому законнику (человек, занимающийся изучением Закона Божия), который хотел испытать Господа, спросив о наиболее значимой заповеди. Иисус сказал, что наибольшая заповедь заключается в любви к Богу, а вторая, подобная ей – любовь к ближнему. Когда же Господа спросили, кого можно считать ближним, Он рассказал притчу, дающую понять, что каждый человек является творением Господним, а значит, есть нашим ближним.
Если человек любит ближнего своего, то некоторой мерой проявляет эту же любовь к Творцу, а также себе самому. Значит, для выполнения заповеди Иисуса, вначале нужно разобраться с тем, как стоит любить себя самого, после чего можно начать с любовью относиться к окружающим. Любить самого себя – это не значит делать все, что хочется и пожелается, создавать идеальные условия и копить материальные богатства. Любить себя – не значит зарабатывать много денег и все их тратить в свое удовольствие, хотя такие действия для современного человека, являются логичными и правильными.
Настоящая любовь к самому себе, позволяющая полюбить ближнего и Господа, заключается в следующих моментах:
Если человек делает центром своей жизнь Господа, значит он любит себя, ведь желает спасти душу, а еще сможет возлюбить ближнего, понимая, что на, то есть Воля Божья и, это поможет спастись.
Жизнь для удовольствия физического и греховных развлечений – крайняя степень нелюбви и неуважения к себе. Поскольку человек создание Господа, то любовь к себе и ближнему он сможет проявить только в том случае, когда будет заботиться о душе и выполнять Божью Волю.
Как любить ближнего, чтобы это было угодно Господу?
Полюбить ближнего своего – это стать способным к сочувствию, сопереживанию, терпению и снисхождению к нему. Возлюбить ближнего – означает увидеть в нем образ и подобие самого Господа, по которому создан каждый человек. Возлюбить ближнего – означает найти необходимые слова, чтобы помочь ему стать на путь истинный и избавиться от недостатков.
Человек, который любит ближнего, никогда не поставит себя выше него, не будет смотреть на него свысока и никогда не подойдет на подлость, по отношению к другому. Проявление любви к ближнему своему – быть в общении с ним проще и скромнее. Невозможно любить только Бога, а ближнего не любить или наоборот, ведь два этих вида любви взаимосвязаны и по отдельности не существуют.
Конечно же, опять стоит сказать о необходимости любить себя, ведь без этого нельзя лучше относиться к людям. Чтобы полюбить себя и ближнего, человеку стоит сделать такие шаги:
Если человек не знает, с чего начать самосовершенствование и как стать на путь любви, стоит искренне помолиться к Господу, попросив Его помочь различить эгоизм и истинную любовь, а также не сбиться с пути, двигаясь к своей цели.
Любовь к Господу себе и ближнему – это взаимосвязанные вещи, взаимодополняющие друг друга. Испытав истинную христианскую любовь, можно сделать свою жизнь намного проще и избавиться от многих греховных привычек.
Возлюби ближнего, как самого себя
Тема не нова. Эти слова слышали, наверное, все….и сами их произносили
( обдумывали) в различных жизненных ситуациях…
Любить, как самого себя….А если человек себя не любит. А если он любит грехи и вожделения свои, то любит ли он себя.
ЧТО такое любить себя. —
Наверняка, Бог имеет ввиду ту любовь, которая не делает зла (т.е грехов), ибо остальное – это уже не любовь, а только её пародия. или слабое подобие.
Ибо Бог есть Любовь. А Бог – безгрешен, в Нём нет Греха и Зла.
Поэтому «любить себя» – это не делать себе зла. это жить в послушании Богу и Его Законам, а значит, любить Бога.
Ведь, если ты НЕ слушаешь своих земных маму или папу (когда они учат тебя добру и предостерегают от зла), значит, ты НЕ любишь родителей, но любишь своё эго, своё зло.
Именно поэтому Первой Заповедью Божьей провозглашена любовь к Богу.
(Мф. 22:37):
«Иисус сказал ему: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь.»
И только затем ОН назвал Вторую Заповедь
– «39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;»
Христос назвал Вторую Заповедь «подобной Первой» потомУ, что без любви к Богу, вторая Заповедь НЕ исполнима по существу…ибо не может человек истинно любить себя и ближнего, не любя Бога.
Например, человек – пьяница и блудник, потерявший совесть. совращает малолеток…в квартире устроил притон…
Он давно перешёл все нормы морали, но ему кажется, что он любит себя, потому что позволяет себе всё, что его душа пожелает….
Для него понятие «возлюби ближнего, как самого себя» будет означать то, что он с желанием будет угощать и спаивать всех, кто имеет с ним отношения…
всё, что он считает правильным, он станет распространять и на других….—если ему плевать, ел он сегодня или нет, он и про детей своих не вспомнит (голодны ли они)…если он мыться не любит, он и других немытыми «любить будет»…если ему не составляет труда украсть или побить кого-то ради своих интересов, то и других он не осудит за подобное….
НО их «любовь к ближнему» – это поддержка тех, кто поможет славить их имя, кто сам живёт, не зная Бога, но поклоняется кумирам,…кто делает с ними одно дело – дело развращения и осквернения народа…
ПО СЕБЕ все и будут «любить» других…то есть любить в ближних тО, что любят в себе…оправдывать тО, что оправдывают в себе…, защищать в других то, в чём себя хотят защитить….
Только тот, кто понимает, что без истинной любви к Богу невозможна истинная любовь к ближнему, только тот и способен исполнить вторую Заповедь, т.е любить ближнего в истине.
Это понимал и Апостол Павел, которому Духом Святым Господь открывал Знание от Бога.
Римлянам 13 гл:
«9 Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя.
10 Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.»
Итак, мы ещё раз убеждаемся в том, что исполнение Заповедей – это есть любовь к себе (через любовь к Богу), и это одновременно есть любовь к ближнему…—
Потому что если ты живёшь по Божьи, то ты ни себе, ни другим зла не делаешь, а, значит, имеешь в сердце истинную любовь.
Ведь, написано: Бог есть Любовь.
1 Иоанна 4 гл:
«мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в неё. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём»
Чтобы пребывать в Любви, самое первое, что необходимо человеку, это осознать себя великим грешником…совершить истинное покаяние и отвержение своих грехов во имя Спасителя Христа.
А когда Дух Святой начнёт очищать душу человека и преображать его разум через пробужденный дух, совесть, мысли, чувства, обращаясь к человеку через Слово Господа…
ТОЛЬКО тогда человек начинает обретать Любовь Бога в своём сердце.
В Евангелии от Луки, 10 гл мы находим разговор Христа с законником, который спросил Господа:« Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?»
«26 Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?
27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
28 Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.»
Тогда законник спросил: « А КТО мой ближний?»….
На этот вопрос Христос рассказал притчу о том, как некого человека избили разбойники, бросили истекать кровью и ушли….
Мимо него прошли священник и левит…и не помогли ему….
А «простой» самарянин « перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём..»
Говоря эту притчу,Господь разговаривал с законником, т.е как раз тЕм человеком, который на словах был правильным, а на деле, видимо, не жил так, как знал….
КАК это понять. Приведу пример…. – собрания, которые никогда не забывают проводить ритуал «причастия»….решили, что в день «причастия» они так же должны исполнять ритуал омовения ног друг другу, тем самым, являя, якобы, любовь к ближнему и обретая смирение души..
——— но люди не понимают, что Христос, умыв ноги ученикам ( В предпасхальную Вечерю) и сказав:
«14 Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.
15 Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам…»
————— Имел ВВИДУ НЕ РИТУАЛ….
Вот ещё одно замечание…— Часто люди в церкви любят обниматься и целоваться при встрече и расставании, считая это проявлением любви….
На самом деле эти поцелуи чаще всего наиграны, идут от сиюминутных эмоций и эйфории…и никакую любовь они доказывать не могут..
Мы знаем, что в мире тоже принято между людьми целоваться при встречах…сейчас вот даже обнимаются и целуются при встречах все бывшие жёны одного общего мужа…показывая, что вот так цивильно они любят его и его бывших жён..
но это ложь, лицемерие,показуха, развращающая миллионы…
ибо нет у них любви Христовой. блудники и есть блудники….страсти и есть страсти…пиар и есть пиар….душевный комфорт взаимовыгодных отношений шоу-бизнеса – это не любовь, но корысть…
На самом деле «новенькая» была в «эйфории» от радости «христианского застолья», улыбок, песен и молитв…благожелательности…
она не видела раньше такого трезвого добропорядочного общения…благожелательности к себе. поэтому готова была всех расцеловать…
А до этого, возможно, она целовалась с другими при встречах без всяких «комплексов» ведь, есть люди, которым целоваться с кем-то, как «глазом моргнуть….»
Когда моя дочь разносит пенсии пенсионерам, они тоже «лезут» к ней с объятьями и поцелуями только за то, что она принесла их желанные тысячи…..
Мне такое проявление «любви» в церквях претит, ибо оно достаточно показушно и лицемерно…в памяти ещё «свежо» воспоминание того, как Леонид Ильич встречал и провожал своих гостей долгим поцелуем в губы и смотреть на это было отвратительно!
Поэтому не нужно винить себя и находить отсутствие любви в себе, если вам кого-то не хочется целовать в собрании верующих..….
А ПОЧЕМУ этого должно хотеться. —Всё-таки, поцелуй – это «нЕчто интимное».
К ЧЕМУ христианам в наш очень «развращённый век» такие обычаи?!
Если же мы будем потакать грехам других. закрывать на них глаза. льстить. угождать чьим-то амбициям. защищать неправых. стоять не за истину, а за лжеучителей…выполнять «правило на правило»….жить только указаниями власть держащих, а не Духа Святого….ТО
тем самым мы и себе делаем зло и тем, с кем мы так обращаемся….они при нашем попустительстве ещё больше отойдут от истины- Христа….и «возвратятся на свою блевотину»…………….
Многие христиане считают, что мы должны друг к другу (в собрании) испытывать чуть ли не родственные чувства…мол, братья, ведь, сёстры…
На самом деле мы – братья и сёстры во Христе…то есть наше РОДСТВО вО Христе – это вера во Христа, обретение жизни духа по Господним Заповедям..в свободе от всех неправд мира….это нас объединяет…сближает и создаёт общность интересов, целей и желаний…
НО это не означает, что мы все должны испытывать друг к другу какие-то личные привязанности, влюблённости, глубокое родство душ и пр….
Все люди имеют свою душу, свой уровень познания Бога, свои привычки, своё прежнее воспитание, свои несовершенства….
Как нельзя заставить человека любить кого-то без его внутреннего на то движения души….так и в собрании верующих мы не можем испытывать ко всем одинаковые чувства и симпатии…
Это не значит, что мы должны кого-то ненавидеть или не терпеть….——
(Хотя и такое возможно, когда братья только называются братьями, а сами живут во грехах…и довольны собой… когда они наглы и напыщенны… А меняться не желают…)
О таковых Ап. Павел сказал так:
1 К Коринфянам 5 гл, 11:
«я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе….. Итак, извергните развращенного из среды вас….»
—————————
Православная Жизнь
«Возлюби ближнего, как самого себя». Как мы понимаем эту фразу?
Давайте задумаемся над этими, казалось бы, очень простыми словами: любить ближнего, как самого себя. И здесь стоит задать вопрос самим себе: а как мы себя-то любим? В чем выражается эта любовь? Что сможем дать ближнему с оглядкой на самих себя?
И это вопрос непраздный. Ведь по факту может оказаться, что любить ближнего, как самого себя — это предоставить ему возможность потворствовать своим страстям, как телесным, так и душевным. Потому что для очень многих любовь к себе проявляется именно таким образом. Ведь что есть себялюбие, как не потворство собственным греховным желаниям?
Очевидно, под словами Христа «возлюби… как самого себя» имеется в виду не себялюбие, а что-то другое.
Проблема многих наших единоверцев в том, что они не умеют по-настоящему любить себя, не имеют достоинства, не уважают себя, а прежде всего — не уважают в себе образ Божий.
Мы созданы по образу Господа, и наша жизненная цель — стать Его подобием. Очиститься от страстей, подчинить себе все свои потребности, как телесные, так и душевные, и возрастать в любви.
Если мы этого не делаем, если медленно каждый день убиваем свою душу грехами, а тело разрушаем страстями, это не любовь к себе. Это ненависть. Так сможем ли мы после этого всего возлюбить ближнего?
Потому-то среди нас так много непонимания, неприятия, споров, обид, зависти, обмана, слез и злобы. Все это плоды ненависти к себе, к ближнему и, как следствие, к Богу.
Только когда осознаем, что и мы, и наши ближние есть образ Господа, только когда начнем этот образ ценить и беречь, тогда сможем полюбить по-настоящему и себя, и ближних, и Бога.
Что значит: «люби ближнего своего»
Представьте себе: на улице вы увидели, как с каким-то человеком стало плохо или, допустим, к нему пристают негодяи, но вы прошли мимо как ни в чем не бывало – а потом вдруг выясняется, что это был ваш родственник или близкий человек, которого вы просто в тот момент не узнали. Уж как тогда будет стыдно! Суть же этого примера заключается в том, что к другим надо относиться так, как если бы это были близкие нам люди.
Девочка со спичками. Иллюстрация к сказке |
В сказке Андерсена «Девочка со спичками» рассказывается про девочку, которая пыталась согреть себя, зажигая спички одну за другой. И с каждой вспышкой ей в ее детском воображении представлялись удивительные картины: теплая печь с блестящими медными шариками и заслонками, жирный новогодний гусь, который поднимается с тарелки и идет к ней, новогодняя елка с игрушками, покойная бабушка – так вплоть до того момента, пока она не замерзла. Ей всего лишь надо было обогреться, а никто не пришел на помощь. У Достоевского есть, кстати, очень похожий рассказ – «Мальчик у Христа на елке»: ребенок замерз, потому что холоден мир людей. Но ведь эти два литературных персонажа – отражение наших реалий, того жестокого отношения к ближним, которое рождается в эгоистичном и безжалостном сердце.
Люди еще бывают способны к героизму и самоотверженной помощи в исключительных обстоятельствах. Помню, как вместе с близким священником, отцом Сергием, и его тремя детьми мы ездили на святой источник в Малинники. На обратном пути, переезжая через железнодорожные пути, машина батюшки заглохла, и тут же закрылся шлагбаум, трезвоня о приближающемся поезде. Автомобиль категорически отказывался заводиться, времени на спасение оставалось не очень-то много. Возле шлагбаума стояли еще две машины, из которых сразу же вышли люди и помогли нам вывезти автомобиль с путей.
Если бы мы были так же внимательны друг к другу в своей будничной жизни! Собственно, христианство призвано преображать наши будни, и Христос проповедовал Евангелие, чтобы оно было реализовано не где-то в экстремальных ситуациях или на войне, куда далеко не всем нам дается попасть, а в наших буднях, в повседневном общении с ближними.
«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13: 34), – вот слова Спасителя. Конечно, и в Ветхом Завете Господь повелевал любить ближних (см.: Лев. 19: 18, 34). Да и сама наша совесть, данная нам Богом, всегда свидетельствует о необходимости любви. Тем не менее, придя на землю, Господь обрел эту заповедь совсем забытой. Забываем ее и мы. Она и для нас, эта заповедь, всегда новая.
Любовь, принесенная в мир Христом, имеет и действительно новый, более возвышенный смысл – это любовь по примеру Самого Христа, жизнь свою полагающая за ближних.
Все мы, конечно, хотим, чтобы другие люди поступали с нами хорошо: были бы к нам добры, приветливы и услужливы. Вот именно так поступать с другими людьми призывает нас Спаситель: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7: 12). Поэтому перед каждым своим поступком стоит подумать: я хочу сделать для другого человека то и то, а приятно ли было бы, если бы кто-то это сделал мне? Если сердце подскажет «да», тогда нужно делать, если же «нет», следует воздержаться.
А хотите определить, есть ли у вас любовь к вашему ближнему? Если у вас есть что-то очень нужное вам, и, когда это понадобится вашему ближнему, вы с радостью предложите ему, не ожидая взамен чего-либо, то вы любите ближнего. Причем это относится не только к какому-нибудь предмету, но и к самому времени, которого всем так не хватает и которым, конечно, всегда пожертвуешь ради того, кого любишь.
Вот история из жизни знакомых людей. Светлана Н., добрая, отзывчивая женщина, работала завучем в престижном образовательном центре. Ее брат, увлекшись идеалами золотого тельца, допустил серьезные просчеты, не рассчитал свои коммерческие возможности и разорился. К тому же он взял под кредит иномарку баснословной цены. Пропустив положенный в договоре срок, он непомерно увеличил свой долг и оказался в кабальной зависимости. Светлана недавно по состоянию своего здоровья уволилась, средств к заработку не было, и, чтобы спасти брата, она продала собственную квартиру. Долги брата оказались покрыты, но сама Светлана уже вынуждена жить в крайне стесненных условиях.
Конечно, хотелось бы видеть, что Господь воздает за подобные жертвы благополучием и во внешней жизни. Но с позиций духовного мира, не внешняя жизнь имеет первостепенную ценность. По крайней мере, совершенно верно то, что люди безжертвенные носят в самих себе мучение, а жертвенным людям Бог подает утешение, причем утешение куда большее, чем иномарка, взятая под кабальный кредит.
Милосердный самарянин |
Подлинная любовь к ближнему познается по той внутренней боли, которая является в сердце, когда мы узнали о скорби ближнего. Отсутствие любви проявляет себя в равнодушии – этой тишине мрачного омута, поглощающего живые и чистые чувства. Если ваш ближний заболел и вы почувствовали скорбь как за себя самого, то вы любите ближнего. Если вы узнали, что у другого человека беда, и тут же подумали, что предпринять для помощи ему, то вы не лишены христианских чувств. Но если, услышав о случившейся неприятности, вы подумали: «Хорошо, что меня в тот момент рядом не было, чтобы нести его тягости», – значит, вы далеки от любви.
Вместе с тем любовь – это не только когда ты сострадаешь скорбящему, но и когда ты радуешься чужой радости. Увы, есть люди, которые готовы попереживать, услышав о бедствии ближнего: «Ой, уж и как тебе тяжело, и как мне тебя жалко-то». Но стоит им услышать о его благополучии, как их лица бледнеют, а сердца наполняются возмущением: «Так вот ты какой». Народная мудрость по этому поводу создала афоризм: трудно прощать чужие недостатки, но еще труднее прощать чужие достоинства.
Допустим, если я слышу, что кому-то дали литературную премию, и с досадой думаю: «А почему не мне?», то это уже эгоизм. Если же, услышав от близкого мне писателя, что он победил в международном конкурсе, я порадовался за него, то, стало быть, и я, слава Богу, не лишен, пусть и малой, крупицы любви. «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим. 12: 15), – говорил святой апостол Павел.
Понаблюдайте за собой, и вы точно поставите диагноз своим собственным внутренним чувствам. Суть же сказанного такова: радость о чужой радости есть верный признак любви к нашему ближнему.
Как еще заметить в себе христианское отношение к ближним? Если вы порадовались о ближнем, что ему, в отличие от вас, скажем, существенно повысили зарплату, что у него наступил в жизни успех, тогда как у вас неприятности, и вы прославили Бога за ближнего своего, то это, можно сказать, первые ростки христианской любви в вашей душе.
Напротив, отсутствие любви к ближним очень хорошо определяется по наличию в душе зависти. Зависть – всегда внутренний бунт: почему другой получил то, чего я не имею? Зависть – это самое очевидное, наглядное выражение эгоизма: всё только мне, а другим ничего. Так согрешил первый ангел, обладавший высочайшим могуществом и славой, но позавидовавший славе Творца и из-за этого всё потерявший. Так постоянно грешат и люди, думая, что кому-то лучше, чем им. В конечном итоге зависть есть самоуничтожение, ибо зависть – это неудовлетворенность заботой Божией о тебе и протест против того реального места, на которое Господь поставил тебя в твоей жизни. Потому среди десяти заповедей последняя направлена как раз против зависти: «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего» (Втор. 5: 21). Итак, зависть – самая наглядная противоположность любви.
Без любви к ближнему невозможно любить Бога, «ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4: 20). А без любви к Богу невозможно спасение.
Значит, кто не любит ближних, тот человек погибший?
|
Авва Дорофей |
Не будем отчаиваться. По крайней мере, если любви нет, ее можно взращивать. Каким же образом? Это объясняет преподобный авва Дорофей: «Спаситель говорит: “Возлюби ближнего твоего, как самого себя” (Мф. 22: 39). Не обращай внимания на то, как далеко ты отстоишь от этой добродетели, чтобы не начать ужасаться и говорить: “Как можно возлюбить ближнего, как самого себя? Могу ли я заботиться о его скорбях, как о своих собственных, и особенно о скрытых в его сердце, которых не вижу и не знаю, как свои?” Не увлекайся такими размышлениями и не думай, чтобы добродетель превышала твои силы и была неисполнима. Но положи начало с верою в Бога, покажи Ему твое произволение и старание – тогда увидишь помощь, которую Он подаст тебе для совершения добродетели. Представь себе две лестницы: одна возводит вверх на Небо, другая низводит в ад, а ты стоишь на земле между ними. Не думай и не говори: “Как я могу взлететь от земли и очутиться вдруг на Небе. ” Это, конечно, невозможно, да и Бог не требует этого от тебя, но берегись, чтобы не сойти вниз. Не делай зла ближнему, не огорчай его, не клевещи, не злословь, не уничижай, не укоряй. А позже начнешь мало-помалу и добро делать брату своему, утешая его словами, сострадая ему или давая ему то, в чем он нуждается. И так, поднимаясь с одной ступени на другую, достигнешь с помощью Божией и верха лестницы. Ибо мало-помалу, помогая ближнему, ты дойдешь до того, что станешь желать и пользы его, как своей собственной, и его успеха, как своего собственного. Это значит возлюбить ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22: 39)».
Собственно, путь христианской жизни к этому и ведет, и автор не раз видел, как люди, ранее холодные, жесткие сердцем и беспринципные, воцерковляясь, изменялись даже лицом – в их глазах появлялись добро и любовь. А преподобный Макарий Великий объяснял это так: «Как пчела незаметно для людей строит соты в улье, так и благодать тайно созидает свою любовь в сердце человека, изменяя горечь в сладость, а жестокое сердце – в доброе. И как мастер по серебру, делая резьбу на блюде, постепенно покрывает его узорами и только после окончания своей работы показывает свою работу во всей ее красе – так и истинный Художник – Господь – украшает резьбой сердца наши и таинственно обновляет их, пока мы не переселимся из нашего тела, и тогда обнаружится красота нашей души».
Вот почему в жизни каждого из нас так важна аскеза, внутренняя работа над собой. Бог смотрит, прежде всего, на сердце человеческое, и значит, важно уделить внимание внутреннему очищению, чтобы в глубинах нашей души не затаились гордость, своенравие, жестокосердие и чтобы злые, нечистые мысли, словно разъяренные псы, не грызли наше собственное сердце. По внешнему виду мы все добропорядочны и вряд ли похожи на откровенных преступников, но в своей подлинной сути человек таков, каким он является, прежде всего, в своем сердце. Поэтому надо честно всматриваться в глубины собственной души, дабы увидеть тех внутренних церберов, которые превращают нашу душу в мрачный аид. А церберы эти проявляются в нас, когда мы общаемся с ближними.
Освобождая душу от оков страстей, мы освобождаем в сердце место для любви. Чистое сердце относится и к ближним чисто. Когда преодолено себялюбие, только тогда и возможна любовь к другим.