Что значит луна и звезда в исламе
Почему символом ислама является полумесяц со звездой
Когда наши современники описывают духовное противостояние христианства и ислама, они обычно говорят о борьбе креста с полумесяцем. И мало кто знает, что эти религиозные символы имеют общую историю. На заре нашей цивилизации они обозначали божественный союз двух противоположных начал. Сейчас изображение полумесяца со звездой прочно ассоциируется в обществе с мусульманской религией.
Как передает Day.Az, об этом пишет russian7.ru.
Языческие времена
На флагах многих стран, в которых большинство населения исповедует ислам, красуется стилизованный образ ночного светила. Изображение молодого месяца имеет оккультный смысл. С древнейших времен люди видели в нем символ возрождения и трансформации мира. Немало мифов связано с лунным циклом, когда ночное светило появляется на небе, достигает состояния идеального круга, а затем опять исчезает, чтобы вернуться обновленным.
Языческие божества многих народов делятся на носителей солнечной и лунной энергии. Достаточно вспомнить о греческой богине Диане или ее карфагенской «коллеге» по имени Танит. Еще в храмах Древнего Египта полумесяц и солнце часто изображали вместе, чтобы подчеркнуть единство Дня и Ночи, союз двух противоположностей. Сознание людей тогда не было разделено, они не считали, что поклонение одному божественному началу означает отказ от другого.
Древние шумеры называли полумесяц символом бога Сина. Доктор исторических наук Валерий Иванович Гуляев в своей книге «Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории» привел описание каменной стелы, посвященной восшествию на престол царя Ур-Намму, который правил около 2109-2098 гг. до нашей эры. Неизвестные мастера вырезали вверху стелы изображение полумесяца и звезды с 12 лучами, которая символизировала солнце.
Таким образом, первый представитель III династии, происходившей из города Ура, хотел заявить о легитимности своей власти над Шумером и Аккадом, доставшейся ему в непростой борьбе. Согласно вышеупомянутой каменной стеле, восшествие Ур-Намму на престол приветствуют и Солнце, и Луна. То есть изначально многолучевая звезда, расположенная рядом с полумесяцем, символизировала дневное светило.
По всей Евразии
Такое изображение можно увидеть на храмах, монетах, царских коронах и печатях большинства стран древности, расположенных как в Азии, так и в Европе. Как и древние шумеры, жители многих государств считали этот символ обозначением царской власти, поддерживаемой высшими силами. Данный знак стал ассоциироваться с божественным благословением, ведь в сознании язычников нет никого выше персонифицированных Солнца и Луны.
Затем в христианских странах древний знак претерпел существенные изменения, место солнца занял крест, а изображение молодой луны либо пропало, либо сохранилось как некий элемент декора. Например, внизу православных крестов, которые устанавливают на церквях, до сих пор можно увидеть полумесяц. Это удивляет большинство наших современников, ведь мало кто слышал об исходном значении данного символа, который был переосмыслен христианами.
Династии Сасанидов и Османов
Полумесяц со звездой стал ассоциироваться в массовом сознании с мусульманской религией лишь в последние столетия. К такому выводу пришел известный советский востоковед Василий Владимирович Бартольд в своей научной работе «К вопросу о полумесяце как символе ислама», которая была опубликована в 6 томе его «Сочинений».
Поскольку молодой месяц был официальным символом династии Сасанидов, правившей Персидской империей в III-VII веках, появление данного знака на культовых сооружениях доисламского периода было данью правителям, оплатившим строительство. Некоторые вассалы Сасанидов использовали символ своих сюзеренов для обозначения личной лояльности и преданности правителям империи.
Известно, что древнегреческая богиня лунного света Геката считалась покровительницей Константинополя, поэтому полумесяц занимал свое законное место на гербе столицы Византии. После завоевания этого города турками в 1453 году, династия Османов стала использовать символ Константинополя как свой геральдический знак, а город был переименован в Стамбул. На это указал и В. В. Бартольд.
А мы знаем, что первый из Туркестанских походов русской армии начался в 1847 году. То есть как минимум до середины XIX века в Средней Азии не считали полумесяц со звездой символом мусульманской религии.
Но династический знак правителей Османской империи с течением времени стал противопоставляться христианскому кресту. Это не удивительно, ведь между странами, жители которых придерживались разных религий, часто возникали войны «за веру». Религиозное противостояние не утихает и в наше время.
Крест и полумесяц
Многие исследователи выдвигают самые разные, спорные и противоречивые версии происхождения мусульманского символа. Некоторые даже заявляют о единстве креста и полумесяца, основываясь на древних языческих знаках Дня и Ночи.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Прогуливаясь по отелю в Турции взгляд упал на вот такую скульптурку и я сначала поймал себя на мысли, что где то уже это видел. Ба-а-а-а! Так это же звезды на московских высотках! Ну разве не похжи? Потом вспоминаю, что я в мусульманской стране и это вроде как их символы. Покажется же такое.
Однако больше почитав про эти символы полумесяца и звезды оказалось, что ислам к ним и они к исламу относятся не так уж и однозначно.
В ранней мусульманской общине этого символа не было. Во времена пророка Мухаммада исламские войска и караваны в целях идентификации использовали простые одноцветные флаги (как правило чёрный, зелёный или белый). В более позднее время мусульманские лидеры предпочитали использовать простой чёрный, белый или зелёный флаг без надписей, знаков или каких-либо символов
Согласно легенде, Осман (правитель небольшого княжества на территории Малой Азии) в 1299 году увидел во сне полумесяц, простирающийся от одного конца земли до другого. Властитель принял сон за доброе предзнаменование и сделал полумесяц символом своей династии. Сон действительно был в руку – потомки Османа создали огромную державу и стали не только великими владыками, но и духовными вождями мусульманского мира – халифами. Символика образа полумесяца со звездой имеет богатую историю. Этот мусульманский знак на самом деле старше Ислама на несколько тысячелетий. Большинство источников сходятся на том, что древний астрономический символ использовался народами при поклонении Луне, Солнцу и небесным божествам. Также есть сведения о том, что полумесяц и звезда были символами греческой богини Дианы или карфагенской богини Танит.
Полумесяц издавна считался символом города Византия (впоследствии Константинополь и Стамбул). По одним данным, его приняли в честь богини Дианы, по другим – в честь сражения с армией македонского царя Филиппа II, произошедшего в 340 году до н.э. Македонцы хотели взять город наземным штурмом и начали атаку ночью, однако яркая луна выдала нападавших, и эффект неожиданности не сработал. Ликующие горожане восхваляли покровительницу Византии – Гекату, богиню лунного света. В ее честь стали выпускать монеты с изображением символов ночи. Полумесяц оставался символом города и в 330 году н.э., когда город захватили турки-османы. Так древнегреческий языческий знак, бывший на протяжении тысячелетий символом столицы мира христиан, стал ассоциироваться с Исламом и мусульманской культурой.
Постепенно мусульманские символы (полумесяц и звезда) получили широкое распространение: они стали украшать флаги исламских государств, мечети, почтовые марки и т.д. Однако все же это по-прежнему знаки османской династии, а не самой исламской религии.
Почему полумесяц стал символом ислама
На флаге многих мусульманских государств на фоне различных цветов изображён полумесяц с пятиконечной звездой. Кроме того, на минаретах мечетей также устанавливается полумесяц, указывающий направление в сторону киблы (Каабы). Эти и многие другие факторы привели к тому, что этот знак начал ассоциироваться как элемент ислама. Так ли это на самом деле и какое отношение имеет данный символ к религии Аллаха?
Во времена Заключительного Божьего посланника Мухаммада (с.г.в.) и праведного халифата мусульмане не использовали никакие особенные знаки как свои отличительные символы. В качестве боевых знамён применялись однотонные полотна зелёного, белого или чёрного цвета. В Священном Писании и Пречистой сунне тоже не указывается на необходимость использования какой-либо символики. Так каким же образом полумесяц стал отличительным знаком мусульманского мира?
История происхождения
Сегодня существует множество различных версий появления этого символа у мусульман. Наиболее распространённая из них гласит о том, что мусульмане переняли полумесяц у византийцев, почитавших луну.
Дело в том, что в 4 веке до нашей эры армия Филиппа II Македонского – отца Александра Македонского намеревалась захватить город Византий (Константинополь). Македонцы хотели взять крепость в тёмное время суток, сделав ставку на неожиданность атаки. Однако в ту ночь луна светила очень ярко, в результате чего македонцы были замечены, и их план провалился. Византийцы праздновали победу и благодарили свою богиню луны – Гекату. С тех пор символом Византии был признан полумесяц, который они активно использовали на своих штандартах.
В 1453 году армия Османской империи во главе с султаном Мехмедом II Завоевателем взяла штурмом город Константинополь – столицу Византийской империи, и она прекратила своё существование. Турки, как утверждает легенда, после победы переняли этот символ у местного населения и стали активно использовать его на своих знамёнах и штандартах.
Другая версия гласит, что основатель Османской империи – султан Осман I увидел во сне, как полумесяц освятил все соседние земли. Этот сон он воспринял как знак свыше. Осман растолковал своё сновидение в качестве предзнаменования захвата обширных территорий его потомками. Именно поэтому султан решил сделать полумесяц символом своей династии.
Согласно ещё одной теории султан Мурад II – отец Мехмеда Завоевателя (по другой версии – султан Селим I Грозный, отец Сулеймана Великолепного), прогуливаясь по полю после сражения, увидел отражение молодой луны в большой луже крови. Эта картина настолько впечатлила османского правителя, что он решил придать полумесяцу статус официального символа правящей династии.
Именно от турок пошло распространение изображения лунного серпа по всему исламскому миру. Ведь на протяжении многих веков Османская империя контролировала большинство современных мусульманских государств.
Отношение мусульманских учёных
Подавляющее большинство богословов утверждают, что полумесяц и звезда не имеют никакого отношения к исламу. Ни в Священном Коране, ни в Пречистой сунне не содержится никаких рекомендаций относительно почитания этот символа. Кроме того, первые мусульмане также не считали ночные светила своими знаковыми атрибутами.
По мнению этих алимов, данный символ скорее элемент турецкой культуры и истории, но никак не ислама. Поэтому носить его на шее, полагая, что он сможет уберечь и защитить, не дозволяется.
Но некоторые учёные всё же усматривают связь этого символа с религией Аллаха. В частности, полумесяц, как утверждают они, – это символ почитания луны как основного инструмента летоисчисления у мусульман. Пятиконечная звезда же означает 5 столпов в религии Единобожия.
Таким образом, появление полумесяца в исламской культуре уходит корнями во времена Османской империи и относится, прежде всего, к традициям турецкого народа, а не к мусульманской религии в целом. Но это вовсе не означает, что мусульманам запрещено носить кулоны с полумесяцем или одежду с его изображением. В данном случае всё зависит от намерения. Если человек надевает полумесяц исключительно для красоты, то ничего порицаемого в этом нет. Если же он уверен, что исламский символ оберегает его, то такое деяние греховно и приравнивается к ширку, так как оберегать человека способен лишь один Всевышний.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Знак Ислама
Символы и знаки Ислама имеют в своей основе интересную предысторию. О том, как именно был введен в обиход знак Ислама в виде полумесяца и почему он прижился и стал ассоциироваться с мусульманской религией на протяжении многих веков во всем мире, рассказывает в своей книге шейх Абдуль-Хайй аль-Катани. В труде под названием «Ат-Таратибуль-идария» в главе «Вафиятуль-Асляф» есть сообщение о том, что установление знака Ислама в форме полумесяца над минаретом мечети – это бидъа, то есть новшество или нововведение, которое впервые было введено в практику, когда в Халифате правили Османиды, а они эту практику позаимствовали у византийских цезарей.
Как и большинство фундаментальных религий, исламская религия традиционно имеет свой знак Ислама – это полумесяц, и также звезду. Уже тысячу лет назад этот символ Ислама применялся при оформлении зданий и архитектурных сооружений мусульман.
История возникновения
Религиозного обоснования того, почему символ полумесяца в Исламе стал необходим в период Османской империи, не представлено, но часть ученых, исследовавших этот вопрос, считает, что это связано с тем, что мусульмане привержены лунному календарю. Существуют также мнение, что мусульмане выбрали полумесяц в качестве альтернативы кресту, когда завоевывали христианские территории, где повсюду возвышались кресты. Благодаря такому крашению здания мечетей и прочие мусульманские постройки стало возможным выделять среди остальных сооружений архитектуры.
История использования знака Ислама восходит к пятнадцатому веку, времени правления султана Мухаммеда II, который, готовясь к штурму столицы Византии Константинополя, увидел в небе перевернутый полумесяц и рядом с ним звезду. Султану показалось, что в этом знаке таится доброе предзнаменование, и он связал с его появлением свою победу в этот день, когда штурм города окончился успехом.
Османы и символ полумесяца
Относительно этого знака среди исторических обоснований чаще всего приводят историю, связанную с Османом, который в 1299 году был князем одного очень маленького государства в Малой Азии. Осману приснился сон, в котором он увидел серп Луны, распростершийся над землей с одного конца в другой. Осману показалось это добрым предзнаменованием, и он взял полумесяц за символ своей династии. Потомки Османа стали основателями огромной державы, и сон его сбылся – Османы прославились как величайшие владыки и мусульманские халифы, за всю исламскую и мировую историю.
Завоевав Константинополь в 1453 году, Османы заимствовали у города его символ – сочетание звезды и полумесяца, и со временем оно стало символизироваться с военными победами Османов. На всем протяжении истории Ислама полумесяц со звездой стал использоваться и как знак мусульманских культурных достижений, а постепенно стал восприниматься как символ самого Ислама.
Османская империя стояла во главе мусульманского мира на протяжении нескольких сотен лет, и постепенно символ Османов в виде полумесяца со звездой стал восприниматься как знак всего Ислама и его приверженцев.
Знак полумесяца в современном мире
В современном мусульманском мире знак Ислама в форме полумесяца и звезды мусульмане носят в качестве подвески на цепочке, но не стоит придавать такой подвеске какой-то сакральный смысл, поскольку она не является ни идентификацией религиозной принадлежности хозяина, ни аналогом подобных знаков, используемых в других религиях – креста в христианской религии.
С течением времени значение символа неоднократно претерпевало изменения. Он ассоциировался с изобилием, богатством и могуществом верховной власти, постепенно перейдя на флаги и гербы многих мусульманских государств. Сейчас его можно встретить на флагах Пакистана, Мавритании, Турции, Алжира, Туркменистана, Коморских островов, Турецкой республики Северного Кипра, Туниса, Мальдивской республики, Ливии, Узбекистана.
В двадцатом веке связь данного символа укрепилась еще больше: в этот период по образцу Красного Креста был создан Красный Полумесяц.
Отношение мусульманских ученых
На заре Ислама не было каких-либо символов, которые были бы связаны с исламской религией – знамена Ислама были преимущественно чисто белого цвета, зеленые или черные, когда жил Пророк Мухаммад ﷺ, армии Ислама и караваны мусульман как отличительный знак применяли флаги черного, зеленого и белого цвета. Никаких указаний на то, что должен быть какой-то знак Ислама, не содержится в Священной Книге Коран и в Сунне Пророка ﷺ. Сама идея Ислама против любого проявления символизма, поскольку мусульмане считают исламскую религию универсальной и глобальной.
В Исламской религии запрещено создание культа и возведение в культ помимо Аллаха людей, животных или предметы. Цель Ислама – в избавлении людей от поклонения идолам и языческим традициям, поэтому и были низвергнуты аравийские и мекканские идолы и истуканы, чтобы научить людей отвергать все то, что примешивается к чистому единобожию. По Исламу, нельзя превращать во что-то священное какой-то определенный символ. Есть сферы, в которых нововведения являются запрещенными – это сфера нравственности, вероубеждения и Шариата, но в остальных аспектах жизни мусульманина можно допускать переосмысление и дальнейшее развитие, если оно необходимо, заимствовать чужое, даже если обоснования для этого в исламских текстах нет.
Полумесяц со звездой символом или знаком Ислама считать нельзя – это не имеет под собой никаких оснований и не было бы правильным. Но можно использовать такой знак как символ определенной династии или страны – в использовании в таком контексте противоречить Шариату не будет.
Мусульмане относятся к данному знаку довольно противоречиво, те мусульмане, которые разбираются в истории символики, не приемлют полумесяца, поскольку считают это проявлением язычества, памятуя о том, что его использовали древние народы в своих языческих верованиях.
Если человек незнакомый с мусульманами и мусульманской религией. задаст себе вопрос, что означает полумесяц у мусульман, который они вешают в виде кулона в автомобиль или в виде цепочки на грудь, перстней на пальцах, или используют в различных изобразительных искусствах, или на зданиях мечетей, то ответ заключается в том, что полумесяц со звездой или без нее по Исламу ничего не означает и не является его символом с канонической точки зрения. Однако данный знак является некой традицией и ассоциацией для некоторых мусульман и не мусульман к исламской религии. Среди мусульман немало и тех, кто даже отвергают данный знак как исламский, поскольку для них он напоминает языческий символ народов, живших в древности.
Знак полумесяца в других религиях
Данный знак появился на тысячелетия раньше, чем появился сам Ислам. Существуют исторические упоминания, что звезда и полумесяц были символами богини Дианы из греческой мифологии и богини Танит, которую почитали карфагенцы.
Этот знак можно встретить и на православных храмах: там они расположены в нижней части креста.
Из результатов всех этих исследований можно сделать вывод, что символ полумесяца и звезды – это результат смешения исламской традиции с теми верованиями, традициями и стереотипами, которые его окружали на всем протяжении его развития.
Полумесяц используется в индуизме, в религии с тысячелетней историей, и он является атрибутом бога Шивы, одного из верхних богов, у которого полумесяц украшал его прическу. В индуизме он ассоциируется с контролем над своим умом и своими ментальными процессами.
Древняя египетская богиня Иштар также ассоциировалась со знаком полумесяца, который в египетской мифологии символизировал рост и процветание.
У многих народов Азии был культ Луны еще в период язычества, а в античном мире этот символ появился во время греко-персидской войны.
Жители Тюркского каганата использовали такую символику очень широко: они изображали ее и на монетах, которые были в обращении.
Персидская империя Сасанидов применяла полумесяц в качестве своего одного из главных символов, украшая им даже короны своих правителей.
Полумесяц в архитектуре
Полумесяц отдельно или вместе со звездой, стали украшать на мечетях еще при Османском государстве, когда появилась необходимость дать символ в архитектуре, отличающий мусульманские строения от сооружений христианства. Практика украшения мечетей изображения месяца распространилась с течением времени, но никакого сакрального смысла этому знаку не придавали.
В архитектуре некоторых народов его использовали для того, чтобы зафиксировать время, когда было окончено строительство здания всей мечети или ее отдельных минаретов: в форме месяца фиксировали фазу Луны, на которую приходилось окончание строительства. Именно с этим связано то, что форма месяца и его поворот отличается на разных мечетях, а есть и такие архитектурные примеры, когда навершия выполнены в форме круга, то есть полной Луны.
В настоящий период времени такой символ применяется в геральдике не только исламских государств, но и на гербах и флагах западных стран: в геральдике Англии и Канады полумесяцем изображают второго сына или младшую линию.
Споры относительно знака Ислама не утихают, и по-прежнему есть те, кто принимает полумесяц как символ Ислама, и есть те, кто категорически не приемлет в Исламе какие-либо символы. Окончательное решение принимает для себя каждый мусульманин сам.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
Именем Бога Щадящего, Жалеющего
Традиционно общепринятым символом Ислама на сегодняшний день принято считать полумесяц. Ниже приведены факты и мнения, проливающие свет на то, чем на самом деле является символ полумесяца.
Являются ли полумесяц и звезда символами Ислама?
За долгую историю образ Ислама и мусульманское сознание смешалось с огромным количеством окружавших его норм, традиций и стереотипов. Одним из таких символов, плотно увязываемых с нашей религией, по утверждениям историков, является полумесяц и звезда.
Версии происхождения символа
Многие мусульмане сами пытаются найти объяснение символам полумесяца и звезды. Некоторые утверждают, что полумесяц связан с хиджрой вестника Мухаммада, когда он тайно покидал Мекку и отправлялся в Медину. По их словам, в эту ночь на небе был полумесяц. По другим версиям, полумесяц символизирует приверженность мусульман лунному календарю, а пятиконечная звезда – пять столпов Ислама или пять ежедневных молитв.
Однако все это далеко от истины. В мусульманском мире имеет хождение в качестве символа не только пятиконечная звезда, но и восьмиконечная, семиконечная и даже шестиконечная, которая совершенно несправедливо считается символом Иудаизма. Как заявляют мусульманские историки, символы полумесяца и звезды были известны человечеству за несколько тысяч лет до вестника Мухаммада. Точно проследить их происхождение затруднительно. Но большинство специалистов согласны с тем, что эти древние символы небесных светил почитались еще древними народами Центральной Азии и Сибири, поклонявшимися солнцу, луне и небу. Существуют также исторические свидетельства относительно того, что полумесяц и звезду использовали в античности для обозначения карфагенской богини Танит или греческой богини охоты Артемиды (в римском варианте – Дианы). Кроме того, еще до появления Христианства полумесяц своим символом приняла древняя Византия.
Этот город впоследствии получил название Константинополя, а после овладения им мусульманами – Стамбул. По некоторым сообщениям, полумесяц был выбран римлянами для Византии в честь богини Дианы. По другим данным, этот символ восходит к битве, в которой римляне победили готов в первый день лунного месяца.
Заимствование символа мусульманами
На данный счет существует легенда, согласно которой основатель Османской империи Осман увидел сон, в котором полумесяц простирался от одного конца земли до другого. Осман воспринял этот сон в качестве доброго предзнаменования, и решил сохранить полумесяц и сделать его символом своей династии. За сотни лет существования Империи в сознании мусульман и немусульман полумесяц начал устойчиво ассоциироваться с самим Исламом и его приверженцами. Хотя он был всего лишь символом османской династии, а никак не самой религии Единобожия.
Полумесяц в доисламской истории
Хорошо известен факт, что полумесяц был символом религии лунного бога, как в Аравии, так и всюду на Ближнем Востоке в доисламские времена. Археологи обнаружили многочисленные статуи и иероглифические надписи, в которых полумесяц был помещен на вершине головы божества, чтобы отобразить в символической форме культ лунного бога. Интересно, в то время как Луне поклонялись, как женскому божеству на всём Древнем Ближнем Востоке, арабы рассматривали её, как мужское божество. В Месопотамии Шумерскому богу Нанне, названному аккадцами «Син», поклонялись в особенности в Уре, где он был главным богом города, и также в городе Харран в Сирии, который имел близко религиозные связи с Уром. Тексты угаритов показали, что там лунному божеству поклонялись под именем Ур. На памятниках бог представлен символом полумесяца. В Хацоре, в Палестине в маленькой святыне ханнанеев позднего бронзового века была обнаружена стела из базальта, изображавшая две поднятые руки, как будто, в просьбе к полумесяцу, указывая на то, что святыня была посвящена лунному богу. Культ звездного божества, вместо Бога, был всегда искушением, перед которым стояли израильтяне. Не превыше ли небес Бог? (Иов 22:12).
Всюду на Ближнем Востоке археологи обнаружили храмы лунного бога. От гор Турции до плёсов Нила, самой широко распространенной религией древнего мира был культ лунного бога.
Шумеры, первая грамотная цивилизация, оставили множество глиняных табличек, описывающих их религиозные верования. Древние шумеры поклонялись лунному богу, который имел много различных имён. Самыми популярными были: Нана, Суен, и Асимбаббар. Их общим символом был полумесяц. Учитывая количество артефактов, относящихся к культу лунных богов, ясно, что это была доминирующая религия в Шумерии.
Культ лунного бога был самой популярной религией повсюду в древней Месопотамии. В древней Сирии и в Канне, лунный бог Син обычно изображался луной в ее возрастающей фазе. Иногда, полная луна помещалась внутри полумесяца, чтобы подчеркнуть все фазы луны. Богиня солнца Тне была женой Сина, а звезды были их дочерями. Например, Иштар была дочерью Сина.Фактически, всюду в древнем мире символ полумесяца может быть найден на оттисках, стелах, глиняной посуде, амулетах, глиняных табличках, цилиндрах, весах, сережках, стенных фресках, и так далее. В Тель-Эль-Обейде, был найден медный теленок с полумесяцем на лбу. В Уре, на стеле Ур-Намму поместили символ полумесяца над богами, потому что лунный бог был главой богов. И даже хлеб, напоминающий круассан, был испечен в форме полумесяца, как акт преданности лунному богу.
Жертвы лунному богу описаны в текстах Рас Шамры. В текстах угаритов, лунного бога иногда называли Кусу. В Персии, так же как в Египте, лунный бог изображен на стенных фресках и в заголовках уставов. По убеждению язычников, он был судьей людей и богов.
В 1950г. главный храм лунному богу был раскопан в Хацоре в Палестине. Были найдены два идола лунного бога. Каждый был статуей человека, сидящего на троне с полумесяцем, вырезанным в его груди. Сопровождающие надписи поясняют, что они были идолами лунного бога. Несколько найденных статуй меньшего размера, были идентифицированы по надписям на них, как дочери лунного бога. В 1940 г., археологи Г. Катон Томпсон и Карлтон С. Кун сделали несколько удивительных открытий в Аравии. Ими были собраны тысячи надписей со стен и скал. Были обнаружены барельефы и жертвенные чаши, используемые в культе «дочерей Бога». Эти три дочери иногда изображаются вместе с Богом, представленным над ними полумесяцем.
Когда другие жители аравийского полуострова – древние евреи, впадали в идолопоклонство, то это обычно был культ лунного бога. Во времена Ветхого Завета, Набонид, последний царь Вавилона, построил Тайму в Аравии, как центр культа лунного бога.
Современные исследования еврейского царства Хим’ар, находившегося на территории Саудовской Аравии, и покоренного в эпоху подъема Ислама, показывают, что полумесяц использовался и в древнееврейских культах.
Особенно часто он использовался идумеями, перешедшими в иудаизм. Ими проводились календарные расчеты, с помощью которых вычислялось новолуние (его изображали в виде полумесяца), о чем объявляли в храмах. Идумеи-прозелиты перенесли этот символ в Иорданию, а затем – на восток, в Саудовскую Аравию, куда их вытеснили римляне, вторгшиеся в 135 г.н.э. Царь-прозелит Йосеф дху Нувас был последним еврейским царем, правившим в Саудовской Аравии. Его войско было разгромлено во времена раннего Ислама.
Помимо перечисленных примеров лунной символики, нельзя не сказать и о мире исламского искусства, где полумесяц — неотъемлемая часть символики изображений, в том числе религиозных. Многочисленные исторические сведения о полумесяце в Исламе говорят о том, что это был не столько религиозный символ, сколько династический, а средневековые авторы чаще говорят о полумесяце на знамёнах, чем на мечетях.
Надо ли избавляться от полумесяца?
Некоторые мусульмане, знакомые с историей появления полумесяца в исламской культуре, полностью отвергают его, как древний языческий знак.
По этому вопросу американский исламский проповедник шейх Юсуф Эстес, директор сайта IslamTomorrow заявляет, что, действительно, звезды и полумесяц не являются частью религии Ислама. Он также напоминает, что в прошлом они являлись символом лишь османской династии, но никак не самого Ислама. С его слов, если Ислам запрещает создавать культ кого-либо и чего-либо, помимо Бога, будь то люди, животные, деревья, небесные светила, то превращение определенного символа в нечто священное также недозволенно.
Действительно, Ислам, как известно, пришел в этот мир, чтобы установить чистое Единобожие и избавить человека от поклонения и почитания идолов и языческих традиций. С этой целью посланник Бога низверг всех мекканских и аравийских истуканов и идолов, призвав людей отвергать все, что примешивается к чистому вероучению религии Одного Бога.
Но при этом следует помнить, что нововведения запрещены только в некоторых сферах вероубеждения, нравственности и Шариата, строго регламентированных Кораном. Остальные аспекты человеческой жизни открыты для дальнейшего развития, переосмысления, а также для заимствования чужого, в том числе и не имеющего обоснования в исламских текстах, опыте и культуре. Оттого вполне справедливо еще раз подчеркнуть, что считать полумесяц символом Ислама необоснованно. Но при этом использовать его в качестве символа той или иной династии, или даже страны, как это сделал султан Осман, ни в коем случае не является зазорным.
Именно так и нужно воспринимать использование полумесяца в качестве символа современной Турции, использование пальмы и скрещенных сабель в качестве символа Саудовской Аравии, а, например, нефтяной вышки – в качестве символа Азербайджана. В этом отношении мусульмане могут использовать любые символы, которые не противоречат Исламу.
Заключение
Исторический анализ показывает, что полумесяц как символ, во многом имеет глубокие языческие корни. Возможно, это может показаться не так уж важным, но, обладая информацией от Бога, верующему человеку, вероятно, придется пересмотреть свои взгляды по этому поводу.
Хотелось бы напомнить, что слово мечеть образовано от арабского слова «саджада», которое переводится, как — падать ниц, земное преклонение. От этого слова и происходит слово «мечеть», означающее — место земного преклонения. В Коране Бог повелевает следующее:
Из Его знамений — день и ночь, солнце и луна. Не падайте ниц (тасджуду) перед солнцем и луной, а падайте ниц (уасджуду) перед Богом, который сотворил их, если вы Ему служите! (41:37)
Естественно, ни один из прихожан не скажет, что он падает ниц перед луной, а напротив, преклоняется перед Богом. Однако хотелось бы обратить внимание на то, что в приведенном отрывке Бог предостерегает от действия, т.е. от земного поклонения. Ведь православные богословы так же оправдывают наличие в церкви икон, говоря, что верующие поклоняются не им, а Богу. Для многих, иконы являются лишь символами христианской веры.