Что значит логически мыслить
Как развить логическое мышление взрослому человеку?
Время чтения 8 минут
В повседневной жизни каждому человеку ежедневно приходится применять логическое мышление. Использование логики и построение цепочек взаимосвязи требуется, как и в карьерных вопросах, так и во время обычных бытовых занятий, например, посещения супермаркета или составления маршрутов. Одни справляются с этим легко и непринужденно, другие же испытывают определенные затруднения при поиске ответов даже для самых элементарных логических задач, скорость и правильность решения которых зависят в первую очередь от того, насколько хорошо развито логическое мышление человека. Эта статья расскажет о том, что же такое логика, а также ознакомить с методами и способами, как развить логическое мышление взрослому человеку.
Суть понятия «логическое мышление»
Логика не тождественна знанию, хотя область ее и совпадает с областью знания. Логика есть общий ценитель и судья всех частных исследований. Она не задается целью находить очевидность; она только определяет, найдена очевидность или нет.
Для начала разберем отдельно две составляющие понятия логического мышления – логику и мышление человека.
Что же такое логика? В переводе с греческого языка логикой называют «науку об истинном мышлении» и «способность к рассуждению». В общепринятом смысле логикой принято называть науку о способах и законах интеллектуальной деятельности человека. Логика – это изучение методов достижения истины, пользуясь опытом и знаниями, полученными ранее.
Мышлением принято считать психический процесс, во время которого идет обработка полученной ранее информации, установление межпредметных связей. Благодаря объективности и правильности мышления, человек имеет возможность получать представление об истинном положении вещей.
В совокупности получаем определение, что такое логическое мышление человека. Это – мыслительный процесс, во время которого используется логика, применяются логические конструкции. Цель этого типа мышления – получить достоверные объективные выводы, основываясь на имеющейся информации.
Области и сферы использования логики
Не существует такой отрасли жизни человека, где бы ни требовалось использование навыков мыслить, используя логику. В том числе и гуманитарные науки, которые не является исключением, в их изучении тоже применяются логические конструкции.
Зачастую логическое мышление человека проявляется на интуитивном уровне, независимо от прилагаемых усилий. Использование логики дает возможность ускорить процесс мышления, сделать его более качественным, правильнее излагать свои мысли, а также делать истинные выводы, избегая ложных суждений.
Для чего нужно развивать умение логически мыслить:
Структура логического мышления
Многие думают, что логическое мышление – это умение блестяще разгадывать головоломки и заковыристые задачки. Однако это не совсем так. Структура логического мышления включает в себя множество мыслительных навыков, таких как умение делать правильные умозаключения, емко аргументировать свою точку зрения во время полемики, конкретизировать, обобщать, анализировать и систематизировать приобретенные знания.
Логическое мышление человека делиться на три пункта: образное, словесное (вербальное) и абстрактное.
Когда закладывается логическое мышление
Лишь немногие люди мыслят логически. В большинстве своем мы необъективны, предубеждены, заражены предвзятыми мнениями, ревностью, подозрительностью, страхом, гордыней и завистью. © Дейл Карнеги
Человек не рождается сразу с определенными задатками успешно делать правильные выводы и строить логические конструкции. Логическое мышление человека не врожденное, а приобретенное свойство. Даже базовый образный вид мышления проявляется у детей в 1,5 года. Умение мыслить абстрактно появляется гораздо позже – в младшем школьном возрасте, приблизительно в 7-8 лет. Логика развивается постепенно с развитием самой личности. Однако регулярные тренировки и упражнения дадут только положительный результат в развитии логического мышления.
Основным видом развития детей дошкольного возраста является именно логические задания и упражнения. Так как именно логическое мышление поможет ребенку в будущем добиться успехов, применяя свой интеллект. Развитие происходит в игровой форме соответственно возрастным особенностям детей. Уроки логики включены как в программу обучения детского сада, так и в школьную. Однако и родителям не стоит пренебрегать самостоятельными занятиям в домашних условиях. Ведь развивая логическое мышление, вы совершенствуете интеллектуальные навыки своего ребенка.
Есть ли возможность у взрослого человека усовершенствовать и улучшить свое логическое мышление? Конечно, это возможно и даже необходимо, ведь в современном мире все подвержено очень быстрым изменениям, знания, полученные в школе и университете, постепенно устаревают, появляется необходимость обновления информации. Развитие умений строить логические умозаключения для взрослого человека может быть очень приятным процессом, так как тоже, как и в случае с детьми, может проходить в игровой форме. Если же вы – вечный студент или типичный педант, то можно составить подробный план серьезных упражнений. Однако куда интереснее будет собраться в компании друзей и поиграть в логические игры. Информация, полученная таким образом, надежнее уляжется в сознании и закрепится в памяти человека, чем сухое заучивание правил и решение скучных задач.
Способы развития логического мышления
Если вы твердо решили взяться за прокачку своего мозга, то первым делом необходимо искоренить свою лень и заняться поиском подходящих методов и заданий. Существует огромное множество способов для тренировки мышления. Рассмотрим некоторые из них более подробно:
Пример логической задачи: Семь сестер проводят вместе досуг. Первая играет в шахматы. Вторая – читает. Третья – убирает. Четвертая – поливает цветы. Пятая – играет с котом. Шестая – вышивает. А что же делает седьмая сестра? Правильный ответ: седьмая сестра играет в шахматы с первой.
Пример дедуктивного метода: Пришла зима и поэтому на улице идет снег.
Пример индуктивного метода: На улице пошел снег, следовательно, наступила зима.
5 полезных советов, как развить логику
Есть несколько полезных советов, которые способствуют развитию логического мышления человека, не прикладывая при этом больших усилий:
Логическое мышление человека: для чего нужно развивать логику
Возможно, некоторые считают, что развивать логическое мышление вовсе не обязательно, прекрасно можно обойтись и без использования логических связей. Подобные суждения в корне неправильны. Ведь логическое мышление и деятельность человека неразрывно связаны между собой. Даже в обыденной жизни следует владеть навыками построения объективных цепочек. Например, люди в давние времена смогли сохранить жизнь, благодаря логике и наблюдениям – если их соплеменник съел ягоду и умер, то вполне логично, что другим эти ягоды употреблять в пищу не следует. Или же для первых садоводов и земледельцев подобные навыки были полезны, чтоб знать, что если, к примеру, посадить вишневую косточку, то, по логике вещей, вырастет из нее вишня и никак иначе.
Не будем рассматривать пользу строения мыслительных конструкций для руководителей или представителей технических профессий. Даже обычный дворник понимает, что мести пыль против ветра – абсолютно нелогично. Или же маляр, используя логические связи, не начнет покраску пола от двери к стене.
Поэтому логическое мышление человека играет далеко не последнюю роль в построении успешной карьеры, логика является залогом нормализации общения между людьми, возможностью отстоять и аргументировать свое мнение, а также осознавать истинность и объективность всего происходящего.
Понравилась статья, расскажи друзьям
САЛИД © При полном или частичном копировании материала, ссылка на первоисточник обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl+enter
Умение мыслить логически – путь к эффективной умственной деятельности
Логическое мышление представляет собой особую форму интеллектуальной активности человека. В отличие от прочих форм подобной деятельности, которые имеют определенную долю стихийности и спорадичности, эта основана на строгих законах и принципах. То есть тот, кто желает думать таким образом, должен освоить определенный инструментарий и свободно им пользоваться.
Логическое мышление отличается по своему характеру от абстрактного, хотя часто эти термины смешивают. Так или иначе, подобный путь интеллектуальной деятельности присущ человеку как думающему существу. Но степень развитости отличается. Врожденным навыком назвать его нельзя. Можно ли развивать логическое мышление? Да, этот вывод напрашивается сам собой. Вопрос только в упорстве и затраченном времени.
Вопреки возможному представлению, развиваться в этом направлении лучше в более поздние годы. У подростка скорость развития выше, чем у дошкольников и младших школьников. Это обусловлено особенностями работы головного мозга, его формирования и развития. Для детей 6-7 лет нужно подбирать адаптивные программы. Не утомительные и не слишком сложные, чтобы у ребенка формировалась культура правильной умственной активности. В будущем это поможет встать на правильный путь становления и ускорит прогресс.
Какие виды логического мышления существуют
В психологии выделают несколько типов названного навыка (или, вернее, группы навыков и подходов). Исходя из основного способа восприятия и воспроизведения информации.
Абстрактно-логическое мышление
Это основа названного концепта. Когда говорят о логике, имеют в виду именно эту часть деятельности. В ее фундаменте лежит способность невербально, с большой скоростью и эффективностью выстраивать сложные связи, находить отношения, подмечать малозаметные факты, классифицировать их. Также, человек с высокой культурой подобного рода способен быстро отсеивать «шелуху», находить неявные связи, приходить к нетривиальным выводам. Самостоятельное выдвижение сложных гипотез, формулирование собственных теорий также относится к важным навыкам в рамках названного способа умственной активности.
Важное качество, о котором не стоит забывать — это непротиворечивость. То есть отдельные аспекты, выводы, должны согласоваться между собой и с общей канвой рассуждения. В противном случае это «псевдологика» и толку от нее мало. Возможные собственные огрехи в рассуждениях также нужно подмечать и вовремя устранять. Ошибки возможны даже при развитом навыке.
Отличие между степенями развития заключается в способности их найти и устранить. Абстрактная разновидность требует долгого развития, составляет основу для всех прочих видов. При достаточном освоении, проблем уже не возникает.
Словесно-логическое мышление
Подвид, основанный на вербальных способностях. То есть способностях облекать свою мысль в речь и доводить ее до аудитории. В том числе и письменно. Навык играет огромную роль в деле ораторов, писателей и публицистов, литераторов. Не обойтись без способности непротиворечиво формулировать мысли ученым, работникам образовательной среды.
Существует и важный парный навык. Уметь оценивать речь другого, подмечать все неточности и противоречия. То же самое касается и текста. Незаменимым умение анализировать чужие мысли оказывается при составлении рецензий, работы публичным оратором (например, адвокатом). Парадоксально, но хорошо развитый абстрактный вид логического мышления не означает, что человек автоматически будет достаточно эффективен в вербальной форме.
Чтобы стать компетентным в названной сфере необходимо обладать широким словарным запасом, обязательны навыки грамотный речи. Способность точно передавать мысли рождается с опытом и с ним же развивается. Поэтому все можно поправить при должном количестве часов практики. Другое название этой группы навыков — вербально-логическое мышление. Конкретные примеры, когда требуется понимание подобного подхода – выступление в судебном заседании. Адвокат — эталонный пример. Он должен с одной стороны суметь подготовить собственную речь, отстоять позицию, если у второй стороны или суда будут вопросы. С другой же — обнаружить неточности в выступлении оппонента, подловить его на двусмысленных формулировках и прочем. Такой человек должен обладать обширным арсеналом навыков: от системного анализа на месте и до грамотной аргументации, умения дискутировать, быстро ориентироваться в ситуации.
Зрительно-логическое мышление
Требуется при ситуативном анализе. Большую роль играет в работе криминалистов, судмедэкспертов, врачей разных специальностей. Работники подобных профилей имеют дело в основном со зрительным, наглядным материалом: будь то место следственных действий, рентгенография (снимок), картинка на экране аппарата УЗИ или что-то другое в том же духе. Задача специалиста — отследить важные визуальные данные и правильно их интерпретировать, встроить в общую картину и создать непротиворечивую концепцию. В случае с врачами, это может выглядеть так. Специалист лучевой диагностики делает снимок, расшифровывает его и дает общие сведения о состоянии легких (как вариант). Он не занимается постановкой диагнозов. Его лепта заключается в оценке характеристик органа, поиске аномалий. Это требует развитого логического мышления. Терапевт или пульмонолог на основе данных рентгена и прочих объективных исследований уже делают выводы по диагнозу. Что требует навыков систематизации и глубокого анализа.
Не всегда нужно, чтобы все три разновидности были развиты в равной, высокой мере. Здесь все зависит от самого человека, его желания, профессиональной деятельности, опыта. Все решают навыки и готовность к практике. Без логического мышления в любом случае не обойтись. Оно лежит в основе познания. Тем более не добиться успехов в академической, научной деятельности, если не освоить столь богатый инструментарий.
О формах логического мышления. Инструментарий интеллектуальной деятельности
Изучением форм логического мышления занимается одноименная наука, часть общей философии — логика. Если опустить скучные академические моменты, всего существует три базовых формы.
Понятие
Понятие представляет собой некое определение объекта, явления, с указанием его наиболее существенных характеристик и признаков. Понятие — это квинтэссенция явления, отражающая его неповторимые свойства и те качества, которые отграничивают объект от прочих. Люди знают, почему яблоко — это яблоко, а не груша и чем эти фрукты отличны. Или же понимают, что представляет собой машина, дерево, стол, часы. Список можно продолжать.
Из этого можно сделать вывод: логическое мышление направлено на максимальную степень абстрагирования. Грубо говоря, не важно, какого цвета яблоко. Важно, что это фрукт, округлой формы, обладающий определенным вкусом, растущий на дереве под названием яблоня и тому подобное. Только существенные сведения. Конкретика привлекается по потребности, если это необходимо для целей исследования.
С понятиями можно работать как с отдельными объектами. Их можно суммировать, сравнивать. Сравнение обычно проводится с использованием наглядного материала. Для построения отношений применяются так называемые круги Эйлера. Понятия сравнивают по объему. Возможна группа отношений.
Понятие как отдельная форма и одновременно инструмент применяется как базовая структурная единица для более широких типов – суждения и умозаключения. Отдельные признаки при сравнении не учитываются. Оценку проводят по объему понятия.
Суждение
Суждение представляет собой некое высказывание, в котором что-либо утверждается относительно предмета или же отрицается. Это стандартное определение, его можно найти в любом академическом учебнике по логике. Что это значит на самом деле?
Суждение — это некое отношение между предметом и тем, что о нем утверждается или отрицается. В качестве базы используются понятия, различные категории.
Например. Все люди — живые существа.
Это утверждение. Люди — понятие, о котором утверждается некое явление. В данном случае утверждается, что люди — живые существа. Такие высказывания имеют собственные принципы построения и структуру. Субъект, то есть то, относительно чего дается утверждение/отрицание называется в формальной логике так же — субъект (обозначается как S). А то, что утверждается или отрицается — предикат (обозначается как P). Это не случайные термины, они используются для достижения еще большей степени абстракции. Можно построить это и любое другое утверждение по определенной схеме. В данном случае она будет такой: Все S суть (или в переводе на русский — есть или являются) P. Возможны и другие варианты:
Построения схемы суждения происходит автоматически после определенной практики. Формализация с четким описанием нужна только при работе со сложными материалами, проведении комплексного исследования.
Суждения могут быть и неполными, но это частный случай.
Далее суждения применяются для получения некоторого нового знания. В контексте более широкой структуры, умозаключения, суждения называются посылками. То есть тем, что используется в качестве исходного материала.
Умозаключение
Наиболее общая форма, представляет собой новое знание, полученное из двух или более посылок (больше — редко, обычно логика строится по цепи, от одного к другому без смешивания всего в одну кучу). Классический способ умозаключения — силлогизм.
Он также имеет собственное строение. Основывается на двух посылках и выводе. В качестве наглядного варианта: все люди любят уток → некоторые утки — желуди → следовательно, все люди любят желуди.
Пример бессмысленный с точки зрения содержания. Но ясный с точки зрения формы. Косвенным путем через известное человек получает неизвестное ранее знание. Для работы с умозаключениями используются формализованные виды суждений:
По такой структуре строится этот силлогизм. Есть некоторые правила получения информации по этому принципу. Они называются фигурами силлогизма. Всего их 4, по возможному сочетанию исходных посылок.
Существуют умозаключения неявного вида, когда в одном предложении что-либо утверждается или отрицается дважды (дилеммы). Правила решения и получения новых знаний в этом случае будут другими.
Помимо собственно трех форм логического мышления, в распоряжении исследователя и другой инструментарий:
Определение инструментария неполное. Возможно применение и других операций логического мышления. Чем выше уровень развития мыслительных способностей, тем эффективнее и проще применять названные инструменты. При достаточной практике мыслитель перестает замечать промежуточные операции, они проводятся легко и органично.
В сложных ситуациях число операций может достигать сотен и даже тысяч. В зависимости от сути предмета исследования.
Как проверить степень развитости логического мышления
Диагностикой логического мышления занимаются психологи. В некоторых случаях оценкой навыков и степени зрелости интеллектуальной активности могут заниматься педагоги. Выявить уровень довольно сложно. Потому как возможны погрешности. Скидку делают на новые условия, в которых находится испытуемый, на сложность дидактического материала и прочие факторы. Потому как не все формы логики у одного человека в одинаковой степени развиты. Особенно, если он не проходил специального обучения и не тренировался. Усредненные показатели фиксируются письменно, чтобы после определенного развития сравнить исходный и конечный результаты.
Задачи и задания подбирает психолог. Обычно для целей тестирования достаточно выборочно скомпилировать материал из опросников Айзенка и подобных же. Также включаются вопросы из опросника Уондерлика (Вандерлика), в обработке на русском языке.
Задача — исследовать, насколько испытуемый способен применять инструментарий формальной логики. Без специальных занятий его используют хаотично, без системы.
В качестве эффективного материала психологи используют логические задачи. В сети их много, но не многие проверяют собственно логику. Поэтому к материалу на сайтах лучше относиться с достаточной долей скепсиса.
Хорошие результаты показывают беседы. В ходе рассуждений испытуемого уже видны неточности, стройность утверждения и аргументации, особенности движения и траектории мыслей. Не все психологи достаточно компетентны чтобы с ходу беседовать и оценивать рассуждения своих пациентов. Потому по потребности привлекают специалистов, знакомых с формальной логикой и свободно использующих ее методы на практике.
В некоторых случаях целесообразно использовать текстовые материалы, несложные публицистические статьи, научно-популярные тексты. Это позволит оценить степень эффективности работы с написанным.
В распоряжении психологов еще множество методов. Например, наглядный материал на карточках. В качестве стимулирующего материала пациенту предоставляют ряд карточек с картинками. На них изображены ситуации. Задача — выстроить в точной последовательности отображенные события. Затем рассказать историю, которая получилась.
На обследование может потребоваться немало времени. Зависит от того, какие аспекты логического мышления оценивает специалист. В среднем, диагностика занимает от 60 до 180 минут. Плюс-минус.
Тесты на логическое мышление проводятся и в рамках выявления психических расстройств. Но здесь достаточно ограничиться методиками «исключи лишнее» и работой с карточками. Как это описано выше. У пациентов с шизофренией и психозами наблюдается расщепление процессов интеллектуальной деятельности. Потому они не способны даже к элементарному логическому мышлению. Нарушения логического мышления встречаются и у здоровых людей. Но не в такой грубой форме. Они носят характер, скорее, неточностей. Но в целом, характер рассуждений верный.
Если человек не имеет возможности обратиться к психологу, можно протестировать себя самостоятельно. Для этого на помощь придут ресурсы с тестами Айзенка, Вандерлика. Часто проходить диагностику не стоит. Возможно выборочное развитие отдельных аспектов интеллектуальной активности. Получится так, что задачи решаются без проблем, в остальных же ситуациях испытуемый беспомощен или находится на том же уровне, что и был. Информативность подобной самодиагностики минимальная.
Как правильно заниматься, чтобы достигнуть результата
Как развить логическое мышление? Вариант один — практика. Желательно заниматься интенсивно и много. Для стойкого прогресса достаточно уделять учебе хотя бы 1 час в день. Регулярно и без перерывов. Улучшить логическое мышление можно несколькими способами.
Игры на логическое мышление больше подходят для детей. Но и взрослые могут найти что-то интересное в непринужденных форматах учебы. Для неформального усвоения знаний создано множество сайтов. В том числе на русском языке. В игровой форме информация «укладывается» лучше и процесс ее практического применения проще. Подобные формы позволяют учиться и прогрессировать быстрее.
Методы развития и тренировки включают в себя проработку теоретического материала. Чтобы лучше понимать материю логики как способа умственной деятельности, не лишним будет открыть одноименный учебник. Обычно такие издания не велики по объему. Но концентрация информации на страницу там максимальная. Потому торопиться не стоит. Переходить к новому материалу нужно после четкого усвоения и повторения старого.
Развитие логического мышления невозможно без решения специальных задач. В распоряжении ищущего развития множество сайтов с тысячами задач и заданий на любой вкус. Прорабатывать их стоит медленно и вдумчиво. Без спешки. Порой для решения задачи нужно затратить много часов. Это нормально, особенно на ранних порах.
Какие упражнения подойдут кроме названных? Сугубо практические. Например, работа с текстами. Важно выискивать все возможные противоречия и неточности, фиксировать их. Для четкого понимания необходима теория. Как строится текст, как строится аргументация. Исследования текстов и речей лучше оставить на потом. К этому этапу переходят после усвоения базовых принципов и получения хотя бы минимального опыта.
Хороший способ выработки навыков вербального высокого логического мышления — дискуссии. Обсуждать можно все, что угодно: от литературы до бытовых тем. Важно, чтобы не страдали принципы построения высказываний и всей речи, аргументация. Идеальный вариант — регулярная работа в специальных дискуссионных клубах, кружках и обществах по интересам.
Для развития вербальной формы нужно разобраться в принципах ораторского искусства. На помощь опять же приходят учебники.
О других типах мышления: