Что значит лоббирование интересов

Лобби, лоббизм и лоббирование — что это такое, зачем нужно и есть ли лоббисты в РФ

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Красивые иностранные слова завораживают слух, но не мешало бы в точности знать, что они обозначают.

Что значит лоббирование интересов. Смотреть фото Что значит лоббирование интересов. Смотреть картинку Что значит лоббирование интересов. Картинка про Что значит лоббирование интересов. Фото Что значит лоббирование интересов

Поэтому в этой статье мы проанализируем, сколько значений у слова «лобби», что определяет каждое из них. Остановимся подробней на политической трактовке понятия.

С английского «lobby» переводится как «коридор», с латинского «lobium» — галерея. Лобби как помещение — это изначальное значение слова. Сейчас стало модно так называть фойе, вестибюли, бары. Похожее по значению слово — «кулуары».

Что значит лоббирование интересов. Смотреть фото Что значит лоббирование интересов. Смотреть картинку Что значит лоббирование интересов. Картинка про Что значит лоббирование интересов. Фото Что значит лоббирование интересов

Второе значение «лобби» имеет иносказательный характер. Так принято говорить о группе людей, которые отстаивают определенные интересы в каких-либо организациях (политических, общественных).

Почему трактовка «лобби» как политического термина имеет «кулуарные» корни? Дело в том, что в Англии члены парламента, перед тем как войти в зал заседаний, собирались в лобби (в кулуарах) и обсуждали проблемы без официоза (как говорится: «Без галстуков»).

Что значит лоббирование интересов. Смотреть фото Что значит лоббирование интересов. Смотреть картинку Что значит лоббирование интересов. Картинка про Что значит лоббирование интересов. Фото Что значит лоббирование интересов

В этих беседах принимали участие не только члены парламента, но и прочие лица, которые хотели донести свои интересы до сведения парламента. Зачастую в лобби принимались решения, которые затем проводились и утверждались в парламенте.

То есть члены парламента лоббировали какие-либо и чьи-либо интересы (обсужденные в лобби).

Лица, занимающиеся лоббированием чьих-либо интересов, называются лоббистами, а их деятельность — лоббизмом.

Лоббистами могут быть как физические лица, так и общественные организации. Их деятельность может осуществляться на любом уровне: от местных органов до международных организаций.

Суть лоббизма — это воздействие на органы власти или местные органы управления с целью принятия решений в пользу лиц (организаций, общественных движений, партий), чьи интересы представляют лоббисты.

Что значит лоббирование интересов. Смотреть фото Что значит лоббирование интересов. Смотреть картинку Что значит лоббирование интересов. Картинка про Что значит лоббирование интересов. Фото Что значит лоббирование интересов

Методы лоббистской деятельности:

Что значит лоббирование интересов. Смотреть фото Что значит лоббирование интересов. Смотреть картинку Что значит лоббирование интересов. Картинка про Что значит лоббирование интересов. Фото Что значит лоббирование интересов

Лоббизм выгоден не только лицам (организациям), чьи интересы «проталкиваются», но и властным структурам, особенно тем, кто не имеет своих экспертов на местах.

Получается, что лоббисты информируют власть о проблемах, имеющихся в субъектах государства.

Депутаты, которых мы периодически выбираем (подробней о выборах можно прочитать в другой статье нашего блога), по сути, лоббируют интересы своих избирателей (может, не делают это по факту, но должны).

В современном мире существует 3 вида отношения к лоббистам со стороны государственной власти (что это?):

Разрешено ли лоббирование в РФ

Юридического и правового понятия «лоббизм» в России не существует.

Но есть конституционное право иметь свою точку зрения, создавать союзы для защиты своих интересов, подавать петиции (ст. 30, 33 Конституции РФ).

Петиции — это один из методов легального лоббизма, следовательно, лоббизм (речь идет о его законных методах) в РФ не запрещен.

Но специальных учреждений, осуществляющих лоббистскую деятельность на профессиональной основе (как в Канаде и США), в нашем государстве нет.

Что значит лоббирование интересов. Смотреть фото Что значит лоббирование интересов. Смотреть картинку Что значит лоббирование интересов. Картинка про Что значит лоббирование интересов. Фото Что значит лоббирование интересов

Лоббизм в России существовал с середины 19 века. Союзы предпринимателей выносили свои проблемы и требования на заседания высших правящих структур.

В СССР лоббизм осуществлялся по территориально-профессиональному принципу: руководители областных комитетов партии «продвигали» интересы своих территорий. Так, руководитель Ставропольского края лоббировал интересы аграрного сектора, секретарь обкома Сахалинской области — интересы рыбопромышленного комплекса и т.д.

После 2000 года и до настоящих дней было предпринято несколько попыток четко регламентировать лоббизм в РФ, но успеха эти попытки не имели.

Читайте наш блог, это повысит вашу информированность!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

Впервые слышу такое понятие, но тоже интересно узнать. Такими терминами как «Лобби» в основном пользуются дизайнеры или сотрудники музеев, скорее всего.

А вот лоббизмом я не прочь бы и позаниматься во благо народа.

Хоть одна петиция получила в нашей стране зелёный свет? У меня такое чувство, что глас народа только тогда находит поддержку власти, когда этот глас совпадает с мнением власти.

Источник

Лоббизм и лоббирование – «оружие» не из простых!

На страницах ВО уже не раз рассказывалось о различных приемах «информационных войн», ставших в современном информационном обществе достаточно привычным делом. О чем еще не рассказывалось, так это о лоббировании (от англ. lobbyism, от англ. lobby — кулуары), то есть виде деятельности, суть которой заключается в том, что некие заинтересованные физические лица или представители негосударственных организаций разными способами, не выходящими за рамки закона, влияют на органы государственной власти, а также местного самоуправления для того, чтобы добиться принятия (либо непринятия) тех или иных ответственных решений, находящихся в их компетенции. Подчеркнем, что сам лоббист при этом на службе в том органе, который принимает решение, не состоит.

Что значит лоббирование интересов. Смотреть фото Что значит лоббирование интересов. Смотреть картинку Что значит лоббирование интересов. Картинка про Что значит лоббирование интересов. Фото Что значит лоббирование интересов

Понятно и то, что методы лоббизма могут быть как вполне законными, так и совершенно незаконными. Законные методы довольно просты: это подача петиций, массовые обращения в государственные властные структуры, проведение всевозможных экспертиз законопроектов, организация информационных кампаний по управлению общественным мнением. Законным методом является финансирование избирательной кампании или внесение средств (не запрещенное по закону!) в благотворительные фонты, связанные с заинтересованными лицами. Ну вот, хотя бы такой пример. Вам нужно, чтобы депутат Х поддержал выгодный вам законопроект о постройке дороги через Н… поскольку там у вас бензозаправка, и вы еще хотите построить ресторан «Пикник у обочины». А дорога через У вам не нужна. Вы договариваетесь с Х о том, что он открывает некоммерческий благотворительный фонд помощи больным детям. Это повышает его популярность и имидж. А вы вносите в него деньги. Таким образом это не коррупция. Ни Х, ни вы прямой выгоды с этого платежа не имеете. Но косвенная выгода огромна! Депутат Х получает хорошее паблисити – он друг больных детей. Вы – выгодное решение и доходы, а дети… дети тоже получают дополнительную помощь и здоровье!

Незаконные методы – это прямой подкуп того или иного политика и иное его финансирование, запрещенное законодательно.

Лоббизм непосредственным образом связан с двумя объективными факторами: наличием в обществе разных групп интересов и нужда тех же органов власти в качественной экспертной информации, которую они самостоятельно получить не могут. Поэтому лоббизм не так развит в тех властных структурах, которые имеют доступ к информационным ресурсам. Так, Совет Европейского союза, члены которого имеют доступ к информации от своих национальных экспертных организаций, менее подвержен лоббированию, по сравнению с депутатами Европарламента, у которых такой возможности нет. Выборные должностные лица, которые отчитываются перед населением, более подвержены лоббизму, чем просто госслужащие, так как они нуждаются в средствах на финансирование своих избирательных кампаний и в создании благоприятного паблисити среди своих избирателей.

Кто-то подумает, что лоббизм, так же, как и оффшорный бизнес, штука грязная и незаконная. Но нет, существует даже законодательство, которое его регулирует, причем в разных странах оно действует по-разному. Например, в таких странах, как США и Канада, лоббизм очень жестко регламентируется законодательством, а лоббисты даже регистрируются, платят налоги со своего «бизнеса», и регулярно отчитываются о «проделанной работе». «Вторая группа стран» – назовем ее так условно, это прежде всего страны Европы, где лоббизм регулируется рамками существующего законодательства, а регистрирования лоббистов не требуется.

Наконец есть группа стран, которых очень много, где лоббизм есть, а вот законов о нем нет! То есть если мне нужно что-то «продавить», я имею полное право пригласить нужного мне «продавителя» читать лекции. Соответственно сумма гонорара ему будет сопоставима с заработком иного министра и… кому до этого какое дело? Важно «качество услуг!»

Тем не менее и в этих странах есть правовая основа для лоббизма, а именно закрепленное в Конституции право на подачу петиции в органы государственной власти!

Интересно, что сам термин «лобби» появился в документах англиканской церкви еще в 1553 году, вот только обозначалось им место для прогулок ее священнослужителей. В 1640 году словом «лобби» стали называть узкий коридор, где прогуливались члены Палаты общин. Ну, а уже из Англии этот термин, ставший обозначением неких закулисных дел, разошелся по всему свету.

Кстати, лоббирование было даже в СССР. Вспомните, как важных чиновников сверху на местах водили в баню, на охоту, кормили в лучших ресторанах, делали хорошие подарки. То есть даже слова такого не знали, а дело делали. Хорошо все это? Нет, не очень! Но тогда может быть просто взять и запретить, да? Но ничегошеньки из этого не выйдет! Не выйдет потому, что «лоббирование» – если его рассматривать как социальное явление, есть не что иное, как получение информации, и обмен информацией. А получение информации запретить невозможно. Например, у вас есть убедительное досье на Н, из которого явствует, что это человек сомнительных деловых качеств. Имеет место ситуация, в которой мнение этого Н имеет вес. Мы публикуем в печати материал с ссылками на документально подтвержденные источники, сами ничего не утверждаем, а предлагаем сделать выводы читателям. Они делают, «куда надо» обрушивается шквал писем, в итоге к мнению этого человека в соответствующем месте не прислушиваются. Понятно, что это очень узкоспециальный пример и такого случая иногда приходится ждать годами. А иногда и не годами… Но обмен информацией налицо!

Или вот другой пример. В одной из областей на выборах губернатора решили использовать административный ресурс. Но не так, чтобы «надавить» на руководителей районов на местах, а иначе. Отправили к ним… интервьюеров, молодых красивых девушек, чтобы взять у них интервью, как у «лидеров мнений». Главы администраций понятно, распухли от гордости! С их мнением считается сам губернатор! Не знали, как этих девчонок накормить-напоить. А они все записывали (диктофоном пользоваться нельзя, «спугнуть можно») и поддакивали: У-у-у, да-да, даже так, ой, как интересно… Естественно, что весь тот бред, что они привезли, никто особо не читал, все пошло в корзину. Но… кое-какие запоминающиеся фразы по списку фамилий оттуда были взяты и затем в частном разговоре с ними использованы. А людям-то ведь что больше всего нравится после еды, питья и секса? Правильно: чувство собственной значимости! Вот они его и получили, и вполне искренне начали «отрабатывать». Люди-то они благодарные, ты мне хорошо, а я – тебе! И трудились, агитируя, не за страх, а за совесть! И это тоже… пример умелого лоббирования, построенного на процессе обмена информацией.

Но может быть и так. Он, лоббист, собирает важную информацию и доносит ее до лица, принимающего решение. И это воздействие обычно удается, поскольку депутаты и чиновники имеют очень насыщенный график работы и не обладают достаточным уровнем информирования. Кстати, именно поэтому сейчас на всех уровнях образовательной системы так много внимания уделяется презентациям. Мало хорошо сделать. Надо еще и умело это показать очень занятым людям и вызвать их интерес. И чем лучше у депутатов и чиновников поставлено дело с получением информации от научных сотрудников высокой квалификации, тем тяжелее работать лоббистам.

В рамках управления общественным мнением лоббисты обычно влияют на него через СМИ. Это и заявления в прессу, и различные рекламные кампании, авторство которых не скрывается. Есть методы, когда авторство бывает завуалированным. Но на телевидение обычно как раз и приглашают тех, кто имеет четко выраженное собственное мнение, и такие же люди приглашаются на дискуссии перед телеаудиторией, на специальные ток-шоу и для интервью. Но и тут все не так просто…

Например, известно, что Х говорит плохо, длинно, не умеет образно высказывать свои мысли перед камерой. Соответственно, У все это может. Вот мы их и сводим и таким образом в глазах людей побеждает У, а не Х. Он-то и становится «лидером мнений», а люди к нему подстраиваются. Он же лидер! Никто же не будет подстраиваться под аутсайдера?!

Могут ли чиновники сами заниматься лоббированием? Да сколько угодно! Например, чиновников у нас ругают. А почему ругают? Да потому, что многие журналисты про них плохо пишут! Значит, можно и нужно организовать конкурс среди журналистов «Акула пера». Тема конкурса – лучшая статья (статьи) одного автора о тяжелом и ответственном труде чиновников! И приз… понятно, что деньги, но кроме них еще и такой-вот памятный приз: на куске малахита, изображающего море, акулий плавник и перо. За первое место можно с золотым наконечником! Соответственно журналистам предлагают разные льготы: пишешь про автомобили? Вот тебе авто в долгосрочное собственное пользование (проверить его лично!). Фирма «Таймекс» на международной выставке часов и драгоценностей в Цюрихе в 2002 году раздала десятку журналистов «поносить» дорогущие часы в 32 тысячи евро и получила обратно и часы и восемь весьма комплементарных статей.

Лоббизм бывает прямой: это непосредственные контакты с госчиновниками, которые включают проведение встреч с политиками и чиновниками в неформальной обстановке, отправка им персональных писем, телефонные звонки и СМС. А вот лоббизм непрямой – это то самое, о чем писал еще А.С. Пушкин в трагедии «Борис Годунов» – мобилизации продуктивного общественного мнения «за» или «против» того или иного решения. Сюда также входят и массовая рассылка писем, и организация публичных пресс-конференций, различных встреч, манифестаций, сборы подписей, проведение демонстраций, пикетов и т.д.

Национальные законодательства всегда стремились и стремятся ограничить приемы лоббирования (даже если в законе самого понятие «лоббизм»). Банальный пример – дача взятки должностному лицу, чтобы оно приняло решение в твою пользу. Что касается России, то здесь исследователи выделяют следующие технологии лоббирования, которые закон не запрещает:
освещение той или иной проблемы в СМИ в нужной тональности, для чего лоббист должен поддерживать дружеские контакты с редакторами всех ведущих изданий; причем для лоббиста важно уметь выбрать тот канал СМИ или информационное агентство, которое обеспечивают максимально большой охват целевых аудиторий выдаваемой информацией;
социологические опросы и различные рейтинги, результаты которых часто трудно верифицировать и в объективность которых следует верить на слово. Но о методике их опросов зачастую вообще не сообщается;
проведение научных исследований с заранее известным результатом. Выкладки знаменитых ученых, исследования которых хорошо профинансированы отраслевыми организациями, всегда являются важными аргументами в процессе принятия политических решений, особенно если в них присутствует «секретная информация»;
Grass roots lobbying («корни травы») – это американская технология, суть которой в массовой рассылке писем и телеграмм (а также телефонные звонки!) от населения к объектам лоббирования с требованиями принять определенное решение. Данная технология очень наглядно показана в кинофильме «Переключая каналы».

Используется также «эффект «перегруженности», когда в повестке дня очень много вопросов, и тогда зачастую законопроекты практически не обсуждаются и лоббируемый проект легко проходит. Важно лишь поставить его на нужное время. Тот, кто это организовал, затем читает лекции в какой-нибудь фирме о… госуправлении и получает за это гонорар.

Схож с этим прием и прием «эффект благоприятного времени». Например, внесение законопроекта перед депутатскими каникулами или накануне парламентских выборов, либо в последние дни работы Государственной Думы. Тут уже все депутаты думают совсем не о том, а о своем, насущном. И законопроекты проходят быстро и без лишних хлопот.

Как и у любого явления в жизни общества, у лоббизма есть и плюсы, и минусы.

Плюсы: «для того и щука, чтобы карась не дремал». «Щука» – это лоббисты, «караси» – чиновники. То есть это большая гибкость власти, динамизм, конкуренция. Далее – это важный инструмент самоорганизации любого гражданского общества, позволяющий оказать общественную поддержку либо оппозиции, либо какому-то законопроекту, важному для большинства. Лоббисты дают органам государственной власти значимую информации по тем или иным вопросам.

Минусы: с помощью лоббирования лоббисты нередко решают собственные проблемы, не помогая обществу.

Возможно, продвижение интересов иностранных государств и компаний в ущерб интересам отечественным. Создается опасность превращения демократических институтов общества в инструмент политики отдельных властных структур. Нередко лоббизм блокирует нужные управленческие решения, и помогает наживаться чиновникам. Способствует неэффективному распределению бюджета.

На сегодня существуют различные виды специалистов по лоббированию. Это лоббисты одиночки, лоббистские фирмы, PR-агентства, агентства по связям с правительством и общественным связям.

В Канаде есть «внутренние лоббисты» в штате компаний или в организациях. Но там их называют GR-менеджерами, то есть «менеджерами по связям с правительством».

На сегодня дисциплина «Лоббизм» в списке вузовских специальностей в России отсутствует. За рубежом обучение в области Government Relations проводят многие крупные университеты. У нас в России в рамках обучения по направлению «Политология» и по профилю «Взаимодействие с органами государственной власти», GR изучаются на факультете политологии в МГУ. Специалистов в этой области готовит и Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации на факультете «Социология и политология». Ну, и конечно, во всех вузах РФ, где преподаются PR и реклама, о GR, конечно же, рассказывается, где-то лучше, где-то хуже.

Так что, хотя мы и говорим о строительстве правового государства, по состоянию на 2016 год нет никаких нормативно-правовых актов, которые бы так или иначе регулировали на федеральном уровне лоббизм в России. Правда, в Краснодарском крае понятие «лоббизм» имеется в законе «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края», где о нем сказано, как о деятельности «специально уполномоченных на то лиц по информационному взаимодействию с правотворческим органом края с целью выражения интересов соответствующих организаций в региональном правотворчестве». Ну что же – хотя бы здесь сделан первый шаг. А так правовой его основой остаются лишь нормы Конституции Российской Федерации: п. 1 ст. 30 («каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется»), п. 2 ст. 45 («право каждого гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом»), ст. 33 («граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления»). Сегодня это вот так.

Источник

Как лоббируют законы

Что значит лоббирование интересов. Смотреть фото Что значит лоббирование интересов. Смотреть картинку Что значит лоббирование интересов. Картинка про Что значит лоббирование интересов. Фото Что значит лоббирование интересов

«Представители банков объединились в ассоциацию, пришли на круглый стол в Госдуму и рассказали, какие проблемы есть в их бизнесе». Это нормальная тема для статьи в газете, никого не удивит и мало кого заинтересует.

А вот другая тема: «Владельцы крупных банков пролоббировали выгодный для себя закон». Она привлекает больше внимания. Хотя в обоих случаях речь о лоббизме — деятельности общественных организаций и компаний по продвижению своих интересов в органах власти.

В целом лоббизм не несет вреда, а наоборот, позволяет обществу и бизнесу говорить с властью и заявлять о своих потребностях. Сложности начинаются, когда лоббизм не регулируется законом и работает сам по себе, как в России.

Что значит лоббирование интересов. Смотреть фото Что значит лоббирование интересов. Смотреть картинку Что значит лоббирование интересов. Картинка про Что значит лоббирование интересов. Фото Что значит лоббирование интересов

Лоббизм в России считают коррупцией

Понятия лоббизма в российском законодательстве нет, хотя возможность лоббировать интересы заложена в Конституции. Каждый житель России может:

По сути Конституция дает правовую основу для лоббизма, но конкретных законов нет, хотя законопроекты о лоббировании создавались несколько раз. Например, в законопроекте 1994 года появилось понятие клиента — для кого проводится лоббистская деятельность. А в законопроекте 2003 года любая информация от лоббистов должна официально регистрироваться и ставиться на учет.

Проблема всех законопроектов в том, что государство и общество не были к ним готовы. Ни один законопроект не объяснял, как разграничить лоббирование и коррупцию, а еще с принятием такого закона пришлось бы менять другие законы и даже работу органов власти.

На конференцию собрались ученые, преподаватели, научная общественность. Они обсуждали налоговое право в решениях Конституционного суда. По итогам конференции организаторы составили резолюцию и направили ее в Конституционный суд. Если суд учтет мнение научной общественности в своей работе, это и будет лоббированием, но суд не обязан это делать.

Если бы в России приняли закон о лоббировании, органы власти были бы обязаны рассматривать такие обращения, а пока всё буквально зависит от того, к кому попадет конверт с предложением о законопроекте и не выбросит ли его секретарь.

Кажется, что лоббирование законов — это когда богатые и влиятельные просят своих друзей в Госдуме принять закон, чтобы они все стали еще более богатыми. Конечно, есть коррупция и личные связи, и нет закона, который регулирует всё это.

Легальная лоббистская деятельность как раз и помогает продвигать работающие и полезные обществу законы. В комитетах Госдумы недостаточно узких специалистов, и депутаты не понимают нюансов банковской системы, бизнеса, строительной сферы, транспортной промышленности.

И здесь появляются лоббисты — люди, которые представляют интересы профессиональных групп и рассказывают о проблемах отрасли и возможных решениях. По сути лоббирование — это свобода для организаций, возможность говорить. Сейчас органы власти не обязаны слушать всех, а с принятием закона о лоббировании будут обязаны прислушаться.

Важно, чтобы общественные объединения и бизнес могли доносить до власти свои интересы. Иначе появляются законы, которые просто оторваны от жизни и не работают.

По опыту, сейчас института лоббизма в России нет, а из-за коррупции и ряда законов, которые выгодны немногим, сама идея лоббизма воспринимается негативно.

За лоббирование платят от 10 000 долларов и выше

Официально в России лоббирования нет, но есть общественные организации, отделы в крупных компаниях и агентства, которые представляют собственные и клиентские интересы в органах власти. К примеру:

В крупных компаниях работают люди, которые отвечают за продвижение интересов бизнеса: GR-директоры, советники, директоры по взаимодействию с органами власти.

GR-директоры — это люди, которые налаживают отношения с властью и общественными организациями. Часто их роль выполняют первые лица компании, а не отдельные специалисты. GR-директоры — не совсем лоббисты, скорее люди, которые занимаются коммуникациями с органами власти.

Еще есть агентства, которые представляют интересы бизнеса, и частные лоббисты. Зачастую эти люди — бывшие сотрудники органов власти или экс-депутаты.

Например, агентство «Румянцев и партнеры», которое помогает российским и иностранным компаниям вносить законодательные инициативы, руководит бывший член Верховного Совета России, бывший помощник депутата Олег Румянцев. А бывший замглавы администрации президента Сергей Зверев открыл Компанию развития общественных связей.

Похожая история и с крупными компаниями. Например, Станислав Наумов был замглавой Минпромторга, а затем стал работать директором по взаимодействию с органами власти Х5 Retail Group.

Что значит лоббирование интересов. Смотреть фото Что значит лоббирование интересов. Смотреть картинку Что значит лоббирование интересов. Картинка про Что значит лоббирование интересов. Фото Что значит лоббирование интересов

За свою работу по продвижению интересов в органах власти агентства берут гонорары: в среднем 10 000 — 15 000 долларов в месяц, а для больших проектов — от нескольких миллионов до любой суммы, потому что верхней границы не существует.

Если появится закон о лоббировании, российский рынок может составить от 10 до 20 миллиардов рублей в год.

Легальная лоббистская деятельность ведется в США с 1876 года, когда приняли первый федеральный законопроект. В середине прошлого века в стране ввели обязательную регистрацию лоббистов: в 1981 году было семь тысяч лоббистских организаций, в 2010 году — пятьсот. Такой спад объясняется ужесточением законодательства с целью ограничить деятельность лоббистов.

Сегодня работа лоббистов в США строго регламентирована. Лоббист регистрируется как представитель компании и указывает, чьи интересы он представляет и по какой конкретной задаче. Во время работы он обязан публиковать, сколько денег и на что именно потратил, чтобы решить вопрос.

В США запрещено делать подарки чиновникам, даже угощать в ресторане или давать скидку. За этим строго следят: к примеру, известного лоббиста Джека Абрамоффа посадили в тюрьму на четыре года за оплату поездки лидера республиканцев в конгрессе на отдых, его обедов в ресторанах и билетов на спортивные матчи.

Также регламентируют и механизмы работы лоббистов: что можно делать, к кому обращаться и как продвигать интересы клиента.

В США лоббированием интересов через представителя могут заниматься иностранные компании и даже другие государства. Например, в 2018 году банк ВТБ пытался добиться исключения из санкционных списков с помощью лоббистской компании.

В целом же в США отношение к лоббизму неоднозначное: некоторые лоббисты нарушают закон и этические нормы, занимаются непрямым лоббизмом вроде организации публикаций в СМИ, пользуются личными связями и встречами.

Какие законы могли пролоббировать

Сложно утверждать, какие именно законы были пролоббированы бизнесом. К примеру, есть мнение, что закон о запрете продажи алкоголя в пластике — один из примеров лоббирования в интересах бизнеса.

Авторы законопроекта написали в пояснительной записке, что алкоголь в пластике стоит дешевле и тем самым становится привлекательнее для молодежи. Происходит алкоголизация населения: люди покупают дешевое пиво в пластике, затем переходят на более крепкие напитки.

Но, возможно, есть и коммерческая сторона вопроса. Если пиво разливать только в стекло и алюминиевые банки, это выгодно производителям тары. А главный производитель алюминия — компания «Русал», которая на тот момент принадлежала Олегу Дерипаске.

Есть и другие примеры: лоббирование закона о детских автокреслах, полисах обязательного страхования для владельцев автомобилей или нормативов для жилищного строительства.

К примеру, недавно упразднили треть обязательных строительных норм, что должно помочь сократить сроки строительства, снизить издержки, сделать строительство более прозрачным.

Возможно, строительные компании были заинтересованы в этом, ведь строить станет легче и дешевле. Это может быть выгодным и покупателям: жилья станет больше, снизится стоимость квартир. С другой стороны, неизвестно, как это скажется на качестве жилья.

В вопросах лоббирования законов часто всё неоднозначно: новые законопроекты не могут противоречить действующему законодательству или ограничивать права людей, но никто не запрещает поддерживать ту или иную отрасль.

Ольга С., бывший менеджер пиар-агентства

Я работала на проекте по продвижению тахографов и системы «Платон».

Тахографы — приборы контроля за скоростью автобуса, временем в пути и работы водителя. Требования к установке тахографов действуют приказом Минтранса с января 2018 года.

Система «Платон» — это система взимания платы с грузовиков свыше 12 тонн. Сбором этой платы занимается компания, которая принадлежит крупнейшим российским предпринимателям. За это ей платят ежегодно десять миллиардов рублей.

В мои обязанности входила работа со СМИ: я договаривалась, чтобы газеты и журналы публиковали заказные статьи под видом редакционных — без пометки о рекламе или партнерстве. Насколько я помню, за определенную сумму удалось договориться со многими известными изданиями.

Моя роль в агентстве была маленькой, я не знаю деталей, но нам перечисляли деньги на публикацию таких статей, а значит, были заинтересованные в этом люди.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *