Что значит лицемерие в исламе

6 признаков одного из страшнейших грехов

Что значит лицемерие в исламе. Смотреть фото Что значит лицемерие в исламе. Смотреть картинку Что значит лицемерие в исламе. Картинка про Что значит лицемерие в исламе. Фото Что значит лицемерие в исламе

6 признаков лицемерия

Лицемерие – один из самых страшных грехов в исламе, которого боялись даже сподвижники посланника Аллаха (мир ему). Во многих аятах говорится о лицемерии как о противоречащем исламу качеству. В Священном писании есть даже сура «Мунафикун» – «Лицемеры»:

Аллах свидетельствует, что мунафики – лжецы. Прикрываясь своими клятвами, словно щитом, они сошли с пути Аллаха. Воистину, мерзки их деяния! Это потому, что они [сначала] уверовали, а потом отреклись от веры. На их сердца наложена печать [невежества], но они не разумеют. Когда ты на них смотришь, то их внешний вид привлекает тебя. Если они говорят, то ты [охотно] внимаешь их речам. [Но на деле] они подобны бревнам, подпирающим ограду. Всякий громкий глас они считают угрозой [себе]. Они – враги [твои], остерегайся их: да поразит их Аллах! Как же они заблуждаются! Когда же им говорят: «Приходите, чтобы посланник Аллаха попросил прощения для вас», – они крутят головой, и ты видишь, что они отворачиваются в гордыне. Им все равно, будешь ли ты просить прощения для них или не будешь: Аллах не простит их, ибо Аллах не ведет прямым путем грешных людей. Они – те самые, которые призывают: «Не жертвуйте на тех, кто с Посланником Аллаха, пока они не порвут [с ним]». Но Аллаху принадлежат все сокровища небес и земли, только мунафики не ведают [об этом]. Они говорят: «Если мы вернемся в Медину, то непременно тот, кто силен, изгонит оттуда того, кто слаб». Но величие – у Аллаха, Его Посланника и верующих, только мунафики не знают этого» (63:1–7).

Признаками лицемера согласно Корану являются:

«Они колеблются между этим (верой и неверием), но не принадлежат ни к тем, ни к другим. Для того, кого Аллах вводит в заблуждение, ты уже не найдешь дороги» (4:143).

«Когда им говорят: «Придите к тому, что ниспослал Аллах, и к Посланнику», – ты видишь, как лицемеры стремительно отворачиваются от тебя» (4:61).

«Лицемеры и лицемерки подобны друг другу. Они велят совершать предосудительное, запрещают одобряемое и сжимают свои руки (скупятся делать пожертвования). Они предали забвению Аллаха, и Он предал их забвению. Воистину, лицемеры являются нечестивцами!» (9:67).

«Среди людей есть такие, которые говорят: «Мы уверовали в Аллаха и в Последний день». Однако они суть неверующие. Они пытаются обмануть Аллаха и верующих, но обманывают только самих себя и не осознают этого» (2:8–9).

«Когда мунафики встают на молитву, они встают ленивыми, показушничая перед людьми, и не поминают Аллаха кроме как немного» (4:142).

Относительно этого также в хадисе сказано: «Самыми трудными для лицемеров являются вечерний и утренний Намазы. Если бы они знали, что их ждет в них, они пришли бы на них, даже если бы им пришлось добираться ползком».

«Обрадуй лицемеров тем, что им уготовано мучительное страдание. Они те, кто берут кафиров своими друзьями и союзниками помимо верующих. Они ищут величие у них, но воистину все величие принадлежит Аллаху» (4:138-139).

Искренность – свойство истинного верующего. Праведный всячески избегает лицемерия. Относительно этого в Коране сказано:

«Воистину, преуспели верующие, … которые оберегают вверенное им на хранение и соблюдают договоры …» (23:1-10).

Аллах Всевышний ставит лицемеров наряду с неверующими, за которое они понесут большое наказание:

«Воистину, Аллах соберет вместе всех лицемеров и неверующих в Геенне» (4:140).

«Воистину, лицемеры окажутся на нижайшей ступени Огня» (4:145).

«Он наказал их, вселив в их сердца лицемерие до того дня, когда они встретятся с Ним, за то, что они нарушили данное Аллаху обещание, и за то, что они лгали» (9:77).

«О те, которые уверовали! Не предавайте Аллаха и Посланника и не покушайтесь на то, что вверено вам сознательно» (8:27).

«Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей» (4:58).

«Но если один из вас доверяет другому, то пусть тот, кому доверено, вернет доверенное ему» (2: 283).

«И будьте верны своим обещаниям, ибо за обещания вас призовут к ответу» (17:34).

«Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей. Как прекрасно то, чем увещевает вас Аллах! Воистину, Аллах – Слышащий, Видящий» (4:58).

Источник

Лицемерие – страшная болезнь сердца

Что значит лицемерие в исламе. Смотреть фото Что значит лицемерие в исламе. Смотреть картинку Что значит лицемерие в исламе. Картинка про Что значит лицемерие в исламе. Фото Что значит лицемерие в исламе

Лицемерие – страшная болезнь сердца

Самой страшной болезнью сердца, которая только может быть, является лицемерие – нифак. Об этом негативном качестве мы можем встретить множество аятов в Священном Коране. Всевышний Аллах очень точно описывает лицемеров-мунафиков, дает им характеристику. Например, в суре «аль-Анфаль» (Трофеи) говорится об их убеждении. Они считают верующих в Аллаха наивными людьми, поверившими в небылицы, полагая, что религия – это обман: «Вот лицемеры и те, чьи сердца были поражены недугом, сказали: «Эти люди обмануты своей религией» (Священный Коран, 8:49). А также: «Вот сказали лицемеры и те, чьи сердца поражены недугом: «Обещания Аллаха и Его Посланника были всего лишь обольщением» (Священный Коран, 33:12).

В суре «Ат-Тауба» (Покояние), подчеркивается их тревога, что вот-вот их преступный замысел раскроется и станет достоянием общественности: «Лицемеры опасаются, что им будет ниспослана сура, которая поведает о том, что в их сердцах. Скажи: «Насмехайтесь! Аллах непременно выведет наружу то, чего вы опасаетесь» (Священный Коран, 9:64). Всевышний же Аллах гарантирует, что обязательно наступит такой момент, когда все скрываемое ими обнародуется. Дальше в этой же суре Всевышний указывает на такие свойства лицемеров, как стремление к запрещенному, скупость, нерадивость в поминании Аллаха, а затем предупреждает о неминуемости сурового наказания: «Лицемеры и лицемерки подобны друг другу. Они велят совершать предосудительное, запрещают одобряемое и сжимают свои руки (скупятся делать пожертвования). Они предали забвению Аллаха, и Он предал их забвению. Воистину, лицемеры являются нечестивцами! Лицемерам, лицемеркам и неверующим Аллах обещал огонь Геенны, в котором они пребудут вечно. Довольно с них этого! Аллах проклял их, и им уготованы вечные мучения» (Священный Коран, 9:67, 68).

Лицемеры были всегда среди всех людей и всегда будут. Есть они и в наши дни, и среди нас. Об этом мы узнаем из следующего аята суры «Тауба»: «Среди бедуинов, которые живут вокруг вас, а также среди жителей Медины есть лицемеры. Они упорствуют в лицемерии, но ты не знаешь их. Мы же знаем их и подвергнем их мучениям дважды (в этом мире, и в мире могилы). А затем они будут возвращены в великие мучения (в ахирате)» (Священный Коран, 9:101).

В Коране есть целая сура, которая так и называется – «Аль-Мунафикун» (Лицемеры).

Всевышний в этой суре называет мунафиков лжецами, показывает их порочную сущность, что они прикрываются религией для реализации своих сугубо личных интересов. И за их скверные деяния, сердца их были запечатаны. Говорится, что внешне они ничем не отличаются от верующих. Их внешний вид и речи могут даже быть более привлекательными, чем внешний вид и речи верующих. Но их нутро – прогнившее. Они уподоблены бесполезным бревнам, которые будут использованы для растопки огня. Нет у них понимания и разумения. Любое событие, которое происходит вокруг них, они воспринимают как личную угрозу. Они не на истине, поэтому чрезвычайно пугливые. Они не стремятся к прощению Аллаха, к поклонению относятся с пренебрежением. Они не расходуют на пути Аллаха, скупятся на самую мелочь, и наоборот, свои силы тратят на борьбу с религией Аллаха, осознают они это или нет. Но наиболее укоренившиеся в неверии среди них доходят до того, что обещают изгнать верующих, прогнать их с мест проживания или поклонения.

Посланник Аллаха (ﷺ) указал нам на три качества лицемеров следующим хадисом, передаваемым Абу Хурейрой:

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ ، عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ، قَالَ : » آيَةُ الْمُنَافِقِ ثَلَاثٌ ، إِذَا حَدَّثَ كَذَبَ ، وَإِذَا وَعَدَ أَخْلَفَ ، وَإِذَا اؤْتُمِنَ خَانَ «

«У лицемеров три признака: когда они говорят, то лгут; когда обещают, нарушают обещания; а когда предоставляют гарантии чего-либо, предают» (Сахих аль-Бухари, 33)

Ученые Ислама говорят, что если эти три качества объединятся у одного человека, то он является чистым мунафиком. А если есть хоть одно качество, то этому человеку необходимо срочно покаяться и стараться исправиться. Как мы видели, в Коране Аллах называет лицемерие болезнью. Так вот, нельзя допускать, чтобы эта болезнь стала хронической, нельзя ее запускать.

Ученые выделяют две группы лицемеров:

Про первую группу мунафиков, в Коране говорится:

إِنَّ الْمُنَافِقِينَ فِي الدَّرْكِ الْأَسْفَلِ مِنَ النَّارِ وَلَن تَجِدَ لَهُمْ نَصِيرًا ﴿١٤٥﴾

«Воистину, мунафики [окажутся] в самой глубокой расщелине адского огня. И не найти им заступника» (Священный Коран, 4:145)

Но и вторая группа – это группа риска. Человек сам того не замечая может перейти из второй категории лицемеров, мунафиков деяний, в первую – в мунафиков акыды, т.е. неверующих, и даже хуже чем неверующих.

Как же не стать лицемером, должны ли мы этого остерегаться? Из истории Ислама известно, что все праведники боялись этого вплоть до самой смерти.

Например, сподвижники Пророка (ﷺ) всегда боялись, что они могут оказаться среди лицемеров. Умар ибн аль-Хаттаб, второй праведный халиф, заслуживший за свою справедливость звания Аль-Фарук – разделяющий между добром и злом, еще при жизни обрадованный раем. Про которого Посланник Аллаха (ﷺ) говорил: у меня есть два визиря на небесах, и два на земле, на небесах – Джибриль и Микаиль (мир им), а на земле – Абу Бакр и Умар. Так вот, Умар ибн аль-Хаттаб больше других людей боялся оказаться в числе лицемеров. У Посланника Аллаха (ﷺ) был доверенный человек Хузайфа ибн аль-Йаман, у которого был список лицемеров Медины, о котором он не сообщал никому. Умар неоднократно допытывался у него, не является ли он лицемером. И каждый раз, когда проходила джаназа того или иного мусульманина, Умар следил за Хузайфой. Если Хузайфа приходил на похороны, то и Умар приходил. Если же Хузайфа избегал, то и Умар избегал, понимая, что это мунафик и по нему джаназа не читается.

Верующий му’мин до конца своей жизни должен опасаться впасть в куфр. Достаточно того, что в одном из Кудси хадисов Всевышний Аллах сказал: «Я не объединю два страха и две безопасности». Т.е., если человек боялся Аллаха в этом мире, то в ахирате он будет в безопасности. Если же наоборот, не боялся Аллаха, не заботился о своей участи в ахирате, то в Судный День этот человек будет испытывать ужасный страх, но толку от этого не будет.

Источник

Лицемерие

§ 8. Лицемерие

Словом «лицемерие» принято обозначать такой шариатский термин как «нифак». Слово лицемерие как нельзя лучше отражает смысл арабского слова «нифак» (نِفَاقٌ), однако в связи с тем, что лицемерие (нифак) является антиподом искренности (Ихляс), то необходимо остановиться на этом слове и хорошо усвоить его в свете Шариата, потому что все вещи познаются в сравнении с его противоположностью.

Языковое значение слова «нифак».

Это слово происходит от корня «Н+Ф+К» (ن+ف+ق) и образуется от глагола «На̀ФаКа» (نَافَقَ), этот глагол в основе арабского языка указывает на то, как тушканчик «прячется в свою нору». Затем это слово приобрело вторичный смысл: «лицемерие», потому что тушканчик в своей норе всегда имеет безопасный выход в другом месте, и если ты попытаешься поймать его через один вход в норку, то потерпишь неудачу, так как животное всегда найдет себе выход в другом месте. Лицемер (мунафик) подобен этому тушканчику, он всегда ищет для себя запасной выход, он старается угодить и мусульманам, и неверным, желает усидеть на двух стульях. Внешне он делает всё, чтобы угодить мусульманам и удобно адаптироваться в их обществе, с другой стороны в сердце он остается связанным с неверием (куфром) и ищет выгоды у людей неверных и своих идолов. Соответственно, слово «НиФаК» (نِفَاقٌ) значит 1) прятаться в нору (применимо к тушканчику), 2) лицемерие, притворство, противоречие между внешним и внутренним, проявление добра при сокрытии зла.

В данное время в обычной речи уже никто не использует слово «НиФаК» (نِفَاقٌ) в отношении действий тушканчика, и оно стало указывать на лицемерие в религиозном понимании этого слова.

Другие слова арабского языка, образованные от корня «Н+Ф+К» (ن+ف+ق)

« Н а Ф а К а» глаг. (نَفَقَ) – 1) вышел из норы (применимо к тушканчику), 2) « Н а Ф а К ат аль-мар’а» (نفقت المرأة) — говорят про женщину, к которой много сватаются (т.е. у этой женщины есть большой выбор, всегда есть возможность уйти от одного выбора к другому).

« Н а Ф фа К а» глаг. (نَفَّقَ) то же, что и « Н а̀ Ф а К а» (نَافَقَ)

«му Н а Ф и К » сущ. (مُنَافِقٌ), отглагольное имя слова « Н а̀ Ф а К а» (نَافَقَ) — 1) тушканчик, 2) лицемер, тот, кто внешне проявляет Веру (Иман), а скрывает неверие (куфр).

« Н а Ф и К а’» сущ. (نَفِقَاء) и « Н у Ф а К а т » сущ. (نُفَقَاء) – нора тушканчика.

« Н а Ф а К » сущ. (نَفَقٌ) – тоннель, любой проход в земле или в горе, у которого есть вход и выход.

« Н ай Ф а К » сущ. (نَيْفَقٌ) – штаны.

Нифак (лицемерие) как термин Шариата

Определение: «Нифак/Лицемерие» (نِفَاقٌ) – это внешняя демонстрация приверженности Исламу и совершение праведных дел, которое сопровождается внутренним неверием (куфром) и злом».

Данное явление называется «нифаком», потому что человек входит в Шариат через одну видимую дверь и выходит из него через тайную, незаметную для окружающих дверь.

Лицемеры (мунафики) намного хуже тех, кто открыто исповедует неверие (куфр). Всевышний Аллах сказал:

إِنَّ الْمُنَافِقِينَ فِي الدَّرْكِ الْأَسْفَلِ مِنَ النَّارِ

«Воистину, лицемеры окажутся на нижайшей ступени Огня, и ты не найдешь для них помощника». (Коран 4: 145)

يُخَادِعُونَ اللّهَ وَالَّذِينَ آمَنُوا وَمَا يَخْدَعُونَ إِلاَّ أَنفُسَهُم وَمَا يَشْعُرُونَ

فِي قُلُوبِهِم مَّرَضٌ فَزَادَهُمُ اللّهُ مَرَضاً وَلَهُم عَذَابٌ أَلِيمٌ بِمَا كَانُوا يَكْذِبُونَ

«Они пытаются обмануть Аллаха и верующих, но обманывают только самих себя и не осознают этого. Их сердца поражены недугом. Да усилит Аллах их недуг! Им уготованы мучительные страдания за то, что они лгали». (Коран 2: 9-10)

Виды лицемерия (нифака).

Лицемерие (нифак) делится на два вида: великое лицемерие (нифак акбар) и малое лицемерие (нифак асгар).

Вид первый: Великое лицемерие (нифак акбар)

Такие люди существовали во все времена, особенно в те периоды, когда Ислам набирает силу, и неверные не могут противостоять ему в открытую. Они внешне принимают Ислам либо для сохранения своих мирских интересов, либо, что еще хуже, для вредительства и борьбы с мусульманами изнутри. Лицемер (мунафик) на языке утверждает, что он верит в Аллаха, в Коран, в пророка (мир ему и благословение Аллаха), в ангелов и в Судный День, но в сердце он всё это считает ложью, он не верит в Аллаха, не верит в то, что Он лично произнёс слова Корана, а затем ниспослал его человечеству через пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Они не прислушиваются к предостережениям пророка (мир ему и благословение Аллаха), не боятся наказания своего Господа.

Всевышний Аллах раскрыл нам их тайну в Коране, и предупредил верующих, чтобы они были настороже в отношении лицемеров. В самом начале суры аль-Бакара («Корова») Аллах (Велик Он и Славен) упомянул о трёх группах, на которые можно разделить всех людей этого мира: верующие (му’мины), неверные (кафиры) и лицемеры (мунафики). О верующих Аллах сказал в четырёх аятах, о неверных — в двух аятах, а о лицемерах — в тринадцати аятах. Аллах уделил большое внимание повествованию о лицемерах по причине их большого вреда, именно они всегда становятся главной причиной всех смут и искушений для мусульман, именно они приносят все беды людям Ислама и пытаются ввести людей в заблуждение. Неверный (кафир) не может нанести Исламу такого вреда, на который способен лицемер (мунафик), потому что последний входит в доверие, знает тайны, позиционирует себя как сторонник и даже защитник Ислама, но на самом деле он — истый враг Ислама. Они, наущаемые своими шайтанами, стремятся нанести урон Исламу любыми способами, а зачастую они пользуются невежеством некоторых людей, чтобы замаскировать свою вредительскую деятельность покровом благодеяния. Многие неискушённые люди считают их людьми знания и благодетельности, но на самом деле они люди невежества и распутства.

Вид второй: Малое лицемерие (нифак асгар).

أربعٌ مَنْ كُنَّ فيه كانَ منافقًا خالصًا ، ومن كانت فيه خصلة منهن كانت فيه خصلة من النفاق حتى يدعها ؛ إذا اؤتمن خان ، وإذا حدّث كذب ، وإذا عاهد غدر ، وإذا خاصم فجر

«Есть четыре качества, тот в ком они присутствуют, является абсолютным лицемером, а в ком будет одно из этих качеств, в том будет одно из качеств лицемерия, пока он не оставит его. Если ему доверяют, он обманывает доверие, если говорит, то врёт, если обещает, то нарушает обещание, и если препирается, то отходит от Истины» (хадис привели аль-Бухари и Муслим).

Кто объединит в себе все четыре качества, указанные в хадисе, тот соберет в себе достаточно зла для того, чтобы считаться истинным лицемером (мунафиком) в делах. Тот же, кто обладает одним из этих качеств, приобретает одно из качеств лицемерия (нифака). Такое возможно, порой, в одном человеке могут присутствовать качества добра и зла, качества Веры (Имана) с одной стороны и качества неверия (куфра) и лицемерия (нифака) — с другой. Такой человек заслуживает награды от Аллаха по мере своей Веры (Имана) и наказания по мере своего лицемерия (нифака).

Ибн аль-Кайим (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Лицемерие в деяниях может присутствовать в человеке наряду с основой Веры (Иман), но если это лицемерие станет преобладающим и полным, то такой человек может полностью выйти из Ислама»[1].

Поэтому надо осознавать, что лицемерие (нифак) может быть не только у тех людей, которые осознанно не верят в исламскую Религию. Лицемерие, в той или иной степени, может быть присуще и людям, которые искренне осознают себя мусульманами и единобожниками. Например, леность при совершении коллективной молитвы (намаз) в мечети, является одним из признаков лицемерия, который может поразить и некоторых верующих людей. Если какое-либо дело названо лицемерием или признаком лицемеров, то следует избегать этих признаков всеми путями, чтобы не стать одним из них, потому что лицемерие — это очень опасное качество. Сподвижники посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) боялись впасть в эту смуту и остерегались любых проявлений лицемерия. Ибн Абу Мулейка сказал: «Я встретил тридцать сподвижников посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и все они боялись впасть в лицемерие».

Поэтому обязанность каждого мусульманина заключается в очищении своего сердца от малейших проявлений лицемерия так, как это делали сподвижники и праведники исламской Уммы. Мусульманин никогда не должен чувствовать себя в безопасности от лицемерия и всегда обязан стремиться к чистому Единобожию в словах, делах и убеждениях.

Высказывания сподвижников и учёных первых поколений Ислама, говорящие об их страхе перед лицемерием.

Аль-Хасан аль-Басри говорил о лицемерии: «Боится его только верующий (му’мин), а в безопасности от него чувствует себя только лицемер (мунафик)».

Ибрахим ибн ат-Тайми говорил: «Каждый раз, когда я сравнивал свои слова со своими делами, то боялся, что тем самым буду обличать себя во лжи».

Ибн Абу Мулейка сказал: «Я встретил тридцать сподвижников посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и все они боялись впасть в лицемерие и никто из них не говорил, что его Вера (Иман) подобна Вере Джибриля и Микаиля».

Аль-Хафиз ибн Хаджар аль-Аскаляни (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Самыми лучшими из сподвижников, которых повстречал ибн Абу Мулейка были: Аиша, её сестра Асма, Умму Саляма, все четыре Абдуллаха (ибн `Умар, ибн Аббас, ибн `Амру ибн аль-`Ас, ибн аз-Зубейр), Абу Хурейра, `Укба ибн аль-Харис, аль-Мисвар ибн Махрама, а также тех, кто лучше них, таких как Али ибн Абу Талиб и Саад ибн Абу аль-Ваккас. При этом он решительно утверждал, что все они боялись лицемерия в своих делах. Ни от кого из сподвижников не передаётся ничего, что противоречило этому, и это выглядит как единогласное мнение (иджма`) [всех сподвижников]. Это так, потому что в деяниях верующего может появляться нечто такое, что загрязняет праведные дела и противоречит искренности (Ихлясу). Однако страх сподвижников перед лицемерием не говорит о том, что оно действительно исходило от них, это было сказано как указание на их великую богобоязненность и осторожность в делах религии, да будет доволен ими Аллах»[2].

Ибн аль-Кайим сказал: «Соответственно уровню Веры и знаний в сердце человека возникает страх перед тем, чтобы не оказаться из числа этих людей (т.е. лицемеров). Поэтому саляфы и предводители этой Уммы испытывали сильнейший страх за то, чтобы не оказаться в числе лицемеров. Умар[3] говорил Хузейфе[4]: «Спрашиваю тебя именем Аллаха, назвал ли меня посланник Аллаха в числе этих людей (лицемеров)?» Хузейфа ответил: «Нет, и после тебя я больше никого не буду оправдывать». Он имел в виду, что больше я не позволю себе открыть эту дверь и давать людям положительные характеристики (на основании своих знаний, полученных от пророка). Смысл слов Хузейфы не в том, что никто, кроме Умара не является свободным от лицемерия»[5].

Аль-Джаад Абу Усман сказал: «Я спросил у Абу Раджа аль-`Атариди: «Из тех сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха), которых ты встречал, встретил ли ты тех, кто боялся бы лицемерия?» Аль-Джаад ответил: «Да, хвала Аллаху, я встретил их приличное количество. Однозначно, да! Однозначно, да!» А из тех, кого встретил аль-Джаад, был Умар ибн альХаттаб».

Аль-Хафиз ибн Раджаб аль-Ханбали сказал: «Из тех сподвижников, которые испрашивали у Аллаха защиты от лицемерия (нифака), были такие: Хузейфа, Абу Дарда, Абу Айюб аль-Ансари. Что касается табиинов, то среди них таких было много. Ибн Сирин сказал: «Ничего я не боюсь так, как этого аята:

وَمِنَ النَّاسِ مَن يَقُولُ آمَنَّا بِاللّهِ وَبِالْيَوْمِ الآخِرِ وَمَا هُم بِمُؤْمِنِينَ

«Среди людей есть такие, которые говорят: «Мы уверовали в Аллаха и в Последний день». Однако они не являются верующими». (Коран 2: 8)

Айюб говорил: «Я боюсь каждого аята в Коране, в котором упоминается про лицемерие». Муавия ибн Курра говорил: «Умар боялся лицемерия! Так неужели я могу чувствовать себя в безопасности от этого!?» Также существует очень много замечательных высказываний табиинов на эту тему, а также высказываний имамов[6] Ислама. Имама Ахмада ибн Ханбаля спросили: «Что ты скажешь о человеке, который не боится лицемерия (нифака) в себе?» Имам воскликнул: «Неужели есть те, кто чувствует, что его душа в безопасности от лицемерия!?»[7].

И закрывая тему, хотелось бы вспомнить хадис Ханзалы аль-Усайиди (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Однажды меня встретил Абу Бакр и спросил: «Как ты Ханзала?» Я ответил: «Ханзала совершил лицемерие». Абу Бакр сказал: «Субхана-Ллах! Что ты говоришь!?» Тогда я сказал: «Когда мы находимся у посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), он напоминает нам про Рай и про Ад, так, словно мы видим это своими глазами, а когда мы уходим от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то нас увлекают жёны, дети, дела по хозяйству и мы многое забываем». Абу Бакр сказал: «Клянусь Аллахом, и мы чувствуем нечто подобное». Тогда мы вместе с Абу Бакром отправились к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и вошли к нему, и я вновь сказал: «Ханзала совершил лицемерие». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Как же это?» Я сказал: «Когда мы находимся у тебя, о, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), ты напоминаешь нам про Рай и про Ад, так, словно мы видим это своими глазами, а когда мы уходим от тебя, то нас увлекают жёны, дети, дела по хозяйству и мы многое забываем». И посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

وَالَّذِي نَفْسِي بِيَدِهِ إِنْ لَوْ تَدُومُونَ عَلَى مَا تَكُونُونَ عِنْدِي وَفِي الذِّكْرِ لَصَافَحَتْكُمْ الْمَلَائِكَةُ عَلَى فُرُشِكُمْ وَفِي طُرُقِكُمْ وَلَكِنْ يَا حَنْظَلَةُ سَاعَةً وَسَاعَةً ثَلَاثَ مَرَّاتٍ

«Клянусь Тем, в чьей руке моя душа, если бы вы постоянно пребывали в таком состоянии, в каком вы находитесь при мне и в поминании [Аллаха], то ангелы пожимали бы вам руки, когда вы лежите на ваших кроватях и ходите по дорогам. Однако Ханзала, от времени к времени». И он повторил это три раза» (хадис привел Муслим).

Комментируя этот хадис, аль-Хафиз ибн Раджаб аль-Ханбали сказал: «Так как сподвижники отлично осознавали, что лицемерие (нифак) — это противоречие внутреннего внешнему, то некоторые из них боялись, когда их внутренняя собранность сердца, покорность, и мягкосердечность, вызванные наставлениями пророка, сменялась на увлечённость семьёй, детьми и имуществом, когда они возвращались к мирской жизни. Они боялись, что это является лицемерием (нифаком)»[8].

Эти люди обладали более чистыми сердцами, чем наши сердца, их души были самыми благочестивыми душами этого мира. Эти люди больше всех чтили заповеди Аллаха и были дальше всех от пределов запретного. Обладая совершенными знаниями о своём Господе и боясь того Дня, когда они предстанут перед Ним, все они считали свои грехи огромными, даже те грехи, на которые сегодня мало кто обращает внимание. Так неужели после них, кто то может считать, что он в безопасности от лицемерия!?

В завершение прошу Аллаха Всемогущего и Всемилостивого дать нам всем полезные знания, вести нас по пути Единобожия и уберечь нас от многобожия, одарить нас крепкой Верой и оградить нас от неверия, дать нам понимание в Его Религии и сделать нас преданными рабами, благодарными своему Создателю. Просим Аллаха искренности во всех наших словах и делах, помыслах и намерениях. И обращаемся к защите Аллаха от лицемерия и малодушия, от грехов и ошибок. Аллах на всё это способен и Он наш Покровитель!

Хвала Аллаху, мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам.

Остальные части книги §1, §2, §3, §4, §5, §6, §7, §8
Скачать книгу (PDF)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *