Что значит левостороннее движение
Почему в мире существует левостороннее и правостороннее движение
Как появилось правостороннее и левостороннее движение на дороге.
Переходи на правую сторону дороги…
Впервые посещая страну в которой водители ездят по противоположной от принятой у нас стороны дороги, этот человек (водитель) хочет или не хочет того, тут же впадает в определенный ступор. Это не только странно выглядит со стороны но и ощущается самим водителем. Ему в первые минуты кажется, что весь мир перевернулся и встал с ног на голову, что он попал в зазеркалье, настолько велика разница, что в первые минуты водитель действительно может остолбенеть.
Задумывались ли Вы друзья когда-нибудь над тем, почему так произошло или происходит? Почему так исторически сложилось, что одни страны (большинство) взяли для себя правостороннюю модель движения, а оставшиеся государства построили дороги и начертили разметку по левостороннему образцу? Ответы на эти вопросы унесут нас с вами друзья в далекое прошлое и вероятно они действительно нас (вас) потрясут когда окажется, что современные автомобилисты обязаны такой схеме передвижения по дорогам именно,- кнутам, военной тактике древности и самим морякам.
Сегодня около 66% населения земного шара передвигается по правой стороне дороги, при этом 72% всех в мире дорог имеют правостороннюю схему движения, а 28% соответственно, левостороннюю. Интересно, что в современном сегодняшнем мире до сих пор продолжается та эволюция правил движения по дорогам. Предпочтение движению во многих странах мира и европы отдается правой стороне дороги. Так, в 2009 году островное тихоокеанское государство Самоа перешло на левостороннее движение, таким образом в полку приверженцев правого руля прибавилось 187 тыс. человек. Поговаривают, что властям пришлось это сделать из-за большого количества подержанных машин с правым рулем. В газете New York Times писали следующее,- «для того чтобы люди привыкли к изменениям, в стране был объявлен двухдневный выходной.
Ранее другие страны также массово переходили на другую сторону движения по дороге и в основном на правосторонний ее вариант.
Самый знаменитый в этом плане исторический переход был осуществлен в Швеции. Когда-то на дорогах этой скандинавской страны как ни странно, двигались по левой стороне. Но в связи с тем что все их соседи имели диаметрально противоположный взгляд на движение по дорогам, а именно, на то, по какой стороне дороги нужно ездить (двигаться), шведам все-же пришлось капитулировать и принять новые правила игры. Переход был осуществлен 03 сентября 1967 года. В историю этот день вошел под названием «День «H»».
Некоторые другие страны совершали такие переходы на правостороннее или наоборот на левостороннее движение по тем же самым причинам, как и шведы, в основном из-за неудобств общения с соседними странами.
Правши правят миром. Теория правой руки гласит о том, что правостороннее движение появилось прежде всего из-за того, что правшам было удобнее управлять именно правой рукой, бить хлыстом по крупу лошади было безопаснее при движении по правой стороне дороги. Да и крестьяне всегда прижимались влево от быстро несущегося экипажа или человека на коне, чтобы тем было в случае чего сложнее ударить их хлыстом. По той же причине и рыцарские турниры проводились по правилам правостороннего движения.
Во многих странах правостороннее движение сложилось стихийно, что в итоге было закреплено в законодательстве. В Российской Империи при Елизавете I правостороннее движение тоже было официально узаконено. Однако и ранее в Старой России при встречном разъезде двух конных экипажей люди и экипажи прижимались к правой стороне дороги.
В Англии, и это чуть позже, был принят свой закон, т.е. «Дорожный акт», с которым вводился свой вид движения, оно было левостороннее. Вслед за владычицей морей левшами на дороге стали и все ее колонии и подвластные им земли. Великобритания серьезнейшим образом повлияла на популяризацию левостороннего движения.
А на саму Англию в этом плане в древности вероятно повлияла Древнеримская Империя. После завоевания Туманного Альбиона римляне, у которых было принято ездить по левой стороне дороги, распространили эту традицию на всей завоеванной территории.
Распространение правостороннего движения исторически приписывают Наполеону и его военной экспансии в Европе. Сыграл свою роль политический фактор. Поддерживавшие Императора Франции такие страны, как Германия, Италия, Польша, Испания, Голландия и Швейцария, тоже начали ездить по правой стороне дороги. А те страны, которые считались их политическими оппонентами, а именно, Англия, Австро-Венгрия и Португалия остались на левой стороне доржного движения.
Также этот политический фактор сыграл свою роль и в случае с недавно появившимися независимыми Соединенными Штатами Америки. После получения независимости от Великобритании американцы поспешили перейти на правостороннее движение, чтобы ничто не напоминало им о прошлом.
Тоже самое проделали и в Корее, случилось это после окончания японской оккупации в 1946 году.
Вот друзья, такие исторически факты поведали нам сегодня интересную историю об истоках разного движения на дорогах мира.
Левостороннее движение на дорогах: как возникло и в каких странах существует
Левостороннее движение на дорогах: Needpix
Левостороннее движение на дорогах многих иностранцев приводит в замешательство. Все потому, что большинство автомобилистов мира ездит по правой стороне дороги. В каких странах и почему транспорт движется по левой полосе?
Как возникло левостороннее движение на дорогах
Что такое левостороннее движение? При левостороннем движении транспорт движется по левой дорожной полосе, а руль в автомобиле чаще всего находится справа. Правила дорожного движения с левосторонним движением имеют одну основу с ПДД для правостороннего движения, но работают в зеркальном отражении.
По статистическим данным, сегодня 66% населения Земли ездят по правой стороне и 34% — по левой. В мире 28% дорог левосторонние, 72% — правосторонние.
Как появилось левостороннее движение? Почему некоторые страны приняли такую модель движения на дорогах, достоверно неизвестно. Вот исторические предпосылки, которые способствовали возникновению движения по левой полосе:
Многоместная карета: Pixabay
Когда количество транспорта увеличилось, появилась необходимость законодательно утвердить лево- или правостороннее движение. Первой страной, которая в 1756 году законодательно подтвердила левостороннее движение, была Англия. За нарушение правил накладывался штраф в фунт серебра. В конце XVIII века в стране появился «Дорожный акт», который переводил в государстве все транспортные средства на левостороннее движение. Постепенно англичане навязали левостороннее движение своим колониям в Азии и Африке.
Япония тоже приняла решение о левостороннем движении в XVIII веке, хотя и не была под юрисдикцией Англии. Законодательно движение по левой стороне дороги японцы утвердили в 1927 году.
Страны с левосторонним движением и особенности езды в них
В каких странах существует левостороннее движение? Сегодня насчитывается 46 стран, в которых транспорт ездит по левой полосе. Кроме Великобритании, в Европе автотранспорт движется по левой полосе в Мальте, на Кипре и в Ирландии.
Под влиянием Англии по левой стороне дороги стали ездить в Индии, Новой Зеландии, Австралии и многих странах Африки (ЮАР, Кения и др.). Левостороннее движение на дорогах существует в Японии.
Бывшие голландские колонии в Индонезии, Суринаме и других странах с XVI века сохраняют левостороннее движение. В Китае принято правостороннее движение, но Гонконг и Самоа утвердили движение транспорта по левой стороне дороги.
Особенности левостороннего движения в разных странах: Needpix
В странах, которые законодательно приняли левостороннее движение, существуют свои особенности порядка на дорогах. Вот некоторые из них:
Правила дорожного движения для лево- и правостороннего движения имеют одинаковую основу. Но конструкция автомобиля требует от водителей перестройки внимания и получения практических навыков. Въезжая в страну с левосторонним движением, проявите осторожность, не превышайте скорость и будьте предельно внимательны.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Почему есть правостороннее движение и левостороннее Откуда это взялось?
Почему есть правостороннее движение и левостороннее Откуда это взялось?
Почему в некоторых странах мира «правый» руль и левостороннее движение
Истоки
Вы никогда не задумывались, почему не на всех автомобилях руль слева? Англичане, например, задали бы прямо противоположный вопрос – почему не у всех руль справа? И в какой-то мере были бы правы. Потому что левостороннее движение имеет более глубокие корни, чем правостороннее, можно даже сказать, с него-то все и началось…
Как же произошел переход к правостороннему движению?
По некоторым источникам, воинствующие пешеходы и всадники стали передвигаться по правой стороне дороги и поворачиваться друг к другу левым плечом с появлением щитов. Именно щит, а не меч призван был теперь в первую очередь защитить своего хозяина от возможного нападения встречных путников.
Что касается Японии – законодательницы мод на Востоке, то здесь время от времени пытались менять правила. Выходили различные указы, изменяющие режим движения пешеходов, всадников и конных повозок, что вносило изрядную сумятицу в поведение участников дорожного движения и порой заканчивалось плачевно. В итоге в пользу «правого» руля решающую роль сыграла… железная дорога. Три страны – Франция, Америка и Великобритания – в конце XVIII века предлагали японскому правительству свои услуги по строительству железной дороги. Победило в этом «тендере» Объединенное королевство, и железнодорожная сеть, естественно, левосторонняя, была построена. Впоследствии схема движения по железной дороге стала определяющей и для перемещения всего остального транспорта по обычным дорогам. А если бы в тендере победила, скажем, Америка, возможно, сегодня японцы ездили бы, как и мы – с «левым» рулем. Впрочем, со времени строительства железной дороги и до нашего века правила, обуславливающие, по какой стороне дороги двигаться пешеходам и экипажам в Японии, еще несколько раз менялись. Окончательно решение ездить по левой стороне было принято японским правительством в 1924 году и вписано во все касающиеся дорожного движения законы государства.
Почему в Англии левостороннее движение, а в России правостороннее
Большой разницы между тем, по какой стороне дороги ездить, нет. Это скорее дело привычки. Логического обоснования, почему так, а не иначе, тоже нет.
Универсальный ответ — так сложилось исторически.
На данный момент 66 % населения Земли ездят по правой стороне и 34 % по левой, в первую очередь за счёт населения Индии, Индонезии, Пакистана. 72 % всех дорог правосторонние, 28 % — левосторонние.
Почему в России правостороннее движение?
В России, как и в большинстве стран, правостороннее движение.
В России ещё в Средние века правило правостороннего движения сложилось стихийно и соблюдалось как естественное поведение человека. Датский посланник при Петре I Юст Юль в 1709 г. писал, что «в России повсюду в обычае, чтобы повозки и сани, встречаясь друг с другом, разъезжались, держась правой стороны». Поэтому у нас долго не спорили, по какой стороне ездить, потому что ещё в допетровские времена (до Петра I) сани всегда зимой держались правой стороны и разъезжались левыми боками. А потом в 1752 году императрица Елизавета Петровна издала указ о введении в России правостороннего движения. С тех пор у нас ничего не менялось.
Почему в Великобритании левостороннее движение?
В Британии левостороннее движение законодательно закрепили примерно в то же время, что и в России правостороннее.
На Западе первый закон, регламентирующий лево- или правостороннее движение — английский билль 1756 г., согласно которому движение по Лондонскому мосту должно было быть по левой стороне. За нарушение этого правила предусматривался внушительный штраф — фунт серебра. А через 20 лет в Англии был издан исторический «Дорожный акт», который вводил на всех дорогах страны левостороннее движение.
Как и когда Швеция перешла на правостороннее движение?
Одной из последних стран, перешедших с левостороннего движения на правостороннее, была Швеция. Это произошло в 1967 году. Подготовка к реформе началась ещё в 1963 году, когда шведский парламент образовал Государственную комиссию по переходу на правостороннее движение, которая должна была разработать и провести в жизнь комплекс мер для обеспечения такого перехода. 3 сентября 1967 года в 4:50 утра все транспортные средства должны были остановиться, сменить сторону дороги и продолжить движение в 5:00. На первое время после перехода был установлен специальный режим ограничения скорости.
3 сентября 1967 в Швеции
Вопрос в другом — почему решили ездить по левой стороне?
Тут версий несколько. Первая версия морская. Великобритания — островное государство и добраться туда можно было только морем. А в старинные времена в английском судоходстве было принято расходиться с другим кораблем правым бортом (то есть левостороннее движение). Сейчас в судоходстве правостороннее движение, но в те времена Англия была очень зависима от моря и на суше переняли морские традиции, которые потом не стали менять.
Кстати, археологические раскопки подтверждают эту версию. Не так давно археологи раскопали старинную римскую каменоломню и там более укатанной была как раз левая колея, по которой ехали тележки с камнем.
Почему в Австралии левостороннее движение?
С Австралией всё просто. До недавнего времени она была английской колонией, так что правила там были такие же, как в Британии. После обретения независимости там просто не захотели ничего менять, поэтому левостороннее движение так и осталось. И такая ситуация, кстати, сохранилась в большинстве бывших английских колоний. В Индии, например.
Почему в Японии левостороннее движение?
Но почему тогда в Японии левостороннее движение, ведь Япония никогда не была английской колонией и тем более не попадала под влияние Римской империи?
Тут дело в политике. Во-первых, при создании железных дорог в Японии были наняты английские специалисты. Они сделали всё на свой лад, по принципу левостороннего движения. Во-вторых, в 1859 году посол королевы Виктории убедил японское правительство принять левостороннее движение и на дорогах.
Страны с правосторонним движением
Страны с левосторонним движением
Интересные факты о левостороннем и правостороннем движении
У самых первых автомобилей был не руль, а рычаг, перемещавшийся в горизонтальной плоскости. Так как у большинства водителей правая рука все-таки сильнее и ловчее, они начали садиться слева, чтобы проще было перенести нагрузку на руль.
В итоге, во многих государствах начало складываться правостороннее движение. Это казалось удобнее с физиологической точки зрения: большинство людей правши. Чтобы разъехаться на узкой дороге, проще направить экипаж на обочину правой, более сильной рукой. Потому-то это и стало сначала традицией, а потом и нормой. В России указ о введении правостороннего движения был издан в 1752 году императрицей Елизаветой.
На Западе было иначе, и в 1756 году был издан английский билль, согласно которому по Лондонскому мосту экипажам следовало ездить по левой стороне. Нарушитель регламента должен был выплатить штраф в виде фунта серебра. Еще через двадцать лет закон закрепил это правило на всех английских дорогах, в том числе на железных, а следом традиция перекочевала и во все британские колонии.
С появлением в конце XIX века круглой баранки, начались споры, к какому борту ее, собственно, смещать. Сначала устанавливали ближе к краю дороги, то есть справа, чтобы проще было выходить из авто. Потом, с возникновением необходимости обгонов, — слева, чтобы лучше видеть встречный поток. А первым серийным автомобилем с левым рулем и современной посадкой водителя стал Ford T 1908 года.
Исключения встречались и встречаются даже там, где движение правостороннее. Например, в Италии долгое время почти все модели Lancia оснащались правым рулем — специально для езды по горной местности, так как, по замыслу конструкторов, при подъеме водитель должен был сидеть подальше от обрыва. Та же история с некоторыми американскими и канадскими почтовыми автомобилями — руль справа, чтобы почтальону было удобно опустить корреспонденцию в почтовый ящик, не выходя из машины.
Сегодня по левой стороне дороги ездят во многих странах — в ЮАР и Великобритании, в Японии, Таиланде и Сингапуре, в Австралии и Индии, на Ямайке и в Восточной Африке. Нередко бывает так, что при пересечении границы приходится переезжать на другую сторону дороги. Например, сообщение между левосторонним Таиландом и правосторонним Лаосом осуществляется при помощи специальных сигнальных огней. Иногда для этой цели сооружают многоуровневые развязки — как, например, между Китаем и анклавом Макао.
Кстати, в Швеции ездили по левой стороне дороги до 1967 года. Потом вопрос о переходе на правостороннее движение вынесли на референдум, и 83% шведов высказались против — всех все устраивало. Спустя несколько лет парламент уже не спрашивал ничьих мнений, а просто вынес постановление. Действо было беспрецедентное — 5 сентября в 4:50 все автомобили остановились и осторожно сместились на правую сторону, а ровно в 5 утра продолжили движение. Водителям, понятное дело, было боязно, поэтому в первый месяц после введения новых правил количество ДТП в Швеции стремилось к нулю. Потом, правда, все вернулось на круги своя.
В первые дни после введения в Швеции в 1967 году правостороннего движения ситуация на дорогах в Стокгольме выглядела так:
Были и другие подобные переходы. Например, Корея перешла на правостороннее движение в 1946 году, как только закончилась японская оккупация. А на Самоа получилось еще интереснее: так как местный автопарк по большей части состоял из подержанных «праворуких» авто, правительство в какой-то момент решило, что ездить надо по левой стороне.
Венская конвенция о дорожном движении еще в 1968 году утвердила, что въезд в страну с иным расположением полос в большинстве случаев остается в рамках закона. Впрочем, документ подписан не всеми государствами. Например, в Австралии и Чили автомобили с «неправильным» рулем запрещены и по правилам на въезде обязательно должны быть переоборудованы. Исключение делают разве что для антикварных машин.
В Камбодже «праворукие» транспортные средства в начале двухтысячных были запрещены одномоментно, невзирая на то что составляли подавляющее большинство местного автопарка.