Что значит кумир для людей
Значение слова кумир
Словарь Ушакова
кум и р, кумира, муж. (книж. поэт.).
1. Изваяние языческого божества, идол.
Фразеологический словарь русского языка
Библейская энциклопедия арх. Никифора
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
1. Статуя, изваяние языческого божества.
* ► Пока был умный жрец, кумир не путал врак. // Крылов. Басни // *
2. Идол; о статуях античных богов, царей, героев.
* ► И кстати я замечу в скобках, Что речь веду в моих строфах Я столь же часто о пирах, О разных кушаньях и пробках, Как ты, божественный Омир, Ты, тридцати веков Кумир! // Пушкин. Евгений Онегин //; И вот общественное мнение! Пружина чести, наш кумир! И вот, на чем вертится мир. // Пушкин. Евгений Онегин // *
Библейский Словарь к русской канонической Библии
кум’ир — то же, что идол. Возможно, слово «кумир» произошло от сирийского слово «кумра», обозначавшее жрецов их идолов. ( см. идол)
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
КУМИР, а, м.
2. перен. Предмет восхищения, преклонения.
• Не сотвори себе кумира (книжн.)призыв иметь свободную совесть, самостоятельный и смелый ум [по Ветхому Завету: божественная заповедь пророку Моисею].
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
м. изображение, изваяние языческого божества; идол, истукан или болван.
Кто такой кумир, или не сотвори себе кумира
«Не сотвори себе кумира», – гласит вторая библейская заповедь. Психология не так категорична в суждениях. Кумиры полезны для развития личности, но в то же время поклонение кумиру может быть опасным, деструктивным для человека. От чего это зависит, зачем человеку вообще нужны кумиры, и каково быть кумиром – все это нам предстоит сегодня узнать.
Кто такой кумир
Слово «кумир» можно перевести как идол. Раньше так называли мелких злых духов, которые выдавали себя за богов (так они хотели добиться поклонения). То есть изначально термин «кумир» означал, скорее, идолопоклонство. А что это значит в наши дни?
Кумир – это образец, эталон, идеал, пример для подражания. Ими восхищаются, за их жизнью следят, на них хотят быть похожими. Кто-то восхищается кумиром целиком, а кто-то отдельными качествами или только внешностью. Кто-то копирует манеру поведения, а кто-то хочет, например, быть таким же смелым.
Но неужели существуют идеальные люди? Неужели кумиры не имеют недостатков и пороков? Конечно, нет. Идеальных людей не бывает. Но существуют недостатки, с которыми мы готовы мириться. Кому-то они даже могут нравиться. А еще встречается такое, что то, что неприятно одному, вызывает восторг и симпатию у другого. Сотворение кумира субъективно.
Зачем нужны кумиры
Кумирами становятся певцы, актеры, социальные активисты, бизнесмены, писатели, артисты и другие люди. Каждый человек может стать кумиром в глазах кого-то, но чаще этой участи удостаиваются медийные личности. Однако, как вы можете заметить, нет единого кумира для всех людей. Есть кумиры и их аудитория (у каждого своя).
Примеры для подражания, идеалы нужны каждому человеку. Мы с детства начинаем искать образцы. Сначала ими становятся герои сказок и родители, потом близкие родственники и знакомые, потом известные люди. Примером для подражания может быть реальный герой или вымышленный, историческая личность или наш знакомый и даже человек, с которым мы не знакомы лично.
Зачем же нужны кумиры, что толкает людей на их сотворение:
Кумиры помогают нам совершенствоваться и самореализовываться. Мы строим жизнь согласно примеру и ориентиру. Чужие успехи мотивируют, восхищают. Примеры для подражания нужны каждому человеку. Но это хорошо и полезно только до той поры, пока не перерастает в фанатизм и слепое копирование. Пока мы ориентируемся на кого-то, избирательно относимся к его успехам, сравниваем его способности и возможности со своими, мы получаем пользу от сотворения кумира. Но как только мы забываем о своей индивидуальности и начинаем копировать чужую жизнь, это становится опасным для жизни и развития.
Поклонение кумиру и фанатизм
Когда недостатки кумира не замечаются, происходит идеализация личности, тогда стоит задуматься о рисках поклонения кумиру. Фанатизм – это одержимость идеалом. Это болезненное состояние, хотя оно и не считается патологией.
С точки зрения психологии, фанатизм отражает убежденность личности в собственном несовершенстве. Это максимальное проявление комплекса неполноценности, признание личной несостоятельности, неспособности. Человек как бы компенсирует свое несовершенство достоинствами кумира, растворяется в нем, объединяет себя и его.
Фанатизм, или достижение мнимой целостности за счет растворения в другом человеке, возникает там, где нет самопринятия и самопознания. Человек не знает собственного потенциала, не верит в него. А потому даже не пытается самореализоваться. Предпосылками такого отношения человека к самому себе выступают издержки семейного воспитания:
Фанатиками становятся те, кто имеют заниженную самооценку и убеждены в собственной никчемности. Это деструктивный способ самоутверждения, самореализации. Фанатизм создает иллюзию смысла жизни, наделяет жизнь целью. Фанаты готовы ездить по городам вслед за своим кумиром, спать под его окнами, читать те книги, что читает он, одеваться в ту же одежду, что он, и т. д. Но реализуют ли они при этом личный потенциал, развиваются ли? Нет. Они просто тратят свою жизнь.
Вторая опасность, которую скрывает фанатизм – одержимость кумиром, покушение на его жизнь. Некоторые фанатики считают кумиров своей собственностью. В порыве страсти они готовы в прямом смысле разорвать кумира или причинить вред его второй половинке. Это нездоровое проявление любви. Предпосылками этого также выступает личностная нереализованность, несостоятельность.
Каково быть кумиром?
Кумирами становятся амбициозные, активные люди, любящие внимание. Когда они достигают успеха и получают свою армию поклонников, то испытывают чувство самоудовлетворения. Кумиры стараются всеми силами сохранить свой статус. Они дают людям то, что те хотят получить. Но так продолжается не всегда. Рано или поздно приходит понимание того, что при этом они несут большую ответственность за себя, своих близких и всех поклонников.
Каждый шаг кумира становится предметом всеобщего обсуждения. Кумиры не имеют права на ошибку, они должны быть совершенны всегда и во всем. Это выматывает. Тем более компоненты личности непрерывно меняются, а это значит, что однажды кумир может не угодить кому-то. От него будут ждать прежних поступков и слов, а если поклонникам что-то не понравится, то гневный ответ не заставит себя ждать.
Послесловие
Все хорошо в меру. Кумиры нужны и полезны, но только как примерные ориентиры. Можно восхищаться ими, но нужно сравнивать их индивидуальные особенности со своими индивидуально-психологическими и личностными характеристиками. И ни в коем случае нельзя копировать другого человека. Вы уникальны, вы – индивидуальность. Главная цель жизни человека – раскрыть свой потенциал. Поклонение и фанатизм опасны как для фанатиков, так и для кумиров. И разочарование с фрустрацией, вызванные осознанием того, что все люди несовершенны – меньшее из возможных последствий.
Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им.
Стена Цоя на Арбате, где московские фанаты вспоминают своего кумира. Фото: РИА Новости / Ольга Головко
В поэзии кумирами порой называют статуи, памятники.
И, обращен к нему спиною,
В неколебимой вышине,
Над возмущенною Невою
Стоит с простертою рукою
Кумир на бронзовом коне.
А.С. Пушкин. «Медный всадник» (1833)
«Кумир на бронзовом коне». Памятник Петру I в Санкт-Петербурге. Фото: Depositphotos
Синонимы к слову кумир
Синонимы к слову кумир: идол, изваяние, истукан, статуя, памятник, божество, икона, фетиш, властитель дум, предмет поклонения.
Кумир и фанат. Почему их не стоит путать
Кумир. Примеры употребления
И пришед Добрыня в Новгород, поставил кумира Перуна над рекою Волховом; и оному людие новогородские приносили жертвы, яко богу.
В.Н. Татищев. «История российская в семи томах» (1750)
Одна свобода мой кумир,
Но все люблю, мои поэты,
Счастливый голос ваших лир.
А.С. Пушкин. «Дельвигу» (1821)
Ленька был кумиром всего дома, начиная от мамаши и кончая последней горничной.
А.И. Куприн. «Штабс-капитан Рыбников» (1905)
В это время преобладало атеистическое направление, и кумирами молодежи были: Писарев, Добролюбов и Чернышевский.
С.Ю. Витте. «Воспоминания» (1911)
В лице красавца Феоктистова он имел верного адъютанта, старавшегося походить на Мамочкина во всем и даже отпустившего усики по примеру своего кумира.
Э.Г. Казакевич. «Звезда» (1946)
Мрачный музыкант, ставший кумиром целого поколения, и экстравагантная вокалистка панк-группы были слишком разными людьми.
Александр Шувалов. «Nirvana наизнанку» // «Психология на каждый день» (2011)
Но не сотвори себе кумира ― даже из Ньютона!
Сергей Смирнов*. «Год 1745: новые конкистадоры» // «Знание-сила» (2014)
* Сергей Смирнов включён Минюстом в реестр иноагентов
Не сотвори себе кумира значение
Соломон покланяется кумиру. Себастьяно Риччи.
Но что же значит слово кумир?
Происходит оно от семитского kumra, что значит «жрец». В славянских языках так называли скульптурные изображения языческих богов.
Что же касается фразы «Не сотвори себе кумира», то на самом деле она является одной из десяти заповедей, данных Богом Моисею на горе Синай. Полностью заповедь звучит так: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой…».
Эта заповедь — вторая по счету и предостерегает человека от следования языческим культам, поклонения идолам и ложным богам. Она является логическим продолжением первой заповеди, которая гласит: «Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим».
На первый взгляд она актуальная для древнего человека и потеряла свою значимость в наше время. Но стоит все же задуматься: ведь речь в ней идет не только о статуях. Как знать, возможно сейчас, увлекаясь благами современной цивилизации мы точно также творим себе кумиров из дорогих вещей, карьеры и прочих не слишком возвышенных понятий, которым служим и уделяем внимания гораздо больше чем Богу и Его заповедям.
Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.
О кумирах. Как выбирать и нужен ли вообще?
Всегда найдется тот кто лучше тебя в той или иной сфере, и его успехи могут вызвать зависть у тебя. Это нормально, но есть вариант покраше – например использовать чужое превосходство и свою зависть как стимул для саморазвития. Но видя человека превосходящего тебя по многим параметрам ты можешь создать из него своего кумира. Не всегда осознанно, но ведь человек не бестолковый скот, а нечто большее и потому кумиров может создавать или не создавать вполне осознанно.
Я бы не стал на манер википедии приравнивать понятия кумира и идола, поскольку идол это упрощенная и испорченная в некотором смысле идея кумира. К примеру – я буду ценить Докинза за его работы, за его деятельность. В плане изучения религии, генов и просто вклада в мировое развитие масс. Но при этом являясь кумиром, он не будет идолом.
В варианте представления с кумирами есть пара недостатков : ну например восхищаться если и стоит, то не всем человеком, а лишь достойными для тебя чертами. Слепое поклонение абсолютная глупость, на которую способны разве что дети.
Ну про кумиров высказался и господь, а потому игнорировать его я думаю не стоит – вторая из десяти заповедей по пятикнижью гласит : “Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.”
Звучит здорово, но эгоистично. Бог это эгоистичный ребенок, не помню кто это сказал, то ли Карлен, то ли Докинз, но в данном примере эта идея демонстрируется наглядным образом. Не создай кумира кроме бога. Ну в принципе логично, ведь если бог есть и будь он самым лучшим, чистым, незабвенным созданием на Земле, тогда кому-то может и стоило бы сделать кумиром его, но опять же не всем. Я например не очень согласен с системой проклинания человека и в нагрузку его потомков – человек умрет и уже плевать, тем более что он будет на том свете и там с ним бог сможет делать все что угодно, а потомки за что будут страдать? Ладно, отошёл от темы.
Польза или вред кумиров зависит от степени поклонения им людей – восхищаться достойными персонами обладающими выдающимися чертами порой полезно. Естественно в меру. И пожалуй стимул это главное применение пользы от кумиров на практике. Но нужен ли развитому, соображающему человеку кумир? И да, и нет зависит от человека, хотя вышеописанная личность в принципе должна мочь существовать и без кумиров.
Любопытным случаем кумиров является не живой человек, а образ, литературный или вовсе придуманный самостоятельно, ну как бог. В этом случае человек не будет привязан к реальному живому кумиру, и не будет зависеть от событий в его жизни. Используя образ героя-кумира, можно поставить его в свою ситуацию и последовать тем путем, которым последует кумир. Но на данном примере уже можно говорить об идоле в хорошем смысле. Плюс образ литературного героя можно изменять самостоятельно, таким образом влияя на свои представления о ценностях, но несколько окольными путями.
Ну и частным случаем, частного случая выдуманного кумира являетесь вы сами, ваш образ измененный в лучшую, по вашему мнению, сторону. Возможно это именно тот человек, которого вы хотите видеть на своем месте. И будь этот образ недостижим и постоянно изменяем в угоду вашему развитию, вам будет куда стремиться.
Кто-то скажет стремясь стать кем-то можно потерять собственное Я. Верно, и такие случаи бывают. Но ведь не все счастливы со своим Я, и не все считают свое Я чем-то незыблимым и тем с чем можно счастливо прожить. Ваше Я создавалось без вашего прямого участия, а потому не все могут быть рады тому, чем обладают. И вы сами должны решить, что важнее и ценнее.