Что значит культовый автомобиль
«Эпохальные» машины. Модели-символы десятилетий автомобильной истории
Мы задумались над тем, какие автомобили могли бы представлять разные десятилетия, в наилучшей степени демонстрируя приоритетные ценности и направления инженерной мысли представляемого периода. Вышло местами предсказуемо, местами неожиданно, но, наш взгляд, довольно интересно!
1890-е: пионеры автопрома и Benz Velo
Первые автомобили появились в конце XIX века. Стилистически и конструктивно они во многом повторяли конные экипажи: большие по диаметру, но тонкие спицованные колеса, рессорные подвески, характерные формы кузова. Двигатель, как правило, располагался под или за высоко установленным диваном, на котором восседали шофер и пассажир. Привод осуществлялся ремнем или цепью на задние колеса, органы управления кардинально отличались от того, к чему мы привыкли сейчас.
Эта эпоха, безусловно, связана с именем Карла Бенца и его ранними моделями. Одной из наиболее знаменитых машин того времени является четырехколесный Benz Velo (1894-1901 гг.), во многом благодаря тому, что было освоено его серийное производство, – для многих «первенцев» автопрома это оказалось недостижимым уровнем!
1900-е, монархи и Rolls-Royce 40/50HP Silver Ghost
Первые автомобили были, безусловно, роскошью в том смысле, что в силу конструктивной сложности и штучного производства стоили очень дорого. Но по-настоящему комфортными, впечатляющими своими техническими характеристиками они стали лишь в ХХ веке. Это уже не «самобеглые» коляски, похожие на легкие кареты без лошадей, а по-настоящему шикарные транспортные средства, достойные первых лиц государств. Безусловно, одним из символов здесь является Rolls-Royce 40/50HP Silver Ghost (1906-1926 гг.).
1910-е, трудящиеся и Ford Model T
Ford Model T стал первым по-настоящему массовым автомобилем: в 1908-1927 годах было выпущено свыше 15 миллионов экземпляров этой модели. Одна из причин успеха (помимо, в общем-то, удачной конструкции) – невероятно низкая для столь технологичного продукта цена. Именно «Жестянка Лиззи» стала первым по-настоящему доступным автомобилем. Также появление Model T прочно ассоциируется с внедрением конвейерного производства в автомобильной промышленности.
1920-е, гонщики-аристократы и Bugatti Type 35
Автомобиль быстро стал опасной, но увлекательной игрушкой аристократов. 20-30-е годы ХХ века отметились расцветом автомобильных соревнований и, как следствие, появлением гоночных болидов. И как здесь не вспомнить легендарное семейство Bugatti Type 35 (1926-1930 гг.), представители которого принесли немало побед на гоночных трассах.
1930-е, инженеры-экспериментаторы и Citroёn Traction Avant
Предвоенные годы – это время смелых экспериментов, проб и ошибок. И очень интересных как со стилистической, так и с технической точки зрения автомобилей. Достаточно вспомнить американский Cord 810/812 или восточноевропейскую Tatra 87. Но все же на роль символа того времени в большей степени претендует более известный широким массам Citroёn Traction Avant (1934-1957 гг.). В нем также немало технических изюминок и прогрессивных решений: несущий кузов, передний привод, торсионно-рычажная подвеска. А также «быстросъемный» передний модуль: весь силовой агрегат с передней подвеской отсоединялся от кузова менее чем за час.
1940-е: военные и Jeep Willys, народы и Volkswagen Beetle
Да, две модели. Легкий армейский вездеход Willys MB (1941-1945 гг.), являющийся, по сути, прародителем всех внедорожников, напоминает нам о Второй мировой войне.
А самый узнаваемый автомобиль всех времен и народов – Volkswagen Beetle (1946-2003 гг.) – символизирует уже послевоенную эпоху, когда восстанавливающимся странам был нужен по-настоящему народный автомобиль. И для многих им стал как раз «Жук», хотя в национальных масштабах у разных народов – свои народные. Вспомнить те же Citroёn 2CV, Rover Mini, Fiat 500 и 600…
1950-е: рок-н-ролл, Элвис и Cadillac Eldorado
Спустя всего лишь десятилетие мир оправился от прежних невзгод. Это время больших дорогих автомобилей. Советские граждане получили «Волгу», немцы – Mercedes SL, а американцы – Cadillac Eldorado. Причем с каждым модельным годом и поколением «плавники» становились все больше, а дизайн все вычурнее. Но именно такие машины стали символом Америки 1950-х!
1960-е: молодежь и Ford Mustang
Еще один культовый американский автомобиль, который стал новым маркетологическим чудом и подарил миру еще один узнаваемый образ, – Ford Mustang (1964-1968 гг.). Вот что бывает, когда заурядную техническую начинку оборачивают в яркую упаковку и предлагают по шокирующе низкой цене!
1970-е: энергетический кризис и Honda Civic
В 1973 году в мире разразился энергетический кризис, но к тому моменту у японцев уже был ответ – Honda Civic! Компактный, экономичный и удивительно надежный автомобиль, который спас немало семейных бюджетов от катастрофы и сделал важный вклад в имидж японского автопрома. Первое поколение Civic увидело свет в 1972-м – за два года до Volkswagen Golf. Вот и думайте, кто тут основатель класса.
1980-е: семейные ценности, Renault Espace в Европе и Chrysler Voyager в США
Хэтчбеки, седаны, универсалы, внедорожники – в 1980-х этот набор пополнился минивэнами, они же однообъемники или УПВ (универсалы повышенной вместительности). На несколько десятилетий они стали главной мечтой и выбором больших семей. Одним из родоначальников современных минивэнов считается Renault Espace (1984-1991 гг.), рожденный в сотрудничестве французского производителя с компанией Matra.
Но было бы несправедливо отдавать титул первопроходца только ему, ведь в том же 1984 году в США появился знаменитый Voyager, изначально под маркой Plymouth. И очень символично, что именно ему была уготована значительная роль в истории спасения концерна Chrysler от краха.
1990-е: доступные высокие технологии и Audi A8
80-90-е годы ХХ века называют золотыми десятилетиями в автомобильной истории. Это мы вздыхаем с ностальгией про ресурс, кроме этого, в тот период времени наблюдается активное внедрение высокотехнологичных решений в массовые сегменты рынка. «Легковой» полный привод, высокоэффективные дизельные моторы, подушки безопасности, система курсовой устойчивости – все это постепенно становится доступно не только для богатых покупателей. Символ внедрения высоких технологий – Audi A8 с алюминиевым кузовом (1994-2001 гг.). Спустя несколько лет немцы «оденут» в «крылатый металл» и куда более доступную модель А2.
2000-е: всеобщая забота об экологии и Toyota Prius
Про гибриды начали говорить еще в конце 1990-х, но – давайте начистоту – тогда они воспринимались не более чем транспорт для помешанных на экологии фриков. Все изменилось в 2000-х, а нынче любой уважающий себя производитель вынужден иметь в модельном ряду гибридные версии. Но до сих пор при словах «гибридный автомобиль» перед глазами возникает… Да-да, одно из первых поколений Toyota Prius!
2010-е: возвращение «электричек» и Tesla Model S
Возвращение? Разумеется! Ведь в начале ХХ века электромобили на равных соперничали с машинами, оснащенными паровыми двигателями и двигателями внутреннего сгорания. Последние тогда победили, но, похоже, наступает время реванша. И ознаменовала новую эру Tesla и ее Model S. Можно сколько угодно говорить о том, что весь гений Маска заключался лишь в том, чтобы запихнуть в свою «электричку» батарею побольше. Может, и так, но по крайней мере именно он придумал, как сделать электромобиль интересным для сотен тысяч покупателей, да еще и угадал с моментом. В общем, браво!
«Двадцатые» только начинаются, а значит, все еще впереди! Есть идеи, какие технологии определят начавшееся десятилетие, какие серийные или концептуальные модели в наибольшей мере их отражают? Поделитесь своим мнением в комментариях.
1960-2020. Реальная история автомобилестроения в базе объявлений Автобизнеса
Культовый значит народный
Уже довольно долго размышлял о легендарных автомобилях прошлого, чьи осовремененные копии сегодня пытаются «срубить бабла» на былой славе своих предков. И вот решил поделиться своими мыслями.
Главный вопрос — почему автомобили, сделанные по мотивам легендарных моделей, не могут по определению быть народными как их прообразы?
Возьмем к примеру Mini Cooper. Модель, разработанная в конце 50-х — начале 60-х годов талантливым инженером Алеком Иссигонисом стала для британцев в свое время универсальным экономичным и недорогим автомобилем на все случаи жизни. Она была семейным авто, развозным фургончиком и даже гоночной машиной.
Вспомним фольксвагеновского жука, который был разработан еще в Великую Отечественную по поручению Гитлера и в последствии во времена послевоенного упадка Германии стал поистине народной машиной, потому что был простым, надежным, а главное доступным даже для людей с невысоким достатком.
А маленький Fiat 500, появившийся в Италии в не самые легкие для страны времена в конце 30-х годов прошлого века в виде дешевого двухместного седана Topolino мощностью всего 16,5 л.с., а в последствии в 50-х годах преобразившийся в обновленный уже хорошо знакомый нам четырехместный хетчбэк, такой же простой, надежный и доступный… Простояв на конвейере до 1975 года он разошелся по Европе тиражом более 4 миллионов экземпляров.
Эти машины стали легендами, потому что они были у всех, они умели экономить деньги своих хозяев и служить им верой и правдой. Вот как появился этот культ…
А их потомки? Современный Mini, New Beetle или Fiat 500. Помимо таких же названий, ряда стилистических решений и очертаний кузовов, позаимствованных у легендарных моделей, чем они могут оправдать и подтвердить свою принадлежность к легенде?
Неужели современный Mini или Fiat 500 просты и надежны? Или может быть они дешево стоят и потому очень популярны и распространены? Нет! И в этом вся проблема.
Маркетологи этих компаний не старались сделать машины такими же легендарными. Они лишь наживаются на былой славе прежних культовых машин, создавая похожие современные интерпретации и наделяя их порой вымышленными качествами и достоинствами. А ведь по сути это простые, но красивые машины и все!
Почему мы с вами должны переплачивать за красоту автомобиля такие большие деньги? Разве дизайн приобретаемых вещей вообще должен стоить денег? Нет не должен! Роль дизайна — помогать продавать товар!
Вы только задумайтесь. Лет этак через 50 — 60 кто-нибудь назовет Mini 2005 года или новый Fiat 500 культовым автомобилем? Нет! Ведь кроме привлекательной внешности и оригинального интерьера за который с нас просят втридорога в них нет ничего особенного…
Тогда хочется спросить… А кого же можно считать автолегендой этой эпохи? Неужели в наш век унификации нет таких автомобилей? А если и есть, то как их распознать? Кого мы вспомним в 2058 году, произнеся на выдохе: «это была легендарная машина нашего времени»?
Если вспомнить авто прошлого века и мыслить логически, то культовая машина должна быть простой, надежной, а главное дешевой и потому распространенной. Лично мне в голову приходит только одна машина Daewoo Matiz.
А вам? Кого вы считаете культовым народным автомобилем нашего времени?
Комментарии 40
Skoda Octavia Tour и Opel Astra Classic у нас очень популярные машины!
Это были недорогие предложения на каждый день в 90х, а с началом их
производства в Украине успех был только закреплён! Opel запорожской сборки
сейчас стоит от 14$.
Но лидером по завоеванию народных сердец остается Lanos!
На дорогах их великое множество! При достаточной вместительности и надёжности он
остается очень дешевым — за новую просят от 9000$, наверное он и является тем самым
«народным» автомобилем! Правда я сомневаюсь что через 50 лет о нем будут вспоминать! 🙂
Ну и его прародитель на сколько знаю тоже участвовал в гонках разных…
Насколько знаю, Миникупер — не просто римэйк образа, но и по ходовым качествам — очень даже неплох.
Матиз популярен только у нас. В Германии полно Лупо и Гольфов, в Англии — Мини и Куупер, во Франции Ситроенчики малюсенькие… Самый народный у нас — к сожалению, 2105 и 2106. Это ходячая, а точнее ездучая беда. И их продолжают и клепать и покупать, не взирая ни на что 🙁
> Народный автомобиль на нашем рынке пока только один, и имя ему — Daewoo Matiz.
Кстати, делали бы его в Корее, а не в Узбекистане, я бы тоже Matiz взял.
На мой вкус он, внешне, менее отвратителен чем Spark.
Так я до сих пор не пойму в каком регионе мы ищем культовый автомобиль? Что-то я не видал особо Matiz в Европе…
Спасибо, Антон! Мыслим одинаково))
Матиз и правда очень необычен. Мало было таких машин еще когда он появился на рынке. Ока не в счет. Оригинальный дизайн от известного ателье, простота, дешевизна и потому небывалый успех. До сих пор их покупают не задумываясь. Очень классная машина. И вполне тянет на культовый авто нашей эпохи по всем параметрам)
Всё остальное — дороже в полтора-два раза (китайцев оставляем за скобками) и конкурирует между собой.
Рома, сценарий с Жигулем, возможен только при полном и самостоятельном возрождении автовазы, что уже не возможно — ибо альянс не пойдет на русофильские эксперименты.
Культовый автомобиль нашего времени жигули всех модификаций. На них хотябы раз ездили все кто имеет водительское удостоверение, в этой машине выросло не одно покаление. Вероятно через несколько лет производство придется свернуть (экология не та безопасность и др.), но миллионы этих автомобилей остануться в памяти людей. А Автоваз вполне выпустит новую модель с этим названием тем более он сейчас в связке с Рено (помните про поглащение французами Дачии, и что осталось кроме эмблемы)
P.S. Если приплюсовать ФИАТ 124, вариант для турции (не помню как назывался) и машины на Кубе и северной Африке, а так же праворульные. Жуку может и придется потесниться на пьедестале почета.
Zopuh
Насчет вложений ты прав, но не заоблачно стоили восьмиклапанные велосипеды, а HF в начале 2000-х, в Питере, 18К за машину требующюю еще 5-10К — считаю было дорого.
Vtec
цена вопрос относительный
в годы своей молодости граля не стоила заоблачно
и сейчас легендарная машина по цене новой малолитражки — вполне достойное капиталовложение
Интеграле машина конечно знаковая, но действительно не такая дешевая и распространенная какой должен быть культовый авто.
Да уж, HF Integrale — еще та вспышка, но не дорогой ее не назовешь, сколько раз к ней подступался — цена зашкаливала за все разумные пределы.
Уникальная машина.
маркетологи — дети сотоны и могильщики автомобиля с большой буквы
моя культовая машина — лянча дельта интеграле
простая, недорогая и брутальная
Юра в чем-то ты конечно прав, но я соглашусь с Vtec — культовая машина должна быть не только массовой, популярной, доступной, но и быть действительно некой вспышкой. И к тому же ей следует быть долгожителем на конвейере… Вспомните сколько лет Матиз уже выпускается? А сколько он стоит? А сколько их уже на дорогах ездит?
Все правильно в логике.
Только Focus не детище GM. Это Ford Motor Company.
И еще есть нестыковочка, он переиздается онлайн, т.е. как сериал идет, модифицируется под требования времени. А я думаю, нужна машина — вспышка. Которой нет и кто то ее воскресит.
Хотя, вероятно, если у европейского форда когда-нибудь сменятся хозяева, или он выскочит из американской семьи, было бы интересно посмотреть на New Ege 2058 года.
В исполнении хэтч.
Во, во я и о фокусе, мне кажется заслуживает он этот статус
Любопытный анализ Сергей провел, но я бы не стал обсуждать желания маркетологов воскресить ту или иную легенду и внести свою, новую струю. Это собственно нормальное явление, дать чему-то легендарному новую жизнь, пусть уже в чуть в другом исполнении, мало похожем на оригинал, другим ценником и т.п. А вот что касается вопроса, какую же марку назвать легендарной в наши годы, то рассматривать этот вопрос нужно в мировом масштабе.
О чем говорят СМИ по статистике мировых продаж? Из более-менее свежей информации есть примерно нижеследующее:
Абсолютным лидером стал американский концерн General Motors. На втором месте оказалась японская компания Toyota, … Третье место занял немецкий автопроизводитель Volkswagen.
Не мне вам рассказывать, что концерн GM на рынок выпускает огромное кол-во марок, среди которых есть абсолютный лидер известный всем, популярный и самое главное доступный по цене — Ford Focus, производство которого сосредоточено во многих странах мира, да что там говорить, взять хотя бы нас с вами, в прошлом 2007г Ford занял первое место по продажам в России, и это за счет фокуса конечно же.
Я довольно часто бываю за рубежом, и пожалуй единственный автомобиль, который есть везде — это Ford Focus, дизельный, бензиновый, 2-, 3-х дверный, всякий, но марка всенародная и многими любимая за счет своей простоты.
— Сергей, другими словами, ты хочешь сказать, что прогресс должен встать и все эти новые Жуки, Мини и 500-ки должны быть простыми машинками, набором пластика и металла?
Самые культовые автомобили всех времён!
Недавно, фирма Jaguar анонсировала специальную программу для любителей классических автомобилей, в рамках которой, каждый желающий может прокатиться на самой знаменитой классической машине всех времён — Jaguar E-Type. Это отличный повод, чтобы вспомнить и другие легендарные автомобили, ставшие иконами для миллионов людей. Фуллпикча приглашает вас прокатиться с ветерком в пространстве и времени.
1. Jaguar E-Type выпускался с 1961-го по 1974 годы и признан многими самым стильным автомобилем в мире. (Фото: © Jaguar)
2. Он был настолько хорош, что даже «заклятый враг» фирмы Ягуар, легендарный Энцо Феррари назвал Jaguar E-Type «самой красивой машиной из когда-либо сделанных». (Фото: © Jaguar).
3. А ведь Энцо был признанным эстетом автомобильного дизайна и знал толк в красоте. Ответ Феррари — 250 GTO, был выпущен в том же году, что и E-Type — в 1962-м. В настоящее время эта модель является самой востребованной среди коллекционеров — настоящая икона. (Фото: © Newspress).
4. Citroen DS будет отмечать свое 60-летие в следующем году. Можно с уверенностью сказать, что его стиль выдержал проверку временем. Он по-прежнему выглядит футуристичным и высокотехнологичным. (Фото: © Citroen).
5. Благодаря модели Miura о Lamborghini узнал весь мир и компания перешла от производитства тракторов в мир суперкаров. (Фото: © Newspress).
6. Porsche 911 по-прежнему напоминает свой первоначальный дизайн 1963 года. В прошлом году модель отпраздновала своё 50-летие. (Фото: © Porsche).
7. Легендарный Форд Мустанг отметит в этом году своё 50-летие. Выпуск этой модели изменил лицо мировой автомобильной промышленности. (Фото: © Ford).
8. Выпущенный в том же году, что и Мустанг, другая модель Форда — Ford GT40 была специально спроектирована для гонок 24 часа Ле-Мана, где на равных кокурировал с Феррари. (Фото: © Ford).
9. Самая популярная модель Aston Martin — DB5 символизирует по-настоящему королевский дизайн. Джеймс Бонд лишь бы на чём ездить не будет 😉 (Фото: © Aston Martin).
10. Alfa Romeo 33 Stradale. Было выпущено всего 18 штук этой модели. Она просто великолепна. (Фото: © Alfa Romeo).
11. AC Cobra сложно назвать красавицей, но для своего времени это была по-настоящему культовая машина. Существует легенда, что именно из-за её быстроходности, в Великобритании было введено ограничение по скорости движения на автострадах в 70 миль в час. (Фото: © Newspress).
12. Настоящий символ 70-х — белый Lamborghini Countach. На нём было очень сложно ездить, но впечатление, которое производил этот автомомобиль на окружающих было просто сногсшибающим. (Фото: © Newspress).
13. Mazda MX5 самая продаваемая двухместная машина в истории. Бодрый маленький двигатель и милые, приземистые пропорции помогли этой модели стать культовой. (Фото: © Mazda).
14. Энергия, стиль и энтузиазм в автомобильной форме — Lotus Elan. (Фото: © Newspress).
15. VW Beetle или просто Жук, несмотря на то, что был рождён как результат заказа Гитлера Фердинанду Порше, чтобы он сделал массовый автомобиль для людей, стал самой продаваемой машиной в истории. (Фото: © Volkswagen).
16. Да, да, вы не ошиблись — это Вольво, а именно модель P1800. Вне всякого сомнения — это самый красивый автомобиль, который когда-либо сошёл с конвейера шведской фирмы. Фото: © Volvo).
17. Знаменитый Mini стал иконой благодаря своему революционному устройству и дизайну. Эта модель создала шаблон для всех будущих поколений семейных хэтчбеков. (Фото: © Newspress).
18. McLaren F1 был самым быстрым автомобилем в мире в течение многих лет с рекордом в 391 километров в час, установленном в 1998 году. (Фото: © Newspress).
19. Land Rover Defender нельзя назвать красавцем, но это настоящий бастион надёжности. (Фото: © Land Rover Defender)
20. Mercedes 300SL — первый в мире автомобиль с непосредственным впрыском топлива. Плюс к этому его изысканные формы и двери-крылья позволяют этой модели оказаться в нашем списке самых культовых автомобилей всех времён. (Фото: © Flickr | Axion23).