Что значит креститься для мертвых
Что значит креститься для мертвых — о чем говорится в Библии?
Что значит креститься для мертвых — что означает это крещение, о котором говорится в Библии? Апостол Павел пишет об этом в послании Коринфянам. Похоже, что Павел придерживается практики крещения для мертвых с целью, чтобы те, кто уже умер, приняли участие в предстоящем воскресении. Кажется, что он считает нормальным эту практику для мертвых, как что-то само собой разумеющееся. Павел написал:
«Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?» (1 Коринфянам 15:29)
Вы можете прокомментировать этот отрывок из Библии?
Зачем креститься для мертвых — хороший вопрос от апостола
Что бы это ни значило, Павел не рекомендовал придерживаться практики крещения для мертвых на страницах Библии. Конечно, 1-е Коринфянам 15:29 является одним из самых проблемных мест во всей Библии! Есть четыре или пять основных толкований, и я не буду вдаваться в них все сейчас. Вы можете обратиться к любому комментарию на этот отрывок. Посмотрев все альтернативные версии, я нашел более 40 различных версий! Здесь лучше не быть слишком догматичными.
Но одно толкование, которое является точкой зрения мормонов, невозможно здесь. Это то, что вы можете креститься за одного из ваших умерших предков. Нет никаких следов такой практики в Новом Завете или раннем христианстве. Колоссянам 2:12 и другие отрывки учат, что это только имея свою личную веру, когда вы креститесь вы получаете спасение.
Это случилось, когда были вы похоронены с Ним вместе во время крещения, при котором вы также воскресли вместе с Ним через веру вашу в деяния Бога, Кто воскресил Его из мёртвых. (К Колоссянам 2:12)
Мормоны говорят, что Иисус Христос проповедовал мертвым, которые не слышали Евангелие, т.к. у них не было выбора, чтобы спасти их. Они основывают эту версию отрывками 1-е Петра 3:18-4:6. Справедливости ради надо сказать, что идея проповеди мертвым есть в Библии, но не крещение для и за мертвых.
Я бы не утверждал, что апостол Павел считал эту практику крещения для мертвых нормальной, если быть логичным. Может помочь аналогия. Не так давно я был в здании традиционной церкви, где прихожане зажигали свечи для мертвых. Если бы я позже встретился с одним из них на улице, мы бы разговорились, и я бы обнаружил, что он даже не верит в жизнь после смерти, что бы я сказал? Если нет жизни после смерти, зачем вы зажигаете свечи для мертвых?
Я не считаю нормальной такую практику крещения (которая стала официальной политикой церкви в 18 веке, но целиком отсутствует и чужда Новому Завету). Просто в данном случае я специально спорю. В то же время, чтобы не значило крещение для мертвых, размышляя логически, Библия не утверждает, что апостол Павел одобряет это.
Перевод: Анна Хапилина, Олег Чернышев
А вот, что по этому поводу говорит известный христианский учитель Джон Окс:
Комментаторы имеют множество возможных объяснений этого отрывка о крещении для мертвых. Это сложный отрывок, и мы сначала должны понять, что же Павел здесь точно не имеет в виду, говоря о крещении для мертвых. Вопрос толкования зависит от вопроса, действительно ли была такая практика в церкви? Это спорно. Возможно, что какое-то «крещение для мертвых» практиковалось в других группах верующих. Возможно, что Павел говорит о чем-то гипотетически. Возможно, что какие-то люди на самом деле делали это в Коринфе. В одном мы можем быть уверены точно – Павел не проповедовал крещение для мертвых!
Я думаю, что где-то на самом деле была группа, которая практиковала крещение для мертвых и что Павел, ссылаясь на них, пытается пристыдить христиан в Коринфе, которые борются с верой в воскресение всех в конце времен. Иногда, когда мы не можем понять смысл подобных отрывков (1 Послание Коринфянам 15:29 точно пример из этой области), мы должны начинать с того, чтобы понять, что здесь точно не имеется в виду. Как только мы поймем, что Павел не проповедует идею крещения для мертвых, станет не так важно, что именно он имеет в виду.
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Чем является крещение для мертвых?
Обновление статьи от 27/04/2014
Нас интересует сложное место Писания:
«Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?»
(1 Кор. 15:29).
Возможно комментатор не ошибся, когда отметил: «Определенно это самый трудный стих во всем Новом Завете».
Каждый стих Писания должен быть объяснен в соответствии с его контекстом. Павел в этой главе рассуждает о воскресении из мертвых?
Некоторые в Коринфе говорили: «воскресения мертвых нет» (ст. 12).
12 Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?
(1Кор.15:12)
Апостол отвечал: «Если нет воскресения мертвых нет, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (ст. 13, 14).
После приведения дальнейших доказательств воскресения Христа, он затем заключает: «что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые не воскресают…» (ст. 29).
Затем он спрашивает: «Для чего и мы ежечасно подвергаемся бедствиям?» (ст. 30).
Очевидным является то, что он пытался доказать, что мертвые воскресают.
Это место Писания было столько же раз истолковано, сколько было самих толкователей. Некоторые говорят, что здесь речь идет об образном «крещении», но в тексте нет никакого подтверждения этому. В этом месте говорится о водном крещении, через которое прошли все верующие Коринфа (Деян. 18:8).
Другие говорят, что этот стих утверждает, что людям необходимо креститься ради Христа, Который умер за них. Этот также не может быть истиной, т.к. используемое здесь слово «мертвый» (некрон) стоит во множественном числе.
Буквально оно означает «мертвых», но не одного «мертвого».
Если оно употребляется для обозначения места, оно означает «ад» или «поверх». Чаще же это слово употребляется с людьми или предметами, и обозначает «вместо» или «от имени».
Зная это, посмотрим, как эту фразу понимали:
1 Начиная со значения «над» и «поверх», некоторые ученые предложили, что этот оборот относится к тем, кто крестился над могилами мучеников. Идея заключалась в том, что креститься на священной земле особенно важно при мысли о незримом облаке свидетелей вокруг них. Это привлекательная идея, но, когда Павел писал
Послание к коринфянам, преследования и казни христиан еще не проводились в широком масштабе. Христиане, возможно, страдали от остракизма и социальных гонений, но время мучеников еще не пришло.
2 Во всяком случае, естественнее было бы читать хипер в значении «вместо» или «от имени». Если мы возьмем такое значение, то получим три возможности. Предполагают, что эта фраза относится к тем, кто крестился, чтобы заполнить освободившиеся после смерти других места в общине. Молодой христианин приходит в церковь подобно новобранцу, чтобы заменить ветерана, отслужившего свою службу и получившего заслуженное увольнение. В этом заключается важная мысль. Церкви всегда нужно пополнение, и новый член общины подобен добровольцу, пополняющему поредевшие ряды.
3 Предполагают, что эта фраза означает тех, кто крестился из уважения и любви к умершему. И в этом есть драгоценная истина. Многие из нас пришли в церковь, зная и помня, что любимый человек умер, молясь в надежде за нас. Они, в конце концов, отдались Христу из-за незримого влияния другого, отошедшего в вечность.
4 Эта фраза может относиться к странному обычаю. Вероятно, в раннехристианской церкви существовало крещение за другого. Если умирал человек, намеревавшийся стать христианином, проходивший соответствующее наставление, то за него иногда крестился другой человек. Этот обычай мог возникнуть из-за предрассудка, что некрещеный человек лишается небесного блаженства. Для того, чтобы защитить человека от такого исключения, люди иногда добровольно крестились во имя умершего.
Некоторые конфессии и сегодня утверждают, что здесь говорится о живых людях, крестившихся ради (вместо) тех мертвых, которые умерли без крещения.
Но в логике Благой Вести мы встречаем иное. Библия учит, что человек должен услышать, уверовать, покаяться, исповедаться и потом «креститься».
15 И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.
16 Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.
(Мар.16:15,16)
38 Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа.
(Деян.2:38)
36 Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься?
37 Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий.
38 И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его.
(Деян.8:36-38)
16 Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса,
(Деян.22:16)
Человек должен повиноваться от всего сердца.
17 Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя.
(Рим.6:17)
Мертвый человек не может принять крещение за счет другого. В Писаниях нет ничего подобного. Никто не может «договориться» о спасении за другого «в кредит».
4 Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву.
5 Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению,
6 и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем.
(Еккл.9:4-6)
Предлог «для» (хьюпер) означает «ради чье-то пользы» и таким же образом переводится в ряде переводов (RSV, NEB, СBW).
Необходимо «различать это предлог от таких, как анти, вместо»
(В.И. Вайн, Расширенный Словарь Слов Нового Завета, т.1, стр. 112).
«Польза» означает «интерес, выгода, поддержка, защита»
(Новый Энциклопедический Словарь Уэбстера).
Поэтому те, кто крестился в интересах мертвых, с целью будущего воссоединения с ними, крестились зря, если «мертвые не воскресают». Далее, если крещение означает воскрешение из мертвых, как кто-то может говорить, что воскресения из мертвых нет?
12 быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых,
(Кол.2:12)
Аргумент с запятой.
Мой брат заметил, что в греческом не было акцента, как запятые. И текст мог иметь длинные предложении.
Вероятно не хватает запятой в стихе и стоит уже подумать над контекстом с ней.
«Иначе, что делают крестящиеся , для мертвых?
Если мертвые не воскресают, то для чего и крестятся , для мертвых?»
(1 Кор. 15:29).
Как в примере знаменитого мультика: «Нельзя казнить , помиловать».
Что делают крестящиеся для мертвых? Толкование
Давайте сначала прочитаем указанный Вами стих полностью:
1 Кор.15:29 “Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?”
Уже при первом внимательном прочтении видно, что крещение осуществляется не “за” мертвых, а “для” мертвых. Кроме того, указанное крещение апостол в этом же предложении связывает с ожидаемым воскрешением мертвых.
К сожалению, мы в своей жизни зачастую мыслим стереотипами, сформированными в нас из-за распространенных в обществе традиций. Популярные церкви и культура навязывают нам определенный образ мышления, и мы на многие вещи, в том числе на текст Библии, смотрим через эту искажающую линзу. Так, например, когда я первый раз читал этот текст Священного Писания, то увидел в нем то же, что и автор вопроса: как люди стоят перед иконами или на кладбище и накладывают на себя крестное знамение, молясь о своих умерших родственниках. Уже спустя многое время, изучая Священное Писание, я начал для себя открывать истинные смыслы многих стихов Библии, которые как оказалось в контексте общего повествования говорили совсем о другом.
И в книге и в ответах на вопросы я постоянно призывал и буду продолжать призывать верующих толковать библейские стихи исключительно в контексте повествования всей главы или отдельной законченной мысли вестника Божьего. Исследуемая нами фраза является частью воззвания Павла к христианам из города Коринфа в связи с вкравшимся к ним в церковь лжеучении об отсутствии воскрешения мертвых.
После рассуждения в 14 главе о богослужении в собрании, Павел переходит к другой теме – воскрешению людей после смерти, акцентируя внимание на том, что предстоящее воскрешение это суть и цель всего Евангелия. Посмотрите, как апостол начинает свою речь:
Далее Павел вспоминает кратко историю воскрешения Иисуса, а затем переходит к изложению главной мысли этой части его послания к Коринфянам:
12 Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? … 15 Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, [то есть], мертвые не воскресают; 18 Поэтому и умершие во Христе погибли. 19 И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков … 22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, … 26 Последний же враг истребится – смерть…
Вот за этим длинным рассуждением апостола Павла о реальности воскрешения верующих после смерти к вечной жизни следует ставшая впоследствии спорной фраза:
1 Кор.15:29 “Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?”
И далее апостол продолжает развивать свою мысль о логичности воскрешения и уверенности в нем самого Павла и других апостолов:
“30 Для чего и мы ежечасно подвергаемся бедствиям? (если нет воскресения мертвых) … 32 По [рассуждению] человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают?”
И лишь за тем, когда Павел был уверен, что убедил своих читателей в реальности воскрешения, он начал объяснять христианам как произойдет воскрешение.
“35 Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? “
С 35 стиха и до конца главы апостол благовествует о том, что в День Пришествия Господа прах умерших людей (голое зерно, посеянное в землю, ст. 37) восстанет в нетлении (ст. 42); а живые на момент Пришествия смертные верующие (ст. 51,52) облекутся в новые нетленные тела.
Заканчивает Апостол свою мысль цитатой из ветхозавтенего Писания, показывая на то, что предстоящее воскрешение – это исполнение древнего пророчества:
Примерно об этом же Павел говорит в послании к Фессалоникийцам:
1 Фесс. 4:13 Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. 14 Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. (и далее до конца главы).
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на 1 Кор. 15:29
Свт. Иоанн Златоуст
Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых
(Апостол) приступает теперь к другому доказательству, подтверждая (учение о воскресении) то тем, что творит Бог, то тем, что делают сами (верующие). И это немало служит к защите истины, когда дела самих противников приводятся в свидетельство сказанного. Что же говорит он? Но, если хотите, я наперед скажу, как искажают эти слова зараженные болезнью Маркиона. Знаю, что это будет весьма смешно, однако скажу, – особенно для того, чтобы вы еще более остерегались их болезни. Когда у них умирает кто-нибудь из оглашенных, то они, спрятав живого под одром умершего, приступают к мертвому, говорят с ним и спрашивают: желает ли он принять крещение?
Так как он ничего не отвечает, то спрятанный под одром отвечает за него, что он желает принять крещение; и таким образом крестят его вместо умершего, разыгрывая как бы представление на зрелище. Такую силу имеет диавол над душами беспечных! Потом, когда их осуждают за это, они указывают на слова апостола, который, говорят они, сказал: «крестятся для мертвых». Видишь ли, как это смешно? Потому стоит ли и опровергать их? Не думаю, иначе нужно было бы спорить и с безумными о том, что они говорят в припадке сумашествия.
Впрочем, чтобы никто из самых простых не был увлечен ими, надобно сказать что-нибудь и против них. Если точно Павел говорит это, то для чего Бог угрожает не крещающемуся? При такой выдумке невозможно, чтобы кто-нибудь не крестился, и в противном случае вина падает не на умершего, а на живого. К кому, скажи мне, относятся слова (Спасителя): «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин.6:53), – к живым или к умершим? И еще: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5). Если допустить сказанное, если нет нужды в намерении приемлющего и в расположении его еще при жизни, то что препятствует сделаться верными и язычникам и иудеям, когда другие после их смерти сделают это за них? Но не будем слишком много трудиться напрасно, разрывая такую паутину, а раскроем теперь смысл самого изречения. Что же говорит Павел?
Но прежде я хочу привести вам на память слова, которые повелевают вам произносить в тот вечер совершители таинства, и потом обращусь к изречению Павла; тогда оно будет понятнее для вас. После всего прочего мы присовокупим и то, что теперь говорит Павел. Я хотел бы выразить это ясно, но не смею по причине (присутствия) непосвященных; они затрудняют нас при объяснении, поставляя в необходимость или говорить неясно, или открывать им сокровенное; впрочем, буду говорить, сколько могу, прикровеннее. По произнесении тех таинственных и страшных слов и после страшных внушений откровенных с неба догматов, мы, наконец, приступая к крещению, присовокупляем и эти слова, повелевая произносить следующее: верую в воскресение мертвых. В такой вере мы и крещаемся, – после исповедания этого вместе с прочим, мы сходим в источник тех священных вод. Это самое припоминая, Павел говорит: если нет воскресения, то для чего ты и крестишься мертвых ради, т. е. тел? Ведь при крещении ты веруешь воскресению мертвого тела, – тому, что оно уже не останется мертвым. Ты словами исповедуешь воскресение мертвых, а священник, как бы в образе, показывает тебе самим делом то, чему ты веровал и что исповедал словами; ты веруешь без знака, а он тогда же представляет тебе знак; ты делаешь зависящее от тебя, а Бог тогда же удостоверяет тебя.
Как и каким образом? Водой. Схождение и погружение в воду, а потом выхождение от воды есть знак нисхождения в ад и восхождения оттуда. Потому Павел и называет крещение гробом, когда говорит: «мы погреблись с Ним крещением в смерть» (Рим.6:4). Этим он удостоверяет и в несомненности будущего, т. е. воскресения тела, потому что изгладить грехи гораздо труднее, нежели воскресить тело, как и Христос объяснил, когда сказал: «что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?» (Мф.9:5). Первое, говорит, труднее последнего; но вы не верите тому, как делу неясному, и менее важное проявление моей силы считаете более важным, поэтому я не откажусь представить вам и это доказательство. «Тогда глагола расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой» (Мф.9:6).
Как трудно, скажешь ты, когда это возможно и царям и начальникам, которые прощают и прелюбодеев и человекоубийц?
Гомилия 40 на 1-е послание к Коринфянам.
Свт. Феофан Затворник
Понеже что сотворят крестящиися мертвых ради? Аще отнюд мертвии не востают, что и крещаются мертвых ради
Блаженный Феодорит своим образом выражает мысль Апостола, держась все той же исходной мысли – силы крещения. По нему Апостол говорит: «Крещающийся спогребается со Владыкою, чтобы, приобщившись смерти, соделаться общником и воскресения. Если же тело мертво и не воскреснет, то для чего и креститься?»
Итак, в пояснение сего места или надобно принимать какое-либо мнение из наших толковников, или оставлять его в числе непонятных. Новейшие толковники очень дурно делают, полагая, будто Апостол говорит здесь о крещении за мертвых, то есть о том, что так осмеивает святой Златоуст. Можно ли допустить, чтобы апостол Павел оставил без обличения такое нелепое нововведение, если бы оно было в Коринфе? И сообразно ли с его характером пользоваться заблуждением для подтверждения истины, очень твердо доказанной им уже из других источников?»
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Прп. Ефрем Сирин
Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых
Затем, возвращается к прежней речи своей, говоря: что будут делать крестящиеся за мертвецов, если мертвецы не воскресают? Ведь, если не воскресают, то какую пользу получает тот, кто крестит его? Для чего бы стал креститься с ним в крещении?
Толкование на послания божественного Павла.
Прп. Исидор Пелусиот
Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых
Письма. Книга I.
Прп. Максим Исповедник
Если мертвые целиком не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых
Поскольку [Апостол] имеет в виду мертвые тела, ибо это они суть падающие и восстающие; а крестимся мы ради их воскресения, ибо крещение отображает погребение и воскресение (ведь об этом явствует погружение и восприятие [от купели]), — потому Апостол и говорит, преграждая уста сомневающимся по поводу воскресения: Для чего и крестятся для мертвых?, ибо творящий здесь, через крещение, образ погребения и воскресения в свое время воспримет и совершенное истинное воскресение.
Если наши тела, — говорит он, — совсем не восстают, то почему мы верим, что при крещении они обретают нетленность?
Вопросы и затруднения.
Блаж. Феофилакт Болгарский
Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых
Еретики маркиониты, когда у них кто-нибудь умрет без крещения, скрывши кого-нибудь живого под одром умершего, подходят к одру и спрашивают умершего, желает ли он креститься; скрывшийся под одром отвечает оттуда, что желает, и таким образом его крестят вместо умершего. Потом, когда их обвиняют в этом, они в защиту свою говорят, что апостол так сказал, и приводят, безумные, это изречение. Но это не так. А как? Желающие креститься все произносят Символ Веры, а в нем есть и такие слова: «Верую в воскресение мертвых». Итак, он говорит: поверившие будущему воскресению мертвых тел и в такой надежде крестившиеся что будут делать, когда они обманулись? Зачем же, наконец, и крестятся люди ради воскресения, то есть ожидания воскресения, если мертвые не воскресают?
Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Дидим Слепец
Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых
Последователи Маркиона крестят живых за тех, кто умер некрещеным, не зная, что крещение спасает только того, кто [сам] принял его.
Фрагменты.
Амвросиаст
Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых
На Послания к Коринфянам.
Лопухин А.П.
Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых
Крестящиеся для мертвых — Трудные Тексты Библии
Вопрос: В 1Кор. 15:29 апостол Павел пишет: «Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых»? О чем здесь идет речь, и кого автор подразумевает под «крестящимися для мертвых»?
Ответ: Данный текст представляется одним из самых сложных в посланиях Павла. Сложность эта связана с тем, что автор не дает никакой оценки практике «крещения для мертвых» и больше не упоминает о ней ни в одном из своих посланий. В связи с этим существует множество (более 40) интерпретаций текста. Подобное многообразие связано, в частности, с различными значениями греческого предлога huper, который может означать «для», «ради», «из-за», «в пользу», «относительно», «над», «сверху», «за пределами» и т.д. У нас нет здесь возможности подробно анализировать и давать оценку всем этим толкованиям, остановимся лишь на наиболее распространенных.
Большинство исследователей считают, что Павел говорит здесь о заместительном крещении, т.е. о практике крещения вместо уже умерших людей. Якобы некоторые христиане настолько сильно переживали о судьбе своих покойных родственников или друзей, которые при жизни не приняли крещение, что крестились еще раз ради умерших. Однако вполне законно задать вопрос: если действительно в ранней церкви практиковалось крещение ради мертвых, тогда почему об этом вообще ничего не говорится на страницах Нового Завета? Ни Павел, ни другие новозаветные авторы, касаясь вопросов Крещения, не допускают даже мысли о допустимости какого-либо заместительного крещения, которое может быть действенным, полезным для умерших. Поэтому многие исследователи убеждены, что Павел, говоря о «крестящихся для мертвых», имеет в виду практику, распространенную среди некоторых гностических сект, в частности, среди маркионитов. Об этой еретической практике упоминают Тертуллиан и Иоанн Златоуст. Не давая никакой оценки данной практике, Павел вряд ли ее одобряет. Для него главное — показать реальность воскресения мертвых, и приводя аргументы, апостол ссылается и на еретиков, как бы говоря: они не принадлежат к Церкви, но крестятся ради мертвых. Даже они верят в воскресение, и их вера служит как бы укором тем, кто, находясь в Церкви, высказывает сомнение в воскресении мертвых. Именно об этих, сомневающихся в воскресении, людях апостол и отзывается как о безрассудных и не знающих Бога (ст. 33-35).
Ряд исследователей пытаются истолковать данный текст, как выражение желания крестящегося человека встретиться со своими умершими родственниками при пришествии Христовом. Кто-то придает предлогу huper значение «ради», применяя выражение «крестящиеся ради мертвых» к тем новообращенным христианам, которые были тронуты проповедью христианских мучеников и ради них, т.е. под влиянием их жизни и мученической кончины, приняли водное крещение.
Мартин Лютер полагал, что предлог huper в рассматриваемом нами тексте следует переводить как «над» или «сверху». Согласно Лютеру, верующие в Коринфе крестились «над мертвыми», т.е. над могилами умерших христиан, в знак своего твердого убеждения, что мертвые, которые покоятся в этих могилах, снова однажды восстанут к жизни. Однако данное объяснение вряд ли корректно, учитывая тот факт, что для перевода предлога huper как «над» или «сверху» необходимо, чтобы сопряженное с ним слово nekron (мертвые) было в винительном падеже. В нашем же тексте оно используется в родительном падеже, и потому основное значение этого предлога все-таки «для» или «ради».
Итак, что же на самом деле имеет в виду апостол Павел, когда говорит о «крестящихся для мертвых»? Прежде всего, следует обратить внимание на более широкий контекст исследуемого нами отрывка. Вся 15 глава первого послания Павла к Коринфской церкви посвящена попыткам убедить коринфян в реальности воскресения мертвых. Для многих людей, как язычников, так и иудеев, эта истина не казалась столь очевидной. Видимо, в коринфской церкви были люди, которые отвергали идею воскресения (ст. 12).
Чтобы убедить членов Коринфской церкви в истинности веры в воскресение мертвых, Павел использует целый ряд аргументов. Начинает он с воскресения Иисуса Христа, которое преподносится им как исторический факт, поскольку свидетелями воскресшего Христа были многие люди (ст. 4-8). Затем апостол, используя целую цепочку логических построений, убеждает своих читателей в том, что воскресение Христово — это единственная надежда для смертного человека, и если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес, а это значит, что и сама вера человека оказывается тщетной (ст. 13-20).
Далее апостол Павел касается целого ряда вопросов, имеющих практическую значимость и напрямую связанных с христианской моралью. По-видимому, отсутствие надежды на будущее воскресение было одной из причин легкомысленного отношения многих коринфян к вопросам морали. Ложные учения порождают нравственную распущенность. Павел призывает своих читателей перестать обманываться, цитируя при этом языческого поэта: «худые сообщества развращают добрые нравы» (ст. 33).
Наконец, Павел с надеждой говорит о будущей перемене, которая произойдет со смертным телом при «последней трубе», при Пришествии Христа, когда «мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (ст. 52). Заключительные слова этой главы звучат как торжественная ода в честь жизни и воскресения и Того, Кто одержал победу над смертью: «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?… Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (ст. 55-57).
Итак, воскресение мертвых — это основная тема данной главы, которой подчинено все ее содержание. Упоминание крестящихся для мертвых — лишь одно небольшое звено в цепочке аргументации Павла. Исследователи обращают внимание на то, что слово «мертвые» в этой главе встречается как с артиклем, так и без него, что свидетельствует о том, что апостол Павел подразумевает две различных группы умерших. Там, где артикля нет, как, например, в 12, 13, 15, 16, 20, 21 стихах, речь идет о всех умерших, независимо от их отношения ко Христу. Там, где используется артикль, как в 35, 42, 52 стихах, — говорится об умерших, уверовавших во Христа. Имеет место артикль и перед словом «мертвых» в 29 стихе, что указывает на умерших христиан. Это означает, что Павел не мог задавать вопрос, «что делают крестящиеся для мертвых», имея ввиду заместительное крещение. Скорее всего, он говорит здесь о крещении новообращенных, которые совершают его под влиянием проповеди или примера тех христиан, которые уже ушли из жизни.
Как бы то ни было, в исследуемом нами тексте нет никаких указаний на то, что живые могут изменить судьбу умерших людей и что христиане должны креститься за своих умерших родственников или друзей. Чтобы получить спасение, каждый человек лично должен принять Христа, исповедовать перед Ним свои грехи и креститься. И сделать это можно только при жизни.
Евгений Зайцев, доктор теологии, директор Института библейских исследований ЕАД
По материалам сайта Института библейских исследований ЕАД