Что значит крест с розами
Роза и Крест
Роза и Крест — эзотерический символ олицетворяющий соединение духовного и материального, возрождение для духовной жизни, высшего гения и соединение с ним, а также духовность и самопожертвование в целом.
В Герметическом ордене Золотой Зари был основным символом Второго ордена, связанного с розенкрейцерской символикой Красной Розы и Золотого Креста. Нагрудный знак Розы и Креста — эмблема Адептов Второго ордена. В Телеме символ также играет большую роль.
Содержание
История символа
Роза и крест принадлежат к числу древних эзотерических символов, олицетворяющих духовность и самопожертвование. Символы розы и креста встречаются в эмблемах христианских мистиков и реформаторов еще с XVI века (например, на печати Мартина Лютера, которая была создана в 1530 году) и обычно обозначают распятого на кресте Христа. Также мистики обращали внимание, что слово «Роза» (ROSE) является анаграммой слова «Эрос» (EROS) — имени древнегреческого бога любви.
Со времени возникновения розенкрейцерской традиции эта символика получила более сложное эзотерическое толкование. Женский символ розы означал молчание, духовную жизнь и красоту, а мужской символ креста — самопожертвование, ведущее человека к единению с Богом. Все вместе — трактовалось как обновленная жизнь, возникающая из смерти. В XVIII веке в масонстве были созданы розенкрейцерские степени, в них соединенные роза и крест символизировали «Зарю Новой Жизни, на которую надеются все люди по пришествии Спасителя» [1].
Роза и Крест в Ордене Золотой Зари
Наибольшую известность получил символ Розы и Креста, разработанный Макгрегором Мазерсом для Герметического ордена Золотой Зари. В качестве основы для своего изображения Мазерс взял два рисунка, опубликованных в трактате «Тайные фигуры Розенкрейцеров XVI и XVII веков» в 80-х гг. XVIII века. На одном из них на розенкрейцерском кресте были изображены планетные и алхимические знаки, на другом цветок розы.
Как пишет Израэль Регарди, в Ордене Золотой Зари Роза и Крест образовывали «эмблему Великого Делания: гармоничное примирение разнообразных и внешне противоречивых понятий в едином символе соотносится с идеей примирения и соединения божественного и человеческого начал. Роза и Крест — один из важнейших символов Ордена. Этот знак предписано прикреплять на груди против сердца перед каждой важной магической операцией. В одном из значений он символизирует высшего Гения, к познанию которого и к собеседованию с которым неутомимо стремится ученик» [2].
Смысл этого символа членам Золотой Зари разъяснялся при посвящении в степень Младшего Адепта, (5°=6°) которая совершалась в символической усыпальнице Христиана Розенкрейца. Инициация в эту степень завершалась словами посвятителя, которые он произносил как бы от лица кандидата: «Да будет тело мое Храмом РОЗЫ и КРЕСТА!» Они знаменовали, что соединение человека с его божественным началом свершилось.
Описание символа «Роза и Крест» в Ордене Золотой Зари
Лучи — белые с черными буквами и символами Воздух — желтый фон, фиолетовые символы и пентаграмма Огонь — алый фон, изумрудные символы и пентаграмма Вода — голубой фон, оранжевые символы и пентаграмма Белая часть — белый фон, черные символы и гексаграмма Земля — лимонный, красновато-коричневый, оливковый, черный; белые символы и пентаграмма.
Эмблема Розы и Креста служила в Ордене Золотой Зари для общих целей магической работы. По большому счету — это глиф проявленной магической вселенной, гармоничное соединение микро- и макрокосмических символов с духовными и моральными качествами. Как уже говорилось, в Ордене этот знак носили посвященные степени Младший Адепт (соответствующей сефире Тиферет). Адепт должен был изготовить и освятить для себя эту эмблему самостоятельно, без посторонней помощи, и хранить обернутой в белый шелк или лен. Ничья рука, кроме его собственной, не должна была касаться этого знака после освящения. Четыре конца Креста соотносили с четырьмя стихиями, белую часть — с Духом и семью планетами, 22 лепестка Розы — с 22 Путями и с буквами иврита. В целом, эта эмблема представляет Крест в сефире Тиферет, вместилище и средоточие сил всех сефирот и путей Древа Жизни. Самая сердцевина Розы была окрашена в белый цвет. Это олицетворяло отражение духовного сияния Кетер, на котором утверждены Красная Роза и Золотой Крест, символы освобождающей и преображающей силы.
Формы Розы и Креста
Этот символ воплощался в различных формах за время своей истории. Одна из форм Розы и Креста — древнеегипетский знак Анкх (также используемый в Ордене Золотой Зари), который отождествляют с ремнем от сандалии, напоминающим о необходимости идти вперед по Пути Посвящения. Он соотносится с Тау-крестом, объединенным с кругом, что также символизирует Посвящение и Великое Делание.
Роза и Крест в Телеме
Символизм этого изображения был расширен и углублен Алистером Кроули. Основной смысл Розы и Креста в традиции Телемы — это союз человека с Верховной сущностью, с Богом в самом себе, это Познание и Собеседование со Священным Ангелом-Хранителем.
Кроули описывал его так:
«Роза — Абсолютное Самопожертвование, растворение всего сущего в Нуле (Небытии) Универсального Принципа продолжения рода через преображение (не только женщины), и она же — Вселенский Свет, «Khabs». Крест же — это Расширение, то есть принцип «Pekht» [3].
В главном ритуале О.Т.О., Гностической мессе, Крест — это Жезл Мага и Копье Жреца, символ Лингама; Мистическая Роза — Чаша Мага и Жрицы, символ Йони. По завершении мессы, принимая причастие, Жрец (а следом за ним и все прихожане) произносят: «нет части тела моего, что не была бы частью Богов», что является смысловым эквивалентом фразы «да будет тело мое храмом Розы и Креста» в Ордене Золотой Зари.
Большой топаз, на котором было выгравировано изображение 49-лепестковой Розы и Креста, Алистер Кроули использовал в визионерских работах, результатом которых стало получение «Liber XXX Aerum vel Saeculi, или об Ангелах Тридцати Эфиров. Видение и Голос». Этот же Крест он использовал и при «работах Абульдиза», в ходе которых ему было предписано создать «Книгу 4».
Соответствия и символизм Розы и Креста в Телеме
В соответствии с «Книгой 777», Роза соответствует нулю, она традиционно использовалась как символ круга, то есть символ Бога. Кроме того с Розой можно соотнести цифру семь как седьмую сефиру Нецах (Венера), так как роза издревле традиционно соотносилась с этой Богиней и женственностью. Такая Роза традиционно изображалась в качестве цветка о семижды семи (сорока девяти) лепестках и символизировала семь планет и семь нижних сефирот.
Другое важное каббалистическое соответствие Розы обусловлено ее красным цветом, позволяющим ассоциировать ее с сефирой Гебура и, соответственно, числом пять. На эмблеме Младшего Адепта-Ревнителя Золотой Зари — такую форму имела внутренняя, малая Роза, расположенная в самом центре Креста. Именно эта Роза имела главенствующее значение в символическом единении с «Крестом Распятия», состоящим из шести квадратов (развертка куба).
Пятилепестковая Роза и Крест из шести квадратов олицетворяли собой союз пентаграммы и гексаграммы, то есть, Микрокосма и Макрокосма, что представляет собой Великое Делание, число одиннадцать и слово Abrahadabra.
В «Книге Лжей» Кроули пишет: «Сквозь Бездну низринут Свет, Крест-и-Роза, экстаз Союза, в котором — уничтоженье, который есть Путь» [4]. Одно из важнейших таинств Телемы — «Таинство Двух-в-Одном», или «Формула Розы и Креста».
В соответствии с ней, жертвой становится сам Маг, отрекающийся от индивидуальности, растворяющий себя в бесконечности и так соединяющийся с Богом.
Как отмечал Алистер Кроули, в любой своей форме Сочетание Розы и Креста символизирует Великое Делание; Крест без Розы — это просто «сухая палка, а лепестки Розы осыпаются и вянут; но союз Креста и Розы — это непрерывная череда новых жизней» [5]. Таким образом, Роза и Крест — это не просто статичный символ, это и высшая мистерия практической магии. И объединить Розу и Крест может только «Любовь в согласии с Волей».
Разумеется, существует множество разнообразных трактовок Розы и Креста. Это союз женского и мужского начала, Любящего (Адепта) и Возлюбленного (Бога), Микрокосма и Макрокосма, это шпиль и неф церкви, брачный пир, мистическая свадьба, духовный брак, «химическое бракосочетание», Познание и Собеседование со Священным Ангелом-Хранителем, а также сотни других образов. Как отмечал Кроули, в любой своей форме Сочетание Розы и Креста символизирует Великое Делание.
Формула Розы и Креста в Новом Эоне
В Старом Эоне Крест обычно воспринимался согласно четверичной формуле Тетраграмматона. Как писал Алистер Кроули,
«Четверка символизирует Проклятие Ограничения, Сдерживания. Это слепой и бесплодный равноконечный Крест; это Тетраграмматон в своей гибельной ипостаси окончательной завершенности, в том виде, в каком он представлялся каббалистам до открытия Циклической Формулы, посредством которой Дочь, взойдя на престол Матери, “освежает Дряхлость Всеотца”» [6].
Ключ к новому пониманию Розы и Креста дает Аркан XIX «Книги Тота» — «Солнце». По словам Кроули, на этом Аркане мы видим, что «под ногами близнецов изображены самые священные знаки старого эона — Роза и Крест, над которыми они вознеслись, но которые все еще служат им опорой. Именно это расширение смысла Розы и Креста символизирует вся карта в целом. Крест развился в Солнце, из которого он, разумеется, и произошел изначально. Число его лучей — двенадцать Сняты ограничения земного закона, всегда связывавшегося с числом четыре. Исчезли четыре рукава Креста, ограниченного законом; творческая энергия Креста свободно распространяется во все стороны; лучи его пронизывают во всех направлениях тело нашей Владычицы Звезд» [7].
Телема — это путь не к ограниченному четырехконечному кресту страданий, это путь к Солнцу, сияющему мириадами лучей. Ибо сказано в «Книге Закона»: «Слово Греха — Ограничение» (I:41) и далее в ней же «Превосходи же! Превосходи!» (II:71). Сияющая Солнечная Роза XIX Аркана затмевает собой Крест, он становится невидим в ее лучах, но следует помнить, что Роза расцветает на Кресте.
Соответственно меняется и изображение ламена Розы и Креста, которое используется в магических операциях. Если обратиться к изображению Розы и Креста, нанесенному на рубашку карт Таро Тота, то можно заметить, что нижний рукав креста, соответствующий Малкут, разделенный в традиции Золотой Зари на четыре цвета: лимонный, оливковый, красновато-коричневый и черный, теперь окрашен в яркий изумрудно-зеленый цвет.
Древние египтяне считали зеленый цвет — цветом чистой земли. В символизме алхимии «benedicta viriditas» («благословенная зелень») означала плодородие, надежду и будущее. Такая смена черного цвета на зеленый может пониматься как возвращение — на более высоком уровне — к изначальной чистоте, утраченной в ходе минувшего Эона Осириса.
При этом следует помнить, что мы живем в переходное время. И только начинаем учиться работать с этим новым качеством Земли. Ибо это и качество Нового Эона. Нового образа мысли. Чаще же Земля для нас — это смешение разных стихийных свойств, путаница в голове, «человеческое, слишком человеческое», приоритет материи над духом, подавление творческой воли, неспособность сбалансировать внешнее и внутреннее, рациональное и эмоциональное начало. Именно поэтому для нас остается актуальным Малый ритуал изгоняющей пентаграммы. Ибо в нем мы как раз изгоняем Землю в ее староэонном понимании — как смешение элементов.
Формула Розы и Креста как формула сексуальной магии
В своей книге «Мистическая и Магическая система А.А.» Джеймс Эшелман пишет: «Есть мнение, что под «формулой Розы и Креста» Кроули подразумевал сексуальную магию. Оно довольно распространено, но, к сожалению, неверно. В то же время, неправильно говорить, что это мнение неправильно». В Комментариях к Книге Закона, Алистер Кроули написал следующее относительно инициации в Йесод: «[В Йесод] он познал, что его Тело было Храмом Розы и Креста, то есть, в нем есть место для Магической Работы по объединению противоположностей его Натуры».
В посвятительном ритуале, практиковавшемся в старом ордене Золотой Зари, символом, позволяющим кандидату войти в Храм Йесод, чтобы получить соответствующую степень, был Кадуцей Гермеса (Жезл, обвитый двумя змеями).
Конечно, полная интерпретация невозможна, однако можно попытаться постичь общий смысл. В своей книге «Магия в теории и на практике» Кроули пишет:
Есть еще одна разновидность жертвы, которую Адепты всегда хранили в глубочайшей тайне. Это высшая мистерия практической магии. Ее название — Формула Розы и Креста. В этом случае жертвой всегда становится — в определенном смысле — сам Маг, а жертвоприношение совпадает с произнесением наивысшего и самого сокровенного имени того Бога, которого он желает призвать [11].
«Сквозь Бездну низринут Свет, Крест-и-Роза, экстаз Союза, в котором уничтожение, который есть Путь. Крест-и-Роза — Посланец Пана» [12].
Результатом союза Розы и Креста становится рождение «магического ребенка». В космогонии «Книги Закона» есть отсылка к Ра-Хор-Хуту, каббалистическому «ребенку», который служит общим символом Священного Ангела-Хранителя каждого человека. То есть «магический ребенок» рождается внутри мага.
Это та божественная искра, то божественное начало, скрыто присутствующее в человеке, которое он теперь осознал и которое теперь стало частью его личности. И именно этот «ребенок» (божественная часть мага) и представляет собой ту наилучшую жертву, которую приносит маг на последнем этапе своего посвятительного пути, определяемого как «пересечение Бездны», когда он уничтожает свою обособленность от Бога и сливается с Ним воедино.
Из экстаза рождается наш Святой Ангел-Хранитель. Вот как описывает это таинство Джеймс Эшелман:
И вот завесы поднимаются, иль частью, подобно нежным вспухшим складкам плоти, Открывшимся, чтобы впустить меня всего. И яркая звезда раскрылась снова. Одна звезда видна. Вне смерти, вне пространства, вне причины, Я потерялся и нашелся, сразу, И навсегда, и никогда. Вот два, один, ничто. Безумная игра, когда мы-я-она встречаемся в огне экстаза, боли, без света в звездной ночи, изливаясь, фонтаны-близнецы з золота и серебра пульсируют, сверхновые, пульсары и квазары, взрываясь, извергаются потоком света звезд, крик затерялся в Тишине, в великом ритме творческом в беззвучной и беспредельной КРАСОТЕ Твоей [1].
Роза и Крест в орденах А.:А.: и О.Т.О
Формулу Розового Креста, содержащую тайны этого символа, в Ордене A.’.A.’. начинают изучать в степени Ревнитель (Zelator) (2°=9°). Об этом Алистер Кроули сообщает в своем эссе «Звезда видна», где описываются задачи степеней А.:А.
Однако, как пишет в той же работе Кроули, работать с данной формулой могут лишь члены А.:А.: достигшие степени Младшего Адепта (5°=6°). Здесь важно напомнить, что степень Ревнителя соответствует сефире Йесод, то есть Луне, а степень Младшего Адепта соответствует сефире Тиферет, то есть Солнцу.
Свет Луны — отраженный свет Солнца. Именно здесь член Ордена начинает изучать формулу, полный смысл которой откроется ему лишь на более высокой степени посвящения.
Без кропотливой предварительной магической работы постичь полный смысл этой формулы невозможно, однако можно попытаться постичь общий смысл. В своей книге «Магия в теории и на практике» Алистер Кроули пишет:
Роза и Крест используются в официальной символике О.Т.О. В частности, на Ламене Ордена изображен Крест, помещенный внутри Розы. Также в О.Т.О. титул посвященного 5-й степени O.T.O. — «Державный Принц Розы и Креста и Рыцарь Пеликана и Орла». В написанной Кроули «Liber 194: Указание по Конституции Ордена» говорится: «посвященные Пятой степени отвечают за все, что касается Общественного благополучия Ордена. В символическом смысле это степень красоты и гармонии (…) Державный Принц Розы и Креста привязан к высшему и низшему в равной мере и представляет собой естественную связь между ними. Но все же взор его должен быть устремлен ввысь!» [13].
Роза и Крест в ритуалах Телемы
Этот символ используется во многих ритуалах, которые имеют отношение к Познанию и собеседованию со своим Священным Ангелом-Хранителем. На символизме Розы и Креста во многом основана «Книга Звездного Сапфира» («Liber XXXVI»), содержащая в себе многие тайны Телемы. В самом начале этого ритуала говорится: «пусть Адепт вооружится своим Магическим Распятием (и подготовит свою Мистическую Розу)», затем, после обхода круга он, как пишет Кроули, «пусть вернется в Центр, то есть, в Центр Всего Сущего (и сотворит Розу-и-Крест по своему разуменью), произнося: ARARITA, ARARITA, ARARITA». Этот ритуал относится к наивысшей IX степени О.Т.О., той степени, когда и происходит Познание и Собеседование со Священным Ангелом Хранителем.
В некоторых других ритуалах Телемы Роза и Крест не цель, но средство, к которому прибегает Маг, желая достичь необходимого ему результата. Ведь мы не только стремимся к Священному Ангелу-Хранителю, но и прибегаем к его помощи и силе в нашей магической работе.
Так ламен Розы и Креста используется при совершении магической операции, описанной в «Liber Israfel sub fi gura LXIV». В Книге Исрафель Маг обращается к Богу Тоту, желая с ним соединиться:
«Ты! В левой руке Твоей — Роза и Крест Света и Жизни: Тебя, Тебя призываю!»
«Узри ярмо на шее Волов! Не оно ли послужит для вспашки Поля? Ярмо тяжело, но оно соединяет тех, кто отделен друг от друга, — слава Нут и Хадиту и Тому, кто вручил нам символ Розы и Креста!».
Также Кроули обращается к этому символу в своих поэтических работах. Например в поэме «Ага!» ученик Олимп своему учителю Марсию, возвещающему Новый Закон
О, как искусно обратил ты, Мастер, Зарю Златую в яркий свет полудня; Как Полая Гора тебе открыла На Золоте Креста Рубины Розы; И, наконец, блеснуло издалека В Серебряной Звезде Соколье Око!
Роза и Крест. Розенкрейцеры. Масоны. Таро Тота. Христианство
Каждый лепесток большой розы был покрыт яркой эмалью и помечен изящно выписанной еврейской буквой контрастного цвета. На каждом рукаве креста помещалась цветная пентаграмма, окруженная символами стихий — огня, воды, воздуха, земли и духа. Три лепестка, которыми оканчивался каждый рукав, были украшены алхимическими символами соли, ртути и серы. В центре белого квадрата, располагавшегося прямо под большой розой, была изображена гексаграмма, окруженная цветными символами планет.
Полюбовавшись секунду-другую, как я в изумлении таращу глаза, он не без удовольствия сообщил мне: «Это Роза и Крест. Здесь — всё». После этого он положил подвеску обратно в мешочек и закрыл багажник.
Священная каббала
Как я уже говорил, держа в руке колоду карт Таро, мы умещаем на своей ладони целое мироздание. Еще с тех времен, как в человеке забрезжили первые проблески сознания, безумцы и святые искали ответы на вопросы о том, как была сотворена вселенная, на чем она держится и какое место в ней занимает каждый из нас. В ходе столетий исследователи и знатоки иудейского мистицизма разработали уникальную духовную науку, известную под названием «каббала» (Qabalah).
Каббала — это не религия, не философская система и не вероучение. Это особый образ мышления, особый взгляд на мир, удобный метод, при помощи которого мы можем анализировать, изучать и организовывать вселенную и самих себя. Это средство для установления взаимосвязей всего на свете со всем на свете. Основные рабочие инструменты этой удивительной науки — числа, и некоторые из важнейших чисел каббалистической космологии — это как раз те числа, на которых основана система Таро.
Начнем с самой сердцевины — да-да, именно! С самого центра вселенной, в самом буквальном смысле.
На рисунке Фриды Харрис почти невозможно различить микроскопическую белую точку в сердцевине крошечной розы, в самом центре рисунка. (Если ее там нет, это не значит, что ее там быть не должно!) Эта белая точка символизирует сияющую точку чистого бытия, не имеющую ни размеров, ни определенного местоположения. В сущности, это даже и не точка, а просто состояние бесконечных потенциальных возможностей. Это семя творения, предшествующее самому началу всего сущего.
Откуда взялась эта точка — величайшая тайна, и в своих попытках постичь и объяснить ее каббалисты подчас воспаряли на головокружительные высоты упомпостроений и умозаключений. В одной из наиболее распространенных теорий говорится о трех непостижимых качествах небытия, которые на заре творения неким образом сосредоточились (или сгустились) в одной точке. Эти три завесы именуются Айн, Айн Соф и Айн Соф Аур.
Айн — Ничто, причем настолько совершенное, что оно включает в себя даже отрицание самой идеи «ничто как отсутствия чего бы то ни было». (Иными словами, мы не вправе даже сказать о нем «это есть ничто», потому что в этой разновидности ничто нет никакого «это» и нет никакого «есть»).
Айн Соф — Бесконечное Ничто («ничто», получившее определение). Здесь появляется «это» из выражения «это есть ничто».
Айн Соф Аур — Бесконечный Свет (позитивная пустота). Теперь из фразы «это есть ничто» уже имеются и «это», и «есть».
Разумеется, уловить истинную природу этой предсущей точки невозможно, однако это и есть природа и сущность абсолютного божества. И это же — природа и сущность вашего собственного сокровенного «я» — того истинного «я», которое обитает в самом средоточии всех тех вещей, которые вы по ошибке принимаете за себя. Если вы по-настоящему постигнете природу этой точки, то постигнете и свою собственную природу, и природу божества.
Чтобы по-настоящему разглядеть и понять суть этой грандиозной структуры, мы с вами должны проникнуть внутрь ее центральной точки. Мы должны, напротив, придвигать кинокамеру своего воображения все ближе и ближе, пока окружность этой точки не останется за кадром и мы не погрузимся сквозь белое ничто в самое средоточие этого семени творения.
Кубический камень
И когда дымка небытия перед нашими глазами наконец рассеется, мы предстанем перед образом куба, словно бы вытесанного из простого белого камня. В древности эта предсущая точка символически представлялась именно как белый кубический камень, в котором заключены все потенциальные возможности творения. Задумавшись на мгновение о том, как этот куб устроен, мы тотчас же столкнемся с первой великой тайной каббалы и с ответом на вопрос «Почему в Таро — именно двадцать два старших аркана?»
Во-первых, для того чтобы превратиться в куб, точка должна растянуться в трех измерениях: вверх-вниз, налево-направо и вперед-назад.
Эти три измерения порождают семь местоположений (центр и шесть сторон), а они, в свою очередь, дают начало еще двенадцати понятиям — ребрам куба. 3 + 7 + 12 = 22. Каббалистическое предание повествует о том, что именно таким образом божество сотворило двадцать две буквы еврейского алфавита, при помощи которых затем были произнесены слова, повелевшие быть всему сущему. Буквы еврейского алфавита подразделяются на три «материнских» (соответствующих трем основным стихиям), семь «двойных» (соответствующих семи планетам древних) и двенадцать «простых» (соответствующих двенадцати знакам зодиака).
До тех пор, пока куб остается замкнутым, творение ждет своего часа, и эти двадцать две магические буквы — эти измерения, местоположения и понятия — пребывают в состоянии потенциальности. Они подобны невидимому семени внутри желудя, набухающему потенциалом вечности, которую могут некогда воплотить в себе бесчисленные поколения будущих дубов. И для того, чтобы положить начало творению, этот замкнутый куб должен принести себя в жертву на кресте, лопнув и раскрывшись, будто зерно воздушной кукурузы подлинно космических масштабов.
Роза и Крест Бытия
Малые роза и крест в центре всей структуры — это наивысший символ тайны бытия и общий знаменатель между миром розы и миром креста — между каждым из нас и нашим огромным, всеобъемлющим подобием. И это же — единая сияющая точка чистого бытия, лучи которой расходятся из центра розы, совпадающего с центром креста.
Раскрывшись и породив то, что я впредь буду называть Розой и Крестом Бытия, предсущий кубический камень полагает начало неотвратимо развивающейся цепи событий. Бытию теперь нужно место, чтобы развернуться во всей своей полноте. Поэтому следующими звеньями в цепи творения становятся местоположение, измерение, время и пространство. Из-под розы устремляются в четырех направлениях четыре шипа, словно говорящие бытию: «Теперь, когда ты есть, вот тебе место, которое ты можешь занять».
Двадцать два старших аркана
Fool — Дурак
Hanged Man — Повешенный
Aeon — Эон
Вслед за ними расцветают семь цветов радуги, среди которых есть и основные, и дополнительные: алый, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, индиго и фиолетовый — Башня, Солнце, Маг, Императрица, Верховная Жрица, Вселенная и Колесо Фортуны. Эти семь старших арканов олицетворяют силы и качества семи двойных букв еврейского алфавита и семи планет древних: Марса, Солнца, Меркурия, Венеры, Луны, Сатурна и Юпитера.
Семь лепестков планетарных старших арканов
Tower — Башня
Sun — Солнце
Magus — Маг,
Empress — Императрица
High Priestess — Верховная Жрица
Universe — Вселенная
Fortune — Колесо Фортуны
Двенадцать лепестков зодиакальных старших арканов
Emperor — Император
Hierophant — Иерофант
Lovers — Влюбле нные
Chariot — Колесница
Lust — Вожделение
Hermit — Отшельник
Adjustment — Исправление
Death — Смерть
Art — Искусство
Devil — Дьявол
Star — Звезда
Moon — Луна
Роза и Крест Проявления
Повинуясь импульсу творения, заданному малыми Розой и Крестом Бытия, большая роза также оказывается распятой на большой развертке куба. Для удобства я буду называть эту более крупную фигуру Розой и Крестом Проявления, поскольку в ней раскрываются тайны проявленной вселенной — принципов, энергий и сил (представленных большой 22-лепестковой розой и старшими арканами Таро), распятых на кресте времени, пространства и материи. Тайны эти, как мы вскоре увидим, заключены в Тузах, придворных картах и числовых картах четырех мастей Таро.
Йод-Хе-Вав-Хе и четыре масти
Древнееврейские мистики пришли к выводу, что размышлять о качествах всевышнего (и иметь с ними дело) гораздо проще, если условно разделить его (и, соответственно, все сущее во вселенной, включая и нас с вами) на четыре части. Для этого они выработали концепцию единого Бога, проявляющего свое всемогущество четверояким образом. Этому единому Богу они дали имя, состоящее из четырех букв — еврейские буквы Йод, Хе, Вав, Хе, английские — YHVH, обычно произносится как «Яхве».
Йод-Хе-Вав-Хе — это «Бог» сотворенного мира в самом буквальном смысле слова. В конце концов, сотворенный мир — это всего лишь то, что мы, земные люди, с нашими ограниченными возможностями восприятия, признаем за реальность окружающей нас вселенной. Однако большинство читателей этой книги, скорее всего, догадываются, что абсолютная реальность — это нечто большее, нежели то, что доступно нашим органам чувств. А из этого следует, что помимо сил и качеств, присущих Богу сотворенного мира, — вне этих сил и качеств, за ними и под ними, — скрывается реальность несравненно более великая.
Такому Богу-творцу, который считает себя Богом, но при этом слишком эгоцентричен, чтобы осознать, что и он, в свою очередь, был сотворен чем-то или кем-то большим, древние греки дали особое название. Они назвали его «демиургом». Зевс был демиургом. Одно из имен Зевса — Jove — в записи еврейскими буквами приобретает опасное сходство с Яхве. Поскольку демиург точно не знает, откуда он взялся, то, естественно, он испытывает некоторую неуверенность в себе. С него, пожалуй, станется даже провозгласить себя «богом ревнителем» и запретить своим последователям поклоняться другим божествам-конкурентам
По формуле Йод-Хе-Вав-Хе макрокосм подразделяется на четыре мира. В порядке следования сверху вниз это миры Ацилут (архетипический мир, мир прообразов, среда, в которой пребывает сознание верховного божества), Брия (мир творения, мир великих архангельских сил), Йецира (мир формирования, мир ангельских сил, исполняющих конкретные поручения своих начальников-архангелов) и Асия (материальный мир).
По той же формуле Йод-Хе-Вав-Хе на четыре уровня подразделяется микрокосм (и человеческая душа). В порядке следования сверх вниз эти уровни таковы: Хия (жизненная сила), Нешама (божественная душа-интуиция), Руах (разум) и Нефеш (животная душа).
И, наконец, все эти четырехчастные схемы можно метафорически выразить как четыре стихии, или первоэлемента, — огонь, воду, воздух и землю, которые в Таро представлены четырьмя мастями — Жезлами, Кубками, Мечами и Дисками.
ДУХ
Четыре масти Таро на Розе и Кресте Проявления
Wands — Жезлы
Cups — Кубки
Swords — Мечи
Disks — Диски
Пентаграмма: господство духа над четырьмя стихиями
Spirit — Дух
Air — Воздух
Water — Вода
Earth — Земля
Fire — Огонь
Тузы и придворные карты
В Таро Туз каждой масти символизирует дух в его чистейшей форме. В каждом Тузе заключены четыре придворные карты соответствующей масти. Если мы рассмотрим Туза под микроскопом, то увидим, что он состоит из четырех компонентов: огненного (Рыцарь [10]), водного (Королева), воздушного (Принц) и земного (Принцесса).
Пентаграмма: Туз и придворные карты
Ace (Spirit) — Туз (Дух)
Prince (Air) — Принц (Воздух)
Queen (Water) — Королева (Вода)
Princess (Earth) — Принцесса (Земля)
Knight (Fire) — Рыцарь (Огонь)
Придворные карты — стихийные аспекты Туза
Ace — Туз
Prince — Принц (воздушный аспект масти)
Queen — Королева (водный аспект масти)
Princess — Принцесса (земной аспект масти)
Knight — Рыцарь (огненный аспект масти)
Четыре пентаграммы, символизирующие Туза и четыре придворные карты каждой масти, помещены на четырех рукавах Розы и Креста Проявления.
Космическая задача стихий — сочетаться и смешиваться между собой, способствуя тем самым процессу творения.
Но как насчет пентаграммы земли, расположенной на нижней оконечности креста? В ходе дальнейшего изучения карт Таро вы не раз будете замечать, что со стихией земли дело почти всегда обстоит несколько по-иному, чем с остальными стихиями. Может сложиться впечатление, что земля — это что-то вроде падчерицы в семействе стихий (да простят меня падчерицы). Задумайтесь об этом. Когда начала расцветать Великая Роза, земли среди стихий не было, не так ли? Были только огонь, вода и воздух. А вскоре мы увидим, что Принцессе (земному аспекту в семействе придворных карт) — в отличие от ее отца-Рыцаря, матери-Королевы и брата-Принца — не отведены в управление те или иные тридцать градусов зодиакального круга. Что же получается? Может быть, земля — вовсе не стихия?
На чертеже Герметической Розы и Креста пентаграмма земли изображена чисто белым цветом, но вся нижняя оконечность креста, на которой она помещается, разделена на четыре части, каждая из которых окрашена в особый цвет. Одна часть — черная, вторая — лимонная (смесь голубого, красного и желтого цветов с преобладанием желтого), третья — оливковая (смесь тех же цветов с преобладанием голубого), а четвертая — красновато-коричневая (все та же смесь, но с преобладанием красного).
Создается впечатление, что чистейший белый свет из микроскопической точки в центре крошечной розы прошел через призму и разделился в Великой Розе на все цвета спектра. Затем все эти цвета стали перемешиваться, порождая все возможные формы творения, и, наконец, словно бы осели под собственной тяжестью на самое дно креста, где превратились в темные, грязные оттенки. Однако пентаграмма, покрывающая их, сияет чистой белизной, как будто провозглашая: «Пусть эта грязь — низшая из низших, однако в ней есть нечто такое, чего нет ни в какой другой части сотворенного мира, кроме наивысшей из высших. А именно — в ней есть абсолютно всё понемножку!»
В белом квадрате непосредственно под большой розой изображена гексаграмма с Солнцем в окружении остальных шести «планет» древних. Тот факт, что этот символ макрокосма помещен посреди четырех микрокосмических пентаграмм, повторяет на более высоком уровне символическую идею бракосочетания человеческого и божественного начал, впервые выраженную в союзе малых розы и креста. Те из вас, кто знаком с Малым ритуалом пентаграммы, вспомнят слова: «Ибо вокруг меня пламенеет Пентаграмма, а в столпе стоит Звезда о шести лучах».
Стихийные пентаграммы микрокосма и планетарная гексаграмма макрокосма: союза 5 и 6, символ завершенного великого делания
Полный символ Розы и Креста
Алхимические символы
Наш анализ герметического символа Розы и Креста остался бы неполным, если бы мы обошли вниманием три символа алхимических первоначал — серы, ртути и соли, условные значки которых располагаются на трех лепестках, завершающих каждый рукавов Великого Креста. В отличие от природных элементов — огня, воды, воздуха, земли и духа, — три алхимических элемента представляют собой универсальные качества или принципы, тесно взаимодействующие между собой и находящиеся в глубокой зависимости друг от друга. Кроули пишет:
«Сера — это Активность, Энергия, Желание; Ртуть — Подвижность, Разум, сила Передачи; Соль — сосуд для двух этих форм энергии, но она также обладает собственными качествами, отзывающимися на их влияние»
Обратите внимание, что на разных рукавах Креста символы трех алхимических первоначал расположены в разном порядке. На верхнем и нижнем рукавах центральный лепесток занимает ртуть, что указывает на ее преобладающее влияние на воздух/Мечи и землю/Диски. Символ соли господствует на правом рукаве (вода/Кубки), а символ серы — на левом (огонь/Жезлы).
Боковые лепестки каждого рукава помечены символами менее важных (для каждой данной масти) алхимических первоначал, расположенных в логичном и уравновешенном порядке. Это очень важно, поскольку, когда три эти принципа соединяются вместе и уравновешиваются между собой, они образуют алхимическую субстанцию, известную под названием «vitriol», или «универсальный растворитель». Когда мы перейдем к изучению внутренней динамики Таро, vitriol станет для нас очень важным понятием. Это слово составлено из первых букв латинской фразы «Visita interiora terrae rectificando invenies occultum lapidem» («Посети недра земли, очищением обретешь тайный камень»). В своей интерпретации старших арканов Кроули доходит до прямого отождествления трех из них с тремя алхимическими элементами: Мага — со ртутью, Императрицы — с солью, а Императора — с серой.
Из-под Великой Розы расходятся во все стороны, подобно лучам сияющего нимба, двенадцать листьев — четыре больших листа, каждый из которых обрамлен двумя малыми. На четырех больших листьях размещаются буквы I N R I и астрологические символы Девы, Скорпиона, Солнца и Девы соответственно. На трех из восьми малых листьев расположены буквы L V X, еще на трех — буквы I A O. Оставшиеся два малых листка помечены дополнительной буквой I и крошечным распятием — †. Если честно, я так до сих пор и не нашел удовлетворительного объяснения двум этим добавочным символам, которые действительно кажутся лишними.
Буквы I N R I располагаются на больших листьях в следующем порядке: I — верхний левый лист, N — верхний правый, R — нижний левый, I — нижний правый. Буквы I A O и дополнительная I помещаются на малых листьях, примыкающих к большим справа в том же порядке. Буквы L V X и маленькое распятие — на малых листьях, примыкающих к большим слева в том же порядке. Поскольку герметический символ Розы и Креста служит эмблемой Младших Адептов ордена Золотой Зари и поскольку буквы I N R I, L V X и I A O служат ключами к важнейшим формулам в мистериях этого ордена, в их появлении на этом чертеже нет ничего удивительного.
I N R I может означать массу вещей, от почтенной алхимической аксиомы — «Igne natura renovatur integra» («Огнем природа обновляется в целостности») и до могущественного заклинания, которым я нередко изгоняю назойливых коммивояжеров — «I’m really not interested!» («Меня это совершенно не интересует!»). Христианское предание, однако, сообщает нам, что при распятии Христа Понтий Пилат повелел прибить у него над головой дощечку с надписью на латыни, греческом и еврейском языках: «Иисус из Назарета, Царь Иудеев». Чтобы вместить все эти надписи, табличка должна была быть довольно большой, но художники позднейших эпох довольствовались всего четырьмя буквами I N R I (аббревиатура латинского выражения «Iesus Nazarenus Rex Judaeorum») на маленькой деревянной дощечке, прибитой наискось над головой распятого, истекающего кровью Иисуса. Вот уже по меньшей мере 1400 лет такая дощечка с латинскими буквами I N R I остается неизменным атрибутом всякого достаточно богато украшенного распятия.
Не удовольствовавшись официально утвержденным значением этой аббревиатуры, столь часто фигурирующей на священных изображениях, многие христианские (и не только христианские) мистики тешились еретической мыслью, что в этой популярной символике заложено нечто большее — некий тайный, эзотерический смысл. Рискуя головой, эти духовные преступники расшифровали буквы I N R I таким образом, что они превратились из простого сокращения фразы «Иисус из Назарета, Царь Иудеев» в нечто совершенно иное. Это «нечто иное» представляло собой магическую формулу (и сопутствующие ей знаки), выражавшую самые возвышенные представления этих мистиков о космических тайнах жизни, смерти и воскресения. Коротко говоря, они проделали следующее.
Таким образом I N R I превращается в I A O (аббревиатуру имен трех этих персонажей мифа), а IAO — это не что иное, как имя верховного бога гностиков, олицетворяющего магическую формулу жизни, смерти и возрождения. В правильном понимании формула I N R I / I A O объясняет загадку годичного обращения Земли вокруг Солнца и ее суточного вращения вокруг своей оси. Это наивысшая тайна, какую только могли постичь наши предки эпохи Осириса. К ней же сводится и тайное мистериальное знание всех земледельческих цивилизаций эпохи Осириса. Совсем недурно для семи букв (три из которых к тому же одинаковые).
По традиции, Исида, Апофис и Осирис изображаются с особыми жестами, или «знаками»:
В знаке Исиды Скорбящей Исида держит руки, согнув их в локтях, таким образом, что они образуют подобие буквы L.
В знаке Апофиса или Тифона Апофис вскидывает руки над головой, разведя их под прямым углом, таким образом, что они образуют подобие буквы V (По поводу поднятых в форме буквы V двух пальцев — знака победы — Кроули утверждал, что этот жест помог Уинстону Черчиллю противостоять свастике, солярному символу нацистов.)
В знаке Осириса Убиенного Осирис раскидывает руки в стороны, как будто он распят на кресте.
В знаке Осириса Восставшего Осирис держит руки скрещенными на груди, словно бы начертав букву X на собственном теле [16].
Эти знаки составляют латинское слово L V X, означающее «свет». Вот как разбирается «ключевое слово» I N R I в ходе церемонии:
I N R I
Йод. Нун. Реш. Йод.
Дева, Исида, Могучая Мать.
Скорпион, Апофис, Разрушитель.
Солнце, Осирис Убиенный и Восставший
Исида, Апофис, Осирис
I A O
Знак Осириса Убиенного (служитель совершает знак)
Знак Исиды Скорбящей (служитель совершает знак)
Знак Апофиса и Тифона (служитель совершает знак)
Знак Осириса Восставшего (служитель совершает знак)
(Последние три знака повторяются)
L V X, Lux, Свет Креста
Согласно магической традиции, на материальном плане и в обычном бодрствующем состоянии сознания символы остаются символами, а реальные вещи — реальными вещами. Однако на магическом плане и в визионерском состоянии сознания символы — это реальные вещи, а реальные вещи — символы. Если, например, я сталкиваюсь в видении с ужасным огненным демоном (символом чего-то, с чем мне необходимо разобраться), то мне достаточно просто защититься каким-либо подходящим символом, например, изгоняющей пентаграммой огня, которая для меня — всего лишь символ власти духа над стихиями, но для демона — совершенно реальная вещь, которой он по всем законам своего бытия вынужден покориться и подчиниться.
Я привел здесь этот элемент магического учения только для того, чтобы вы лучше осознали всю безмерную символическую мощь, заключенную в герметическом символе Розы и Креста. На магическом плане Роза и Крест исполнены потрясающей мощи и огромной жизненной силы. Адепты Золотой Зари, которые носят этот символ в качестве личной эмблемы, владеют поистине величайшим магическим инструментом.