Что значит корпоративные номера
«Ваш телефон отключат 1 декабря»: как зарегистрировать корпоративную сим-карту
Юристы дали совет, как избежать блокировки номеров мобильных телефонов
Данные опроса, проведенного одной из крупнейших компаний-операторов, показывают, что почти 40% корпоративных мобильных клиентов даже не знают об угрозе блокировки своего номера.
Из тех, кто в курсе, 54% были проинформированы об этом компанией-работодателем: 31% получили корпоративную рассылку, 23% были оповещены устно. Ещё 8% узнали о нововведении из других источников.
По мнению экспертов, никто не заинтересован в том, чтобы в один день массово порушить каналы мобильной связи и, возможно, парализовать работу ряда крупных и важных компаний. Разумеется, сначала будет включен механизм обращений и предупреждений.
Внесение данных осуществляется в срок до 30 ноября 2021 года. Соответственно, с 1 декабря самостоятельная регистрация старых номеров станет невозможна. Для тех, кто не успел зарегистрировать свой номер, останется возможность в кратчайший срок внести сведения, после получения уведомления со стороны оператора, полагает эксперт.
Предупреждения от операторов мобильной связи приходили, начиная с июня 2021 года, и в них говорилось о блокировке сим-карты в случае, если персональные данные не будут подтверждены. Как рассказал адвокат «Лебедева, Романова и партнеры» Тимур Харди, если корпоративная сим-карта не подключена, а уже наступило 1 декабря, то необходимо обратиться в компанию-оператор услуг мобильной связи. Но рядовому сотруднику организации лучше обратиться в письменном виде к руководству компании, изложить причину своего обращения со ссылкой на федеральное законодательство, и уведомить руководство, что он не сможет работать с данным номером по причине его скорого отключения. Пусть компания займется решением данного вопроса, советует эксперт.
Итак, чтобы не остаться без связи на работе, следует действовать по следующему алгоритму, изложенному нашими собеседниками.
1. Для активации корпоративного номера у вас должна быть подтверждённая учётная запись на портале госуслуг.
2. Юрлицо или ИП, в котором вы работаете, должны передать сведения о пользователях оператору связи. Уточните, сделали ли они это.
3. После передачи сведений оператору нужно подтвердить запрос через сервис «Активация корпоративной SIM-карты» или направить его самостоятельно.
4. Если на каком-то из этих этапов происходит заминка, то следует срочно обратиться в отдел кадров вашей компании или напрямую к вашему мобильному оператору, сообщить о проблеме и получить инструкции по ее решению.
Для чего регистрировать корпоративную карту на Госуслугах
Что такое корпоративная сим-карта
Так как плюсов у корпоративных симок много, организации с удовольствием их используют.
Кроме того, сейчас сим-карты повсеместно используются в стороннем оборудовании: системах навигации и слежения, системах ГЛОНАСС, в модемах, вендинговых аппаратах, системах автоматических ворот и шлагбаумов, онлайн-кассах и т. д.
В таких сторонних устройствах также используются корпоративные сим-карты со специальными тарифами.
Что изменилось для владельцев корпоративных сим-карт
Об изменениях было известно уже давно, но в силу они вступили с 1 июля 2021 года. Суть новшеств — обязательная регистрация корпоративных сим-карт на портале «Госуслуги» начиная с 1 июля 2021 года.
Это означает, что все корпоративные карты:
Как видим, регистрация корпоративных симок относится ко всем видам корпоративных карт. То есть подлежат регистрации на Госуслугах корпоративные симки, оформленные как на сотрудников, так и установленные в оборудовании. Единственное отличие — сроки, в которые необходимо подать сведения.
ВАЖНО! Нормативная база — федеральный закон от 30.12.2020 № 533-ФЗ и постановление Правительства РФ от 31.05.2021 № 844.
Что будет, если не активировать корпоративную сим-карту на Госуслугах? Такие корпоративные симки заблокируют, если не уложиться с активацией в срок.
Один из основных вопросов у пользователей: зачем корпоративные симки регистрировать на Госуслугах? Объясняется новшество борьбой с мошенничеством.
Алгоритм действий по регистрации сим-карт на Госуслугах
Итак, покажем на примерах, как зарегистрировать корпоративную симку на Госуслугах.
Чтобы подтвердить корпоративную симку на Госуслугах, необходимо иметь там подтвержденную учетную запись юрлица. Это лучше сделать заранее через подтвержденную учетную запись гендиректора.
О том, как получить ЭЦП для Госуслуг, узнайте из материала.
Допустим, такая запись подтверждена. Как зарегистрировать корпоративную симку:
ШАГ 1. Входим в учетную запись, находим регистрацию корпоративных карт и нажимаем «Начать».
ШАГ 2. Выбираем, как используются сим-карты: в устройствах или непосредственно людьми. Допустим, мы выбираем, что людьми.
ШАГ 3.Переходим к формированию заявления, нажав на кнопку «Перейти к заявлению».
ШАГ 4.Появляются данные организации или ИП. Подтверждаем их корректность нажатием кнопки «Верно».
ШАГ 5. Также подтверждаем юридический адрес кнопкой «Верно».
ШАГ 6. Выбираем из списка нужного оператора сотовой связи и нажимаем «Продолжить».
ШАГ 7. Можно ввести данные вручную либо списком. Вручную имеет смысл вводить несколько номеров. Если же номеров много, то в личном кабинете оператора сотовой связи можно скачать файл в формате csv и загрузить. Посмотрим, как выглядит ручной ввод.
ШАГ 9. Когда все сотрудники внесены, нажимаем «Отправить заявление».
ШАГ 10. Заявление отправлено.
В личный кабинет должно прийти подтверждение.
Вопросы, которые могут возникнуть при регистрации сим-карт
Рассмотрим некоторые нюансы, которые возникают при решении вопроса, как на Госуслугах привязать корпоративную симку.
Надо ли что-то делать с корпоративной симкой ее непосредственному пользователю?
Да, нужно. Здесь есть два варианта:
Можно ли корпоративную симку оформить на себя и не регистрировать?
Да, можно перерегистрировать симку. Для этого понадобится согласие юридического лица, на которое оформлена сим-карта изначально. Какие документы для этого понадобятся, надо узнавать у операторов связи.
Как упростить регистрацию сим-карт, если их много?
Как уже было сказано, загружать данные на Госуслуги можно не вручную, а сразу файлом. Многие операторы сотовой связи, во-первых, высвечивают предупреждение в личном кабинете о том, что сим-картам необходимо подтверждение и надо заполнить персональные данные владельцев корпкарт. Во-вторых, они позволяют выгрузить все данные в нужном формате — csv.
Требования к загружаемому файлу можно узнать на Госуслугах при выборе способа загрузки не вручную, а файлом.
Здесь же можно скачать шаблон файла и внести туда свои данные. Это более надежный способ, так как формат файла точно будет таким, как положено.
Что делать, если невозможно точно определить место положения устройства, где установлена сим-карта?
Обязательными реквизитами, которые следует передать по корпкартам, установленным в устройствах, являются наименование и ИНН владельца сим-карты, а также ее номер. Остальные реквизиты заполнять необязательно. Или, например, в поле адрес можно проставить юридический адрес организации, на которую они оформлены.
Нужно ли согласие работников на передачу персональных данных при регистрации корпкарт?
Нет, не требуется, так как работодатель при регистрации сим-карт на Госуслугах выполняет требования законодательства.
Не знаете, как работать с персональными данными работников? Куда их можно передавать, а куда — нет? Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и получите гайд по работе с персональными данными сотрудников.
Итоги
С 1 июля 2021 года введена обязательная регистрация корпоративных сим-карт на Госуслугах. Карты, которыми пользуются сотрудники, необходимо зарегистрировать до 30 ноября 2021 года. Для карт, вставленных в различные устройства, срок продлен — до 1 марта 2023 года. Если не активировать сим-карту, то она будет заблокирована.
Просто объясните) что такое корпоративный номер?
Корпоративная мобильная и сотовая связь
Привычка решать все вопросы по телефону выводит людей на покупку безлимитной мобильной связи как жизненной необходимость. Пользование привычными тарифами, купленными по пути в красивой коробочке, каждый месяц оборачивается огромными счетами за сотовый телефон. За тысячу-две рублей любой человек может приобщиться к корпоративным безлимитным тарифам от любого оператора. Для покупки достаточно наличия паспорта, а обслуживаться абонент уже будет в корпоративном отделе оператора сотовой связи. При этом привычные виды оплаты сохраняются. За безлимитный корпоративный тариф платить можно как в любом пункте приема платежей, так и любым другим привычным человеку способом. В текущее время перехода со своим номером в статус корпоративного клиента невозможен, так же как и переход со своим номером от одного оператора сотовой связи к другому. Проблема решается подключением бесплатной услуги «мой новый номер» на старую сим-карту.
Абонентская плата на корпоративной мобильной и сотовой связи столь же демократична, как и цена покупки такой связи. В день с лицевого счета телефона снимается от двадцати-тридцати рублей. И МТС и Мегафон плотно конкурируют в предложении по корпоративным тарифам.
Спецпредложения купить сотовый номер с безлимитной связью могут стать основным аргументом при выборе телефона корпоративного МТС или телефона корпоративного Мегафон. Для тех, кто живет и работает в пределах Москвы, сегодня в продаже есть особенно выгодная корпоративная связь с безлимитной опцией именно на указанную территорию. Прежде, оптимизация расходов на связь давалась путем подключения дополнительных услуг, которые снижая стоимость исходящей минуты, увеличивали ежемесячную плату за телефон. Сегодня самый простой корпоративный тариф любой сети, будь то МТС или Мегафон, имеет абонплату ниже оптимизированной на розничных тарифах. Есть категория абонентов, которым требуется купить корпоративный сотовый телефон для связи в свой сети по РФ. Операторы в поддержку лояльности абонентов всегда предлагают сетевой безлимит по специальной цене. Также, корпоративные мобильные тарифы не ограничены только безлимитными предложениями. Как с прямыми, так и с федеральными номерами, есть корпоративные телефоны для приема входящей связи, которые также называют тарифами для рекламы.
Регистрация симкарт в 2021 году: что нужно делать и кто рискует потерять номер телефона
Это не требование отдельных операторов, а федеральный закон. Все серьезно.
Курс о больших делах
Что это за требование
Это требование федерального закона, который был принят еще год назад и вступил в силу 1 июня 2021 года. Теперь все корпоративные симкарты должны быть зарегистрированы в специальном реестре через госуслуги. Это касается и тех номеров, что используются сотрудниками, и карт, которые оформлены для устройств — терминалов, шлагбаумов, модемов и онлайн-касс.
Такими симкартами многие пользовались годами, регистрировали на них онлайн-банки, использовали в бизнесе, а иногда — для мошенничества и других преступлений. Государство решило с этим бороться. Сначала ввели обязательную идентификацию абонентов по паспорту, теперь пытаются навести порядок в корпоративных номерах.
Из-за этого прибавилось хлопот у бизнеса. А простые абоненты могут вообще потерять номер, хотя честно использовали его в течение многих лет и ничего незаконного не задумывали.
Что нужно делать фирмам и ИП
С 1 июня по 30 ноября 2021 года всем абонентам с корпоративными симкартами нужно зарегистрировать используемые номера на госуслугах. То есть владелец номеров передает оператору связи сведения о том, кто и какими симкартами пользуется, — с данными конкретных сотрудников. Оператор запрашивает у этих сотрудников подтверждение через госуслуги — и после этого активирует карту.
Если симкарта установлена в устройстве, она активируется сразу после передачи данных, дополнительное подтверждение не требуется. Все это происходит дистанционно.
Вот что нужно сделать организации или ИП:
Заявление отправляется электронно — на портале.
Что делать работникам
Получается, что пользователям симкарт нужно либо ждать инициативы от компании, которая заключила договор, либо знать ее данные и самостоятельно активировать карту. В любом случае сведения о конечном пользователе будут проверяться. Оператор активирует карту, только если данные от корпоративного абонента и физлица совпадут.
Это не будет проблемой для тех, кто на самом деле пользуется корпоративной связью действующих компаний. Добавит немного хлопот, но не более. А вот тем, кто потерял контакт с организацией или когда-то давно купил непонятно какую симкарту, придется столкнуться с проблемами — вплоть до потери номера.
Как оператор проверяет данные пользователя
Рассмотрим вариант, когда абонент передает данные на госуслугах сам за себя. Например, если организации уже нет, он уволился, покупал симку в переходе или не дождался запроса на активацию. Вот пользователь заполнил данные на госуслугах, оператор их получил.
А дальше оператор проверяет:
И если хотя бы что-то не совпадает, карта не будет активирована. А после 1 декабря есть риск остаться без номера.
Что за реестры передают организации
Если юрлицо или ИП ликвидируется, абонентские номера могут быть переоформлены на конечных пользователей.
То есть уже три года корпоративные абоненты и так сообщают данные конечных пользователей. Или, по крайней мере, должны это делать.
Но кто-то из них мог не передать информацию или сообщить недостоверные сведения. Или директор просто везде указывал пользователем себя, а карты раздавал менеджерам. Кто-то уже и не помнит, кому передали симкарту. Некоторые пользователи получили корпоративный номер не от работодателя, а от какой-то посторонней компании, с которой давно нет связи. Раньше об этом никто не задумывался.
Теперь это будет серьезной проблемой. Даже если вы честно сообщаете, что пользуетесь номером такого-то юрлица, нужно, чтобы это юрлицо передало о вас сведения. Только тогда карта будет активирована. В противном случае после 1 декабря вас ждет неприятный сюрприз в виде блокировки, даже если вы самый честный на свете абонент.
Что можно сделать, чтобы сохранить номер
Если точно знаете, что сведения о вас не передадут или они будут недостоверными, можно попробовать переоформить корпоративный номер на себя без участия второй стороны — организации, которая заключала договор.
Для этого у операторов связи есть услуга — обычно платная, но недорогая. Проблема не в стоимости, а в самом процессе: он не дает гарантии, что заявку на переоформление точно одобрят.
Алгоритм переоформления обычно такой:
При положительном решении нужно заключить договор на свое имя. Тогда вся эта история с активацией уже не будет вас касаться, так как абонентом станет физлицо. Правда, до декабря переоформить карту можно и не успеть.
А еще бывает, что организация реальная и до сих пор работает, но передавать симкарту не хочет. Хотя человек пользуется ею много лет в личных целях и сам платит за связь. Тут ничего не поделать.
Что делать, если переоформить номер не получится
Нужно подготовиться к возможной блокировке. Приостановка услуг связи по неподтвержденным корпоративным номерам может произойти 1 декабря или позднее. Может, переходный период и продлят, но пока об этом ничего не известно — надеяться не стоит.
Вспомните все, что зарегистрировано на этот номер: личные кабинеты, доступы, подтверждения, платежи, интернет-банки, маркетплейсы, мессенджеры, доставки, скидочные карты, государственные сервисы. Измените номер, где возможно, на новый — зарегистрированный на вас.
Сообщите новый номер своим контактам. Перенесите историю в мессенджерах. Заново настройте приложения, если потребуется.
Это будет большая работа, но деваться некуда.
Как узнать, на кого оформлен номер
Эта информация есть в личном кабинете вашего оператора. Туда можно попасть через приложение или войти с компьютера — но симкарта должна быть доступна. На нее придет смс для подтверждения. Или нужно знать пароль.
Проверьте на всякий случай эту информацию, если не помните, на кого оформляли карту, или меняли данные при увольнении.
Отключение корпоративных SIM-карт с 1 декабря. Реальность и вымысел
В России, согласно ФЗ-533, с 1 декабря операторы должны отключать корпоративных абонентов, которые не предоставили свои паспортные данные. В России порядка 32 миллионов работающих корпоративных SIM-карт, из них около 7 миллионов карт используются в M2M-решениях. Напомню, что для M2M-решений никакие паспортные данные предоставлять не требуется, главное, чтобы в карте не было голосовой связи. Регистрация M2M-карт на компании предполагается в конце 2022 года, то есть у нас есть еще один год.
Появление 533-го закона не произошло одномоментно, о том, что его нужно будет соблюдать и соответствовать ему, было известно задолго до первого декабря. Операторы развили нешуточную деятельность, чтобы информировать своих партнеров о том, что для каждой SIM-карты необходимо передать данные абонента либо он должен это сделать самостоятельно на сайте “Госуслуги”. Все корпоративные абоненты получили SMS, в которых предлагалось пройти такую регистрацию.
Текст закона вы можете найти вот тут.
Формально порядка 25 миллионов SIM-карт должны были пройти перерегистрацию и уточнение паспортных данных в системе. Но как часто у нас случается, многие просто отложили это дело на потом и очнулись в последний день, 30 ноября. К этому моменту данные были уточнены для 12 миллионов SIM-карт. Получается, что порядка 13 миллионов SIM-карт оказались без уточненных данных и формально с 1 декабря их могут отключить.
Ровно первого числа в газетах “Ведомости” и “Коммерсант” появились заметки, в которых со ссылкой на источники утверждается, что отключение SIM-карт происходить не будет, выполнение закона будет перенесено на март 2022 года. К сожалению, это скорее пожелания одного из операторов, который теряет от введения закона больше, чем другие. В реальности закон начал действовать, и операторы начинают отключать такие SIM-карты, если на них не оформили паспортные данные. Но говорить о том, что люди останутся без связи или вдруг обнаружат, что их телефон замолчал, нельзя. Потенциально мы лишимся примерно двух миллионов SIM-карт, которые молчали и до того, ими никто не пользовался.
Давайте рассмотрим ситуацию и начнем с того, что невозможно пропустить SMS-сообщение, в котором вас предупреждают о том, что с 1 декабря ваш телефон будет отключен. Безусловно, кто-то пропустил SMS, кто-то не обратил внимания и забыл, но большинство людей, для кого такая SIM-карта основная, подошли к вопросу осознанно. Многие оставили все на последний день, что периодически приводило к падению соответствующего раздела на “Госуслугах”.
Реальность и перспективы рынка IT‑профессий
Какие профессии наиболее популярны и высокооплачиваемы?
Субботний кофе №181
Налейте чашку бодрящего субботнего кофе и познакомьтесь с новостями недели. Роскомнадзор выставил новые требования западным компаниям, Apple запустила SharePlay, Sony открыла предзаказ на Xperia PRO-I, а в декабре выходят новые «Ёлки».
Полный бак №16. Тест Audi Q8
Наступила суббота, а значит, самое время для нашей автомобильной рубрики. Сегодня поговорим про самый красивый на сегодня автомобиль в кузове кросс-купе – Audi Q8
Ярмарка современного искусства Art Russia 2021. Технологии и не только
Современное российское искусство на ярмарке в Гостином дворе – художники и их работы. Что было интересного…
Меня очень смешило, что Минцифры периодически сообщало о том, что регистрация паспортных данных для корпоративных пользователей идет по плану. В сознании возникала картинка, что министерство создало план и известило о нем пользователей, а они стройными толпами начали регистрировать себя. Выдумка, так как никакого плана не было, невозможно соответствовать чему-то, так как ожидания всегда базируются на чем-то. В нашем случае был только срок, с которого операторы могут начать отключения.
Другой момент, который удивляет. Многие посчитали, что каждый оператор имеет сказочный рубильник, наступает первый день зимы, ответственный сотрудник приходит в офис и нажимает кнопку, после чего все незарегистрированные SIM-карты прекращают свою работу. Увы, это миф. На практике все выглядит иначе, примерно так же, как с массовой рассылкой SMS-сообщений, которые отправляются партиями. Каждый оператор формирует списки на отключение и начинает отключать SIM-карты порциями, чтобы не обрушить собственные IT-системы. Невозможно отключить в один момент все корпоративные SIM-карты. То есть формально процесс может занять определенное время, но чтобы он не затягивался, Минцифры требует отчитываться еженедельно о том, как идут отключения и сколько SIM-карт уже обработано. Подход мягкий, никто не жаждет крови операторов и не хочет их наказывать. Но и не соблюдать закон операторам не дадут. Первая отчетная дата, которую мне подтвердили в трех операторах, это 6 декабря. Два оператора в приватном разговоре заявили, что к этому моменту на их сетях будет отключено несколько сот тысяч SIM-карт. Закон суров, но это закон. И операторы будут его исполнять, тут нет никаких разночтений. Дополнительный срок для выполнения закона не очень нужен всем операторам, кроме одного.
Ситуация с “Ростелекомом” и “Теле2” кардинально отличается от других операторов, так как именно “Теле2” лидирует по числу MVNO на российском рынке. Юридически многие SIM-карты оформлены как корпоративные, и тут возникает определенный бардак, который оставили на последние дни и так и не смогли разгрести. Судя по активности людей в этих компаниях, это серьезная проблема внутри и нужно дополнительное время, чтобы ее решить. Но это не принципиальная невозможность, а скорее просто упущенное время, когда вовремя не была проведена подготовительная работа. Уверен, что все нормализуется, а в трудовом порыве SIM-карты будут зарегистрированы.
Важно понимать, как технически происходит отключение SIM-карт, так как “здравый смысл” подсказывает, что они просто перестают работать. Но это не так! Оператор блокирует большую часть возможностей, но присылает SMS, в котором напоминает, что необходимо пройти регистрацию (да, она вовсе не закрыта с 1 декабря). На телефоне остается доступ к сайту “Госуслуги”, то есть вы можете тут же пройти регистрацию. И это мягкий вариант, который был разработан совместно с Минцифры, каждый оператор использует его.
Никаких ограничений на то, сколько может работать “неработающая” SIM-карта для регистрации данных, не существует. То есть формально вы можете это сделать в декабре или даже в январе. Но точно не стоит это затягивать, тем более что другие операции, например, пополнение счета, для вас останутся недоступными.
Проблемой становятся корпоративные SIM-карты, что оформлены на компании, но используются в каком-то оборудовании, никто не проверяет SMS-сообщения на них. Например, телевизионщики часто используются модемы с несколькими SIM-картами, чтобы перегонять картинку в эфир. Вот такие сценарии использования, не самые частые, становятся головной болью. И операторы стараются найти тех, кто отвечает за использование SIM-карт, это как раз и стало головной болью того же “Теле2”.
В “Билайн” в ноябре провели опрос, чтобы узнать, сколько корпоративных клиентов знает о необходимости регистрации SIM-карт. Об этом, оказывается, знают только 62% отвечавших. Вот выдержка из отчета “Билайн”: “54% респондентов были уведомлены об этом компанией-работодателем (31% получили корпоративную рассылку, 23% были оповещены устно). 8% опрошенных узнали о нововведениях из иных источников, а 38% утверждают, что их никто не оповещал, и они были не в курсе ситуации.
Также, судя по ответам респондентов, 23% уже внесли данные в единую систему идентификации и авторизации (ЕСИА) на портале Госуслуг, а 8% планируют сделать это до 1 декабря. С техническими проблемами при регистрации абонентских номеров на портале столкнулись 15%. Больше половины (54%) респондентов признались, что вообще не знают, как это сделать”.
К слову сказать, новогодние промо-тарифы от МТС и “Теле2” крайне популярны у бывших корпоративных клиентов, одно из объяснений их появления в том, что люди внутри оператора переходят на них (и такой переход возможен, несмотря на то, что они закрыты для B2C-абонентов).