Что значит корабль 1 ранга
Классификация кораблей ВМФ России. Ликбез
Приветствую вас, други мои! Этот год начинаю с того, что предлагаю вам разобраться в том, как же разделяют наши корабли в ВМФ. Очень много путаницы и несуразицы. Поэтому, собрав всю доступную информацию и вспомним, чему меня учили в институте, выкладываю свою версию. Специальные суда и вспомогательный флот трогать не буду.
Основы классификации корабельного состава ВМФ РФ кратко изложены в статье 4 Корабельного устава Военно-Морского Флота 2001 года:
«в зависимости от тактико-технических элементов. а также для определения старшинства командиров и норм обеспечения материально-техническими средствами корабли делятся на ранги».
Всего в ВМФ установлено четыре ранга кораблей, высшим рангом является первый.
По решаемым задачам в ВМФ РФ корабли разделены на 5 групп: боевые корабли, боевые катера, корабли специального назначения, морские суда обеспечения, катера и рейдовые суда обеспечения.
Деление кораблей на классы, подклассы и ранги определяется «Руководством по классификации кораблей и судов Военно-Морского Флота» (Данное руководство периодически корректируется и утверждается приказом Главнокомандующего ВМФ. В свободном доступе руководства нет).
Корабли по принципу поддержания при движении делятся на:
– надводные корабли (нк) и подводные лодки (пл);
— корабли с динамическими принципами поддержания (КДПП), перемещающиеся над поверхностью воды (глиссирующие, на воздушной подушке – КВП, на подводных крыльях – КПК, экранопланы).
по роду материала корпуса:
— с крыльчатыми движителями;
по количеству гребных валов:
по конструктивным особенностям корпуса:
Классы и подклассы подводных лодок и кораблей
1. Авианесущие корабли:
— тяжелый авианесущий крейсер.
2. Ракетно-артиллерийские корабли:
— тяжелый атомный ракетный крейсер;
— ракетный корабль 2 ранга;
— малый ракетный корабль на воздушной подушке;
— малый ракетный корабль;
— малый артиллерийский корабль.
3. Противолодочные корабли:
— большой противолодочный корабль;
— малый противолодочный корабль.
4. Многоцелевые корабли:
5. Минно-тральные корабли:
6. Десантные корабли:
— большой десантный корабль;
— средний десантный корабль;
— малый десантный корабль на воздушной подушке;
— десантный катер на воздушной подушке.
7. Ракетные подводные лодки стратегического назначения:
— тяжелый атомный подводный крейсер с баллистическими ракетами;
— атомный подводный крейсер с баллистическими ракетами.
8. Многоцелевые подводные лодки:
— атомный подводный крейсер с крылатыми ракетами;
— крейсерская атомная подводная лодка;
— большая атомная подводная лодка;
— большая дизельная подводная лодка;
— малая дизельная подводная лодка.
Классификация боевых кораблей по зонам действия
Чёткой и однозначной классификации боевых надводных кораблей ВМФ России по зонам действия не существует. Поэтому за основу берутся общепринятые понятия ВМС иностранных кораблей.
Хочу обратить ваше внимание на то, что ряд подклассов кораблей находится на границе дальней и ближней морских зон. Например, к таким кораблям относятся: фрегат пр.22350, корвет пр.20380, ракетный корабль 2 ранга пр.11661К и малый ракетный корабль пр.1234.1.
Ранг корабля
Ко второму рангу кораблей в ВМФ России относят большие и средние дизельные подводные лодки, большие ракетные и противолодочные корабли, эскадренные миноносцы, сторожевые корабли дальней морской зоны, большие десантные корабли [3] (но есть отдельные исключения — так, эскадренные миноносцы проекта 956 относят к 1-му рангу кораблей). Как правило, требуют командира в звании капитан 2-го ранга.
Содержание
В наследие от парусной эпохи, русские крейсера, в зависимости от водоизмещения, разделялись на эволюционные ранги: «фрегатский» и «корветский». Причём, крейсера «фрегатского» ранга, являлись исключительно кораблями I ранга, а крейсера «корветского» ранга, в зависимости от водоизмещения, подразделялись на корабли I и II ранга. [4]
До 1907 года, русские корабли класса крейсер подразделялись на подклассы: крейсера I ранга (водоизмещением более 4000 тонн) и II ранга (все остальные) без различия по типу бронирования (с поясом по ватерлинии) или только бронепалубные. [5]
По установившейся традиции, боевые корабли, кроме их классификации по боевому назначению, подразделялись на разряды — ранги старшинства. Каждому классу, подклассу, типу кораблей в зависимости от их водоизмещения, скорости хода, дальности плавания, состава вооружения и других тактико-технических характеристик, присваивался ранг старшинства от первого (самый старший разряд) до четвёртого. Ранги кораблей определяли старшинство их командиров, правовые положения офицерского состава и служили определённым «мерилом» при планировании и установлении норм материально-технического снабжения. В частности: ракетные подводные лодки, ракетные крейсера и противолодочные крейсера являлись кораблями 1-го ранга; средние подводные лодки, большие ракетные корабли и большие противолодочные корабли, являлись кораблями 2-го ранга; малые подводные лодки, малые ракетные корабли, сторожевые корабли, являлись кораблями 3-го ранга; боевые катера с ракетным, торпедным и другим вооружением, являлись кораблями 4-го ранга. [6]
О классах, рангах, типах и проектах кораблей
Зачастую на страницах печатных изданий, в сообщениях информационных агентств и электронных СМИ царит настоящая путаница в трактовке ряда понятий, относящихся к Военно-морскому флоту. Вот относительно недавний пример: «┘подводные силы ВМФ будут состоять из ПЛ четырех типов. Основной комплекс «Борей» (многоцелевая атомная субмарина с крылатыми ракетами). » Далее говорится следующее: «┘строятся┘ все три субмарины проекта «Борей».
Вот такая, извините, мешанина из «типов», «комплексов», «проектов» и «субмарин».
На самом деле, во-первых, «Борей» не «комплекс», а обозначение (шифр) проекта 955, но не «многоцелевых атомных субмарин», а находящихся на стапелях новейших атомных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский», а также «Владимир Мономах», закладка которого состоялась 19 марта. Во-вторых, эти корабли будут вооружены не «крылатыми ракетами», а ракетным комплексом стратегического назначения «Булава» с МБР.
Кстати сказать, военные моряки и морские специалисты, как правило, не употребляют в своих выступлениях или печатных работах слово «субмарина», а используют принятые в ВМФ названия и термины: подводная лодка, подводный корабль, атомоход или ракетоносец.
Разделение корабельного состава по предназначению, сфере, специфике действий, конструктивным особенностям, то есть по классам, подклассам и рангам, регламентируется действующей «Классификацией корабельного состава ВМФ», которая объявляется приказом главнокомандующего ВМФ и периодически корректируется с учетом развития флота и появления в его составе новых кораблей, судов и катеров. Согласно действующей до начала 1990-х годов «Классификации┘» (думаю, что ее структура не изменилась, а содержание лишь пополнилось новыми типами кораблей) весь корабельный и судовой состав ВМФ разделен на пять групп: 1) боевые корабли, 2) боевые катера, 3) корабли специального назначения, 4) морские суда, 5) катера и рейдовые суда обеспечения.
Каждая группа кораблей (судов) по предназначению разделяется на классы, а те, в свою очередь, на подклассы (корабли и суда одного предназначения, но разнящиеся по объему и особенностям выполнения задач в этом предназначении, а также, как выше упоминалось, по водоизмещению, движителям и другим ТТХ).
Например, есть класс «ракетно-артиллерийские корабли». В нем имеются подклассы: тяжелый атомный ракетный крейсер, ракетный крейсер, эскадренный миноносец и другие. Или класс «противолодочные корабли». Он тоже включает подклассы: большой противолодочный корабль, противолодочный корабль, сторожевой корабль и другие.
Думаю, что строящиеся надводные корабли новых типов «корвет» и «фрегат» будут разнесены соответственно по классам «противолодочные корабли» и «ракетно-артиллерийские корабли» (или выделены в отдельные подклассы).
Кораблям каждого подкласса присваивается свой ранг. Например, ракетный крейсер – корабль первого ранга, сторожевой корабль – второго ранга.
Тип корабля, как правило, определяется по головному кораблю серии (например: тяжелый авианесущий крейсер типа «Киев»). Зачастую типом корабля называют номер его проекта (например, эскадренный миноносец проекта 956). Зачастую с выдачей ВМФ заказа на проектирование корабля этим работам (или инициативным предложениям проектантов) присваивается словесный шифр (например, авианесущий крейсер «Беркут»). Номер проекта будет присвоен впоследствии – обычно или с принятием аванпроекта и включением дальнейших работ в план проектирования, или с утверждением эскизного проекта корабля. Но нередко этот шифр, к примеру, как тот же вышеупомянутый «Борей», долго сопутствует в жизни головному кораблю и другим кораблям серии. К этой череде типов, шифров и номеров проектов иногда примешивается в обиходе (и в печати) еще и номер заводского заказа на постройку каждого корабля («Беркут» заказа 101).
Во всех этих случаях правильным будет в материалах СМИ при каком-то обозначении или названии корабля приводить или его собственное «имя» (например, ракетный крейсер «Москва»), или его тип (например, большой противолодочный корабль типа «Удалой»), или номер проекта (атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955). Словесных шифров проектов кораблей в ходе строительства головного корабля и тем более к серийным употреблять, как представляется, в публицистике и выступлениях в электронных СМИ нежелательно, поскольку это вносит путаницу в восприятие читателями, телезрителями и радиослушателями.
В заключение следует пояснить, что наряду с вышеупомянутыми «Корабельным уставом» и «Классификацией┘» в ВМФ устанавливаются сокращенные наименования подклассов и типов кораблей для применения в служебных документах, на картах и в печати. Так, аббревиатура того же строящегося атомного ракетного подводного крейсера «Юрий Долгорукий» – РПКСН, ракетного крейсера «Москва» – РКР, эскадренного миноносца – ЭМ, большого противолодочного корабля – БПК. При этом в печати часто встречается аббревиатура АПЛ – атомная многоцелевая подводная лодка. Но она неправильная, а правильная – ПЛА.
Корабль 1 ранга
Корабль 1 ранга имеет два основных значения:
См. также
Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи. Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на статью. |
Полезное
Смотреть что такое «Корабль 1 ранга» в других словарях:
Корабль 2 ранга — имеет два основных значения: Корабль 2 ранга (парусный) характерный для Британии трёхдечный линейный корабль. В британской системе рангов назывался англ. Second Rate. На рубеже XVIII XIX веков 98 100 пушечный корабль.… … Википедия
Корабль 4 ранга — имеет два основных значения: Корабль 4 ранга (парусный) двухдечный линейный корабль. В британской системе рангов назывался англ. Fourth Rate. На рубеже XVIII XIX веков 44 или 50 пушечный корабль. Корабль 4 ранга… … Википедия
Корабль 3 ранга — имеет два основных значения: Корабль 3 ранга (парусный) самый распространенный линейный корабль. В британской системе рангов назывался англ. Third Rate. На рубеже XVIII XIX веков двухдечный 64, 74, или 80 пушечный корабль. Корабль 3 ранга… … Википедия
Корабль 6 ранга — Французский фрегат La Boudeuse (26), 1776 Корабль 6 ранга в эпоху паруса к 6 рангу относились самые малые корабли, требующие в командиры полного капитана (англ. Post Captain). В конце … Википедия
Корабль 5 ранга — Французский фрегат Pomone (40), 1805 Корабль 5 ранга в эпоху паруса корабль, непригодный к эскадренному бою в линии баталии. В конце XVIII начале XIX века 32 44 пушеч … Википедия
Корабль 2 ранга (парусный) — У этого термина существуют и другие значения, см. Корабль 2 ранга. 98 пушечный HMS Glory 2 ранга (в центре) Корабль 2 ранга (парусный) трехдечный линейный к … Википедия
Корабль 1 ранга (парусный) — У этого термина существуют и другие значения, см. Корабль 1 ранга. HMS Victory в 1884 г Корабль 1 ранга (парусный) самый крупный из линейных кораблей. В б … Википедия
Корабль 3 ранга (парусный) — У этого термина существуют и другие значения, см. Корабль 3 ранга. HMS Thunderer (1783) типичный двухдечный 74 пушечный корабль … Википедия
Корабль 4 ранга (парусный) — У этого термина существуют и другие значения, см. Корабль 4 ранга. Модель английского 50 54 пушечного корабля (ок. 1710) Кор … Википедия
Корабль измерительного комплекса — Корабль измерительного комплекса (КИК) серия специальных кораблей советского Военно морского флота, предназначенных для контроля параметров полёта ракет на различных отрезках траектории, как продолжение наземных научно измерительных… … Википедия
Корабль 1 ранга (парусный)
Содержание
Начало (XVII в)
Когда около 1610 в Англии появилось понятие «первый ранг», к нему относились самые разные корабли Королевского флота от 48 до 72 пушек, как галеоны, так и переходные типы. Общим в них было то, что это были самые крупные из королевских кораблей. С началом программ по строительству близких по характеристикам линейных кораблей, их общие признаки постепенно определяются.
Тон задал HMS Sovereign of the Seas (1637). Начиная с него, типичный корабль 1 ранга был трехдечным, 90-100 пушечным, имел водоизмещение 1900-2000 тонн и 500-550 человек команды. Введение формальной системы рангов в 1677 году закрепило эти признаки.
Век паруса (1756−1815)
Корабли 1 ранга — трехдечные корабли, имевшие 100 и более пушек — были крупнейшими, мощнейшими и самыми дорогими. Вероятно, они являлись и самыми сложными из промышленных сооружений своего века. Поскольку они представляли такое крупное вложение средств, их строили с наивозможной тщательностью и вниманием, всегда на королевских верфях (в Британии — Чатем, Дептфорд, Вулвич, Портсмут), и только из самых лучших материалов. [1] Стремление сделать их долговечными вело к долгой постройке, особенно где касалось корабельного леса: десятилетняя выдержка была обычным делом.
Они редко вводились в строй, кроме как во время войн и кризисов, и потому их корпус не подвергался износу долгих плаваний. Находясь в резерве, они также получали самый лучший уход, а при необходимости проходили обширные ремонты, в некоторых случаях даже серьёзные перестройки. В результате всего этого корабли 1 ранга отличались исключительно большим сроком службы. Хорошо известно, что HMS Victory к моменту Трафальгара плавала уже сорок лет, а HMS Britannia была ещё на три года старше. Но при этом «Виктория» между 1771 и 1788 четырежды проходила периоды ремонта на верфи до 6 месяцев, а между 1801 и 1803 подверглась большой переделке. [2]
Кораблей 1 ранга всегда было немного, а из-за растянутой постройки начатые в 1790-е годы программы стали приносить плоды ближе к концу войны.
Год | В строю | В ремонте |
---|---|---|
1793 | 1 | 4 |
1796 | 6 | 0 |
1799 | 4 | 2 |
1801 | 4 | 2 |
1805 | 6 | 1 |
1808 | 4 | 2 |
1811 | 5 | 2 |
1814 | 7 | 0 |
1815 | 0 | 8 |
На первый взгляд кажется странным, что самый большой в мире флот — британский — не имел больше всех кораблей 1 ранга. Однако в 1793 Франция могла похвастаться 5 линейными кораблями в 110 пушек и ещё тремя 118-пушечными. Испания в 1796 выглядела ещё внушительнее: десять 112-пушечных кораблей и сверхмощный Santissima Trinidad — номинально четырехдечный, 136-пушечный корабль. Часто его называют самым большим парусным линейным кораблем, хотя по водоизмещению он уступал французским гигантам. Они были не только больше (например фр. Commerce de Marseilles весил почти 2750 тонн), но и сильнее вооружены: номинально 36-фунтовые пушки на нижней палубе соответствовали 40 английским фунтам.
Напротив, новейшим кораблем британского флота в 1793 была HMS Queen Charlotte в 2286 тонн, имевшая тридцать 32-фунтовых пушек на нижней палубе, тридцать 24-фунтовых на средней и тридцать 12-фунтовых на верхней, плюс четыре 12-фунтовых и четырнадцать 32-фунтовых карронад на баке и шканцах и шесть 18-фунтовых карронад на юте. В ходе Американской войны за независимость неповоротливые 42-фунтовые пушки были заменены на более практичные 32-фунтовые. Только старая «Британия» сохранила их к 1790 году, чем заслужила прозвище англ. Old Ironsides задолго до USS Constitution.
Развитие 1790−1815
Следующим большим шагом было введение класса 110-пушечных кораблей с появлением HMS Ville de Paris, заказанного в 1788. Он имел 30 пушечных портов на борт на нижней и средней палубах, и 32 порта на верхней, где калибр был увеличен с 12 до 18-фунтового. HMS Hibernia заказа 1790 года втиснула ещё по два порта на каждой палубе, доведя водоизмещение до 2500 тонн. HMS Caledonia 1794 года была первым британским 120-пушечным кораблем, с батареями в тридцать две 32-фунтовые пушки, тридцать четыре 24-фунтовые, тридцать четыре 18-фунтовые и двадцать 12-фунтовых на баке и шканцах. Последним типом времен войны был HMS Nelson, сходный по размерам и составу вооружения.
С середины войны в строй начали входить меньшие 100-пушечные, но возникла тенденция понижать их до 2 ранга и 98 пушек. Тип уменьшенных трехдечных кораблей был чисто британским, в строю таких было немало.
Роль и значение в бою
В бою корабль 1 ранга представлял собой опорный пункт линии и, будучи почти неизменно флагманским, привлекал гораздо больше «внимания» противника. По мере возможности трехдечные корабли старались поставить против соответствующих противников, и лорд Хау перед Битвой первого июня реорганизовал свою линию с учетом имевшихся у французов кораблей 1 ранга. Французские и испанские адмиралы иногда переносили флаг на фрегаты, утверждая, что так им лучше видна общая картина боя, но английские адмиралы обязаны были вести примером, по крайней мере символически, а иногда, как Нельсон и Коллингвуд при Трафальгаре, и буквально. Трехдечные корабли, как правило, находились в самой гуще боя (как HMS Queen Charlotte Хау при Первом июня), и были способны наносить огромные разрушения, благодаря не только весу залпа, но и сосредоточенной огневой мощи трех батарейных палуб. Это рассматривалось как весьма реальное преимущество.
Корабль 1 ранга мог к тому же уцелеть при очень больших повреждениях. В начальной фазе Трафальгара HMS Royal Sovereign Коллингвуда в одиночку вел бой против всей французской линии в течение пятнадцати минут, и только потом подошла помощь. Ни один английский корабль 1 ранга не погиб в бою в течение всего XVIII века. Равным образом, очень немногие были захвачены у противника (куда больше было уничтожено): Ville de Paris де Грасса, взятый в 1782 в бою при островах Всех святых и затонувший от шторма в том же году, и Commerce de Marseilles, уведенный из Тулона в 1793. Этот последний оказался настолько слаб корпусом, что под британским флагом не ходил. Подобно им, из двух испанских трехдечных, взятых при Сент-Винсенте, только исп. San José был в активной службе в британском флоте — единственный в этом качестве из когда-либо взятых кораблей 1 ранга.
С точки зрения походов, корабль 1 ранга почти без исключения оказывался в одном из двух главных флотов — в Канале или в Средиземном море. Где именно, определялось стратегической ситуацией. Эти корабли были ценнейшими единицами, за ними пристально следили и оберегали. Такой корабль был неповоротлив, имел осадку до 27 футов, и при любом мало-мальски серьёзном повреждении нуждался в услугах крупной верфи, а потому не уходил от нее далеко. Во время войн отношение к ним менялось — под командой лорда Хау ими не рисковали под французским берегом, разве что в летние месяцы, тогда как граф Сент-Винсент исповедовал более суровый взгляд на блокаду. Однако следует упомянуть, что вновь построенные корабли были мореходнее и прочнее, и такой взгляд был более оправдан. Нижние порты Queen Charlotte были всего в 4½ футах от ватерлинии, и после стычки 29 мая 1794 ее нижняя палуба была полна воды. «Каледония» (англ. HMS Caledonia ) уже имела на фут больше, и немалая доля усилий Сент-Винсента в качестве Первого лорда Адмиралтейства ушла на создание линейных кораблей с большей высотой свободного борта.
Как пример меняющейся стратегической ситуации, когда эскадра адмирала Брюи прорвалась из Бреста в Средиземное море в 1799, три из четырех английских кораблей 1 ранга были посланы вслед, и только один остался в Канале. Равным образом, в 1801 году, когда угроза вторжения считалась неминуемой, все четыре (включая новоприобретенный San Josef) были дома, а считая и корабли 2 ранга, Корнуоллис мог выставить пятнадцать трехдечных кораблей.
Другие страны
В Испании система рангов не получила должного развития, хотя самые крупные из линейных кораблей были испанскими. Возможно, устарелость государственной бюрократии отразилась в устарелости флотской системы.
В России система рангов в целом копировала западные образцы. Однако корабли первого ранга имели тенденцию быть меньше своих западных соперников. Например, 66-пушечный «Св. Павел» Ушакова при Фидониси оказался против 80-пушечного «Капудания» турок (турецкие корабли были построены исключительно по французским образцам). Ситуация выравнялась после 1825 года, но в это время западные флота уже начали переходить на паровые и парусно-паровые корабли. Русский флот дольше других сохранил классические трехдечные линейные корабли. [3]
Соединенные Штаты в 1776-1848 гг, строго говоря, не имели системы рангов за ненадобностью. Конгресс очень неохотно разрешал постройку крупных кораблей, и ещё неохотнее выделял деньги. В результате уже заложенные корабли останавливали постройкой и переделывали проект по мере развития техники. В результате далеко не все начатые линейные корабли были достроены и не все достроенные вступили в строй, да и те что вступили, обозначали не по рангу, а по числу пушек. Из заложенных трехдечных кораблей исходно в 100 пушек или более, только один (USS Washington) вступил в строй и совершал походы, в том числе в Средиземное море в 1816. Другой (USS Alabama, позже переименованный в USS New Hampshire) после нескольких изменений в составе вооружения остался на стапеле, где хранился на случай войны. Случай представился только в 1864 году. Но это уже было далеко за пределами эпохи паруса. [4]