Что значит концептуальный трейлер
Что такое трейлер?
Каждый, кто хотя бы раз в жизни был в кинотеатре, знает, что прежде, чем начать просмотр вожделенного фильма, придётся посмотреть еще ряд из пяти-шести рекламных роликов других кинокартин, прокат которых рассчитан на более позднее время.
Ролики эти называются трейлерами, что тоже ни для кого не секрет. Трейлеры создаются для того, чтобы привлечь внимание к будущему фильму, немного проинформировать и заинтриговать. Конечно, это не всегда получается, но сверхзадача именно такая. Однако дело в том, что на русском языке практически отсутствует какой-либо теоретический разбор понятия трейлер.
Как выбрать материал для него? Каким образом смонтировать? Что он должен нести? Все эти вопросы практически никогда не поднимаются. Я встречал лишь пару англоязычных книг. Поэтому настоящей статьей хочу рискнуть и поделиться своим пониманием природы понятия. Трейлер, что ты такое?
Сразу хочется расставить главную точку над i. Я категорически против пониманиятрейлера, как просто смонтированных под музыку кусков видеоизображения.
Начинаю с этого, потому как регулярно приходится сталкиваться с подходом, звучащим примерно так – «Главное динамичненько намонтировать, музычку подложить, и станет круто!». Не станет. Будет просто мешанина под музыку.
Именно по причине такой логики многие трейлеры отечественных картин выглядят смешно или даже постыдно. Это сродни принципу создания российских блокбастеров: «Давайте бабахнем, как в Голливуде! Чтоб взрывы, графика, и саундтрек эпический!», а получается пшик, так как полностью игнорируется самое главное, на чём всегда держались лучшие представители американского кинематографа – сценарий.
Трейлер строится на целом ряде принципов, делающих его стройным монтажным произведением. Даже если я сам эти принципы выделяю неверно (что вполне вероятно, ибо за пределами моего внимания могли оказаться какие-то глубинные факторы), всё равно трейлер обладает собственными законами. Попытаемся их рассмотреть.
Первый и самый главный. Собственно, представление фильма. Зритель должен не просто узнать название картины и посмотреть на какие-то фрагменты из неё. Нужно, чтобы возникло понимание стиля фильма, его жанровой направленности и примерного сюжета. Для чего? Чтобы заранее сработать на целевую аудиторию – привлечь на сеанс тех, кому в потенциале картина может быть интересна, и отсечь людей, в принципе не смотрящих подобное кино.
И важно не обмануть зрителя. Приведу пример из собственного опыта: в 2011-м году «Древо жизни» Терренса Малика получило Золотую пальмовую ветвь.
Я прочитал аннотацию и посмотрел трейлер – у меня сформировалось вполне конкретное впечатление, что я увижу тонкую и психологичную семейную драму.
Когда я оказался в кинотеатре, довольно быстро почувствовал себя обманутым – рваное и путаное повествование, неясность, и появление космических кадров Вселенной с последующими «Прогулками с динозаврами» посреди фильма, наглядно продемонстрировали мне, что «Древо жизни» есть метафизическая притча.
В то время, как я шёл на семейную драму, в моей душе сразу же сформировалось отторжение картины.
Рассмотрим трейлер к фильму Джеймса Кэмерона «Чужие» (1986 год).
С первых же слов мы понимаем, что на экране увидим боевик: «Вы же хотите уничтожить их, да? Не изучать, не везти на Землю, просто уничтожить?», и следом же монтажный ряд показа тренировок бравых морских пехотинцев, летящего в космосе звездного корабля.Далее мы видим брошенную космическую колонию, и собственно, представление страшных инопланетян, в финале же трейлер демонстрирует чужого, которого мы не видели в первом фильме – Королеву.
Последний слоган: «Теперь это война» заявляет, что сиквел будет принципиально отличаться от первого фильма Ридли Скотта. С моей точки зрения, предложенным трейлером крайне сложно обмануться. Вы получите именно то, что материал преподносит, только в более полном и крутом ключе.
Как сделать трейлер?
Впрочем, недостаточно просто сделать понятный трейлер. Легко свалиться в скуку или блёклость. Поэтому тут мы подходим ко второму пункту, который я для себя выделяю.
Концепция
Это как сверхзадача для фильма. Хребет, вокруг которого трейлерное повествование будет строиться. Ведь полнометражный фильм идёт полтора-два часа, и в двухминутный ролик не получится впихнуть всё (да оно и не требуется). Также как если короткометражный фильм идет полчаса, то не зачем умещать все фишки в шестидесятисекундный трейлер. От чего и к чему будет стремиться трейлер.
Какие выигрышные черты будущей картины он будет выдвигать на первый план. Каким монтажным решением это будет выражаться. Тут, пожалуй, имеет смысл сразу перейти к примерам и посмотреть несколько разных трейлеров.
«От заката до рассвета» Роберта Родригеса. Все мы знаем, что это лихой фильм с зашкаливающей атмосферой крутизны и треша одновременно. И при монтаже трейлера создатели закономерно пришли к выводу, что имеет смысл стилизовать ролик под трейлеры 70-80-х годов, когда в рекламе жанровых фильмов всегда присутствовал смачный закадровый голос, пафосными репликами комментирующий происходящее./ «Хороший, плохой, злой» Серджио Леоне. Фильм вышел в 1966-м году, поэтому и трейлер его по сегодняшним меркам архаично длинноват – 3,5 минуты. Но нас интересует концепция. Здесь ставка сделана на жёсткое перечисление. Причем, большую часть трейлера оно идёт порциями по 3 штуки.Сначала зычный голос говорит нам, чеканя реплики: «The Good… The Bad… The Ugly…», чуть позже: «The blue… The grey… The Civil War…», и так далее.
Трейлер будто впечатывает зрителю в мозг все элементы фильма, которые ему предстоит увидеть. И делает это очень по-мужски, очень прямолинейно и с едкой иронией. Соответственно, монтаж подчиняется этой концепции.
Перед нами трейлер чуть менее известного фильма «Бронсон» режиссера Николаса Виндинг Рефна. Так как практически всё повествование картины сосредотачивается на характере одного персонажа, трейлер пошёл тем же путем. Максимальный фокус на главном герое – взрывном и безумном зеке по прозвищу Чарли Бронсон (в потрясающем исполнении Тома Харди).Бронсон в трейлере обращается к зрителю, смеётся, дерётся, поёт песни, и вообще чего только не делает. Остальных персонажей в трейлере практически нет. Зато всё это с большой долей сарказма приправлено контрапунктной музыкой и забавными титрами.
Можно найти великое множество примеров. Но важно определить концепцию в своем трейлере. Иначе у него не будет никакого ядра.
Наконец, третий принцип – это структура
Здесь, возможно, работает моё субъективное восприятие или святая уверенность в необходимости структурирования любого произведения, но мне видится, что трейлер не сможет захватить и увлечь зрителя без выдержанной схемы. И если проанализировать, то в целом, есть стереотипическое построение трейлера (с вариантами, конечно).
Эти пункты могут переставляться или некоторые могут отсутствовать, но если вы пересмотрите даже те трейлеры, которые я приложил по ходу статьи, то сможете увидеть, данный подход к структуре имеет некоторые основания к существованию.
Может ли быть структура иной? Безусловно. Я считаю, что к трейлеру надо подходить также как к фильму – это творческий процесс. Поэтому экспериментирование вряд ли навредит. «Нужны новые формы!», как выражался Константин Треплев, герой чеховской «Чайки».
Лично со своего опыта добавлю, что за свою творческую деятельность мне пришлось смонтировать всего четыре трейлера, поэтому я в данном вопросе совсем неопытен. И как правило я монтировал трейлеры, не имея еще полного материала фильма на руках и практически никогда не обладая чистовым озвучанием, поэтому выкручивался, как мог, из-за чего иногда страдало качество или внятность. Впрочем, я буду стараться развиваться и в этом направлении.
Нужны ли трейлеры короткометражному кино?
Не знаю. Полнометражному они нужны однозначно, потому как полнометражные фильмы отправляются в прокат. Короткометражки же смотрятся на онлайн-платформах или фестивалях… Трейлер короткому метру может пригодиться в случае, если проект представляется через краудфандинг, и надо продемонстрировать аудитории материал. Или когда авторам требуется напомнить людям, что они есть, что они создают что-то, и в течение какого-то ближайшего времени даже можно будет что-то посмотреть.
Лично я монтирую свои трейлеры скорее для удовольствия, ибо в короткометражный трейлер, как средство реальной раскрутки не очень верю. Но я могу быть не прав!
Так или иначе, механику работы трейлеров нужно понимать, потому что в XXI веке они занимают огромное место в индустрии кинематографа.
Независимый режиссёр и сценарист. Мой профиль в социальных сетях ВКонтакте, Instagram и Patreon
Зачем и какие нужны трейлеры
Можно бесконечно смотреть на огонь, воду и подборки лучших трейлеров к играм. Глава маркетинга Apelsin Games Екатерина Приходько рассматривает трейлеры как маркетинговый материал: какие они, какая в них ценность, как делают другие и что учесть при создании своего видео.
Очень грубо, с точки зрения целей, все трейлеры можно разделить на «имиджевые» и «продуктовые».
«Имиджевые»
Почему я решила их так называть — это аналогия с имиджевой рекламой. В учебниках по маркетингу пишут, что под эти термином скрывается реклама бренда и компании, а не конкретного товара. Если упрощать, бренд игры — это не только название проекта, но и определённая атмосфера, сеттинг и геймплейные фишки, арт и качество игры. По аналогии с имиджевой рекламой, такие трейлеры погружают нас в мир игры под красивую музыку. Чаще всего имиджевые ролики = cinematic ролики под красивый музон, эмоциональные диалоги или закадровый голос, рассказывающий про мир. Обычно, так делают лонч трейлеры (launch trailer), тизеры (teaser trailer).
Имиджевым роликом может быть тизер трейлер:
«Продуктовые»
В маркетинге это бы называлось «товарной рекламой», то есть продвигает конкретный продукт или услугу, рассказывает покупателю о его свойствах и преимуществах с целью увеличения продаж. В играх это применимо к геймплейным/ривил трейлерам (gameplay/reveal trailer): видео ролики, где непосредственно показывается игра.
То есть синематики — больше про мир и coming soon 2020, а геймплейные ролики — про конкретное наполнение игры, фичи и дату релиза.
Важно отметить, что трейлер — это не то же самое, что видеоролики, которые крутят в рекламе в соцсетях или на баннерах. Трейлеры обычно делают на несколько минут, а ролики в промо — на пару секунд и как можно проще. Они нужны не для большой и качественной презентации проекта, а для установки быстрого контакта, вызывая мгновенное желание перейти по ссылке и скачать проект.
Для чего вам нужен трейлер?
«Товарный» трейлер более универсален, в то время как «имиджевый» создаёт вау-эффект и помогает в более яркой презентации проекта.
Концептуально, трейлер нужен, чтобы зацепить аудиторию эмоцией, рассказав о самых классных фичах и идеях, частично показав самые крутые моменты в игре. Это ваш рекламный ролик, который западёт в сердца и пальцы, жмущие «добавить в вишлист».
Для инди разработчиков, на мой взгляд, будет более правильным пойти путём геймплейного трейлера, потому что это более простой и недорогой способ. Когда ещё нет «бренда», и его предстоит построить, лучше пойти путём непосредственно «товара».
Как делают другие
Я проанализировала top grossing indie games, чтобы показать «что там у других», а также попробовать объяснить, почему сделано именно так, а не иначе с точки зрения маркетинга.
Субъективно, я бы разделила основные сценарные решения и приёмы следующим образом:
Нарезка эффектных геймплейных моментов под воодушевляющую музыку
Slay the Spire — Official Launch Trailer
Здесь удачно подобрана музыка, и динамика видео идеально ей соответствует. Это приковывает внимание, а отзывы игровых изданий и инфлюенсеров выступают как фактическое подкрепление доверия (в маркетинге это называется Reason to Believe).
Ashen — Launch Trailer
Хороший микс динамики и эффектных сцен из игры. Текста здесь нет, зато атмосфера доносится отлично.
Нарезка эффектных геймплейных моментов под воодушевляющую музыку И с фичами/пояснениями о том, что происходит.
Hollow Knight — Release Trailer
Этот трейлер считается классикой всех подборок лучших инди проектов. Он динамичный, и в нём чётко прописаны все фичи.
Humble Bundle Presents: Void Bastards — Announce Trailer
Здесь в большей степени описываются настроение и эмоции, которые вы получаете, чем непосредственно геймплейные решения (хотя визуально демонстрируются и они), и это тоже классный приём.
Нарезка катсцен с закадровым голосом, рассказывающем историю и/или погружающим в атмосферу.
Hellblade: Senua’s Sacrifice — Official Trailer | PS4
«In this waking nightmare where all dreams come true (объясняют сеттинг)
[…]When you were in love, you’ve left him in tears
To smother your fury and banish your fears (сюжет про преодоление ради любви)
[…] Do you still hear his screams? (намёк на аудио фичу)
[…] They’ve taken his soul
To these gods you cannot pray
They can break you (это вызов, атмосфера не дружелюбна)
[…] So you must carry his vessel to bring him back home (миссия).»
Так, через войсовер, нам рассказали про сеттинг и намекнули на основные части сюжета.
DISCO ELYSIUM — Launch Trailer (Official)
«The great city at the end of the world (действие происходит)
There’s a dead body behind the hostel cavity (завязка сюжета 1)
And a strike is about to become a war (завязка сюжета 2)
Precinct 57 sent their finest
Precinct 41 sends… you. (на этих словах показывается, что представляет собой главный герой и считывается ирония и вызов)
Prove them wrong
Or lose your mind (вызов и ультимативное нагнетание)
Disco Elysium. Get it now! (призыв к действию)»
В отличие от многих роликов, этот призыв также проговаривается в войсовере, и это классно.
В лучших традициях блокбастеров: броская фраза главного героя, нагнетание музыкой, отбивки с краткими пояснениями что происходит и всё это на фоне самых эффектных моментов геймплея.
Control — Official Gameplay Trailer
Этот трейлер очень приятно разбирать, он захватывает дух лично у меня.
В самом начале нам говорят (и больше войсовера нигде нет) «Fair warning. This is gonna be weirder than usual». Это крючок, который задаёт очень высокую планку и из-за этого становится интереснее смотреть дальше.
Я не буду комментировать музыку, потому что я не музыкант, но скажу лишь, что она отлично выставляет акценты и помогает держать напряжение, что в свою очередь, обеспечивает удержание внимания.
Кроме голоса героини в самом начале, больше никаких объяснений нет, кроме фич в отбивках:
«The oldest house is a place of power (кратко о мире)
If you want to survive,
You will have to fight. (игра бросает вызов)
Wield powerful supernatural abilities (так мы узнаём, что в игре есть что-то про способности. тут же их показывают)
Craft new weapon forms and upgrades (система крафта)
Discover a world unknown
It’s time to take back control (вызов)»
И небольшая шуточка в конце.
Если попытаться деконструировать цель этого трейлера, можно предположить, что задача была — заманчиво показать новый мир и представить сверхъестественные способности в необычном свете. На мой взгляд, за счёт визуала и текста этого получилось достигнуть.
Я не понимаю, что здесь происходит, но выглядит угарно/занятно.
My Friend Pedro — Gameplay Trailer
Ясно одно: это кровь, кишки и расчленёнка.
Драйв от музыки, угар (дурацкий банан на заднем плане, кровища врагов) и впечатляющие геймплейные моменты с замедлением, чтобы можно было разглядеть происходящую вакханалию, не позволяет оторваться.
Это всё очень ложится в дух игры «Blood. Bullets. Bananas». Но разумеется, такая динамика не подойдёт для игры, в которой основная фишка в лиричном сюжете.
Ещё отдельный реверанс «Blood. Bullets. Bananas». Если с первым и вторым словом всё довольно понятно, то слово «bananas» имеет помимо очевидного также сленговое значение «сумасшедший». Респект за копирайтинг!
Return of the Obra Dinn — Available Now
Здесь, конечно, многое значит репутация разработчика, а также необычный визуальный стиль.
Обратите внимание, что даже Лукас Поуп не ставит в начале трейлера игры своё имя или какое-то подтверждение того, что это будет интересно. Как маркетолог, я это не одобряю, но понимаю, что это может быть тесно связано с личностью разработчика и подходом к работе, так что как есть!
Исходя из примеров выше и моего опыта как маркетолога и паблишера, оптимальный ролик — вот такой:
Предположим, вы внутренне согласились с этим списком, открыли новую вкладку в браузере и оказались в другом интернете. А там вас ждёт трейлер Death Stranding, который является противоположностью всему вышесказанному. И вот что важно помнить: то, что я описала выше — безопасный и понятный вариант, подходящий не только к играм, но и рекламе в принципе. В самом начале важно попытаться рассказать кратко и понятно о проекте, заложить фундамент для построения бренда.
Но если лаконичность и скромность в принципе вам не свойственны (как одному-там геймдизайнеру), и вы уверены, что у вас получится рассказать про проект классно, игнорируя мои советы — респект, дерзайте!
Что означает трейлер. Зачем нужен трейлер?
Сегодня практически невозможно представить фильм без трейлера, выходящего до официального выпуска кинокартины в прокат и имеющего важное значение в принятии решения зрителя о дальнейшем просмотре киноленты. Наряду с этим типом видеоролика кинорежиссеры выпускают тизеры, которые также раскрывают информацию о предстоящем фильме. Узнайте, в чем суть этих двух понятий и в чем разница между ними.
Что такое трейлер?
Чтобы разобраться в том, что такое трейлер фильма, необходимо понять, что он собой представляет в кинематографическом словаре, на какие виды разделяется, для чего и кем создается.
Что такое трейлер фильма?
Трейлер – это короткий динамичный видеоролик, состоящий из серии отобранных кадров из фильма. Так как его целью является передача интригующей истории, вовлекающей зрителей в кино, эпизоды, как правило, берутся из самых зрелищных, захватывающих частей истории, но в сокращенной форме и без спойлеров. Причем сцены в ролике размещены по принципу калейдоскопа, т. е. не обязательно в том порядке, в котором они появляются в фильме.
Термин «трейлер» происходит от английского слова trailer, в переводе означающего «прицеп». Это связано с тем, что первоначально ролики включали после показа фильма, чтобы уменьшить скопление людей на выходе из зала. Хотя, теперь их показывают перед началом киносеанса, название закрепилось в обиходе.
Признаки трейлера
Зная, как выглядит трейлер и что это такое, легко заметить его основные признаки. Можно выделить главные особенности этого типа видеоролика:
Зачем нужен трейлер?
Трейлер создается для анонса или рекламы будущего фильма. Он предназначен для того, чтобы привлечь внимание зрителя, вызвать у него интерес и желание посмотреть ленту в кинотеатре или купить его на DVD.
В некоторых роликах данного типа используются фрагменты «специальных съемок», созданные для рекламных целей и не предназначенные для полнометражной работы. Эта техника применялась в короткометражном ролике к «Терминатору 2: Судный день», где была сцена со спецэффектом «Терминатора Т-800», не применяемая для самой премьеры.
Трейлер к «Терминатору 2» содержал спецэффекты, не вошедшие в фильм
Виды трейлеров
В соответствии с размером трейлера, различают такие его виды:
Кто создает трейлеры?
Трейлеры создает трейлермейкер, являющийся режиссером монтажа ролика. Этот человек создает структуру ролика, выстраивает сюжет, подбирает музыку, осуществляет нарезку кадров, создает дизайн титров. Последнюю функцию может выполнять профессиональный видеодизайнер. Перед окончательным монтажом ролик утверждается режиссером картины.
В мире существует множество компаний, специализирующихся на создании трейлеров к фильмам. Видеоролик может создаваться в агентствах (The Cimarron Group, Flyer Entertainment, MOJO, Ben Cain, Trailer Park, Buddha Jones), пока сам фильм снимается и редактируется в студии. Если ролик составляется перед окончательной версией киноленты, он может содержать не попавшие в нее кадры. Музыка из него также часто не становится саундтреком к работе, т. к. он создается до того, как подбирается песня или нанимается композитор для создания мелодии.
Тизер-трейлер
Слово «тизер» происходит от английского tease («дразнить») и в переводе означает «дразнилка». Как следует из названия, тизеры создаются для того, чтобы «дразнить» аудиторию, разогревать воображение зрителя, заставить его с нетерпением ждать релиза или появления новых сообщений о ходе съемок.
Тизер-трейлер – это интригующий короткий видеоролик, предназначенный для того, чтобы сообщить аудитории о выходе фильма в ближайшем будущем и вызвать ажиотаж в СМИ вокруг предстоящего релиза. Этот тип видеоролика обычно выпускается на раннем этапе съемок, поэтому иногда включает сцены, отсутствующие в финальном варианте картины и не содержит информации о сюжете. Например, в конце 30-секундного тизера к «Бэтмену» (1989) были показаны дата выхода фильма на большие экраны и знаменитый символ Бэтмена.
Кадр из тизера к «Бэтмену» (1989)
Тизер к «Звездным войнам: Эпизод I – Скрытая угроза» предоставлялся вниманию зрителей вместе с кинолентой «Осада», и сообщалось, что многие посетители кинотеатра пришли специально, чтобы его увидеть (ознакомиться с тизером можно пройдя по ссылке официального канала https://www.youtube.com/watch?v=bD7bpG-zDJQ).
Тизер обычно длится 15-60 секунд (максимальная длительность – 1 минута 20 секунд) и выходит за 6 месяцев до года до релиза киноленты.
Разница между тизер-трейлером и трейлером
Владея информацией о том, какие особенности имеет трейлер и что это, его можно легко отличить от тизера. Несмотря на то, что эти типы видеоролика имеют ряд общих признаков, включая технические элементы (закадровый голос, титры, музыкальное сопровождение) рекламную направленность, выпуск до официального релиза фильма и содержание информации о нем, между этими понятиями существуют существенные отличия.
Чтобы быть осведомленным в кинематографическом искусстве, киноманы прежде всего интересуются, чем отличается тизер к фильму от трейлера (проиллюстрировано в таблице):
Тизер | Трейлер | |
---|---|---|
Продолжительность действия | 15-60 секунд | 120-150 секунд |
Время выпуска | Производится до окончания съемочного процесса и может выходить за 1-2 года до выхода картины | Монтируется на основе материала уже готового фильма |
Содержание | В загадочной, недосказанной форме информирует аудиторию о предстоящем релизе, не рассказывая сюжет повествования (некоторые тизеры не указывают название предстоящего фильма) | В сжатой форме демонстрирует основные моменты истории, события без открытия развязки |
К одному кинофильму или сериалу может быть выпущено несколько трейлеров и тизеров с производными перерывами.
Трейлер и тизер – важные элементы киноиндустрии, формирующие представление читателя о предстоящем фильме и влияющие на его решение о просмотре полной картины. Эти видеоролики являются основными рекламными инструментами для продвижения новинок любого жанра мирового кинематографа.