Что значит концептуальный альбом
В чем различия между «концептуальным» альбомом и просто альбомом?
Любые ярлыки чаще всего дают критики.
Концептуальный альбом (в музыке) — альбом, в котором все представленные композиции объединены общей идеей: музыкальной, композиционной, повествовательной, текстуальной и т. д. Как правило, такой альбом заранее спланирован, и все его композиции или песни являются частью единой сквозной темы или истории; такая тема или история именуется концепцией. Этим концептуальный альбом отличается от обычной практики издания альбомов, состоящих из нескольких разрозненных композиций или песен, написанных или выбранных для исполнения музыкантом или группой. Зачастую концептуальным называют альбом, композиции которого объединены по нечётким признакам, таким, как общее настроение, поэтому точное определение концептуальности бывает затруднительным.
Альбом также может быть жестко- либо полу-концептуальным.[источник?] Жестко-концептуальный альбом содержит экспозицию (сюжетную линию) которая развивается от первой композиции к последней. Примеры жестко-концептуальных альбомов это The Wall (Pink Floyd), Scenes From a Memory (Dream Theater), Streets (Savatage). В свою очередь полу-концептуальный альбом объединен общей идеей, где в каждой композиции может рассказываться отдельная история или проишествие, но в рамках идеи альбома. Например альбом Six Degrees of Inner Turbulence группы Dream Theater рассказывает о шести людях с различными психическими заболеваниями. В отдельных песнях описываются их чувства и переживания. Яркий пример полу-концептуального альбома — Pink Floyd — The Dark Side of the Moon.
Концептуальный альбом
Концептуальный альбом (в музыке) — альбом, в котором все представленные композиции объединены общей идеей: музыкальной, композиционной, повествовательной, текстуальной и т. д.
Все композиции и песни такого альбома являются частью единой сквозной темы или истории; такая тема или история именуется концепцией. Этим концептуальный альбом отличается от обычной практики издания альбомов, состоящих из нескольких разрозненных композиций или песен, написанных или выбранных для исполнения музыкантом или группой. Зачастую концептуальным называют альбом, композиции которого объединены по нечётким признакам, таким, как общее настроение, поэтому точное определение концептуальности бывает затруднительным.
Содержание
Разновидности
Альбом также может быть жестко- либо полу-концептуальным. [источник не указан 1298 дней] Жестко-концептуальный альбом содержит экспозицию (сюжетную линию) которая развивается от первой композиции к последней. Примеры жестко-концептуальных альбомов это «The Wall» (Pink Floyd), «Operation: Midcrime» (Queensrÿche), «Metropolis Pt. 2: Scenes from a Memory» (Dream Theater), «Tyranny» (Shadow Gallery), «Streets» (Savatage), «The Mission» (Royal Hunt), «The Crimson Idol» и «The Neon God» (W.A.S.P.), «Antichrist Superstar», «Mechanical Animals» и Holy Wood (In the Shadow of the Valley of Death) (Marilyn Manson), Machina/The Machines of God и Machina II/The Friends & Enemies of Modern Music (The Smashing Pumpkins), The Downward Spiral, The Fragile, Year Zero (Nine Inch Nails), Who Did It to Michelle Waters? (Mechanical Poet)
В свою очередь полу-концептуальный альбом объединен общей идеей, где в каждой композиции может рассказываться отдельная история или происшествие, но в рамках идеи альбома. Например альбом «Six Degrees of Inner Turbulence» группы Dream Theater рассказывает о шести людях с различными психическими заболеваниями. В отдельных песнях описываются их чувства и переживания. Яркий пример полу-концептуального альбома — «The Dark Side of the Moon» группы Pink Floyd.
Особо следует отметить рок-оперы: музыкальные постановки с сюжетом и распределением ролей между музыкантами. Рок-оперы могут представлять собой как долговременные сценические представления (близко к понятию мюзикл), так и одноразовые проекты с участием приглашённых музыкантов. Примеры концептуальных альбомов/опер — все диски проекта Ayreon, оперы Avantasia, Aina, Эльфийская рукопись, альбомы Green Day «American Idiot» и «21st Century Breakdown».
Яркими образцами отечественных концептуальных альбомов могут служить работы групп «Аквариум» (Радио Африка), «Bad Balance» (Легенды Гангстеров) и ряд других.
История
Первым в полной мере концептуальным альбомом считается «Pet Sounds» The Beach Boys (вышел в мае 1966 года). Его пример был использован The Beatles в подготовке своего альбома 1967 года «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band», ставшего одним из наиболее известных концептуальных альбомов. Особенное развитие концептуальные альбомы получили в арт-роке и прогрессивном роке, в творчестве таких исполнителей, как Pink Floyd, Camel, Gentle Giant, Дэвид Боуи, Нил Янг, Kraftwerk и др.
В 1990е-2000е концептуальные альбомы получили развитие среди метал-групп (в основном пауэр, блэк и симфоник), в особенности в т. н. «эпик-метале» — группах, близких к тематике мифов и легенд (Rhapsody, Blind Guardian, Therion, Bal-Sagoth, Battlelore). Примером может послужить альбом Blind Guardian — «Nightfall in Middle-Earth», представляющий собой пересказ мифов из книги Джона Толкина «Сильмариллион», Therion — «Secret of the Runes» и Manowar — «Gods of War», основанные на сюжетах скандинавской мифологии. Целый ряд метал-групп полностью посвятили своё творчество какой-либо теме: Rhapsody, Bal-Sagoth и Ayreon — своим фантастическим сюжетам, Battlelore и Summoning — книгам Толкина, Amorphis — финскому эпосу Калевала. В России концептуальный альбом «Эльфийская рукопись» выпустила (2004) power-metal группа Эпидемия.
Концептуальный альбом
Резюме
Исторический
История по стилю
Фолк-музыка
Всегда в русле американской народной музыки, Мерл Трэвис записал в 1947 году альбом Folk Songs of the Hills, где мы слышим, как он поет соло на своей акустической гитаре, которую ранее было известно, что он аккомпанирует в основном своей электрогитаре. Однако реального коммерческого успеха альбом не имел. Позже Трэвис стал ведущей фигурой в области кантри-музыки, в альбоме Folk Songs of the Hills мы можем услышать гитарный подход, которому будут подражать следующие поколения фолк-музыкантов.
Рок музыка
Первые образцы концептуальных альбомов в рок-стиле появились в начале 1960-х, когда культура была в самом разгаре. Группа The Ventures затем записала Красочные Ventures (1961), группа The Kinks записала Are The Village Green Preservation Society (1968), а затем Артур (или снижение и падение Британской империи) (1969). Всегда оставаясь в цветах панк-рока, Hüsker Dü гораздо позже представляет свой двойной альбом Zen Arcade (1984), в котором рассказывается о поисках индивидуальности.
Однако, как обсуждалось во введении, альбом « Pet Sounds» (1966) группы Beach Boys часто признается и провозглашается первым из появившихся концептуальных альбомов настоящего рок-жанра. Следует отметить, что Pet Sounds указывает на важный этап в творческой эволюции этой группы. Кроме того, мы можем видеть элементы, лежащие в основе определения концептуального альбома, по словам Филипа Ламберта: « Тщательное изучение текстов и музыки песен Pet Sounds показывает единое художественное произведение, проецирующее связное текстовое повествование. Песни связаны и взаимосвязаны повторяющимися мотивами и гармоническими узорами, выражая очень личные темы романтики и горя. «
Затем мы можем услышать группу Antony and the Johnsons с их альбомом I am a Bird Now (2005). Тема сексуальной амбивалентности объединяет альбом, певец группы андрогинен и готов поделиться связанными с ним вопросами. Превращение мужчины в женщину, являющегося одной из исследуемых граней, представлено молодой птицей, которая становится птицей.
С другой стороны, «Декабристы с опасностями любви» (2009) скатываются в жанр оперного рока. Примерно 17 треков на этом концептуальном альбоме связаны с историей молодой женщины по имени Маргарет, живущей в мире, где черная магия и призраки являются его частью.
В качестве последнего печально известного примера давайте вспомним интерес Оуэна Паллетта к игре Dungeons & Dragons, который можно увидеть в его альбоме Heartland (2010), поскольку он использует ее в качестве темы. Следы рассказывают причудливую историю о Кокатрисе, Голубой Имельде, Безликом, а также о бедном фермере Льюисе. Рассказчик, всеведущий персонаж сказки, действует как своего рода бог, который пытается подвести Льюиса к восстанию.
Поп-музыка
Кроме того, альбом Yoshimi Battles the Pink Robots (2002) группы The Flaming Lips предназначен как дань уважения умершему человеку, который был связан с одним из участников группы. В рамках альбома умерший оживает в шкуре Йошими, главного героя концептуального альбома. Она борется с розовыми роботами, метафорой болезни. Однако Йошими борется не в надежде на выживание, а в своем «преображении: она борется ради радости быть живой, несмотря на неминуемую смерть».
Со шведской стороны мы находим певицу Дженни Уилсон с Hardships! (2009). Все это может быть трудно слушать из-за острых тем, связанных с материнством и присутствием родителей в доме. Именно через нежесткий песенный цикл Уилсон представляет различные грани отношений матери и ребенка.
Несколько других печально известных примеров концептуальных альбомов включают The Who with Quadrophenia (1973). Фрэнк Заппа с Джо, Гараж, Акты I, II и III (1979). Бытие с герцогом (1980). Стикс с Paradise Theater (1981). Marillion с неуместным детством (1985) и с Brave (1994). Также «Кули с Дагом» (1988). Queensryche с операцией Mindcrime (1988). Козы с уловками тени (1992). Майк Ватт с « Созерцая машинное отделение» (1997).
Рэп музыка
Смешанные стили
Если группа The Magnetic Fields со своим альбомом 69 Love Songs (1999) не классифицирует себя по стилю музыки, то это потому, что ее концепция состоит именно в том, чтобы представить 69 песен о любви в разных стилях. как биографическая справка. Кроме того, Neon Neon выпускает несколько лейблов в музыкальном стиле с концептуальным альбомом Stainless Style (2008). Напоминающая рок-оперу, но ближе к «синти-опере», группа черпает вдохновение из звука пост-диско, чтобы представить фрагменты из жизни Джона ДеЛориана, человека, разбогатевшего благодаря автомобильной промышленности.
Концептуальные альбомы
Концептуальный альбом (в музыке) — альбом, в котором все представленные композиции объединены общей идеей: музыкальной, композиционной, повествовательной, текстуальной и т. д. Как правило, такой альбом заранее спланирован, и все его композиции или песни являются частью единой сквозной темы или истории; такая тема или история именуется концепцией. Этим концептуальный альбом отличается от обычной практики издания альбомов, состоящих из нескольких разрозненных композиций или песен, написанных или выбранных для исполнения музыкантом или группой. Зачастую концептуальным называют альбом, композиции которого объединены по нечётким признакам, таким, как общее настроение, поэтому точное определение концептуальности бывает затруднительным.
Альбом также может быть жестко- либо полу-концептуальным. Жестко-концептуальный альбом содержит экспозицию (сюжетную линию) которая развивается от первой композиции к последней. Примеры жестко-концептуальных альбомов это The Wall (Pink Floyd), Scenes From a Memory (Dream Theater), Streets (Savatage), The Mission ([Royal Hunt]). В свою очередь полу-концептуальный альбом объединен общей идеей, где в каждой композиции может рассказываться отдельная история или происшествие, но в рамках идеи альбома. Например альбом Six Degrees of Inner Turbulence группы Dream Theater рассказывает о шести людях с различными психическими заболеваниями. В отдельных песнях описываются их чувства и переживания. Яркий пример полу-концептуального альбома — Pink Floyd — The Dark Side of the Moon.
Первым в полной мере концептуальным альбомом считается «Pet Sounds» The Beach Boys (вышел в мае 1966 года). Его пример был использован The Beatles в подготовке своего альбома 1967 года «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band», ставшего одним из наиболее известных концептуальных альбомов. Особенное развитие концептуальные альбомы получили в арт-роке и прогрессивном роке, в творчестве таких исполнителей, как Pink Floyd, Gentle Giant, Дэвид Боуи, Нил Янг,
В 1990е-2000е концептуальные альбомы получили развитие среди метал-групп (в основном пауэр, блэк и симфоник), в особенности в т. н. «эпик-метале» — группах, близких к тематике мифов и легенд (Blind Guardian, Bal-Sagoth, Nightfall in Middle-Earth, представляющий собой пересказ мифов из книги Джона Толкина «Сильмариллион», Therion — Secret of the Runes и Manowar — Gods of War, основанные на сюжетах скандинавской мифологии.
Концептуальный альбом
Концептуальный альбом (в музыке) — музыкальный альбом, в котором все представленные композиции объединены общей идеей: музыкальной, композиционной, повествовательной, текстуальной и т. д.
Все композиции и песни такого альбома являются частью единой сквозной темы или истории; такая тема или история именуется концепцией. Этим концептуальный альбом отличается от обычной практики издания альбомов, состоящих из нескольких разрозненных композиций или песен, написанных или выбранных для исполнения музыкантом или группой. Концептуальные альбомы выпускают музыканты любых направлений, но в особенности часто они встречается в прогрессивной музыке и метале с «эпическим» уклоном.
Содержание
Разновидности [ | ]
Зачастую концептуальным называют альбом, композиции которого объединены по нечётким признакам, таким, как общее настроение, поэтому точное определение концептуальности бывает затруднительным.
Особо следует отметить рок-оперы: музыкальные постановки с сюжетом и распределением ролей между музыкантами. Рок-оперы могут представлять собой как долговременные сценические представления (близко к понятию мюзикл), так и просто альбомы с сюжетом и участием приглашённых музыкантов. Примеры рок-опер, выпущенных как концептуальные альбомы, — все диски проектов Ayreon, Avantasia и Aina, цикл рок-опер «Эльфийская рукопись», альбомы Green Day «American Idiot» и «21st Century Breakdown».
История [ | ]
Первым в полной мере концептуальным альбомом считается «Pet Sounds» американской группы The Beach Boys (вышел в мае 1966 года). Его пример был использован The Beatles в подготовке своего альбома 1967 года «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band», ставшего одним из наиболее известных концептуальных альбомов. [1]
В прогрессивном роке [ | ]
В октябре 1967 года в свет вышла первая долгоиграющая пластинка британской группы «Nirvana» — The Story Of Simon Simopath [en] . Этот концептуальный альбом, по сути, стал одним из первых образцов рок-оперы (другие образцы того же периода — S.F. Sorrow (1968) группы Pretty Things и Tommy (1969) группы The Who).
Особенное развитие концептуальные альбомы получили в 1970-е годы в прогрессивном роке, арт-роке и психоделическом роке, в творчестве таких исполнителей, как Pink Floyd (в частности знаменитый альбом The Wall, по которому был снят одноимённый фильм [1] ), Camel, Alan Parsons Project, Gentle Giant, Nirvana, Дэвид Боуи, Нил Янг, Kraftwerk и др.
Популярной темой было также фэнтези: Бо Ханссон [en] — Music Inspired by The Lord of the Rings [en] по роману Джона Толкина, Рик Уэйкман — The Myths and Legends of King Arthur and the Knights of the Round Table по британскому эпосу, Hawkwind — Warrior on the Edge of Time по книгам Майкла Муркока, который сам писал тексты к альбому. В СССР прог-рок-группа «Високосное лето» записала магнитоальбом «Прометей прикованный» по греческой мифологии. Эти альбомы представляли собой истории в песнях или «саундтреки» к историям.
В метале [ | ]
Немало и альбомов, основанных на реальной истории. Альбом Leaves Eyes «Vinland Saga» посвящён открытию Америки викингами, The Varangian Way группы Turisas — «пути из варяг в греки», а The Glorious Burden группы Iced Earth — знаменитым битвам. Группа Haggard записала альбомы, рассказывающие истории Нострадамуса (Awaking the Centuries) и Галилея (Eppur Si Muove), к истории Нострадамуса обращались и Judas Priest (альбом Nostradamus).
В других жанрах [ | ]
За пределами метала и прогрессивного рока концептуальные альбомы встречаются несколько реже.
Ещё в советском роке 1980-х прослеживались попытки создавать альбомы с единой сюжетной линией или концепцией: это и Гусляр группы «Песняры», и первые альбомы Аквариума (в частности, Треугольник), и практически все альбомы групп «ДК», «Гражданская оборона» и «Коммунизм».
Есть целый ряд примеров таких альбомов в жанрах альтернативного рока и панк-рока. Например, в 1994 году вышел альбом Кащей Бессмертный группы «Сектор газа» по мотивам русских сказок. Альбом American Idiot группы Green Day называют «панк-оперой». Альбомы The Black Parade и Danger Days: The True Lives of the Fabulous Killjoys группы My Chemical Romance тоже представляют собой сюжетные рок-оперы.
Концептуальные и полуконцептуальные альбомы встречаются и в электронной музыке. Так, все альбомы проекта mind.in.a.box объединяет история в жанре киберпанк. На альбоме Discovery проекта Daft Punk основан мультфильм «Интерстелла 5555». Многие исполнители посвящают тот или иной альбом целиком одной теме — например, так постоянно делает Жан-Мишель Жарр (Oxygene, Rendez-Vous, Waiting for Cousteau). Все без исключения альбомы проекта Nox Arcana основаны на той или иной теме, обычно связанной с мистикой.
У рэпера Oxxxymiron альбом Горгород носит концептуальный характер.
Концептуальные альбомы и кино [ | ]
Концептуальные альбомы и рок-оперы нередко становились основой фильмов. Это особенно было распространено в 1970-е в Британии, в эпоху расцвета рок-опер и прогрессивного рока.