Что значит концептуальное фото
Что такое концептуальное фото и с чем его едят?
Концептуальное искусство на слуху. Если фотограф хочет поставить себя выше коллег, зарабатывающих на жизнь свадебной или портретной съемкой, он говорит, что занимается концептуальной фотографией. Сама формулировка вызывает уважение, и многим неловко спросить оратора: «Постой! А что же такое концептуальная фотография?» Как водится, не все то искусство, что называют концептуальным фото.
В самом понятии нет ничего сложного. В основе концептуального искусства – мысль или концепт. Жанр может быть любым, но фотограф не старается поймать удачный ракурс или момент, он не сохраняет память о событии и не делает красивый портрет. Он рассказывает зрителю историю и выражает мысль. Концептуальное фото не стоит путать с репортажной или документальной съемкой, в которой тоже есть сюжет. Работая над концептом, фотограф не остается бесстрастным свидетелем и не пытается запечатлеть объективную реальность. Он передает зрителю собственное видение.
Как узнать концептуальное фото
Если вы не разбираетесь в истории искусства и не понимаете тонких замыслов, но все-таки хотите ориентироваться в концептуальном фото, вооружитесь упрощенными «приметами» этого направления. Первая: концептуальное фото не делает ставки на эмоциональный отклик. Оно интеллектуальное. Вторая: посыл не лежит на поверхности, нужно всмотреться в изображение и подумать над замыслом фотографа. И третья: в кадре нет ничего случайного или лишнего. Концептуальные снимки могут казаться небрежными, снятыми «жестом руки», но на самом деле цветовая гамма, свет и композиция тщательно выверены. Если всего этого нет – гоните в шею «концептуального фотографа», он просто любитель пускать пыль в глаза! 🙂
Примеры потрясающих концептуальных фотографий
Фотография способна заменить тысячи слов и описаний, четко показывая и передавая в себе главную суть происходящего. Цель концептуальной фотографии передать сообщение обществу, показать главную идею и донести определенную мысль. Идея в концептуальной фотографии, является важнейшим фактором. И в случае с концептуальной фотографией сначала возникает идея, которая потом находит свое воплощение в образах, жестах и знаках.
Большинство фотографов, работающих в жанре концептуальной фотографиями, в самом начале работы пытаются установить главные приоритеты и определить все основополагающие моменты, которые им понадобятся в процессе работы. Затем создается определенный сюжет, после самой съемки, изображение проходит очень детальную и качественную обработку. Зачастую, именно благодаря обработке образ получается завершенным, оригинальным и цепляющим. То есть, объединяет в себе все самые важны черты концептуальной фотографии. Концептуальным фотографам необходимо много терпения, чтобы получить точную картину того, что они имели в виду. Многие мастера прибегают к использованию всевозможных графических эффектов и дорисовке необходимых деталей. Таким образом, концептуальная фотография представляет собой что-то абстрактное, фотографию, граничащую с живописью.
Очень часто освещение может играть очень важную роль в ваших фотографиях. Постарайтесь поэкспериментировать с освещением, попробовать разные варианты, поиграть с предметами съемки, и с размещением осветительных приборов. Это действительно важно, для абсолютной свободы выражения вашего стиля и вашего мнения. Многие концептуальные фотографы пытаются передать и донести до общественного сознания важные социальные вопросы через свои фотографии. Многие пытаются шутить и делать забавные снимки. Во многом тематика концептуальных снимков зависит от социального, политического и экономического положения той страны, гражданином которой является автор. Вопросы, которые, как правило, затрагиваются в изображениях, это вопросы здорового образа жизни и злоупотребление алкоголем, права женщин, использование детского труда, свобода и т.д. В этой статье мы покажем вам прекрасные концептуальные фотографии – креативные и необычные идей, которые могут вдохновить и вас на создание фотографических шедевров «со смыслом». Надеюсь, что данные фотографии помогут вам в творческом развитии и создании чего-то своего. Возможно, когда-нибудь и ваши фотографии появятся в наших статьях, в качестве примеров для будущих фотографов.
Концептуальная фотография: работа
модели, подготовка и импровизация
Слово «концептуальный» ассоциируется с чем-то заумным и сложным для понимания. Кому-то это направление близко, кому-то — нет, многие просто не очень понимают это направление искусства. Вячеслав Иванов — концептуальный фотограф. Нам очень понравились его оригинальные фотопроекты, и мы решили побеседовать с ним, чтобы найти ключ к пониманию такого интересного направления как концептуализм.
— Вячеслав, прежде всего, расскажите, пожалуйста, о фотографии, которая заняла третье место в номинации «Концептуальная фотография» на конкурсе 35AWARDS. Как она была сделана?
— Ох! На этот вопрос я не могу найти простого и понятного ответа. На самом деле, нет никакой особенной истории создания этой фотографии, которой стоило бы поделиться. Идея, хорошая подготовка, отличная работа модели и импровизация.
— Поражает, как много у вас самых разных серий и идей. Как вы развиваете свое воображение?
— Практикой. Прежде всего — практикой. Чем больше я использую различные художественные приемы, реализую свои мысли, тем больше развиваюсь сам. Заимствую элементы других видов искусств: музыки, танца, литературы (как в случае с фотографией, которая заняла третье место). И еще я стараюсь отстраниться от просмотра фотографий других авторов. Не смотрю разные фото-паблики в социальных сетях, особенно ленту инстаграм (улыбается). «Насмотренность» хороша на старте, но в какой-то момент она начинает мешать. Лучше выключить телефон и почитать книгу или сходить в музей.
— Как вы понимаете термин «концептуальный»?
— Для себя я вкладываю в этот термин больше философский смысл. Где внутренняя форма важнее формы внешней. Где мысль важнее технической (выставленного света) и, даже, художественной (необычайно интересной композиции) реализации. Не важно, насколько красива при этом, например, сама фотография или интересен фильм.
— Вы учились на фотографа? Проходили курсы? Или освоили фотографию на практике?
— Я немного учился фотографии еще будучи школьником. Тогда это была исключительно пленка. Учился заряжать пленку с закрытыми глазами, проявлять и печатать. Каким-то основам композиции. Возможно поэтому я не испытываю никакого трепета к пленочной фотографии (улыбается). Хотя тот самый фотоаппарат, а это была Смена 8М, у меня сохранился и я иногда им пользуюсь даже сейчас. Что касается художественной стороны вопроса, то нет, я нигде не учился.
— Расскажите о сериях, которыми вы особенно гордитесь. В чем их основная мысль?
— Особенная серия, которой я горжусь (я бы, на самом деле, не употреблял это слово по отношению к себе), пожалуй, the thought of solitude. Размышления об одиночестве человека в мире вещей и обществе потребления. О взаимосвязи с окружающей средой. О сопротивлении такому «прогрессу» человечества.
Фото из серии: Pack of cards
— Многие со скепсисом относятся к артхаусному кино, концептуальной фотографии и другим новым направлениям в искусстве. Что нужно знать о современном искусстве, чтобы немного больше его понимать?
— Как ни странно звучит, но нужно просто больше смотреть (не ленты публикаций в социальных сетях), читать и слушать и таким образом развивать свое понимание в разных направлениях искусства. Особенно важно понимать, что подавляющие большинство так называемой концептуальной фотографии ею на самом деле не является (улыбается). Ну обязательно, хотя бы немного, познакомится с историей искусств.
Фото из серии: Quite a stranger
Концептуальная фотография о нашем мире
Нью-йоркская фотохудожница Аня Анти (Anya Anti) использует свою практику концептуальной фотографии для изучения новых идей и освещения различных проблем. Ее новый проект «2,5 секунды№ повышает осведомленность об изменении климата с помощью аллегорической сюрреалистической символики и эффектных фонов.
Возможно, вам интересно, какое отношение 2,5 секунды имеют к изменению климата.
«Я использовала «2,5 секунды» в качестве названия, потому что хотела призвать силу чисел, чтобы создать сильный, прямой и шокирующий эффект. Планете Земля 4,5 миллиарда лет. Человечеству около 140 000 лет. Если мы сведем земное существование к нормальному полному дню в 24 часа, то мы пробудем на этой планете… 2,5 секунды. За 2,5 секунды мы стали доминирующим видом с быстро растущей популяцией, что привело к катастрофическому воздействию на окружающую среду.»
С этой точки зрения ущерб, который мы нанесли миру, поистине ужасен.
Родом из Украины, Анти самостоятельно развила свои навыки фотографии и редактирования. Стремление создавать оригинальные и нетрадиционные образы привело ее в жанр сюрреалистического женского портрета, в котором она создает уникальных персонажей со своими сюжетными линиями. Используя моделей, реквизит, различные локации и композиционные элементы, Анна дает зрителю возможность заглянуть в фантастические миры своего собственного творения.
Каков ваш опыт в фотографии?
Я всегда была творческим человеком. В детстве я хорошо рисовала и занималась рукоделием. В 2010 году я открыла для себя фотографию и влюбилась в нее. Имея всего 400 долларов сбережений, я купила свою первую зеркальную камеру. К сожалению, у меня не было ни художественного образования, ни доступа к профессиональному образованию в моей стране, и я не знала ни одного учителя по фотографии. Так что мне пришлось учиться всему самой. Я получила все свои знания и вдохновение через социальные сети и онлайн-сообщества фотографов. Я училась методом проб и ошибок, анализируя работы других фотографов.
Когда я занялась фотографией, то какое-то время боролась за то, чтобы найти себя. Как и многие из нас, я пробовала разные жанры. Но я была уверена в одном: я хотела снять что-то, что будет отличаться от всего остального. Когда я начала снимать людей, я хотела сделать что-то помимо простых портретов. Я хотела показать то, что нельзя увидеть, добавить историю, передать атмосферу и создать убедительный образ. Поэтому я начала экспериментировать, играть с различными объективами и пробовать новые методы съёмки, используя реквизит, редактирование в Photoshop и добавление специальных эффектов к моим фотографиям с помощью композитинга. Год спустя я начала создавать изящные сюрреалистические женские портреты, которые стали моим любимым жанром и отличительной чертой моей работы.
Anya Anti
Многие из ваших работ очень сюрреалистичны. Как вы придумываете концепции для своих фотосессий?
Моя практика фотографии – это рассказывание историй. Все начинается с концепции. Для меня фотография – это не просто получение приятных для глаз изображений. Речь идет об идее, наблюдении, ассоциации, сообщении, настроении или атмосфере. Иногда это абстрактно, и я хочу, чтобы зритель использовал свое воображение. А иногда это интересная смесь символики и ассоциаций.
Я получаю много вопросов о вдохновении и о том, как придумывать идеи. Я верю, что вдохновение приходит изнутри. Вам нужно стимулировать свой взгляд, и вы начнете видеть больше вещей. Думайте об этом как о внутренней библиотеке визуального опыта, которую вы собираете с течением времени. Как только вы начнете создавать свой каталог вдохновения, вы сможете использовать различные влияния, художников и идеи, что поможет придумать свои собственные творения. Я слежу за многими художниками в социальных сетях и постоянно просматриваю множество произведений искусства и фотографий. Затем я пытаюсь представить себе вещи неожиданными и нетрадиционными способами.
Творчество – это как мышца, которую нужно тренировать. Иногда небольшие вещи и различные элементы вокруг меня могут вызвать идею. Часто я строю ассоциацию или концепцию вокруг одного из компонентов образа, таких как местоположение, реквизит, модель, гардероб, прическа/макияж, поза, свет, цвет, эмоции и т. д.
Anya Anti
Какие исследования вы проводите перед съемкой?
Я начинаю визуализировать свою идею, чтобы лучше понять, как она должна выглядеть и что мне нужно конкретно, чтобы воплотить ее в жизнь. Эскиз – отличный способ начать. Доски настроения – это еще один отличный способ найти ссылки на изображения и поделиться своими проектными идеями с командой, чтобы убедиться, что они понимают ваше видение и вы находитесь на одной волне.
Затем я ищу правильную модель и разведываю местность. Я стараюсь попасть туда до начала съемок в то самое время, когда планирую съемки, проверить оборудование, и понять, что нужно добавить. Если я снимаю в студии, которая обычно находится в моей квартире, я убеждаюсь, что у меня есть все необходимое оборудование. Если я снимаю на улице, я проверяю естественный свет перед съемкой. Я всегда беру с собой складной рефлектор и думаю, не нужно ли мне дополнительное осветительное оборудование. Потом покупаю, снимаю или делаю реквизит, костюмы, наряды. Иногда я ищу других креативщиков, таких как стилисты и визажисты, и обращаюсь к ним с предложениями о сотрудничестве.
Очень важно заранее подумать о том, какое редактирование я собираюсь сделать позже на компьютере. Кроме того, я думаю о том, какие дополнительные элементы мне нужны, снимаю изображения нужных объектов прямо на съемочной площадке и привожу с собой необходимый реквизит. Композиты всегда легче сделать более реалистичными, когда большая часть работы выполняется на съемочной площадке.
Anya Anti
Расскажите нам подробнее о Вашем новом проекте «2,5 секунды».
Несколько лет назад я начала работать над своим проектом по информированию об изменении климата под названием «2,5 секунды». Я использовала “2,5 секунды” в качестве названия, потому что хотела призвать силу чисел, чтобы создать сильный, прямой и шокирующий эффект.
Планете Земля 4,5 миллиарда лет. Человечеству около 140 000 лет. Если мы сожмем существование Земли в нормальный полный день 24 часа, то мы находимся на этой планете… 2,5 секунды. За 2,5 секунды мы стали доминирующим видом с быстро растущей популяцией, что привело к катастрофическому воздействию на окружающую среду. Мы создали промышленную революцию и сжигали ископаемое топливо, создавая больше углерода в атмосфере, чем когда-либо прежде. Мы вызываем глобальное потепление рекордными темпами, ставя под угрозу наше собственное существование. Мы рубили деревья и уничтожали леса больше, чем когда-либо прежде, загрязняли воздух, воду и почву. Мы создали остров отходов размером с штат Техас посреди океана. Мы стали причиной четвертого массового вымирания животных. Всего за 2,5 секунды мы превратили планету в нашу личную фабрику.
Проект представляет собой серию фотографий, которые освещают экологический кризис через метафоры и символику. Я использую фотографию как свой уникальный голос, чтобы выразить то, что я чувствую, и поделиться своим страхом за будущее. Я хочу привнести больше смысла в свою работу и создать послание для всех людей. Надеюсь, мое искусство будет громче и яснее слов.
Anya Anti
Как вам пришла в голову идея персонифицировать различные проблемы изменения климата с помощью моделей?
Я работаю в жанре концептуального и сюрреалистического натурного портрета, в основном женского. Я думаю, что это то, что у меня лучше всего получается и чем я известен. Поэтому для меня было вполне естественно работать в этом жанре для этого проекта и использовать свой художественный стиль для передачи своих идей и распространения послания. Я использовал модели в качестве аллегорических фигур и сюжетов, реквизита, костюмов и природных ландшафтов Исландии для иллюстрации и представления конкретных экологических проблем.
Anya Anti
Почему вы решили снимать проект в Исландии?
Я всегда любила природу и была одновременно поражена, и очарована красотой нашей планеты. Я уже побывала во многих местах, но ни одно из них не могло сравниться с тем, что я чувствовала и видела в Исландии. Посещение Исландии в первый раз оказало на меня огромное влияние и заставило осознать, что наша планета хрупка и ее красота может исчезнуть. Мысль о том, что изменяющийся климат влияет на природу и разрушает ее, стала личной, шокирующей и огорчающей. Я хотела запечатлеть и сохранить невероятную красоту Исландии с помощью своего искусства, пока еще могу. Кроме того, Исландия имеет одни из самых уникальных и разнообразных ландшафтов на планете, она предлагает множество локаций, которые соответствуют моим идеям и идеально подходят для этого проекта.
Anya Anti
Есть ли отдельные работы из этой серии, которыми вы больше всего гордитесь?
Я очень горжусь всем проектом и люблю каждый отдельный кадр. Но если бы мне пришлось выбирать, я бы, наверное, сказала, что фотография повышения уровня моря – это то, чем я больше всего горжусь. Просто потому, что это было самое сложное с точки зрения исполнения, и я понятия не имела, как это выйдет, пока не вернулась в Нью-Йорк и не начала редактировать. На этот раз я действительно не могла полагаться на реквизит, и процесс был вне моего контроля. Тем не менее, я готовилась. Первоначально моя модель сидела на куске белой кирпичной стены с открытым бассейном. Я не могла затопить область за моделью. Таким образом, моя единственная надежда состояла в том, чтобы использовать свои навыки редактирования и превратить белую стену в дом, кусок окрашенного распылителем картона в его крышу и использовать бассейн в качестве основы для затопленной области. Даже мой муж скептически отнесся к тому, что я справлюсь. Но я сделала всё как следует.
Еще одна вещь, которой я действительно горжусь – это таяние ледников. Это была, пожалуй, самая сложная концепция и фотосессия всего проекта. Я хотела создать костюм, который выглядел бы как тающий лед с кристаллами льда и каплями воды, и в то же время сделать его похожим не на одежду, а на часть ледяного существа, которое представляло бы ледники. Я сама сшила костюм и потратил на него огромное количество времени. Я использовала тюлевую ткань, которую я грубо сшила по бокам, прозрачные колготки, акриловые кристаллы и каплевидные бусины разных размеров, которые я наклеила и пришила прямо к ткани. Я хотела создать иллюзию, что мой объект обнажен и что кристаллы являются частью ее тела, прикрепленные прямо к коже, поэтому я использовала прозрачный тюль. Сама фотосессия тоже была очень сложной. Я хотела снять концепцию рядом с настоящим ледником. Было очень холодно, и нам пришлось снимать под ледяным дождем и ветром. Моя модель была полуголой, в боди и ледяном костюме. Я должна была быть очень быстрой и очень эффективной во время съёмки.
Насколько важен процесс редактирования ваших фотографий?
Пост-продакшн и манипуляции с фотографиями очень важны в моей работе. Как и моя камера, компьютер и программное обеспечение для редактирования – еще один мощный инструмент для создания художественных работ. Редактирование помогает мне воплощать свои фантазии, создавать то, что невозможно запечатлеть, выводить свою работу на новый уровень в соответствии с моим воображением и создавать драматические эффекты. Это дает мне большой потенциал передать свою идею и сопоставить все, что было снято. С помощью магии фотошопа я преображаю, усиливаю и искажаю реальность.
Anya Anti
Что, по-вашему, люди почерпнут у этих образов?
С помощью моего проекта «2,5 секунды» я надеюсь повысить осведомленность об изменении климата, начать разговор об этой проблеме и рассказать большему количеству людей о фактах, кризисе и серьезности его последствий. Я очень надеюсь, что моя работа произведет сильное впечатление или, по крайней мере, заинтересует людей, которые будут заниматься исследованиями и узнают больше об этой проблеме. А потом, может быть, начать внедрять изменения в образ жизни, привлекать всеобщее внимание, требовать действий от властей.
Anya Anti
Есть ли у вас какие-нибудь предстоящие проекты, о которых вы могли бы нам рассказать?
Прямо сейчас я хочу начать более активно публиковать видео на своем канале Youtube и делиться учебниками, советами по съемке и редактированию, а также бэкстейджами.
Anya Anti
Anya Anti
Anya Anti
Anya Anti
Ещё больше вдохновения: Facebook, Вконтакте и Telegram
Алексей Никишин: «Что такое концептуальная фотография?»
Фото © Джефф Уолл (Jeff Wall)
Перед Вами первый пример, фотография Джеффа Уолла, которую знают все, в том числе и потому, что здесь Хокусай, плюс привычные брессоновские «решающий момент» и сюжет-фотоистория, разворачивающиеся у нас на глазах. Надо отметить, что это, наверное, самая понятная концептуальная фотография Уолла. Здесь автор как бы заигрывает с Вами, показывая Вам концептуальную фотографию, язык которой Вам понятен, потому что это язык привычной нам модернисткой фотографии. Концептуальность ее проявляется в диалоге с историей искусств — японской гравюры в сочетании с модернистским фотографическим языком. Автор этой просто работой как бы приглашает вас в свое концептуальное путешествие, в котором понять остальные его работы будет всё сложнее и сложнее.
Концептуальная фотография — это фотография, которая исследует сама себя: каким образом функционирует фотография, как она взаимодействует со зрителем. Часто концептуальная фотография работает в диалоге с историей искусства и в диалоге с историей фотографии. Предметом искусства здесь является рефлексия, желание фотографии разобраться в самой себе, то есть в фотографии как искусстве или фотографии как медиа, в том, как человек ее воспринимает, как он ее смотрит и что видит, как он с ней взаимодействует. Бывает, концептуальная фотография одной ногой заступает в междисциплинарные зоны, исследуя близкие современному искусству вопросы: повседневность, человек и общество, изменение окружающей среды, миграцию, глобализацию, медиа, общество, работая в диалоге с современными философией, религией, наукой, психологией, социологией, политикой.
Фото © Джосеф Кошут (Josef Kosuth) «Три стула»
Хотя это не фотография в чистом виде, а фотодокументация концептуального произведений Джосефа Кожута «Три стула». Джосеф исследует природу искусства, предлагая нам разобраться, что же мы имеем в виду, произнося слово «стул», и что больше «стул» из трех представленных: настоящий стул, определение стула из словаря и фотография стула. Художник предлагает задуматься, что же вы видите перед собой, и что как работает произведение искусства, будучи считанным зрителем.
Концептуальная фотография — это «подраздел» концептуального искусства. Подраздел, работающий с фотографией как с медиа, то есть где мысль художника выражается через фотографию. Роль фотография здесь — документ, медиа, носитель информации. Нужно отметить, что с концептуальной фотографией в основном работают современные концептуальные художники. Сегодня они работают с фотографией, завтра могут с другими современными медиа — живописью, преферансом, скульптурой, своим телом и тд. Их порой сложно назвать фотографами, так как бывает так, что даже не они сами снимают свои фотографии, а часто фотографии выглядят, мягко говоря, как непрофессиональные. Вы можете спросить — в чем же здесь искусство? А искусство здесь в мысли.
По жанру это может быть любая фотография — от пейзажа до портрета. Любая фотография может быть концептуальной. Концептуальное проектов часто выполнены в смешанном жанре, то есть когда внутри проекта встречаются фотографии разных жанров.
Концептуальная фотография не занимается воспроизводством красоты окружающего мира. Тем самым выступая в оппозиции художественной фотографии и изобразительному искусству (Fine Art). Концептуальная фотография обращается к интеллектуальному осмыслению увиденного. Другими словами, она не работает с категорией «красиво». Она не эстетический объект. Она не для сердца и эмоцией! Она не использует художественные визуальные языки и не занимается их развитием. Этими темами до сих пор занимается художественная фотография. Концептуальная фотография — не художественная.
В хороших примерах концептуальной фотографии часто бывает так, что художник отказывается от привычных узнаваемых всеми фотографических выразительных средств — решающего момента, узнаваемого и вызывающего эмоции сюжета, эмоций и жестов на портретах и тд. Именно по этому Вам эти фотографии могут показаться скучными и неинтересными — Вы не можете на них найти то, что привыкли считывать на фотографиях и по чему Вы идентифицируете для себя фото как хорошее или плохое. Именно в таких работах художник исследует как зритель взаимодействует с фотографией.
Фото © Джефф Уолл (Jeff Wall)
Джефф Уолл исследует, может ли зритель считать произведение искусства, если на нем не изображено ровным счетом ничего, что может его (зрителя) заинтересовать. Может ли зритель «увидеть» фотографию без узнаваемых триггеров: событий, сюжета, эмоций, решающих моментов. Словом, без всех тех визуальных языковых формул в фотографии, к которым мы так привыкли и которым умело пользуемся. Сможет ли зритель рассматривать фотографию, которая его ничем не привлекает с точки зрения его зрительского опыта? Кроме того, Уолл работает с вопросом доверия к документальности фотоизображения. Мы привыкли доверять изображению и по нему составлять сове мнение о реальности, изображенной на фотографии. Уолл же показывает нам случайную фотографию, которую мы автоматически считываем как документальную и думаем, что все это было на самом деле. А он просто снял, как обычно, постановочную фотографию с актерами, декорациями, и киношным светом… Вот так он по своему решает один из ключевых вопросов концептуальной фотографии — как зритель считывает и воспринимает произведение искусства.
Фото © Томас Штрут (Thomas Struth)
Другой концептуальный фотограф Томас Штрут работает с тем, как зрители взаимодействуют с произведениями. Когда вы видите эту работу в музее, её большой размер, «угол зрения» и огромное количество деталей создают иллюзию того, будто это вы пришли в музей и стоите перед «Менинами», а эти люди стоят перед вами в очереди и мешают вам смотреть. Вы становитесь участником спектакля. Кажется, что толпа перед вами стоит перед зеркалом в раме. Маленькая девочка из той комнаты вдалеке (а на самом деле — за вами), смотрит на папу и маму, которых пишет художник. Они стоят где-то за детьми, которые смотрят картину, а вы, наверное, тот человек, который стоит в белом проёме подняв руку, как будто тоже отражаетесь в это зеркале. Вот так и зрители и вы становитесь частью новой картины Томаса Штрута.
Современные художники иногда используют язык художественной фотографии в своих работах, но при этом их задачей не является просто передача красоты окружающего мира, хотя выглядят они дорого, красиво и сложно выполненными технически. Это называется постконцептуализм. Постконцептуализм — это концептуальный проект, упрятанный в красивую упаковку. Яркими представителями постконцептуализма являются современные художники Джефф Уолл и Грегори Крюдсон, сложно и дорого снимающие свои работы и часто использующие язык художественной красивой фотографии для своих концептуальных произведений.
Итак, давайте перечислим основные отличительные черты концептуальной фотографии:
— исследует сама себя, то есть каким образом функционирует сама фотография: природа фотографии, её документальность, фотографическую правду
— исследует, как фотография или искусство взаимодействует со зрителем и стереотипы восприятия
— может находится в диалоге с историей искусства и историей фотографии
— обращается к интеллектуальному осмыслению увиденного
— использует серию-типология, вместо устаревшей фотоистории
— не занимается воспроизведением красоты окружающего мира, потому что искусство здесь не в том, чтобы научиться красиво фотографировать
В качестве вывода должен заметить, что без знания контекста, то есть не будучи подготовленным зрителем, может быть сложным расшифровать идеи, заложенные автором в концептуальное произведение. Для этого надо знать историю современного искусства, основных авторов, темы и контексты, с которыми они работают. Вывод: надо стараться быть подготовленным зрителем.
Важно отметить, разницу между «идеей», «мыслью» применительно к концептуальной фотографии. Как Вы понимаете, не каждую «идею» можно назвать «мыслью». Например, если идея фотографии в том, чтобы показать «старость», «детство», «войну». Это может быть хорошая идея для проектов в детской фотошколе, но они не имеют никакого отношения к концептуальной фотографии. Также состоит дело и с «креативной фотографией», где есть идея, но она нет «мысли». К таким категориям относится рекламная фотография не имеющая с концептуальной фотографией ничего общего. Для того, чтобы стать концептуальной фотография должна решать главные вопросы концептуального искусства, перечисленных в начале главы. Все остальные (даже очень прикольные) идеи и мысли, не делают эту фотографию концептуальной.
Концептуальная фотография — это не фотография, на котором автор хочет передать какую-то идею или сюжет, рассказать ему какую-то историю.
Концептуальная фотография — это не фотография, в которой использовались креативность, воображение, артистизм и творческий подход. Это не фотография, которая передает видение автора.
Концептуальная фотография — это не фотография, вызывающая эмоциональный отклик у зрителя. Это не фотография обычных объектов в необычном свете, где используя интересное композиционное решение автор пытался передать глубокий смысл снимка. Это не фотография, которой автор хотел произвести на Вас впечатление.
Фото © Неизвестный автор
Перед Вами фотографии-примеры из Гугла по запросу «концептуальная фотография», которые таковыми не являются. Они не ставят и не решают никаких важных для фотографии вопросов, а также вопросов смежных современных научных дисциплин (социологии, экологии, философия и тп). Можно назвать креативной фотографией, фотографией с идеей. Сюда же относится и рекламная фотография. Но к концептуальной фотографии всё это не имеет никакого отношения.
Продолжаем конкурс на самые интересные вопросы по современной фотографии. Вы присылаете нам Ваши вопросы — мы стараемся на них ответить или включить их в темы наших следующих статей. Сегодня вопрос задает Михаил из города Пермь. Он спрашивает:«Зачем нужно делать искусство, в котором есть идея, которую никто не понимает? Вообще, можно ли назвать искусством такую концептуальную фотографию?» Ваши комментарии и новые вопросы пишите ниже.