Согласно «Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г., энергосбытовая компания обязана проверять правильность переданных потребителем показаний приборов учета электроэнергии.
Согласно Правилам, проверки счетчиков осуществляют контролеры не реже 1 раза в год, и не чаще 1 раза в 3 месяца – если прибор учета находится в квартире или жилом доме.
В Нижегородской области контрольные проверки приборов учета проводят:
В свою очередь, ПАО «ТНС энерго НН» вправе формировать текущий расчет за электроэнергию в соответствии с зафиксированными контрольными показаниями.
Однако, даже при наличии контрольных показаний, для получения корректных расчетов гарантирующий поставщик рекомендует клиентам ежемесячно передавать в ПАО «ТНС энерго НН» показания приборов учета до 26 числа каждого месяца включительно любым доступным способом.
Обращаем внимание клиентов, что контрольные показания принимаются в расчет и в том случае, если они были зафиксированы контролерами до 26 числа месяца, но позднее переданных клиентом показаний.
Снятие контрольных показаний расчетных электросчетчиков является одним из самых важных мероприятий по учету полезного отпуска электроэнергии в быту. «Правила пользования электрической энергией для населения» обязывают ЭСО (Энергопоставщика) снимать контрольные показания у каждого бытового абонента 2 раза в год. Выполнение своих обязательств даст реальную возможность Энергопоставщику с большой долей достоверности оптимизировать энергобаланс и минимизировать потери в быту. Во многом от правильногоснятия контрольных показаний зависит выполнение поставленных задач. Норма выработки по снятию на одного контролера составляет – в городе 45 Абонентов, в селе – 30 абонентов. При этом не снимается ответственность по качеству обследования и выявлению нарушений Правил в части безучетногго пользования электрической энергией с оформлением Актов установленной формы.
Приборы учета, применяемые в бытовом секторе, имеют различные эксплуатационные характеристики, в основном, номинальные значения пропускаемого тока и разрядность цифрового табло (Информационную емкость). Унификация в данных показателях отсутствует. Счетчики одного типа могут иметь различные номинальные значения, и даже незначительное конструктивное различие в исполнении. Поэтому особую актуальность здесь приобретает последовательность действий при снятии контрольных показаний расчетных электросчетчиков у бытовых Абонентов.
Индукционные электросчетчики относятся к интегрирующим измерительным приборам показывающего класса. Другими словами, выполняющие только отсчитывание показаний, поскольку отсчётное устройство предоставляет выходной сигнал в цифровой форме. Каждый тип электросчетчиков, из находящихся в эксплуатации, имеет конкретный диапазон измерений – от 4-х знаков (максимальное значение 9999 единиц) до 5-ти (99999 единиц). То есть за один полный цикл измерений данные электросчетчики учитывают от 9999 кВтчас до 99999 кВтчас. По достижении повторного отсчета на шкале счетчика, в расчетах при определении разности показаний до «обнуления» и после «обнуления» к настоящим показаниям впереди условно прибавляют цифру 1, как бы расширяя предел измерения счетчика. Данный вариант расчетов применяется только один раз при описанных условиях.
Среднемесячное потребление электроэнергии одним Абонентом на бытовые нужды колеблется от 70 до 180 кВтчас в зависимости от электрификации быта и времени года. Это не относится к домовладениям, оборудованным стационарными электроотопительными приборами. В таких домах потребление значительно больше. Собственно платежные квитанции, поступающие от населения, нисколько не отражают его реального электропотребления. Основная масса Потребителей оплачивает потребленную электроэнергию по своим финансовым возможностям, а не по показаниям. Поэтому достоверная картина энергобаланса может быть соткана только из фактических показаний счетчиков Потребителей. А своевременно снятые контрольные показания – это еще и профилактика дерзкого «электромошенничества».
В другом случае тот же результат будет достигнут Потребителем при нормальном электропотреблении, но с постоянным занижением фактических показаний при определенной оплате в течение 2 – 3 лет.
Упустив своевременное снятие показаний у Абонентов, восстанавливать события и делать выводы на косвенных уликах и догадках, пусть и обоснованных – пустая трата времени и признание собственной некомпетентности.
В зависимости от конструктивных особенностей приборы учета имеют различную разрядность цифрового табло (Информационную емкость). При расчетах принимаются во внимание все цифры, отличные от нуля и находящиеся слева от запятой или от окошка, выделенного, как правило, черной (белой) или красной краской.
На некоторых счетчиках (напр. СО2) все цифровые значения являются расчетными, т.е. не отделяются запятой и не выделены другим цветом.
Однако, что касается других типов счетчиков, при снятии контрольных показаний в карточке должны быть отмечены все цифровые значения, как до запятой, так и после запятой; а также сверены тип счетчика и его номер с записью в Лицевой карточке независимо от типа прибора учета.
Тип счетчика распознаётся по буквенным символам СО и следующих за ними буквенно-цифровыми обозначениями.
Номер электросчетчика записан в нижней части информационного табло с правой стороны.
При снятии контрольных показаний необходимо твёрдо руководствоваться следующим:
· При выявлении такого факта, когда настоящие показания меньше предыдущих и отсутствии фактов умышленного занижения показаний, оформляется Счет в установленном порядке.
· Если выписать счет представляется сложным (ввиду возможной неадекватной реакции Потребителя) необходимо оформить Протокол установки (замены) счетчика, где обязательно отразить настоящие показания счетчика.
Доначисление возможно в случае, когда в ходе проверки исполнителем выявлен факт несанкционированного подключения или же несанкционированного вмешательства в работу прибора учета.
Пункт 81(11) Правил устанавливает, что при проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат:
целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;
наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;
отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
Нарушение указанных показателей признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета.
Перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за три, а не за шесть месяцев, предшествующих дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.
Несанкционированное подключение представляет собой подключение, осуществленное с нарушением установленного порядка подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам.
Доначисление же размера платы за несанкционированное подключение производится исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, а в случае невозможности установления такой даты с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за три месяца, предшествующие месяцу, в котором выявлено такое подключение, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения.
Составление акта является обязательным условием и одновременно основанием для доначисления платы в обоих случаях. При этом после составления акта в адрес потребителя должно быть направлено исполнителем коммунальных услуг уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение.
Рекомендуем обратить внимание на возможность отнесения выявленных обстоятельств под понятия несанкционированного вмешательства в работу прибора учета и несанкционированное подключение во избежание необоснованного доначисления.
Помимо этого, при выплате доначисленной суммы вы вправе требовать от специалиста, выполнившего работу с нарушением, возмещения причиненного ущерба, в том числе в судебном порядке.
Что будет, если не передавать показания счетчиков?
В квартире стоят счетчики на электричество и воду. Так получилось, что данные счетчиков не передавались: то ремонт долго делали, то непонятно, как передавать показания в личном кабинете. Счет за квартиру оплачиваем полностью, в графах «Вода» и «Электричество» всегда есть какие-то начисления.
Расходы по электричеству и воде в счетах взяты какие-то средние или нормативные? Если мы начнем передавать данные, управляющая компания должна пересчитать? Есть ли какие-то штрафы, если мы не будем передавать показания электричества и воды?
Михаил, если вы не передавали в управляющую компанию показания счетчиков, то воду и электричество вам сначала посчитают по среднемесячным показаниям, а потом по нормативу. Скорее всего, пока вы не передавали показания, вы переплачивали.
Среднемесячные показания возьмут из ваших прошлых квитанций. В таком случае берут объем потребления воды и электроэнергии за полгода и находят среднее значение. Вот такой объем вам будут указывать в квитанции в течение трех месяцев. Тарифы будут обычные, как если бы вы передавали показания.
Нормативы устанавливают в регионах. Если и через три месяца вы не передадите показания, объем воды и электроэнергии начнут считать с повышающим коэффициентом 1,5. Это не штраф, но мало приятного. И так будет до тех пор, пока вы не передадите показания или не сверитесь с управляющей компанией.
Как пересчитать
Даже если вам какое-то время начисляли плату за коммунальные услуги по среднемесячным показаниям или нормативам, это не значит, что дальше будут считать от этих показаний. Вы все равно заплатите за тот объем ресурсов, который реально потребили.
Управляющая компания может сама снять показания с ваших счетчиков и уточнить начисления. Или это сделают, когда вы передадите реальные данные. Тогда посчитают разницу и в следующей квитанции скорректируют платежи в большую или меньшую сторону.
Обычно по счетчикам платить выгоднее.
Если вы уже закончили ремонт и разобрались с начислениями, передайте показания счетчиков и сверьтесь с управляющей компанией. Когда придет следующая квитанция, проверьте, правильно ли вам всё посчитали.
Стоит ли ставить счетчики
По закону об энергосбережении счетчики должны стоять везде, где вода, электричество и тепло используются из общего источника и где установка счетчиков технически возможна. Если у человека личная водозаборная колонка, счетчик ставить не нужно. Счетчики еще называют приборами учета (ПУ), а в квартире — индивидуальными приборами учета (ИПУ).
Энергосбыт, водоканал, теплосети и межрегионгаз могут прийти к вам домой, установить прибор учета и выставить счет на оплату своих услуг. Исключение — Крым и Севастополь. Там до 1 января 2021 года не обязательно иметь счетчики на газ, если дом построен до 27 ноября 2009 года.
Штрафы за отсутствие приборов учета не назначают, но за свет и воду будете платить по повышенному в 1,5 раза тарифу, о чем уже написано выше. Поэтому обычно стоит ставить счетчики, если прописано больше человек, чем живет. Возможно, не стоит их устанавливать, когда ситуация обратная.
Кроме материальных потерь существует еще моральная сторона. Например, лучше не тратить питьевую воду в бессчетных количествах, а понимать, сколько ее уходит на бытовые нужды, и контролировать ситуацию.
Как снять показания счетчиков
Показания ПУ — это цифры в его окошке. Просто перепишите их, не перепутав, что идет до запятой, а что после. Потом передайте эти цифры поставщикам коммунальных услуг — как это сделать, расскажем ниже.
Поставщиков коммунальных услуг называют еще исполнителями или ресурсоснабжающими организациями. Это могут быть энергосбыт, водоканал, теплосети или межрайгаз. Они снимают показания наших счетчиков и проверяют достоверность переданных показаний.
В многоквартирных домах электрические счетчики обычно расположены в подъезде, так что специалисты энергосбыта могут снять показания без участия жильцов.
ИПУ воды, газа, тепла находятся внутри квартиры, поэтому представители ресурсоснабжающих компаний с разрешения владельцев квартир заходят внутрь, чтобы снять показания счетчиков или проверить показания, переданные владельцами. Специалисты должны сверять показания не чаще одного раза в 3 месяца и не реже одного раза в год. Если владелец квартиры полгода не передает показания, поставщик услуг обязан прийти и снять показания в течение 15 дней.
Способы передать показания счетчиков
Передать показания приборов учета можно при оплате жилищно-коммунальных услуг любым способом или вне процесса оплаты. Показания пишут на квитанции при оплате на почте или в банке или указывают в мобильном приложении.
Вне процесса оплаты показания счетчиков передают лично, по телефону или через интернет. Обычно варианты указаны в верхней части квитанции: адрес и график работы поставщика услуг, контактный телефон, сайт. Можно лично прийти в энергосбыт, водоканал, теплосети или межрайгаз и сообщить показания ПУ или пустить специалиста посмотреть счетчик, но они приходят для этого не чаще одного раза в три месяца.
Способов передать показания через интернет много, варианты различаются в зависимости от региона. Существуют универсальные сайты, где можно передать показания любого счетчика — газового, электрического, водного.
В Омской области работает сайт «Все платежи», через который оплачивают коммуналку, штрафы, сотовую связь. Там же можно передать показания приборов учета.
Еще для передачи показаний существует Государственная информационная система ЖКХ, но пользоваться ей пока сложно. Чтобы попасть туда, сначала обязательно пройти регистрацию на «Госуслугах». Если зарегистрировались, передать показания все равно может не получиться, потому что там представлены не все поставщики. К тому же сайт иногда не грузится из-за настроек браузера.
Как передать показания счетчиков воды
Отдельная передача показаний приборов учета — это лишнее действие. Удобнее сообщить показания при оплате за предыдущий месяц.
В квитанции может быть QR-код — специальный штрихкод, который считывается мобильным банковским приложением. Нужно навести на код камеру, и все сведения о лицевом счете подгрузятся автоматически, в том числе появится строчка для текущих показаний.
Если передаете показания вне процесса оплаты, наберите в поисковике слово «водоканал» и название своего города. На первой странице найденного сайта должна быть надпись «передать показания приборов учета» или «показания ИПУ», а за ней — форма для передачи показаний.
Если не знаете, что ставить в графе «Предыдущие показания», возьмите их из последней квитанции. Они всегда там есть, независимо от того, как произведен расчет: по счетчику, по среднему или по нормативу. В новом доме для первой квитанции в качестве исходных используют показатели из акта опломбировки счетчика.
Как передать показания газового счетчика
Показания газового счетчика тоже удобно передать при оплате.
На случай, если в вашем банке нет функции передачи показаний, покажем подробнее, как это сделать через сайт поставщика вне процесса оплаты:
Как передать показания электросчетчика
На квитанциях по электроэнергии тоже размещают QR-код для мобильных приложений, где вы сможете оплатить квитанцию и передать показания.
Еще можете передать показания при оплате квитанции в интернет-банке Тинькофф. Для этого перейдите на вкладку «Платежи» — «ЖКХ». Попадете на список поставщиков коммунальных услуг в вашем регионе.
В квитанции найдите название поставщика. Например, в Омске это «Омская энергосбытовая компания».
Сроки приема показаний приборов учета
Передать показания приборов учета можно в любой момент.
Но, чтобы показания учли, их обязательно передать поставщику услуг до 25-го числа расчетного месяца включительно. Если передаете показания за ноябрь, это обязательно сделать до 25 ноября. Тогда в квитанции за ноябрь расчет вы получите по вашим показаниям.
Если 25-го числа у ресурсоснабжающей организации не будет информации о реальных показаниях ваших приборов учета, то в следующей квитанции начисления будут средние, исходящие из показаний за 6 предыдущих месяцев.
Имеет значение не дата, когда потребитель сообщил показания, а когда коммунальщики их получили. Если передавать сведения приборов учета напрямую в энергосбыт или водоканал, скорее всего, они попадут в расчетную программу в тот же день. Если оплату и передачу показаний делаете через банк или почту, срок извещения исполнителей зависит от условий договора между организациями. Например, один банк может передавать информацию поставщикам на следующий день, другой банк — через три рабочих дня, а почта — через пять рабочих дней.
Коммунальщики рекомендуют передавать данные с 15 по 23 число.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Проверка прибора учета электроэнергии: порядок проведения, составления акта
Проверка прибора учета электроэнергии: порядок проведения, составления акта
С 1 июля 2020 года в в законодательстве вступили в силу нововведения, которые изменили порядок проведения проверок приборов учета электрической энергии у потребителей. Соответствующие корректировки произошли в Постановлении Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (внесены Постановлением Правительства РФ от 18.04.2020 N 554).
Итак, что это за изменения.
Что НЕ изменилось при проведении проверок приборов учета электроэнергии?
По результатам проведения такой проверки у потребителей может быть выявлен факт безучетного потребления электроэнергии, при котором производится расчетный способ определения объема электроэнергии и значительными суммами штрафных санкций. Именно поэтому потребителю необходимо знать о законодательных особенностях проведения таких проверок.
Порядок проведения таких проверок регламентируется в п. 169 – 173 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (в редакции Постановления Правительства РФ от 18.04.2020 N 554).
Что изменилось при проведении проверок приборов учета электрической энергии?
При проведении проверки прибора учета электроэнергии у потребителя должна вестись фотосъёмка или видеозапись проверки.
Полученные фото или видеозапись подлежит хранению и должна быть передана потребителю, в случае если в отношении него составлен акт безучетного потребления электроэнергии (п. 170 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442).
Что должно содержаться в акте проверки прибора учета электрической энергии?
Порядок оформления акта инструментальной проверки прибора учета электроэнергии регламентирован в п. 173 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442.
Акт инструментальной проверки прибора учета электроэнергии составляется либо электросетевой организацией, либо гарантирующим поставщиком и подписывается лицами, которые участвовали в проверке.
Важно: При несогласии лица, принимавшего участие в проверке прибора учета, с результатами проверки прибора учета должна быть сделана соответствующая отметка в акте проверки прибора учета с кратким описанием причин такого несогласия. Ранее такого требования в законодательстве не было.
То есть если потребитель не согласен с результатами проверки электросчетчика – он должен обязательно поставить соответствующую отметку в акте инструментальной проверки.
Если потребитель не согласен с актом инструментальной проверки – ни в коем случае нельзя подписывать акт без замечаний.
Наиболее простым вариантом таких замечаний будет отметка: «С результатами проверки (актом) не согласен, подпись».
Обоснование причин Вашего несогласия с актом всегда можно представить позже.
В ином случае, оспорить результаты проверки в судебном порядке будет крайне затруднительно.
В акте инструментальной проверки узла учета должно быть зафиксировано заключение о пригодности/непригодности прибора учета для расчетов за электроэнергию, соответствии его требованиям, а также о наличии / отсутствии у потребителя безучетного потребления электроэнергии или признания счетчика утраченным.
Кроме того, в акте инструментальной проверки должны быть указаны следующие данные:
Читайте здесь, как согласно постановлению 442, должен с 1 июля 2020 года составляться акт о безучетном потреблении, а также производиться расчет безучетного потребления электрической энергии.