Что значит композиция стихотворения

Композиция в литературе: что это такое, виды, элементы композиции в литературном произведении

Что значит композиция стихотворения. Смотреть фото Что значит композиция стихотворения. Смотреть картинку Что значит композиция стихотворения. Картинка про Что значит композиция стихотворения. Фото Что значит композиция стихотворения

Что значит композиция стихотворения. Смотреть фото Что значит композиция стихотворения. Смотреть картинку Что значит композиция стихотворения. Картинка про Что значит композиция стихотворения. Фото Что значит композиция стихотворения

Сначала описываются финальные сцены сюжета. Дальнейшие эпизоды помогают понять, что к этим событиям привело. Такой прием Н. Г. Чернышевским использовал в произведении «Что делать?». Нередко инверсионная композиция используется авторами детективов. Книга открывается сценой преступления, а расследование следует далее. Рассказчик как бы замыкает петлю, проводя читателя сквозь подробности — и обратно, к изначальным событиям, которые теперь могут восприниматься совсем иначе.

Автор знакомит читателя с миром каждого из персонажей; причем каждый из этих миров равноценен и не может быть исключен из текста. Яркий пример полифонии — «Имя Розы» Умберто Эко. Родоначальником полифонической композиции в литературоведении считается Ф. М. Достоевский.

Позволяет легко и эффектно завершить произведение, сделать его более стройным. Особенность данного типа — в повторении одних и тех же элементов в начале и конце произведения. Оно завершается тем же, чем и началось. Например, в конце «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина старуха остается у разбитого корыта — с чем, собственно, она и была в начале истории.

Источник

Статья на тему «КОМПОЗИЦИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ КАК ФОРМАЛЬНО – СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОИЗВЕДЕНИЯ»

КОМПОЗИЦИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ КАК ФОРМАЛЬНО СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Лирика, как известно, отличается от эпоса и драмы особой интонацией, фонетикой, экспрессивностью и т. д. Ритмическая основа сближает лирическое произведение с музыкальным, первоначально родство двух этих видов искусства зафиксировано в самом термине «лирика». В. Е. Хализев отмечал: «На ранних этапах развития искусства словесный текст сопровождался мелодией, ею обогащался и с ней взаимодействовал» [3, с. 437].

Содержание формируется и существует только в форме. Важными элементами формы в лирическом произведении являются:

2. Поэтическая напевность.

Данные элементы актуализируют содержательные компоненты лирики. Все они взаимосвязаны, невозможно понять смысл стихотворения, не осмыслив образную структуру стихотворения.

Изучая форму лирического произведения, читатель может понять суть содержания текста, определить основные темы, идеи, чувства и эмоции автора. Единство содержания и формы в поэтическом произведении определяет единство сюжета и композиции, где сюжет выступает элементом содержания, а композиция – элементом формы.

Важным компонентом формы является композиция поэтического текста, которая тесно связана с темой, идеей стихотворения. Анализ композиции представляет собой не только анализ строфического строения, стиля, но и ритма, особенностей синтаксического построения стихотворных строк и т.д. Ведь все уровни художественного текста взаимосвязаны между собой.

В широком смысле слова композиция – это структура художественной формы. Исходя из понятия композиции, можно выделить её основные функции:

1. Держать элементы целого, делать целое из отдельных частей; без обдуманной и осмысленной композиции невозможно создать полноценное художественное произведение.

2. Выражать художественный смысл расположением и соотношением образов текста.

Итак, чтобы интерпретировать лирический текст посредством анализа композиции, читатель должен владеть её основными приемами, важнейшие из которых: повтор, параллелизм – тождественное расположение элементов речи, сопоставляемых в отрезках текста, которые соотносятся друг с другом, рождают единопоэтичный образ, анафора – единоначатие, эпифора – повтор финальных элементов стиха на звуковом уровне, антитеза и др.

Следует не просто уметь выявлять приемы в тексте, но объяснять, почему автор использовал именно этот прием. Так, например, повтор подчеркивает важные мысли лирического героя, антитеза позволяет усилить эмоциональную сторону текста, а также раскрыть позицию автора.

Таким образом, композицию следует рассматривать как характеристику построения художественного произведения, воплощающую особенности его содержания и определяющую его восприятие читателем. Именно композиция придает единство и цельность произведению, отражая соподчиненность всех его формально-содержательных компонентов.

1. Бахор, Т.А. Совершенствование умений интерпретировать лирическое стихотворение – компонент литературного образования школьников // Проблемы современного педагогического образования – 2018. –№ 60-1. – С. 29-32.

2. Есин, А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения : учебное пособие / А. Б. Есин. – Москва : Флинта, Наука, 2000. – 248 с.

3. Хализев, В. Е. Теория литературы: Учебник / В. Е. Хализев. – Москва : Высшая школа, 2002. – 437 с.

Источник

План анализа стихотворения по литературе

Анализ стихотворения по литературе — это возможность проявить свои творческие способности, выразить своё мнение о творчестве поэта.

Создание исследовательского текста о стихотворении можно начинать с любого пункта плана:
подсказку нужно искать в самом стихотворении

Что значит композиция стихотворения. Смотреть фото Что значит композиция стихотворения. Смотреть картинку Что значит композиция стихотворения. Картинка про Что значит композиция стихотворения. Фото Что значит композиция стихотворения

План анализа стихотворения включает в себя следующие этапы.

Пример анализа стихотворения по плану

1. Автор и название стихотворения. А.С. Пушкин «Анчар».

2. История создания стихотворения. Стихотворение «Анчар» было написано в 1828 году, через 2 года, как Пушкин вернулся из ссылки.

Замысел для написания «Анчара», судя по всему, родился из-за дела, возбуждённого против поэта за создание произведений «Гаврилиада» и «Андре Шенье». Его печальные размышления о природе власти были аллегорически выражены в данном произведении.

3. Жанр. Чаще всего жанр этого произведения определяют как лирическое стихотворение, однако его можно частично считать балладой благодаря событийному сюжету.

4. Тема, идея. Основная тема стихотворения – пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Силу этого явления Пушкин познал на себе, что сделало стихотворение глубоким эмоционально и убедительным.

Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда всё живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который решает нарушить этот закон.

Однако, не только власть виновата в своём зле. Рабы виноваты не меньше. Тирания не существует без рабства, они тесно связаны. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение свободы. Это основная идея стихотворения.

5. Композиция. Данное произведение делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую – четыре.

Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, которое в данном случае является символом зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным – ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок будучи ядом.

7. Художественных средств выразительности. А стихотворении А.С. Пушкин использовал следующие художественные средства:

В стихотворении также легко проследить антитезу «царь – раб». Для её создания А.С. Пушкин использовал не только эпитеты («бедный раб» – «непобедимый владыка»), но и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потёк, причем во втором случае глагол усиливается словом «послушно».

8. Ритм, рифма, стихотворный размер. Стихотворный размер — четырёхстопный ямб. Рифма — перекрёстная.

Благодаря стихотворному размеру автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений.

9. Моё восприятие. Моё восприятие стихотворения «Анчар» заключается в том, что я придерживаюсь мнения автора. Пока есть рабы, будет процветать и тирания. Когда человек достаточно смел для того, чтобы отстаивать себя и свою свободу, когда он смел и решителен для того, чтобы бороться за своё до конца, у зла не будет над ним власти.

10. Значение этого стихотворения в творчестве поэта. Стихотворение «Анчар» является трагическим, оно отражает характерное для того периода в жизни Пушкина мировосприятие. Но в то же время оно показывает, насколько глубоко А.С. Пушкину удавалось проникать в природу истинного зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет.

Источник

Что такое композиция и для чего она нужна?

Для того, чтобы правильно использовать в своей речи слова, заимствованные из других языков, необходимо хорошо понимать их значение.
Что значит композиция стихотворения. Смотреть фото Что значит композиция стихотворения. Смотреть картинку Что значит композиция стихотворения. Картинка про Что значит композиция стихотворения. Фото Что значит композиция стихотворения
Одним из слов, часто используемых в разных сферах деятельности, в основном, в искусстве, является «композиция». Что же означает это слово и в каких случаях его употребляют?

Слово «композиция» заимствовано из латыни, где «compositio» означает составление, сложение, связывание целого из частей. В зависимости от сферы деятельности значение этого слова может приобретать те или иные смысловые вариации.

Так, химикам-технологам хорошо известны композитные материалы, которые представляют собой композицию из пластика и минеральной крошки, древесных опилок или другого натурального материала. Но чаще всего это слово встречается в описаниях произведений искусства – живописи, музыки, поэзии.

Любое искусство представляет собой акт синтеза, в результате которого получается произведение, обладающее силой эмоционального воздействия на зрителей, читателей или слушателей. Важным компонентом творчества, касающимся организационных принципов художественной формы, является композиция.

Ее основная функция – придание цельности соединению элементов и соотнесение отдельных частей с общим замыслом автора. Для каждого вида искусства композиция имеет свое значение: в живописи это распределение форм и цветовых пятен на холсте или бумаге, в музыке – сочетание и взаимное расположение музыкальных тем и блоков, в литературе – структура, ритм текста и т.д.

Литературная композиция – это структура литературного произведения, последовательность расположения его частей. Она служит для наилучшего выражения общей мысли произведения и может использовать для этого все формы художественного изображения, имеющиеся в литературном багаже писателя или поэта.
Что значит композиция стихотворения. Смотреть фото Что значит композиция стихотворения. Смотреть картинку Что значит композиция стихотворения. Картинка про Что значит композиция стихотворения. Фото Что значит композиция стихотворения
Важными частями литературной композиции являются диалоги и монологи его героев, их портреты и системы используемых в произведении образов, сюжетные линии, структура произведения. Нередко сюжет развивается по спирали либо имеет циклическую структуру, большой художественной выразительностью отличаются описательные отрывки, философские отступления и переплетения историй, рассказываемых автором.

Произведение может состоять из отдельных новелл, связанных между собой одним или двумя действующими лицами, или обладать единой сюжетной линией и вести повествование от имени героя, сочетать несколько сюжетов (роман в романе) или вовсе не иметь никакой сюжетной линии. Важно, чтобы его композиция служила для наиболее полного выражения основной идеи либо усиливала эмоциональное воздействие сюжета, воплощая все задуманное автором.

Рассмотрим композицию стихотворения С.Есенина «Береза».

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

Первая строфа рисует общую картину: взгляд автора из окна падает на заснеженную березу.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

Во второй строфе описание березы становится более выпуклым.
Что значит композиция стихотворения. Смотреть фото Что значит композиция стихотворения. Смотреть картинку Что значит композиция стихотворения. Картинка про Что значит композиция стихотворения. Фото Что значит композиция стихотворения
Читая его, мы отчетливо видим перед собой ветви, опушенные инеем – чудесную, сказочную картину русской зимы.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

Третья строфа описывает картину раннего утра: люди еще не проснулись, и тишина окутывает березу, озаренную неярким зимним солнцем. Усиливается ощущение спокойствия и тихого очарования зимней природы.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Тихое, безветренное зимнее утро незаметно переходит в такой же тихий солнечный день, но береза, как Спящая Красавица из сказки, остается дремать под снегом. Искусно выстроенная композиция стихотворения направлена на то, чтобы читатели ощутили очаровательную атмосферу зимней русской сказки.

Композиция в музыкальном искусстве чрезвычайно важна. Сложное музыкальное произведение опирается на несколько базовых музыкальных тем, развитие и варьирование которых позволяет добиться нужного композитору эмоционального эффекта. Преимущество музыки в том, что она воздействует непосредственно на эмоциональную сферу слушателя.

Рассмотрим в качестве примера знакомую всем музыкальную композицию – Гимн Российской Федерации. Он начинается мощным вступительным аккордом, который сразу настраивает слушателя на торжественный лад. Величавая мелодия, плывущая над залом, пробуждает в памяти многочисленные победы и свершения России, а для старших поколений является связующим звеном между нынешней Россией и СССР.
Что значит композиция стихотворения. Смотреть фото Что значит композиция стихотворения. Смотреть картинку Что значит композиция стихотворения. Картинка про Что значит композиция стихотворения. Фото Что значит композиция стихотворения
Слова «Славься, Отечество» подкрепляются звоном литавр, как всплеском ликования народа. Далее мелодия становится более напевной, включающей русские народные интонации – вольные и широкие. В целом композиция пробуждает в слушателях чувство гордости за свою страну, ее бескрайние просторы и величавую историю, ее мощь и незыблемую крепость.

Источник

Изучение композиции лирического стихотворения

Изучение композиции лирического стихотворения

Основная трудность анализа композиции лирического стихотворения заключается в том, что в нем обычно отсутствует сюжет, т.е. изображение событий, развивающихся во времени и в определенном пространстве. Лирическое стихотворение изображает большей частью не событие, а переживание, вызванное каким-то событием.

За последние десятилетия в литературо- ведении прочно укоренился термин «лири- ческий сюжет». Он принимается не всеми исследователями, обладает большой услов- ностью. Однако все же есть оправдание и самому термину, и его использованию: им обозначают «движение мыслей, чувств, пе- реживаний» в лирическом стихотворении [1, 132]1.

Этапы развития лирического сюжета составляют образно-тематическую компо- зицию лирического произведения. Элемен- ты образного мира лирического произведе- ния соотносятся между собой с помощью различных композиционных приемов: па- раллелизм, контраст, градация, повтор. Композиционные приемы служат расста- новке нужных автору акцентов и обладают прежде всего выразительной энергией.

Все приемы могут выполнять в компози- ции произведения две функции: они могут организовывать либо отдельный небольшой фрагмент текста (на микроуровне), либо весь текст (на макроуровне), становясь в последнем случае принципом композиции.

Из трех основных родов художествен- ной литературы лирика — самый субъек- тивный. Каждое стихотворение — неповто- римый мир. И все-таки можно говорить об общих принципах анализа поэтических произведений. В каждом из них можно най- ти типологические закономерности, знание которых поможет при анализе отдельного стихотворения.

В огромном многообразии стиховых форм отмечаются три основных компози- ционных типа: 1) сопоставление двух диа- лектически взаимодействующих образов;

1) развитие и трансформация одного цент- рального образа; 3) логическое рассужде- ние [3].

Примером композиции первого типа может служить стихотворение «Детство» И.А. Бунина:

Чем жарче день, тем сладостней в бору Дышать сухим смолистым ароматом, И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам! Повсюду блеск, повсюду яркий свет, Песок — как шелк.

Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет,

Но так тепла, так солнцем вся прогрета! И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного света.

1 В квадратных скобках указан номер работы и страницы в ней из списка «Использованная лите- ратура». — Ред.

Главное в этом стихотворении воспоми- нание о чувстве, ставшем самым ярким от- крытием в детстве. Это была особая, «весе- лая» и «сладостная», близость к природе, ощущение ее целостности и всеобъемле- мости.

Впечатления детства оказываются той мерой, которой уже взрослый человек про- веряет свое восприятие природы. Таким об- разом, наличие в тематической композиции двух временных пластов — настоящего и прошлого — определяет и ракурс самого взгляда, и соотнесение ассоциаций.

Из сопоставления образов в строфах рождается и внутренняя спаянность сти- хотворения А.Н. Майкова «Голубенький, чистый подснежник-цветок. »:

А подле сквозистый,

О горе былом, И первые грезы

«Голубенький, чистый» подснежник на

«сквозистом» снегу — одновременно и на- поминание о «горе былом», и предчувствие нового счастья.

Одним из древнейших видов сопостав- ления двух образов является психологиче- ский параллелизм.

Параллелизм как композиционный при- ем состоит в «сопряжении и, как правило, в одновременном развертывании» (т.е. па- раллельно в двух или трех смежных фразах, стихах, строфах) «близких в эмоциональ- но-смысловом отношении образов» [2]. Ча- ще всего параллель проводится между изображением события или душевного сос- тояния человека, с одной стороны, и пейза- жем — с другой («Приход весны» В.А. Жу- ковского, «Весна! Выставляется первая ра- ма. », «Ласточки» А.Н. Майкова, «Тени» Я.П. Полонского, «В зареве огнистом. »,

«Всю ночь кругом метель шумела. » И.З. Сурикова, «Осень» К.Д. Бальмонта,

«Первый снег» В.Я. Брюсова).

Сравнения состояний природы и чело- века часто выражаются посредством парал- лелизма синтаксического:

Когда умирают кони — дышат, Когда умирают травы — сохнут, Когда умирают солнца — они гаснут, Когда умирают люди — поют песни.

Еще одним видом сопоставления обра- зов является контраст.

В стихотворении И.А. Бунина «Родник» контраст отчетливо обозначается в послед- ней строфе. Неподвижной тишине небес и леса нагорного противопоставлен крутя- щийся «хрустальными клубами» родник. Граница противопоставляемых частей обозначена союзом а. Благодаря компози- ции контраста бунинский пейзаж чрезвы- чайно пластичен:

В глуши лесной, в глуши зеленой, Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьет из камней родник студеный:

Кипит, играет и спешит, Крутясь хрустальными клубами, И под ветвистыми дубами Стеклом расплавленным бежит.

А небеса и лес нагорный Глядят, задумавшись в тиши, Как в светлой влаге голыши Дрожат мозаикой узорной.

На развитии и трансформации одного тематического образа основана компози- ция стихотворений «Весна, весна! Как воз- дух чист. » Е.А. Баратынского, «Тихо ночь ложится. », «Ярко звезд мерцанье. »,

«Русь» И.С. Никитина, «Печальная бере- за. » А.А. Фета, «Утро», «На проселке» И.A. Бунина.

Исключительную важность в компози- ции этого типа приобретает прием града- ции, обязательным условием которого яв- ляется усиление лирического напряжения путем сложения нескольких сходных опи- саний или эпизодов. Классические приме- ры композиции градации дают нам стихо- творения «Я пришел к тебе с приветом!» А.А. Фета [3], «Лилия» А.Н. Майкова, «Ут- ро» И.З. Сурикова, «С добрым утром!» С.А. Есенина.

Три строфы стихотворения А.Н. Майко- ва «Лилия» — три ступени в развитии одно-

го тематического образа, каждая следую- щая ступень — новая, более напряженная модификация той же основной темы, фик- сация моментов развития чувства под влия- нием одного события («взошел бы месяц поскорей»):

От солнца лилия пугливо Головкой прячется своей,

Все ночи ждет, все ждет тоскливо, Взошел бы месяц поскорей.

Ах, этот месяц тихим светом Ее пробудит ото сна,

И всем дыханьем, полным цветом, К нему запросится она.

Глядит, горит, томится, блещет, И, все раскрывши лепестки, Благоухает и трепещет

От упоенья и тоски.

В первой строфе возникает образ цвет- ка, мучительно переносящего дневной свет и с нетерпением ждущего ночи. Вторая и третья строфы, все больше и больше упо- добляя природу человеку, усиливают и од- новременно объясняют этот смысл образа. Эмоциональное напряжение разрешается в последних трех стихах («И, все раскрывши лепестки, / Благоухает и трепещет / От упоенья и тоски»).

Усиление лирического напряжения мо- жет сопровождаться повтором. Так, в бу- нинском стихотворении «Листопад» дваж- ды (с вариациями) повторено описание:

«Лес, точно терем расписной, / Лиловый, золотой, багряный, / Веселой, пестрою сте- ной / Стоит над светлою поляной». Обра- щаясь к описанию ярких красок осеннего леса во второй раз, поэт отмечает не только игру этих волшебных красок в свете сол- нечных лучей, но и погружение природы в

«глубокий и немой покой» (стоит веселой, пестрою стеной — стоит завороженный ти- шиной).

При ступенчатой композиции нередко встречается изображение цепочки событий; иногда она лишена конфликта, сюжет наме- чен как бы пунктиром, иногда отчетливо. Однако как в первом, так и во втором слу- чае сюжетное построение «не движет раз- витие тематического образа, а подчиняется чисто лирической композиции» [3, 22].

Элементы фабульности характерны, например, для многих стихотворений А.Н. Майкова, И.С. Никитина. В стихотво- рении «Сенокос» А.Н. Майков не просто любуется красками родной земли, а создает живые сценки из повседневной крестьян- ской жизни, протекающей среди гармонич- ной природы.

Отчетливо сжаты изображенные сюже- ты стихотворений «Весна» А.Н. Майкова,

«Зима недаром злится. » Ф.И. Тютчева,

«Детство» И.З. Сурикова, «Бабушкины сказки» С.А. Есенина, а также драматичес- ки напряженные сюжеты стихотворений Я.П. Полонского «Орел и голубка», И.З. Сурикова «Горе», И.А. Бунина «Гус- той зеленый ельник у дороги. ».

Основное событийное содержание сти- хотворения И.А. Бунина составляет своеоб- разная история спасшегося тонконогого оленя. Но определяющим в нем является не событийный, а лирический сюжет — движе- ние переживания (опосредованного собы- тием) от «чувствуемой мысли» (В. Маяков- ский) о красоте и хрупкости природы к ощущению радости оттого, что красота уш- ла от смерти. Ступенчатое нагнетение экспрессии в центральной части стихотво- рения создается перечислением деталей, передающих стремительный бег могучего,

«в избытке свежих сил» зверя.

Самый простой тип композиции — это логическое развитие темы: посылка, рас- суждение, вывод. На нем построено, напри- мер, стихотворение И.А. Бунина «Слово»:

Молчат гробницы, мумии и кости, — Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь письмена.

И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный — речь.

Первые два стиха являются посылкой для дальнейших рассуждений, из которых следует страстный вывод, заключенный в трех стихах второй строфы.

Приведенные типологические схемы не исчерпывают всех возможностей лириче- ской композиции. Основные ее типы могут

усложняться (особенно в больших по раз- меру стихотворениях) [5]. Например, в сти- хотворении А.А. Блока «Снег да снег. » каждая из двух противопоставляемых час- тей развивается по законам ступенчатой композиции:

Снег да снег. Всю избу занесло. Снег белеет кругом по колено. Так морозно, светло и бело!

Только черные, черные стены.

И дыханье выходит из губ Застывающим в воздухе паром. Вон дымок выползает из труб; Вон в окошке сидят с самоваром;

Старый дедушка сел у стола, Наклонился и дует на блюдце, Вон и бабушка с печки сползла, И кругом ребятишки смеются.

Притаились ребята, глядят, Как играет с котятами кошка. Вдруг ребята пискливых котят

Побросали обратно в лукошко.

Прочь от дома на снежный простор На салазках они покатили.

Оглашается криками двор — Великана из снега слепили!

Палку в нос, провертели глаза И надели лохматую шапку.

И стоит он, ребячья гроза, —

Вот возьмет, вот ухватит в охапку.

И хохочут ребята, кричат, Великан у них вышел на славу! А старуха глядит на внучат,

Не перечит ребячьему нраву.

Общая контрастная композиция заявле- на уже в лирическом зачине стихотворения:

«Снег да снег. Всю избу занесло. / Снег бе- леет кругом по колено. / Так морозно, светло и бело! / Только черные, черные сте- ны. » Однако в каждой из двух его частей

отмечается ступенчатое развитие образов. Первая часть — изображение занесен-

ной снегом деревенской избы. И снаружи, и внутри нее царят неспешность и покой: ды- ханье застывает в воздухе, дымок выполза- ет из труб, в окошке сидят за самоваром, ребятишки притаились (притихли, угомо- нились), наблюдая за игрой кошки с котя- тами. Каждый образ присоединяется к пре-

дыдущему, создавая эмоционально нарас- тающий ряд. И вдруг неожиданный пово- рот: ребята пискливых котят побросали об- ратно в лукошко. Контрастный ряд — изоб- ражение детских зимних забав — также на- растает: на салазках они покатили, великана из снега слепили. и хохочут, кричат.

Оба контрастных образа — взрослая сдержанность, несуетность и веселый «ре- бячий нрав» — неожиданно объединяются в двух последних стихах: «А старуха глядит на внучат, / Не перечит ребячьему нраву».

Важнейшие элементы композиции ли- рического стихотворения — его зачин и кон- цовка.

Лирический зачин обычно является

«эмоциональным ключом» (В.Е. Холшев- ников) к стихотворению. Разнообразную эмоциональную настроенность создают, например, зачины в лирике Ф.И. Тютчева. Одни из них настраивают на мажорный лад («Лазурь небесная смеется. », «Как весел грохот летних бурь», «Люблю грозу в нача- ле мая. »), другие предваряют описание грустных или даже зловещих картин («Пе- сок сыпучий по колени. / Мы едем — позд- но — меркнет день. », «Под дыханьем непо- годы, / Вздувшись, потемнели воды. »), третьи обещают что-то таинственное и чу- десное («Чародейкою Зимою / Околдован лес стоит», «Есть в осени первоначальной / Короткая, но дивная пора. ») и т.д.

Однако зачины могут быть и иного ха- рактера. Так, в стихотворении И.А. Бунина

«Слово», построенном по схеме логическо- го развития мысли, зачин («Молчат гроб- ницы, мумии и кости, — / Лишь слову жизнь дана»), отчетливо обозначает тему рассуждения. Существует также много пе- реходных форм, в которых сочетается и ло- гическое, и эмоциональное начало.

Характеры зачинов, их интонационный строй и стилистическое оформление во многом определяются жанровой специфи- кой лирического произведения.

Лирическая концовка — это разрешение

нараставшего эмоционального напряжения. Концовки, как и зачины, могут быть са- мыми разнообразными в зависимости от жанра и характера выражаемого чувства: призыв, лозунг, вопрос, восклицание, обра- щение. Например: «Дети, / будьте как маяк!

/ Всем / кто ночью плыть не могут, / осве- щай огнем дорогу» (Маяковский), «Чем иным тебя прославить, / Жизнь души, вес- ны приход? (Жуковский), «О, если бы крылья и мне!» (Майков).

Наиболее распространенный вид кон- цовки — обобщающий финал. Очевидна, например, широкая обобщенность концо- вок в символическом стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус» («А он, мятеж- ный, просит бури, / Как будто в бурях есть покой!»), в пейзажных стихотворениях «В небе тают облака. », «Яркий свет сиял в до- лине. » Ф.И. Тютчева, «Нет солнца, но светлы пруды. » И.А. Бунина.

Особо следует выделить еще один вид концовок — неожиданный, парадоксальный конец, острота, каламбур. Такая концовка часто вызывает комический эффект.

Один из способов создания неожидан- ной концовки — эффект обманутого ожида- ния, как, например, в стихотворении Э. Ус- пенского «Если был бы я девчонкой. [4].

Если был бы я девчонкой — Я бы время не терял!

Я б на улице не прыгал, Я б рубашки постирал,

Я бы вымыл в кухне пол, Я бы в комнате подмел,

Перемыл бы чашки, ложки, Сам начистил бы картошки,

Все свои игрушки сам

Я б расставил по местам! Отчего ж я не девчонка?

Я бы маме так помог! Мама сразу бы сказала:

«Молодчина ты, сынок!»

Итак, в данной статье речь шла о разви- тии тематических образов, их движении от зачина к концовке. Однако следует помнить о том, что образно-тематическая компози- ция лирического произведения теснейшим образом связана с композицией чисто сти- ховой. Следовательно, анализ построения образного мира стихотворения можно счи- тать успешным лишь в том случае, когда не будет проигнорирована и его строфическая структура.

1. Ревякин А.И. Композиция художественно- го произведения // Ревякин А.И. Проблемы изу- чения и преподавания литературы. М., 1972. С. 137–154.

2. Торшин А.А. Композиция литературного

произведения и особенности ее изучения // Тор- шин А.А. Произведение художественной литера- туры. Основные аспекты анализа. М., 2006. С. 120–172.

3. Холшевников В.Е. Анализ композиции ли-

рического стихотворения // Анализ одного сти- хотворения: Межвуз. сб. / Под ред. В.Е. Холшев- никова. Л., 1985.

4. Холшевников В.Е. Перебои ритма // Рус-

ская советская поэзия и стиховедение. М., 1969. С. 175–179.

5. Есин Б.А. Принципы и приемы анализа ли-

тературного произведения. М., 1999. С. 127–160.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *