Что значит комнатный рэмбо
Ванильный Рэмбо и Наполеон за компом
Кому нужны огрызки, обрубки и ошметки в современном русском языке
Об авторе: Вадим Михайлович Черновецкий – литератор.
В годы ее юности были свои сленги и замены слов. Фото Дениса Медведева/PhotoXPress.ru
Пушкин изъясняется на давно устаревшем жаргоне.
Из школьного сочинения
Эй, там! Алё! Чё с деньгами за завтраки?
Запись учителя в дневнике
Что вы будете делать, если ваш друг или сын скажет вам, что у вас багет? Начнете искать хлеб в своей сумке? А если он заявит, что у вас бомбит, – побежите ли вы срочно в ближайшее бомбоубежище? А как реагировать на фразу, что вы ракуете? Видеть в этом непристойность и возмущаться? Или предаваться мечтам о пиве с вкусной закуской? А что вы подумаете, если он признается, что ловил сегодня лулзы? Решите, что он охотился на насекомых или каких-нибудь мелких грызунов.
Одними из главных движущих сил развития СРЯ (современного русского языка, это научное сокращение) являются в последние годы Интернет и компьютерные игры. Так, слово «раковать» изначально значило «плохо играть в видеоигры». Сейчас употребляется и в более широком контексте: «делать что-то плохо, неумело, как рак клешнями». Не удивлюсь, если когда-нибудь «раковать» вытеснит «руки не из того места растут» и «как курица лапой» – эти милые выражения, которыми крыли нас учителя в младших классах. Хотя пока «раковать» бытует в основном в молодежно-подростковой среде – как и большинство слов из Интернета и игр.
А как вы отреагируете, если ваш увлеченный электронными устройствами сын назовет вас нубом? Обидитесь? Задумаетесь? Предположите, что вы нудный или нудистский буддист? Выходец из Нубии. А ведь нуб – это всего лишь отсталый в какой-либо сфере человек. Тот, кого раньше называли «чайником». Происходит «нуб» от английского noob, newbie, newborn – «новорожденный». Раньше в таких случаях говорили: «Ты что, только что на свет родился?» и «Ты что как маленький?»
Одно из самых популярных новых слов Рунета – «баттхёрт». Это сильная обида, раздражение, горечь, злость, возмущение. Происходит от английского butthurt – «боль в заду». В русском butthurt преобразовалось в созвучное «багет», «Будапешт» и даже «у тебя бомбит».
А что думать, если сверстница назовет вашу дочь «ванилькой»? Будет ли это значить, что она обязательно сладкоежка? Отнюдь-отнюдь! Ванильки – это недавно появившаяся субкультура наивных, часто творческих девочек, мечтающих о Западе и ждущих своего принца на белом коне. Считается, что это движение возникло как камерный противовес гламуру, который многим кажется слишком кричащим и помешанным на деньгах. Иногда слово «ванильный» употребляют иронично-пренебрежительно, как «слишком сентиментальный и с претензией на глубокомыслие». В среде садомазохистов ванильными называют нормальных людей, без извращений.
Не удивлюсь, если нынешние молодые воспитательницы говорят маленьким детям: «Не корми тролля». В моем детстве говорили в таких случаях: «Не обращай внимания на задиру».
В прошлом году я написал в Интернете об участии России в событиях на востоке Украины. Некоторые читатели пришли в ярость и бешенство, обвинив меня в клевете. «Ух, сколько пуканов рвануло!» – сказал мне мой друг-единомышленник. Для меня выражение было новым – но многие его употребляют вовсю. Значит оно неожиданно бурную, возмущенную реакцию на что-либо, особенно в Интернете, в соцсетях.
Тот же друг заявил мне, что действия России вызывают у него фейспалм – от английского facepalm – «лицо-ладонь». Это желание прикрыть лицо руками от стыда за то, что творится вокруг.
Вы наверняка помните знаменитый ролик прошлого года, где Сергей Кургинян, сидя на уютном диванчике, делает строгий выговор Игорю Гиркину-Стрелкову за то, что тот плохо воюет. Отсюда пошло выражение «диванные войска». Недавно к нему добавились «комнатный Рэмбо» и «диванный эксперт». В школах употребляется и «подъездный Наполеон» – чрезмерно агрессивный в военно-политическом плане подросток.
Можно встретить в Интернете и такой оборот: «Вот, диды ваевале!» Это молодежный стеб над чрезмерно навязчивой эксплуатацией властью темы Великой Отечественной войны – но не над самим подвигом дедов, конечно.
Одно из самых популярных сравнительно новых слов Рунета – это «лол». Происходит оно от английского названия ржущего смайлика LOL – то есть laughing out loud, «громко смеюсь». «Лол» может быть ответом на удачную шутку или, напротив, иронической реакцией на слишком пафосное заявление. Во множественном числе это слово идет как «лулзы» – смешки, взрывы смеха. Так, один из важнейших принципов саркастической сетевой энциклопедии «Луркоморье» гласит: «Факты важнее лулзов».
Другая тенденция развития СРЯ – повтор слов с целью выразить мысль короче.
– Забухаем на выходных?
Человек настолько занят дачными делами, что даже не может найти времени на святое – дружескую попойку. Повтор слов для усиления смысла используется в русском языке уже давно, например, «большой-большой», «сильно-сильно» и т.д. Но то были в основном прилагательные и наречия. Сейчас же так повторяют и существительные.
Иногда в этот повтор вкрапляется слово «такой», например, «девочки такие девочки». Это популярное выражение означает: «Вы такие типичные, ваша природа настолько определяется вашим полом и возрастом, что ничего другого я от вас и не ожидал».
Третья тенденция – сокращение слов и выражений. Когда-то старомодными выглядели те, кто вместо «компьютер» говорил «ЭВМ». Теперь в разговорной речи устаревает уже и само слово «компьютер»: слишком многие предпочитают ему «комп».
Один мой чудаковатый знакомый (без вредных привычек!) хотел устроиться сторожем. Но на собеседовании ему сказали: «Да ты небось нарик. А нам нужна здоровая нация». Действительно, зачем говорить «наркоман за компьютером», если можно сказать «нарик за компом»?
Как оценить это стремление сокращать все и вся, оставляя от слов огрызки, обрубки и ошметки? В формальной речи, конечно, так делать не стоит. В разговорной же речи это звучит естественно. В языкознании это называется «экономия речевой энергии». То же происходит и в других языках, например, в английском. Вместо university там часто можно услышать varsity (вроде нашего «универа»), вместо doctor – doc. Видите, для них это тоже нормально. Точнее, норм.
Иногда сокращают целые выражения, удаляя из них некоторые слова. Так, вместо «доставляет удовольствие или наслаждение» в Интернете часто пишут просто «доставляет». Вместо хорошей книгу вполне могут назвать доставляющей.
Бывает, что фразу из двух слов стягивают в одно, обычно глагол. Например, «стрессануть» вместо «испытать стресс» или «истерить» вместо «устроить истерику». «Меня тут премиальных лишили – я так стрессанула!» – скажет, бывало, гламурная офисная работница. А вот из реальной интернет-переписки: «Пень вчера опять в клубе истерил: его очередная барышня бросила. Даже Чернову с горя морду набил».
Хотя есть, конечно, и другие новые слова, которые не вписываются в эти три тенденции. Стоит знать, что если вы, желая блеснуть своей молодежностью и неформальностью, назовете кого-то обдолбанным (то есть нариком или просто неадекватным человеком), то вас могут посчитать нубом в современном жаргоне. Потому что теперь это слово практически вытеснено другим – «упоротый». Так что идите в ногу со временем.
Что вообще думать обо всех этих новых веяниях? Щеголять новыми словами и выражениями направо и налево? Шарахаться от них в ужасе, причитая о смерти СРЯ? Думаю, ни то, ни другое. Многие лингвисты, включая и меня, считают так.
Заменять модным жаргоном правильную речь, а заодно и окончательно ее забывать – плохо. Как ни крути, а великий и могучий СРЯ надо холить и лелеять. Дополнять же знание литературного языка знанием всяких современных слов имеет смысл. Даже если вы не хотите использовать эти слова сами, в любом случае полезно понимать тех, кто так говорит, особенно если это ваши дети.
Сценарий «Первой крови» переписывали 26 раз, а героя назвали в честь яблок: дикие факты о первом фильме про Рэмбо
19 сентября в прокат выходит «Рэмбо: Последняя кровь» — пятая часть боевика про Джона Рэмбо в исполнении Сильвестра Сталлоне. В честь этого мы решили заглянуть в истории и вспомнить, с чего начиналась эта франшиза. Как от «Первой крови» отказывались все голливудские студии, почему Сталлоне изначально не хотел играть в фильме, и как благодаря картине образовался новый жанр боевиков 80-х. Вспоминаем самые захватывающие факты о первом фильме про Джона Рэмбо.
Роман «Первая кровь» открыл обывателю внутренний мир вьетнамского ветерана
…но кажется, сделал это слишком рано. На тот момент образ безумного вьетнамского ветерана, который мы увидим у Копполы или Чимино, в культуре просто отсутствовал. Писатель Дэвид Моррелл был канадцем и не воевал, но сильно впечатлился студенческими волнениями в США 60-х, напрямую связанными с войной во Вьетнаме. Так родилась идея книги о вернувшемся домой солдате, который устраивает резню в родном городе.
Моррелл решил показать войну как ад, навсегда разрушающий психику и характер человека. Его Рэмбо был не просто ветераном, а искалеченным войной человеком, который обезумел от пережитого и продолжает убивать, даже вернувшись домой. Но в 72-м, когда вышла книга, и ко времени экранизации старания Моррелла не оценили: в кино Рэмбо предстает гораздо более адекватным героем.
Когда Морелл работал над книгой, его жена купила яблоки сорта Rambo
Этот сорт был выведен в Швеции несколько веков назад в семье фермера Питера Гуннарссона Рэмбо. Морреллу очень понравилось название: в нем он чувствовал какой-то «звук силы», и он решил так назвать своего героя. С шведского языка Rambo переводится как «воронье гнездо», поэтому бывший военный получил позывной «Ворон». В книге, кстати, у Рэмбо нет имени — Джоном он станет уже в кино.
Сценарий фильма пережил 26 драфтов
Сценарий на несколько лет отправился на полку, но успех «Охотника на оленей» и «Апокалипсиса сегодня» возродил к нему интерес. В итоге, после 26 итераций проект оказался в руках двух независимых продюсеров — Марио Кассара и Эндрю Вайны, которые довели его до кинотеатров.
Джона Рэмбо могла сыграть половина Голливуда
Пока сценаристы с продюсерами переписывали сценарий, кастинг-директора перебирали всех доступных актеров среднего возраста. На главную роль рассматривали Клинта Иствуда, Аль Пачино, Роберта Де Ниро, Пола Ньюмена, Майкла Дугласа, Ника Нолти, Джона Траволту, Дастина Хоффмана, Стива Маккуина и многих-многих других. Например, Пачино хотел сделать Рэмбо настоящим безумцем, но авторы фильма эту идею отвергли.
За другие роли тоже велась нешуточная борьба: шерифа Тизла мог сыграть Роберт Дювалл или Джин Хэкмен, полковника Траутмана — Ли Марвин или Кирк Дуглас. Дуглас покинул съемочную площадку за несколько дней до начала съемок из-за разногласий по сценарию. Он хотел, чтобы фильм заканчивался, как книга — смертью главного героя, но Сталлоне был против.
Сталлоне согласился играть Рэмбо при условии, что герой не будет таким отбитым, как его изобразил автор книги
Изначально актер от роли отказывался, как и многие: за 10 лет, что проект находился в производстве, у него появилась слава «проклятого». Он прошел через слишком много рук, никто не хотел за него браться. Но для Сталлоне начало 80-х было очень непростым временем в карьере — он уже был суперзвездой Голливуда, но помимо «Рокки» в его портфолио почти не было успешных картин. Сталлоне очень нуждался в еще одном суперхите. Когда ему повторно предложили роль в «Первой крови», он все же согласился, но поставил условие — сделать Джона Рэмбо более человечным персонажем, а не тем безумцем, которого описал в книге Моррелл.
В целях экономии фильм снимали в Канаде. Зимой!
Так как «Первой кровью» в итоге занималась не большая голливудская студия, а независимая — Carolco, съемки решено было перенести в Канаду, чтобы удешевить производство. Снимали в маленьком городке Хоуп зимой, и погода была не на стороне съемочной группы — постоянно шел дождь и снег, задувал мощный ветер. Во время съемок в лесу из-за плохой видимости кинематографистам запрещали отходить друг от друга на большое расстояние — заблудиться там было проще простого. Несмотря на плохую погоду и легкую одежду, Сталлоне умудрился ни разу не заболеть во время съемок.
Помимо места съемок были проблемы с реквизитом
На съемках Сталлоне повстречал фейковую фанатку
Случилось это в баре неподалеку от съемочной площадки. Актер рассказывал, что в один из вечеров к нему пристала какая-то девица, которая притворялась его неистовой поклонницей. Они провели весь вечер вместе, но в итоге оказалась, что она с ним любезничала только из-за выпивки. Много лет спустя, Сталлоне включит похожую сцену с «фанаткой» в «Рокки Бальбоа» (2006).
Почти все трюки Сталлоне выполнял сам — и страдал
В одной из сцен он даже сломал несколько ребер, но продолжил съемки. В некоторых сценах актер не играет, а действительно страдает от настоящей боли. Досталось и другим актерам: например, во время сцены побега из тюрьмы Сталлоне случайно сломал нос актеру Альфу Хамфрису, ударив его локтем по лицу. По случайному совпадению то же самое в книге — в той же сцене и с тем же персонажем! — делает и Рэмбо. Хамфрису, правда, это не очень понравилось — остаток съемок он проходил с пластырем на лице.
В это сложно поверить, но Рэмбо никого не убивает в фильме
На экране Рэмбо показывает не все возможности ножа, и у Сталлоне была идея включить в картину сцену с убийством какого-нибудь внушительного животного — кабана или волка. Но актера быстро отговорили: животные в канадских лесах были очень опасные, плюс на фильм могли ополчиться защитники природы. В итоге в фильме есть сцена с охотой, но момент убийства остается за кадром.
Съемочная группа долго не могла определиться с финалом фильма
Чтобы закончить съемки, продюсеры влезли в долги
Изначальная версия фильма шла почти три часа
По словам Сталлоне, это было так плохо, что он пришел в ярость. Актер хотел выкупить права на фильм и уничтожить его до выхода в прокат. Но потом в монтаж вмешались продюсеры и утрамбовали картину в 95 минут. В таком виде она и появилась в кинотеатрах.
Что значит комнатный рэмбо
Оригинальная лента — однозначно самый серьезный и сильный фильм серии. Но «лучшим Рэмбо» его назвать не выйдет, потому что оригинальная лента, по иронии, наименее репрезентативна для франшизы, которую стартовала.
Этот Рэмбо меньше всего похож на Рэмбо, которого мы помним. И дело вовсе не в бюджетных ограничениях или годе выхода. «Первая кровь» была экранизацией серьезного романа о посттравматическом синдроме ветеранов Вьетнама (термин, которого еще не было и который появился как раз из-за них, когда их расстройства начали воспринимать всерьез). О том, как их встречали на родине — публика называла детоубийцами, правительство не оказывало никакой поддержки.
Фильм произвел фурор вовсе не из-за своего экшена (который был отлично снят — честно, реалистично — и все же не то чтобы поражал размахом), а по тому, какую струну затронул.
По сюжету Джон Рэмбо, вернувшийся из Вьетнама, посещает проездом захолустный городок, чей шериф очень не любит бродяг. Он просит ветерана сваливать из города поскорее и услужливо подвозит его до моста — Рэмбо молча идет обратно в город. Из упрямства и нежелания уступать несправедливому давлению.
Шериф арестовывает Джона, в участке его раздевают, избивают и пробуют побрить налысо, вид опасной бритвы триггерит флэшбеки Вьетнама. Рэмбо слетает с катушек и, разбрасывая копов, бежит в лес. Те открывают на него охоту, он расставляет ловушки и калечит преследователей — те вызывают национальную гвардию и охота продолжается. Никаких массовых расстрелов, никакой войны, даже легендарного лука у Рэмбо тут нет, поэтому фильм так мало похож на то, какой мы запомнили эту серию.
И все же, с точки зрения кино как искусства, это самый ценный фильм. Самый глубокий, многогранный и пробирающий до костей. Слай здесь поражает не только безумными трюками, которые он делал сам (бегал весь фильм по морозу в футболке, плавал в крысах, прыгал с обрыва, переломав ребра), но прежде всего актерской игрой. Финальный монолог Рэмбо легко можно было запороть фальшивой нотой, и он выглядел бы смехотворно, но Сталлоне превращает его в жуткую и трогательную сцену.
Если подумать, много классических франшиз имеют камерное, атмосферное, драматическое начало, вслед за которым идут более масштабные, но уже несколько иные по характеру сиквелы: «Безумный Макс», «Чужой», «Терминатор» — и это создает некий стилистический разрыв между оригинальными картинами и серией в целом.
«Рэмбо: Первая кровь. Часть 2» (Rambo: First Blood Part II), 1985
Это, вероятно, одно из самых неуклюжих киноназваний в истории. Создатели явно хотели вынести имя героя в название франшизы, но в названии первого фильма его не было, поэтому просто «Рэмбо 2» не работало. Да еще это колосапое «Часть 2», словно «сторона Б» на пластинке или кассете, вместо более лаконичного «Первая кровь 2». Сложно называть сиквел ленты с числительным в заглавии.
С одной стороны, переход от драмы к настолько гиперболизированному боевику шокирует — это как если бы после первого «Форсажа» они сразу сняли пятый, а с другой выглядит естественным. Рэмбо в оригинале показан как покалеченный Вьетнамом и смертью братьев по оружию — логично либо снять приквел про эти самые кошмары во Вьетнаме, либо отправить его туда снова. И логично, что при этом и тон, и жанр неизбежно сдвинутся, но все же, контраст шокирует.
Впрочем, меня удивило, что сиквел на самом деле не такой уж и оторванный от реальности. Я помнил его очень смутно и ожидал совсем карикатурного и тупого зрелищного трэша, но он довольно приземленный и драматичный на самом деле. Это не «Коммандо» с его шуточками. Даже тема с проблемами ветеранов тут продолжена и расширена в новом направлении линией «фальшивого спасения».
Фильм мне очень понравился — это действительно «тот самый Рэмбо» который поселился в нашем сознании в детстве. Огромный мужик в повязке с ножом и луком, мочащий кучи вьетнамцев (и, кхм, русских).
Первая и вторая части кажутся настолько разными, что их сложно вместить в голове в одну франшизу, и все же, они отлично дополняют друг друга. Да, драма с посылом и реальными эмоциями превратилась в шаблонный парад мачизма, но при этом она смогла стать одной из икон этого жанра — а это тоже не шутка. «Рэмбо 2» стоит выше в воображаемом музее славы боевиков, чем «Рэмбо 1» в зале военных драм, поэтому списывать «тупой боевик» в утиль просто так не выходит.
Нечто похожее произошло с «Форсажем» — фильмы становились все дальше от реализма и живых эмоций первой части, но при этом они были ярче и куда интереснее массовой аудитории. С «Терминатором» видна неудачная версия этой тенденции. Новые части, начиная с третьей, становились проще и тупее, но при этом культовыми и знаковыми уже нельзя назвать ни одну из них, поэтому это не так просто и происходит далеко не всегда. «Рэмбо» в плане «окупившегося отупения» довольно уникален. Он нашел, что дать взамен ушедшей глубине, большинство других франшиз не нашли.
Забавная деталь, кстати — в этой картине Рэмбо говорит девушке-солдату, что он — расходный материал, expendable. Вряд ли Слай именно поэтому выбрал это слово для названия другой своей франшизы, но услышать его здесь все равно было любопытно.
«Рэмбо 3» (Rambo III), 1988
С третьей частью что-то пошло не так, многие считают ее самой слабой, переломной точкой франшизы. Бюджет вырос еще больше, но на этот раз картонность происходящего зашкалила слишком сильно, не найдя, чем оправдать еще больший уход от реальности в клише. Рэмбо здесь перестает быть неуязвимым терминатором из второго фильма, он получает ранение, прижигает рану порохом, но «бой танка с вертолетом» и прочие подобные сцены как-то рассеивают очки реализма, которое это дало фильму.
Афганистан выглядит довольно логичной заменой Вьетнаму. Новый сеттинг, новые враги, но на деле пейзажи пустыни с бесконечно буро-желтыми цветами смотрятся далеко не так фактурно и интересно, как джунгли.
Фильм не назовешь совершенно провальным — тут есть свои яркие моменты, свои плюсы. Полковник Траутмэн, наконец, участвует в боевых действиях наравне с Рэмбо, а не просто говорит с ним по рации. Экшен стал еще более безумным и дорогим, а драка с огромным русским солдатом вышла одной из самых запоминающихся из-за креативной концовки.
И все же, третья часть и впрямь выглядит самой блеклой в серии. Но если вы решили отправиться в путешествие по водам ностальгии или впервые познакомиться с франшизой, пропускать этот фильм все равно нельзя. Слишком уж плотно он примыкает ко второй ленте, один без другого уже сложно представить.
«Рэмбо 4» (Rambo), 2008
Четвертую часть Сталлоне решился сняли лишь 20 лет спустя, сразу после триумфального возвращения другого своего знакового персонажа в «Рокки Бальбоа» (шестая часть, 2006 год). «Рокки 6» поражал прежде всего серьезностью и камерностью, тем, насколько личным, созерцательным стал взгляд Сталлоне на своего героя.
Возвращение Рэмбо получилось не таким драматичным, но и персонаж этот всегда был менее серьезным и более гиперболизированным. Картина запомнилась всем прежде всего шикарным экшеном с совершенно зашкаливающим уровнем крови, кишок и прочей жесткости, которую из голливудского кино давно выперли, заперев в нишевых жанрах типа хорроров, слэшеров и экспериментально трэша.
Пусть до смирения и созерцательности «Бальбоа» четвертый «Рэмбо» не дотянул, но все же он был куда серьезнее второго и третьего фильмов. В нем был посыл, был эмоциональный стержень, а сюжет был вполне приземленным, убедительным и грамотно выстроенным. Это не драма, сравнимая с первой частью, и все же именно четвертый фильм выглядит удачным слиянием двух ипостасей франшизы — драмы и мачо-боевика.
Фанаты серии чаще всего называют в числе любимых именно вторую и четвертую части — я и сам не уверен, какую из них бы выбрал.
«Рэмбо: Последняя кровь» (Rambo: Last Blood), 2019
В четвертой части Джон упоминает, что в США его ничего не держит, из родных жив, может быть, только отец. В конце он возвращается на родину и приезжает на ферму отца — пятая картина стартует на этой же ферме, показывая, что Рэмбо продолжил семейное дело.
Он объезжает лошадей, кует ножи и роет тоннели — все, что мы и ожидали от Рэмбо на пенсии. Но, естественно, мирная жизнь не может длиться вечно, и ему приходится сражаться с наркокартелем из-за девушки, которая была ему как дочь все эти годы.
Последний фильм серии пытается замкнуть путь Рэмбо в кольцо, вернуть его домой, к истокам. Вместо экзотических азиатских стран — мы снова сражаемся в Америке, как в первом фильме. Снова масштаб не так велик, конфликт выглядит почти камерным по сравнению с полномасштабной войной, снова причина для боя больше личная, касающаяся самого Рэмбо, а не разборок сверхдержав. К сожалению, попытка вышла неудачной.
Каких-то интересных идей и тем у картины нет, она неплохо эмоционально раскрывает Рэмбо — лучше предыдущих частей — но это не одно и то же. Это работает в моменте, но не остается с тобой на выходе из кинотеатра, об этом нельзя размышлять вечерами, это просто грустная и трогательная история, неплохо исполненный, но все же шаблон. Она рисует пугающую картину бесчинства картелей, но те же «Сикарио» и «Советник» делали это куда сильнее. В общем, если идея была в том, чтобы после трех мачо-боевиков вернуть Рэмбо к социальной драме, этого не получилось — первый фильм смотрится в разы сильнее.
Если же рассматривать «Последнюю кровь» в ряду трех предыдущих фильмов, он тоже выглядит блекло. Главная проблема — просевший масштаб. Сложно наблюдать за разборкой с парой десятков бандитов по тоннелям и сараям с тем же увлечением, что за боем танка с вертолетом или выкашиванием сотни вражеских солдат из пулемета, взрывом целых лагерей и так далее. Там была война — воспаленная мачо-фантазия о войне, а не реальная война, но все же. Здесь — разборка с бандитами. Тоже гипертрофированная, выкрученная на 11, но как ее ни крути, это все равно всего лишь бандиты, а крошение преступников в кровавые лоскуты мы и так имеем в каждом втором фильме и сериале по три ведра.
Вторая проблема после масштаба — Рэмбо тут не то чтобы чувствуется как Рэмбо. И дело не в возрасте. Сталлоне уже 73, вдумайтесь — 73 года, он дедушка, которому впору уступать место в метро, вот только выглядит этот дедушка моложе и здоровее нас с вами. В то, что он по-прежнему может согнуть любого в бублик и собрать из них живую цепь, верится безоговорочно. И нельзя сказать, что персонажа переврали, что он делает что-то для Рэмбо несвойственное, дело не в этом. Дело в том, что этого героя Слая могли звать как угодно. Это мог быть не Рэмбо на пенсии, а Рокки, Кобра, Разрушитель, Скалолаз, Ассасин, Специалист, Экспендэбл, да даже сам Слай. Любой из них мог в 73 жить на ферме и, столкнувшись с картелем, пойти на него войной. И выглядело бы это точно так же.
Да, Рэмбо от Рокки тут можно отличить по повязке на лбу, ножу и луку, но это не решает проблему. И я не про то, что это первый фильм франшизы, где Рэмбо ходит без своей знаменитой гривы — просто вытащив из сюжета войну, вертолеты и пулеметы, сделав Рэмбо человечнее и менее всесильным, вы потеряли узнаваемость героя.
Третья проблема схожа с первой по характеру — это снова попытка усидеть на двух стульях и снова неудачная. Картина не знает, кем представлять Рэмбо — суперсолдатом или живым человеком, который далеко не всесилен, а вдобавок еще и стар. Рэмбо в одном месте фильма сильно проигрывает и не до конца ясно, как такой суперсолдат мог так промахнуться, на что рассчитывал (и исход сцены — явно не то, на что рассчитывали зрители, это даже не столько расстраивает, сколько обескураживает), а в другом месте Рэмбо снова показан как суперсолдат, который прорубится через сколько угодно врагов и ничто его не остановит.
Это сбивает с толку — если сцена проигрыша была для того, чтобы сделать историю более реалистичной, правдоподобной и приземленной — окей, но этот эффект тут же смывается возвращением god mode. Если вы хотели в традициях франшизы оставить Рэмбо непобедимым монстром — зачем был этот кусок, где он выглядит дедушкой, который не рассчитал своих сил? Реализм и накрученная сложность задачи все равно вылетают в трубу буквально в следующей же сцене, когда он делает, по сути, то же самое, но на этот раз у него все получается поразительно легко, словно прогулка в парке, хотя никаких особых новых преимуществ он не получил. Он просто включил читы и внезапно все стало элементарным.
Я не назову пятую часть плохим фильмом. Картина вышла человечной, реалистичной, эмоциональной, Слай отлично играет и увидеть такой финал путешествия героя действительно интересно. Интересно, где он оказался как человек. Сталлоне действительно многое успевает передать уже через выражение лица, позы, взгляды. И вот в эти, тихие, спокойные моменты обычной жизни и впрямь чувствуешь совсем другого, уникального героя — а ведь и впрямь это не Рокки, не Экспедабл, не Кобра. Они бы по-другому говорили, сидели, коротали время. Это действительно выжженный ветеран войны, который спит в погребе и на досуге роет тоннели, просто чтобы чем-то занять руки.
Драматическая часть вышла хорошо, но при этом недостаточно ярко и самодостаточно, чтобы грезить очередной номинацией на Оскар для Слая, или хотя бы действительно запомниться просто как человеческая история. Экшен снят добротно, жестокость на месте, хотя сцену с пулеметом из четвертого фильма не перекрывает — даже не близко. Основная проблема — в сюжетном балансе, фильм ударяется в разные крайности, словно никак не может решить, куда грести, и впечатление от этого смазывается.
Это должен был быть «Логан» во франщизе «Рэмбо», но так ярко и глубоко не вышло. Слишком много шаблонного, скучного, откровенно мрачного. И мрачного не атмосферно, в духе «Хранителей», а по-настоящему мрачного, экзистенционально депрессивного, до тяжести на душе.
Если вы фанат серии, картину однозначно стоит смотреть — это не провал, но и не то, о чем мы мечтали. Тут есть свои ценные аспекты, но до четвертой и тем более до первой части финальная лента не дотягивается. И все же, хорошо, что теперь она у нас есть. Пусть несколько блеклая, но все же новая часть мозаики, привносящая ряд ценных деталей в общее полотно — это действительно греет. Смотреть в кино или дома — вопрос срочности. В принципе, от просмотра на маленьком экране фильм сильно не потеряет, заодно не будут так смущать слишком частые ультра-крупные планы на десять метров экрана.