Что значит когнитивное мышление

Когнитивный — это какой, как развивать когнитивные функции и способности, чтобы потом не было их нарушений и искажений

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Наверное, большинство из вас обсуждали, можно ли вашего знакомого или соседа назвать умным человеком. После этого вопроса, как правило, начинается дискуссия, а по каким критериям, собственно, судить?

Умный – это тот, кто владеет большим объёмом знаний? Но он просто является носителем информации, и может не использовать её на практике и в жизни.

Что значит когнитивное мышление. Смотреть фото Что значит когнитивное мышление. Смотреть картинку Что значит когнитивное мышление. Картинка про Что значит когнитивное мышление. Фото Что значит когнитивное мышление

Когда учёные пытаются дать определение интеллекту, то всегда говорят о познавательных способностях человека – когнитивных функциях. Что они собой представляют, как их развивать, и что делать при «поломке»? Будем разбираться и становиться умнее за нашего знакомого.

Когнитивные функции, способности и процессы

Когнитивные функции – это процессы в головном мозге, которые задействуют при изучении нами окружающей среды.

Информация, которая поступает через наши анализаторы, подвергается обработке. Мы её интерпретируем и переводим в знания. Они хранятся в памяти, накапливаются со временем становясь жизненным опытом.

Что значит когнитивное мышление. Смотреть фото Что значит когнитивное мышление. Смотреть картинку Что значит когнитивное мышление. Картинка про Что значит когнитивное мышление. Фото Что значит когнитивное мышление

Когнитивные способности это:

Если человек на протяжении всей жизни развивает эти когнитивные характеристики, то его можно считать умным и интеллектуальным.

Что значит когнитивное мышление. Смотреть фото Что значит когнитивное мышление. Смотреть картинку Что значит когнитивное мышление. Картинка про Что значит когнитивное мышление. Фото Что значит когнитивное мышление

Поскольку он способен воспринимать информацию из разных источников в большом объеме и длительное время; помнит её, воспроизводит; делает выводы; имеет логическое мышление; может представить самые яркие образы на основе увиденного или услышанного.

Как развивать когнитивное мышление

Сразу после рождения ребенок начинает воспринимать и изучать мир. Но делает это на своём уровне в зависимости от возраста и того, занимаются ли с ним родители.

Различают такие виды когнитивного мышления:

Но что делать взрослому человеку? Неужели тот уровень развития памяти или мышления, который есть на данный момент – это предел? Нет, даже в 40 или 60 лет можно продолжать заниматься своими когнитивными способностями.

Любовь к познанию окружающего мира и себя способствуют усовершенствованию этих функций головного мозга.

Что значит когнитивное мышление. Смотреть фото Что значит когнитивное мышление. Смотреть картинку Что значит когнитивное мышление. Картинка про Что значит когнитивное мышление. Фото Что значит когнитивное мышление

Некоторые рекомендации, которые прямо направлены на развитие мышления:

Когнитивные нарушения и расстройства

Чем больше человек занимается интеллектуальным развитием, тем больше возникает связей между нейронами, которые тоже, в свою очередь, развиваются. Это создаёт когнитивный резерв.

Если какой-то участок головного мозга перестанет адекватно работать из-за травмы или старения, то другой возьмёт на себя ответственность (что это такое?) за выполнение важных функций.

Что значит когнитивное мышление. Смотреть фото Что значит когнитивное мышление. Смотреть картинку Что значит когнитивное мышление. Картинка про Что значит когнитивное мышление. Фото Что значит когнитивное мышление

В Гарварде провели эксперимент, где на протяжении многих лет наблюдали за 824 людьми. Они были разного уровня воспитания, социального обеспечения и интеллектуального развития.

Результат показал, что люди, которые активно развивали свои когнитивные способности, смогли и в старости логически мыслить, помнили малейшие детали, вели себя адекватно.

Когнитивные расстройства возможны по такой причине:

В зависимости от того, что послужило фактором возникновения дисфункции, будут разные симптомы и дефициты когнитивных способностей. Давайте рассмотрим на примере старческой и сосудистой деменции.

Деменция, которая появляется после 65 лет, называется болезнью Альцгеймера. Основным симптомом выступает развитие забывчивости. В дальнейшем прогрессирует ухудшение памяти вплоть до того, что человек может не помнить своего имени, и где живёт. Также начинаются проблемы с ориентацией в пространстве. Поэтому за такими пациентами нужен постоянный присмотр.

Нарушается речь. Человеку сложно произносить слова, повторяет их. Дальше появляются проблемы с логическим мышлением, которое также заметно при разговоре с больным. Они становятся озлобленными на всё вокруг, очень чувствительными и плаксивыми.

Что значит когнитивное мышление. Смотреть фото Что значит когнитивное мышление. Смотреть картинку Что значит когнитивное мышление. Картинка про Что значит когнитивное мышление. Фото Что значит когнитивное мышление

Сосудистая деменция развивается из-за недостаточного кровообращения в головном мозге, ишемии, инсультов. Нарушение памяти не выходят на передний план, как при Альцгеймере. Сразу заметно снижение внимания, его концентрации. Пациентам сложно выделять сходство и различия между объектами, замедленное мышление, сложно произносить слова.

Лечение прописывается только после тщательной диагностики причины. Если это последствие таких болезней, как инфекционные, онкологические, сахарного диабета, то терапия направлена на избавление или корректирование основного заболевания.

При болезни Альцгеймера выбирают ингибиторы ацетилхолинэстеразы. При сосудистых нарушениях внимание врачей направлено на улучшение кровообращения: ингибиторы фосфодиэстеразы, блокаторы кальциевых каналов, блокаторы a2-адренорецепторов.

Что значит когнитивное мышление. Смотреть фото Что значит когнитивное мышление. Смотреть картинку Что значит когнитивное мышление. Картинка про Что значит когнитивное мышление. Фото Что значит когнитивное мышление

Для того чтобы улучшить состояние интеллекта при заболеваниях, часто используют препараты с метаболическими и антиоксидантными свойствами. Экспериментами также был доказан позитивный эффект ноотропов. Но стоит помнить, что они помогают только тогда, когда есть проблема. Не улучшают когнитивные способности здоровым людям.

Когнитивные искажения (диссонанс)

Когнитивный диссонанс – это не просто мудреное словосочетание, которое имеет отношение только к учёным и профессорам. Мы сами в повседневной жизни часто с этим сталкиваемся.

Это состояние, при котором возникают противоречия:

Во время когнитивного искажения человек испытывает смятение, тревогу, неловкость, стресс, чувство стыда и вины, или даже злость – психологический дискомфорт. Например, в пешеходном переходе сидит попрошайка, которой вы дали немного денег. Она тянется за ними, а на руке показываются дорогие часы.

Вы сначала сбиты с толку, поскольку думали, что человек нуждается в финансовой поддержке. А выходит, что он может быть богаче, чем вы сами. Сначала оказываетесь в ступоре, который потом может перейти в агрессию, поскольку вас одурачили.

Диссонанс (что это такое?) возникает по таким причинам:

Что значит когнитивное мышление. Смотреть фото Что значит когнитивное мышление. Смотреть картинку Что значит когнитивное мышление. Картинка про Что значит когнитивное мышление. Фото Что значит когнитивное мышление

Что делать, если с вами произошёл этот непонятный когнитивный диссонанс? Для начала нужно уменьшить значимость этого состояния. Ведь всему есть объяснение, которое просто на данный момент вам недоступно.

Для этого нужно поискать новую информацию о предмете когнитивного искажения. Изучить более детально, или поговорить об этом с другими людьми. Возможно, у вас просто был небольшой кусочек познаний, и выпала отличная возможность его расширить.

Не стоить иметь очень скованных убеждений. Вы должны впитывать и замечать информацию различного формата, изучать всё вокруг. При таком подходе к жизни вряд ли что-то сможет удивить или сильно задеть. Просто наткнётесь на новые знания, которые тут же возьмете себе на заметку.

Когнитивная психология

В психотерапии существует много направлений, которые индивидуально подбираются для клиента в зависимости от его типа личности и актуальной проблемы. Одним из часто применяемых методов является когнитивно-поведенческая терапия.

Суть направления заключается в том, что причина проблемы, скорей всего, находится в самом человеке, а не в окружающем мире. В его мышлении в частности.

Поэтому психолог вместе с клиентом пытаются изучить его, узнать, на каких утверждениях построено и какой опыт лёг в основу проблемы.

Что значит когнитивное мышление. Смотреть фото Что значит когнитивное мышление. Смотреть картинку Что значит когнитивное мышление. Картинка про Что значит когнитивное мышление. Фото Что значит когнитивное мышление

Психотерапевт находит ложную установку, которая вызывает негативные чувства у человека, ощущение невозможности одолеть сложившиеся трудности. И показывает это со стороны. Объясняет, почему она неправильная, и как стоит мыслить более эффективно. Но при этом специалист не навязывает свою жизненную позицию.

Когнитивная терапия подходит для таких ситуаций:

Что значит когнитивное мышление. Смотреть фото Что значит когнитивное мышление. Смотреть картинку Что значит когнитивное мышление. Картинка про Что значит когнитивное мышление. Фото Что значит когнитивное мышление

Автор статьи: Марина Домасенко

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (4)

Мало кто из людей среднего возраста продолжает самообразование, только учёные всё время нагружают свой мозг, потому они до самой смерти находятся в ясном уме.

Простые же люди, да ещё и без высшего образования, даже в лучшие годы не развивают свои когнитивные способности, куда уж там им в старости этим заниматься.

Когнитивные способности — термин с ускользающим смыслом. Умственные способности, мыслительные способности — сразу понятно и не вызывает вопросов. Это как «конгруэнтные» фигуры. Сразу не понятно. А это просто равные фигуры. Околонаучное умничанье.

Источник

Популярные 7 упражнений для развития когнитивного мышления

Когнитивное мышление представляет собой развитие всех существующих типов мыслительной деятельности. К этим процессам можно отнести восприятие, память, логику, создание понятий, которые создают тесные связи с окружающим миром. Следует отметить, что все они протекают по-разному на различных ступенях человеческого развития. Данные этапы можно наблюдать по мере роста ребенка.

Что такое когнитивное мышление

Что значит когнитивное мышление. Смотреть фото Что значит когнитивное мышление. Смотреть картинку Что значит когнитивное мышление. Картинка про Что значит когнитивное мышление. Фото Что значит когнитивное мышление

Когнитивное мышление = эмоциональный интеллект. Оно находится в зависимости от когнитивных навыков в силу своих уникальных особенностей человеческого организма. К таким функциональным умениям следует отнести:

Личность, которой удалось освоить все навыки одновременно, является крайне талантливым индивидом. Такая персона имеет возможность воспринимать и помнить огромный объем информации, может сосредоточить все свое внимание на истинно важных вещах и не терять время попусту. Этому индивиду удается делать правильные выводы и быстро принимать верные решения.

Кроме этого, благодаря высоким персональным данным, человек соединяет в себе способность подходить к решению задач не только с помощью логики, но и применяя творческое мышление.

Подобные талантливые особенности способна развивать в себе любая личность. Существует большое количество специальных техник для совершенствования перечисленных умений.

Способы усовершенствовать когнитивное мышление

Мышление и восприятие являются очень значимой частью человеческой жизнедеятельности. Есть много нестандартных способов, для того чтобы развивать свое когнитивное мышление:

Развивайте свои когнитивные функции. Сделать это можно всего за 10 минут специальных тренировок в день. Откройте Викиум для своего мозга — результатов не придется долго ждать!

Источник

Развитие когнитивного мышления: ТОП-7 упражнений

Что значит когнитивное мышление. Смотреть фото Что значит когнитивное мышление. Смотреть картинку Что значит когнитивное мышление. Картинка про Что значит когнитивное мышление. Фото Что значит когнитивное мышление

Когнитивное мышление – это развитие всех видов мыслительных процессов. К ним относят восприятие, память, решение задач, создание понятий. Такие процессы содействуют взаимосвязи с внешним миром. Такие процессы действуют различно на разных этапах созревания человека. Изменение наблюдается по мере роста ребенка.

Когнитивное мышление: что это такое

Когнитивное мышление – это эмоциональный интеллект. Он зависит от когнитивных умений ввиду индивидуальностей организма человека. К когнитивным умениям можно отнести:

Индивид, который освоил все способности сразу, несомненно считается талантливым. Такой индивид может сразу запоминать очень много полезной информации, может концентрировать свое внимание на том, что ему действительно нужно, а не тратить время на пустяки. Он может делать верные умозаключения и принимать нужные решения.

Также благодаря таким способностям человек одновременно может мыслить как творчески, так и логично. Индивид всегда принимает твердые решения. Именно поэтому когнитивное мышление важнее любого другого.

Такие способности может начать развивать в себе каждый индивид. Известно множество заданий и тренингов, которые помогут усовершенствовать любой из навыков.

Развитие когнитивного мышления

Мыслительный процесс и процесс восприятия представляют собой важную составляющую жизни человека. Существует множество довольно необычных методов развития своего когнитивного мышления:

Важно! Развить когнитивное мышление можно только лишь благодаря регулярным тренировкам. Мало будет выделить один день для выполнения того или же иного упражнения. Необходимо постоянно работать над собой, развивать себя и познавать.

Источник

Виды мышления и гипотезы о некоторых механизмах мышления и творчества

Когнитивное (познавательное) мышление

Конкретные чувственные образы и простые связи между ними формируются при отображении проблемной среды в нервной системе животных. У человека образное отображение среды формируется в правом полушарии головного мозга. Понятийное словесно-логическое отображение формируется в левом полушарии. Образная и понятийная модели функционально и структурно разделены, но работают как единое целое, взаимно дополняя друг друга. С этим связаны структурно-логические особенности модели проблемной среды.

В такой схеме естественно реализуется связь между целым и входящими в него частями на основе функции объединения И. Эти конструкции легко реализуют упрощенные ассоциации по сходству. Возможны также парные ассоциации по смежности во времени. Реализация в нейронной сети более сложных отношений между входящими в целое частями представляет собой важную принципиальную проблему. Формирование в модели отображения среды, включающего понятия высокого уровня укрупнения, обобщения и абстракции, невозможно без вербализации, т. е. языка.

Построение в мозге модели проблемной среды происходит при взаимодействии процессов, которые называются перцептивным мышлением, состоящим в восприятии и воображении, и когнитивным (познавательным) мышлением, состоящим в исследовании общих и частных свойств воспринимаемых объектов разных уровней обобщения и укрупнения.

Для того чтобы модель «жила» по законам среды, кроме общего свойства активности необходимо представление в модели действий и процессов, определяющих варианты возможных переходов от одной ситуации к другой. Иерархия действий и процессов необходима для того, чтобы на любом уровне укрупнения ситуаций между ними были представлены одношаговые переходы, т. е. укрупненные действия, а не цепочки, состоящие из последовательности действий и ситуаций. Обобщенные действия при их конкретизации порождают варианты, сравниваемые в процессе решения задач поведения и мышления.

Как уже говорилось, основная часть модели среды строится на основе личного опыта индивида. Что заставляет животное или человека получать из среды информацию, т. е. проводить эксперимент, выявлять причинно-следственные связи, и структурировать эту информацию, т. е. обобщать, укрупнять и привязывать к уже существующей? Последнее в каком-то смысле эквивалентно построению теории.

Выше уже говорилось о том, что у живого организма имеется потребность не в получении информации вообще, а в построении модели проблемной среды, при этом строятся информационные срезы, определяемые его первичными и вторичными потребностями. Говорилось, что живой организм направленно и активно входит во взаимодействие со средой для удовлетворения всех своих потребностей, в том числе и для удовлетворения потребности в построении и дополнении модели среды.

Итак, познание среды активно и целенаправленно. Состоит оно в определении причинно-следственных связей, формировании гипотез о свойствах исследуемых объектов и получении информации, необходимой для их проверки. Как уже говорилось, познание активно еще и потому, что оно непосредственно направлено на гашение очагов возбуждения и оптимизацию функционального состояния нейронной сети. В конечном счете этот процесс должен приводить к формированию в мозге целостной модели среды.

Практическое (поведенческое) мышление

Мозг возник и развивался для решения задач поведения и восприятия. В начале курса высказывалось мнение, что для того чтобы понять суть интеллекта (временно отвлекаясь от механизмов реализации), его нужно рассматривать как средство, необходимое для решения особых «человеческих» задач, и что в качестве таких задач в первую очередь полезно рассматривать задачу целенаправленного поведения и задачу восприятия.

Четвертая принципиальная особенность состоит в многоэкстремаль-ности большинства задач поведения. Из этого следует необходимость сведения многопереборных многоэкстремальных задач к малопереборным одноэкстремальным, дающая возможность пользоваться локальным градиентным правилом принятия решения в ситуации выбора.

Мозг решает многоэкстремальные задачи поведения за счет построения многоуровневой иерархической модели проблемной среды. С использованием этой модели в процессе мышления отыскиваются, оцениваются и сравниваются укрупненные варианты одношаговых переходов между текущей и целевой ситуациями. Для этого необходимы умозрительное моделирование и предвидение (эти вопросы еще будут рассматриваться).

Ранее для случая упрощенной одноэкстремальной задачи было получено локальное правило выбора варианта поведения:

Что значит когнитивное мышление. Смотреть фото Что значит когнитивное мышление. Смотреть картинку Что значит когнитивное мышление. Картинка про Что значит когнитивное мышление. Фото Что значит когнитивное мышление

а также сводящиеся при определенных допущениях к этому же правилу формальные критерии «эмоциональной» оценки вариантов выбора, определяемые формулами:

Что значит когнитивное мышление. Смотреть фото Что значит когнитивное мышление. Смотреть картинку Что значит когнитивное мышление. Картинка про Что значит когнитивное мышление. Фото Что значит когнитивное мышление

Из этих формул видно, что механизм принятия решения в ситуации выбора работает на переборе и сравнительной оценке вариантов даже в случае одноэкстремальной задачи.

Отмеченные особенности задачи поведения в первую очередь определяют структуру, функции и работу строящейся в мозге модели проблемной среды.

Нужно отметить, что модель проблемной среды должна обеспечивать и более простое поведение. В некоторых случаях эмоциональный механизм сравнения и выбора вариантов поведения может отключаться. Во-первых, это случаи экстремальных эмоциональных состояний, таких как страх, горе, гнев, ярость и т. п. Как уже отмечалось, при ситуациях, соответствующих таким эмоциональным состояниям, обычный эмоциональный механизм принятия решения чаще всего бесполезен и должен быть заблокирован. Экстремальные эмоциональные состояния выполняют функцию прерывания. Совершающиеся при этом действия, как правило, просты, рефлекторны и безальтернативны, например, замереть, бежать, кричать, плакать и т. п.

В схему стимул- реакция вписывается и более сложное, чем рефлексы и простые динамические стереотипы, стандартное поведение, например, иногда очень сложное инстинктивное поведение птиц, рыб и особенно насекомых. Как рефлекторное, так и инстинктивное стандартное поведение часто включает не только восприятие простых сигнальных стимулов, но и восприятие сложных ситуаций, задаваемых (описываемых) на уровнях обобщения и укрупнения модели проблемной среды.

В свете сказанного рассмотрим гипотетический процесс практического (поведенческого) мышления на типичном примере планирования и управления поведением в многоэкстремальной среде.

В психологии термин «практическое мышление » чаще всего относят к процессу постановки целей поведения и выработки планов действий. Для определенной привязки к гипотетическим механизмам мышления будем считать практическим (поведенческим) мышлением поиск и выбор лучшего по эмоциональной оценке пути, который соединяет в модели проблемной среды смысловые элементы, соответствующие текущей и целевой ситуациям. Эта же схема подходит для описания, постановки и умозрительного решения формальной задачи, не связанной с реальным поведением в среде. Для конкретности в дальнейшем будем рассматривать задачу управления поведением. Ниже рассматривается приближенная гипотетическая схема решения многоэкстремальных задач поведения с использованием многоуровнего иерархического отображения (модели) проблемной среды.

Итак, ввиду многоэкстремальности задач поведения и сходных задач управления в активных динамических системах их глобальное решение может быть практически невозможно. Однако когда задача одноэкстре-мальна, она может быть решена с применением локального алгоритма, при котором не нужен просчет вариантов до конечной целевой ситуации, а ограниченным перебором определяется лишь наилучший одношаговый переход в каждом узле дерева траекторий, то есть движение осуществляется по градиенту целевой функции.

Каким же образом применить локальный алгоритм к многоэкстремальным задачам? Естественно, прямое применение локального алгоритма в этом случае не дает решения, то есть может приводить к ошибке. Так, человек, начинающий учиться играть в шахматы, рассматривая возможности очередного хода, выбирает тот ход, который непосредственно приводит к локальной максимизации функции ценности, что, очевидно, не может привести к успеху ввиду многоэкстремальности шахматной задачи.

Таким образом, свести многоэкстремальную задачу к одноэкстремальной можно, перейдя на новый информационный уровень модели проблемной среды. Этот новый информационный уровень всегда должен быть уровнем обобщения и укрупнения. Однако просто перейти на более высокий уровень укрупнения недостаточно. Нужно перейти на такой уровень, где возможны одношаговые переходы между текущей и целевой ситуациями.

Рассмотрим пример. Пусть я нахожусь в Москве и должен по каким-то причинам быть завтра в Санкт- Петербурге. Спланировать и оценить перемещение из Москвы в Санкт-Петербург на уровне элементарных действий невозможно. Поэтому я сначала по имеющейся у меня модели среды выделяю и сравниваю наиболее укрупненные одношаговые переходы. При этом происходит взаимодействие словесно-логической и образной части модели.

Приближенно и грубо это можно представить себе следующим образом. В словесно-логической модели отражены одношаговые переходы, например, лететь самолетом, ехать на поезде, ехать на автомашине, идти пешком. При выборе между ними идет обращение к образной модели и в сознании возникают образы, соответствующие сравниваемым вариантам, и их эмоциональная оценка.

Итак, целевая функция максимизируется на наиболее высоком одноэкстремальном уровне модели проблемной среды. Таким образом реализуется локальный алгоритм принятия решения. При выборе вариантов с необходимостью делаются лишь предварительные приблизительные оценки изменения целевой функции, основанные на умозрительном моделировании и предвидении с использованием многоуровневой модели проблемной среды.

Таким образом, за счет оцениваемых одношаговых переходов достигается сведение многоэкстремальных задач поведения к одноэкстремаль-ным, что лежит в основе процесса поведенческого мышления. К этой же схеме может сводиться и процесс мышления при решении многих умозрительных конкретных и абстрактных задач.

Источник

Когнитивные способности человека – что это такое, какие бывают и как влияют на жизнь + рекомендации по их развитию

Что значит когнитивное мышление. Смотреть фото Что значит когнитивное мышление. Смотреть картинку Что значит когнитивное мышление. Картинка про Что значит когнитивное мышление. Фото Что значит когнитивное мышление

Всем привет, друзья! С вами Людмила.

Век, в котором мы живем, объявили веком психологии. И мы с вами свидетели тому, как быстро развиваются технологии влияния на психику человека, как изучают возможности мозга, как внедряются методы быстрого развития познавательных процессов. Вместе с этим многие отмечают снижение мозговой активности от передоза информацией, от стресса и других вредных факторов.

В этой статье я простыми словами объясню, что такое когнитивные способности человека, как они формируются, что нужно делать, чтобы они не ухудшались.

Что такое когнитивные способности: определение

Когнитивные способности – это работа психических процессов, которые необходимы для восприятия окружающего мира и адаптации в нем. С их помощью человек получает информацию, обрабатывает ее, запоминает, хранит, воспроизводит и сортирует.

Список когнитивных способностей прост. Он включает в себя:

Это и есть структура когнитивных способностей личности.

Нам приятно общаться с грамотным человеком, который ясно и четко выражает свои мысли, помнит мелкие детали, умеет фантазировать, концентрироваться, делать выводы и т. п. Это все работа когнитивных функций. И это значит, что нам приятно общаться и иметь общие дела с людьми, у которых на высоте работают когнитивные функции.

Хочу сказать, что современное общество предъявляет человеку нехилые требования. Если ты немного выбился в люди, то будь добр выражаться грамотно, четко и ясно излагать свои мысли и делать все то, что я перечислила раньше. Еще лет эдак 100 назад человек жил себе и горя не знал, работал с тяпочкой на огороде и не задумывался, как развивать свой мозг.

Но в XXI веке мы знаем, что успешными нас делают именно развитые когнитивные процессы. И от их уровня зависит, насколько мы уважаемы в обществе, сколько мы сможем заработать, какие полезные знакомства сумеем завести и т. д.

Виды когнитивных способностей

Мы уже познакомились со списком психических процессов. А теперь давайте подробнее рассмотрим эти понятия, дадим характеристику процессам, рассмотрим “золотые” способности, которые открывают нам дорогу в жизнь.

Память

Это психический процесс, который помогает нам запоминать, воспроизводить и сохранять информацию.

Развивать память можно и нужно. Детям дошкольного возраста мы даем учить стишки, рассказываем сказочки для запоминания, помогаем запомнить важные для жизни действия.

Во взрослом же возрасте для успешности нам уже не подходит просто бытовая память. Здесь важны мнемотехники, четкое запоминание дат, лиц, чисел. Именно этот навык дает нам возможность быть хорошим сотрудником, собеседником, руководителем. Именно хорошее и качественное запоминание открывает перед нами возможности.

❗ПРИГЛАШАЮ ВАС В СВОЙ TELEGRAM-КАНАЛ ПО ДЕНЬГАМ❗

Это канал о заработке денег и саморазвитии. В нем я публикую посты, аудио- и видеосообщения. Объясняю все простым языком и никакого спама.

Рекомендую ознакомиться с подборкой курсов по развитию памяти.

Мышление

Это психический процесс для адаптации в мире. Он помогает нам воспринимать и перерабатывать все то, что происходит вокруг нас.

Уровень развития мышления прямо пропорционален нашей эффективности на работе, в личной жизни. Смотрите курсы по развитию мышления.

Мышление помогает нам быстро реагировать на изменения, делать анализ происходящих событий и принимать соответствующие решения. От этого процесса зависит наш интеллект, что очень важно для нашей продуктивности.

Особенно ценится логическое мышление. Оно защищает нас от ошибок и помогает принимать быстрые и правильные решения. Полную классификацию видов мышления ищите на нашем блоге.

Но иногда развитие логики и эмоционального интеллекта может приводить к когнитивному диссонансу, то есть к осознанию парадокса этого мира. Например, мы понимаем, что не должны дети при живых родителях находиться в приютах, но это происходит. Мы понимаем, что в семье должен быть мир и покой, но там постоянные склоки, человеку дискомфортно.

Внимание

Психический процесс, который “выбирает”, что воспринимать, что обрабатывать и что конкретно нужно запоминать.

Внимание – очень полезная штука. Вот даже при сохранной памяти ребенок может вообще ничего не воспроизвести. И многие родители пичкают его таблетками, заставляют учить стихи для развития памяти, а проблема-то во внимании.

От концентрации, переключаемости, устойчивости внимания зависит успешность в работе. Когнитивная способность удерживать внимание – удовольствие не из легких. Но оно окупается эффективностью и возможностью занимать руководящие посты.

Рекомендую изучить нашу статью о том, как развить внимание, а также заглянуть в подборку курсов по развитию внимания.

Она свойственна только человеку и помогает ему адаптироваться в обществе, обмениваться информацией и выполнять другие функции. Речь отличает нас от животных и дает преимущество.

Вербальные способности человека зависят от работы мышления. Речь очень тесно связана с работой других психических функций. Как она относится к когнитивным способностям?

Она влияет на представление человека о мире через обучение общению на родном языке. Речь позволяет нам многое узнавать, получать информацию, взаимодействовать с окружающими и упорядочивать свою жизнь через диалог с собой.

Правильная формулировка мысли, ораторские возможности, риторика дают возможность человеку стать уважаемым в своем окружении. А если он еще освоил умение рассказывать истории и шутить, то вообще душой компании станет.

Восприятие

Процесс, помогающий отражать в сознании целостные образы предметов.

Этот процесс помогает человеку воспринимать все, что происходит вокруг, через органы чувств. Восприятие дает нам информацию об окружающем мире: запахах, цветах, материалах и т. д.

Воображение

Способность человека создавать что-то новое, генерировать идеи на основе полученного опыта.

Это такой творческий психический процесс. Он очень связан с креативностью. А в век быстрого развития новых технологий креативность – крайне востребованная характеристика личности. Поэтому воображение, то есть способность человека представлять, выдумывать, воспроизводить образы, тоже относится к когнитивным способностям.

Влияние когнитивных функций на жизнь человека

Я уже немного коснулась того, как общие когнитивные способности влияют на нашу жизнь. Хочу заметить, что от этих функций зависит ВСЯ наша жизнь, наша свобода. Ведь что самое страшное для человека? Потерять свободу и возможность общаться.

Работа головного мозга обеспечивает нам уход за собой, общение, уважение окружающих, хороший заработок, эффективное и быстрое развитие профессиональных компетенций, умение подать себя в обществе, возможность оценивать свое состояние и окружающую среду, умение решать проблемы и не создавать их.

Что мы видим у пожилых людей со сниженными когнитивными способностями? Они демонстрируют забывчивость, отсутствие сосредоточенности, им сложно формулировать мысли, в тяжелых случаях им сложно понять, где они находятся. Это страшно. Но еще страшнее то, что нарушения этих функций встречаются и у молодых людей.

Потому когнитивные функции дают нам главное – ощущение свободы и независимости, возможность принимать решения и нести за них ответственность.

Когнитивная способность эмоционального интеллекта тоже очень важна в жизни. Именно благодаря ей мы можем понимать других людей, сочувствовать им, быть хорошим собеседником и другом. Это помогает нам не оставаться в одиночестве.

Чтобы в пожилом возрасте не страдать от низкой продуктивности головного мозга, позаботьтесь о его работе уже сегодня.

Тесты для диагностики

Оценка уровня когнитивных функций очень важна для человека, особенно при принятии на работу. Но и для себя не мешало бы проверить, какие психические процессы у вас работают хорошо, а какие нужно “подтянуть”.

Предложу вам несколько тестов для определения уровня работы психических функций.

Тест когнитивных способностей – диагностическая программа на 30–40 минут, которая оценивает работу памяти, внимания, мышления. По итогам тестирования вы увидите свой психологический профиль. Он состоит из когнитивного и личностного разделов. Будет отражено следующее:

Стоимость диагностики – 990 рублей.

Батарея общих когнитивных тестов – это профессиональная методика на 30–40 минут для диагностики работы мозга и повышения его продуктивности. Нейропсихологический тест покажет ваши сильные и слабые стороны, как работает внимание, память, мышление.

Здесь дается ценная информация о вашем уровне развития. Также тест показывает, есть ли нарушения когнитивной сферы. После тестирования вы увидите полный отчет с указанием нейропсихологического профиля.

Тест на когнитивные способности – небольшой тест, состоит всего из 5 вопросов. Проверяет концентрацию, анализ и логическое мышление. Вы увидите уровень развития психических процессов. Тест бесплатный.

Также можно проверять эту сферу отдельными тематическими тестами. Например, тестами на проверку памяти, мышления, интеллекта, эмоционального интеллекта, внимания.

Если вы любитель себя поизучать и хотите пройти еще больше тестов, загляните в нашу подборку 13 лучших онлайн-тестов когнитивных способностей.

Рекомендации для поддержки когнитивных функций

Помимо развития, о котором мы поговорим немного позже, важно сохранить изначально данные нам способности мыслить, запоминать и концентрироваться.

Все мои рекомендации относятся к взрослым людям, но они будут полезны и для детей, так как в детском возрасте психика пластичная, только развивается, поэтому очень важно ее охранять от вредного воздействия.

Питание

Про здоровое питание много говорится в последнее время. И не зря. Ведь всякие красители, продукты с ГМО и консервантами, стабилизаторы вкуса влияют на химический состав нашего организма. Помимо этого, жирная пища буквально убивает наш мозг, делая его ленивым и инертным.

Поэтому, дорогие мои, следите за своим питанием, не ешьте на ночь, пейте утром 2 стакана воды и старайтесь есть натуральную растительную пищу.

Особенно влияет на когнитивные способности сон. Я сама это испытала: когда недосыпала продолжительное время, заметила, что слова в речи путаю, забываю что-то. Так что, друзья, не шутите со сном. Нашему мозгу нужно время, чтобы восстанавливаться.

Во время сна мозг не спит. Он анализирует и упорядочивает всю информацию, которая поступила в течение дня. Дайте ему возможность это сделать. Делайте себе отсыпные дни, ложитесь спать в один день, а просыпайтесь на следующий. Старайтесь спать не меньше 6 часов в сутки, а лучше 8.

“Нет” вредным привычкам

Вредной привычкой еще я назову позднюю еду, желание подольше поспать и мало двигаться. Все это негативно сказывается на состоянии нашего мозга, его работе и работе когнитивных процессов. Вполне возможно, что привычка поздно просыпаться приведет к снижению скорости реакций, памяти. Раннее пробуждение стимулирует правильную работу главного компьютера, поэтому и с когнитивной сферой все хорошо.

Мотивация

Старайтесь мотивировать себя на разные свершения, наполняйте мозг хорошими стимулами. Например, сделайте доброе дело – получите благодарность. Пойдите на симфонический концерт – получите эмоции и пополните запас образов в воображении. Посидите с подругой в кафе, с другом сходите в тир – вот вам хорошие стимулы, которые будут мотивировать на что-то хорошее.

Для мотивации обучаться, работать, ярко жить смотрите фильмы, читайте полезные книги, учитесь историям успеха известных людей.

Отдых

У каждого из нас есть свой ресурс. Это ограниченные возможности нашего мозга, которые нужно охранять.

Если вы бесконечно сидите в разных группах в Вайбере, Телеграме, просматриваете ненужные сторис в Инстаграме или Фейсбуке, не удивляйтесь утрате концентрации, снижению памяти и скорости реакций. Такие “посиделки” к добру не приведут.

Мы подвержены шквалу ненужной информации, и она растрачивает ресурс нашего мозга. Сортируйте информацию, старайтесь максимально ограничить поток “грязи” в свой мозг. Чаще выбирайтесь на природу. Если нет такой возможности, слушайте музыку природы: крик дельфинов, пение птиц, шум моря, ветра. Ведь влияние музыки на психические функции огромное.

Отсутствие стресса

И на этом пункте самое время рассмеяться! “Как?” – спросите вы. Действительно, полностью оградить себя от стресса не получится. Мы сталкиваемся с людьми, обстоятельствами и новостями, что уже само по себе стресс. Учтите, что от психоэмоционального напряжения будет страдать не только, например, речь, но все когнитивные способности.

Ваша задача и ответственность – максимально избегать стрессов. Для этого можно заниматься спортом, уходить от токсичных людей, практиковать позитивное мышление и аутогенную тренировку.

Что значит когнитивное мышление. Смотреть фото Что значит когнитивное мышление. Смотреть картинку Что значит когнитивное мышление. Картинка про Что значит когнитивное мышление. Фото Что значит когнитивное мышлениеАутогенная тренировка для избавления от стресса

Как развить когнитивные способности

Существует много способов и приемов, чтобы развить когнитивные способности как у ребенка, так и у взрослого. Рассмотрим каждый из них отдельно.

Курсы

Есть отличные программы, которые помогают улучшить когнитивные способности человека. Познакомлю вас с некоторыми из них.

Развитие мышления – курс на платформе Викиум. Состоит из 11 уроков. Включает в себя программу развития мышления, теоретические видеолекции, практические задачи для развития, тренажеры. Вы сможете:

Стоимость курса – 990 рублей.

Развитие внимания – полезный онлайн-курс на платформе Викиум. Структура программы: 15 занятий, 11 тренажеров, аудиоматериалы, индивидуальная программа развития, комплекс тематических упражнений.

Стоимость обучения – 990 рублей.

Мнемотехники – онлайн-курс от платформы Викиум. Состоит из 15 уроков, практических упражнений, 7 тренажеров, методик запоминания, вводного и финального тестов для оценки развития памяти.

Программа курса направлена на:

Стоимость обучения – 990 рублей.

Тренажеры

В интернете есть большое количество тренажеров, направленных на тренировку когнитивных способностей.

Все тренажеры связаны между собой. Нет только на память или мышление. Ведь все когнитивные процессы перекликаются, дополняют друг друга, поэтому важно их развивать в комплексе. Тренажеры этому хорошая подмога. Развивая что-то одно, вы затрагиваете и другие процессы.

Упражнения

А вот упражнения могут развивать как конкретный вид психического процесса, так и все вместе. Например, нужно вам повысить уровень творческого мышления, для этого есть инструмент.

Соедините 9 точек четырьмя отрезками. Отрывать ручку от бумаги нельзя. Каждая точка пересекается линией только один раз.

Развитие логического мышления отлично происходит с помощью следующего упражнения. Таких вариаций с числами может быть много.

Перечисление числовых последовательностей:

Отлично развивает произвольную память у ребенка и взрослого следующее упражнение. Для взрослых могут быть другие варианты слов.

Зачитываются 10 слов, важно воспроизвести их в том же порядке: утро, серебро, ребенок, река, север, вверх, капуста, стакан, школа, ботинок.

Для развития внимания и памяти хорошо подходит упражнение “Числовой ряд”.

Дается ряд чисел: 3, 5, 4, 7, 8, 10, 15. На них внимательно нужно посмотреть в течение 30 секунд. Потом второй человек задает вопросы:

В игровой форме легче учиться, что-то запоминать и развивать. Поэтому разные типы познавательных процессов легче развивать играя. Когнитивная стимуляция с помощью игр полезна в любом возрасте. Как будем играть?

Еще немного онлайн-игр:

Книги

О пользе чтения книг сейчас опять заговорили. Я сама столкнулась с проблемой: в большинстве своем младшие школьники ненавидят читать! Отсюда низкая успеваемость и сплошные глупости в поведении.

Книги читать важно, книги читать нужно! С их помощью можно отлично “поработать” над своими когнитивными функциями.

Рекомендую следующие книги:

Факторы снижения

Но не все так радужно, как хотелось бы. Наш мозг имеет определенный ресурс, который мы бездумно растрачиваем.

Какие бывают когнитивные искажения и как с ними бороться? Например:

Эти проблемы не органические. Но я общалась с такими людьми, и с ними очень сложно. Такое ощущение, что перед тобой несокрушимая стена. Хотя они могут себя очень комфортно чувствовать в своих убеждениях. Такие искажения прорабатываются психотерапией.

Есть еще факторы снижения работы когнитивной сферы и происходящих в ней нарушений:

Заключение

Мы подробно разобрали с вами эту интересную тему.

Хочу еще раз подчеркнуть важность не только внешнего ухода за собой! Вы же регулярно чистите зубы, подстригаете ногти, расчесываетесь. Но важно постоянно заботиться и о работе мозга, его чистке, профилактике искажений и нарушений.

У вас в руках ценная информация по развитию когнитивной сферы. Что вы будете с ней делать? Это зависит только от вас. До новых встреч!

С Уважением, Людмила Редькина

Привет! Я профессиональный психолог и в каждую статью вкладываю душу и частичку своего опыта. Все советы, написанные мной для этого блога, помогут вам стать чуточку лучше. Очень рада делиться с вами своими идеями, верю, что вместе мы изменим этот мир в лучшую сторону! Подробнее обо мне вы можете прочитать в разделе «Об авторах».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *