Что значит когнитивная сфера
Когнитивная сфера личности
Главная основа психогенеза личности заключается в познании и преобразовании окружающей обстановки. Благодаря собственному опыту, ошибкам и успехам, горю и радостям в человеке происходит формирование модели мира, которая впоследствии становится ключевой частью его психики. За эти процессы отвечает когнитивная сфера личности. Что она из себя представляет, необходимо изучить более подробно.
Когнитивная сфера личности
Когнитивная сфера личности что такое
В 60-х годах, когда большинство ученых было увлечено кибернетикой, в научной среде вошло в привычку сравнивать человека с биокомпьютером. Высшие умы нередко пытались смоделировать психические процессы человека. Благодаря этим опытам, в обиход вошло слово «когнитивные», что значит с лат. cognitio – изучение, познание, знание. Если результаты можно было представить в виде логичной и осмысленной последовательности действий по переработке информации, то их называли когнитивными процессами, в случае неудачи – аффективными.
На сегодняшний день в психологии и педагогике познавательные или когнитивные процессы являются важнейшими компонентами сознания человека. Именно они помогают людям познать окружающий мир и подстроиться под него в зависимости от ситуации.
Важно! Если когнитивная сфера работает правильно, любой человек имеет возможность воспринять, обработать и запомнить информацию. Главное – все должно происходить логично и рационально.
Другими словами, когнитивная сфера личности – это своеобразный механизм, который позволяет человеку обучаться на протяжении всей жизни и параллельно применять полученные знания. Когнитивную сферу изучает когнитивная психология.
Что изучает когнитивная психология
Структура
Когнитивная сфера является познавательным инструментом. Поэтому включает в себя следующие процессы:
От развития организма зависит активность познавательной сферы. К примеру, у дождевых червей зафиксированы только ощущения, у лягушек, которые любят лакомиться длинными червяками, хорошо развито восприятие, у цаплей, которые с удовольствием употребят лягушку, можно наблюдать не только восприятие, но и мышление с памятью.
Дополнительная информация. Самыми интеллектуальными среди птиц являются вороны, среди животного мира – приматы.
Аналогичным образом существует связь между когнитивной сферой и развитием у людей. Успешным человеком в социальной среде будет более развитый индивид.
Внимание
Человеком перерабатывается не вся информация, которая встречается у него на жизненном пути. Предпочтение отдается только тем стимулам, которые связаны с интересами и потребностями определенной личности.
Важно! Поэтому можно говорить о том, что внимание представляет собой возможность психики сосредотачиваться на определенных объектах. При этом индивид может без труда отвлекаться от всего остального.
Существует две классификации внимания:
Это разделение считается условным, так как в большинстве случаев люди предпочитают погружаться в размышления о своем поведении и поступках.
Если брать за основу разделения внимания волевую регуляцию, то в этом случае его можно разделить на 3 группы:
Возникновение непроизвольного внимания происходит без каких-либо усилий со стороны индивида. У него отсутствуют цели и специальные намерения. Возникнуть этот вид внимания может по следующим причинам:
Возникновение произвольного внимания происходит в тот момент, когда индивид ставит перед собой цель что-то узнать. Среди основных триггеров можно выделить:
Послепроизвольное внимание занимает промежуточную позицию между произвольным и непроизвольным. Для него характерны черты этих двух видов. Все типы внимания могут переходить из одного в другое на протяжении короткого времени.
Память
Вся информация, которую человек получает из внешнего мира, непрерывной волной поступает в мозг. Там она перерабатывается и записывается для последующего хранения и воспроизведения. Это и есть память.
Существует 3 типа памяти у человека:
Помимо основных типов памяти, существует большое количество ее видов. По характеру психической активности можно выделить:
Все эти виды памяти тесно связаны друг с другом и не активизируются поодиночке.
Воображение
Воображение представляет собой такой психический процесс, благодаря которому человек способен создать образ ситуации или предмета при помощи перестройки имеющихся данных о них.
Важно! Образы в воображении не всегда соответствуют действительности. В них присутствуют элементы вымысла и фантазии.
Процесс воображения неразрывно связан с мышлением и памятью. Проявляться он может по-разному. Чтобы это осознать, необходимо изучить основные виды воображения.
Исходя из степени активности, существуют:
Активное воображение также подразделяется на:
Взаимосвязь эмоциональной и когнитивной сфер
Если человек психически развит, у него в полной мере активизирована, как когнитивная, так и эмоциональная сфера. Благодаря ним, он является целостной личностью.
Дополнительная информация. Некоторые люди нередко поддаются эмоциональным порывам, но, несмотря на это, в сложных и ответственных ситуациях задействуют когнитивную сторону личности.
Взаимосвязь рациональной и эмоциональной сфер заключается в том, что, чем бы человек ни занимался, какую бы работу он ни выполнял, он не перестает чувствовать. Если у него начинают активизироваться эмоциональные порывы, он прикладывает все усилия к тому, чтобы логически осмыслить свои последующие поступки и последствия от них.
Диагностика когнитивной сферы
Существует, в том числе в интернете, большое количество тестов, которые позволяют определить, на каком уровне развития находится когнитивная сфера у человека. С основными методиками диагностики можно ознакомиться в таблице.
Методики для диагностики когнитивной сферы
Процесс когнитивной сферы | Процесс когнитивной сферы |
---|---|
Внимание | Методика Кольца Ландольта |
Методика «корректурной пробы» | |
Методика «Мюнстенберга» | |
Память | Проба для анализа ассоциативной памяти. Для этого требуется зачитать 10 пар однородных слов, которые взаимосвязаны по смыслу. После этого проверяющий должен зачитать первое слово, а испытуемый – произнести второе. |
Субтест Векслера | |
Проба по запоминанию 10 слов, между которыми отсутствуют смысл и общая связь. | |
Воображение | Тест «Мыслитель-Художник» |
Тестирование Торренса | |
Тест Тулуза-Пьерона |
Благодаря этим тестам, можно выявить проблемы, которые присутствуют в когнитивной сфере человека.
Когнитивная сфера личности у ребенка
Жан Пиаже был первым, кто обратил внимание на когнитивное развитие. В своих трудах он много излагал мыслей о том, что людям необходимо развивать память, воображение и другие познавательные процессы.
Дополнительная информация. Он считал, что мыслительные процессы дошкольников ничем не отличаются от взрослых. Поэтому все сознательные действия, которые они выполняют, ведут к развитию когнитивных способностей. Чем больше малыш тратит времени на познание окружающего мира, тем легче ему становится усваивать сложную информацию.
Помимо Пиаже, когнитивную сферу изучали такие известные психологи, как А.А. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубенштейн. Они считали:
Когнитивную сферу детей младшего дошкольного, школьного и подросткового возрастов можно проверить так же, как и у взрослых – при помощи тестов. Своевременное выявление проблем помогает исправить неуспеваемость в школе.
Примеры когнитивных процессов
У каждого человека есть определенный набор когнитивных способностей, который позволяет выполнять ежедневные задачи. Благодаря восприятию и ощущениям, индивид может легко познавать мир без видимых усилий.
Например:
Например:
Благодаря вниманию, люди улавливают необходимые для них сигналы, информацию, знания и навыки.
Например:
Без когнитивной сферы человек не смог бы насладиться всеми прелестями окружающего мира. Общение с другими людьми было бы невозможно. Поэтому людям стоит беречь свои познавательные процессы, постоянно развивать их и поддерживать в хорошем состоянии. В случае определения возрастных проблем незамедлительно обращаться к врачу.
Видео
Когнитивные функции
Когнитивные функции головного мозга человека – это в психологии совокупность процессов, с помощью которых человек познает мир, самого себя и взаимодействует с окружающей реальностью. Такие способности называют высшими психологическими функциями. И это – важнейшее свойство человеческого сознания, создающее уникальность личности для человека.
Нарушения когнитивных функций – неврологический диагноз. Как правило, становится следствием поражения структур головного мозга вследствие тех или иных патологических процессов. Характерен для людей в годах, у которых возрастные изменения приводят к ослаблению взаимодействий между нейронами [1]. Однако может развиваться и у молодежи, заметно снижая качество жизни самого пациента и его близких.
Что такое когнитивные функции мозга?
Человечество всю свою историю размышляет над вопросом: «Что же дает нам возможность мыслить, быть цельными и неповторимыми личностями?». Ответы, в разные времена, отличались. До развития медицины эти способности приписывались божьей воле. Однако ученые доказали, что в ответе за такую сторону жизни – наш мозг.
Это обретенная в процессе эволюции, свойственная только человеку, способность обрабатывать информацию: получать, распознавать, обрабатывать, хранить и передавать.
Неврология и когнитивная психология, которые изучают эту сферу работы головного мозга, разрабатывают методы восстановления и улучшения познавательных способностей [2].
В начальной стадии процесса, когда изменения в личности не так выражены, люди могут обращаться к психологам, получают лечение со слабо выраженным и нестойким эффектом.
Современные методы исследований показывают нам, что же такое когнитивные функции мозга человека и что именно к ним относится. Медикам известно, какие участки коры отвечают за ту или иную способность.
Технология нейровизуализации помогает сопоставить когнитивное нарушение и поражение конкретного участка мозга. Мы способны отслеживать динамику работы даже небольших центров в коре и подкорке у конкретного человека. На основании собранных данных, подбираем способ улучшения мыслительных, познавательных способностей.
Разновидности высшей нервной деятельности
Прежде чем улучшать способности мозга, нужно понять, о чем идет речь. Медики составили список того, что делает человека умным и способным.
Виды когнитивных функций:
Базовыми считается память и обучаемость. От их уровня функционирования зависит работа других функций мозга. Современные методы помогают не только предотвратить ухудшение памяти, сохранив ясный ум, но и значительно улучшить ее.
Полноценное использование когнитивно-мнестических (связанных с памятью) функций требует соответствующего уровня деятельности центральной нервной системы. Колебания появляются от внешних обстоятельств: стресса, плохого сна.
Основы когнитивной психологии
Это направление науки, которое определяет, что такое когнитивные психические функции организма и сознание. А еще, определяет принципы, помогающие сохранить здоровье мозга на нужном уровне, повышать его уровень в течение жизни.
Разработаны методы, которые позволяют врачам улучшить когнитивные способности человека. Достигается это за счет направленной стимуляции отдельных участков коры головного мозга или изменения образа жизни.
Методология этой науки изучает вклад в когнитивные функции памяти и других способностей.
Специалисты изучают деятельность мозга человека по аналогии с компьютером. Рассматривают особенности ввода, обработки и анализа информации, чтоб улучшить такие возможности.
Основополагающими принципами этой отрасли выступают:
Опытный доктор может определить особенности восприятия и преображения информации, качество и специфику памяти [3].
Проведя полноценное исследование, составляет программу по улучшению этих показателей.
Когнитивный подход в психологии позволяет объяснить особенности поведения человечества в массе, и каждого представителя вида отдельно, с точки зрения процессов познания.
Что приводит к нарушению когнитивных функций?
Человеческий мозг обладает существенным когнитивным резервом. Мы способны поддерживать высокие показатели деятельности в стрессовой для организма ситуации. И все же, люди нередко замечают, что со временем память или внимание начинают ослабевать. Даже речь теряет четкость или разнообразность.
Порой, виной этому становится поражение, аномалия деятельности речевых отделов коры головного мозга. Часто мы сами провоцируем ослабление когнитивных функций, ведя нездоровый образ жизни.
Спад ментальных способностей человека может возникать по ряду причин:
Когнитивная сфера личности
Ученые со всего мира в разное время задавались вопросами о природе интеллекта. Один из важнейших таких вопросов – какого человека можно назвать умным? Ответ до сих пор не найден. Но если мы и приблизились к нему, то кроется он в когнитивной сфере личности.
Когнитивная сфера личности – это познавательная сфера, которая включает в себя такие познавательные процессы как:
Многие когнитивные психологи считают, что наиболее важными процессами в познавательной сфере являются память, воображение и внимание.
Память. Играет ключевую роль в когнитивной сфере личности, можно сказать – определяющую. Она является основным компонентом интеллекта и ее функции намного шире, чем простое «запомнить как можно больше».
Существует несколько видов памяти. Вот некоторые из них (по критерию содержания):
По критерию времени есть кратковременная, долговременная, рабочая и промежуточная память.
Следует сказать, что все виды памяти нельзя рассматривать отдельно, они в той или иной мере взаимосвязаны.
Воображение. Человек может представлять то, чего не существует, а также планировать, исходя цепочки взаимосвязанных мыслей. Это возможно благодаря воображению.
Воображение помогает человеку представить конечный результат своего труда и, что не менее важно, промежуточные его результаты. В этой связи стоит заметить, что, несмотря на то, что воображение считается инструментом представителей образных профессий, на самом деле этот навык жизненно необходим каждому человеку.
Функции воображения таковы:
По видам воображение бывает активным и пассивным. Во время активного человек представляет преображение окружающего его мира, планирует достижение своей цели. Под пассивным стоит понимать грезы и мечты, которые не воплощаются в жизнь.
Внимание. Это некая направленность ума, позволяющая выделить нечто конкретное из огромного количества раздражителей. Сенсоры позволяют человеку впитывать стимулы из окружающей среды и благодаря этому сознательно решать, на что обращать внимание.
Внимание бывает произвольным (когда мы сознательно его направляем при помощи волевого усилия) и непроизвольным (возникает без волевого усилия и управляется случайными факторами).
Основные свойства внимания:
Следует сказать, что в той или иной сфере познавательные способности развиты и у животных. Чем более развит организм, тем более развита их когнитивная сфера.
Например, дождевые черви являются примитивными организмами, потому что обладают лишь ощущениями. Тогда как лягушки, поедающие их, имеют развитое восприятие. А цапли, которые поедают лягушек, обладают не только восприятием, но и мышлением и памятью. Если говорить о самых умных, то среди птиц таковыми считаются вороны. А вот среди животных – приматы.
В мире людей ситуация несколько другая. Когнитивная сфера личности формируется у всех, но способности конкретные люди развивают по-разному. Отсюда и трудности с ответом на вопрос об интеллекте и роли развития познавательных процессов в достижении успеха в жизни.
Но есть очевидные выводы. Если у человека развита когнитивная сфера, он:
Следует также сказать, что познание не является пассивным процессом. Для того чтобы воспринять и переработать информацию, нужно обратить на нее сознательное внимание и сделать интеллектуальное усилие.
Диагностика когнитивной сферы
Существует (в том числе в интернете) много тестов, которые в той или иной мере обещают показать уровень развития когнитивной сферы человека. Вот некоторые известные.
Диагностика внимания:
Диагностика памяти:
Диагностика воображения:
При помощи этих тестов вы сможете составить примерное впечатление о каждом из аспектов когнитивной сферы.
Когнитивная сфера личности у ребенка
Первым, кто задался вопросом о когнитивном развитии, был Жан Пиаже. Он много писал о том, что человек должен развивать воображение, логику, восприятие, память и прочие познавательные процессы.
По мнению Пиаже, предпосылкой возникновения речи у ребенка является развитие сенсомоторного интеллекта. Его теория была конструктивистской, то есть утверждала, что человек может развивать когнитивные способности с помощью сознательных действий в окружающей среде. При этом Пиаже настаивал на том, что дети мыслят не так, как взрослые.
Это особенно важно для дошкольников. В этом возрасте закладывается интеллектуальный фундамент. При этом усвоение образных форм познания поможет ребенку понять объективные законы логики и усваивать сложные концепции.
Исследованиями в области когнитивной сферы личности ребенка занимались в свое время С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выгоцкий, А. А. Леонтьев, А. М. Шахнарович, Ф. А. Сохин. Если обобщить их взгляды, то можно вывести следующие положения:
Дети, как и взрослые, также могут пройти диагностику своих способностей. При помощи тестов выясняются, к примеру, причины школьной неуспеваемости и успешность интеллектуального развития. Также может быть сделан вывод о необходимости коррекции умственного развития.
Когнитивная сфера личности. Когнитивная сфера — это что такое? Развитие когнитивной сферы
Когнитивная сфера входит в структуру факторов, определяющих действия и поведенческие реакции индивида, наряду с такими компонентами, как мотивация и потребности, эмоционально-волевые качества, индивидуально-типологические характеристики. Простыми словами когнитивная сфера направляет познавательные процессы и определяет сознание человека, служит источником знаний и представлений индивида об окружающем пространстве и себе.
Определение в психологии
Когнитивная сфера – это такая психическая деятельность, которая направлена на реализацию функции рационального познания, что предполагает совокупность процессов постижения нового, обучения, осознания, запоминания, знания. Такое понятие как когнитивная сфера появилось в 60-е годы прошлого столетия, что связано с развитием кибернетики и отождествлением человеческого мозга с биологическим компьютером.
Научные исследования проводились в направлении искусственного моделирования естественных процессов психики. Процессы, которые поддавались моделированию, назвали когнитивными. Умственная деятельность, не поддающаяся моделированию, получила название аффективная. В первоначальном варианте термин «когнитивная деятельность» подразумевал возможность построения логического, пошагового и последовательного цикла, направленного на обработку информации.
Обработка информации – основная задача познавательной деятельности. Если процесс анализа данных отличается такими свойствами, как логичность, рационализм, методичность, обоснованность, его в психологии причисляют к когнитивной сфере, это значит, что его можно представить в форме алгоритма – последовательных, взаимосвязанных шагов (действий). Когнитивная сфера личности включает виды психической деятельности:
Чтобы психическая деятельность относилась к области когниции (обработка данных сознанием), нужна взаимосвязь с познавательной функцией. Нельзя отнести процесс к области когниции, если он обусловлен влечениями, эмоциями, стремлением к развлечениям. Простыми словами, в когнитивную сферу входят приобретенные знания и навыки, компетенция в каком-либо деле, умения и развитые дарования. Примеры:
Мыслительная деятельность человека не всегда подчиняется логическому форматированию. Часто мышление строится на чувствах, автоматизмах и стереотипах, навязанных образах и привычках. Подключение логики обычно приводит к рационализации, улучшению качества выводов. Эмоциональные проявления относятся к аффективной сфере.
При возникновении некоторых эмоций прослеживаются определенные закономерности, связанные с привычками, устоявшимися реакциями. Эмоции, которые подчиняются определенным законам и строятся в рамках логически объяснимых критериев, можно отнести к области когниции. Основная задача индивида в рамках когниции – обработка данных. Выделяют состояния, которые взаимосвязаны с функцией когниции:
Когнитивная личностная сфера складывается с учетом таких свойств и характеристик индивида, как творческие способности, креативность, интеллект. Аффективная – это сфера, которая включает чувства, предчувствия, интуицию. К аффективным проявлениям относят импульсивные побуждения и желания, впечатления, настроение, переживания.
Особенности формирования и развития
Познавательная сфера в психологии – это основа обучения. Психологический механизм овладения знаниями включает ассоциативно-рефлекторный компонент, что подразумевает установление связей разной степени сложности между предметами и явлениями, объектами и свойствами. Установление связей осуществляется по принципу ассоциаций, когда основными оценочными критериями являются сходство или различие.
Улучшение процессов когнитивной сферы осуществляется посредством развития воображения, восприятия, запоминания. Согласно трудам швейцарского психолога Жана Пиаже, ребенок улучшает когнитивные функции при помощи совершения сознательных действий в ходе взаимодействия с окружающей средой. Предпосылкой формирования речевых навыков у детей становится совершенствование сенсомоторного интеллекта. Обобщенные принципы в рамках становления когнитивных функций дошкольника:
В основе совершенствования когнитивных способностей лежат активные практические занятия, регулируемые психикой. Познавательная функция складывается из процессов-компонентов – мнемического, перцептивного, интеллектуального. Под мнемической деятельностью понимают процессы запоминания и последующего воспроизведения запомненной информации, хранение сведений в памяти и постепенное забывание части данных.
Перцептивная функция отражает способность концентрировать внимание, воспринимать сведения и ощущения, поступающие из внешнего мира и внутренней среды. Интеллектуальная деятельность включает воображение, творчество, мышление, речь. Интеллектуальная деятельность направлена на создание информации и объектов творчества, восполнение пробелов в знаниях посредством изучения нового материала, обмен данными с окружающими.
Простыми словами когнитивное развитие предполагает стимуляцию мыслительной деятельности, в том числе формирование понятий и ассоциативных связей между ними, решение задач, совершенствование навыков логического анализа и творческих способностей. На когнитивное развитие ребенка влияют генетические факторы, течение беременности, родовые травмы, перенесенные заболевания, воздействие окружающей среды, особенности воспитания в семье.
Когнитивная сфера личности. Когнитивная сфера — это что такое? Развитие когнитивной сферы
Когнитивная сфера человека: структура и значение
Одним из важнейших компонентов сознания человека являются познавательные или когнитивные процессы. Именно эти процессы позволяют человеку получать знания об окружающем мире и в конечном итоге успешно ориентироваться в постоянно изменяющейся обстановке.
Благодаря наличию и правильному функционированию данной сферы, люди имеют возможность воспринимать, обрабатывать и запоминать информацию. Другими словами,
когнитивная сфера – это механизм, позволяющий обучаться и применять усвоенные знания.
Он включает следующие составляющие:
Двигательная память — автоматические движения. Она отвечает за выработку полезных навыков, которые используются достаточно часто. Цель этого механизма в том, чтобы повысить эффективность и ускорить двигательные процессы. Люди используют двигательную память для управления автомобилями, написания слов, игры на музыкальных инструментах и даже для ходьбы.
это память на эмоциональные состояния, возникающие в тех или иных ситуациях.
Это очень важный вид памяти, так как он дополняет другие виды памяти.
Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности. Пережитые и сохранѐнные в памяти эмоции выступают как сигналы либо побуждающие к действию, либо как удерживающие от неѐ.
Это память на зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и другие образы. Это профессиональный вид памяти, его развитие определяется условиями деятельности.
это память на мысли, которые у человека оформлены средствами языка – словами.
называется процесс запоминания, сохранения и воспроизведения, в котором отсутствует сознательная цель что-либо запомнить или вспомнить.
это процесс целенаправленного запоминания или припоминания информации.
информация накапливается как бы впрок и сохраняется длительное время.
это способность создавать образ реально не существующего объекта, удерживать его в сознании и манипулировать им.
Воображение характеризуется активностью, действенностью. Обычно оно является элементом творческой деятельности, направленной на преобразование окружающего.
человек уходит в область фантастических, далѐких от реальности представлений, чтобы скрыться от кажущихся ему неразрешимых задач.. Пассивное воображение создаѐт образы, которые не воплощаются в жизнь, намечает программы поведения, которые не осуществляются, а зачастую не могут осуществиться.
Непреднамеренное
воображение
возникает главным образом при ослаблении контролирующей роли сознания, при временном бездействии человека, в полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (сновидения
), при патологических расстройствах сознания (
галлюцинации
) и т.д.
Основные функции воображения
это его способность длительно сосредотачи-ваться на определѐнных объектах. В процессе деятельности имеют место колебания внимания,
т.е. периодически повторяющиеся отклонения от основного объекта внимания и возвращения к нему. Периодичность колебания приблизительно 5 секунд.
это степень концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечение от других (иногда это свойство называют концентрацией внимания).
количество объектов, которые одновременно охватываются вниманием с одинаковой степенью ясности и отчѐтливости. Средний объѐм внимания – 5-7 единиц информации.
это способность иметь в сознании несколько разнородных объектов, параллельно выполнять несколько разных видов деятельности.
– это скорость перевода внимания с одного объекта на другой. Она зависит прежде всего от значимости того объекта или вида деятельности, в сторону которых изменяется направленность внимания.
КОГНИТИВНАЯ СФЕРА сфера психологии человека, связанная с его познавательными процессами и сознанием, включающая в себя знания человека о мире и о самом себе.
Смотреть что такое «КОГНИТИВНАЯ СФЕРА» в других словарях:
— сфера психологии человека, связанная с его познавательными процессами и сознанием, включающая в себя знания человека о мире и о самом себе … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
— является частью когнитивной лингвистики. Основными принципами когнитивной семантики являются следующие: во первых, грамматика есть концептуализация; во вторых, концептуальная структура закреплена в речи и мотивируется ей; в третьих, возможность… … Википедия
— познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. Синоним: Когнитивная сфера … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Изменённое состояние сознания
— Изменённые состояния сознания (ИСС) качественные изменения в субъективных переживаниях или психологическом функционировании от определенных генерализованных для данного субъекта норм, рефлексируемые самим человеком или отмечаемые… … Википедия
— наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Компетентность (лат. competens подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) качество человека, обладающего всесторонними знаниями в… … Википедия
— психофизиол. процесс, выполняющий функции закрепления, сохранения и последующего воспроизведения прошлого опыта (в виде образов, мыслей, действий, чувств). Обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний … Российская педагогическая энциклопедия
F60 Специфические расстройства личности
— G1. Указание на то, что характерные и постоянные типы внутренних переживаний и поведения индивидуума в целом существенно отклоняются от культурально ожидаемого и принимаемого диапазона (или нормы). Такое отклонение должно проявляться более чем в … Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии
— процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. П. связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией … Большая психологическая энциклопедия
— метод, обосновывающий методол. автономию гуманитарных наук (“наук о духе”); П. противопоставляется объяснению в естеств. науках (генерализирующей интерпретации фактов наблюдения в категориях общих закономерностей и стат. регулярностей).… … Энциклопедия культурологии
Замятина, Надежда Юрьевна
— Надежда Юрьевна Замятина Дата рождения: 13 июня 1974(1974 06 13) (38 лет) Место рождения: Москва, СССР Страна … Википедия
Одной из основ психогенеза личности является познание и преобразование человеком мира, который его окружает. Собственным опытом, успехами и ошибками, радостями и горем человек формирует в себе модель мира, которая является центральной частью его психической жизни. Эту модель обычно описывают в виде взаимодействия таких крупных блоков, как психические функции, структура ценностей, цензура и система психологической защиты — барьеров.
Когнитивная, то есть познавательная сфера личности имеет принципиальное нагрузки в плане построения модели мира. Среди познавательных процессов выделяют ощущения и восприятия, память, мышление и воображение, внимание. Научно-психологический подход требует аналитического рассмотрения процессов познания, однако в реальной психической жизни все эти процессы слиты, едины и зависят от структуры и содержания личности человека, его мотивов, глобальной цели и тому подобное.
Человек осуществляет познавательную деятельность, ибо она активно ставит перед собой цель, старается ее достичь. Познание не является пассивным процессом, оно всегда сопряжено с преобразованием познанного. В познании различают две ступени — так называемого чувственного отражения и отражение абстрактно-теоретического. К первой степени относятся ощущения, непосредственно связаны с воздействием предметов на органы чувств. Физиологически эти знания обеспечиваются деятельностью первой сигнальной системы.
Ощущения, восприятия и представления существуют как у человека, так и у животных. Однако эти формы чувственного отражения у них не тождественны. Труд и речь сформировали специфически человеческие ощущения и восприятия, отличающиеся содержанием, физиологическими механизмами и месту в процессе познания. У животных это, как правило, высшая форма ориентировки, а у человека — начальная форма познания.
Вторая ступень познания — логическое познание — присуще только человеку. К нему относятся мышление и воображение. Мышление базируется на чувственном познании и протекает в форме образов, так и понятий, выделяя существенные связи предметов и явлений. Воображение заключается в создании образов объектов и процессов, которых человек не воспринимала, которые, возможно, не существуют в окружающей среде. Мышление и воображение являются основой специфически человеческого познания, преобразовательной функции человеческого интеллекта, продуктивности и творческой деятельности личности.
в Целом структуру когнитивной сферы личности можно показать графически (рис. 8).
Психические процессы образуют структуру интеллекта человека, хотя понятие интеллектуальной сферы личности значительно шире, нежели когнитивной. Интеллект как понимание, розсудок, постижение разумом представляет собой систему умственных операций с образами, символами, знаками, объединенную определенным когнитивным стилем и стратегией решения задач, умственную способность, способности, одаренность. Поэтому интеллектуальную деятельность связывают прежде всего с відображувальною и регулятивной деятельностью, которая заключается в способности эффективно решать задачи, учиться использовать накопленный опыт для решения новых и ф о лем, лучше приспосабливаться к новой ситуации. Эти способности в значительной мере обусловлены функциями мышления» в частности логического, устойчивого внимания, оперативной памяти, а также восприятия, воображения, интуиции, познания нового и реализации его результатов.
Интеллект как познавательная деятельность человека органически сочетает в себе как уже приобретенный опыт (знания, умственные навыки и умения), так и способность дальнейшего самостоятельного приобретения и творческого применения на практике. Поэтому обе эти категории не могут рассматриваться без учета способностей и определенной одаренности человека, его умственной работоспособности, умение творчески решать новые задачи, проницательности, сообразительности, любознательности, речевой совершенства
Большое значение в интеллектуальных способностях имеет соотношение теоретического и практического, логического и образного компонентов. Интеллектуальные операции и опыт в основном связаны с реальными предметами и действиями с ними или с их символическими определениями. Интеллектуальная деятельность опирается на работу левого (словесно-логического) полушария головного мозга или правого (образно-конструктивной)» то предоставляет ей индивидуальной специфичности, определяет рациональный, імажинативний или наглядно-действенный преимущественный способ познания, определенный когнитивный стиль, а их взаимодействие обеспечивает целостность відображувальної деятельности, актуализацию творческого потенциала личности.
Интеллект-весьма сложное интегративное психическое явление, включающее в свою структуру ряд познавательных процессов и их результативных элементов. Но он не может быть сведен к одному из них, например, мышления, воображения, памяти или опыта. Так, мышление тесно связано с интеллектом, но интеллект и мышление не тождественны. Часто можно заметить снижены познавательные возможности при сохранении розсудкової деятельности (анализа, синтеза, суждений) и мисленнєвого процесса как такового. Большой запас знаний (эрудиция) — важное свойство интеллекта. Однако нельзя оценить ум человека только значительным объемом знаний, потому что сама эрудиция еще не определяет всего интеллекта.
Итак, интеллектуально-творческая, когнитивная сфера личности обеспечивает динамическое отражение действительности и ЕЕ преобразование, формирование опыта, построение модели мира, регуляцию деятельности. В этой сфере специфически взаимодействуют психические процессы, обеспечивая единый поток целостной сознательной відображувальної и преобразовательной продуктивной деятельности.
Когнитивная сфера — это познавательная сфера личности. Становление когнитивной сферы билингва воспринимается в русле психолого-дидактической концепции развития личности. Когнитивная сфера — это познавательная сфера личности. Становление когнитивной сферы билингва воспринимается в русле психолого-дидактической концепции развития личности.
Основные психологические показатели: внимание, зрительное восприятие, слуховое восприятие, зрительная память, слуховая память, ассоциативное мышление, пространственное мышление, пространственное мышление, логическое мышление, логическое мышление, творческое мышление, аналитические операции, синтетические операции, комбинаторные способности.
Дети монолингвы и билингвы отличаются в полноте, скорости и качестве мыслительных операций. Дети монолингвы и билингвы отличаются в полноте, скорости и качестве мыслительных операций. «Носитель двух языков – это не сумма двух носителей одного языка, скорее он – уникальная и специфическая лингвистическая система» (Ф. Гросжан)
4. Язык социализации – язык страны, где находится билингв, со временем вытеснит «материнский язык». 4. Язык социализации – язык страны, где находится билингв, со временем вытеснит «материнский язык». Это происходит в лет. Именно в этом возрасте важен «режим поддержки» языка. Это происходит в лет. Именно в этом возрасте важен «режим поддержки» языка. Если основные навыки в русском языке уже получены, русский язык ребёнка можно «развернуть» в осознанном возрасте, обычно в лет. Если основные навыки в русском языке уже получены, русский язык ребёнка можно «развернуть» в осознанном возрасте, обычно в лет.
5. К годам дети теряют способность «естественного» овладения языком и могут изучать новый язык уже только аналитически, как взрослые. 5. К годам дети теряют способность «естественного» овладения языком и могут изучать новый язык уже только аналитически, как взрослые. Это связано с физиологическими процессами в тканях мозга. Это связано с физиологическими процессами в тканях мозга. 6. Ребёнок проходит этап эмоционального развития (от рождения до 3 лет), этап «освоения мира» (включение абстрактных понятий и суждений) – до 6-7 лет, этап интериоризации – «присвоения» мира в 7-10 лет, этап социализации – в лет. 6. Ребёнок проходит этап эмоционального развития (от рождения до 3 лет), этап «освоения мира» (включение абстрактных понятий и суждений) – до 6-7 лет, этап интериоризации – «присвоения» мира в 7-10 лет, этап социализации – в лет. На каждом этапе ребёнок-билингв будет отличаться от монолингва. На каждом этапе ребёнок-билингв будет отличаться от монолингва.
7. Билингву важно получить оба языка во всём функциональном многообразии. Перекосы (русский язык – бытовая сфера; язык страны- учебная) могут нарушить становление интеллекта. 7. Билингву важно получить оба языка во всём функциональном многообразии. Перекосы (русский язык – бытовая сфера; язык страны- учебная) могут нарушить становление интеллекта. Первоначальный запуск когнитивных механизмов происходит только на функционально родном языке (язык эмоциональной сферы, язык первых дней освоения мира). Первоначальный запуск когнитивных механизмов происходит только на функционально родном языке (язык эмоциональной сферы, язык первых дней освоения мира). Если становление когнитивной сферы не происходит на функционально родном языке, её прирост за счет второго языка практически невозможен. Появляются аддитивные билингвы. Если становление когнитивной сферы не происходит на функционально родном языке, её прирост за счет второго языка практически невозможен. Появляются аддитивные билингвы.
Советы родителям 1.Говорите с ребёнком на родном для себя языке. Из желания «помочь адаптироваться» родители часто используют дома лишь один язык (язык страны). Из желания «помочь адаптироваться» родители часто используют дома лишь один язык (язык страны). Ребёнок начинает говорить с акцентом и ошибками родителей. У него не хватает «детского» лексического запаса, который приходит только через эмоционально окрашенные слова, как правило, с первых дней рождения. Ребёнок начинает говорить с акцентом и ошибками родителей. У него не хватает «детского» лексического запаса, который приходит только через эмоционально окрашенные слова, как правило, с первых дней рождения.
2. Говорите с ребёнком на родном для себя языке постоянно, обеспечивайте контакт на этом языке со сверстниками (и не только другими детьми-билингвами). 2. Говорите с ребёнком на родном для себя языке постоянно, обеспечивайте контакт на этом языке со сверстниками (и не только другими детьми-билингвами). Не избегайте «людных» мест для общения на родном языке, не переходите на язык страны. Не избегайте «людных» мест для общения на родном языке, не переходите на язык страны. Так Вы научите ребёнка не стесняться родного языка. Так Вы научите ребёнка не стесняться родного языка.
3. Поддерживайте интерес к русской культуре, русской истории, национальным праздникам. Чаще говорите с ребёнком о своих детских предпочтениях, героях любимых книг, сказок, мультфильмов. 3. Поддерживайте интерес к русской культуре, русской истории, национальным праздникам. Чаще говорите с ребёнком о своих детских предпочтениях, героях любимых книг, сказок, мультфильмов. 4. Если в речи ребёнок смешивает слова двух языков, обязательно повторите фразу правильно по-русски, но не делайте ребёнку замечания. 4. Если в речи ребёнок смешивает слова двух языков, обязательно повторите фразу правильно по-русски, но не делайте ребёнку замечания.
5. В силу синтетичности русского языка и его флективного характера сначала начинайте учить ребёнка слоговому чтению, аналитико- синтетическим операциям над буквой и звуком. Отсутствие навыка слогового чтения спровоцирует огромное количество не только языковых, но и логических ошибок. Отсутствие навыка слогового чтения спровоцирует огромное количество не только языковых, но и логических ошибок. Навыки слогового и словесного чтения на русском должны быть сформированы либо до чтения на английском, либо параллельно, но с некоторым опережением. Навыки слогового и словесного чтения на русском должны быть сформированы либо до чтения на английском, либо параллельно, но с некоторым опережением.
Играйте с ребёнком: Поиграйте в ресторан – разместите разрезную кассу букв на кухне так, чтобы ребенок мог свободно до нее дотянуться и «заказать» себе лакомства, блюда или игрушки складыванием слов и предложений («Марина хочет яблоко»).Поиграйте в ресторан – разместите разрезную кассу букв на кухне так, чтобы ребенок мог свободно до нее дотянуться и «заказать» себе лакомства, блюда или игрушки складыванием слов и предложений («Марина хочет яблоко»). Очень интересно вместе «писать письма» на печатной машинке или компьютере (сделайте шрифт покрупнее и добавьте цветную заливку экрана) — пишите сначала как можно более простые слова, например, напишите слово «папа», выберите вместе шрифты и цвет заливки, если есть возможность, распечатайте на принтере — и отнесите папе, пусть он обрадуется. Очень интересно вместе «писать письма» на печатной машинке или компьютере (сделайте шрифт покрупнее и добавьте цветную заливку экрана) — пишите сначала как можно более простые слова, например, напишите слово «папа», выберите вместе шрифты и цвет заливки, если есть возможность, распечатайте на принтере — и отнесите папе, пусть он обрадуется. Чтобы создать или поддержать интерес ребёнка, придумывайте для него различные задания и интересные дела: написать письмо любимому сказочному герою, сочинить сказку (скорее всего сочинять сказку придется вместе, а печатать ее будете Чтобы создать или поддержать интерес ребёнка, придумывайте для него различные задания и интересные дела: написать письмо любимому сказочному герою, сочинить сказку (скорее всего сочинять сказку придется вместе, а печатать ее будете Вы).
Советы педагогам 1.В процессе обучения чтению по букварю нужна аналитико-синтетическая работа, в том числе по моделям и схемам. Для успешного обучения чтению на русском языке, нужны хорошо развитое пространственное восприятие (чтобы ребенок ориентировался, в каком направлении надо читать) и достаточно развитый фонематический («речевой» слух) — умение слышать звук в слове. Для успешного обучения чтению на русском языке, нужны хорошо развитое пространственное восприятие (чтобы ребенок ориентировался, в каком направлении надо читать) и достаточно развитый фонематический («речевой» слух) — умение слышать звук в слове. Для его развития используются задания: «Определи, есть ли в слове звук (и любые игровые варианты этих заданий)». Для его развития используются задания: «Определи, есть ли в слове звук (и любые игровые варианты этих заданий)».
2. Часто повторяйте фразы, демонстрирующие падежные варианты («Мы читаем книгу, интересная книга, нет книги» и пр.). 3. Используйте в работе только мини-тексты, избегайте разрозненных предложений. 4.Учите наизусть четверостишия, используйте задания «письмо по памяти».
5. У ребёнка-билингва несколько ранее, чем у его сверстника-монолингва должны быть сформированы такие умственные действия, как грамматические классификации или операции с понятиями. 5. У ребёнка-билингва несколько ранее, чем у его сверстника-монолингва должны быть сформированы такие умственные действия, как грамматические классификации или операции с понятиями. Это позволит в дальнейшем воспринимать парадигматические связи в русской грамматике. Необходимы задания, конструирующие содержание правил, обучение через алгоритмы. Это позволит в дальнейшем воспринимать парадигматические связи в русской грамматике. Необходимы задания, конструирующие содержание правил, обучение через алгоритмы.
6. Нужны мотивирующие задания-игры: Пусть ребенок играет роль учителя (самостоятельно составляет слова и слоги из разрезной азбуки). Предложите поиграть в почтальона и раздать всем конфеты (подарки, письма). Напишите крупными буквами простые записки, помогите их прочитать. Предложите детям найти игрушку по записке: «Под столом», «На стуле» и т.д. (с указанием следующего места расположения игрушки). Предложите детям найти игрушку по записке: «Под столом», «На стуле» и т.д. (с указанием следующего места расположения игрушки).
Необходима систематическая работа над моделированием (от звуко- буквенного до синтаксического). Обязательны задания на самостоятельную систематизацию (обобщение) или структурирование задачи. (обобщение) или структурирование задачи. Это обеспечит «мыслительную доминанту» и даст прирост абстрактного мышления. Это обеспечит «мыслительную доминанту» и даст прирост абстрактного мышления.
При помощи когнитивной сферы происходит анализ и синтез всех поступающих впечатлений и сведений. Когнитивные психические структуры являются носителем интеллекта, обеспечивают репрезентацию действительности и предопределяют интеллектуальные свойства личности (М.А. Холодная).
Спасибо за внимание!
Современная когнитивная психология заимствует теории и методы из 12 основных областей исследования (рис. 1.1): когнитивная нейронаука, восприятие, распознавание паттернов, внимание, сознание, память, репрезентация знаний, воображение, язык, психология развития, мышление и формирование понятий, а также человеческий интеллект и искусственный интеллект.
Рис. 1Основные направления исследований в когнитивной психологии
– раздел психологии изучающий познавательные процессы человеческого сознания. Охватывает весь диапазон психологических процессов.
Проблема репрезентации знаний, как эта информация будет представлена.Репрезентация – структура информации, создаваемая нами и хранимая в сознании в виде картинок, звуков, ощущений
Лишь в течение последних нескольких лет когнитивные психологи и когнитивные неврологи (специалисты по мозгу) установили между собой отношения тесного сотрудничества. К настоящему времени этот союз дал наиболее впечатляющие результаты в области изучения свойств нашего разума. Когнитивные психологи ищут неврологические объяснения имеющихся у них данных, а неврологи обращаются к когнитивным психологам, чтобы объяснить результаты, полученные в лабораториях. В приведенном примере разговора сбитого с толку водителя и полицейского каждая часть когнитивного процесса — от ощущения до знания правил вождения автомобиля — поддерживается основными электрохимическими процессами, происходящими в мозге и нервной системе.
Отрасль психологии, непосредственно связанная с обнаружением и интерпретацией сенсорных стимулов, называется психологией восприятия.
Из экспериментов по восприятию мы хорошо знаем о чувствительности человеческого организма к сенсорным сигналам и — что более важно для когнитивной психологии — о том, как интерпретируются эти сенсорные сигналы.
Описание, данное полицейским в вышеприведенной уличной сцене, в значительной степени зависит от его способности «видеть» существенные признаки окружения. «Ви дение», однако, это далеко не простое дело. Для восприятия сенсорных стимулов — в нашем случае они преимущественно зрительные — необходимо, чтобы они имели определенную величину: если водителю предстоит выполнить описанный маневр, эти признаки должны иметь значительную интенсивность. Кроме того, постоянно изменяется сама ситуация. По мере изменения положения водителя появляются новые признаки. Отдельные признаки приобретают особое значение в процессе перцепции. Указательные знаки различаются по цвету, положению, форме и т. д. Многие изображения при движении постоянно меняются, и, чтобы действовать согласно их указаниям, водитель должен быстро корректировать свое поведение.