Что значит клеймо в тесте на фарфоре
История 4. Как обманывают по фарфоровым клеймам (настоящим и поддельным)
Это будет общий экскурс, но если он найдет отклик среди моих покупателей, то сделаю подробные дополнительные статьи с фотографиями примеров клейм-подделок и клейм настоящих, правда самых обычных, но которые так любят выдавать за очень «крутые».
Тема фарфора и особенно посуды и как распознать подделку – эта тема больше всего волнует покупателей, потому как именно при покупке винтажной фарфоровой посуды или статуэток чаще всего можно попасть на обман, связанный с неточным указанием возраста вещи (а от этого напрямую зависит цена) или получить новодел, или, еще хуже, подделку по цене оригинала.
Перед тем, как написать эту статью пробежался по Ярмарке – увы, новодела много. А еще больше вещей из 70-80ых, которые выдаются за антиквариат и довоенную посуду. Самые большие и грубые ошибки в описаниях. Вроде ваза периода 1930-1950 (а по сути ваза из 90ых). Беда в том, что зачастую неверно установлен год по клейму и взят просто из какого-то непроверенного источника (а порой просто из головы автора). То есть проблема №1 –Вы покупаете вещь хорошую от хорошей фирмы, но платите за нее больше в 2 раза, так как Вам она продается как антиквариат, а на самом деле это винтаж. Ведь если он моложе лет на 50, то и цена у него будет в 2 раза меньше.
Проблема №2 – выдача подделок за оригиналы. Увы, это происходит гораздо чаще, чем мы думаем. Вот только что 5 минут обзора новинок ярмарки я нашел 3 таких вещи. Не могу себя назвать авторитетным экспертом, но на мой взгляд есть вещи, которые обязан знать любой человек, занимающийся продажей винтажных и антикварных вещей. Например, отлично различать клейма как минимум 15-20 компаний, причем различать их по десятилетиям тоже (для этой статьи подготовил фотографии оригиналов и подделок, надеюсь пригодятся).
К сожалению, в странах бывшего СНГ выпускается крайне мало специальной литературы на тему клейм фарфора и каталогов примеров подделок. Все знания желающие могут почерпнуть лишь в интернете, но к сожалению эти знания далеко не всегда верны. Поэтому пользуясь каким-либо форумом учитывайте это. Приведу подробный пример из своей практики, который наглядно показывает как создаются иллюзии и обман при продажах винтажных вещей.
Вернемся к господину Прокопию Кузьмичу, желающему продать свое сокровище и требующего оценки. Фотография бесценной тарелки появляется перед всеми желающими помочь. На ней пасторальный и весьма миленький сюжет, несомненно красиво, вот только это новодел из 80ых. Об этом хозяину «сокровища» сообщают все знатоки форума в мягкой форме мол мило, но явно не бесценно и «не антикварно». Сообщают люди действительно понимающие и знающие и готовые делиться своими знаниями с другими, к тому же не имеющие личной заинтересованности. Объясняют тактично мол да, это копия одной антикварной тарелки из далекого 1800 такого-то года… Но увы, всего лишь копия. Прокопий Кузьмич возмущен! Это невозможно! Вы все глупцы-профаны! Меня не могли обмануть! Прокопий негодует. Он отдал за тарелку бешенные деньги (продавец показывал ПОЧТИ такую же в каталоге антиквариата) и более того – он же видел клеймо! Клеймо-то вот, старинное. А вы все тут ничего не смыслите. Те же знатоки как можно корректнее объясняют ему, что клеймо это подделка и даже приводят фотографии мол вот посмотрите: вот тут клеймо периода 1820го, а у Вас оно видоизменено. Но Прокопий стоит на своем: подумаешь, пару закорючек по другому нарисованы. Клеймо-то такое! Значит антиквариат! А вы все тут ничего не понимаете!
Вот тут остановлюсь и сделаю еще две важных заметки: во-первых, наличие клейма еще не говорит о дороговизне вещи или о ценности. История знает много примеров, когда маленький заводик штамповал свою продукцию качественно и добротно небольшим количеством. Минуло 200 лет и случайно обнаруживается чайник этого завода, клейма как такового нет, но вещи 200 лет и она в полной сохранности. И будьте уверенны этот чайник уйдет на солидном аукционе не дешевле, чем такой же по возрасту клейменный, а может и дороже. Так как клейменый от известной мануфактуры выходил огромными тиражами и его, даже 200летний, проще найти, чем вот этот из маленького тиража. Так что долгий период времени (более 100лет) вносит определенные коррективы в оценку вещей с клеймом и без.
Ну и второе: клеймо должно быть настоящим, красивое/некрасивое – ту роли не играет и это не показатель. Главное – настоящее! Если есть несоответствие (даже в штрихах, букве, упрощенный вид короны) – это скорее всего подделка и вещь тут же обесценивается. Вот такой пример в жизни клейма на фарфоровой посуде: слева подделка, справа оригинал и примеры этого клейма разных лет (одна из лучших немецких компаний фарфора).
Мы снова на форуме… За этой историей я наблюдал несколько дней. Прокопий Кузьмич оказался мужиком не только глупым, но и настырным – отгонял всех, кто смел указывать, что тарелка новодел. На третий день в ответом вылезла девушка новичок, сказав, что она думает, что это антиквариат, потому что «…уж больно то клеймо похожее, а детали – это мелочи. В тех годах не так дотошны были к деталям. Главное, что все остальные элементы похожи» Прокопий восторжествовал, обозвал всех, кроме юного эксперта, любителями и покинул форум искать продавца для своего «бесценного сокровища».
Почему я рассказываю эту историю? Она реальна и я видел много таких историй, очень много. И тут не только пример обманутого покупателя, тут еще и покупатель, не желая признать ошибку, из-за своего незнания превратился в непорядочного продавца. К сожалению, людям легче поверить, что все любители и не разбираются в теме, чем тот факт, что их обманули. И как это ни грустно, обязательно найдется тот наивный, кто купит эту тарелку за бешенные деньги… Эта же цепочка повторяется на всех ресурсах, где продается винтаж и антиквариат. Непорядочный продавец скупает мусор или новодел по незнанию или по знанию за бесценок и красиво отснимая фотографии, выдает все это за антиквариат.
Так что если Вы не разбираетесь в фарфоре и не готовы тратить хоть 10 минут, чтобы проверить клеймо на понравившейся вещи у непроверенного продавца перед покупкой, то вероятность что Вас обманут, довольно велика.
Этот пост вынужден был написать, так как все чаше получаю письма с просьбами идентифицировать тот или иной предмет, потому что покупатели понимают, что что-то не то, а продавец предпочитает стоять на своем и доказывать, что это оригинал, а не подделка. Если эта статья полезна, пожалуйста оставьте комментарии и если наберутся желающие, то я буду писать подробные статьи почаще с фотографиями подделок, которые нахожу как в сети, так и на блошиных рынках. А так же расскажу о других способах обмана при продаже фарфоровой посуды.
Что значит клеймо в тесте на фарфоре
Кузнецк, основанный в 1618 г., практически сразу же после своего сооружения и в течение всего XVII в. имел весьма важное стратегическое значение для России. Он являлся самым южным укрепленным пунктом в этом районе Сибири и призван был отражать набеги кочевников. Для этих целей необходимы были орудия. Истории появления, распределения и обслуживания пушек в Кузнецком остроге посвящена настоящая виртуальная выставка.
Стоявший в стороне от торгово-транспортных путей Сибири, Кузнецк не мог похвастаться развитой торговлей. Тем не менее, в город поступали отечественные и импортные товары, развивалась местная торговля промысловой и сельскохозяйственной продукцией. Какие товары были на рынке уездного грода, как развивался этот рынок, можно узнать, посетив виртуальную выставку.
Виртуальная выставка, в которой можно узнать интересные факты о первых мельницах, построенных в Кузнецком уезде.
Виртуальная выставка, посвященная историческому развитию официальной символики города Новокузнецка.
Выставочный проект из фондов музея в рамках регионального конкурса «Кузбассу – 300! Лучшая музейная выставка», посвященного 300-летию Кузбасса.
Коллекция фарфоровой и фаянсовой посуды формировалась путем дарения и закупки отдельных предметов и небольших семейных коллекций, а также в ходе археологического изучения памятников на территории современного Новокузнецка.
Изделия с сохранившимися клеймами из культурного слоя старого Кузнецка дают представление о распространенности продукции различных керамических фабрик.
Сегодня все россияне прекрасно знают, что все в мире можно измерить в метрах, килограммах, литрах, гектарах, минутах. Но большинство современных людей даже не догадываются, что используемая в настоящее время в России метрическая система мер принята относительно недавно – менее 100 лет назад.
О старинных мерах, которыми пользовались жители Российской империи, на примерах образцов, хранящихся в фондах музея-заповедника «Кузнецкая крепость», рассказывает сотрудник музея Н.А. Кузнецов.
Около 50-ти оцифрованных документов (в основном, открытки) из фондов музея теперь доступны для просмота и иузчения. Материал систематизирован по издателям, коллекциям. Отдельный раздел посвящен фото-открыткам (фотографиям на бланке почтовой карточки), получившим большое распространение в годы Первой мировой войны: адресованные родным фотокарточки могут быть интересны и полезны как историкам, коллекционерам, так и современникам, интересующимся историей своей семьи.
В пояснительном тексте кратко, но емко изложена история почты в уездном городе Кузнецке Томской губернии, соповождающаяся историческими фотографиями.
Древние монеты – один из наиболее интересных типов исторических источников. Информация, которую они могут поведать, сильно ограничена, но, тем не менее, позволяет делать некоторые выводы и исторические заключения.
О монетах V-VI вв. из средневековых курганов Кузнецкой котловины, хранящихся в коллекции «Кузнецкой крепости», рассказывает с.н.с. музея-заповедника, к.и.н. Николай Александрович Кузнецов.
В музейной коллекции редкой книги хранятся интересные образцы старопечатных книг, оригинал альбома «Славянский и восточный орнаментъ по рукописямъ древняго и новаго времени», составленный В.В. Стасовым и изданный в Санкт-Петербурге в 1887 году. На страницах этого альбома можно увидеть примеры оформления буквиц и орнаментов, украшающих тексты старинных изданий. Некоторые из этих образцов станут экспонатами настоящей выставки.
Дополнением станут фото образцов старопечатной книги и предметов для письма из фондов музея.
В постоянной экспозиции музея-заповедника «Кузнецкая крепость» демонстрируется бронзовая фигурка, изображающая всадника. Это одна из находок, обнаруженных во время исследования археологического памятника на территории Беловского района Кемеровской области курганного могильника Шестаки-II. Археологический памятник датируется 8-9 вв н.э. Кем мог быть этот всадник, и для чего его изображение было увековечено в виде маленькой бляшки и рассказывает виртуальная выставка, подготовленная сотрудником музея Н.А. Кузнецовым.
Выставка подготовлена к 165-летию движению сестер милосердия.
25 октября 1854 года Великой Княгиней Еленой Павловной была учреждена первая в России специализированная община сестер милосердия, которые проходили подготовку для работы непосредственно в рядах действующей армии, называлась она Крестовоздвиженская. А первыми российскими женщинами, которые добровольно и организованно отправились на фронт для оказания помощи раненым воинам, были сестры милосердия московской Никольской обители. Это событие произошло во время Крымской войны 1853-1856 гг. Непосредственное руководство и организационную деятельность в формировании нового социального института осуществлял Н.И. Пирогов.
На вопрос «как вы думаете, что это за предмет и для чего он предназначен?», посетители музея-заповедника дают самые разные ответы: «гвоздь какой-то», «ножницы» и тому подобное, но весьма далекое от правды. Правильный ответ, а также много других интересных фактов ищите на странице данной выставки.
Данная виртуальная выставка знакомит посетителей сайта музея с весьма необычным предметом коллекционирования – упаковкой. Как и любой другой предмет своей эпохи, она может не только многое рассказать о бесследно исчезнувшем прошлом, но и представляет собой художественную ценность. На странице выставки мы откроем некоторые факты из истории развития упаковки на примере фондовых коллекций «Кузнецкой крепости».
В экспозиции виртуальной выставки представлены иконы из собрания музея-заповедника «Кузнецкая крепость», отреставрированные в 2012-2016 года. Результатом этой работы стало возрождение к жизни тридцати трех икон периода XIX – начала XX веков. Выставка «Светлый лик» не просто знакомит зрителя с новыми произведениями из музейных фондов – она раскрывает невидимый для глаза посетителей труд реставраторов, занимающихся возрождением к жизни экспонатов живописи.
Виртуальную выставку составили рукописные и старопечатные православные книги конца XIX-начала XX вв. из коллекции «Редкая книга» музея-заповедника «Кузнецкая крепость»: церковная литература нескольких направлений: богослужебная литература (применялась для проведения служб), детская адаптированная литература, агиография (жития святых, поучения, прологи).
В фондах музея-заповедника «Кузнецкая крепость» хранится достаточно обширное собрание предметов кухонной утвари, столовых приборов и посуды периода второй половины XIX – начала XX вв., которое позволяет проиллюстрировать традиции питания, сервировки стола и семейного быта различных слоев населения Сибири, и, прежде всего, жителей города Кузнецка.
В данной виртуальной выставке представлены оригинальные фотопортреты периода Российской империи 2-й половины XIX – начала XX веков, являющиеся частью небольшой, но весьма ценной музейной коллекции старой фотографии. Снимки представляют изображения неизвестных для нас россиян из разных социальных слоев Центральной России, Сибири, Кавказа, Дальнего Востока.
Как отличить настоящий фарфор от подделки?
Как отличить фарфоровые статуэтки от подделки — вопрос, если планируете покупать подарок, пополнять коллекцию, инвестировать в антиквариат. Оригинальный благородный материал славится превосходным качеством, безопасен для здоровья.
Цена имеет значение
Жанровая скульптура, утонченные статуэтки из благородного материала не могут стоить дешево. Изысканные изделия — предметы роскоши с долгой историей, сложной, дорогой технологией производства. Низкая цена должна насторожить, это главное отличие оригинальной фарфоровой статуэтки от фаянса, керамической подделки.
Знак производителя: изучаем клеймо
Толщина фарфора
Оригинальные предметы из благородного материала отличаются от подделок легкостью, визуальной хрупкостью. Толщина стенок редко превышает 2,5 мм. Простой тест на подлинность фарфоровой фигурки: поднесите к яркому источнику света, материал должен слегка просвечиваться.
Внешний вид
Звучание благородного материала
Костяной фарфор легко проверить на подлинность при помощи деревянной палочки. Коснитесь края статуэтки, чашки, блюдца, слушайте звуки. Если разливается длинный, чистый, мелодичный звук, который затихает медленно, внезапно не обрывается — настоящий фарфор. Глухое звучание, неприятный скрип — сигнал, что перед вами подделка, замаскированная керамика.
Дно и ножка изделия
Предметы из фарфора имеют идеально гладкое основание. Как проверить: поставить на стол, убедится, что нет зазора, волн.
Ножка, нижний ободок предметов из благородного материала всегда остаются непокрытыми глазурью. Это обусловлено технологией производства, при обжиге ободок может спекаться, невозможно будет отделить фигурку, не повредив ее. Изнанка статуэтки должна быть аккуратной, без трещин и царапин.
Роспись
Оригинальная фарфоровая фигурка, блюдо, сервиз отличаются наличием четкого, детализированного рисунка. Плотный благородный материал после обжига не имеет больших пор, поэтому краски ложатся ровно, создают красивый, броский орнамент без дефектов. Со временем гамма оттенков не теряет насыщенности, линии не растекаются.
Нежный молочно-белый оттенок, иногда сливочный — сигнал, что перед вами оригинальный, качественный фарфор без посторонних примесей, искусственных полимеров.
Насыщенней голубой, серый, желтый фон, неоднородный с переливами этих полутонов — признак подделки или бракованной партии. Недобросовестный производитель может добавлять белоснежный пигмент в сырье. Обнаружить обман можно при изучении дна статуэтки, на ободке проявляется настоящий оттенок. Окрашенный фарфор не будет просвечиваться.
Тест температурой
Благородный материал отлично сохраняет тепло. Нагрейте предмет, стенки должны долго оставаться теплыми.
История и значение клейма на фарфоровых изделиях
Клеймо на фарфоре — это свидетельство качества и многолетних традиций. Компании таким образом подтверждают качество изделия и заверяют в нем покупателя. Традиции и опыт в производстве керамики наилучшего качества помогают создать фарфор, который украсит любой стол. Коллекция посуды может служить не только украшением, но и являться культурным достоянием. Некоторые изделия всемирно известных фабрик находятся в музеях, а другие экспонаты стали собственностью частных коллекционеров.
Фарфор из Германии
Немецкий фарфор — один из самых дорогих и востребованных на рынке. 300-летние традиции и неизменное качество — вот основа успеха.
Немеций винтажный фарфор — клеймо «kahla»
В начале XVIII века алхимик из Германии получил от графа задание создать искусственным путем золото. Несмотря на все старания, алхимику добыть золото так и не удалось, тогда он попросил разрешение у графа остаться в городе и заняться производством фарфора. Этим алхимиком был Беттгер. Его давно интересовала тайна фарфора, которая была на тот момент доступна только китайским мастерам.
На разгадку таинства у алхимика и его соратников ушло два года, и вот, наконец, Беттгер решил проблему в одно мгновение. Как-то он стоял перед зеркалом и пудрил парик сухой белой глиной, в этот момент к нему и пришла разгадка. История достаточно банальная, но она имеет продолжение.
Беттгер с соратниками создал мануфактуру. В ней на поверхность фарфора наносилась краска, узоры и обильная лепнина, что изначально скрывало несовершенства. Структура материала была пористой, что свидетельствовало о низком качестве керамики. Но с годами мастерам удалось достичь совершенства, и фарфор превратился в произведение искусства.
Секрет производства был достаточно прост и одновременно сложен. Для производства качественной керамики необходима белая и чистая глина, белый песок, шпат и слюда. А также важна и технология производства, у фарфора она особая:
Двойной обжиг необходим для того, чтобы придать посуде прозрачность. Если поднести фарфор к свету, то солнечные лучи пройдут через него. Во время второго обжига фарфор раскаляют до максимальной температуры. При таких высоких градусах глазурь неизменно должна была бы расплавиться, а изделие прилипнуть к печи. По этой причине глазурью не покрывают дно фарфора, которое соприкасается с поверхностью печи.
Когда алхимик раскрыл секрет производства, его внимание сосредоточилось на дизайне. На поверхность изделий наносились характерные узоры: ягоды, плоды, дивные цветы и птицы.
История мейсенского фарфора очень интересна, свою нотку в развитие стиля и качества привнес и Херольд, к которому впоследствии перешла фабрика. В России XIX века изделия этой фабрики очень ценились. Четыре дня в неделю работники завода производили фарфор для покупателей из России. Но и в Европе у этой керамики было немало поклонников среди высокопоставленных граждан.
Причина популярности заключалась в следующем:
Своеобразный стиль и качество сохранились до сих пор, Meissen следит за продукцией и краски для фарфора смешивают и наносят на поверхность изделий вручную. Коллекционеры ценят не только ту посуду, которую относят к антиквариату, но и современную продукцию. Она практически не изменилась, и в этом главная ценность фарфора марки Meissen.
Клейма фарфора Meissen по годам
Клейма на фарфоре изначально не было, но это упущение скоро было исправлено. Мейсен отличается тем, что на протяжении 300 лет не меняет логотипа, на посуде, как и прежде, красуются два скрещенных меча. Клеймо неизменно покрывают глазурью, что свидетельствует о его подлинности.
Еще одна марка, которая требует внимания, основана Филипом Розенталем, который в конце XIX века основал художественную студию по росписи фарфора. Эта мастерская быстро превратилась в завод и стала приносить владельцу существенные доходы. Из маленькой мануфактуры, в которой работал один художник, Розенталь сумел сделать компанию под названием Rosenthal, в которой трудились около тысячи сотрудников.
Таким образом, выгодная тактика слияния технологий и искусства помогла открыть несколько линий по производству посуды:
Розенталь предлагает различные решения и помогает выбрать необходимую посуду, которая подходит любому покупателю. Компания не следует моде, а диктует ее.
Виллерой и Бох — еще одна компания из Германии, которая на протяжении долгих лет занимается производством фарфора. Начиная с 1748 года по всему миру открылось более 20 заводов, которые занимаются выпуском элитной керамической посуды, изготовлением фарфора и сантехники. Несмотря на большое представительство, Villeroy & Boch расположил свой офис в Германии.
Фарфоровые куклы и статуэтки — также произведения искусства немецких профессионалов. Они поражают своей красотой и изяществом. Статуэтки нередко украшают музыкальные шкатулки, а также могут выступать в качестве атрибута посуды (емкости для уксуса или солонки).
Клейма фарфора из Германии:
Сегодня на территории Германии работает больше 10 крупных заводов, которые занимаются производством посуды из керамики. И они имеют различные клейма фарфора.
Фарфоровый бум за несколько лет захватил всю планету, по этой причине в скором времени из фарфора стали делать не только статуэтки и посуду, но и кукол, которые пользовались невероятной популярностью среди женщин любого возраста. На кукол также ставили клейма.
Что было в СССР?
С приходом к власти большевиков ситуация в стране изменилась. В Российской Империи фарфор был признаком достатка и благополучия, коммунисты, решив бороться с остатками буржуазности, решили уничтожить фарфоровые статуэтки и предметы быта. А также власти приняли решение о создании статуэток, которые наиболее подходят населению страны.
Решив пропагандировать образ рабочего человека, большевики пришли к мысли о том, что созданные фигурки должны отражать ценности эпохи. В большинстве случаев из фарфора изготавливали следующие фигурки:
Нередко такие изделия относят к произведениям искусства, они отражают веяния эпохи, помогают наглядно ознакомиться с историей и изучить характерную одежду того времени.
Если клейма фарфора на статуэтке найти не удалось, а такие изделия встречаются часто, то оценка их подлинности, а также периода производства проводится в индивидуальном порядке. Необходимо проведение экспертизы, которая поможет специалисту установить ценность изделия. Если же на поверхности фарфора есть клеймо, установить его стоимость не составит особого труда.
В Советском Союзе в виде клейма могла выступать и фамилия скульптора. А также на поверхность керамики наносился и год изготовления. Для коллекционеров знание марок считается ценным навыком. Причина в том, что любой фарфор может быть подделкой, при этом приобретенное изделие способно иметь поразительное сходство с оригиналом, распознать подделку в таком случае сложно даже эксперту.
Впервые маркировка на фарфоре появилась достаточно давно, К. Х. Гунгер, приглашенный на работу в 1741 году в Россию, заставил поставить клеймо на изготовленную чашку. После мастер закончил свою работу, но в истории остался как первый эксперт, который поставил клеймо на керамику в России.
Клейма фарфора бывают двух видов: одни наносят на глазурь, другие под глазурь. В большинстве случаев маркировка — это крупные буквы, выпуклые, которые сочетаются с датой изготовления изделия. Стоит отметить, что на гжельскую майолику в XVIII веке марки не ставили вовсе.
Марки фарфора в СССР:
Клеймо свидетельствовало о качестве изделия, его принадлежности к той или иной фабрике. Если на поверхности фарфора нет клейма, это не значит, что его нельзя классифицировать как антикварный. Но определить время изготовления изделия и его стоимость на рынке под силу только эксперту.
Ответ из Франции
Загадка фарфора не давала покоя не только немцам, но и французам. Разгадать тайну и изготовить посуду, которая ничем не отличается от работы мастеров из Азии, — это главная задача короля Франциска Первого. Его усилия привели к тому, что во Франции появился мягкий фарфор.
Имитация работы мастеров из Китая привела к созданию собственного стиля. Посуду начали называть мягким фарфором и украшать характерным орнаментом. Синий рисунок на поверхности изделий стал визитной карточкой французских мастеров. Но продлилось это недолго, поскольку французам не давал покоя секрет мастеров из Японии и Китая.
Желая получить ответ на все вопросы, Франция заплатила баснословные деньги за сервиз из Сиама. Этот фарфор был куплен за серебро, его тщательно исследовали, желая получить керамику наилучшего качества. В то время как мастера всей Франции изучали прибывший из Сиама сервиз, технология изготовления мягкого фарфора уплыла в Англию.
Французы испытывали невероятное желание создать что-то, что напоминало бы работу мастеров из Азии. Поэтому умудрялись копировать рисунок, который китайцы наносили на поверхность посуды из керамики. Технология создания оригинального фарфора стала доступна мастерам Франции только в XVIII веке, а практически 100 лет французы занимались тем, что имитировали изделия из Китая.
Примерно в это же время мастера стали постепенно отходить от имитации и занялись созданием собственного стиля.
Севрская фарфоровая мануфактура изменила представление Франции о фарфоре и изделиях из керамики. Спасибо за это стоит сказать Людовику XV и Мадам де Помпадур, которая покровительствовала мануфактуре. Предприятие успешно дожило и до наших времен, оно на протяжении сотен лет считалось наиболее успешным. Мануфактура была изначально королевской, потом перешла в статус императорской. Изделия работы знаменитых художников можно смело приравнять к произведениям искусства.
В 70-х годах XVIII века производство изделий из твердого фарфора было начато в городе Лимож. Один из господ того времени сообщил аптекарю о том, что его жена использует белый порошок для стирки белья. Этим порошком была белая глина. Случай помог открыть месторождение белой глины и китайского камня, что и предопределило статус города.
Лимож и так считался столицей декоративного искусства, а обнаруженные залежи природных материалов сделали его столицей фарфора во Франции. Клейма фарфора марки Лимож на сегодняшний день могут быть различными, причина в том, что под маркой работают несколько мануфактур, которые также занимаются производством керамики.
Предприятия Лиможа представляют собой несколько заводов и фабрик, которые объединяет только географическое положение. Наиболее крупное и заметное производство — это Бернардо и Хавиленд. В мануфактуру был приглашен молодой специалист, который за семь лет смог превратить компанию в современное технологичное предприятия и сделать производство фарфора семейным.
Несомненно, клеймо на фарфоре или керамике — это в первую очередь знак качества и гарантия того, что покупатель приобретает подлинное произведение искусства, а не подделку, стоимость которой не превышает нескольких долларов. Но подчас разобраться в подлинности изделия бывает сложно; чтобы не попасть в затруднительную ситуацию и купить посуду высокого качества, стоит перед покупкой проконсультироваться с экспертом.