Что значит кхи на подстаканнике
Клеймо на подстаканнике
Подстаканники, некогда бывшие обыденными предметами обихода, сегодня больше занимают полки музеев. Однако нередко и в наше время ценители русских
чайных традиций непросто бережно хранят эти предметы, но и используют для чайных церемоний. Подстаканник как культовый атрибут исконных традиций превращает простое чаепитие в некое таинство, передавая заложенный в него смысл.
Подстаканники советского периода в особенности несут смысловую нагрузку и отражают дух своей эпохи. Трудовые достижения, Великая Победа, покорение космоса и другие значимые события навсегда запечатлены на этих предметах.
Начиная с 30-х гг. XX века аксессуары для чаёвничания производились на множестве заводов, артелей и ювелирных мастерских. При этом каждое изделие обозначалось клеймом. Клеймо наносилось в виде оттиска и несло информацию об изготовителе и материале изготовления. В некоторых случаях по клейму можно было определить дату выпуска. Большинство изделий, за исключением серебряных, дополнительно клеймились буквой «Ц» и цифрой, что обозначало стоимость предмета.
Клеймо на подстаканнике
Наиболее распространенными были подстаканники из мельхиора, которые имели 2 вида клейма: «МЕЛЬХ» и «МНЦ». Первое клеймо принадлежит более раннему периоду и сокращено означает мельхиор. В дальнейшем мельхиор получил более широкое применение, при этом некоторые сплавы стали дополняться свинцом. Материал, содержащий свинец, не подходил для пищевых целей. Для производства подстаканников, ложечек и других столовых предметов мельхиор, имеющий в своем составе свинец в чистом виде, не использовался и применялся только лишь с покрытием серебром. Именно поэтому было введено новое клеймо «МНЦ». Подстаканник МНЦ отличался устойчивым матовым блеском, похожим на серебро. Три заглавные буквы означали состав сплава – медь, никель, цинк.
Что значит клеймо МНЦ на подстаканнике?
Клеймо МНЦ на подстаканнике свидетельствовало о том, что мельхиор не содержит свинца и материал безопасен для здоровья. При этом старое клеймо «МЕЛЬХ» могло ставиться на посеребренных подстаканниках. Изделия из серебра клеймились пробой.
Алюминиевые подстаканники приобрели широкое распространение в 60-х. Они были в 2-3 раза дешевле и в основном использовались в железнодорожной сфере. Алюминиевые изделия не клеймились обозначением материала, но имели знак завода изготовителя.
Знаменитый «Глухарь» Кольчугинского металлургического завода был один из самых узнаваемых брендов того времени. Не менее популярными были подстаканники, изготовленные в ювелирных мастерских, имеющих клеймо «ЮМ». За буквами следовали цифры, по которым можно определить год выпуска. Например, клеймо ЮМ0МЕТ означало, что подстаканник выпущен в 1960 г. и выполнен из металла, т. е. сталь. Если после аббревиатуры стояла цифра отличная от нуля, то это значило, что изделие выпущено в 50-х годах, а сама цифра соответствовала последней в дате года выпуска.
Что значит клеймо на подстаканнике КХИ?
Особого внимания заслуживает «Казаковская скань». Клеймо на подстаканнике КХИ удостаивало изящные высокохудожественные изделия Казаковского завода художественных изделий. На Руси это была первая артель, где выпускались сканные изделия.
Множество других клейм, которые ставились не только на подстаканниках, но и на других изделиях, отражающих народное творчество, обычаи и традиции советского народа, собрать в едином каталоге достаточно трудно. Но все же это было сделано в книге «Золотое и серебряное дело 15-20 в.». Автором книги стала М. М. Постникова-Лосева, которая кропотливо, по крохам, собирала исторические сведения. В книге есть изображения, расшифровки и каждое клеймо имеет порядковый номер.
Клеймо на подстаканнике
Подстаканники, некогда бывшие обыденными предметами обихода, сегодня больше занимают полки музеев. Однако нередко и в наше время ценители русских
чайных традиций непросто бережно хранят эти предметы, но и используют для чайных церемоний. Подстаканник как культовый атрибут исконных традиций превращает простое чаепитие в некое таинство, передавая заложенный в него смысл.
Подстаканники советского периода в особенности несут смысловую нагрузку и отражают дух своей эпохи. Трудовые достижения, Великая Победа, покорение космоса и другие значимые события навсегда запечатлены на этих предметах.
Начиная с 30-х гг. XX века аксессуары для чаёвничания производились на множестве заводов, артелей и ювелирных мастерских. При этом каждое изделие обозначалось клеймом. Клеймо наносилось в виде оттиска и несло информацию об изготовителе и материале изготовления. В некоторых случаях по клейму можно было определить дату выпуска. Большинство изделий, за исключением серебряных, дополнительно клеймились буквой «Ц» и цифрой, что обозначало стоимость предмета.
Клеймо на подстаканнике
Наиболее распространенными были подстаканники из мельхиора, которые имели 2 вида клейма: «МЕЛЬХ» и «МНЦ». Первое клеймо принадлежит более раннему периоду и сокращено означает мельхиор. В дальнейшем мельхиор получил более широкое применение, при этом некоторые сплавы стали дополняться свинцом. Материал, содержащий свинец, не подходил для пищевых целей. Для производства подстаканников, ложечек и других столовых предметов мельхиор, имеющий в своем составе свинец в чистом виде, не использовался и применялся только лишь с покрытием серебром. Именно поэтому было введено новое клеймо «МНЦ». Подстаканник МНЦ отличался устойчивым матовым блеском, похожим на серебро. Три заглавные буквы означали состав сплава – медь, никель, цинк.
Что значит клеймо МНЦ на подстаканнике?
Клеймо МНЦ на подстаканнике свидетельствовало о том, что мельхиор не содержит свинца и материал безопасен для здоровья. При этом старое клеймо «МЕЛЬХ» могло ставиться на посеребренных подстаканниках. Изделия из серебра клеймились пробой.
Алюминиевые подстаканники приобрели широкое распространение в 60-х. Они были в 2-3 раза дешевле и в основном использовались в железнодорожной сфере. Алюминиевые изделия не клеймились обозначением материала, но имели знак завода изготовителя.
Знаменитый «Глухарь» Кольчугинского металлургического завода был один из самых узнаваемых брендов того времени. Не менее популярными были подстаканники, изготовленные в ювелирных мастерских, имеющих клеймо «ЮМ». За буквами следовали цифры, по которым можно определить год выпуска. Например, клеймо ЮМ0МЕТ означало, что подстаканник выпущен в 1960 г. и выполнен из металла, т. е. сталь. Если после аббревиатуры стояла цифра отличная от нуля, то это значило, что изделие выпущено в 50-х годах, а сама цифра соответствовала последней в дате года выпуска.
Что значит клеймо на подстаканнике КХИ?
Особого внимания заслуживает «Казаковская скань». Клеймо на подстаканнике КХИ удостаивало изящные высокохудожественные изделия Казаковского завода художественных изделий. На Руси это была первая артель, где выпускались сканные изделия.
Множество других клейм, которые ставились не только на подстаканниках, но и на других изделиях, отражающих народное творчество, обычаи и традиции советского народа, собрать в едином каталоге достаточно трудно. Но все же это было сделано в книге «Золотое и серебряное дело 15-20 в.». Автором книги стала М. М. Постникова-Лосева, которая кропотливо, по крохам, собирала исторические сведения. В книге есть изображения, расшифровки и каждое клеймо имеет порядковый номер.
Российские и советские подстаканники
Подстаканник – атрибут русской чайной традиции, который ассоциируется с душевными и неторопливыми семейными застольями, железнодорожной романтикой. Изделие приятно держать в руках, рассматривая затейливые узоры, наслаждаясь духом свежезаваренного напитка. Стакан не трескается даже от крутого кипятка, так как металлическая подставка быстро поглощает тепло. Чай согревает, но не обжигает руки за счет удобной ручки.
Появление подстаканников в России
Существует несколько версий появления подстаканника в нашей стране. По одной из них, первые подставки под стаканы с горячими напитками были изготовлены новгородскими мастерами из дерева (17 век). Их украшали растительным орнаментом. Появлению подстаканников на новгородчине предшествовало создание первых стеклянных стаканов. По другой версии, подстаканники были завезены с востока и распространились вместе с развитием сети железных дорог как атрибут путешествия, повышавший комфорт пассажиров.
Одина из самых старых подставок под стакан с чаем, дошедшая до наших дней, была изготовлена на Тульском оружейном заводе в конце 18 столетия. Дно изделия было закрыто, чтобы можно было наливать согревающие напитки в сам сосуд, например, пунш.
Изначально чай из подстаканников пили исключительно мужчины. Ближе к 19 веку в России появились маленькие дамские подстаканники. Размер подставок под горячее питье отличался, так как по правилам этикета женщинам полагалось пить и есть меньше мужчин.
Сюжеты и материалы для подстаканников
Наиболее высокохудожественные подстаканники изготавливали в 19 веке, в дореволюционный период 20 века. Для придания аксессуару торжественности использовали драгоценные металлы, технику литья, штамповку, чеканку, цветную ретушь, придумывали для украшения различные композиции. В подражание застольным древнерусским чаркам в верхней части изделия наносилась резьба в виде пожелания, чаще всего «Пейте на здоровье». Подстаканники знатных семейств украшали монограммой или именем хозяина.
В середине 19 века подставки под стаканы с горячим чаем выполнялись в стиле нео-рококо или неоклассицизма, во второй половине столетия – в «русском стиле». Последнему были присущи простонародные мотивы: «бочонки», «берестяные кузовки», «бревенчатые заборы».
На рубеже веков на подстаканниках любили изображать славных богатырей, прекрасных царевен в кокошниках. В первое десятилетие 20 века в моде были аксессуары для чаепития с лошадями, сценами охоты и сопутствующей атрибутикой. Эти сюжеты впоследствии перекочевали на советские столовые приборы.
После революции 1917 года выпуск подстаканников как пережитка буржуазной жизни практически прекращается. Но эти атрибуты чайной традиции успели полюбиться обществу, прижились не только в домашних буфетах, но и в пассажирских поездах, общепитах. Поэтому в период НЭПа их производство возобновляется. Первые советские экземпляры, которые были копиями дореволюционных моделей, поставлял завод «Платиноприбор». Их изготавливали на конфискованном оборудовании. Также производством занимались частные артели.
Начиная с 30-х годов подстаканники выпускаются массово. На них изображалась символика новой власти, рабочие и крестьяне, вожди, достижения страны, значимые события и даты, цветы. Подставки стали еще одним средством наглядной социалистической пропаганды. Применялись техники литья, гравировки, выдавливания рисунка.
Подстаканник рельефный «В память о Всесоюзной сельскохозяйственной выставке», латунь, литье, артель «1-я ювелирная фабрика», СССР, 1939 год
После Великой Отечественной войны на подстаканники шли отходы штамповочного производства, их форма упростилась. С развитием металлургической промышленности предметы сервировки производят из нержавейки, алюминия, мельхиора. Самыми дорогими были мельхиоровые подстаканники с сюжетами об освоении целины, космосе, стройках. Они были атрибутами чаепития партийных работников, вручались в качестве награды призерам соревнований. Также подставки украшали цветами, портретами знаменитостей.
Подстаканник «К звездам. Валентина Терешкова», мельхиор, Мстерская художественная фабрика «Ювелир», СССР, 1968 год
Все советские подстаканники снабжались клеймом, на котором обозначался материал, цена, изготовитель. На подставках из госзаказа, выпускавшихся для нужд пассажирских поездов, воинских частей и других госструктур, цена не указывалась, так как они не были предназначены для свободной продажи.
Заводы по производству подставок находились в каждом крупном городе страны. Большое количество подстаканников закупало Министерство путей сообщения. Чай в поездах подавали в подстаканниках, что было удобно и безопасно. Аксессуары делали стандартного диаметра, независимо от места изготовления. Производством подставок из латуни и мельхиора занимались Ленинградский ювелирный завод, Кольчугинский завод, Мстерская ювелирная артель, Киевский завод столовых приборов и другие. Сканью украшали подставки в Красном на Волге, Мстере. Алюминиевые производили в Москве, Ленинграде, Мытищах, Минске, Днепропетровске. Подстаканники РЖД используются по назначению и в наше время.
Подстаканник «РЖД. Россия живет дорогами», мельхиор, Россия, 2000-2010 гг.
Кольчугинские подстаканники
Блестящие пластины-заготовки будущих подстаканников мастер кладет под пресс для нанесения оттиска узора, каждую выравнивает вручную. Их делают в основном из латуни. Края изделия скрепляют между собой высокотемпературной газосваркой. Дно соединяют со стенками, загибая их края на специальном станке. Изгиб ручки – ручная операция.
Латунные и медные заготовки покрывают защитным и декоративным покрытием, они приобретают серебристый оттенок. 5-10 процентов изделий покрывают серебром, 100-200 коллекционных экземпляров – золотом.
Гравировка наносится вручную, мастера могут выполнить любой заказ. Востребованные сюжеты – герб России, символ Олимпиады-80, «Три богатыря», «Охотники на привале», Московский кремль.
Подстаканник «Советский космос», мельхиор, Кольчугинский металлургический завод, СССР, 1960-1980 гг.
Российские чайные традиции
Чай стали завозить в Россию еще при Иване III, но современники не сумели оценить его по достоинству, и напиток ушел в забвение. Интерес к чаю пробудился при царе Михаиле Федоровиче Романове, стал популярен при дворе.
Дворяне придерживались британской культуры чаепития: пили чай из фарфорового сервиза за безукоризненно накрытым столом, часто с молоком. Целью застолья было не насыщение, а светская беседа. Именно в дворянской среде прижился обычай пить чай из стеклянных стаканов, устанавливая их в изящные серебряные подстаканники. Традиция постепенно забылась, возродившись вновь в трактирах для простонародья. Чай смешивали со спиртным.
Купеческий чайный стол ломился от разнообразной выпечки, варений, закусок. Чаепитие было долгим, «до седьмого пота». Использовался один заварочный чайник с очень крепкой заваркой, которая разводилась кипятком из самовара непосредственно в чашке. Традиция двухчайниковой заварки сохранилась до наших дней.
В мещанской среде использовали более дешевые сорта чая, более простые закуски. Светская беседа сопровождалась песнями, игрой на музыкальных инструментах.
Крестьяне и рабочие пробовали настоящий чай в трактирах, дома довольствовались его травяными аналогами.
До революции чай доставляли, в основном, из Китая. Русские купцы обменивали его на ткани, кожи, меха, изделия металлургии. После Октябрьской революции в стране наступил «чайный период», продолжавшийся до 1923 года, когда организация «Центрочай» распределяла огромные конфискованные запасы частного чая по предприятиям для бесплатной выдачи заварки рабочим и военнослужащим. Была поставлена цель снизить зависимость СССР от импорта чая. Его стали выращивать в Грузии, Азербайджане, Краснодарском крае.
Напиток из отечественного сырья уступал по качеству привозному. Для лучшего заваривания на чайник надевали утепленный колпак, который шили из разноцветных лоскутков в виде женщины в пышной юбке – «бабы на чайник».
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
РАСШИФРОВКА КЛЕЙМА ПОДСТАКАННИКА
Общеизвестно, что почти каждый подстаканник, изготовленный в Советском Союзе, несет на себе не только практическую и художественную нагрузку, а также информативную.
Варианты информативной нагрузки могут быть такие: завод-изготовитель, материал изделия, цена изделия, а также возможен некий набор букв, которые для многих ценителей этого предмета, являются «абракадаброй».
Именно для интересующихся этой загадкой людей, предназначена следующая информация.
Буквы «с ЮM0 до ЮM8» обозначают годы изготовления с 1960 по 1968, в 1969 году ставились буквы: «9ЮM».
К 1970-му году штемпель изменился и выглядел таким образом: 0ЮM – 8ЮM, что соответствует следующим годам изготовления: с 1970 по 1978.
В 1980 году возвращается клеймо ОЮМ, подстаканники характеризуются ценами на порядок выше, чем цены предыдущих периодов.
Вашему вниманию представлены два одинаковых подстаканника «Зимняя тройка».
Рис.1. Подстаканник «Зимняя тройка» с клеймом «МЕТ ММ5 1 СОРТ».
Рис.2. Подстаканник «Зимняя тройка» с клеймом «0ЮМ МЕТ».
Рис.3. Фасадная часть подстаканников.
Рис.4. Клеймо подстаканника «Зимняя тройка» с клеймом «0ЮМ МЕТ».
Оба подстаканника производились с 1950-х вплоть до 1970-ых годов в Мстере и изготовлены из покрытого серебром мельхиора.
У первого подстаканника клеймо «МЕТ ММ5 1 СОРТ», у второго: «0ЮМ МЕТ».
В данном случае, один из представленных подстаканников произведен в 1955 году, о чем свидетельствует штемпель: МЕТ MM5 1COPT.
Следующий подстаканник существенно моложе. Он произведен ив 1970-м году (штемпель: 0ЮMMET).
Часто на нижней части подстаканника находятся также обозначения цены в форме штемпеля, например, » Ц 1Р20К «, что значит 1 руб. и 20 коп. Буква «Ц» означает «ЦЕНА». Штемпель цены никогда не ставился на серебряных подстаканниках.
Эта информация стала известна благодаря каталогу «ЗОЛОТОЕ И СЕРЕБРЯНОЕ ДЕЛО XV-XX в.в.»
Авторы: М.М. Постникова-Лосева, Н.Г. Платонова, и Б.Л. Юлианова, издательство «Трио», Москва, 1995.
Буквы на подстаканниках
Буквы на подстаканниках
Сообщение ESol » 05 фев 2014, 22:55
Информация для любителей кольчугинских подстаканников!
Есть возможность внимательно пересмотреть свои коллекции
Сегодня, просматривая свои подстаканники, случайно обнаружил на одном буквы М и Г. Пересмотрел остальные, нашёл ещё на одном.
У меня это подстаканники Воин-освободитель с клеймом МНЦц2р59к и XXV съезд КПСС с клеймом МНЦ Ц 4р60к
Буквы находятся вот этих завитках узора подстаканника, справа и слева от центрального медальона.
Интересно, у кого-то есть на других подстаканниках подобные или другие буквы?
Буквы на подстаканниках
Сообщение Владимир Мих. » 06 фев 2014, 13:47
Буквы на подстаканниках
Сообщение юрий » 06 фев 2014, 16:58
Буквы на подстаканниках
Сообщение ESol » 06 фев 2014, 17:10
Буквы на подстаканниках
Сообщение ESol » 06 фев 2014, 22:32
Новые находки сподвигли на создание отдельной темы!
Подстаканник Тюменская область (и ещё многие похожие)
Эти же буквы спрятались и в ветках узора по бокам от центрального медальона.
С левой стороны от медальона буква Г
С правой стороны буква Н
Эту находку сделала Ольга (Helga)
Re: Буквы на подстаканниках
Сообщение ESol » 06 фев 2014, 22:36
Подстаканник Динамо. Истинному болельщику (и ещё некоторые другие)
Re: Буквы на подстаканниках
Сообщение ESol » 06 фев 2014, 22:39
Подстаканник ГУМ
Здесь уже другие буквы Д и А
Re: Буквы на подстаканниках
Сообщение ne_dimon » 07 фев 2014, 20:54
Re: Буквы на подстаканниках
Сообщение Сандо » 07 фев 2014, 21:08
Re: Буквы на подстаканниках
Сообщение ESol » 07 фев 2014, 21:27
Класс. А ведь я вчера просматривал, и не увидел(((