Что значит категория товара
Формирования товарных категорий
Товарная категория — это группа товаров, которые в процессе удовлетворения потребностей воспринимаются покупателями как взаимосвязанные и взаимозаменяемые. Товарный ассортимент сегментируется на отдельные товарные категории в соответствии с потребностями, вкусами и предпочтениями покупателей на основе оценки рейтинга продаж или проведения фокус-группы. В результате сегментирования каждая товарная категория получает свое наименование, отражающее сущность и предназначение товаров, составляющих данную категорию. Для осуществления сегментации ассортиментной матрицы магазина на товарные категории определяются основные потребительские свойства товаров, нацеленные на удовлетворение схожих потребностей. После этого выбираются наиболее значимые свойства, которые в результате и становятся критериями сегментации. В результате формируется ассортиментный классификатор магазина, который в зависимости от ширины и глубины ассортимента делится на товарные направления, товарные категории, подкатегории, группы, подгруппы, бренды и артикулы. Количество уровней в товарном классификаторе зависит от глубины ассортимента: чем он глубже, тем больше уровней включает в себя ассортиментный классификатор.
Как уже было сказано, ассортиментный классификатор должен разрабатываться с ориентацией на предпочтения покупателей. Для этого необходимо получить ответы на следующие вопросы:
кто является целевым покупателем магазина, каков его пол, возраст, социальный статус, район проживания и т.д.;
что именно приобретает покупатель — сам товар, торговую марку, вкус, цвет и т.д.;
каким образом покупатель обычно совершает покупку— в конкретном магазине, в любом магазине, в магазине рядом с домом, заказывает по телефону или Интернету и т.д.;
что более всего стимулирует покупателя к покупке — сам товар, его цена, его продвижение и т.д.;
как часто покупатель совершает покупку товара.
После разработки ассортиментного классификатора необходимо определить роль каждой товарной категории в ассортиментной политике магазина. Для этого необходимо провести сравнительный анализ категорий путем исследования требований и предпочтений целевых групп покупателей, анализа конкурирующих торговых сетей и отдельных магазинов с разными стратегиями позиционирования.
Кроме того, целесообразно оценить потенциал каждой товарной категории с помощью таких показателей, как объем продаж, валовая и чистая прибыль и коэффициент оборачиваемости и др.
После расчета потенциала товарной категории необходимо разработать критерии для ее оценки, которые будут показывать, насколько фактические данные по объемам продаж и прибыли соответствуют потенциалу. Это необходимо сделать для того, чтобы иметь возможность реагировать и оперативно решать вопросы по изменению результатов продаж и прибыли, если они существенно ниже потенциала.
Грамотное управление товарной категорией требует разработки категорийной стратегии и определения тактических действий. Стратегия категории разрабатывается с учетом максимального удовлетворения потребностей покупателей и с ориентацией на оптимизацию товарных потоков и издержек магазина.
Тактические действия в рамках разработанной стратегии предполагают:
определение ассортимента товарной категории;
осуществление ценовой политики;
реализацию программы продвижения товаров;
размещение товаров на торговом пространстве магазина;
разработку и реализацию плана поставок и транспортировки товаров.
На основе разработанной стратегии в магазине должна быть сформирована ассортиментная карта; если речь идет о розничной сети, то ассортиментная карта может разрабатываться для всех магазинов, работающих в одном формате. Ассортиментная карта — это список обязательных товарных позиций с указанием количества товара, необходимого для бесперебойной торговли и основных потребительских свойств. Также в ассортиментной карте могут быть указаны возможные заменители товаров на случай их вывода из ассортиментной матрицы магазина. На основании ассортиментной карты, принимая в расчет товарные остатки, категорийный менеджер осуществляет закупки товаров у поставщиков и производителей.
После разработки ассортиментной карты необходимо провести глубокий анализ каждой товарной категории и ее составляющих. Для этого необходимо ответить на ряд вопросов.
Каковы основные характеристики категорий и товаров их составляющих?
Насколько ассортиментная карта отвечает требованиям покупателей?
Какова динамика цен и объема продаж товарных категорий?
Что представляет собой текущая выкладка товаров категории в торговом зале?
Насколько рационально размещены подкатегории, группы и подгруппы?
Как влияет размещение товаров рядом друг с другом на объемы их продаж?
Какие товары приобретаются как сопутствующие к товарам из данной категории?
В каком случае программа продвижения товаров более эффективна: когда продвигается одна категория или когда продвижение проводится совместно для нескольких товарных категорий?
Кроме того, должен осуществляться постоянный мониторинг результатов продаж товарной категории.
Таким образом, категорийный менеджмент предполагает деление ассортимента на категории, группы и подгруппы в соответствии с запросами потребителей и иногда против общепринятой логики и законов товароведения.
Например, товароведение относит сыр к группе молочных продуктов. Однако на прилавках магазинов, которые внедрили систему категорийного менеджмента, вы вряд ли увидите сыр рядом с молоком, сметаной, кефиром и другими молочными продуктами. Обычно сыр размещают рядом с колбасой, так как покупатель воспринимает сыр как продукт для приготовления бутербродов или легкого перекуса, поэтому будет искать его рядом с колбасой, а не молоком. Сыр может быть выложен и отдельно от всех остальных товаров, если целевой покупатель магазина воспринимает его как самостоятельный товар и приходит в магазин именно за сыром, а не за продуктами, чтобы перекусить.
Можно привести еще пример, когда деление ассортимента магазина на товарные категории не соответствует государственным классификаторам, которые описаны в соответствующих нормативных документах.
Так, в рамках товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности к одной товарной группе «Пудра» относятся такие товары, как тальк, румяна, пудра, детская присыпка. Однако при делении ассортимента магазина на товарные категории детская присыпка будет отнесена к категории «Детская косметика», пудра и румяна — к категории «Косметика», а тальк —к категории «Товары для ухода за телом». Это связано с тем, что покупатель будет искать детскую присыпку отнюдь не в отделе косметики, а рядом с другими товарами для ухода за детьми.
Это примеры подтверждают необходимость и значимость детального исследования особенностей поведения и мышления своего целевого покупателя. Для успешной деятельности нам необходимо знать, как он думает, как воспринимает наш магазин, как его ассоциирует в ряду других магазинов, какими категориями он мыслит и т.д. Это объясняет тот факт, что каждая торговая сеть и каждый магазин должны разрабатывать свой ассортиментный классификатор, ориентируясь на своего целевого покупателя, и в соответствии с его предпочтениями организовывать выкладку товара в торговом зале. Это позволит увеличить объем продаж, так как покупателю будет легко найти необходимый товар и сопутствующие товары, например зубную пасту и щетку, стиральный порошок и кондиционер для белья, пиво и чипсы и т.д.
Как систематизировать товары в интернет-магазине: категории, типы и характеристики
Сколько бы ни было товаров в вашем интернет-магазине, вам нужно описывать каждый из них: заполнять характеристики и распределять товары по типам категориям. Не только для учёта, но и для удобства покупателей, которые ищут товары в интернете по определённым параметрам, ценят своё время и ожидают простого и понятного сервиса. Сегодня мы взялись за тему категоризации товаров в Shop-Script и разложили её по полочкам.
1. Характеристики и типы товаров в интернет-магазине
Даже если в вашем интернет-магазине всего несколько десятков товаров, их надо правильно описать и структурировать. Во-первых, чтобы вам было удобно работать с каталогом, во-вторых, чтобы покупатели легко ориентировались на витрине и, наконец, чтобы поисковые системы адекватно показывали ваши товары потенциальным покупателям.
Начнём с самого простого, что поможет создать порядок, — это присвоение товарам характеристик и распределение их по типам.
Характеристика товара
Характеристика — это описание какого-то свойства товара.
Предположим, вы владелец интернет-магазина «Красотка». Продаёте шляпы и шампуни. И у каждого из этих товаров свои характеристики:
Как видите, у разных товаров характеристики могут быть очень разными. Ваша задача — решить, какие из них и каким образом вы покажете покупателям на витрине. Характеристики товаров могут быть представлены в виде простых чисел, диапазонов чисел или слов. В Shop-Script доступны всевозможные варианты:
Каждая характеристика может быть:
Например, характеристика «вес» не всегда нужна для страницы товара, но вес важен для расчёта стоимости доставки. Поэтому на витрине показ этой характеристики можно отключить, но оставить её в базе и учитывать при оформлении заказа.
Товар может иметь сколько угодно характеристик. А когда товаров много и они разные, то со всей базой работать становится сложно. Для удобства товары со схожими наборами характеристик можно объединять в группы. В Shop-Script они называются типами товаров.
Типы товаров
Тип товара — это способ объединения товаров магазина по наборам характеристик.
Можно создать столько типов товаров, сколько вам нужно. Группировка товаров по типам зависит от особенностей вашего бизнеса: рыночной ниши, системы учёта, порядком работы с поставщиками. Вы сами решаете, сколько типов товаров нужно создать, к какому типу должен относиться каждый товар и сколько характеристик нужно в нём заполнить и показывать на витрине.
В Shop-Script у типов товаров есть дополнительные полезные свойства:
В настройках витрины можно выбрать только те типы товаров, которые должны быть видны посетителям магазина. Таким образом легко отключать и снова включать отдельные типы товаров, когда это необходимо.
Сотрудники магазина смогут работать только с теми товарами, к типам которых им открыт доступ.
Типы и характеристики влияют не только на содержимое страницы товара. С их помощью формируется ещё и заготовка, основа для настройки удобной витрины. Переместимся туда и поближе познакомимся с категориями товаров.
2. Категории: организация товаров на витрине
В некоторых системах для создания интернет-магазинов понятия «категория» и «тип товара» объединены в одно.
В Shop-Script у них разные смысл и назначение. И такое разделение даёт вам больше возможностей для представления товаров на витрине.
Категория — это более гибкий инструмент. Категории можно настраивать по-разному: объединить товары нескольких типов в одну общую категорию, создать категорию с товарами только одного типа или сформировать её по выбранным значениям характеристик. Главное — категории дают вам возможность удобно группировать товары. В результате покупатель быстро найдёт интересующий его товар, а вам будет комфортно работать с каталогом.
Вы можете создавать категории двух видов: статические и динамические.
Статическая категория: вы сами закрепляете товары, которые будут отображаться в этой категории.
Динамическая категория: автоматически объединяет товары по какой-то характеристике (цвету, скидке) или другому признаку, который вы выберете.
Теперь на простых примерах расскажем как создать тип, добавить характеристику и настроить категории в Shop-Script.
3. Инструкция: как настроить типы, характеристики и категории товаров в Shop-Script
Когда вы создаёте новый магазин с помощью Shop-Script, у вас есть два пути: наполнить каталог товаров вручную или воспользоваться автоматическом помощником, который загрузит в магазин несколько демонстрационных товаров.
В первом случае в самом начале у вас всего один тип товара со стандартным названием «Обычный товар». Если нужно больше типов и характеристик, то вы добавляете их самостоятельно. Во втором случае вы импортируете демонстрационные товары и вместе с ними получаете готовый набор типов товаров и их характеристик.
Какой бы способ вы ни выбрали, можно в любое время редактировать, копировать и создавать типы и характеристики товаров в настройках магазина.
Как создать новый тип товаров
Вместе создадим новый тип «Игрушки»:
Вместо создания типа вручную можно использовать шаблон. Для этого выбираем вариант «Выбрать из шаблонов»:
Шаблоны помогут сэкономить время. Вы сразу получите нужный тип товаров с набором подходящих характеристик.
Предположим, мы продаём игрушки разных цветов и хотим, чтобы покупатель на витрине мог выбрать нужный цвет. Для этого в тип «Игрушки» добавим новую характеристику «Цвет».
Как создать новую характеристику
Идентификатор — это уникальный код, который используется для характеристики внутри системы, может пригодиться при редактировании шаблонов дизайна и в программировании.
В нашем случае это «Цвет».
Мы создали новую характеристику. Теперь она доступна для всех выбранных типов товаров. В любое время вы можете отредактировать или удалить ненужную характеристику.
Переходим к настройке категорий.
Настраиваем категории: статические и динамические
Предположим, мы хотим, чтобы покупатели могли быстро найти товары к отпуску. Для этого мы решаем создать категорию «Модное лето» и добавить в неё товаров типов «Солнечные очки», «Шляпы», «Купальники» и «Босоножки».
Настраиваем статическую категорию
Напомним, что в статической категории находятся только те товары, которые мы сами в неё добавим.
В меню магазина появилась новая статическая категория. Добавим в неё товары. Для этого отмечаем нужные товары и перетаскиваем их в новую категорию. Или отмечаем нужные товары и используем в правой панели ссылку «Добавить в категорию». В открывшейся форме отмечаем те категории, куда нужно добавить выбранные товары:
Посмотрим на новую категорию на витрине магазина:
Теперь разберёмся с особенностями настройки динамической категории.
Настраиваем динамическую категорию
Динамическая — потому что её состав изменяется автоматически, как только изменятся параметры товаров. Покажем на примере.
Создадим динамическую категорию «Распродажа лета», в которой покупатели увидят все товары магазина со сниженной ценой.
Категория сформирована и автоматически будет меняться, если параметры товара «В наличии» или «Зачеркнутая цена» изменятся. Например, «Сандалии» пропадут с витрины, если их раскупят или если вы удалите зачёркнутую цену в свойствах товара.
Благодаря этой категории вашим покупателям будет удобно выбрать товары к лету и сэкономить!
Владелец интернет-магазина должен стараться бороться за каждого посетителя: завлекать и делать так, чтобы ему было хорошо и удобно. Если вы настроите свою онлайн-витрину с умом и вниманием, то клиентам будет легко выбирать и приятно покупать ваши товары. Проверено на практике! Поэтому старайтесь организовать товары на витрине понятно и привлекательно.
И прежде чем настраивать категории и типы подумайте, как удобнее всего организовать именно ваш каталог товаров. В любом бизнес-процессе и в каждой торговой нише есть свои особенности, которые нужно учитывать при управлении интернет-магазином. Изучайте и используйте полезные возможности Shop-Script, чтобы получить максимальный результат!
Структура интернет-магазина: как правильно распределить товары по категориям
Создание прибыльного интернет-магазина требует понимания того, как работают поисковые системы, как люди ищут необходимые товары и услуги, что может привлечь максимальное внимание к вашему сайту.
Значимость структуры товаров
Разработать структуру нужно еще на этапе проектирования сайта. Иначе в дальнейшем придется делать работу над ошибками, которая чревата потерей времени, денег, и может сопровождаться дополнительными трудностями при заполнении каталога товарами. И если в условиях ограниченного бюджета перед начинающим бизнесменом стоит вопрос: «Что важнее: дизайн или функциональность сайта?», смело выбирайте последнее.
Ошибки при составлении структуры
Многие веб-мастера часто совершают одну серьёзную ошибку: не смотрят на свою структуру каталога глазами клиента. Они выгружают товары в том виде, в каком их прислал поставщик, копируя его структуру. Или иногда руководствуются структурой склада.
Приведём пример неудачной структуры в магазине зоотоваров:
На первый взгляд, товары распределены логично. Но у потенциального клиента почти наверняка или собака, или кошка, или аквариумные рыбки. А теперь представим аквариумиста, решившего поискать на этом сайте корм. Он нажмёт кнопку «Корма» и попадёт в категорию, в которой все корма вперемешку: и для кошек, и для собак, и для грызунов. Найти среди этого хаоса нужный корм для рыб будет непросто.
С учетом этого фактора структура категорий товаров изменится:
Собственно, если зайти на сайты популярных интернет-магазинов, торгующих зоотоварами, то там мы увидим именно эту структуру:
Полезно поставить себя на место вашего клиента, понять его логику поиска товаров и услуг и расположить товары на сайте максимально удобно.
Инструменты для создания структуры
Категории и подкатегории
К распределению товаров по категориям нужно отнестись наиболее ответственно. Ведь изменение структуры на сайте, на котором уже есть трафик, может дорого обойтись. Поэтому при разработке структуры именно категориям нужно уделить основное время.
Большинство всех категорий делятся на три вида:
Тип товара, это то, что мы привели в примере про зоомагазин: корма, лекарства, одежда, игрушки. В магазине одежды это будут: обувь, верхняя одежда, нижнее бельё, сумки, аксессуары. В мебельном магазине: столы, стулья, шкафы, диваны.
Категории товаров в интернет-магазине мебели
Что такое структура, основанная на брендах, объяснять не нужно. Но подходит она далеко не всем, чаще только узкоспециализированным магазинам. Например, в магазине, который продаёт только кроссовки, она будет уместна. В меню такого магазина будет логично сделать категории: Adidas, Nike, New Balance. Если специализация магазина шире, то бренды лучше сделать при помощи фильтра.
Фильтры
Дополнительный инструмент для структурирования товаров – фильтры. Они выстраивают товары внутри категорий в определенной последовательности и помогают клиенту в детализации поиска необходимой вещи. Для того чтобы использование фильтра стало возможным, у каждого товара должен быть параметр, по которому его можно будет отфильтровать.
Фильтры по товарам на сайте
Например, в магазине электроники в категории «смартфоны» параметрами будут: диагональ экрана, операционная система, тип процессора, память, 4g, бренд, цвет корпуса и так далее. В использовании фильтров важно не перегрузить пользователя и соблюсти определенный баланс между недостатком и избытком выбора предложенных характеристик. Чтобы с одной стороны клиент нашел именно то, что ему необходимо, а с другой – не устал от обилия предложенного выбора в фильтре.
Способы создания структуры
Первый способ – скопировать структуру у конкурентов. Выбираете магазин конкурента с похожим ассортиментом, желательно из ТОПа поисковиков по профильным запросам, и делайте структуру по его подобию. Плюсы этого способа очевидны: скорость, простота, отсутствие издержек. Этот способ подходит новичкам. Но минусы тоже есть: ассортимент у конкурента может немного отличаться, также есть вероятность копировать ошибки конкурента.
Второй способ – создание структуры сайта на основе семантического ядра. Плюсы: точное совпадение с запросами потенциальных клиентов. Пример: пользователи набирают в Яндексе или Гугле «прямое свадебное платье цвета шампань». Значит магазину женской одежды нужно в категории «Платья» создать подкатегорию «Свадебные» и настроить фильтр цвета и типа платья. Минус создания структуры на основе семантики: вам потребуется помощь SEO-специалиста или придется самостоятельно разбираться в данном вопросе. Это займет определенное время и стоит денег.
Рекомендации по созданию структуры
Приведём несколько советов, которые помогут избежать других мелких ошибок.
Глубина каталога
Максимальная глубина каталога – три уровня: категория – подкатегория – подподкатегория. Пример: для женщин – одежда – джинсы. Причём старайтесь разместить все товары в два уровня, третий нужен только крупным гипермаркетам или для узкой специализации магазина. Всё, что не помещается в третий уровень стоит делать фильтром.
Избегайте пустых категорий
В подкатегории должно быть не менее 5-7 товаров. Иначе у посетителя останется ощущение «пустого прилавка». Если вы создаёте подкатегорию, но в ней всего 2-3 наименования, возможно и не стоит её создавать? К фильтрам это правило, само собой, не относится.
Один товар в разных категориях
Иногда один и тот же товар нужно разместить в две разные категории. В этом нет ничего плохого, это естественно. У многих интернет-магазинов даже глобальная структура строится по этому принципу. При этом могут использоваться одновременно разные типы структуры.
Структура интернет-магазина Lamoda
Используйте интеллект-карты
На этом всё. Надеемся, статья была полезной для вас. Удачи в продвижении!
Как разобраться в сортах и категориях продуктов (7 фото)
Специально для фишкян подготовлен пост-памятка по самым основным продуктам.
Категории мяса
На мясных продуктах (пельменях, котлетах, колбасных изделиях и прочих) в составе указывается категория мяса, из которого изготовлен продукт.
Сорта куриных яиц
Сорта яиц отличаются лишь весом.
Сливочное масло
В зависимости от массовой доли жира, в Российской Федерации действует следующая классификация масла:
Виды подсолнечного масла
Два основных типа подсолнечного масла: рафинированное и нерафинированное.
Макароны
Макароны подразделяются на 3 вида:
Обычно на этикетке написано, из какого сорта пшеницы изготовлены макароны. Домашняя лапша относится к категории В.
Мука пшеничная
Всего выделяют 5 категорий муки, но в супермаркетах чаще всего продаётся мука трёх видов: высшего сорта, первого сорта и второго сорта.