Что значит каретка под квадрат
Типы велосипедных кареток
Каретки МТВ бывают нескольких стандартов: КВАДРАТ; OCTALINK; ISIS; HOWITZER; Power Spline; с внешними подшипниками под ось 24мм. (например под HOLLOWTECH II; Race Face; FSA и т. д.); безрезьбовые PressFit под оси 24 и 30 мм. и ВВ30.
Каретки МТВ бывают нескольких стандартов: КВАДРАТ; OCTALINK; ISIS; HOWITZER; Power Spline; с внешними подшипниками под ось 24мм. (например под HOLLOWTECH II; Race Face; FSA и т. д.); безрезьбовые PressFit под оси 24 и 30 мм. и ВВ30.
КАРЕТКИ СТАНДАРТА КВАДРАТ
Один из самых старых стандартов, который широко используется и по сей день. Размеры кареток по узлу рамы бывают 68; 70(шоссе); 68/73; 73; 83; 100 и пока самая большая 120. Есть несколько разновидностей квадратной посадки шатунов: ISO; JIS Low Profile и JIS.
JIS Low Profile – Японский стандарт имеет упор в конце квадрата для точного достижения линии цепи (Chain Line). Применялся для шатунов Shimano и практически всеми на трековых шатунах.
JIS – Японские промышленные стандарты. Если у Вас система/шатуны изготовлены в этом веке, то забудьте про предыдущие 2 стандарта упомянутые выше. В 1997 г. Япония предложила ввести единый стандарт. И на сегодня не имеет значения какой производитель ваших шатунов. Если ваши шатуны антиквариат, то в поиске каретки Google Вам в помощь.
Заметили конуса на чашках справа и слева? В этом и есть ключ. Каретка является ремонтной времянкой. Хотя ни что так ни вечно, как временно. Если у вас повреждена резьба в раме или полное её отсутствие, то поможет эта безрезьбовая каретка. Стягивая обе стороны между собой, каретка повисает на тех самых конусах. Почему «голь на выдумки. «? В основном реставрируют «ашанбайки» или ХВЗ. Подсказка в формате оси. Подобных кареток OKTALINK или ISIS я не видел. Размер кареток существует в большом ассортименте: ширина 68/73, а длина вала/оси от 110 до 127.5 мм.
С конца прошлого века активно начали развиваться экстремальные дисциплины велоспорта и оси стандарта «квадрат» не справлялись с нагрузками. Они попросту скручивались спиралью, что сказывалось на не прямолинейным положении шатунов друг к другу. По этому было решено увеличить сечение оси в диаметре. Первыми были Shimano, с них и начнём.
КАРЕТКИ СТАНДАРТА ОКТАЛИНК
OCTALINK – запатентованный Японский стандарт.Размеры кареток по узлу рамы бывают 68; 70(шоссе) и 73. На концах оси по 8 шлицов прямоугольной формы с едва заметным клином под запрессовку шатуна, основная посадка шатуна находится на круглой части оси с небольшим конусом за шлицами. Каретки этого типа имеют встроенные подшипники, где внутреннюю и внешнюю дорожки выполняют роль ось и корпус каретки. Размер резьбы в оси М15.
Каретка OCTALINK V1 – использовалась только под шатуны HOLLOWTECH XTR.
Каретка OCTALINK V2 – использовалась для всех остальных и не только Shimano. Когда появились шатуны HOLLOWTECH II с интегрированной 24 мм. осью каретки OCTALINK перестали делиться на V 1 и V2 и различаются по уровню и маркировке.
Как в ВМХ, так и в МТВ, американцы не могли смириться с монополией, и по подсказке в направлении движения мыслей и конструктива, появился стандарт – ISIS.
КАРЕТКИ СТАНДАРТА ISIS
Размеры кареток по узлу рамы бывают 68; 70(шоссе); 68/73; 73; 83; 100 и пока самая большая 120. Размерность 68/73 придумали Truvativ.
Каретки Truvativ JIS и ISIS имеют стальной или алюминиевый спейсер 2.5 мм. По сути каретка 73 мм., и если ставить её на раму 68 мм., то он, спейсер, компенсирует лишнюю длину. Если у каретки JIS левая чашка сквозная, то у ISIS глухая как на фото выше. Резиновое кольцо закрывает щель между буртиком чашки и рамой и выполняет декоративную функцию. У кареток стандарта ISIS на концах оси имеется 10 клиновидных шлицов образованных выборкой оси полукруглым углублением. Посадка шатуна на ось не имеет касания ни на ребре шлица, ни во впадине между шлицов. Так как шлиц клиновидной формы шатун напрессовывается на верхнюю половину шлица по бокам
и упирается в ограничительное кольцо для фиксации «линии цепи». Каретки этого типа имеют съёмные промышленные подшипники в количестве 2; 3; 4 шт. или 2 двухрядных. Размер резьбы в оси бывает М15; 14 и 12 мм. в зависимости от толщины оси.
КАРЕТКИ СТАНДАРТА POWER SPLINE
Стандарт Power Spline – выдумка от Truvativ, и далеко не самая удачная. Размеры каретки 68/73х113 или 68/73х118. Кострукция та же что и у квадратных кареток, только вместо квадрата 12 мелких прямоугольных параллельных шлицов. Шатун запрессовывался на шлицы за счёт слегка конической формы оси. Визуально определить стоит ли такая каретка у Вас или нет можно по знаку который виден ниже на фото по центру корпуса каретки. Такой знак наносят на правый шатун с внешней стороны.Размер резьбы в оси М8х1
Truvativ сделали попытку на монополию, но из за частых нареканий на надёжность стандарт не прижился.
У всех выше перечисленных кареток, подшипники находятся внутри рамы и имеют между собой более менее одинаковое и не большое расстояние. И вот приходит решение увеличить расстояние между подшипниками, тем самым увеличить рычаг сопротивления, снизить нагрузку на подшипники и увеличить их ресурс. Ну. что получилось, тому и рады. Так появились каретки с внешними подшипниками.СТАНДАРТ КАРЕТОК HOWITZER.Каретки Howitzer – ещё одна выдумка от Truvativ, по сути таже самая ISIS только с внешними подшипниками и более короткой посадкой шатуна (длина оси со шлицами входящяя в шатун), что ослабляет соединение ось-шатун. Определить такую систему можно по одноимённой надписи на лапке правого шатуна.
Как и Power Spline из за частых нареканий, стандарт не прижился.
КАРЕТКИ СТАНДАРТА GXP
Зачем? Ось упираясь в левый подшипник каретки притягивается снаружи шатуном. Это и есть показатель установки «линии цепи». Как и в предыдущих случаях тип каретки определяем визуально по правому шатуну.
КАРЕТКИ ПОД СТАНДАРТ ШАТУНОВ HOLLOWTECH II
На сегодняхний день, это самый распространенный и общепринятый стандарт кареток. Их можно комбинировать между производителями, так как у всех внутренний диаметр подшипников под ось 24 мм. Как правило, бывают шириной 68/73 и 83 мм. Из новых тенденций, ширина 100 и 120 мм для рам типа FATBIKE. На самом деле чашки/подшипники те же, разница в длине пластикового спейсера между ними.
КАРЕТКИ BB90, BB95 Задумка фирмы ТРЕК, ну очень редкие и без чашек, подшипник тот же что и PressFit
Рама имеет средующие размеры:
КАРЕТКИ PRESS FIT
Каретки стандарта PressFit (безрезьбовые, под запрессовку) – бывают диаметром 41; 42 и 46 мм., под 24 и 30 мм. оси. То есть как 41х30 (PF41 Press Fit 30 mm) так и 46х24 (BB30 to 24 mm).41 и 42 мм. стандарт Shimano BB86(шоссе) и BB92(МТВ) где цифра указывает размер кареточного узла рамы.
42 мм.стандарт Shimano ивсе остальные. 46 мм. все остальные.ширина прессфит кареток от 84.5 до 107 мм.
КАРЕТКИ СТАНДАРТА BB30
Это первый формат оси в 30 мм. Узел рамы имеет размеры в диаметре 42 мм и длиной 68мм шоссе и 73 мм. МТВ. Запрессовка подшипников происходит напрямую в раму и упирается в ограничители в виде стопорных колец установленных в пазы.
существуют переходники на евтокаретку 68 и 73
КАРЕТКИ СТАНДАРТА PRESS-FIT 30, BB386 EVO (шоссе) и OSBB (шоссе)
Это относительно новый стандарт кареток на МТВ и шоссе. Наиболее популярен на шоссейных рамах, но в последнее время стал появляться и на МТБ. Узел рамы увеличился в диаметре с 42 мм до 46 за счёт чашек. Теперь подшипник в чашках при запрессовке упираются в торец рамы. К стати подшипник тот же что и в ВВ30.
существуют переходники на евтокаретку 68 и 73
BB386EVO (шоссе) имеет следующие размеры:
OSBB (шоссе) имеет следующие размеры:
КАРЕТКИ СТАНДАРТА BBright
Если упомянули шоссе, то есть и такие. Они асиметричны, как рамы, так и каретки. Диаметр запрессовки стандарта 46 мм.. Можно заменить на обычную ПрессФит каретку с использованием спейсера на ось системы длинной 11-14 мм. с правой стороны. Длина оси системы должна быть соответствующая.
Системы с 30 мм. осью удобны тем, что в алюминиевых шатунах можно заменить ось на нужную длину и редко в карбоновых, если позволяет конструкция:
Есть каретки, которые можно установить в рамы ВВ30 и PressFit30 с помощью имеющегося в комплекте пластикового переходника и резьбового распора уплотнения в диаметре:
КАРЕТКИ СТАНДАРТА Т47 (с резьбой М47х1) под 24 и 30 мм оси
Формат каретки разработан компаниями Chris King и Argonaut Cycles в 2015 году. По сути это рама ПрессФит 46 мм. с нарезанной в ней резьбой. Большой «плюс» в том, что не будет скрипа в соединении рама/каретка как у BB30 и PrissFit. Теперь в карбоновой раме нужна металлическая вставка под резьбу, что слегка увеличит габариты. Для установки/замены такой каретки теперь нужно меньше навыков и попроще инструмент, чем для ПрессФитов.
Рекомендация. На наш взгляд торцевание кареточного узла рамы для установки любой каретки с внешними подшипникамиповысит надёжность работы каретки и её ресурс.
Надеемся, что эта статья поможет вам разобраться в многообразии кареток для велосипеда, и сделать правильный выбор! Купить каретку вы можете непосредственно в нашем магазине. Если вам требуется замена каретки или установка новой, торцовка рамы или полная установка шатунов, то наша веломастеркая вам в этом поможет!СТАТЬЯ НЕ ЗАКОНЧЕНА, БУДЕТ ДОПОЛНЯТЬСЯ.
Стандарты: Типы кареток для велосипеда
Благодаря «маркетинговым войнам», за последние несколько лет на рынок вылилось большущее количество различных стандартов кареток. Благо, в основном это касается только дорогих велосипедов, а в бюджетном и среднем ценовом диапазоне всё более-менее ясно.
Алгоритм выбора каретки
Алгоритм выбора любой каретки выглядить прмерно так:
1. Первым делом при выборе каретки вам нужно разобраться с типом крепления шатуна. Совместимость здесь бывает только в рамках одного стандарта.
Cotter Pin – знакомый нам стандарт из советского прошлого. Такая каретка была стандартом для кареток на велосипедах времён СССР. Фиксация шатуна на каретке происходила непосредственно при помощи пина (у нас его называли «пальцем»), который продевался сквозь шатун и проходил через вырез в оси каретки, отсюда и название. Из-за динамических нагрузок пины вечно раскручивались, и шатуны изрядно болтались.
Octalink – шлицевой стандарт исключительно для шатунов Shimano. Чтобы потребителям не показалось мало существовал в двух версиях Octalink v1 и Octalink v2 с 5мм и 9мм шлицами соответственно.
ISIS Drive – (от Англ. International Spline Interface Standard или Международный Стандарт Интерфейса Шатунов) за счёт больших шлицов и большого диаметра оси каретки увеличивается площадь контакта шатуна с осью, это делает каретку практически не убиваемой. Сама ось полая внутри, что позволяет экономить вес. Стандарт был предложен ещё в 1999 году и был весьма прорывным на тот момент. Его использовали Truvativ, Chris King, Race Face и FSA.
Howitzer – шлицевой стандарт от Truvativ (ныне SRAM), последовавший за ISIS. Первый стандарт, у которого ради увеличения размеров подшипников их сделали «выносными». Встречались каретки и привычном варианте с подшипниками внутри каретки.
Hollowtech II – самый свежий стандарт от Shimano для шатунов с встроенной 24-миллиметровой осью. Сама каретка представляет из себя просто чашки с подшипниками. На такую каретку можно установить любые шатуны с осью 24мм. В данный момент это самый распространённый стандарт.
Giga X Pipe (GXP) – аналог Hollowtech II и развитие ISIS Drive теперь уже от SRAM. Отличия лишь в пыльнике ведомой (левой) чашки, который, несмотря на одинаковый диаметр оси в шатунах (24мм), не позволит вам установить эту каретку не любые другие шатуны не от SRAM.
2. С типом крепления каретки в раме дела обстоят чуть проще. Если у вас МТВ, то с большой вероятностью можно сказать, что у вас BSA стандарт. Однако, узнать точно можно будет после демонтажа каретки.
Press-Fit каретки – не имеют резьбы и запрессовываются в раму. Логичным выглядит этот стандарт в карбоновых рамах, где в кареточных узлах нет металлической «вклейки» с резьбой.
Однако, благодаря добрым дядям-маркетологам эти каретки появлялись и на алюминиевых рамах. Например, алюминиевый Specialized Demo 2011 года оснащался данным кареточным узлом. Причём самих кареток на момент выпуска не было, и рама оснащалась пластиковым (!) переходником под каретки BSA. И если владельцев комплитов наличие пластикового переходника между кареткой и рамой волновало чисто теоретически, то покупателям рам такой переходник вручали в довесок. Нужно ли говорить, что переходник требует точной центровки и запрессовывается при помощи специального инструмента и не подлежит перепрессовке?
Самих стандартов кареток для запрессовки целых 8 штук и в них сам черт ногу сломит. BB90/BB95, PF86/92, BB30, BB30A, PF30, BBright, BB386 EVO и T47. Последний стандарт, кстати, использует посадочное место каретки стандарта PF30, но прессуется во время установки сам, благодаря резьбе внутри каретки. Вопрос «Зачем» и Press-Fit идут бок о бок вместе.
Благо, все они в МТВ встречаются достаточно редко, поэтому не будем заострять на них своё внимание.
3. Подходящую ширину каретки определить просто. Измерьте ширину кареточного узла на вашей раме.
Каретки шириной 68/73мм – устанавливаются на большинство МТВ велосипедов. Сами каретки не отличаются абсолютно ничем. Для использования каретки шириной 73мм на раме с кареточным узлом 68мм обычно вам необходимо установить 3 проставочных кольца (если в инструкции каретки не указано другое), 2 на ведущей стороне и 1 на ведомой. 73мм каретка устанавливается с одним проставочным кольцом на ведущей стороне.
Каретки шириной 83мм – обычно устанавливаются в велосипеды для скоростного спуска и фрирайда, то есть там, где нужна большая жесткость конструкции. 83-миллиметровая каретка не совместима с 68/73мм рамами.
4. Самые простые каретки стандарта Cotter Pin и SQR нередко отличаются по длине вала каретки. Они бывают 110 мм, 113 мм, 118,5 мм, 122,5 мм и 128 мм. Чтобы не прогадать с размером – просто измерьте длину кареточного вала на вашем велосипеде.
5. Даже если у вас стояла каретка на насыпных подшипниках, лучше сменить её не на такую же, а на каретку с промподшипниками. Они не прихотливы и позволят вам не заморачиваться по поводу состояния кареточного узла.
Насыпные подшипники – используются в самых бюджетных каретках. По совместительству самые проблемные, так как требуют постоянной проверки и обслуживания. В противном случае быстро начинают люфтить и разваливаться. Обычно это каретки от ноунейм производителей. Делаются для стандартов Cotter Pin и SQR.
Картриджные подшипники – набор из двух и более промподшипников. Живут долго и крайне неприхотливы в использовании. Производятся всеми, кому не лень, начиная от Neco и заканчивая Shimano. Делаются для стандартов SQR, Octalink и ISIS Drive.
Выносные подшипники – промподшипник увеличенного диаметра, спрятанный внутри выносной чашки каретки. Делаются для стандартов Howitzer, Hollowtech II, и Giga X Pipe (GXP). В данный момент это самый распространённый стандарт.
Совместимость
Обратите внимание, что в 99.9% случаев, кроме стандартов Cotter Pin и SQR, даже не смотря на внешнюю схожесть шлицов различные шатуны абсолютно не совместимы между собой. Если хотите заменить один испортившийся шатун, то делайте это в рамках подходящего стандарта, а лучше замените оба.
Итоги
Ввиду засилья патентных войн и битв маркетологов на рынке появилось целая куча стандартов. Старайтесь использовать каретки на промышленных подшипниках, они гораздо живучее и легко устанавливаются. Приобретайте только каретки совместимые с вашим кареточным узлом. Надеюсь наша статья позволит вам разобраться со своей кареткой и не прогадать во время покупки новых железок!
Видео по теме:
Велосипедные каретки. Ликбез по совместимости
Данная статья также является реакцией на довольно частый диалог продавца (Прод.) и покупателя (Пок.):
Пок.: Добрый день. У меня люфтит/скрипит/стучит/сломалась (нужное подчеркнуть) каретка. Хочу купить новую.
Прод.: Здравствуйте. Какая каретка Вам нужна?
Пок.: Обычная.
На удивление многих покупателей, существует много стандартов вполне себе обычных велосипедных кареток с большим количеством типоразмеров, хотя в случае такого диалога в 70% случаев выясняется, что нужна каретка с резьбой BSA, под квадрат, размером 68×123 мм.
По конструкции каретки бывают разборными (система конус-чашка с шариковыми подшипниками (как правило, помещенными в сепаратор) и неразборными, собранными на промышленных подшипниках закрытого типа. Каретки на пром.подшипниках имеют гораздо лучшую пылезащиту и, как следствие, значительно бОльший срок службы. «Неразборность» кареток, заявленная производителем в некоторых случаях является весьма сомнительной, но не это является темой данной статьи.
Тип каретки, устанавливаемой на велосипед зависит как от рамы велосипеда, так и от системы шатунов. Наиболее распространены следующие стандарты шатунов:
2. Шатуны под квадрат. Это, наверно, наиболее часто встречающийся тип шатунов на современных велосипедах низкого и среднего ценового диапазона. Шатун имеет посадочное отверстие квадратной формы с слегка скошенными углами и напресовывается на вал каретки. Сам вал имеет форму усеченной пирамиды и расширяется ближе к раме. В зависимости от модели шатунов может потребоваться каретка с различными длинами вала. Из ассортимента Shimano в Украине доступны каретки Shimano BB-UN26 с валом квадратного сечения длиной от 110 до 127 мм.
Ниже приведена таблица выбора длины вала каретки для актуальных моделей шатунов под квадрат и Octalink V2.
6. Truvativ Howitzer. Еще один вариант шлицевого соединения. Внешне посадочные места на шатунах похожи на ISIS, но данные два стандарта между собой не совместимы. Каретки Truvativ Howitzer имеют внешние подшипники и отдельную ось. За счет такого конструктивного изменения достигается бОльшая жесткость соединения.
7. Интегрированная ось. Существует несколько стандартов шатунов с интегрированной осью, особенности которых будут описаны ниже. Общей чертой является интегрированная в один из шатунов.
7.1 Shimano Hollowtech II. Это первый стандарт шатунов, в котором ось каретки (увеличенного до 24 мм диаметра) впрессована в правый шатун. Данная конструкция в сочетании с кареткой с увеличенным диаметром подшипников снижает вес системы шатуны-каретка, а также повышает жесткость соединения. Левый шатун одевается на шлицы вала, притягивается пластиковым прижимным болтом и фиксируется двумя болтами, расположенными перпендикулярно оси вращения.
Есть 2 типа крепления левого шатуна: как видно на установочной схеме, первый тип полностью повторяет конструкцию японцев, во втором же случае шатун просто притягивается к валу каретки без дополнительных фиксирующих болтов, расположенных перпендикулярно оси вращения.
Автору статьи встречались отзывы людей, пользовавшихся обоими типами крепления, в которых говорилось, что второй тип гораздо менее надежен и иногда при большой нагрузке случается повреждение резьбы, в которую вкручивается прижимной болт.
7.3 RaceFace X-Type. Аналог предыдущих двух стандартов от канадской компании RaceFace. Дабы отличаться, ось интегрирована не в правый, а в левый шатун. Правый устанавливается точно так же, как и у FSA второго варианта крепления. Шатуны и каретки полностью совместимы с компонентами от Shimano и FSA.
7.5 Campagnolo Ultra-Torque. В 2007 году компания Campagnolo презентовала собственный стандарт шатунов с интегрированной осью. В данном стандарте ось разделена на 2 части, которые впрессованы в левый и правый шатун. При установке половины оси стягиваются между собой и цепляются друг за друга зубцами.
Существуют еще различные экзотические стандарты, но, ввиду их малой распространенности, рассматривать в этой статье мы их не будем.
Многие считают, что все резьбовые кареточные узлы одинаковые, но это далеко не так. На сайте Великого и Могучего Шелдона Брауна можно увидеть 7 различных стандартов резьб. Здесь мы рассмотрим только наиболее распространенные:
2. Итальянская резьба (ITA, italian). Резьба M36x24 tpi. Ширина кареточного узла 70 мм. Обе чашки каретки имеют правостороннюю резьбу. Существуют каретки под те же стандарты, что и в случае с BSA, но они менее распространены и найти данные компоненты сложнее.
3. Французская резьба. 35 мм x 1 мм (25.4 tpi). Ширина кареточного узла 68 мм. Обе чашки имеют правостороннюю резьбу. Такой стандарт встречается в старых стальных рамах, в наш дни найти каретки соответствующего стандарта весьма проблематично. Но Вы можете обратиться в велосипедную мастерскую, в которой эту резьбу перережут под стандарт BSA.
В последние годы на велосипедах высокого класса все чаще начали встречаться кареточные узлы, которые не имеют резьбы. В такие рамы каретки просто впрессовываются. Нам известно 9 стандартов таких рам. Ниже приведено изображение с размерами кареточных узлов различных стандартов.
1. BB92. Стандарт для Shimano и совместимых шатунов MTB велосипедов. Ширина 89.5 или 92 мм. Компенсируется проставочным кольцом 2.5 мм, поставляемым в комплекте с кареткой.
2. BB86. Стандарт для Shimano и совместимых шатунов шоссейных велосипедов.
3. BB30. Открытый стандарт, разработанный компанией Cannondale. Используются шатуны с 30-миллиметровой интегрированной осью. Подшипники запрессовываются в раму.
4. PF30. Также используются шатуны с 30-миллиметровой осью. В раму запрессовываются чашки, в которые вкладываются подшипники.
6. 386Evo. Более широкая версия PF30.
В некоторых случаях, если стандарт рамы и каретки/шатунов не совпадают, подружить их действительно невозможно. Но для некоторых пар кареток и кареточных узлов существуют переходники, благодаря которым, приобретая новую раму, Вам не обязательно покупать новые шатуны, а достаточно только установить соответствующий переходник. Например, на изображении слева Вы можете видеть переходник с кареточного узла стандарта BB30, позволяющий установить каретку с резьбой BSA производства компании FSA.