Что значит кадрированная часть
Бумажная армия РФ
Минобороны вернулось к «бумажной» армии Из-за нехватки призывников в войсках появились кадрированные части, ради ликвидации которых затевалась военная реформа в 2009 году
В начале года в российской армии образовались кадрированные (недоукомплектованные) воинские части, борьба с которыми была главной причиной военной реформы, объявленной министром обороны Анатолием Сердюковым. Как рассказали «Известиям» в Генштабе, сейчас практически в каждой сухопутной бригаде из-за недокомплекта сформированы батальоны, в которых нет ни солдат, ни офицеров, ни техники.
По его словам, на Дальнем Востоке кадрировать батальоны начали еще с января этого года, в остальных округах этот процесс начался позднее.
Напомним, что в ноябре 2009 года в России началась масштабная военная реформа, приведшая к сокращению офицерского корпуса в три раза и расформированию крупных сухопутных соединений.
В июне того же года, объясняя необходимость реформы, начальник Генштаба Николай Макаров заявил, что до реформы в стране была «бумажная» армия, в которой «громадное количество офицерского состава было только на бумаге, а реально были укомплектованы менее 17% Вооруженных сил».
Через два года, выступая перед Госдумой в июне 2011 года, Сердюков, заявил, что «все части развернуты по штату военного времени» и «готовы вступить в бой через час», заявив, что это «важнейшее достижение реформы».
Разумеется, сейчас ни о какой боеготовности сокращенных батальонов речи не идет. По словам офицера одной из сухопутных бригад, личный состав в сокращенные подразделения должен будет прибыть только в случае всеобщей мобилизации, которая будет проведена лишь при объявлении войны.
Однако в военкоматах не верят, что через два-три года появится столько призывников, сколько необходимо для 100-процентного комплектования армии.
Прощай, советская армия
Текст | Николай ПАВЛОВСКИЙ
На реформу российской армии многие давно махнули рукой. Но неожиданно при новом министре она пошла — за два года вооруженные силы полностью организационно перестроены.
В конце 2009 года министр обороны Анатолий Сердюков сообщил президенту Дмитрию Медведеву о завершении этапа формирования бригад Сухопутных войск и создании системы оперативного командования. Теперь Вооруженные силы будут состоять только из частей постоянной готовности, то есть полностью укомплектованных личным составом и способных в течение одного-двух часов вступить в бой.
В заявлении министерства для прессы говорится, что за 2009 год сформировано 85 «интегральных» бригад Сухопутных войск постоянной готовности на месте полков или объединений нескольких батальонов из разных полков мотострелковых, танковых и ракетно-артиллерийских дивизий, составлявших ранее основу Сухопутных войск: по большей части так называемых кадрированных, то есть укомплектованных по штатам мирного времени — с офицерским составом и техникой, но почти без рядового состава, которым они должны пополняться в военное время.
Многие части состояли, например, из 500 офицеров и всего одной роты, то есть 100 солдат. Из 200 дивизий советских Сухопутных войск только 50 относились к категории А — постоянной готовности, остальные — к категориям B, C и D, то есть укомплектовывались кадрами и материальными ресурсами в течение того или иного срока. Кадрированная дивизия — это примерно тысяча человек, преимущественно офицеров и прапорщиков, на попечении которых находились боевые машины. Теперь такие дивизии либо ликвидированы, либо превращены в базы хранения техники. Для справки: в 2008 году в Сухопутных силах США имелось 68 боевых бригад и 187 бригад боевого и тылового обеспечения.
Кроме того, вместо округов и общевойсковых армий созданы соответственно оперативно-стратегические и оперативные командования. Отличие — в привязке к задачам на театрах военных действий, а не к задачам управления воинскими соединениями, которые теперь подчиняются напрямую главкомату Сухопутных войск, главным командованиям других видов вооруженных сил, командованию ВДВ.
Существенно возросла роль оперативно-стратегических командований — бывших военных округов. Например, в подчинение командующих округами переходят инженерно-саперные бригады, подчинявшиеся ранее начальнику Инженерных войск, а также арсеналы Главного ракетно-артиллерийского управления.
Большие преобразования произошли и в других видах Вооруженных сил. В ВВС упраздняются армии, корпуса, дивизии и полки, вместо которых создаются уже упомянутые региональные командования ВВС и ПВО. На месте армий, корпусов и дивизий созданы 33 авиационные базы трех категорий, самые крупные из которых насчитывают от пяти до десяти эскадрилий. Сформировано также 13 бригад военно-космической обороны.
Флоты по-прежнему организованы как объединения войск и сил, хотя и им приданы функции оперативных морских командований, и на них возложены задачи управления любыми силами на морских ТВД. При этом стратегическая составляющая, основные ударные и десантные силы получают «центральный» статус — в частности, создано единое командование подводных сил ВМФ. Так же как в Сухопутных войсках и ВВС, в ВМФ упрощена структура управления флотами.
Самое главное, что удалось достичь в результате преобразований, подчеркивает профессор Высшей школы экономики, эксперт общественного совета Министерства обороны, в прошлом старший офицер ГРУ Виталий Шлыков, — боеготовность. Сегодня после объявления тревоги можно беспрепятственно в течение часа провести переброску батальона из состава бригады или всей бригады в район боевых действий вместе со всей штатной техникой.
При этом, подчеркивает Шлыков, не требуется доукомплектования резервистами, подвоза со складов боеприпасов, горючего, продовольствия и т.д. Таким образом, примерно за год, замечает он, удалось решить наиболее фундаментальные вопросы боеготовности Вооруженных сил — те, что раньше не удавалось решить почти два десятилетия.
В 2008 году только шесть дивизий Сухопутных войск считались боеготовыми. А сегодня боеготовые части составляют 100%, хотя, разумеется, достаточно высокое качество этой боеготовности — только в части бригад.
Оптимизация Вооруженных сил была достигнута, как отмечает Шлыков, за счет беспрецедентных сокращений. Число имевшихся в Сухопутных войсках частей сокращено с 1980 до 172, то есть более чем в 11 раз; в ВВС из 340 частей оставлены 180; в ВМФ вместо 240 сохраняют 123 части. Кроме того, сокращается офицерский состав. В течение трех лет будет сокращена половина офицеров — численность офицерского состава армии и флота с 355 тыс. человек уменьшится до 150 тыс. При этом сокращения касаются прежде всего старших офицеров. А вот количество лейтенантов в Вооруженных силах вырастет на 10 тыс.
Как отмечал сам министр, цель преобразований штата Вооруженных сил — строго пирамидальная кадровая конструкция, наверху которой будут 10 тыс. генералов и полковников, а в основании — 100 тыс. младших офицеров (40 тыс. капитанов и 60 тыс. лейтенантов). В середине пирамиды останутся 40 тыс. майоров и подполковников.
Интересно, отмечает Шлыков, что в прошлые годы шла борьба за сохранение, а не сокращение офицерского корпуса — сокращение происходило в основном за счет рядового состава. Такими были все сокращения пореформенных лет: их было несколько — в обшей сложности российские Вооруженные силы «усохли» с 2,8 млн человек в 1992 году до 1,1 млн в 2008 году.
Все прежние министры обороны, по словам Шлыкова, твердили о необходимости всемерного сохранения офицерских кадров — в результате диспропорции между количеством солдат и офицеров оказались колоссальными. При этом офицерских должностей в штатном расписании было еще больше, в результате — низкая квалификация офицерского корпуса.
Наибольший дефицит приходился на должности командиров взводов и рот, чему способствовал ускоренный переход младших офицеров на вышестоящие должности. Для решения проблемы призывали офицеров запаса, как в годы войны, развертывали краткосрочные курсы — ничего не помогало.
На 1 января 2008 года при общей численности Вооруженных сил 1 млн 118,8 тыс. человек в них насчитывалось 355,3 тыс. офицеров, 140 тыс. прапорщиков и 623,5 тыс. сержантов и солдат. Согласно планам Министерства обороны, к 2012 году армия должна состоять из 150 тыс. офицеров и 850 тыс. сержантов и солдат, включая примерно 180 тыс. контрактников.
Реформа Вооруженных сил полностью уничтожает советскую, во многом еще дореволюционную структуру отечественных Вооруженных сил: кадрированные дивизии и военные округа — наследие еще царских времен.
Меняется и вертикаль управления войсками. Прежняя четырехзвенная структура, военный округ — армия — дивизия — полк, заменяется на новую, трехзвенную: оперативно-стратегическое командование — оперативное командование — бригада.
Сегодня все три вида Вооруженных сил — Сухопутные войска, ВВС и ВМФ — полностью сменили организационно-штатную структуру.
Впервые за почти 100 лет (со времени роспуска царской армии в 1917 году) в России начинается подготовка профессионального сержантского состава. В частности, в Сухопутных войсках прошел отбор кандидатов для поступления в центр подготовки сержантов (два года и десять месяцев), который создан на базе Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища. Контракт заключается на срок обучения и на пять лет службы в войсках после окончания учебы. Курсанты будут получать в месяц 15 тыс. руб., а по окончании обучения и назначении на должность в воинские части им гарантируется ежемесячное денежное довольствие в размере не менее 35 тыс. руб.
Почему получилось у Сердюкова
Переход к бригадной организационно-штатной структуре предусматривался еще в проекте военной реформы, подписанном Дмитрием Язовым 19 октября 1990 года, вспоминает Виталий Шлыков. Павел Грачев также намеревался к 1995 году увеличить количество бригад в шесть раз за счет троекратного сокращения числа дивизий. И Павел Грачев, и Игорь Сергеев, и Сергей Иванов принимали решения о создании оперативно-стратегических командований, так и не создав ни одного из них. «Также все были решительными сторонниками увеличения в составе войск доли боеготовых частей. Вспомним хотя бы громко разрекламированную (и тихо проваленную) Федеральную целевую программу на 2003—2007 годы, предусматривавшую создание нескольких десятков частей и соединений постоянной готовности общей численностью 144 тыс. человек, целиком укомплектованных контрактниками», — подчеркивает Виталий Шлыков.
Главная причина достигнутого в рекордно короткий срок радикального обновления армии носит объективный характер. Она состоит в том, что Анатолий Сердюков — первый по-настоящему гражданский министр обороны России.
Именно военная специфика глав российского военного ведомства была главным препятствием для реформ, лишала их возможности непредвзятого анализа и принятия решений.
Павел Грачев, будучи выходцем из сравнительно немногочисленного рода войск (ВДВ), пощады при «урезании» остальных составных частей Вооруженных сил не знал. За какие-то четыре года Грачев сократил численность армии и флота на 1 млн 122 тыс. человек. А вот родные ВДВ он стремился сберечь и даже задумал превратить их в основную ударную силу Вооруженных сил. В целях повышения роли ВДВ он создал в составе 104-й (Ульяновской) дивизии ВДВ тяжелый танковый полк, хотя нигде в мире тяжелых танков в воздушно-десантных войсках не бывает.
14 ноября 1994 года Борис Ельцин заявил на сборе руководящего состава Вооруженных сил, что «создание мобильных войск заканчивается». Правда, ввод войск в Чечню, осуществленный три недели спустя, показал, как на деле обстоят дела с их мобильностью.
Зато он с азартом принялся крушить Воздушно-десантные войска. Он объявил, что для России пять дивизий и восемь бригад ВДВ — это непозволительная роскошь. В одной из своих первых директив он предписал сократить ВДВ, а также переподчинить ряд соединений и частей ВДВ командующим военными округами. Распущен был и пресловутый «летающий» танковый полк.
Родионов 22 мая 1997 года был уволен. Не за то, что собирался «потеснить» ВДВ, а за требование денег на реформу армии и отказ от ее масштабного сокращения.
Освободившееся место занял бывший главком Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) Игорь Сергеев. Указ президента Ельцина от 16 июля 1997 года о сокращении армии на 500 тыс. человек в течение двух лет и доведении ее численности к 1 января 1999 года до 1,2 млн военнослужащих выполнил беспрекословно.
Министр начал с претворения в жизнь давней задумки стратегических ракетчиков — поглощения Военно-космических сил (ВКС) и войск Ракетно-космической обороны (РКО). Предложения об объединении РВСН, ВКС и РКО прорабатывались в Генеральном штабе не менее десяти лет, получили одобрение Академии военных наук и многократно рекомендовались различными комиссиями Генштаба, но всегда терпели неудачу. Теперь же, имея «своего человека» в кресле министра, ракетчики добились цели. Уже в 1997 году РКО и ВКС влились в РВСН.
Разумеется, слияние оправдывалось необходимостью сокращения численности интегрируемых войск и расходов на их содержание. По данным Владимира Яковлева, сменившего Сергеева на посту главкома РВСН, объединение позволило сократить суммарную численность РВСН, РКО и ВКС на 85 тыс. человек, а расходы на их содержание — на 20% в год.
Основное бремя полумиллионного сокращения армии легло, однако, на плечи других структур Вооруженных сил. При этом больше всех пострадали Сухопутные войска.
Ясно, что предложение Сергеева было неприемлемо для Генштаба. Не могли поддержать его и главкомы ВВС и ВМФ, терявшие оперативный контроль над стратегическими ядерными компонентами своих сил. В результате Сергеев потерпел поражение, а поддержку получил альтернативный план реформирования, представленный начальником Генштаба Анатолием Квашниным через голову Сергеева в Совет безопасности РФ, который в то время возглавлял Сергей Иванов.
Он-то и занял в марте 2001 года пост министра обороны, после того как Сергеева отправили в отставку. Хотя генерал-полковник Иванов и объявил себя гражданским министром, действовал он, во всяком случае первоначально, как типичный министр в лампасах. Он не стал создавать гражданские управленческие структуры, заявив, что в его ведомстве «на подавляющем большинстве должностей должны быть военные». А затем попросту отменил большинство решений предшественника. Военно-космические силы и войска РКО были выведены из состава РВСН, а последние низведены до рода войск. Приоритет был отдан Сухопутным войскам.
Дело в том, что «остудить» военных профессионалов, каждый из которых подобен флюсу, может только арбитр в лице гражданского министра, лишенного клановых и профессиональных пристрастий, опирающегося на квалифицированный аппарат и независимых экспертов.
Чтобы осознать глубину произошедших перемен, подчеркивает Шлыков, достаточно указать хотя бы на то, что в России есть теперь первая почти за полтора века (со времен реформ царского военного министра Дмитрия Милютина в 1861—1881 годах) полностью боеготовая армия мирного времени.
При новом военном строительстве широко используется мировой опыт. Еще Петр I, заложивший основы одной из самых современных и победоносных армий XVIII века, дал рецепт: не знаешь, что делать, — учись у других. При этом необходимо синтезировать чужой опыт, выбирая из него все лучшее и наиболее подходящее для национальных условий.
Конечно, каждая страна в построении вооруженных сил идет собственным путем, исходя из национальной специфики. В результате современные армии мира отличаются большим многообразием. Однако, подчеркивает Виталий Шлыков, существуют такие принципы и пути военного строительства, которые давно уже носят аксиоматичный характер, приняты во всех ведущих правовых государствах и не требуют каких-то долгих прогнозных исследований, экспериментов или разработок доктринальных положений.
И внедрять их можно без дополнительных дискуссий, поскольку они накапливались и отрабатывались десятилетиями и по существу безальтернативны с точки зрения нормального функционирования боеспособных армий и флотов для самых различных условий.
dimka34
dimka34
Человек-это душа обременённая трупом
Ну или должны ей стать.
В четвёртых.
Новый Министр Обороны РФ С.К. Шойгу как раз тот человек, которому эти вещи, в отличие от Министра Сердюкова, объяснять точно нет необходимости.
Даже по тем скудным сведениям о составе и численности Отрядов МЧС, которое возглавлял Сергей Кожугетович «на гражданке» видно, что человек в теме:
В структуре войск МЧС отмечалась самая высокая концентрация генералов среди всех силовых структур России. В соответствии с указом президента РФ от 11 июля 2004 года № 868 численность только центрального аппарата МЧС составляет 1215 человек, в том числе 140 человек противопожарной службы и 250 военнослужащих войск гражданской обороны. Этим же указом численность территориальных органов определена в 26900 человек (19 500 военнослужащих).
Фактически этим указом утверждено уникальное, не имеющее прецедентов в мировой практике соотношение, когда на одного генерала приходится меньше 160 военнослужащих. В армии ротой в 100 человек командует капитан. Батальоном в 450 человек командует подполковник, бригадой в 3800 человек командует полковник. Оперативно – тактическим объединением в 38 000 человек командует генерал-майор.
А в МЧС 19500 солдатами командует генерал армии Шойгу и 122 генерала чинами пониже (9 генерал-полковников, 33 генерал-лейтенанта, 76 генерал-майоров и 4 контр-адмирала). Если сравнить эту ситуацию, например, с российской армией, то там на 1 млн. военнослужащих приходится около 890 генералов. Если сравнивать с американской армией, то там на 1 млн. 371 тысячу военнослужащих приходится 879 генералов. То есть, на одного генерала МЧС приходится 159 военнослужащих, на одного генерала российской армии — 1100, на одного генерала американской армии — 1204.
Кроме того, у армии МЧС есть военная авиация и бронетанковые подразделения.
Думается, что если такой же подход сохранится и к реформированию Вооружённых Сил, то у Российской Армии есть шанс в самые сжатые сроки повысить боеспособность до уровня подготовки хотя бы Бундесвера.
И мы избавимся, наконец, от лицезрения оборванцев в кирзачах и гламурных шапках из обезьяньих попок, скроенных по лекалам лучших кутюрье России
Крах российской армии.
В СССР армия составляла около 5 миллионов человек, после краха советской империи, армия РФ составляла 2,9 млн., но при Путине ее сократили до 770 тысяч. В 1991 году России от СССР перешло 55 атомных подводных лодок стратегического назначения, и большинство из них к 2020 году будут сняты с боевого дежурства. С 1990 по 2007 год в России не было построено ни одной атомной подводной лодки стратегического назначения.
Разница в военных потенциалах между армиями России и НАТО катастрофична. С овокупная численность стран армий блока НАТО в сумме составляет около 3 миллионов человек. На направлениях главных ударов НАТО сможет создать количественное превосходство над Вооруженными Силами РФ в 8–12 раз! На Европейском направлении превосходство НАТО подавляющее. Танки: ВС РФ – 1450, ВС НАТО – 13 000 (соотношение 1:9), артиллерийские системы: РФ – 3200, НАТО – 15 000 (1:4,67), боевые самолеты: РФ – 750, НАТО – 3800 (1:5), боевые корабли: РФ – 59, НАТО – 360 (1:6,1), крылатые ракеты морского базирования: НАТО – 1300–1500, Россия – несколько десятков.
Если экономический потенциал стран НАТО и Варшавского договора отличался в пользу Запада не более чем в 2 раза, то сейчас ситуация намного хуже. Страны Западного альянса (НАТО) вместе с Японией со своим общим ВВП примерно в 50 трлн. долларов и населением в 1 млрд. человек во всех отношениях сильнее России, ВВП которой составляет 1,2 трлн. долларов, а население всего 140 млн. человек. Но главное, что сейчас у России вообще нет военных союзников, все ее соседи и страны бывшего советского блока находятся в прямой или завуалированной конфронтации с РФ.
Офицеры-ветераны писали Путину о том, что армия не в состоянии эффективно защитить Россию на всех театрах военных действий, она способна развернуть оборонительные действия в сумме только на 800 км, а наступательные — и вовсе на 400 км, в то время как общая протяженность сухопутных границ России — 22 тысячи км. Они писали, что в противовоздушной обороне России зияют огромные дыры, граждане давно не защищены с воздуха.
Это, конечно, здорово! Но только вот, если проанализировать вероятные угрозы России, то становится совершенно очевидным, что для блокирования угрозы со стороны таких стран как Грузия, или для подавления такого конфликта, как чеченский, существующие Вооружённые Силы избыточны, а для парирования угрозы со стороны более мощных противников, таких как, например, Китай или НАТО совершенно недостаточны.
В качестве примера стоит взять Дальневосточный ТВД. В 1986—1997 гг. число дивизий на дальневосточном театре военных действий уменьшилось с 57 до 23, танков — с 14900 до 10068, ракет класса «земля-земля» — с 363 до 102, боевых вертолетов — с 1000 до 310, боевых самолетов — с 1125 до 500. Процесс сокращений продолжился и после 1997 года, хотя и чуть меньшими темпами. В итоге перед началом сердюковской реформы здесь было расположено 23 дивизии, но больше половины этих соединений были «кадрированными» — то есть сокращённого состава, и общая группировка Сухопутных войск насчитывала здесь около 100 тысяч солдат и офицеров.
В противостоящим здесь нам Шэньянском и Пекинском военных округах НОАК, непосредственно граничащих с Россией на Дальнем Востоке и в Забайкалье, сосредоточено 22 дивизии (4 танковые, 6 механизированных, 6 мотопехотных, 3 воздушно-десантные, 3 артиллерийские) и 38 бригад (6 танковых, 12 мотопехотных, 1 пехотная, 7 артиллерийских, 1 противотанковая, 11 ПВО). В резерве — 7 пехотных дивизий и 3 дивизии ПВО, всего более полумиллиона солдат и офицеров, 3000 танков и более 1000 самолётов и вертолётов.
Для переброски подкреплений с запада одна-единственная коммуникация — Транссиб. Её протяжённость (от Ярославского вокзала Москвы до вокзала Владивостока) — 9288 км. При этом более 1500 километров этой железной дороги идут в непосредственной близости от советско-китайской границы, иногда приближаясь к ней на расстояние прямой видимости. Поэтому в советское время высшее военное командование никогда не рассчитывало на неё как на путь подвоза резервов в случае обострения обстановки в этом регионе. Ставка делалась на мобилизационный потенциал региона. На случай войны Сибирский и Дальневосточные округа на китайском направлении за счёт развёртывания имевшихся здесь кадрированных частей, а так же формирования новых развернуть при военной угрозе развернуться за тридцать суток до 400 тысяч, а за сорок пять суток — до 700 тысяч солдат и офицеров. Материальные же запасы округов, хранящиеся на складах техника и вооружение позволяли довести эту группировку до миллиона человек, что, учитывая сохраняющееся техническое превосходство, а главное — превосходство в управлении войсками на оперативно-стратегическом уровне, уже качественно меняло расклад сил в регионе.
После «оптимизации» численность развёрнутых войск в этом регионе даже увеличилась примерно на 20 тысяч человек. Казалось бы, можно только радоваться, но одновременно с этим фактически полностью была ликвидирована вся мобилизационная структура нашей военной группировки. Все «кадрированные» полки и дивизии расформированы или переведены в статус баз хранения. И в случае войны здесь теперь могут быть развёрнуты лишь несколько отдельных бригад.
В итоге, после «оптимизации» и перевода армии в «новый облик» в случае гипотетической войны с Китаем полумиллионной китайской группировке будет противостоять тонкая оборонительная цепь из трёх десятков бригад численностью чуть больше 100 тысяч человек, растянутая более чем на 1500 километров вдоль китайской границы. Пункт постоянной дислокации самой северной МСБр в Приморье определен в Сибирцеве, а самой южной МСБр Хабаровского края в Бикине. Между ними более 400 км приграничной полосы, охраняемой электронной системой наблюдения погранотделений с 15% укомплектованностью и брошенными военными городками: Сальское, Графское, Веденка, Дальнереченск, Лазо, Филино, Кольцевое, Пантелеймоновка, Лесозаводск, Сунгач, Кноринг, Спасск, Черниговка.
При этом, переброска одной бригады с европейской части России сюда займёт никак не меньше нескольких недель, если, конечно, китайцы не перережут Транссиб раньше.
Как грустно сегодня шутят офицеры-дальневосточники: после сердюковско-макаровской «оптимизации» для Китайской армии не будет сложной проблемой разгромить Российскую. Проблемой будет её найти…