Что значит исполинский рост
Словари
1. соотн. с сущ. исполин, связанный с ним
2. Свойственный исполину, характерный для него.
Необычайный, исключительный по своему значению, силе проявления, размаху; великий.
ИСПОЛИ́НСКИЙ, исполинская, исполинское (книжн.). Необыкновенно большой, огромный, гигантский. Человек исполинского роста.
1. Необычайно большой. Исполинская сила. И. рост.
2. Необычайный по своему значению, размаху, гигантский (высок.). Исполинские замыслы.
1. Такой, как у исполина; гигантский.
Человек исполинской силы.
Исключительный по силе, размаху, значению.
[Потемкин] умер, и с ним умерли все его исполинские планы. Белинский, Письмо М. В. Белинской, 24 июня 1846.
История дает нам тысячи примеров того, какую исполинскую работу способны выносить целые общественные группы и их отдельные представители. Воровский, Лишние люди.
2. Обладающий чрезвычайно большими размерами, высотой; громадный, огромный.
Большую красоту придают Западно-Сибирской равнине ее светлые, исполинские реки. Семенов-Тян-Шанский, Путешествие в Тянь-Шань.
Исполинский, ая, ое. патет., гиперб.
Исключительный по силе, размаху, гигантский.
• Коммунизм все шире входит в наше прекрасное настоящее исполинскими плотинами, грандиозными заводами. Работница, 1975, № 1, 1.
== Исполинская работа партии коммунистов. Мы прежде всего думаем об исполинской работе партии коммунистов. Работница, 1975, № 1,1.
== Исполинский план. СЭРЛЯ, 323.
Очень большой, необычайный по своему значению, размаху; гигантский.
исполи́нский, исполи́нская, исполи́нское, исполи́нские, исполи́нского, исполи́нской, исполи́нских, исполи́нскому, исполи́нским, исполи́нскую, исполи́нскою, исполи́нскими, исполи́нском, исполи́нск, исполи́нска, исполи́нско, исполи́нски
Исполины
Исполи́ны (евр. «нефилим») — люди необыкновенно большого роста и большой физической силы, представители древних племен. Среди исполинских племён Священное Писание отмечает: Рефаимов (Эмимов), Енакимов, Зузимов, Замзузимов.
Всемирный потоп, уничтоживший всех людей, за исключением спасшихся в ковчеге, погубил и допотопных гигантов. Среди потомков Ноя особою, исполинскою стáтью отличались Рефаимы и сыны Енаковы. В частности об этом говорится в описании Эмимов, которых соотносят с Рефаимами, и которые сопоставляются с сынами Енаковыми: «…прежде жили там Эмимы, народ великий, многочисленный и высокий, как сыны Енаковы, и они считались между Рефаимами, как сыны Енаковы; Моавитяне же называют их Эмимами» ( Втор. 2:10-11 ).
Во время пребывания Авраама в Палестине Рефаимы населяли Аштероф-Карнаим ( Быт. 14:5 ). Этот народ был отмечен Богом среди прочих народов, населявших Обетованную землю (Палестину), которая предназначалась в наследие потомству Авраама ( Быт. 15:20 ).
Последним представителем племени Рефаимов считается Ог, царь Васанский ( Втор. 3:11 ). Он был убит сынами Израиля, завершившими, наконец, своё странствование по «бесконечной» пустыне и пробивавшимися к обетованной земле. О складе фигуры этого великана можно судить по габаритам его смертного ложа: «длина его девять локтей, а ширина его четыре локтя, локтей мужеских» ( Втор. 3:11 ).
Отдельные потомки Рефаимов участвовали в сражениях против Давида. Однажды, один из них, «Иесвий, …у которого копье было весом в триста сиклей меди и который опоясан был новым мечом, хотел поразить Давида. Но ему помог Авесса, сын Саруин, [и спас Давида Авесса] и поразил Филистимлянина и умертвил его» ( 2Цар. 21:16-17 ). «Было ещё сражение в Гефе; и был там один человек рослый, имевший по шести пальцев на руках и на ногах, всего двадцать четыре, также из потомков Рефаимов» ( 2Цар. 21: 20 ).
В свое время отец Енаков жил в поселении «Кириаф-Арбы» (впоследствии — Хеврон) ( Быт. 23:2 ; Нав. 21:11 ). Когда евреи, освободившись из Египетского плена, достигли Ханаана, в Хевроне жили «дети Енаковы» ( Чис. 13:23 ). Насколько они превосходили телосложением Израильтян, хорошо видно из слов соглядатаев, ходивших высматривать обетованную землю: «мы были в глазах наших пред ними, как саранча, такими же были мы и в глазах их» ( Чис. 13:34 ).
Преемник Моисея, Иисус Навин «поразил [всех] Енакимов на горе, в Хевроне, в Давире, в Анаве, на всей горе Иудиной и на всей горе Израилевой; с городами их предал их Иисус заклятию; не осталось [ни одного] из Енакимов в земле сынов Израилевых, остались только в Газе, в Гефе и в Азоте» ( Нав. 11:21-22 ).
Возможно, что Голиаф из Гефа, победа над которым прославила юного Давида, был одним из потомков Енакимов. Описание этого единоборца впечатляет: «ростом он — шести локтей и пяди… И одет он был в чешуйчатую броню, и вес брони его — пять тысяч сиклей меди… И древко копья его, как навой у ткачей» (см.: 1Цар. 17:4-7 ).
Значение слова «исполинский»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ИСПОЛИ’НСКИЙ, ая, ое (книжн.). Необыкновенно большой, огромный, гигантский. Человек исполинского роста.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
исполи́нский
2. перен. необычайно большой ◆ Удивительно, как возводили особняк, не повредив этих исполинских сосен и елей. Сергей Лукьяненко, «Ночной дозор», 1998 г. (цитата из НКРЯ)
3. перен. необычайный по своему значению, размаху, гигантский ◆ Вы чувствуете страшную силу, которая соединила тут всех этих бесчисленных людей, пришедших со всего мира, в едино стадо; вы сознаете исполинскую мысль; вы чувствуете, что тут что-то уже достигнуто, что тут победа, торжество… В. В. Розанов, «Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского», 1893—1906 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова самородный (прилагательное):
Значение слова «исполин»
2. перен.; обычно чего или какой. Человек, выдающийся в какой-л. области своими достоинствами. Исполин мысли.□ Пушкин предстал мне в новом свете, как один из мировых исполинов искусства, как Гомер, Шекспир и Гете. Белинский, Письмо Н. В. Станкевичу, 19 апр. 1839. Но, чтобы остаться тем, чем музыка должна быть, она соперничает, в творениях этого исполина [Бетховена], с архитектурой по симметрии, по красоте, по ясности плана и отдельных частей. А. Серов, Гектор Берлиоз.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ИСПОЛИ’Н, а, м. (книжн.). Великан, богатырь. || перен. Великий человек, гений (ритор.). И. науки.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
исполи́н
1. человек очень высокого роста, крупного телосложения; великан, богатырь
2. перен. выдающийся деятель в какой-либо области знания, искусства и т. п.; великий человек, гений
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: рассеяние — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
ИСПОЛИНСКИЕ РАЗМЕРЫ И ДЕЛА (GIANTESQUE MOTIF)
Наряду с рассказами об исполинах, мы видим в Библии примеры чего-то неожиданно или необычайно большого. В этих местах рассказывается о событиях либо чудесных, либо фантастических. «Исполинская» тема занимает в Библии видное место.
История с Ионой тоже отличается совершением необычайно больших дел. Это могла быть либо вымышленная или приукрашенная история, либо (в соответствии со взглядом на нее Иисуса в Новом Завете) подлинная история, в ход которой чудесным образом вмешался Бог. В любом случае в ней показаны события, выходящие за рамки человеческих представлений о возможных жизненных ситуациях. Первое из них – призвание Богом робкого пророка пойти одному проповедовать послание о суде страшному народу Ассирии, известному своими злодеяниями. Огромной выглядит и «рыба» <«кит»>, которой Господь повелел поглотить Иону ( Ион. 2:1 ); затем последовало невозможное с человеческой точки зрения пребывание пророка в чреве кита в течение трех дней и трех ночей. Когда Иона, наконец, пришел в Ниневию, размеры города в рассказе преувеличиваются (чтобы показать как его нравственную чудовищность, так и физическую реальность) соотнесением его со всем государством (город был «на три дня ходьбы» [ Ион. 3:3 ]). За всю историю мира проповедь, состоявшая всего из семи слов ( Ион. 3:4 ), никогда не приводила к такому массовому обращению, которое произошло в Ниневии, – покаяние было таким всеобъемлющим, что вретищем покрывались даже животные, которые тоже должны были поститься ( Ион. 3:7–8 ). В противоположность огромной рыбе Бог произрастил за ночь большое тенистое растение ( Ион. 4:6 ), и огорчение, которое постигло Иону в связи с этим растением, тоже было очень большим ( Ион. 4:1, 8–9 ).
Подлинным мастером гиперболических образов был Иисус. Его самым характерным риторическим приемом – который Он использовал даже чаще, чем излюбленные Им парадоксы, – было намеренное преувеличение, принимавшее нередко сатирическую окраску. Среди сатирических образов Иисуса, основанных на преувеличении, можно выделить образы верблюда, проходящего через игольное ушко; человека, тщательно оцеживающего комара, а затем поглощающего верблюда, и человека с бревном, торчащим из собственного глаза, пытающегося извлечь сучок из глаза брата своего. В других местах нам показывается, что левая рука может не знать, что делает правая; дается совет вырвать один глаз или отсечь одну руку как единственную причину греха; изображается картина горы, ввергающейся в море под действием истинной веры, и чудесного роста горчичного зерна, превращающегося в гигантское дерево с ветвями до небес. Дж. К. Честертон заявил в Ортодоксии, что стиль высказываний о Христе вполне трезвый и рассудительный, а стиль высказываний Самого Христа «необычайно гиперболичен, с верблюдами, проходящими через игольное ушко, и горами, ввергающимися в море». Трублад, рассматривающий вопрос более детально, сравнивает преувеличения Иисуса с «нашими техасскими историями, в которые никто не верит буквально, но которые все запоминают».
Еще один источник исполинских образов – библейские видения, в которых часто присутствует фантастический жанр. Здесь мы входим в мир, где река поглощает целый народ ( Ис. 8:5–8 ), козлиный рог вырастает до неба и сбивает звезды на землю ( Дан. 8:9–10 ), верхушка дерева достигает облаков и служит тенью для многочисленных народов ( Иез. 31:3, 6 ), саранча разрастается до размеров ужасающего вида воина ( Откр. 9:7–11 ). К этому можно добавить «Ангела сильного», поставившего «правую ногу свою на море, а левую на землю» ( Откр. 10:1–3 ), «большого красного дракона» с хвостом, увлекшим с неба третью часть звезд ( Откр. 12:3–4 ), и змия, пустившего из пасти «воду как реку», способную смыть женщину потопом ( Откр. 12:15 ). Короче говоря, многое из того, что происходит в апокалиптических писаниях Библии, существует в масштабах вселенной, на уровне, известном только нашему воображению, а не в эмпирическом мире, в котором мы живем.
Исполинские образы встречаются также в местах, в которых описывается Бог. Милость Божья велика, «как высоко небо над землею» ( Пс. 102:11 ). Истина Его – «до облаков», праведность Его – «как горы», а суждения <«судьбы»>Его – «бездна великая» ( Пс. 35:6–7 ). Его сила и правда «до превыспренних [до вышних небес]» ( Пс. 70:18–19 ). Бог настолько велик, что может собрать, «будто груды, морские воды» и положить «бездны в хранилищах» ( Пс. 32:6–7 ).
См. также: ИСПОЛИН, ЧУДОВИЩА.
E.Trueblood, The Humor of Christ (New York: Harper – Row, 1964).
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»