Что значит исполайте деспота
Что значит исполайте деспота
Сад Духовный запись закреплена
«ИС ПОЛЛА ЭТИ ДЕСПОТА»
«ИСПОЛЛА-ЭТИ ДЕСПОТА» или «ИСПОЛЛА-ЙТЕ ДЕСПОТА»?
«Правильное его произношение «исполла эти дэспота». Пение по-гречески на Божественной службе наша Церковь получила по благословению святого святителя и исповедника Амвросия, митрополита Белокриницкого.
В существующей богослужебной практике есть некоторое различие в пении этого многолетия архиереям. Но это различие не возникло на пустом месте:
1. Так в старых рукописных певческих книгах в Покровском кафедральном соборе, что на Рогожском написано «Исполлайте деспота».
2. Так, например, в сборном словаре иностранных слов русского языка мы находим: «ИСПОЛАЕТЕ ДЕСПОТА – греч., eis polla ete despota. На многие лета, владыко! Приветствие архиерею. (Источник: «Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней». Михельсон А.Д., 1865)». То есть даже в словарях есть некоторые различия в произношении первых слов многолетия.
3. Как известно и сейчас в многих приходах (это все практически приходы Молдавии и Украины, а также в приходах России, с большой певческой традицией – Нижний Новгород, Кострома, с.Стрельниково, Москва) нашей Церкви повсеместно поют именно «Исполайте деспота».
Однако, всё-таки, для небольшой группы певцов, которые делают акцент на исполнение до точности по-гречески – это вполне возможно (как, например, в старообрядческих приходах Санкт-Петербурга и Новосибирска)»
«ИС ПОЛЛА ЭТИ ДЕСПОТА»
Отдельно песнопение «И. п. э. д.» с нотацией в греч. традиции появляется только в печатных сборниках песнопений суточного круга. Как правило, в различные редакции Анфологиев включается напев 2-го гласа в невматическом стиле без указания автора и авторские варианты, созданные на его основе. Так, в к-польском изд. «Ταμεῖον ᾿Ανθολογίας» (1869) помещены 2 варианта песнопения на 2-й глас: без указания автора и более пространный напев Феодора Папапарасху Фокейского. Известно также «И. п. э. д.» Георгия Редестского (1-я пол. XVII в.) на 2-й глас (см. изд.: Ταμεῖον ᾿Ανθολογίας̇ ῞Απαντα τὰ μαθήματα τοῦ σπερινοῦ / ᾿Εκδ. ὑπὸ Γ. Προγάκη. Νεάπολις Κρήτης, 1996. Σ. 5).
В старообрядческой традиции «И. п. э. д.» известно по печатному нотированному сборнику поповского согласия «Обедница» (К.: изд. Калашникова, 1909). В разд. «Чин Божественныя литургии святительской…» демественной нотацией излагаются песнопения демественного распева, в т. ч. «И. п. э. д.» (Л. 91, 92). Идентичный мелос зафиксирован демественной нотацией в рукописи 1875 г. РГБ. Ф. 247. № 113 (Л. 232). Вероятно, появление песнопений архиерейского богослужения, исполняемых на один из праздничных типов распева, было связано с учреждением старообрядческих митрополичьих кафедр в 1846 г. в Белой Кринице и в 1863 г. в России.
В изд. «Круг церковных песнопений обычного напева Московской епархии» (М., 1915. Ч. 4: Божественная литургия. C. 257. № 69 (киевский распев)) изложен весьма простой по мелодическому содержанию напев с указанием петь его «по осенении архиереем народа по Евангелии, по херувимской, по окончании хиротонии, прежде «Видехом свет истинный» и по отпусте».
В XVIII-XX вв. к гармонизации или к сочинению авторских композиций на текст «И. п. э. д.» обращались Д. С. Бортнянский, С. И. Давыдов, А. Ф. Львов, прот. Михаил Лисицын, свящ. И. Лавровский, Г. Баньковский, А. Челищев, И. И. Смирнов, прот. Георгий Яковлевич Извеков, прот. Анатолий Правдолюбов (см.: Свод напевов. С. 199; Песнопения Русской Православной Церкви: Кат. / РГБ. М., 2003. Ч. 1. С. 164).
Да просветится свет твой пред человеки
Наша очередная беседа с заведующим библейской кафедрой Саратовской православной духовной семинарии Алексеем Кашкиным посвящена особенностям архиерейского богослужения. Архиерейские службы любимы прихожанами, они привлекают в храм очень многих, в этом выражается любовь и традиционное уважение народа к своему владыке, а еще мы чувствуем некую особую значимость священнодействия, совершаемого архипастырем.
— С первых лет христианства епископ (в переводе с греческого — «видящий сверху» или «надзиратель») в общине верующих — символический представитель Самого Иисуса Христа. Ведь первой общиной были апостолы, собравшиеся непосредственно вокруг Него. А затем апостолы исполняли заповеданное Им — рукополагали епископов (см.: 1 Тим. 3, 1–5), и епископы становились представителями Воскресшего для окормляемых ими верующих. Первое время только епископы совершали Евхаристию; затем, по мере увеличения количества верующих и открытия новых приходов в крупных городах, епископы стали назначать себе помощников, так возникло священство. И сегодня без епископа нет Церкви, и священник совершает Таинство лишь постольку, поскольку епископ это ему позволяет. А Таинство священства, то есть рукоположение, совершает только епископ.
Церкви присуща кафоличность, этот термин означает «по всему целому»: Церковь не ограничена ни временем, ни пространством, ни земными законами; в применении к каждой отдельно взятой общине это означает, что в ней присутствует вся полнота благодатных даров, и Христос в этой общине совершает Таинство руками архиерея — Своего представителя. Это отражено в устройстве храма: горнее место в алтаре — символический престол Иисуса Христа, и на это место восходит только архиерей.
Архиерей и епископ — по сути, синонимы, но нужно различать два связанных между собой значения слова «епископ»: архиерей вообще (т. е. и архиепископ, и митрополит, и Патриарх) и определенная, младшая ступень архиерейства. Различия в титулатуре среди епископов возникли с развитием христианской Церкви; они не означают разницы в благодатных дарах, но лишь в административных полномочиях.
— Итак, мы пришли в храм на архиерейское богослужение. И первое, на что мы обращаем внимание — возвышение посреди храма, на которое встанет владыка после того, как войдет в храм. Что это такое?
— Архиерейский амвон. Иногда его не совсем правильно называют кафедрой. В древней Церкви с этого возвышения епископ или священник читали Евангелие и произносили проповедь, и сегодня архиерейский амвон напоминает нам об учительной роли епископа.
— Архиерея в храме всегда встречают торжественно…
— В русской традиции было даже такое: архиерея встречали у его дома и с пением сопровождали до храма. Сейчас этого нет, но, когда архиерей подходит к дверям храма, его встречают колокольным звоном, а когда он переступает порог, настоятель храма на специальном блюде, покрытом воздухом, выносит ему навстречу крест. Архиерей целует крест, дает его для целования духовенству, затем священник возвращает крест в алтарь. Дальше, если это вечерня, то архиерей поднимается на амвон, целует иконы, благословляет народ и входит в алтарь. Если это Литургия, то епископ входит в алтарь не сразу. Протодиакон читает входные молитвы. Они те же, что и на обычном богослужении, но если пресвитер перед входом в алтарь читает их тайно, то в данном случае протодиакон — возгласно. Архиерей поднимается на амвон, на амвоне читается главная молитва из входных: «Господи, ниспосли руку Твою…» — и затем владыка, как всегда перед совершением Литургии, просит у духовенства и народа прощения. Протодиакон отвечает: «Бог да простит тя, владыка святый, прости нас и благослови». Далее архиерей возвращается на архиерейский амвон, и начинается облачение.
— Почему облачение епископа происходит иначе, чем облачение священника — не в алтаре, а у всех на глазах?
— Так бывает не всегда, архиерей вправе облачиться и в алтаре. Но облачение на середине храма соответствует торжественности архиерейского богослужения. Кроме того, вход архиерея в алтарь — это кульминация богослужения. Поэтому в большинстве случаев архиерей облачается до входа в алтарь. Так было и в древности. Только на архиерейском богослужении мы можем непосредственно увидеть, как совершается облачение духовенства вообще.
— Чем облачение архиерея отличается от облачения священника?
— Такие предметы собственно архиерейского облачения, как митра и панагия, вторичны, они появились достаточно поздно в истории Церкви. Главное и древнейшее отличие — омофор. Без омофора архиерей не может совершать богослужение. Слово «омофор» в переводе с греческого означает «носимый на плечах». Символически омофор означает ту самую овцу, которую пастырь поднимает на плечи (см.: Лк. 15, 5): архиерей призван подражать Христу в попечении о каждой овце, о каждой душе в отдельности. При возложении на архиерея омофора протодиакон произносит: «На рамех, Христе, заблуждшее взяв естество, вознеслся еси, Богу и Отцу привел еси всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь». Остальные молитвы на облачение архиерея совпадают с иерейскими. Только первое лицо заменяется вторым, потому что произносит их вслух другой человек — не сам облачаемый. Например, вместо «Да возрадуется душа моя…» (надевание иереем подризника или подсаккосника на архиерея) — «Да возрадуется душа твоя о Господе…». Конечно, добавляются молитвы на те элементы облачения, которых нет у священника. Надевание митры, например — «Положи Господь на главу твою венец от камений драгих…». По окончании облачения протодиакон торжественно возглашает: «Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрая дела твоя и прославят Отца нашего, Иже есть на небесех, всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь» (это — парафраз Мф. 5, 16).
— А когда же архиерей входит в алтарь, если он совершает Литургию?
— За Литургией архиерей входит в алтарь только после малого входа (входа с Евангелием). Почему так? Часть Литургии, предшествующая малому входу, появилась относительно поздно, и примерно до Х века воспринималась как нечто необязательное — ее могли и опустить. Для ранних христиан Литургия начиналась с момента входа священнослужителей с Евангелием в алтарь. Поэтому сейчас архиерей входит в алтарь в тот момент, который является древним началом Литургии.
— Таким образом архиерейское богослужение возвращает нас в первые века христианской Церкви?
— Можно сказать, в V–VII век. До малого входа Литургия идет обычным чином: архиерей находится на архиерейском амвоне и тайно читает молитвы антифонов. Вход архиерея в алтарь совершается более торжественно, чем вход на обычной Литургии, входный стих («Приидите поклонимся и припадем ко Христу») поется несколько раз. Сразу после малого входа архиерей совершает каждение. С V по VII век именно с этого начиналась служба: епископ входил и совершал каждение. Именно в это время хор поет «Исполла эти деспота» — в переводе «На многие лета, владыко». Немаловажная подробность: именно чинопоследование архиерейского богослужения включает песнопения на греческом языке. (На обычном иерейском богослужении пение погречески не обязательно, это выбор настоятеля храма). Перед чтением Апостола на греческом поется Трисвятое («Агиос о Феос, агиос Исхирос…»). Трисвятое поется не три раза, как обычно, а семь раз; после первых трех архиерей выходит на амвон и говорит слова: «Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди и, егоже насади десница Твоя» (см.: Пс. 79, 15–16), благословляя народ крестом и дикирием. Виноград — народ Божий, в псалме эти слова относятся к ветхозаветному Израилю, а для нас — к Церкви. По завершении облачения архиерея поется «Тон деспотин кэ архиереа…» — молитва за архипастыря. Пение на греческом объясняется тем, что Русская Церковь долго была митрополией, и до середины XV века ею управляли греческие митрополиты.
— Когда епископ входит в алтарь, проскомидия священниками уже совершена, предложение Честных Даров находится на жертвеннике: а что такое архиерейская проскомидия?
— Это довольно поздняя греческая особенность архиерейской Литургии — вторая проскомидия: архиерей вынимает частицы из просфор, совершая поминовение живых и усопших. Лишь после этого совершается покровение Святых Даров на жертвеннике. Происходит это во время Великого входа.
— А почему архиерей не выходит вместе с духовенством во время Великого входа, почему он остается в алтаре?
— Это тоже отголосок древней практики, согласно которой Дары освящались в отдельном помещении («предложении»; по-гречески оно именовалось скевофилакион — «сосудохранительница»), и диаконы приносили их оттуда в алтарь, где уже находился епископ: он сам в скевофилакион не заходил. Поэтому и сегодня епископ принимает вносимые дары в алтаре, а не вносит их в него.
Перед чтением Символа веры в алтаре происходит целование мира: архиерей говорит каждому подходящему священнику: «Христос посреди нас», а священник отвечает: «И есть и будет», целуя при этом плечи и правую руку архиерея. Затем аналогичный диалог с целованием друг друга в плечи и руку происходит между священниками (такое целование бывает на каждой Литургии, просто на Литургии архиерейским чином выглядит более торжественно). Евхаристический канон и причащение духовенства и мирян в данном случае не имеют никаких отличительных особенностей. Однако есть практика — архиерей во время канона читает тайные молитвы так, что их слышат, по крайней мере, все, находящиеся в алтаре.
Газета «Православная вера» № 8 (532)
ИС-ПОЛА-ЭТИ-ДЕСПОТА
Смотреть что такое «ИС-ПОЛА-ЭТИ-ДЕСПОТА» в других словарях:
ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ II — Право и Церковь Рецепция римского права в Византии. Понятие византийского права Правовая культура В. и. с начала ее истории вплоть до падения К поля была основана на рецепции классического римского права. Источники рим. права подразделялись на… … Православная энциклопедия
АФОН — [Св. Гора; греч. ̀ρδβλθυοτεΑθως, ̀λδβλθυοτεΑγιον ̀ρδβλθυοτεΟρος], крупнейшее в мире средоточие правосл. монашества, расположенное в Греции на п ове Айон Орос (Св. Гора, Афонский п ов). Находится под церковной юрисдикцией К польского Патриархата.… … Православная энциклопедия
БОЛГАРИЯ — (Республика Болгария; болг. Република България), гос во на Балканском п ове. Территория: 110994 кв. км. Столица: София (1310 тыс. чел. 2002). Крупнейшие города: Варна, Пловдив, Бургас, Стара Загора, Плевен, Шумен, Русе. Гос. язык: болгарский.… … Православная энциклопедия
КИТАЙ — Китайская Народная Республика, гос во, расположенное в Центр. и Вост. Азии. Площ. ок. 10 млн. км2. Нас. 656,6 млн. чел. (1957). Ок. 94% (1953) населения китайцы (хань), кроме того, чжуаны, уйгуры, хуэй, и, тибетцы, мяо, маньчжуры, монголы, буи,… … Советская историческая энциклопедия
ИВЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ — [Ивирон, Иверон; груз. ივირონ; греч. ῾Ιερὰ Μονὴ ᾿Ιβήρων], в честь Успения Пресв. Богородицы на Афоне, муж. Грузинский культурно просветительный центр, в наст. время один из крупнейших греч. мон рей Афона, 3 й после Великой Лавры и Ватопеда.… … Православная энциклопедия
Черногория — I Черная Гора, Черногорие (серб. Црна Гора, чешск. Ċernà Hora, итал. и вообще у западных европейцев Montenegro, турецк. Карадаг: все названия имеют то же значение) независимое княжество в северо западной части Балканского полуострова, внутри… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
София Палеолог — Ζωή Παλαιολογίνα … Википедия
Бирон, граф Эрнст Иоганн — герцог курляндский и семигальский и регент Российской империи; род. 13 (23) ноября 1690 г., ум. 18 (28) декабря 1772 г., В письмах Эрнста Иоганна еще в 1721 22 гг. фамилия его пишется Biron или von Biron. По преданию, первоначальная форма ее… … Большая биографическая энциклопедия
Девушка-Гений (комикс) — Слега сыроватый перевод с частичной реструктуризацией с английской Википедии. Девушка Гений (Girl Genius) последовательно развивающийся комикс под авторством Phil и Kaja Foglio, отпечатанный их компанией, Studio Foglio. 2005 04 18 Девушка Гений… … Википедия
Деспот: кто этой такой — 5 главных признаков
Приветствую Вас, друзья!
Деспотизмом в политологии называют одну из худших форм правления, при которой вся власть сосредотачивается в руках одного человека, не признающего никаких законов, кроме собственных. Но мы сегодня будем говорить не о политическом, а о семейном деспотизме. Его также можно без преувеличения назвать одной из худших форм отношений. При этом в роли деспота может выступать как мужчина, так и женщина. В этой статье мы подробно разберемся с тем, кто такой деспот, какие признаки его характеризуют и как ему противостоять.
Кто такой деспот?
Деспотом называют человека, который не признаёт чужой правоты и добивается своих целей при помощи давления и насилия. Ему не нужны доказательства и аргументы, он считает, что является правым в любой ситуации. Даже в отношениях с самыми близкими и дорогими людьми он постоянно прибегает к насилию, унижению, мести, психическому давлению, газлайтингу (что это?) и другим агрессивным методам воздействия.
Хуже всего в деспотизме то, что он практически всегда направлен на людей, которых деспот считает дорогими и важными для себя. Сам он часто не замечает, насколько жестоким бывает.
Деспот – это тиран, навязывающий другим свою волю при помощи силы, влияния и власти. Деспотом может быть начальник, но гораздо хуже, когда таковым оказывается кто-то из членов семьи. В психологии рассматривается теория о том, что деспотизм – это естественный инстинкт человека, просыпающийся при определенном стечении обстоятельств. Согласно этой теории, желание властвовать присутствует у каждого из нас, но проявляется у всех в разной степени.
Психологи выделяют три основные составляющие деспотизма:
Деспотизм способен разрушить любые отношения, поскольку деспот стремится полностью лишить партнера всех прав, но себе позволяет практически всё. Так происходит и в любовных, и в дружеских отношениях.
Как проявляется деспотизм?
Самой распространенной формой деспотизма является семейный деспотизм. Обычно он проявляется в виде физического насилия или психологического насилия. Один из партнеров пытается полностью подчинить себе второго, оказывая на него давление любыми доступными ему способами. Деспотичный человек полностью игнорирует чужие желания, права, свободы и границы личного пространства. Всех членов семьи он воспринимает как собственность, но сам считает, что любит их.
Как правило, деспот – это очень обидчивый и мстительный человек, который воспринимает своё поведение как способ восстановления справедливости. Своими действиями он пытается наказать провинившегося члена семьи, и это помогает ему выглядеть лучше в собственных глазах. Также подобное поведение позволяет ему повышать собственную самооценку и восстанавливать подорванное самоуважение.
Деспот всегда стремится подчинить себе окружающих и заставить их действовать по своей указке. Несмотря на это, он совершенно не умеет быть лидером. За счет своей агрессивной позиции, он может заставить других подчиняться себе, но не может вызвать в них уважения. Кроме того, он не способен разрешать конфликтные ситуации, вместо этого сам постоянно провоцирует конфликты. Подобное поведение приводит к тому, что со временем деспот вызывает в окружающих только страх, враждебность и полное непонимание.
Признаки деспота
Достаточно даже поверхностного понимания о том, кто такой деспот, чтобы прийти к выводу, что с ним лучше не связываться. Однако распознать его не так просто, поскольку основные особенности своего характера он обычно начинает проявлять только после сближения. Рассмотрев их вовремя, можно избежать губительного союза. Поэтому всегда обращайте внимание на следующие характерные особенности поведения, практически всегда присутствующие у деспотичных личностей:
1. Стремление контролировать тех, для кого они важны. Жизненный опыт учит деспота, что свой характер следует скрывать, проявляя его только после достаточного сближения. Поэтому в первую очередь обращайте внимание, как человек ведёт себя по отношению к людям, которым он дорог.
2. Мстительность. Неумение прощать – важнейшая особенность деспотичных личностей. Поэтому человек, в поведении которого присутствует мелочная мстительность, с большой вероятностью окажется деспотом.
3. Стремление унижать. Если человеку свойственно беспричинно оскорблять и унижать тех, кто «подставился» (например, под грубую шутку), это также повод насторожиться.
4. Чутьё на слабовольных людей. Деспоты безошибочно определяют потенциальных жертв, не способных дать отпор моральному и психическому давлению.
5. Чрезмерная ревность. Все деспоты – собственники, иных форм привязанности и любви они просто не знают. Поэтому их всегда выдаёт ревность, как правило, бессмысленная и беспричинная.
Причины деспотизма
С точки зрения современной психологии, деспотичность не является врожденной особенностью, хоть и заложена в наших генах. Она формируется на протяжении всей жизни, но основные предпосылки закладываются в детском возрасте. Этому способствуют такие факторы как:
Характеристика мужчины-деспота
Чтобы понять, кто такой деспот, важно учитывать и то, что такой человек часто сам не осознаёт деспотичности своего поведения. Представьте себе ситуацию: муж любит супругу, никогда не прибегает к насилию, старается обеспечить ей такие условия, чтобы она не работала, а сидела дома и воспитывала детей. Но если копнуть поглубже, выясняется, что он просто пытается лишить жену свободы и независимости, полностью подчинив её себе. Даже если женщине поначалу нравится такой союз, со временем зависимость начинает раздражать её, и чувства к некогда любимому мужчине остывают.
Характеристика женщины-деспота
Такой вариант также вполне возможен. При этом психологи разделяют природу женской и мужской тирании. Мужчины-деспоты обычно испытывают потребность подавлять окружающих ради собственного самоутверждения. Женщины же прибегают к деспотии, стремясь приспособиться к окружающим условиям и занять более выгодное положение. То есть, женский деспотизм, в отличие от мужского, обычно носит ситуативный характер.
Лучшим примером будет, пожалуй, женщина, долгое время занимающая руководящую должность в мужском коллективе. Часто сталкиваясь с несерьезным отношением или неуместным флиртом со стороны мужчин, она постепенно меняет модель поведения, становясь жестокой и властной начальницей. Интересно, что для семьи она по-прежнему остаётся любящей супругой и заботливой матерью.
Как противостоять деспоту?
Характерной особенностью деспотов является то, что они далеко не всегда осознают собственное деспотичное поведение по отношению к дорогим людям. Им кажется, что они, стараясь удерживать дорогого человека поближе к себе, демонстрируют любовь и привязанность. Поэтому в отношениях с деспотом важно находить способы, позволяющие сглаживать «острые углы».
Когда психотерапевт сталкивается с семейной деспотией, он в первую очередь старается выяснить причины агрессивного поведения одного из супругов. Обычно терапия включает такие шаги как:
Перечисленные шаги позволяют деспотичной личности научиться признавать собственную неправоту. А для этого необходимо уважительное отношение к самому себе и окружающим. Когда человек начинает понимать, что в определенных ситуациях мнение других людей бывает более точным и важным, чем его собственное, он обретает способность вести конструктивный диалог.
Заключение
Деспот – это человек, стремящийся к неограниченной власти над близкими людьми. Сам он воспринимает это как привязанность или любовь. Но стремясь полностью лишить независимости дорогого человека, собственную свободу он никак не ограничивает. Это объясняется тем, что деспот никогда не думает о чужих чувствах и желаниях, и только собственное мнение считает правильным.
В большинстве случаев такое поведение является следствием глубокой закомплексованности или наличия психических травм. И оно не делает счастливым ни окружающих, ни самого деспота. Поэтому решение данной проблемы лучше сразу доверить квалифицированному психотерапевту.