Что значит искушать господа

Толкование Евангелия на каждый день года.
Среда 19-й седмицы по Пятидесятнице

Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал. И сказал Ему диавол: если Ты сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом. Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим. И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи. И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего. И окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени. И возвратился Иисус в силе Духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране. Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем.

Искушение Христа начинается сразу же после Его Крещения. И как в Крещении нам открывается природа и личность Сына Божия. Но не просто ради радости созерцания этой тайны. А ради того чтобы мы, в свою очередь, обрели мужество в сражении жизни против смерти, истины против лжи, реальности против мечты.

За спиной Господа – пустыня с памятью сорокадневного исхода народа Божия. Христос – истинный и верный Слуга Господень, должен пройти по Своему человечеству через испытания – без ропота, без колебаний, без падений – в отличие от ветхозаветного народа Божия. Отныне новый народ Божий может в совершенном доверии Богу следовать за Тем, Кто исполнен Духа Святаго, Кто имеет подлинную силу Божию – не ту, ложную, которую предлагал сатана, но силу всецелого послушания замыслу Божию, даже если это путь страданий и превосходит человеческое разумение.

Можно заметить, что последовательность искушений в Евангелии от Луки несколько отличается от Евангелия от Матфея. Они завершаются Иерусалимом, тем Иерусалимом, который в центре всего Евангелия от Луки. Ибо это место великого последнего противостояния Господа диаволу, кажущегося поражения Мессии и реальной Его победы над злом и смертью. Высшее искушение Христа – избежать такого стечения обстоятельств, в которые вводит Его замысел Божественной любви среди зла мира, и найти иные пути, иные возможности победы. Иерусалим будет местом высшего сражения, но также конечной и решительной победой Христа над злом – в верности Отцу Небесному, Который пребудет с Ним до конца. Смерти Христа на Кресте будет сопутствовать восклицание сотника, прославляющего Бога: «Воистину, Человек этот был праведник». И весь народ, «видя происходящее», сознавал свой грех, «бия себя в грудь» (Лк. 23, 47–48).

С самого начала служения Христа дьявол вынужден отступить от Него – но «до времени». И на горе Елеонской – перед лицом Отца Небесного, надо будет молиться, чтобы не впасть в искушение (Лк. 22, 40), да совершится воля Отчая, а не человеческая воля, теснимая страхом. (Лк. 22, 42). Эту молитву Господь заповедал нам: « И не введи нас во искушение». Речь идет в ней, как свидетельствуют святые отцы, о великом искушении отступничества, предпочтения Богу дьявола. Мы молим Бога в момент искушения, чтобы Он сохранил нас от неисцельного падения, а не о том, чтобы Он Сам не искушал нас – это было бы хулою. Один из древних переводов звучит так: « Не дай нам уступить искушению». И апостол Иаков пишет: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает, потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (Иак. 1, 13).

Евангелие искушений предлагается нам для того, чтобы мы поняли, что поистине Иисус есть Христос, Сын Божий, что в силе Духа Святого Он имеет власть побеждать всякое искушение и принимать все последствия Своего послушания замыслу Отчему и Его любви к нам. Диавол бросает Господу вызов: «Если Ты Сын Божий». В этом «если» – все испытание веры. Подлинно ли Он – Спаситель? Подлинно ли у Него есть сила, которая позволит Ему повернуть наш мир к любви, к верности истине, к вечному блаженству, к победе над смертью? Петр был испытан во время бури на озере: «Если это Ты, Господи», – сказал он, но усомнился, и тотчас погрузился в воды смерти. Любовь к Богу, доверие и верность Ему запрещают всякое «если».

На нашем пути мы встретимся с искушением превратить камни в хлеб, то есть обожествить материальные блага, деньги, собственность. Иначе говоря, увидеть в них предмет наших устремлений, место нашего счастья. Мы встретимся с искушением восходить все выше, на вершину нашего «я», принимая себя за Бога, поклоняясь себе и подчиняя все нашему желанию.

Во втором искушении дьявол показал Господу все царства вселенной во мгновение времени и сказал: «Если Ты поклонишься мне, то все будет Твое». Это искушение компромисса со злом. «Отступи немного от требований, о которых говорит Твое Евангелие и все последуют за Тобой». Но в войне со злом не может быть компромисса. Мы встретимся с искушением создать такого бога, который бы был у нас в услужении, магического бога, который обещает нам спасение с самыми малыми нашими усилиями, ограниченными исполнением некоторых церковных установлений, заменяющими требования трудного и опасного служения Церкви.

Дух Святой говорит с нами в этом Евангелии, напоминает нам слово истинного Сына Божиего, сказанное апостолам: «В мире скорбны будете. Но мужайтесь, Я победил мир» (Ин. 16, 33).

Тайна искушения неисследима. Человеческая жизнь исполнена искушений. «Она – воинская служба», как говорит книга Иова, в ней – трудности, страдания, искушения, которые могут достигать предельных глубин, и иногда как будто превосходить наши силы. Но Христос уже победил, и мы не должны ничего бояться. Тайна христианина – в том, что все уже совершилось, и все еще предстоит совершить. И Христос истинный Сын Бога и истинный человек, пребывает с нами на всех наших путях, заповедуя нам: «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» и «Не искушай Господа Бога твоего».

Источник

Что означает — искушать Господа?

Что значит искушать господа. Смотреть фото Что значит искушать господа. Смотреть картинку Что значит искушать господа. Картинка про Что значит искушать господа. Фото Что значит искушать господаДавид Вилкерсон

Искушение Господа начинается, когда Бог позволяет кризису в нашей жизни усилиться. Почему Он делает это? Что за этим всем стоит? Наш Господь позволяет всему этому случиться для того, чтобы искоренить последние корни нашего неверия! Дух Его проникает во все уголки нашего сердца, разыскивая самые негодные вещи — гордость, самодовольство и всё остальное, что препятствует Его полноте в нас.

Псалмопевец писал о грехе Израиля: «Искушали Господа в сердце своём…» (Пс. 77:18). Эта фраза в еврейском переводе говорит, что Израильтяне были испытаны сверх человеческих сил. Это значит, что у них не было никаких человеческих способов обеспечить самих себя. И когда они пришли к такому месту, они решили, что Бог оставил их, оставаясь безмолвным и невидимым.

Вот что значит искушать Господа. Это случается, когда Его избранные и благословенные Им попадают в огонь испытания, когда кризис усиливается до тех пор, пока страх не овладевает их сердцем и они начинают взывать: «Господи, где Ты? Где же моё освобождение? Почему Тебя нет на месте действия? Ты со мной или нет?»

Неспасённый человек не может искушать Господа. Такой человек не признаёт Бога ни в какой сфере своей жизни. Он думает, что всё происходящее в его жизни зависит либо от хорошего стечения обстоятельств, либо от плохого. Только избранные Господом могут искушать Его, те, которые однажды видели Его силу, вкусили Его благодати и были призваны ходить верою.

Даже праведный Иоанн Креститель прошёл через такое испытание, которое могло привести его к искушению Господа. Когда он сидел в тюрьме, он, наверное, думал, где же находится Бог во всей этой ситуации. Он услышал о всех тех чудесных делах, которые делал Иисус: исцелял людей, делал чудеса и знамения, привлекая к себе толпы людей, которые когда-то следовали за Иоанном. И вот он сидит в одиночестве, ожидая казни.

Иоанн был всего лишь человек. Он, наверное, думал, что Бог оставил его. Вообще, я считаю, что депрессия прямо из ада всей силой устремилась на него в это время!

Иоанн знал, что он должен умаляться, чтобы Иисус возрастал. Но сейчас к нему приходили мысли: «Умаляться — это да, но умереть? Почему я должен умереть, если Иисус является в самом деле Богом? Если Он делает все эти чудеса для других людей, почему Он не может освободить меня? Господи, это уже слишком много для меня, чтобы вынести!» (Помните, что в тот момент Иисус ещё не удалил жало смерти).

Последние слова, которые Иисус послал сказать Иоанну, были исполнены огромного значения: «И блажен, кто не соблазнится о Мне.» (Матф. 11:6). Христос говорил этому человеку Божьему: «Не соблазняйся о Мне, Иоанн. Ты знаешь, что Я делаю только то, что вижу и слышу от Отца. У Него есть план для всего этого, и Он достоин того, чтобы довериться Ему. Если бы Он хотел, чтобы Я пришёл и освободил тебя, ты знаешь, что Я был бы там немедленно. Поэтому успокойся, зная, что чтобы ни случилось с тобой, это будет для славы Отца. И это будет означать вечную славу для тебя!

Ты проходишь своё последнее испытание, Иоанн. На давай сомнению украсть твою веру. Наоборот, успокойся в Отцовской любви и верности к тебе. Он не судится с тобой и не наказывает тебя. Наоборот, ты удостоился великой чести в Его глазах. Так что держись!»

Я уверен, что Иоанн выдержал испытание. После того, как он был обезглавлен Иродом, он вошёл в славу Отца с верой и честью!

Моисей знал, что было искушением Господа в ситуации с Израилем.

Они не проявили доверие Господу при водах Мерры, и Господь увеличил степень их испытания в Рефидиме, где «…не было воды пить народу.» (Исх. 17:1).

Вы должны понять, это не было какое-то маленькое неудобство, которое Израиль встретил на своём пути. Человек может выдержать несколько недель без пищи, но только несколько дней без воды. И сейчас, когда Израиль подошёл к Рефидиму, воды нигде не было видно. Очень скоро дети начали плакать и люди начали терять сознание. Это была критическая ситуация.

Однако, Моисей понимал пути Господни и он знал, что происходило с Израилем. Он понимал, что Бог позволил своему народу быть испытанным сверх меры. Почему? Он хотел, чтобы они полностью доверили себя Его попечению. Он ожидал увидеть, что они поднимутся в вере и скажут: «Господь всё может!»

Писание говорит нам, что Моисей «…нарёк месту тому имя: Масса и Мерива, по причине укорения сынов Израилевых и потому, что они искушали Господа, говоря: есть ли Господь среди нас или нет?» (ст 7).

Слова «Масса» и «Мерива» имеют одно и то же значение: «место проверки и испытания». Моисей бежал по стану, взывая: «Это Масса — всего лишь испытание. Но это не конец. Господь не забыл нас. Не сдавайтесь. Держитесь! Господь ищет веры, хочет узнать, что в наших сердцах. Он знает, как пополнить все наши нужды. Единственное, что Он желает, — чтобы мы доверились Ему для совершения еще одного чуда!»

Вы знаете, чем кончилась эта история. Печально, но факт — Израиль не доверился Господу. И Господь повелел Моисею взять свой жезл, идти к Хориву и там ударить в одну определённую скалу. Когда Моисей ударил по скале, из неё полилась вода для утоления жажды Израильского народа. Господь ещё раз доказал, что Он находился со Своим народом, несмотря на их неверие!

Ни одна из этих вещей не была настоящим искушением Господа. Искушение заключалось в следующем: «…искушали Господа, говоря: есть ли Господь среди нас или нет?» (ст. 7).

У Бога всегда было в достатке воды. Он мог бы дать её Израилю при первых же признаках жажды. Но Он ждал. Его сердце желало, чтобы Его особый, избранный народ узнал Его любовь к ним и доверил себя в Его верные руки. К сожалению, они еще раз подвели Его!

Итак, Бог испытал их ещё раз — на этот раз позволив им поголодать. Моисей позже сказал: «…Господь, Бог твой …смирял тебя, томил тебя голодом …чтобы испытать тебя. » (Втор. 8:3,2).

Это было ещё одно испытание веры. Подтянули ли Израильтяне свои пустые желудки и стали ли ожидать, когда Господь пошлёт им хлеб? Начали ли они ободрять друг друга, говоря: «Бог провёл нас через Красное море. Он сделал сладкими горькие воды Мерры. Мы знаем, что Он верен Своему слову. Итак, Господи, мы верим, что Ты напитаешь нас. Живые или мертвые, мы всегда Твои!»

Это всё что Бог ожидал услышать! Мы, в действительности, не знаем, что кроется в наших сердцах!

Не имеет значения, сколько лет мы ходим с Господом, сколько часов мы проводим в молитве или насколько глубоко мы познали Библию. Если Бог видит, что есть в нас что-то, что не по вере, — какая-то область в нашей жизни, где мы не доверяемся Ему, чтобы Он один дал нам силы получить победу, — Он приведёт нас в «Массу». Он поставит нас в ситуацию, по-человечески невозможную, и мы будем очень серьёзно испытаны!

Например, вы искренне считаете, что у вас любящее сердце по отношению ко всем братьям и сёстрам во Христе. «Господь дал мне любовь ко всем» — свидетельствуете вы. Но Иисус знает, что у вас есть проблема в одной области: вы взрываетесь, когда кто-то злоупотребляет вашей любовью и добротой. После того, как это происходит, вы носите внутри себя постоянную боль, но продолжаете говорить, что любите этого человека.

Как Бог добирается до такого сорта лицемерия внутри вас? Он приводит вас в место испытания. Он позволяет несдержанному христианину напасть на вас! Вдруг вы находите себя молящимися: «Господи, почему Ты привёл этого человека в мою жизнь? Это жало в мою плоть! Я стараюсь верно служить Тебе, но всё, что я имею в ответ — вот это издевательство!»

Господь привёл вас в Массу! Он хочет добраться до чего-то сокровенного внутри вас. Он желает, чтобы вы были способны подняться в вашей ситуации и воззвать: «Я знаю, Господь со мной. Мои стези известны Ему. Он проведёт меня через все мои мучения и боль!»

Вот вам другой пример: вы являетесь избранным сосудом Божиим, пьёте Его живую воду, питаетесь Его Словом, видите Его могущественное освобождение в вашей жизни. Но в вашей жизни остаётся одна область, где грех преобладает. Вы всё ещё имеете один, последний запинающий вас грех — какую-то похоть, плохую привычку или пристрастие.

Вы ненавидите этот грех. Вы давали Богу обещание за обещанием исправиться, но никогда не могли сдержать их. Вы оплакивали свою похоть, умоляя Господа освободить вас. Вы рылись в книгах и кассетах, пытаясь найти ключ к свободе. Однако вы так и не нашли ответа. И вы живёте годами в страхе, боясь разоблачения.

Возлюбленные, в конце концов вы окажетесь в Массе — среди напряжённого испытания! Нечего и говорить о силе этого испытания — весь ад поднимется против вас. Господь позволит дьяволу искусить вас, и вы внезапно будете побеждены полностью своей похотью. Сатана будет стараться сеять вас, как пшеницу!

Вы будете думать, что у вас самое чёрное сердце на свете. Вы будете уверены, что вы просто отданы полностью вашему греху. В конце концов вы, упав на своё лицо, будете плакать: «Господи, что же это происходит? Откуда эти все похоти? Сейчас я переживаю большее искушение, чем вначале, когда я только начинал искать Твоего освобождения. Я теряю почву под ногами!»

Сомнения наполнят ваш разум. Вы начнёте думать: «Как Бог мог вообще позволить произойти таким вещам в моей жизни? Это продолжалось годами. Как Он мог давать мне все эти обетования и не сдержать Своё слово? Он со мной или нет?»

Бог привёл вас в место испытания!

«…при водах Меривы испытал тебя» (Пс. 80:8). Возлюбленные, Бог хочет, чтобы мы знали, что Он был в состоянии освободить нас при первой же нашей просьбе. Всё это время, когда вы плакали, страдали и всеми своими силами старались выбраться, Он имел достаточно силы, чтобы освободить вас от всякого зла.

«Тогда почему же Он это не сделал? — спросите вы. — Он что, наказывает меня? Почему Он позволил мне пережить такую борьбу?»

Когда вы рассмотрите кризис, в котором оказался Израиль, вам, может быть, тоже захочется сказать: «Господи, не ожидаешь ли Ты слишком много от этих людей? Они в страхе, но ведь есть от чего. В конце концов, никто ведь не может выжить без воды. Как они могли искушать Тебя, когда они просто взывали в своей нужде?»

Однако вы должны помнить: эти люди были хорошо научены и напитаны Словом, окружены знамениями и чудесами. Это не были духовные новички. И они не были оставлены без заботливого пастыря. Каждый день они имели видимое облако в доказательство того, что Бог с ними. И каждую ночь они видели успокаивающее зарево столпа огненного. Каждое утро они находили манну на земле, верно посылаемую им с неба. Бог снабдил Израиля всем необходимым для укрепления их веры!

Наш Господь говорит не просто маловажные слова, когда предупреждает: «Без веры вы не можете угодить Мне. Вы должны по-настоящему верить, что Я — Иегова, и Я всегда воздам по вере. Поэтому Я ожидаю, чтобы Мои хорошо обученные дети полностью доверяли Мне!»

А как насчёт того испытания, которое встретилось вам на пути? Что Бог хочет от вас в это трудное для вас время?

Он хочет, чтобы вы верили Его Слову и Его обетованиям! Он хочет, чтобы вы полностью доверились тому, что Он с вами в вашем переживании. Не имеет значения, если бы весь ад поднялся против вас. Его присутствие никогда не будет отнято от вас, даже в самой глубине ваших страданий. Никакое коварство дьявола, ни мощная его атака против вас, не смогут уничтожить вас. Ваш Отец уже имеет план вашего освобождения!

Он ожидает, чтобы вы просто прильнули к Нему в полном доверии. Он хочет, чтобы вы были способны встретиться лицом к лицу с самыми жестокими искушениями и сказать: «Я могу не понимать всего этого, но я знаю, что Господь не забудет меня. Живой или мёртвый, я доверяю Ему провести меня через всё это!»

Ваша борьба окончится только тогда, когда вы начнёте полностью доверять Господу, веря, что Он с вами во всей силе и любви. Так что отбросьте в сторону всякую мысль о том, что Бог забыл вас или закрыл глаза на всё, что происходит в вашей жизни. Вынуждать Господа вновь и вновь подтверждать Его верность к вам — это и есть искушать Его. Ведь Он доказывал Свою верность уже много раз!

Возлюбленные, вам не нужно бояться змея. Павел заканчивает свою мысль обетованием Божьим: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.» (1Кор. 10:13).

Бог говорит вам: «Я всегда с тобой! Если ты будешь искать лица Моего и доверять Мне, Я проведу тебя. Я помогу тебе стоять твёрдо и переносить всё на твоём пути — потому что Я всегда с тобой!»

Источник

«Не искушай Господа Бога твоего»: Почему люди гибнут из-за ерунды

Хочу поговорить с вами о том, что было в пустыне после Крещения Иоаннова. Будем отталкиваться от Евангелия от Матфея.

Итак, Христос искушается от диавола. Берёт дьявол Христа в Святой город, поставляет на крыле и говорит: бросься вниз. Ибо написано: Ангелам заповедает о Тебе, на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею. Лукавый, искушая Иисуса Христа, цитирует Святое Писание. А именно Псалом 90-й. Тот псалом, который мы читаем, чтобы от дьявола защититься. Значит, лукавый пользуется словами, которыми мы его отгоняем, для того, чтобы Христа искушать.

Заметьте, боголюбцы, и удивитесь: лукавый умеет цитировать Писание. Это – первая мысль, которая должна быть сегодня с нами. Поскольку есть много врагов Божиих и врагов души человеческой, которые умеют привести не к месту и не вовремя какую-нибудь цитату из Священного Писания. Слово Божие – действенное, живое, острое, как меч, доходящее до разделения души и тела, состава мозгов, – вовремя и к месту процитированное, оно есть пластырь, златое яблоко в хрустальном прозрачном сосуде.

Иным оно может быть в устах у дьявола, ибо он тоже знает текст и может вертеть этим текстом, как хочет, чтобы соблазнить умы непосвящённых или неутверждённых. Это – первый урок из сегодняшнего чтения.

Второе. Он требует от Христа чуда. Христос чуда не совершает, говоря ему словами Второзакония: «Не искушай Господа Бога твоего». Эти слова, в практическом применении, я бы сказал очень многим людям. Например, желающим прыгнуть с парашютом, малолетним зацеперам, которых вечно током бьёт, и они погибают ни за что. Этим глупым «куклам», которые из-за селфи стоят на краю обрыва и, например, падают в этот обрыв. Мы постоянно читаем в новостях про эти дурацкие смерти. Люди гибнут из-за ерунды.

Я хотел бы, чтобы написали на билбордах: «Не искушай Господа Бога твоего». Не гоняй ты выше позволенной скорости по пустым дорогам ночью. И не садись за руль выпившим. И вообще, не делай всего того, что грозит смертью или тяжёлыми увечьями тебе и окружающим. Не искушай Господа Бога твоего. Это – важнейший призыв к современному безумцу.

Вон Шумахер. Гонял-гонял на колёсах по земле. Потом встал на лыжи – и вот, лежит. Встанет, может быть, даст Бог. Но уже полжизни вычеркнуто. Значит, если встанет, то уже за руль не сядет. Не искушай Господа Бога твоего. Нет же ж, они восхищаются всякими там стритрейсерами, всеми этими чудаками, которые, как Тарзан, скачут по бетонным крышам, разбивая себе то носы, то позвоночники. Не искушай Господа Бога твоего. Хороший принцип, который, если поймёте, долго жить будете. Не поймёте… живите как хотите.

Третье. Христос не любит творить чудеса. По крайней мере, Он не творит их с тем удовольствием, с которым творили бы их мы, если бы могли. Христос – не Эмиль Кио, который вытягивает зайца из перевёрнутого котелка или бесконечную ленту из чужой шляпы. Он вообще 30 лет прожил на Земле, не творя ничего. Он, могущий перстом вращать Вселенной, не творил ничего, 30 лет смиренно живя в Назарете, от Рождества до выхода на Крещение к Иоанну. Это уже само по себе чудо. Потому что у человека, если только есть какое-нибудь особенное умение или знание – музыкальное, филологическое, спортивное, жонглёрское, да какое хочешь – оно вылазит, как шило из мешка, и он не может его утаить. Не может утаить свою особенную способность.

О, это маленький Людвиг ван Бетховен, а это – маленький Моцарт, да, он уже с закрытыми глазками играл на клавесине, уже в семь лет. И любую мелодию сразу аранжировал. Это он, да, это тот маленький гений, этот маленький шахматист… Все наши таланты – из-за наших родителей, из-за этого блудного мира, где мы живём, из-за передач «Алло, мы ищем таланты» – вылазят наружу раньше времени, сырые, недоделанные.

Христос может, повторяю, перстом Вселенными вращать. И Он 30 лет живёт, не творя чудес. Ни одного чуда. И когда Он идет в пустыню, лукавый Его зовет на чудеса: ну, сделай чудо, слушай, Тебе что, трудно, что ли? Докажи, что Ты Христос. Что Ему, трудно, что ли? Да не трудно Ему, но зачем? Он-то знает, что Он может. Только есть заповедь: не искушай Господа Бога твоего. Да не бросайся ты вниз, чтобы тебя ангелы подхватывали.

Не искушай Господа, во-первых. Во-вторых, не дело это – творить чудеса по дьявольской просьбе. Он просит – ты будешь делать? Да мало ли, что дьявол просит. Он просит для того, чтобы тебя погубить, а не чтобы поверить. Он сам-то верить не будет. Он уже потерял эту способность. Он просит для того, чтобы тебе было хуже.

Поэтому это слово о чудесах – к перемене наших мыслей. Потому что мы-то любим чудеса. Ах, чудеса, чудеса! В нашем сознании творящий чудеса выше того, кто не творит чудес. А по правде Божией так не есть. Какие чудотворцы нами любимы? Святой Спиридон Тримифунтский, святой Николай Мирликийский, Святая Матронушка Блаженная Московская, святой такой, святой сякой. Они чудес творили множество, и слава Богу за чудеса эти. Это Бог творил через них. Но больше всех рождённых женами – кто? Иоанн Предтеча. Он творил чудеса? Нет. Но он больше всех святых. В нашем сознании чудеса – это отличительная черта того, кто лучше всех. А по Божьему замыслу самый больший, самый лучший чудес не творит. И Христос не творит чудес. Ни в течение 30 лет до своего выхода на проповедь, ни в пустыне по просьбе дьявола.

Поэтому вам нужно уцеломудриться и воспринять новое отношение к чудесам, собственно, новое старое. И правильное. Чудеса – это не главное. И Христос говорит нам сегодня, как и лукавому тогда сказал: «Не искушай Господа Бога своего». Вот и вы живите тихо и не искушайте Господа Бога своего. Таким образом ближе будете к правде Господней и к тому, чтобы Ему угодить.

Источник

Оковы, у которых нет замка: об искушениях христианина

Что значит искушать господа. Смотреть фото Что значит искушать господа. Смотреть картинку Что значит искушать господа. Картинка про Что значит искушать господа. Фото Что значит искушать господа

Кто нас искушает?

Каждый из нас переживает искушения в течение всей своей жизни – порой неоднократно в течение одного дня или даже часа. Искушениями мы обычно называем какие-то трудные обстоятельства, которые становятся для нас более или менее серьезными испытаниями. Собственно говоря, слово «искушение» синонимично со словом «испытание», но всё же означает нечто иное.

Мы знаем из Священного Писания, что каждый, кто приступает работать Господу, должен уготовать свою душу во искушение (см.: Сир. 2: 1). В книге Премудрости Соломоновой говорится, что подобным образом золото помещается в горнило и там искушается (см.: Прем. 3: 6), то есть выясняется, каков его состав и какие примеси в нем есть. Точно так же каждый из нас на протяжении всей жизни нуждается в том, чтобы испытываться, дабы становилось очевидно, что в нас есть на поверхности, что есть чуть поглубже и что есть в самой глубине нашей души.

Большая ошибка считать, что искушает нас Бог. Но Он попускает искушения, чтобы человек увидел себя

Вместе с тем было бы большой ошибкой считать, что искушает нас Бог. Апостол Иаков однозначно говорит, что Бог не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью (Иак. 1: 14). У святых отцов иногда можно встретить выражение «искушение от Бога», но нужно понимать, что это словесный оборот – на самом деле Господь попускает человеку искушаться, чтобы тот увидел самого себя. Самому же Богу не нужно нас испытывать, чтобы понять, что в нас есть, – Он и так это знает. Искушает нас враг нашего спасения. В Книге Иова мы видим, как диавол вступает в диалог с Богом и просит, чтобы Господь позволил ему искушать Иова. Конечно, этот диалог нужно рассматривать как некое отражение реальности – скорее как притчу, нежели буквально, но смысл, тем не менее, вполне понятен. Враг искушает человека, не зная о нем всего досконально, но зная при этом очень многое. А вот мы самих себя зачастую знаем гораздо хуже, чем тот, кто ищет нашей погибели. Собственно говоря, мы потому в искушениях и «нуждаемся».

Слово «искушение» связано не только со словом «испытание», оно имеет явную родственную связь и со словом «искусство». Есть такое святоотеческое выражение: «муж не искушен – не искусен». Искусство, которым мы овладеваем, проходя через искушения, – это искусство перерастания, с Божией помощью, самих себя.

У кого-то может, наверное, вызвать недоумение тот факт, что в молитве «Отче наш», которую мы читаем ежедневно, есть прошение о том, чтобы Господь не ввел нас во искушение. Как примирить это с тем, что искушения нам необходимы? Дело в том, что, когда мы просим: «и не введи нас во искушение», мы выражаем таким образом свое смирение. Мы говорим Богу о том, что не считаем себя способными к перенесению искушений, и молимся, чтобы Он, если возможно, нас от них освободил. Но поскольку мы понимаем, что искушения все равно могут прийти, то молимся и о том, чтобы Господь дал нам возможность в искушениях выстоять. Так что слова – «и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого» – это все-таки в первую очередь прошение о том, чтобы Господь помог нам в искушении не пасть, а устоять и явиться такими, какими мы явиться должны.

«Как Богу угодно, так тому и быть»

Что значит искушать господа. Смотреть фото Что значит искушать господа. Смотреть картинку Что значит искушать господа. Картинка про Что значит искушать господа. Фото Что значит искушать господа

Самая простая ситуация: в наш адрес сказал кто-то недоброе и обидное слово. Зацепиться оно в нас может за гордость, тщеславие, самолюбие – никаких объективных и неустранимых причин к тому, чтобы мы обиделись, нет. Вспоминается, как преподобного Силуана Афонского кто-то назвал собакой, а он сказал: «Всегда меня так называй». И это не издевка была, просто для него в этом искушения не было.

Или другой пример: в «Луге духовном», сборнике патериковых рассказов о жизни древних подвижников, рассказывается о женщине, которая пришла к старцу и с тревогой, со слезами говорила о том, что, наверное, Господь ее оставил: за весь год у нее даже ни одна курица не умерла. Конечно, это не значит, что у человека, который к Богу близок, обязательно должна погибать домашняя живность. Суть в другом – в настрое. Если человек живет в готовности к тому, что с ним какие-то материальные неприятности вполне могут случиться, и в готовности их не принимать слишком близко к сердцу, как христианину и подобает, то для него опять-таки не будет искушения в тех или иных непредвиденных финансовых обстоятельствах. А это, как показывает опыт, очень важно, потому что современные люди именно искушения, связанные с деньгами, переживают порой очень тяжело. Эта простая женщина, которая беспокоилась из-за того, что у нее все куры живы, понимала суть духовной жизни: возрастание души невозможно без скорбей. Преподобный Исаак Сирин говорит, что нет другого способа приблизиться к Богу, кроме как если Господь посылает человеку непрестанные печали. Но это выражение порой понимают неправильно: это не значит, что человек должен постоянно находиться в состоянии печали. Это значит, что посылаются поводы для печали, а человек должен эти поводы преодолевать, решая раз за разом: «Как Богу угодно, так тому и быть». И в каждый такой момент он делает шаг навстречу Богу. Но даже если когда-то это внутреннее решение никак не дается нам, нужно почаще приводить себе на память слова праведного Иова: Господь дал, Господь взял; как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно (Иов 1: 21).

Нужно чаще вспоминать молитву, которой Господь молился в Гефсиманском саду

А еще упраздняет искушения та молитва, которую мы слышим в Гефсиманском саду: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты (Мф. 26: 39). Поэтому нам, когда мы просим, чтобы Господь избавил нас от напасти, скорби, чтобы нас миновало несчастье, очень полезно заканчивать любую свою молитву этими словами и вспоминать о том, что претерпел Господь на Кресте. Это залог того, что, встретившись с искушением, которого мы боимся, мы не впадем от него в отчаяние как от чего-то необъяснимого, а постараемся перенести его достойно.

«Уготовихся и не смутихся»

Но, впрочем, даже если мы таким образом настроены и поддерживаем в себе постоянную готовность к искушениям и решимость их преодолевать, какой-то ущерб от искушающих ситуаций мы все равно будем терпеть. И в связи с этим возникает вопрос: почему, допустим, много раз мы спокойно относились к несправедливым и неприятным словам в наш адрес, а в какой-то момент нам сказали то же самое – и стало очень обидно? Или человек, например, жалуется, что регулярно делает замечания расшалившемуся ребенку, уравновешенно или немного раздражаясь, но однажды его вдруг обдает таким жаром, как будто лава вот-вот вырвется из жерла вулкана, и он сам пугается того, что может в следующую минуту натворить.

Ключевая переменная в нашем состоянии – концентрация. Когда она падает, снижается и вероятность того, что мы отреагируем на ситуацию правильно, осознав ее, а не поддавшись действию страстей. И чаще всего нам тогда бывает трудно сохранить концентрацию, когда на нас наваливается одновременно слишком много задач. К примеру, мы едем с работы, и нас кто-то грубо толкнул в транспорте. В обычной ситуации мы бы на это не обратили внимания. Но у нас неприятности на работе, проблемы дома, в руках тяжелые пакеты с продуктами, и пальцы режет ручками этих пакетов, при этом мы прокручиваем в голове варианты того, что завтра ответить начальнику, и параллельно думаем, как бы изловчиться и достать из сумки телефон, потому что ключ забыли, а неизвестно, есть ли кто-то дома… Врагу остается чуть-чуть доработать эту ситуацию, и даже воспитанный и выдержанный человек с ней не справится.

Понятно, что далеко не всегда такой «обвал» можно предотвратить. Но нужно, по возможности, избегать таких ловушек и от многозадачности избавляться. Прежде всего – я об этом всегда говорил и говорю – нам нужно ежедневно иметь хотя бы малое время для уединения, чтобы обдумать те ситуации, которые для нас более-менее предсказуемы, решить в общих чертах, как мы поступим в том или ином случае, и уже не прокручивать это в голове, когда занимаемся чем-то другим. Нужно делать всё, чтобы направить свое сознание, внимание на текущий момент, и стараться выстраивать последовательность событий. Я пишу, например, письмо, и кто-то пришел – значит, я откладываю письмо и занимаюсь этим человеком. Я не думаю в этот момент, что мне еще написать в письме, что мне на него ответят, не стоило ли дописать сначала письмо, а потом говорить с человеком. Я даже не думаю о том, что пора было бы уже обедать, а я еще и не завтракал. Если мне это удается, скорее всего я к тем поворотам, которые могут быть в разговоре с пришедшим, буду подготовлен.

Псалмопевец Давид говорит: уготовихся и не смутихся (Пс. 118: 60). Это как раз и означает, что нужно быть сосредоточенным и готовым правильно отреагировать, а не впадать в смущение и смятение. Как говорил преподобный Амвросий Оптинский, смущение в ряду добродетелей не числится: если мы даже сделали или сказали спонтанно какую-то глупость, то оттого, что мы смутимся, ничего к лучшему не изменится – скорее всего мы будем свои ошибки только умножать и от смущения придем уже в состояние смятения. А о смятении преподобный Исаак Сирин писал, что оно является колесницей диавола, потому что на нем враг въезжает, словно полководец, в нашу жизнь и всё там разбрасывает, раскидывает, разламывает так, как ему это бывает угодно. Поэтому смятение, в которое человек приходит по тому или иному поводу, является не только неприятным следствием искушения, но и порождает множество искушений иных.

Для того чтобы не впасть в смятение в серьезный и ответственный момент, нужно, на мой взгляд, учиться преодолевать смущение в обычных бытовых ситуациях. Вот шел человек куда-то, поскользнулся и упал в лужу. Это, конечно, и неприятно, и коленка, может быть, разодралась, и мокро, и холодно. Но человека занимает не это, он весь поглощен мыслью: «Что обо мне подумают люди?!» Это и есть то смущение, которое происходит от гордости, от самолюбия и от тщеславия. Человек уже надумал себе, что сейчас его наверняка примут за пьяного или за бездомного или же за бездомного и пьяного одновременно, и его это задевает. А нормальная реакция должна быть другой: позвонить туда, где нас ждут, и решить вопрос о том, что мы либо задержимся, либо не сможем присутствовать, а потом думать о том, как добраться домой. Тогда и в какой-то экстренной ситуации, когда нам нужно будет человеку помочь, поступить по-христиански, мы сможем сосредоточиться именно на необходимых действиях, а не на том, как это выглядит со стороны и что люди скажут.

Когда что-то ввергло нас в смятение, очень важно не вводить в такое же смятение и других

И еще очень важно, когда что-то ввергло нас в смятение, не вводить в такое же смятение других. В таком состоянии человек начинает искать точку опоры, и если он ищет ее в людях, то может успеть за считанные минуты позвонить одному, другому, третьему и всем пересказать случившееся. Иногда он еще получает при этом противоречивые советы, потому что люди тоже выдают какую-то первую, эмоциональную реакцию, и дальше всё идет по нарастающей.

Как этому противостать? Безусловно, мы должны обдумать и очертить для себя круг ситуаций, в которых мы непременно должны связаться с близкими или с коллегами по работе – смотря что эта ситуация предполагает. Есть ситуации, в которых, наоборот, с кем-то советоваться бесполезно и нужно максимально быстро реагировать самому. Во всех остальных случаях нужно учиться держать паузу между импульсом к действию и действием. Эта пауза может быть небольшой, но за это время мы можем понять, нужно ли делать то, что мы хотели сделать сразу. Вот что-то случилось – и я тут же хочу об этом сообщить. Но стоит ли обращаться именно с этим вопросом именно к этому человеку и именно в этих словах ему об этом рассказывать? Если мы взяли паузу, у нас есть шанс, что мы поступим правильно, особенно если мы еще в это время обратились с молитвой к Богу и попросили о вразумлении.

Как обычно говорили профессиональные дипломаты, кадровые разведчики старой школы? Я всегда раньше обращал на это внимание… Большинство из них никогда не отвечали на заданный вопрос мгновенно, даже если вопрос был очень простой. Это некая выучка: человек привык к тому, что каждое его слово может иметь последствия, причем не только для него одного, но и для его подчиненных, а иногда – для целой страны. То же самое, к слову, бывает и совершенно в иной области – в сфере криминальной: там человека побуждает выдерживать паузу перспектива тут же за опрометчивые слова ответить, иногда своей жизнью. Но мы-то, христиане, тем более знаем, что ответим за каждое свое слово – ответим на Страшном суде, где и решится наша вечная участь. Ответим не сразу, а в нашем случае потом, но тем не менее нужно всегда эту реальность в своем сознании держать.

Достигнуть дна

Что значит искушать господа. Смотреть фото Что значит искушать господа. Смотреть картинку Что значит искушать господа. Картинка про Что значит искушать господа. Фото Что значит искушать господа

Важно помнить: любое искушение имеет начало и конец. Бывает, что человек жалуется: вся жизнь его – сплошное непрестанное искушение, – но это означает, что его восприятие уже искажено. Любое «сплошное искушение» все-таки делится на разные искушения, и эти отдельные искушения бывают подчас очень непродолжительными. Нет такого искушения, которое длилось бы всю жизнь человека. А раз это так, то потерпеть можно – ведь жизнь не всегда скорбна, она бывает и радостной. Если же что-то подсказывает нам, что нам плохо сейчас и так теперь будет всегда, – то это не «что-то», а кто-то, это враг нашего спасения. «К тебе сейчас несправедливы? Так ведь ты теперь так и будешь подвергаться нападкам»; «У тебя сейчас нет работы? Ну так ты ее и не найдешь» и тому подобное. Но это всё на самом деле неправда, потому что мы видим: жизнь человеческая состоит из взлетов и падений или по крайней мере из каких-то волн. Бывает плохо, потом чуть получше, потом хорошо, потом похуже, а потом, может быть, даже очень хорошо. И важно понимать, что если сейчас настолько всё плохо, что нет сил, то потом будет лучше – хуже ведь некуда уже.

У нас в последние годы, в связи с экономической ситуацией, постоянно на слуху это выражение: достигнуть дна. Вот мы его достигнем, оттолкнемся, а потом – наверх… Так же и человек в каких-то неурядицах, невзгодах, на него свалившихся, периодически достигает дна, и после этого давление внешних обстоятельств ослабевает, начинается путь наверх. И точно так же, когда бывает хорошо, нужно понимать, что когда-то будет хуже, и умело пользоваться этим временем: не мучиться ожиданием того, что будет плохо, – достаточно просто понимать, что сейчас время отдыха, накопления сил и сугубого благодарения Бога. А время, когда нам плохо, – это время для терпения, время для того, чтобы преуспеть в мужестве и доверии Господу. Нет в человеческой жизни времени пустого, нет времени бесполезного, и нет в жизни человека, если он стремится с Богом жить, времени, прожитого зря: все превращается в опыт – хороший или плохой, но опыт. Об этом тоже нужно в искушениях помнить.

Почему же врагу так важно внушить человеку мысль, что никаких «волн» в жизни нет, а есть одно сплошное болото? Потому что самым губительным для него будет, если мы отнесемся к искушению как к экзамену, как к моменту краткосрочного, но необходимого напряжения сил. Ничто не обессиливает человека так, как мысль: «Это никогда не кончится!», но эта мысль – не для нас.

Искушения – точки роста: проходя их, мы становимся более зрелыми

А самым чувствительным ударом для врага будет, если мы… полюбим искушения. Наверное, мало кто любил или любит в институте сдавать экзамены. Приходится меньше спать, откладывать дела, которыми хотелось бы заняться, а потом ожидать оценки и понимать, что она может не совпасть с нашей собственной оценкой своих способностей. Но можно изменить отношение к самому моменту экзамена и готовиться к нему не как к чему-то неприятному, трудному, а как к возможности узнать, чего мы на самом деле стоим. Это точка роста. И искушения – точки роста: проходя их, мы становимся более зрелыми. Особенно если после этого проводится разумная и серьезная работа над ошибками, без которой эффективно двигаться вперед невозможно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *