Что значит искать царство божие и правды его
Ищите же прежде Царства Божия и правды Его
Из всех книг Слова Божиего – Библии – самыми главными для христиан являются четыре книги Нового Завета, которые называются Евангелиями. Кратко говоря, книги эти повествуют о бытие Господа Бога на земле в Человеческом Теле: о Его рождении от земной матери, о Его удивительных чудесах, душеспасительных проповедях и наставлениях людям, о Его Крёстных Страданиях и последующем Вознесении на Небеса. Всё это хорошо известно каждому христианину, также, как и сам перевод названия этих книг – «Евангелие» по-гречески означает «Благая Весть».
Но Благая Весть – о чём.
О том, что есть такое Царствие Божие (Царство Небесное). О том, что необходимо покаяться человеку, поскольку приблизилось Царствие Божие. О том, что жизнью своей на земле необходимо заслужить небесную жизнь в Царствие Божием. И более того, в Нагорной Проповеди Господь Бог Иисус Христос призывает людей:
«…Мф.6:31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
Мф.6:32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всём этом.
Мф.6:33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам…»
Казалось бы – все христиане, так или иначе, имеют представление о том, что говорится в книгах Евангелия и, следовательно, все должны знать Благую Весть о Царствии Божием. Но при этом – а все ли христиане, действительно, жизнью своей земной готовят себя к небесному Царствию Божиему.
Припомните сами, ведь наверняка среди ваших знакомых верующих людей – из мирян, – очень много таких, которые прошли обряд крещения, надели крестики, и только поэтому называют себя христианами. Большинство из них регулярно посещают церковь, ставят свечки, прикладываются к иконам, слушают проповеди. Но когда они, после всех необходимых церемоний, выходят из церкви – они снова становятся сугубо мирскими людьми. Они не знают о чём гласят все заповеди Десятословия, почти никогда не творят молитву «Отче Наш», не обращаются за духовной помощью к Господу Богу Иисусу Христу, а в лучшем случае ищут заступничество только лишь у святых людей (да и то не все и не всегда). И самое главное – они абсолютно не задумываются о том, что их земная жизнь, с Богом в душе и Заповедями на сердце, должна готовить их к жизни вечной в Царствии Божием.
А если спросить этих людей о том, как они представляют себе это самое Царствие Божие, и каким образом они могли бы существовать на Небесах после своей земной смерти – то большинство из них просто не поймут о чём их спрашивают, и вряд ли смогут что-либо ответить по этому поводу. Рассказы об ангелах в раю и о бесах в преисподней они называют сказками, и потому их представление о своей посмертной участи ограничивается одной лишь только могилой в сырой земле, куда их, когда придёт срок, положат в деревянном гробу на вечное забвение. Они даже искренне боятся всерьёз обсуждать тему человеческой смерти, поскольку сразу же начинают ощущают в своей ещё живой душе вполне реальные холод и страх своей будущей земной могилы.
Для пущего эффекта и понимания глубины проблемы хотелось бы привести основные номера глав и стихов из Евангелия, где Господь Бог говорит нам о Царствии Божием (Царстве Небесном):
Мф.3:2, Мф.4:17, Мф.4:23, Мф.5:3, Мф.5:19-20, Мф.6:10, Мф.6:13, Мф.6:31-33, Мф.7:21-23, Мф.8:11-12, Мф.10:7, Мф.11:11-12, Мф.12:28, Мф.13:10-11, Мф.13:24-52, Мф.16:18-19, Мф.16:28, Мф.18:1-4, Мф.19:12, Мф.19:14, Мф.19:16-30, Мф.20:1-16, Мф.21:33-44, Мк.1:14-15, Мк.4:10-11, Мк.4:26-34, Мк.9:1, Мк.9:41-50, Мк.10:14-15, Мк.10:17-31, Мк.12:34, Лк.4:42-44, Лк.6:20, Лк.7:28, Лк.8:1, Лк.8:9-10, Лк.9:2, Лк.9:11, Лк.9:59-62, Лк.10:9-11, Лк.11:20, Лк.12:29-34, Лк.13:18-21, Лк.14:12-24, Лк.16:16, Лк.17:20-21, Лк.18:15-30, Лк.19:11, Лк.21:7-36, Ин.1:51, Ин.3:1-13, Ин.14:2, Ин.18:36.
По сути, в Учении Господа Иисуса Христа Царство Божие занимает самое центральное место – но многие ли христиане действительно об этом помнят и живут ради его достижения? Давайте вдумаемся в следующие слова Господа:
«…Лк.4:42 Когда же настал день, Он, выйдя из дома, пошёл в пустынное место, и народ искал Его и, придя к Нему, удерживал Его, чтобы не уходил от них.
Лк.4:43 Но Он сказал им: и другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан.
Лк.4:44 И проповедывал в синагогах галилейских…»
Получается, Господь Бог пришёл на землю прежде всего именно для того, чтобы принести людям Благую Весть о Царствии Божием – и сказать нам о том, что готовить себя к Небесам необходимо уже здесь, в земной жизни. В этом и заключается духовное Спасение человека. Но неужели Пришествие Господа для большинства людей оказалось напрасным.
По поводу всего вышесказанного, хотелось бы напоследок представить некоторую аналогию из земной жизни человека – и привести в пример студента, обучающегося, допустим, в университете.
Если студент этот будет прогуливать занятия, учиться безынициативно и скверно, не задумываясь о том, что ждёт его после окончания университета – и особенно, если он практически не будет ознакомлен со своей будущей профессией и своей будущей жизнью, – то и профессионалом он станет никудышным. А то и вообще не сможет по окончании вуза работать по специальности.
Но если он, благодаря лабораторным работам и производственным практикам, будет ясно представлять реальную сторону своей профессии после обучения, а также на лекциях идейно будет пропитан всей необходимой теорией своего будущего бытия (как в профессиональном смысле, так и в житейском), то и учиться он будет с удовольствием, и успеваемость его будет высокая – и, самое главное, знания и опыт студенческой жизни прочно войдут в него и станут надёжной основой для его последующего, послеуниверситетского существования.
Чем не аналогия духовного развития человека в его земной жизни – как предтечи жизни небесной.
Ищите же прежде Царства Божия
Каждый человек совершает выбор: жизнь с Богом и трудное приобретение добродетелей или жизнь без Бога в грехах и страстях, никогда не дающих человеческой душе мира и ясности. В книге «Ищите же прежде Царства Божия» собраны советы архимандрита Иоанна, как идти за Христом по дороге жизни. «Спасение-то — вот единственно важное дело в жизни нашей, все остальное — поделье».
«Ищите прежде же Царства Божия и правды Его, и все приложится вам (Мф. 6, 33). В этих немногих словах заключен весь смысл человеческой жизни, дан ответ на вопросы, которые волнуют человечество и над которыми бесплодно бились и по сию пору работают тысячи умов, для разрешения которых написаны и пишутся многочисленные книги».
Архимандрит Иоанн пишет: «В стяжании благодати Святого Духа заключается смысл и нашей земной жизни». «Жизнь на земле есть преддверие жизни вечной, и дана она нам от Бога, чтобы вернуть себе утраченное нами достоинство быть чадом Божиим».
Почему у человека столько скорбей? По нашим грехам, говорит отец Иоанн: «Тяготы нашей жизни теперешней рождены мраком наших грехов. И только терпение и покаяние, да еще благодарность Богу, помогут нам пройти сквозь них во спасение».
Главное для нас — быть христианами: «Главное — жить для Бога, ради Бога и все делать во славу Божию». «Надо учиться, что бы мы ни делали и для кого бы ни делали, все делать от души, как для Самого Господа».
«Не так-то и много требуется от нас, чтобы стать истинно учениками Христовыми. “Сыне, даждь Мне твое сердце!” (см. Притч. 23, 26) Сердце, свободное от пристрастий, сердце, полное доверия только Богу, сердце неустанного и постоянного труженика в исполнении воли Божией на пути к спасению».
«Посвятим же на служение Богу жизнь, — призывает нас старец. — Чистое и пламенеющее любовью сердце наше да будет благоприятным приношением и жертвою Богу».
«Ищите Христа в жизни своей, не уставайте трудиться в этом единственно спасительном делании. Ищите, и обрящете вечную радость о Господе».
Содержание
На пути к вечности. О смысле и цели земной жизни человека
Между светом и тьмою. О главном выборе человека
Где нет Бога, там поселяется враг. О жизни без Бога
Пребудьте во Мне и Я в вас. О жизни с Богом
Плоды в жизнь вечную. О христианских добродетелях
Книгу можно приобрести:
«Ключ» к успеху, или «Ищите прежде Царствия Божия…»
В теории музыки есть понятие ключа. Это такой небольшой значок, который, однако, играет очень большую роль: он организует на нотоносце ноты, определяя октаву, в которой необходимо исполнять музыкальное произведение. Попробуем заменить на нотном стане ключи басовый на скрипичный, поменяв их местами, но оставляя все ноты на прежнем месте, и предложим исполнить эти ноты какому-нибудь музыканту. Полагаю, что тот откажется исполнять предложенный ему «шедевр», понимая, что получится нечто неблагозвучное, и опасаясь за свою репутацию. Нечто подобное очень часто происходит в нашей духовной жизни, а точнее, в ее церковной составляющей, когда цели этой последней мы подменяем целями посторонними, нецерковными.
В нравственном богословии понятие побуждающего мотива или цели имеет очень важное значение при определении духовной ценности любого поступка. Одно и то же по внешнему содержанию действие, совершенное двумя разными людьми с разной целью, имеет весьма различное значение и следствие для них. Возьмем, к примеру, дом престарелых. Его может посещать и православный волонтер, и общественный деятель. Кажется, что оба совершают одно действие и действие это добродетельно. Но если мы вдруг узнаем, что волонтер делает это исключительно ради Христа, исполняя Его заповедь, а общественный деятель желает через это лишь приобрести себе авторитет в обществе, то мы поймем, что их поступки имеют весьма мало общего, и не будем спешить называть деятеля добродетельным.
В постперестроечный период, период свободы, трактуемой как вседозволенность, Россию наводнили различного рода «целители душ и телес», обещающие людям за «умеренную плату» избавление от всех болезней и жизненных невзгод. «Целители» получили широкий доступ к телеэкранам, и «духовные услуги» можно было получить даже бесплатно, не выходя из дома. За время процветания всевозможной экстрасенсорики и парапсихологии у нас успел сформироваться особый тип человека – потребителя «духовных услуг», склонного видеть причины своих проблем не в себе самом, а вовне и соответственным образом решать эти проблемы. К примеру, ушел из семьи муж. Так можно пойти к колдуну и заговорами вернуть его домой. Если муж пьет, то можно его закодировать. Понравилась кому чужая жена? Нет проблем, можно пойти к какой-нибудь «госпоже» и приворожить ее. Люди были приучены к тому, что любые проблемы можно решить быстро и удобно, без труда над собой, свалив этот труд за определенную плату на «народного целителя». И вот такой человек приходит и в Церковь решать свои проблемы. Приходит, потому что все идут, потому что это популярно. И в Церкви будет такой человек решать свои проблемы так, как он привык уже это делать.
Если в том, что касается медицины, мы вполне согласны с вышеприведенными соображениями, то в том, что касается духовной жизни, нам почему-то сложно понять и рассуждения подобного рода вызывают протест. Но Церковь, по словам святого Златоуста, есть духовная лечебница, и параллели, связанные с медициной, здесь вполне уместны. Средства, предлагаемые в Церкви, направлены именно на уврачевание духовных недугов человека. Так же, как в медицине, эти средства оказывают свое действие при определенных условиях, выполняемых человеком. Эти условия сводятся к правильному отношению к таинствам, которое позволит человеку хорошо подготовиться к тому или иному таинству и потом обильно пожать его плоды. Объясню это на примере. Таинство крещения очень важно для человека. В этом таинстве верующий через покаяние и погружение в купель омывается от всей прежней греховной скверны, получает семя новой благодатной жизни по законам Евангелия и соединяется со Христом. Если человек это понимает, то прежде принятия таинства он хорошо подготовиться к этому. Он изучит Евангелие, чтобы знать те законы, по которым ему необходимо будет вскоре жить. Он постарается заранее бросить все дурные привычки, чтобы после таинства они не препятствовали ему жить по заповедям Христовым. Он постарается как можно искреннее покаяться в прежней греховной жизни, чтобы после крещения было легче изменить образ жизни. Если же человек, приходя креститься, преследует иные, нецерковные, цели, то и соответственной подготовки к таинству не будет, не будет желания и усилия к тому, чтобы посеянное семя новой жизни дало свои плоды. То же самое происходит и в отношении других таинств. Чтобы достойно причаститься, необходимо понимать, что причастие – это теснейшее соединение со Христом, способствующее скорейшему нашему уподоблению Христу. Только такое понимание позволит достойно подготовиться к таинству, чтобы принятие тела и крови Господних было спасительно. «Уверься и утвердись в вере, – учит святитель Тихон Задонский, – что в святейшей евхаристии истинно подается нам тело Христово и кровь Его, и это научит тебя, с каким страхом, почитанием и благоговением нужно приступать к этому великому таинству. К царской трапезе приступают люди со страхом, и приуготовлением, и благоговением, к этой ли Божественной трапезе приступая, не затрепещешь?» [4] В противном случае, если человек ожидает от причащения лишь земного благополучия, то очень скоро может наступить разочарование и, как следствие, потеря веры в силу таинств. «Многие наперед вожделевают получить от святого причастия то и то, а потом, не видя того, смущаются и даже в вере в силу таинства колеблются. А вина не в таинстве, а в этих излишних догадках. Ничего себе не обещайте, а все предоставьте Господу, прося у Него одной милости укрепить вас на всякое добро в угодность Ему» (святитель Феофан).
Наконец, таинство венчания совершается не с той целью, чтобы обезопасить брак от скорого развала. Венчанием Церковь соединяет людей для их взаимного вспоможения и возрастания в любви к Богу и друг к другу. Для того, чтобы они вместе учились исполнять заповеди Евангелия и научили этому своих детей. Если супруги подходят к венчанию с такой целью, то Бог помогает им пережить вместе все жизненные невзгоды и сохранить взаимную любовь. Если же этой цели у них нет, то венчание само по себе не является гарантом крепости семейного союза. Непонимающие это, сталкиваясь с очередным разводом венчанного брака, вздыхают: «Ну, вот, даже венчание не помогло!»
Итак, наиглавнейшая и единственная цель Церкви на земле есть спасение человека, воспитание человека для жизни будущего века. Но и земная наша жизнь не забыта у Бога. Сам Христос научил нас: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 33). «Это все» – то, что необходимо для нашей земной жизни и что в совокупности и составляет наше земное счастье. Лишь бы только мы сумели воспользоваться тем «ключиком», о котором говорят не только эти слова Спасителя, но и все Писание, и искали прежде всего богоугождения в Его святых заповедях. Святитель Иоанн Златоуст учил: «Делай дело Божие, а Бог сделает твое». Крестишься ли сам или крестишь детей – старайся впредь жить по заповедям и учить этому своих детей. А Господь уж позаботится о том, как сохранить тебя от напастей. Для этого Он и приставляет к крещенному Своего ангела-хранителя. Причащаешься ли – старайся тщательно подготовиться к встрече Великого Гостя и прими Его у себя с благоговением. Этот Гость Сам постарается обезопасить тебя от нежелательных влияний и управит ко благу твой жизненный путь. Венчаешься ли – венчайся с целью совместного богоугождения, и тогда сам путь к этой цели обезопасит твой брак от разрушения. Благодать, даруемая Богом для достижения этой цели, будет, подобно скрепляющему раствору, соединять супругов и сделает брак счастливым. И так во всем. Жизнь по заповедям Христа сделает нас счастливыми уже потому, что приблизит нас к Нему, а где Христос, там и всякое благо. Благо небесное и земное.
] Цит. по: Марк (Лозинский), игумен. Отечник проповедника. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1997. С. 625.
[2] Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. СПб., 1898. Т. 4. С. 62.
[3] Игнатий (Брянчанинов), епископ. Сочинения. Т. 1. Аскетические опыты. СПб., 1905. С. 500.
[4] Иоанн (Маслов), архимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского // Иоанн (Маслов), архимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. Магистерская дисс. Загорск, 1981. Т. 1–5. С. 1663–1664.
Толкование на От Матфея 6:33
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на От Матфея 6:33 / Мф 6:33
Иоанн Златоуст (
Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам
Удалив от нас всякую мысль об излишних заботах, Христос упомянул и о небесах; Он для того и пришел, чтобы разрушить древнее, и призвать нас к лучшему отечеству; потому Он все делает, чтобы удалить нас от излишеств и от пристрастия к земным вещам. Для того и о язычниках упомянул, сказав, что этого ищут язычники (Мф. 6:32), которые весь труд свой ограничивают настоящей жизнью, которые нимало не рассуждают о будущности и не думают о небесах. А для вас должно быть не это важно, но другое. Мы не для того ведь сотворены, чтобы есть, пить и одеваться, но чтобы угодить Богу и получить будущие блага. Итак, усиленно и заботиться и молиться о земном не должно. Потому Спаситель и сказал: ищите же прежде Царства Божьего, и это все приложится вам. И не сказал: даны будут, но — приложатся, чтобы ты знал, что настоящие блага ничего не значат в сравнении с величием будущих. Потому-то Он и не повелевает просить настоящих благ, но просить иных благ, и надеяться, что и те присоединятся к этим. Итак, ищи благ будущих — и получишь настоящие; не ищи видимых — и непременно получишь их. Да и неприлично тебе приступать к Владыке с молитвой о таковых благах. Будучи обязан прилагать все тщание и всю заботу свою о неизреченных благах, ты крайне бесчестишь себя, когда изнуряешь себя заботливыми помыслами о благах скоропреходящих.
Источник: Беседы на Евангелие от Матфея.
Афанасий Великий (
Ищѝте же прежде царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам
Царствие Божие не иное что есть, как вкушение будущих благ, т. е. созерцание и ведение Бога, сколько доступно это душе человеческой.
Источник: Из Бесед на Евангелие от Матфея.
Григорий Палама (
Ищѝте же прежде царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам
Увещевая не пещися душею, — потому что это свойственно язычникам, — Он присовокупил: «Ищите же прежде царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам», показывая, что если внимание твоей души будет устремлено к Богу, то от этого ты не потерпишь никакого вреда относительно телесных нужд; но более того — Бог устроит так, что вместе с спасением души ты несомненно будешь обладать и этими (необходимыми земными благами). Ибо это — Он, Который отверзает руку Свою и наполняет все живое благоволением; Которому и Давид говорит: «Жатву и весну Ты создал еси я, (их)» (Пс.73:17), говоря не только о видимых вещах, но и о духовных, посему и «жатву» он поставил перед «весной»: потому что если сначала не будет отсечения от неверных или дурных поступков и людей, ты не достигнешь весны, цветя добродетелями.
Источник: Омилия 26, произнесенная во время жатвы.
Филарет (Дроздов) (1782−1867)
Ищѝте же прежде царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам
Поставление одного дела прежде показывает, что допускается другое дело после. Следственно в изречении Господнем заключаются две мысли: одна открытая, другая сокрытая в слове: прежде. Мысль открытая: должно искать царствия Божия и правды Его прежде. Мысль сокрытая: не возбраняется искать и некоторых других предметов после. Таким образом из слова Христова открывается, что есть возможность, с успехом упражняться в деле небесном, в искании царствия Божия и правды Его, и, без вреда для сего дела, заниматься и делами земными, делами необходимыми, как-то: снисканием пропитания, одежды, жилища; — делами должными, как-то: исполнением обязанностей звания и службы в обществе человеческом; — делами полезными, или хотя только невинными, как-то: приобретением и употреблением разнообразных познаний в области природы и искусства, впрочем так, чтобы с сими египетскими сокровищами не погрязнуть в море житейском, но чтобы мудро и праведно похитить их у египтян, и употребить во славу Отца Небеснаго и во благо земных чад Его.
Источник: Слово в день обретения мощей прп. Сергия. 1850 г.
Серафим Саровский
Ищѝте же прежде царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам
Господь заповедует ученикам Своим: Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам. Весть бо Отец ваш Небесный, яко всех сих требуете (Мф. 6:32). Не укоряет Господь Бог за пользование благами земными, ибо и Сам говорит, что, по положению нашему в жизни земной, мы всех сих требуем, т.е. всего, что успокаивает на земле нашу человеческую жизнь и делает удобным и более легким путь наш к отечеству небесному. На это опираясь, св. апостол Павел сказал, что, по его мнению, нет ничего лучше на свете, как благочестие, соединенное с довольством. И Церковь святая молится о том, чтобы это было нам даровано Господом Богом; и хотя прискорбия, несчастия и разнообразные нужды и неразлучны с нашей жизнью на земле, однако же Господь Бог не хотел и не хощет, чтобы мы были только в однех скорбях и напастях, почему и заповедает нам через апостолов носить тяготы друг друга и тем исполнить закон Христов (Гал. 6:2).
Источник: Беседа с Мотовиловым о цели христианской жизни.
Иоанн Кронштадский (1829−1908)
Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам
На пищу и питие сладкое смотри под образом праха и гноя, что они и действительно суть, и не пецысь, что тебе есть и пить. Ищи прежде Царствия Божия и правды Его — мира, святыни, любви со всеми, и Бог Сам приложит тебе всё нужное для тела.
Источник: Дневник. Том V. Март.
Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Как искать, во-первых, Царствия Божия? Следующим образом: положим, ты хочешь идти или ехать, плыть куда-либо по какой-либо житейской, временной нужде, — помолись прежде Господу, чтобы Он исправил пути сердца твоего, а потом и предстоящий телесный путь, или чтобы направил путь жизни твоей по заповедям Своим, и желай того всем сердцем, и чаще возобновляй свою молитву об этом. Господь, видя искреннее твое желание и старание ходить по заповедям Его, — исправит мало-помалу все пути твои. Далее, например, если хочешь сделать в комнате чистый воздух или идешь прогуливаться на свежем воздухе, вспомни о чистом и нечистом сердце. Многие из нас охотники до освежения комнатного воздуха (и это прекрасно) или до прогулки на свежем воздухе и не подумают о необходимости чистоты воздуха или сердца (духовного, так сказать, воздуха, дыхания жизни) и, живя в свежем воздухе, позволяют себе нечистые помыслы, нечистые движения сердца или даже сквернословие и самое сквернодейство плотское. Если ищешь света вещественного, вспомни о свете духовном, который необходим для души и без которого она остается во мраке страстей, во мраке духовной смерти. Аз свет в мире приидох, говорит Господь, да всяк веруяй в Мя во тме не пребудет (Ин. 12:46). Если видишь свирепство и слышишь завывание бури или читаешь о кораблекрушениях, вспомни о буре страстей человеческих, поднимающих ежедневный вой и смятение в сердцах человеческих и подвергающих крушению духовный корабль души, или корабль общества человеческого, и моли усердно Господа, да укротит Он бурю грехов, как некогда укротил словом бурю на море, и да искоренит из сердец наших страсти наши и восстановит тишину всегдашнюю. Если ощущаешь чувство голода или жажды и хочешь есть или пить, вспомни о гладе или жажде души (она жаждет правды, оправдания во Иисусе Христе, освящения), которых если не удовлетворишь, душа твоя может умереть с голода, подавленная страстями, обессиленная, измученная, и удовлетворяя телесный голод, не забывай утолять, тем паче и прежде, духовный глад беседою с Богом, чистосердечным покаянием в грехах, чтением евангельской истории и евангельских нравоучений, особенно же причащением Божественных Таин Тела и Крови Христовой. Если любишь щеголять платьем или когда надеваешь одежду, вспоминай о нетленной одежде правды, в которую должна быть облечена душа наша, или о Христе Иисусе, Который есть духовное одеяние наше, как сказано: елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3:27). Страсть к щегольству весьма часто совершенно вытесняет из сердца самую мысль о нетленном одеянии души и всю жизнь обращает в суетную заботу об изяществе в одежде. Если ты ученик, студент какого-либо учебного заведения, или чиновник какого-либо ведомства, офицер какой-либо из военных частей, или технолог, живописец, скульптор, фабрикант, мастеровой какого-либо цеха, — помни, что первая наука каждого из вас — быть истинным христианином, искренне веровать в Бога триипостасного, беседовать с Богом каждый день в молитве, участвовать в Богослужении, соблюдать уставы и постановления Церкви и до дела, и за делом, и после дела носить в сердце имя Иисусово, ибо Он есть свет, сила, святыня наша, помощь наша.
Источник: Моя жизнь во Христе: Слово 860.
Ищите прежде Царствия Божия, то есть всеми мерами умудряйтесь достигнуть того, как бы воцарился в сердцах ваших Христос и исполнил чрез вас всякую добродетель, со всем усердием старайтесь искоренять из сердца своего всякое зло, всякую страсть: самолюбие, зависть, ненависть, скупость, сребролюбие, гордость, славолюбие, чрез которые царствует в вас диавол, и со всем усилием старайтесь насаждать искреннюю любовь к Богу и ближним, благожелание ко всем, стремление угодить всем всяким образом по истине, кротость, смирение.
Источник: Дневник. Том IV. 1860−1861.
Евфимий Зигабен (
Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам
Прежде, т.е. прежде телесных нужд, или: преимущественно, особенно. Царством Божиим называет здесь наслаждение вечными благами, а правдою Его — оправдание от Него, т.е. чтобы Он Сам оправдал вас (или преуспевание в праведности, т.е. всецелой добродетели, чрез которую мы оправдываемся). Если вы будете просить того, что необходимо для души, то Он присовокупит и дарует то, что необходимо для тела. И как выше, где Он учил, как должно молиться, повелел прежде говорить: Отче наш, Иже еси на небесех, да святится имя Твое: да приидет Царствие Твое: да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли, а потом уже: хлеб наш насущный даждь нам днесь (Мф. 6, 9−11). И не для того мы сотворены, чтобы есть, пить и одеваться, но чтобы, благоугодив Богу, наслаждаться вечными благами. Поэтому нужно особенно искать этого и сильно домогаться. Если мы не будем искать этого, то Бог и не даст; между тем как то, что необходимо для тела, будем ли мы искать, или не будем, все-таки получим ради поддержания тела, как и неверующие язычники. Посему и сказал: приложатся. Итак, не об этом должно заботиться, что мы получим и без заботы, но о том. Но если то, что необходимо для тела, Он дает, даже если мы не просим, то зачем Он повелел нам молиться о насущном хлебе? Конечно для того, чтобы посредством такой молитвы признавали, что питает нас Он, а не наша забота. И чтобы, признавая это, мы посредством благодарности становились к Нему ближе.
Источник: Толкование Евангелия от Матфея.
Михаил (Лузин) (1830−1887)
Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам
Ищите же прежде Царства Божия. Ищите, заботьтесь, старайтесь прежде всякой заботы о телесных и временных житейских потребностях найти Царство Божие (ср.: примечание к Мф. 3:2), сделаться истинными членами Царства Христова, Царства истинной веры и надежды, Царства, в котором прежде всего должны быть удовлетворены потребности духовной природы человека.
И правды Его. Оправдания пред Богом, какое по заслугам Спасителя даруется всякому члену сего Царства, — праведности пред Богом.
Приложится. Присоединится как бы в придачу и воздаяние за труды и искание Царства Божия. Приложится — и чувственно, внешне, так как праведники получают иногда и внешнее воздаяние, а особенно внутренне, так как истинно ищущие Царства Божия вполне и во всем довольны своим состоянием внешним и видимая скудость для них — истинное довольство.
Источник: Толковое Евангелие.
Лопухин А.П. (1852−1904)
Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам
Переведено точно, и однако не согласно с некоторыми кодексами. По русскому переводу выходит, что “его” относится к царству, т.е. ищите Царства Божия и правды этого Царства; между тем в некоторых греческих текстах, если бы местоимение “его” относилось к Царству (βασιλεία), то вместо αύτοΰ (муж. рода) стояло бы αυτής. Значит слово “Его” должно относиться к “Отец ваш на Небе”, и смысл выражения таков: ищите прежде Царства и правды Отца вашего небесного. В русском переводе это, впрочем, выражено тем, что “Его” напечатано с прописной буквы. Чтобы избежать всякой двусмысленности в греческом в нескольких кодексах прибавлено к την βασιλείαν — του θεοΰ (в Вульг. и лат. перев.: regnum Dei, et justitiam ejus); а в некоторых του θεού еще и после δικαιοσύνην, что излишне. Кодекс В перемещает: ищите прежде правды и Царства, — что, вероятно, вызвано тем соображением, что правда служит условием для вступления в Царство 5:20, и потому должна стоять впереди. Встречающееся у Оригена, Климента и Ефсевия изречение Христа: “просите многого и малое приложится вам; просите небесного и земное приложится вам”, объясняет смысл 33 стиха, но не вполне. “Ищите” здесь заменено “просите”. Люди должны прежде всего стремиться к тому, чтобы на земле наступило или появилось Царство и правда Божии, всячески содействовать этому своею жизнью, поведением и верою. Это в положительном смысле; в отрицательном — уклоняться от всякой неправды (лжи, обмана, показухи и проч.), где бы она ни существовала. Если бы такое стремление было общим, то все остальное, чего язычники так усердно ищут и о чем так много заботятся, появится без особенных трудов и забот. Опыт действительно показывает, что благосостояние среди людей появляется не тогда, когда они все свое внимание сосредоточивают в мирских интересах и своекорыстии, а когда ищут правды. Благосостояния людей никогда не отрицает Христос.
Троицкие листки
Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам