Что значит интонировать в вокале

Что значит интонировать в вокале. Смотреть фото Что значит интонировать в вокале. Смотреть картинку Что значит интонировать в вокале. Картинка про Что значит интонировать в вокале. Фото Что значит интонировать в вокале

Интонация (интонирование) – понятие интонации в музыке отличается от общепринятых понятий интонаций разговорной речи (вопросительных, повествовательных, восклицательных). Интонация или интонирование в пении – это точное воспроизведение звуков по высоте. Проще говоря – это чистое пение, без фальши, точное попадание в ноты.

Некоторые люди от природы наделены чистой, почти инструментальной интонацией. Другие интонируют хорошо, с небольшими погрешностями, которые поддаются коррекции. Есть и те, кто испытывает большие трудности с интонированием и точным попаданием в ноты.

Есть несколько факторов, которые влияют на чистоту интонирования. Психологи (и я полностью присоединяюсь к их мнению) считают, что неточная интонация – это почти всегда неуверенность в себе и в том, что вы делаете.

Действительно, для точного интонирования необходимо хорошо знать мелодию песни (быть в ней уверенным), текст, быть уверенным в своём голосе. Это – психологическая составляющая чистого интонирования. Образно выражаясь, можно сказать, что завышение нот – это осторожная, неуверенная ходьба на цыпочках. Занижение, наоборот, грузная небрежная поступь или даже топот))..

Есть и физиологические особенности, влияющие на чистоту интонации: возрастные изменения (например, период мутации), музыкальная память, музыкальный слух, чувство ритма, певческое дыхание (отсутствие поставленного певческого дыхания сказывается на чистоте интонации, особенно при исполнении длинных нот в конце фразы – они просто «плывут»).

Методы борьбы с неточной интонацией:

1. Изучение музыкальной грамоты;

2. Постоянный самоконтроль;

3. Многократное прослушивание изучаемого материала (причём, бывает так, что учат песню, постоянно подпевая исполнителю – этого делать на начальном этапе выучивания нельзя!)

Источник

Работа над чистой интонации в пении

Что значит интонировать в вокале. Смотреть фото Что значит интонировать в вокале. Смотреть картинку Что значит интонировать в вокале. Картинка про Что значит интонировать в вокале. Фото Что значит интонировать в вокале

РАБОТА НАД ЧИСТОЙ ИНТОНАЦИИ В ПЕНИИ

, преподаватель хоровых дисциплин,

МБОУДО «Каргасокская детская школа искусств»,

С проблемой плохого интонирования сталкивается любой хормейстер с первых шагов обучения детей пению и на протяжении всего периода существования хорового коллектива: «гудошников» обнаруживается среди первоклассников от 40 до 60%.С такими детьми очень сложно работать, и результаты, как правило, появляются далеко не сразу. В связи с чем многие хормейстеры избегают работать с неточно интонирующими детьми, закрывая перед ними «двери в музыку». Поэтому систематические занятия с плохо интонирующими детьми, имеющими недостаточно развитый музыкальный слух, вокально-слуховые представления, должны стать необходимым условием правильной постановки обучения пению. Своевременное выявление причин неточного интонирования и устранение их с помощью определенных методов способствует тому, что ребенок начинает петь, правильно интонируя.

В ряде исследований установлена зависимость умения чисто интонировать от развития слуха и голоса, от владения певческими навыками – способности воспроизводить мелодию в результате обучения правильному звукообразованию, дыханию, дикции. Не обладая устойчивыми навыками пения, такие дети плохо себя слушают, часто переходят на крик. Многие неверно поющие дети переносят манеру « разговорного голоса» в пение, то есть используют грудную манеру голосообразования. Таких детей называют «гудошниками». Ребёнок слышит, что он поёт не ту мелодию или отдельные звуки, а правильно спеть не может. В этом случае причиной неверного интонирования является отсутствие у таких детей верной координации между слухом и голосом.

Итак, существует несколько причин неверного интонирования в пении у детей:

1) Отсутствие восприятия и навыков воспроизведения мелодии;

2) Отсутствие певческих навыков;

3) Неумение пользоваться головным резонатором;

4) Низкий уровень развития звуковысотного слуха;

5) Отсутствие координации между слухом и голосом ( т. е. слышит, но не может воспроизвести)

6) Отсутствие ладового чувства;

7) Неквалифицированное певческое обучение.

Методы развития чистоты интонации у детей

Но существует и другой, противоположный этому метод, когда учитель просит ребёнка пропищать на октаву выше примарных тонов, то есть сразу переключает его на фальцетную манеру звукообразования. Это умение правильно интонировать в фальцетном режиме необходимо закреплять на последующих занятиях, пока оно не станет навыком звукообразования.

Значительное место в хормейстерской практике в распевании хора отводится интонированию м.2, б.2, так как эти интервалы требуют большой интонационной чёткости и способствуют развитию устойчивости интонирования. Одним из самых трудных упражнений является длительное интонирование на одной ноте, особенно при смене аккордов в сопровождении: дети начинают то повышать, то понижать звук. В этом случае можно помочь интонированию движением руки. Для слухового укрепления ладотональности рекомендовано пение диатонических секвенций, с использованием прорабатываемых мелодических и ритмических оборотов, интервалов. Пение мелодических оборотов необходимо чередовать с сопровождением инструмента и без сопровождения. После того, как интонация будет доведена до устойчивости, все упражнения полезно петь без сопровождения. Метод пения a capella воспитывает слуховое внимание, развивает музыкальную память. Активизации внутреннего слуха способствует пение вслух и «про себя», закрытым ртом.

Важно, чтобы работа над чистотой интонации в хоре сочеталась с воспитанием у детей выразительного, эмоционального исполнения. Воспитывая навык выразительного исполнения, внимания к пению, хормейстер обязан сам заинтересовать детей выразительным исполнением. В процессе обучения пению важны замечания хормейстера, предшествующие показу различных приёмов, которые бывают образные и обычные (прямые). Образные больше адресованы к детскому мышлению, особенно связанному с эмоциями. Требования руководителя усваиваются легче, если, например, пение на staccato сравнивается с капельками дождя, звук лёгкий – как весенняя капель, движение поступенно вверх – «шагаем смело», вниз –«спускаемся осторожно, ступеньки узкие» и т. д. В работе над точностью интонирования очень важно пробудить у детей чувство эмоционального сопереживания. Обращая внимание детей на красоту мелодии, выразительность музыкальной интонации. Развивая эмоциональность, непринуждённость исполнения, необходимо включать в репертуар русские народные песни, детские прибаутки без сопровождения, песни с использованием игрового момента.

Особо следует сказать об атмосфере доброжелательности в классе, желании помочь со стороны всех детей и обязательном поощрении ребёнка за малейший успех в пении.

По вопросу размещения неточно интонирующих детей в хоре существует много мнений. Одни учителя считают, что отстающих ребят надо посадить среди верно поющих. Другие предлагают их сажать отдельно, ближе к хормейстеру, чтобы они могли лучше слышать себя и соседей. Сидя впереди, дети получают возможность слышать сзади себя правильное пение, а дети, которые поют чисто, избавляются от необходимости напрягать внимание, слыша фальшивое пение.

Заботясь о музыкальном развитии всех учащихся, хормейстер решает важные задачи: развитие музыкальных способностей всех детей и приобщение их к хоровому пению, формирование эстетического вкуса и повышение общей культуры.

Что значит интонировать в вокале. Смотреть фото Что значит интонировать в вокале. Смотреть картинку Что значит интонировать в вокале. Картинка про Что значит интонировать в вокале. Фото Что значит интонировать в вокале

1.Войнова чистоты интонации в пении дошкольников.-М.:АПН РСФСР,1960.

3. Развитие детского голоса.-М.: АПН РСФСР, 1963.

4. Музыкальное воспитание в школе.-М.: Музыка, 1976.-Вып.11.

Источник

Что такое интонация в вокале и как интонировать чисто?

Проверь свои вокальные способности на пробном уроке по скайпу >>>

Что значит интонировать в вокале. Смотреть фото Что значит интонировать в вокале. Смотреть картинку Что значит интонировать в вокале. Картинка про Что значит интонировать в вокале. Фото Что значит интонировать в вокале

Что же такое правильное интонирование и как интонировать чисто? Интонирование — это чистое воспроизведение звуков (ноты) голосом. Умение услышать ноту и точно спеть её — это и есть правильная интонация.

Что значит интонировать в вокале. Смотреть фото Что значит интонировать в вокале. Смотреть картинку Что значит интонировать в вокале. Картинка про Что значит интонировать в вокале. Фото Что значит интонировать в вокале

Когда вы занимаетесь музыкой, вам необходимо большое количество времени уделять развитию интонации, так как нечистое пение слышно сразу и оно «режет» слушателю уши, вместо того чтобы радовать его.

Что такое интонация в вокале и как интонировать чисто, чтобы попасть в ноты?

Есть несколько причин, почему люди не попадают в ноты. Часто бывает так, что у человека просто нет координации слуха с голом. Даже если человек имеет хороший музыкальный слух, он может петь фальшиво. Внутри себя он слышит правильные ноты, но воспроизвести их также правильно не может. В таком случае необходимо начать изучать сольфеджио, то есть петь распевки и отдельные ноты под аккомпанемент. Это поможет наладить координацию и чистое интонирование.

В нашей школе мы уделяем этому отдельное время в специальном разделе — «Новичок — слух и ритм».

Неправильная постановка голоса

Неправильная постановка голоса также может повлиять на чистоту интонирования. Скажем, обучаясь эстрадному вокалу у «хоровика» или вообще у «пианиста», вы рискуете получить заниженную позицию гортани и зажатую челюсть. Это автоматом ведет к «недотягиванию» многих нот наверху, тусклому пению низов и общему «фальшивому фону» в звучании голоса. Вроде вы попадаете в ноты, но не совсем.

Неправильно подобранный репертуар

Если вы выберите песню, которая не подходит вам по диапазону, вы будет петь её фальшиво. На начальном этапе ученик имеет небольшой диапазон. Если он возьмет песню, которая превышает его возможности, то все ноты, не входящие в его диапазон, будут идти «мимо».

Конечно, фальшь в пении может происходить из-за психологических зажимов. От волнения на сцене или перед компанией друзей исполнитель теряет контроль над голосом и может не попадать в ноты. В таком случае нужно постоянно практиковаться, заниматься, работать над собой и понимать, что в те минуты, когда вы поёте, все внимание направлено только на исполнение — необходимо удержать это внимание, настроиться на позитив и понравится слушателям. Прожить и рассказать историю, которая заложена в песню.

Что значит интонировать в вокале. Смотреть фото Что значит интонировать в вокале. Смотреть картинку Что значит интонировать в вокале. Картинка про Что значит интонировать в вокале. Фото Что значит интонировать в вокале

Много практики пения на публике решит эту проблему как нельзя лучше. Вы поймете, что же такое правильное интонирование и как интонировать чисто.

В ходе регулярных занятий вокалом интонация всегда становится чище.

5 советов по работе над интонацией

Вот 5 советов по работе над интонацией:

Заключение

Индивидуальные занятия помогут вам ускорить процесс освоения чистого интонирования и не растягивать занятия на несколько лет. Ведь не всегда вы сами сможете услышать свои ошибки.

Мы обучаем онлайн, вы можете обучаться у нас из любой точки мира и в удобное для вас время. До встречи на уроке!

Чтобы понять, что такое интонация в вокале и как интонировать чисто, записывайтесь на наш видеокурс «5 уникальных техник речевого пения» >>>.

Источник

Чистота интонирования для вокального ансамбля

Что значит интонировать в вокале. Смотреть фото Что значит интонировать в вокале. Смотреть картинку Что значит интонировать в вокале. Картинка про Что значит интонировать в вокале. Фото Что значит интонировать в вокале

Чистота интонирования для вокального ансамбля – это необходимая минимальная база, норма «вокального поведения», а также одна из основных проблем, с которой сталкиваются все руководители детских вокальных коллективов.При наборе детей в детских объединениях не применяется строгого отбора,дети принимаются по желанию, не имеющие начальной музыкальной подготовки,и,часто, со слабыми музыкальными способностями. Этот факт, сразу же отражается на качестве индивидуального и группового пения. Фальшиво поющие дети тормозят развитие всех остальных детей и коллектива в целом. Разница в музыкальном развитии детей создает большие трудности в организации учебного процесса. Если, например, ребенок плохо рисует на занятиях в изостудии, то это не помешает другим детям рисовать хорошо. Нечистое же пение даже нескольких обучающихся отрицательно сказывается на общем звучании, вредит хорошо поющим детям, расстраивая их музыкальный слух.

Что значит интонировать в вокале. Смотреть фото Что значит интонировать в вокале. Смотреть картинку Что значит интонировать в вокале. Картинка про Что значит интонировать в вокале. Фото Что значит интонировать в вокале

Содержимое разработки

Чистота интонирования для вокального ансамбля – это необходимая минимальная база, норма «вокального поведения», а также одна из основных проблем, с которой сталкиваются все руководители детских вокальных коллективов. При наборе детей в детское объединение «Домисолька» не применяется строгого отбора, дети принимаются по желанию, не имеющие начальной музыкальной подготовки, и, часто, со слабыми музыкальными способностями. Этот факт, сразу же отражается на качестве индивидуального и группового пения. Фальшиво поющие дети тормозят развитие всех остальных детей и коллектива в целом. Разница в музыкальном развитии детей создает большие трудности в организации учебного процесса. Если, например, ребенок плохо рисует на занятиях в изостудии, то это не помешает другим детям рисовать хорошо. Нечистое же пение даже нескольких обучающихся отрицательно сказывается на общем звучании, вредит хорошо поющим детям, расстраивая их музыкальный слух.

Говоря о чистой интонации возникаем ряд вопросов: От чего зависит чистое пение? Что мешает правильной интонации? Какие органы нашего тела им управляют? И что такое есть – интонирование?

Проблема чистого интонирования это не только недостаточно развитый музыкальный слух, это целый комплекс составляющих, которые не могут существовать отдельно друг от друга. Работая над одной из них, невольно затрагиваешь другие. Развивая их именно в совокупности можно добиться правильного, чистого исполнения. Чтобы разобраться в проблемах чистого пения нужно рассмотреть каждую составляющую:

1.Музыкальный слух (поддаётся корректировке)

Музыкальный слух можно развивать, тренировать, совершенствовать. И чем раньше начать музыкальные занятия, тем лучше. Ребенку старшего возраста без музыкального слуха сложнее научиться правильно интонировать, но вполне возможно (было бы желание и терпение).

2. Музыкальная память можно условно разделить на «музыкальную» и «мышечную»: — музыкальная память – это узнавание и запоминание мелодии, отдельных ее частей (мотив, фраза), интервальных скачков. — мышечная память фиксирует и помогает запомнить работу всех мышц, участвующих в пении (диафрагма, артикуляционный аппарат и т. д.)

4. Комплексное применение певческих навыков:

Чтобы пение было красивым, плотным по звучанию, концы фраз и долгие звуки были «чистыми», необходимо правильно использовать дыхание. И для этого существует ряд правил. Правила певческого дыхания:

Не поднимать плечи при вдохе;

Вдох делать предпочтительно через нос – закрытым ртом;

Короткий активный бесшумный вдох и равномерный длительный выдох на певческих фразах;

Набирать достаточное количество воздуха в легкие, экономно расходовать его, для продолжительного выдоха, что будет способствовать плотному долгому звучанию;

Чрезмерное количество вдыхаемого воздуха не даст положительного результата;

Брать дыхание, не нарушая целостного восприятия песни, по фразам, не разрывая слова;

Звукообразование Момент образования звука называется атакой. Различаются три вида атаки: твердая, мягкая и придыхательная. Твердая атака: связки смыкаются плотно, звук получается энергичный, твердый. Мягкая атака: связки смыкаются менее плотно, звук получается мягкий. Придыхательная атака: связки смыкаются не полностью. Придыхательная атака может свидетельствоватъ о болезни горла, общей вялости связок, слабом вдохе и выдохе. Если, конечно она не направлена на достижение, какого – ни будь эмоционального образа, например: грусти, отчаяния и т. п. В работе с детьми следует добиваться смыкания связок, используя мягкую и твердую атаку.

Необходимо четко пропевать текст песен, с выделением отдельных слов, имеющих особую смысловую нагрузку.

Дикция напрямую связана с работой артикуляционного аппарата.

Артикуляция и дикция в пении должны быть более активными, чем в обычной речи. Недостаточно чёткая дикция, вялая артикуляция, невнимание к смене поэтического текста дают неточную интонацию.

Не понятный ритм может повлиять на качество интонирования, поэтому необходимо:

— сложные по ритмическому рисунку фрагменты песни поучить отдельно;

— такты с трудным ритмическим рисунком можно прохлопать, затем одновременно с хлопками пропеть на какой-либо слог.

5. Психологические особенности

4 вида темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик, откладывают свой отпечаток в работе над чистым интонированием.

Подвижный, очень активный холерик, например, может иметь тенденцию к завышению. И, наоборот, меланхоличный ребенок в силу своего характера может занижать звук.

Дети с заниженной самооценкой, дети с пессимистичным характером или в состоянии плохого настроения тоже склоны к занижению звука. Это, конечно не закономерность, но об этом необходимо помнить. И стараться на занятии вокалом по возможности создать дружелюбную атмосферу, чтобы дети могли лучше раскрывать и развивать свои способности. Знание типа и склада характера воспитанника помогает в выборе репертуара и приемов работы над эмоциональным исполнением произведений.

Для создания необходимой атмосферы на занятиях, для установления доверительного контакта применяю приемы психолого-педагогического воздействия на обучащихся:

— творческие задания, стимулирующие мыслительную деятельность учащихся;

— постоянное побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения, а также просмотр собственных видеозаписей;

— организация соревнований на занятии между отдельными детьми, группами как игровой момент, повышающий интерес к занятиям (игры «Живые ноты», «Эхо», «Перекличка птиц», «Зеркало»)

— различные индивидуальные задания и рисунки на тему исполняемых песен для усиления эмоциональной отзывчивости детей на музыку;

— одобрение, поощрение успехов детей с целью стимуляции у них интереса к занятиям;

— использование легких физических упражнений в процессе занятия, что снимает мышечные напряжения,

— организация совместного досуга: походы на концерты, на природу; участие в фестивалях, конкурсах; чаепития, и т. д.

7.Возрастные изменения, связанные с ростом и развитием ребенка, необходимо знать и учитывать (домутационный период, мутационный период, послемутационный период).

8.Правильно выбранный темп занятия (на этот фактор влияют индивидуальные возможности восприятия группы в целом и одного ученика индивидуально). Слишком быстрый темп работы не позволит усвоить информацию качественно, а медленный наоборот, лишит работу целостности, превратив, занятие в набор упражнений, не имеющих конечной цели. Слишком медленный темп работы сделает пение вялым, неоформленным, «сонным», качество внимания и слуховой активности ухудшится. Вялая вокализация прямой путь к «грязной» интонации.

Причины детонации пения на занятиях, репетициях и на концерте:

Певцы посредством музыки и текста, как и актеры должны донести до слушателя ее идею, смысл, эмоциональное настроение. И очень хорошо, если песня имеет содержательный текст, яркую мелодию, красивую гармонию, хорошую фонограмму.

Выступая на сцене, особенно не опытным певцам нечистая интонация может испортить выступление. Детонация может возникнуть по некоторым причинам:

Не качественная минусовая фонограмма;

Слишком тихое или громкое звучание фонограммы;

Плохо отстроенные микрофоны;

Большая реверберация микрофона, что усиливает эффект эхо;

Сильный шум за кулисами или в зрительном зале;

Плохо выученный текст;

Не проученная мелодия;

Зависимость интонации от фактуры произведения:

— Метроритмическая структура: сложные ритмические движения осложняют интонирование.

— Гармоническая структура изложения поддерживаемого аккомпанемента: чем яснее, проще гармонический язык, тем легче интонировать.

— Темп: в спокойных темпах интонирование менее затруднительно, нежели в быстрых.

— Удобная тесситура: в крайних высоких и крайних низких регистрах чистое интонирование труднее, нежели в пределах рабочего диапазона.

— Носить воспитательный характер;

— Соответствовать возрасту, диапазону, характеру певца;

— Иметь содержательный текст;

— Иметь яркую мелодию;

— Иметь хорошо поддерживающий аккомпанемент инструмента или минусовой фонограммой;

— Быть разнообразным по характеру, содержанию;

— Иметь принцип от простого к сложному (каждое произведение должно двигать вперед в приобретении различных навыков, или закреплять их).

Важно иметь хорошее техническое оснащение:

— Точно настроенный инструмент;

— Качественно звучащие носители (аудио, CD, DVD);

— Качественные минусовые фонограммы;

— Хорошо если есть в наличии усилитель, колонки, микрофоны;

При работе над чистотой интонации у детей используется традиционные методы: наглядный, словесный и практический. В музыкальном воспитании эти методы имеют свою специфику:

Показ педагога позволяет ребенку увидеть целостную картину произведения, вызывает определенные положительные эмоции, что стимулирует обучающего к дальнейшему творчеству.

Словесный метод – к нему относятся беседа с детьми, рассказ, диалог и т.п. В музыкальном воспитании этот метод понимается не столько как передача необходимой информации, сколько как образно – психологический настрой, направленный на духовное общение ребенка с музыкальным искусством. То есть для словесного пояснения музыки речь должна быть не бытовой, а образной.

В вокальной педагогике существуют свои, специфические методы, направленные на более глубокое понимание музыкального языка:

1. Метод сопереживания позволяет ребенку сравнить и почувствовать музыкальное произведение через собственный жизненный опыт;

2. В процессе вокального воспитания важно использовать метод сравнения и сопоставления, а также прием контрастного сопоставления – сравнение двух и более различных образов, образцов исполнения, выявление их сходств и различий.

3. Для того чтобы активизировать творческую деятельность ученика, его ассоциативно-образное мышление, при обучению вокалу используется метод ассоциативных сопоставлений. Обращаясь к красочным метафорам, сравнениям педагог вызывает у ребенка те или иные душевные состояния, находит в нем определенный эмоциональный отклик;

4. Близко к этому методу стоит эмоционально-образный метод, который основывается на образном и ассоциативно – образном мышлении обучащихся. Многие педагоги-вокалисты используют в своей практике именно этот метод обучения пению.

На уровне подсознания он дает целостную установку на саморегуляцию голоса. Чтобы успешно выполнять вокальные задачи, надо глубже включаться в творческий процесс, то есть с помощью музыкально-образных стимулов осуществлять саморегуляцию голоса.

Метод эмоционально-образного представления певческого процесса широко распространен в вокально-педагогической практике. Он играют огромную роль в процессе формирования голоса певца, воздействия на вокальную технику, а также как средство музыкально-художественной выразительности, так как опирается на различные эмоциональные состояния.

Морозов В.П. назвал этот метод «методом «как будто»: «Как будто вы зеваете», «Как будто вдыхаете аромат цветов», «Как будто вы поете для слушателя в дальнем ряду» и т.п.

Ребенок, представляющий себе какое-либо действие или состояние – вдыхание аромата цветка, расширение полости дыхательного тракта и т.п., непроизвольно воспроизводит эти действия и состояния: мысленное представление их рождает соответственное движение, состояние и ощущение певца. »

В детской вокальной педагогике эмоционально-образные методы обучения (в частности, метод «как будто»), просто незаменимы. Они подбираются соответственно возрасту детей. Примеры подобных методов можно найти в работах Малининой Е.М., Марковой Е.В., Демченко А.Д. и многих других авторов. В процессе вокального воспитания детей самое главное – чтобы педагог точно знал, какого звука, каких певческих ощущений он желает добиться от ребенка, представлял себе эталон звучания его голоса, тогда он всегда найдет нужные эмоционально-образные выражения, сравнения, метафоры, ассоциации, то есть доступные для детей методы типа «как будто».

Таким образом, качество пения, чистота интонирования и окраска звука напрямую зависят от активного, осознанного соединения многих певческих навыков и слухового самоконтроля, эмоционального состояния певца, все аспекты этого вопроса взаимосвязаны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *