Что значит индивидуальный предприниматель

ФНС: когда нужно регистрировать ИП и как сэкономить на налогах

В России много спорных моментов по поводу предпринимательства. Часто эти споры превращаются в судебные разбирательства. По их итогам формируется судебная практика. Потом государство смотрит на эту практику и как-то ее комментирует. Это и произошло. Недавно ФНС выпустила большой обзор практики и высказала свое мнение по всяким спорным налогово-предпринимательским вопросам.

Распоряжение имуществом — это еще не бизнес

Проблема. Если вы сдаете в аренду квартиру, машину или бензопилу, это еще не значит, что вы предприниматель и обязаны регистрироваться. Но в какой-то момент налоговая может посчитать такую деятельность бизнесом и начислить налоги.

Если вам кто-то говорит, что при аренде квартиры нужно обязательно оформлять ИП, не спешите. Потом могут быть проблемы с вычетами, и потери окажутся больше экономии на налогах.

У предпри­ни­ма­тельской деятельности есть конкретные признаки

Проблема. Бизнес — это не только когда вы оформили ИП или открыли ООО. Предпринимателем можно считаться и без соответствующей регистрации. Ориентироваться нужно на признаки, которые описаны в гражданском кодексе: они там не очень четкие, но налоговая будет искать именно их.

Что говорит ФНС. Чтобы деятельность считалась предпри­ни­ма­тельской, нужно найти все признаки из статьи 2 ГК РФ.

Деятельность самостоятельная. Человек делает что-то сам. Или нанимает для этого людей, но тоже по своему решению и своей инициативе. Предприниматель ищет клиентов, закупает товары, вкладывается в рекламу, заключает договоры с поставщиками, берет кредиты.

Например, бухгалтер обслуживает десять клиентов по договору оказания услуг, оформляет документы на регистрацию фирм и лично консультирует по налогам за деньги. А вот если бухгалтер работает в одной компании по трудовому договору, а в другой — по совместительству, при этом в компании есть пять других бухгалтеров и главбух, который их контролирует, это уже не бизнес.

Ее осуществляют на свой риск. Ответственность перекладывать не на кого. Если предприниматель прогорит, то потеряет свои деньги. Если нарушит закон — сам будет возмещать ущерб и платить неустойку.

Например, водитель сделал сайт и ищет клиентов на трансфер в аэропорты. Если клиентов нет, он ничего не зарабатывает. Попадет в аварию — заплатит за ремонт из своего кармана. Когда клиент не платит или отказывается от поездки, это убыток самого водителя.

Доход поступает систематически. Это не разовая услуга или периодические заказы, а что-то постоянное. И эта деятельность помогает регулярно получать прибыль.

Например, кондитер печет по три торта в день в течение двух лет. Клиенты приходят из соцсетей, на кухне есть постоянный запас муки, масла и яиц для больших объемов выпечки. Это единственный доход, а торты приносят 30 тысяч рублей каждый месяц.

Другое дело, если девушка испекла торт по просьбе знакомых — ей заплатили за него 2000 рублей. Через полгода к ней обратились по рекомендации и она опять испекла торт — за 5000 рублей. У нее нет сайта, она не закупает продукты оптом и не дает рекламу в соцсетях. Это не систематическая деятельность.

Все три признака должны совпадать. Одной самостоятельной деятельности мало, она должна быть на свой риск и с систематической прибылью.

Налоговая учтет цель покупки имущества, его назначение и характеристики

Проблема. В нормативных актах нет других признаков предпринимательства, а те, что есть, описаны размыто. Но налоговая и суды установили свои критерии, по которым ищут бизнес и доначисляют налоги.

Что говорит ФНС. Вот какие признаки дополнительно будет искать налоговая, чтобы признать деятельность предпринимательством:

Если найдутся такие признаки, налоговая захочет, чтобы гражданин зарегистрировался как ИП, выбрал подходящий режим налогообложения, сдавал отчеты и платил налоги и взносы как предприниматель. Если он при этом будет на упрощенке, вычет при продаже имущества ему не дадут. А после проверки начислят налоги по общей системе, а не как на льготном режиме. Чем это грозит, расскажем дальше.

Примеры из судебной практики в пользу налоговой:

Если имущество раньше использовалось в бизнесе, при продаже могут не дать вычет

Проблема. Если сдавать недвижимость как ИП, это может быть даже выгодно: придется платить 6% налогов с арендной платы, а не 13%. Проблемы появятся, когда собственник решит продать эту недвижимость. Он захочет получить вычет, например в сумме расходов на покупку или в связи со сроком владения. Тогда НДФЛ с продажи можно уменьшить или вообще не платить.

Но тут приходит налоговая и говорит: «Вы сдавали эту недвижимость как ИП на УСН, имущественный вычет вам не положен». И доначисляет сотни тысяч рублей. Собственники приходят в ужас: недвижимость давно продана, деньги потрачены, а теперь нужно заплатить в бюджет 500 тысяч рублей или больше.

Что говорит ФНС. Вычет при продаже недвижимости можно применять, только если имущество не использовали для бизнеса. Это много раз подтверждал Конституционный суд:

Если купить нежилое помещение, пять лет сдавать его под магазин, а потом продать, придется заплатить налоги без учета имущественного вычета — например 6% со всей суммы продажи. Но ФНС будет учитывать и выводы Верховного суда в той истории, когда ИП честно подавал декларацию 3-НДФЛ и платил налог по ставке 13%. Ему попытались доначислить 6% с продажи, но суд не разрешил: сказал налоговой, что сами виноваты и надо было раньше предъявлять претензии. Мы рассказывали об этой истории: неплохой прием для тех, кто хочет воспользоваться вычетом при продаже.

Предпринимательскую деятельность должна доказывать налоговая, а не собственник.

Вычет с учетом минимального срока владения дадут даже на имущество, которое использовали в бизнесе. Но не на всё

Раньше. Одного только использования в предпри­ни­ма­тельской деятельности хватало, чтобы отказать в вычете при продаже. Рисковали даже владельцы машин, сдававшие их в аренду для такси. И владельцы квартир, которые размещали там хостелы или сдавали их посуточно. Это уже предпринимательская деятельность, и при продаже имущества нельзя было уменьшить доходы на расходы или учесть минимальный срок владения.

С 2019 года. Вычет с учетом минимального срока владения можно применить, даже если недвижимость или машину использовали в бизнесе. Это касается таких видов имущества:

Источник

Что значит индивидуальный предприниматель

ОКВЭД – Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, в котором каждому виду деятельности соответствует числовой код. Подавая заявление о регистрации, будущий индивидуальный предприниматель указывает в нём коды ОКВЭД и таким образом сообщает госорганам, чем будет заниматься.

По кодам ОКВЭД виды деятельности делятся на классы, подклассы, группы, подгруппы и собственно виды. Подбор конкретных кодов для бизнеса может быть непростым. Например, деятельность по организации досуга и развлечений включена в несколько разных групп классификатора – можно выбрать только одну, а можно несколько. Количество кодов ОКВЭД к выбору не ограничено, но один из них нужно указать в качестве основного. Предполагается, что именно с соответствующего вида деятельности бизнес будет получать основной доход. После регистрации ИП имеет право добавлять новые коды и убирать из списка неактуальные.

Основной код ОКВЭД влияет на страховые тарифы: чем рискованнее вид деятельности, тем больше страховые взносы за работников. Если ИП не подаст подтверждение в налоговую, а там обнаружат, что основной доход поступает по другому виду деятельности, предпринимателю установят самый высокий страховой тариф из соответствующих выбранным кодам. И вот тут коды ОКВЭД, указанные «на всякий случай», могут оказаться некстати.

Важно:

Если выбранные виды деятельности относятся к социальной сфере и особенно связаны с работой с несовершеннолетними, для регистрации ИП понадобится справка об отсутствии судимости. Запросить её лучше заранее, так как ответ готовится в течение 30 дней. Учитывайте также, что ИП не имеют права заниматься: производством и продажей алкоголя, военной и космической техники, лекарств; авиаперевозками; заграничным трудоустройством граждан; работой инвестиционных фондов и частных охранных предприятий. А некоторые виды деятельности потребуют оформления лицензии. Если ИП ведёт деятельность не по выбранным кодам ОКВЭД без уведомления (или в случае несвоевременного уведомления) налоговой, ему грозит штраф до 5 тысяч рублей. Кроме того, это может привести к потере доверия банка и ограничению операций по счёту.

Выберите систему налогообложения

ЕСХН предназначен для ИП, более 70% доходов которых поступают от сельхозпроизводства. При ЕСХН выплачивается налог в размере 6% разницы между доходами и расходами и НДС.

Заполните заявления по форме Р21001

Для того, чтобы открыть ИП, не понадобится уставный капитал и сложные учредительные документы – нужно заполнить только заявление о госрегистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (форма № Р21001). Скачать актуальную версию бланка можно с официального сайта Федеральной налоговой службы (ФНС).

Форма заполняется чёрными чернилами от руки или на компьютере – шрифтом Courier New с высотой 18 пунктов – и подписывается заранее только в случае подачи документов онлайн с усиленной квалифицированной электронной подписью. При личной подаче заявление подписывается в присутствии инспектора налоговой службы, при подаче через доверенное лицо – в присутствии нотариуса.

Форма Р21001 состоит из 5 листов, 3-ий лист заполняют только иностранцы и лица без гражданства. Граждане РФ ничего не пишут на 3 листе и вообще не сдают его.

Коды ОКВЭД необязательно писать полностью, но важно указать не менее 4 цифр каждого.

С 29 апреля 2018 года в заявлении необходимо указывать e-mail.

Оплатите госпошлину

При подаче заявления на регистрацию ИП в электронной форме через портал Госулуг, МФЦ или сайт ФНС госпошлину платить не нужно. В остальных случаях сумма пошлины составит 800 рублей.

Сформировать бланк квитанции можно при помощи сервиса ФНС или заполнить вручную, узнав реквизиты регистрирующего органа. Оплатить – онлайн на сайте ФНС или Госуслуг, в банке или через банкомат.

Соберите пакет документов и подайте в регистрирующий орган

Зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя можно только по месту жительства или пребывания. А подать документы — онлайн или в бумажном виде.

Онлайн-подача

В бумажном виде

Пакет документов для регистрации ИП включает:

Полный перечень документов приводится в п. 1 ст. 22.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ.

Когда будут готовы документы

Заявление рассматривается в течение 3 рабочих дней. Узнать, готовы ли документы, можно на сайте ФНС или в налоговой инспекции по месту жительства (пребывания).

С 1 января 2017 года Свидетельство о регистрации ИП не выдаётся. А с 29 апреля 2018 года вообще не выдаются бумажные оригиналы документов, подтверждающих регистрацию ИП: теперь они существуют только в электронном виде. Вместо них ИП получают лист записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе. Эти документы налоговая отправляет ИП на e-mail.

Если индивидуальному предпринимателю нужны бумажные копии документов, ему необходимо вместе с заявлением подать специальный дополнительный запрос. Получить их ИП сможет лично или через представителя по почте или в налоговой инспекции.

Возможные причины отказа в регистрации ИП

Налоговая откажет в регистрации ИП, если заявитель недееспособен, признан банкротом или уже зарегистрирован в качестве ИП. Бывают случаи, когда суд может наложить запрет на предпринимательство в отношении заявителя.

Ошибки при регистрации также могут послужить причиной отказа, например, если заявление по форме Р21001 заполнено неправильно, ошибочно выбран регистрирующий орган или запрещенный вид деятельности.

Получив отказ, заявитель вправе подать документы повторно.

Источник

7 советов начинающему ИП, чтобы избежать проблем (что-то вы точно из этого не знаете)

Что значит индивидуальный предприниматель. Смотреть фото Что значит индивидуальный предприниматель. Смотреть картинку Что значит индивидуальный предприниматель. Картинка про Что значит индивидуальный предприниматель. Фото Что значит индивидуальный предприниматель

После регистрации ИП в налоговой инспекции вы получаете не только право вести бизнес, т.е. заниматься предпринимательской деятельностью, но и обязанности, первейшие из которых — сдавать отчётность и платить за себя страховые взносы. Помимо этих ключевых обязанностей каждого ИПешника есть ещё ряд нюансов, о которых стоит знать, чтобы не нарваться на штрафы в первый же месяц своей официальной деятельности. Специально для этой статьи мы отобрали семь важных вопросов, которые надо решить IT-фрилансеру сразу после госрегистрации.

1. Выбрать правильную систему налогообложения

Если при своей регистрации в качестве ИП вы не подавали уведомления о переходе на упрощённую систему налогообложения, то вам в течение ИКС времени после даты регистрации необходимо определиться с системой налогообложения.

Система налогообложения – это порядок расчёта и оплаты налога. У каждой системы своя ставка и налоговая база, но главное, что существенно различаются суммы налога к уплате. Один из таких показательных примеров есть в статье «Сколько зарабатывает программист в Москве по мнению ФНС».

Всего систем налогообложения пять, но одна из них (ЕСХН) предназначена только для сельхозпроизводителей. Выбирать можно между основной (ОСНО) и специальными системами (УСН, ЕНВД, ПСН). В принципе, расчёт налоговой нагрузки — это бухгалтерская тема, поэтому если у вас есть знакомый грамотный специалист, то имеет смысл к нему обратиться.

На коленке тоже можно кое-что подсчитать:

Если вникать в расчёты не хочется, а до бухгалтера не добраться, рекомендуем вам подать заявление на УСН Доходы, т.к. это самая распространённая система налогообложения. Плюс к этому — самая простая система в плане отчётности с достаточно низкой налоговой нагрузкой. Её также можно совмещать с любыми другими системами, кроме ОСНО.

(!) Из нашей рекомендации сразу переходить на УСН есть исключение — если вашими основными заказчиками будут бюджетные организации или крупный бизнес, то им нужен как раз ИП, работающий на ОСНО.

Почему это важно: специальные (они же льготные) налоговые режимы позволяют снизить платежи в бюджет до минимума. Это право закреплено статьёй 21 НК РФ. Но если вы самостоятельно не подадите заявление о переходе на УСН, ЕНВД, ПСН, то никто вас уговаривать не станет. По умолчанию придётся работать на общей системе (ОСНО). О сроках отчётности своей системы забывать нежелательно, за несданную декларацию налоговики весьма быстро блокируют расчётный счёт ИП.

Ещё одна причина вовремя сдавать налоговую отчётность – это риск получить от ПФР платёжку на сумму 154 852 рубля. Логика такова – раз вы о своих доходах в ИФНС не отчитались, то их размеры просто нескромны. Значит, взносы посчитают по максимуму (8МРОТ * 26% * 12). Это не штраф, деньги поступят на ваш пенсионный счёт и будут учитываться при расчёте пенсии (если к тому времени всё опять не поменяется), но всё равно сюрприз не самый приятный.

2. Воспользоваться налоговыми каникулами

Если вы регистрируетесь в качестве ИП впервые после принятия регионального закона о налоговых каникулах, то можете претендовать на нулевую налоговую ставку на режимах УСН и ПСН. Не платить налог можно максимум два года. Конкретные виды деятельности, по которым установлены налоговые каникулы, определяет региональный закон.

В Москве ИПешникам-разработчикам налоговых каникул не полагается, но если ваша деятельность связана с научными исследованиями и разработкой, то в большинстве регионов, включая Москву, вы можете получить нулевую налоговую ставку.

С налоговыми каникулами в подробностях, а также с базой большинства региональных законов можно ознакомиться вот тут.

Почему это важно: если есть возможность оказаться какое-то время в налоговой гавани, почему бы этим не воспользоваться? К тому же на ПСН в принципе нет возможности уменьшить стоимость патента на сумму взносов. А в рамках налоговых каникул патент ИП не будет вам ничего стоить.

3. Знать и платить за себя страховые взносы

Страховые взносы – это платежи, которые каждый предприниматель обязан вносить за себя в пенсионный фонд (ПФР) и фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). С нового года сбором взносов займётся Федеральная налоговая служба, т.к. по мнению властей сами фонды со сбором платежей в свою пользу справляются плохо.

Минимальная сумма взносов каждый год меняется. В 2016 году это около 23 тысяч рублей плюс 1% с доходов свыше 300 тысяч. Если вы были зарегистрированы в качестве ИП меньше года, то сумма соответственно пересчитывается. Взносы за себя надо платить всё то время, пока вы стоите на учёте, как предприниматель. Оправдания и аргументация вида:

в рассмотрение фондами не принимается.

Не платить за себя взносы можно, если ИП призвали в армию или он ухаживает за ребенком до полутора лет, ребенком-инвалидом, инвалидом 1-ой группы, пожилыми людьми старше 80 лет. Но даже в этих случаях начисление взносов автоматически не прекращается, надо сначала представить документы, что реальным бизнесом вы не занимаетесь.

Так что открывать ИП просто так, с расчётом, что когда-то может пригодиться, не стоит. Если в качестве ИП вы всё же зарегистрировались, а теперь находитесь в простое, то дешевле сняться с учёта (госпошлина составляет всего 160 р.), а при необходимости зарегистрировать снова. Количество подходов к стойке регистратора не ограничено.

Почему это важно: взносы с вас всё равно взыщут, даже если ИП закроете. Плюс начислят штраф от 20% до 40% от неуплаченной суммы и пени. Кроме того, не выплачивая взносы в срок, вы лишаете себя возможности сразу уменьшать на эту сумму начисленный налог.

ИП без работников на режиме УСН Доходы за 2016 год заработал 1 миллион рублей. Расходов по бизнесу у него не было (но если даже и были бы, то на УСН Доходы никакие расходы не учитываются).

Сумма налога 1 000 000 * 6% = 60 000 рублей. Страховые взносы ИП за себя составили 30 153,33 рублей, из расчёта:

Предприниматель воспользовался правом уменьшить авансовые платежи по единому налогу на УСН за счёт выплаченных страховых взносов, поэтому платил их поквартально (*).

Посчитаем общую сумму, которая ушла в бюджет в виде налога: 60 000 — 30 153,33 рублей (сумма уплаченных страховых взносов, на которую можно уменьшить налог) = 29 846,67 рубля. В результате, вся его налоговая нагрузка, включая страховые взносы, равна 60 000 рублей. Чистый доход от бизнеса индивидуального предпринимателя составляет 1 000 000 – 60 000 = 940 000 рублей.

(*) Если вы заплатите взносы единой суммой в конце года, то сначала придётся заплатить полную сумму налога в 60 000 рублей, а потом подавать заявление в ИФНС о возврате или зачёте излишне уплаченного налога. Потому – лучше платить взносы частями каждый квартал, и сразу уменьшать квартальные авансовые платежи по УСН. По итогу выйдет то же самое, но в первом случае хлопот больше.

4. Подать уведомление о начале деятельности

Мало кто это знает, но перед тем, как начать оказывать услуги по ремонту компьютеров и коммуникационного оборудования (коды ОКВЭД 95.11 и 95.12), ИП надо подать в местное отделение Роспотребнадзора уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности.

Делается это для того, чтобы включить вас в план проверок Роспотребнадзора, хотя первые три года после регистрации ИП обещают не проверять. Но если на вас пожалуется клиент, недовольный качеством услуг, то проверка будет внеплановой. Кстати, с 1 января 2017 года Роспотребнадзор придёт с проверкой, только если клиент предоставит доказательства, что уже пытался призвать вас к ответу. Видимо, ведомство уже утомилось проверять реальность всех жалоб потребителей.

Почему это важно: если не подать уведомление, то можно получить штраф от 3 до 5 тысяч рублей. Само по себе указание кодов ОКВЭД 95.11 и 95.12 при регистрации ИП не обязывает вас ни о чем сообщать. Подавать уведомление надо, только если вы реально планируете начать ремонтировать компьютеры и коммуникационное оборудование.

5. Открыть расчётный счёт

Работать без расчётного счёта можно, если ваши клиенты – это физические лица, которые платят наличными, а вы заключаете договоры с другими ИП и ООО на суммы не более 100 тысяч рублей. Это лимит, который установил Центробанк на наличные расчёты между коммерческими субъектами.

Превысить его довольно легко, ведь это не разовый платёж, а сумма расчётов в течение всего срока действия договора. Например, вы заключили договор аренды на год, арендная плата — 15 тысяч рублей в месяц. Общая сумма расчётов по договору составит 180 тысяч рублей, значит, оплата аренды допускается только безналом.

Безналичные платежи в принципе удобны, не только потому что увеличивают количество способов оплаты, но и позволяют потребителю расплатиться с вами кредиткой, когда других свободных денег у него нет. Расчёты электронными деньгами можно легализовать, создав корпоративный кошелёк ИП.

Почему это важно: за нарушение лимита наличных расчётов на ИП налагают штраф по статье 15.1 КоАП РФ (от 4 до 5 тысяч рублей). А о том, почему не стоит принимать платежи на свою личную карту, мы рассказали в статье 5 причин не использовать свой личный счёт в фрилансе.

6. Пройти регистрацию в качестве страхователя

Если вы используете наёмный труд, то надо своевременно встать на учёт в качестве страхователя. Причём, вид договора с работником – трудовой или гражданско-правовой – не имеет значения. Даже если вы заключите разовый краткосрочный договор на выполнение каких-то услуг или работ с обычным физлицом, то становитесь страхователем. То есть, кроме выплаты вознаграждения исполнителю, обязаны за свой счёт выплатить за него страховые взносы, удержать и перечислить в бюджет НДФЛ и сдать отчётность.

Обязанности страхователя по сдаче всевозможной отчётности по работникам или исполнителям весьма удручают – её действительно много, и она сложная. А с 2017 года основные функции по администрированию взносов передали ФНС, оставив тем не менее кое-какую отчётность за ПФР и ФСС.

Почему это важно: сроки регистрации в качестве страхователя физических лиц в ПФР и ФСС — 30 дней со дня заключения первого трудового или гражданско-правового договора. Если срок нарушить или вообще не вставать на учёт, то Пенсионный фонд оштрафует на сумму от 5 до 10 тысяч, а соцстрах – от 5 до 20 тысяч рублей. С 2017 года порядок регистрации в ФСС остаётся тем же, а вместо ПФР заявление ИП-страхователя надо подавать в любой налоговый орган.

7. Получить лицензию, если ваш вид деятельности относится к лицензионным

Лицензия — это разрешение на право заниматься определённым видом деятельности. В IT-сфере закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ относит к лицензионным следующие направления:

Почему это важно: за деятельность без лицензии или с нарушением ее условий могут взыскать административный штраф по статье 14.1 КоАП РФ (для ИП сумма от 3 до 5 тысяч рублей), допускается также конфискация изготовленной продукции, орудий производства и сырья. Если же в результате такой деятельности причинен крупный ущерб или получен доход в крупном размере, то возможна и уголовная ответственность.

1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.

а) совершенное организованной группой;

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Напоследок краткий обзор того, чего нельзя делать с ИП:

Если вы еще не ИПешник, но активно об этом размышляете, читайте нашу полную инструкцию по регистрации ИП со всеми лайфхаками. Также мы готовы бесплатно проконсультировать вас по выбору оптимальной системы налогообложения.

Источник

Как ИП работать на НПД

Когда ИП можно стать самозанятым, чем это удобно, как отчитываться о доходах и выдавать чеки заказчикам

Что значит индивидуальный предприниматель. Смотреть фото Что значит индивидуальный предприниматель. Смотреть картинку Что значит индивидуальный предприниматель. Картинка про Что значит индивидуальный предприниматель. Фото Что значит индивидуальный предприниматель

Леонид Яковлев

Можно сначала быть самозанятым, а потом зарегистрировать ИП на НПД или наоборот: если вы уже ИП, можно перейти на самозанятость, то есть изменить налоговый режим. В каждом случае будут свои нюансы и тонкости. Собрали в этой статье самое важное: когда выгодно быть самозанятым, как перейти на НПД и как на этом режиме платить налоги.

Что такое самозанятость и когда можно так работать

Самозанятость помогает легализовать небольшой бизнес — платить налоги и работать без рисков получить штрафы за незаконное предпринимательство.

Если человек разово получил деньги за товар или услугу, например помог сделать сайт, это не считается предпринимательской деятельностью, ничего оформлять не надо. Но если регулярно делать сайты за деньги, даже если это только подработка, нужно оформить эту деятельность официально, например стать самозанятым.

Самозанятость — это режим для небольшого бизнеса, но подойдет он не всем: на НПД можно только продавать товары собственного производства, самостоятельно выполнять работы и оказывать услуги. То есть продавать свитера, которые вязал сам, можно, а купить и перепродавать — нельзя.

У самозанятых есть еще ряд ограничений:

Если нарушить эти ограничения, допустим превысить лимит по доходам, придется сменить НПД на другой налоговый режим.

В таком случае, если ИП не перейдет на УСН или патент в течение 20 дней со дня превышения дохода, его автоматически переведут на общую систему налогообложения — отчетности и налогов будет гораздо больше. Чтобы не пропустить лимит, нужно следить за суммой дохода в приложении «Мой налог».

А самозанятому физлицу, который превысил ограничение, нужно будет заплатить 13% от суммы сверх 2,4 млн рублей — это будет считаться обычными доходами физлица, которые облагаются НДФЛ.

У режима НПД есть такие преимущества:

Выгодная налоговая ставка. Самозанятые платят 4% от дохода при работе с физлицами без статуса ИП и 6% при работе с ИП и компаниями.

Не нужно платить взносы. Самозанятым, включая ИП, можно не платить фиксированные страховые взносы, которые платят предприниматели на любом другом режиме налогообложения — например, в 2021 году можно сэкономить 40 874 ₽. Но если самозанятый хочет вносить деньги на будущую пенсию, это можно делать по собственному желанию.

Можно работать без онлайн-кассы. Практически все компании и ИП, которые получают платежи за товары и услуги от физлиц, должны при расчетах пользоваться онлайн-кассой. Кроме некоторых исключений, к которым относятся и самозанятые.

Платежи наличными и переводами на карту. Самозанятые могут законно принимать переводы на личную карту и получать наличные от клиентов. Главное — выдать чек из приложения.

Вести учет или разбираться в бухгалтерских программах тоже не нужно. Чтобы отчитываться по сделкам, достаточно оформить чек в приложении «Мой налог»

Чем ИП на НПД отличается от самозанятого физлица

У самозанятого физлица и ИП на НПД одинаковая налоговая ставка, для них действуют одинаковые ограничения по доходу и видам деятельности.

Но ИП на ПНД может использовать больше инструментов предпринимателя.

Самозанятый как физлицоИП на НПД
Расчетный счетНетПо желанию
ЭквайрингНетПо желанию
Сменить режим, если превысил лимитПауза до регистрации ИПНе останавливает работу

В Тинькофф ИП на НПД могут пользоваться картами для бизнеса, бесплатно создавать сайты в конструкторе и пользоваться другими сервисами.

Как физлицу стать ИП на НПД

Чтобы самостоятельно зарегистрироваться как ИП на НПД, сначала можно зарегистрироваться как самозанятое физлицо.

Для этого нужно скачать приложение «Мой налог», внести свои паспортные данные и ИНН.

После того как зарегистрировались как самозанятое физлицо, нужно подать в налоговую заявление на регистрацию ИП — и режим НПД применится автоматически.

Важно проверить, что статус самозанятого сохранился. Это можно сделать в личном кабинете на сайте налоговой.

В законодательстве не прописано, что будет, если действовать в обратном порядке. То есть сначала зарегистрировать ИП и одновременно с этим или позже попытаться стать самозанятым. Есть опасность, что время налоговая будет считать, что ИП находится на общем режиме налогообложения. Тогда придется сдать множество отчетных форм, пусть и нулевых, а это лишняя трата времени и сил. Поэтому удобнее сначала стать самозанятым, а потом зарегистрировать ИП и автоматически оказаться на НПД.

Как действующему ИП перейти на НПД

Самозанятость подходит и для действующих предпринимателей, когда бизнес на паузе или идет сезонный спад: в такой ситуации это выгоднее упрощенки.

Если ИП работал на патенте и не прекращает деятельность, по которой применял патент, отказаться от него нельзя.

Перейти на НПД можно будет только после завершения срока действия патента.

Главное в таком случае — полностью рассчитаться по УСН.

Важно выполнить все шаги. Например, если предприниматель на УСН просто зарегистрировался как самозанятый в приложении «Мой налог», для налоговой он останется на УСН и, помимо налога, взносы нужно будет заплатить за весь год.

Как ИП на НПД платить налог

Самозанятые платят налоги каждый месяц. Доход нужно внести самостоятельно — указать в приложении полученную от клиентов сумму.

До 12-го числа месяца, следующего за месяцем продажи, в приложение приходит квитанция из налоговой. Ее нужно оплатить до 25-го числа.

В приложении можно привязать карту или настроить автоплатеж.

Для новых самозанятых действует специальная ставка и налоговый вычет: 3% вместо 4% на доходы от физлиц, 4% вместо 6% на доходы от юридических лиц. Сумма вычета — 10 000 ₽, она постепенно уменьшает сумму налога к уплате.

Фотограф принял заказ от ИП — сделать фото для меню. Стоимость услуги 15 000 ₽. Это новый самозанятый, поэтому действует сниженная ставка: 4% на доходы от юрлиц.

Изначально налоговый вычет был 10 000 ₽, теперь он снизился на эти 600 ₽.

Вычет полностью израсходуется примерно за 16 таких заказов.

Когда вычет заканчивается, начинает действовать обычная ставка — 4% и 6%.

Как ИП на НПД рассчитываться с заказчиками

Главный документ при расчетах — это чек. С августа 2021 года ФНС считает, что понадобятся и акты, чтобы зафиксировать, какие именно работы были выполнены или услуги оказаны. Требования составлять договор в виде отдельного документа нет. Договор составляют, если нужно прописать много условий.

Когда самозанятый вносит в приложении «Мой налог» новую продажу, чек можно сразу сформировать там же. Его нужно передать заказчику до 9-го числа следующего за оплатой месяца. Можно отправить чек по электронной почте, в мессенджере или распечатать и вручить клиенту.

Если не выдать чек, самозанятого оштрафуют на 20% от этого платежа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *