Что вызывает необходимость интуиции при оценке риска
Что вызывает необходимость интуиции при оценке риска
166. Наименее подходит для начинающего бизнесмена сфера бизнеса
• Строительство гидростанций
167. Не имеет права подать заявку на приватизацию государственного или муниципального предприятия
• Юридическое лицо с долей государства в его уставном капитале более 25%
168. Не оказывает влияния на отношение людей к риску
• Расширение кредитной деятельности банков
169. Не относится к перечню учредительных документов?
• Свидетельство об уплате госпошлины
170. Не связан со страхованием риск
• Изменения спроса
171. Недостатком статистического метода измерения риска является:
• Сложность сбора значительного массива данных
172. Необходимость интуиции при оценке риска вызывает:
• Недостаток информации
173. Обязанности менеджера по риску на предприятии входит:
• Все перечисленное в вариантах ответов
174. Обязательным участником рыночных отношений является:
• Потребитель
175. Обязательным элементом устава предприятия является:
• Положение об условиях ликвидации предприятия
176. Обязательным элементом учредительного договора является:
• Размер вклада учредителя в уставный капитал предприятия
177. Опцион — это:
• Бумаги, дающие их владельцу право купить или продать в течение установленного срока определенное количество товаров по фиксированной цене
178. Основная цель, которую ставит перед собой предприниматель, — это:
• Получение прибыли
179. Основной задачей деятельности фонда имущества является:
• Продажа пакетов акций приватизируемых предприятий
180. Основные цели предпринимательства
• Все перечисленное в вариантах ответов
ИНТУИЦИЯ И РИСКИ
Мало кто способен отрицать роль интуиции в деле принятия важных решений. Несмотря на отсутствие внятных процедур запуска и поддержки, этот хрупкий инструмент разума позволяет получить впечатляющие результаты. Интуиция не нужна в обстоятельствах будничных, когда ничто не мешает использовать методы управления рисками, многократно проверенные на деле. Часто ли шь необычность ситуации, требующая концентрации всех наших способностей, призывает ее в работу.
Интуиция проявляется там, где ее не ждут. Логика и здравый смысл пасуют, а стесненность временными рамками не позволяет надеяться даже на скромный успех. Сила интуиции в том, что она сплавляет в одно целое наши намерения с убежденностью в их правоте. При этом оценка рисков происходит незаметно для вечно занятого ума. Все вместе позволяет использовать интуицию в моменты ответственного выбора, особенно тогда, когда неопределенность ситуации велика, а реализация задуманного принципиальна.
Однако немало людей последовательно принижает роль интуиции в деле управления рисками. Нелюбовь к ней имеет в своей основе целый спектр плохо осязаемых причин. Стоит только удивляться, как мало человеку надо, чтобы он расстался со своими заблуждениями, и как много требуется, чтобы это произошло.
Вместо интуиции апеллируют к таким проверенным инструментам разума, как логика и здравый смысл. Но ограниченность рациональных схем нельзя преодолеть изнутри самих схем. Уменьшение пиетета к подобным конструкциям позволяет добиться, чтобы они были использованы по своему прямому назначению, в качестве рядовых инструментов, предназначенных для облегчения процесса понимания, не более.
Всегда ли можно рассчитывать на интуицию? К сожалению, нет. Никогда не знаешь, что получишь в итоге. Иногда интуиция способна творить чудеса. Бывает, что она не способна помочь в решении простой проблемы. Остается лишь надеяться, что плоды работы интуиции окажутся вовремя доступны и приведут к желаемому результату. Быть уверенным здесь никогда нельзя. Все же это лучше, чем состояние, когда не знаешь, что произойдет. При этом определенно знаешь: вариантов развития событий, требующих единственно верного решения, может встретиться очень много.
Краткий курс лекций 4 методологические основы антикризисного управления 4 Причины возникновения кризисов и их роль в социально-экономическом развитии общества 4
3.2Анализ структуры пассивов
Предприятие не использует долгосрочные обязательства и величина кредитов и займов с каждым кварталом уменьшается и в последние 2 отчетных периода равны нулю. Это связано с тем, что предприятие не может гарантировать возврат кредита в установленный кредитной организацией срок.
На 01.04.2005 доля текущих обязательств в пассиве баланса составляет 114,44%, из них 100% приходится на кредиторскую задолженность. Аналогичная ситуация прослеживается на всем протяжении анализируемого периода.
В абсолютных величинах отмечен рост текущих обязательств до 01.07.2005 на 24,7% по сравнению с началом анализируемого периода, а потом незначительное уменьшение (на 13,1% по сравнению 01.07.2005). Эти изменения в основном происходили за счет кредиторской задолженности.
Доля задолженности поставщикам и подрядчикам снижается 16,71% до 1,96%. Аналогичная ситуация происходит и с задолженностью перед персоналом организации – с 6,65% до 0,64%.
Прямо противоположная ситуация складывается с задолженностью перед государственными внебюджетными фондами и задолженностью по налогам и сборам. Наблюдается отчетливая тенденция на увеличение данных статей баланса.
Средний темп роста кредиторской задолженности составляет 2,3%.
Собственные оборотные средства на протяжении почти всего анализируемого периода отрицательной величиной, так на конец периода капитал и резервы предприятия составляют – (–8 297) тыс. руб.
4ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
Поквартальный анализ коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, показал, что рассматриваемое предприятие неплатежеспособно в течение как минимум 2,5 лет, причем общий объем обязательств равен совокупным активам, что говорит о запущенном состоянии финансово-хозяйственной деятельности.
Коэффициент автономии отражает сильную зависимость предприятия от заемных источников, представленных кредиторской задолженностью. Рассматриваемое предприятие «увязло в долгах». Также наблюдается высокая доля дебиторской задолженности в совокупных активах с тенденцией роста, что характеризует неэффективную работу с дебиторами, тем самым лишая предприятие в ликвидных активах.
Рассматриваемое предприятие не обеспечено собственными оборотными средствами – текущие обязательства превышают текущие активы, в связи с этим, значения рассматриваемого показателя меньше нуля в течение всего анализируемого периода.
Согласно значениям показателей, характеризующих деловую активность предприятия, рассматриваемое предприятие вело убыточную финансово-хозяйственную деятельность.
Анализ активов показал высокую долю оборотных активов в общем объеме активов, большую часть которых составляет дебиторская задолженность. Политика управления дебиторской задолженностью на предприятии сформирована некорректно, в результате чего почти половина активов не может быть использована в настоящий момент времени.
Анализ пассивов показал, что предприятие не пользуется долгосрочными обязательствами и снижается доля кредитов и займов. Доля заемных средств в пассиве, представлены в основном кредиторской задолженностью.
Таким образом, политика построения финансово-хозяйственной деятельности на рассматриваемом предприятии в течение 2,5 лет неэффективна и убыточна.
В результате анализа значений коэффициентов и показателей, характеризующих финансовую деятельность должника, определено, что рассматриваемое предприятие находится в кризисной ситуации.
Восстановление платежеспособности требует больших усилий и финансовых вложений направленные на оздоровление финансово-хозяйственной деятельности.
Интуиция и риск-менеджмент
В условиях неопределенности действует любая компания. Никто точно не знает, как будут развиваться события в будущем: неизвестно, как будут вести себя клиенты, поставщики, какая будет погода, когда сломается сервер, соберется увольняться ключевой сотрудник и т.д. Однако риски возникают только тогда, когда вы действуете наугад. Говоря об интуиции в бизнесе, стоит рассмотреть два противоположных подхода к принятию решений — назовем их «авантюризм» и «занудство».
В условиях неопределенности действует любая компания. Никто точно не знает, как будут развиваться события в будущем: неизвестно, как будут вести себя клиенты, поставщики, какая будет погода, когда сломается сервер, соберется увольняться ключевой сотрудник и т.д. Речь ведь идет не об абстрактных событиях, а том, что непосредственно влияет на наш бизнес, проекты и процессы, словом — на нашу жизнь. Однако риски возникают только тогда, когда вы действуете наугад.
Успех бизнеса зависит от многих факторов, но эффективные, быстрые и правильные решения — это составная часть любого успеха. Все решения в бизнесе принимаются в условиях неопределенности. Если уровень неопределенности высокий, то кажется, что преуспевает тот, у кого хорошее чутье или тот, кому попросту везет.
Что же такое интуиция? На самом деле — это врожденная способность к риск-менеджменту. Интуиция (от лат. intueor — пристально смотрю) — способность постигать истину напрямую, без осмысления, логического обоснования и доказательств, путем озарения, внезапного прозрения. Все интуитивные процессы протекают в подсознании. То есть получается, что интуиция — это подсознательный просчет различных вариантов развития событий и неосознанное решение, причем решение оптимальное. Что же такое риск-менеджмент? Это сознательный просчет вариантов, сознательно принятое решение! Умение, которым некоторые люди обладают от природы. Те же, кто развитой интуицией не обладает, могут компенсировать ее отсутствие систематическим применением инструментов риск-менеджмента. Тем, у кого интуиция развита, эти инструменты помогут принимать еще более эффективные решения.
Как научиться управлять рисками
Определение рисков
«Авантюризм» и «занудство»
Задача управления рисками заключается не в бесконечном проигрывании различных сценариев, а в принятии правильных, сбалансированных, зачастую рискованных, но осознанно рискованных решений.
Для «зануд» все риски кажутся одинаково опасными, что мешает им принимать эффективные решения. Это неправильно, потому что на самом деле все риски — разные. Другими словами, «занудство» с точки зрения управления рисками, можно определить как «неделание чего-либо из-за недостаточного риск-менеджмента». Если «зануда» научится видеть всю картину возможного развития событий целиком и правильно оценивать все риски, связанные с этими событиями, а также разрабатывать необходимые меры, чтобы эти риски смягчить, то он сможет принять правильное решение.
Теперь посмотрим на другой полюс. « Авантюристы» либо обладают хорошей интуицией, либо считают, что обладают хорошей интуицией. Бизнесмены-авантюристы часто добиваются успехов. Поэтому часто говорят, что в основе успешного бизнеса лежат интуиция и авантюризм. Однако история неудачных авантюр значительно богаче, чем история авантюр удачных. Причиной неудачных авантюр являются ошибки интуиции. Интуиция — это хорошо, но она не всегда работает.
Можно предположить, что бизнесмены-авантюристы не озабочены оценкой рисков, что часто приводит и к поражениям. Вывод: авантюризм с точки зрения управления рисками можно определить как «реализацию не всегда верных шагов из-за недостатка риск-менеджмента».
В бизнесе связка «авантюрист — зануда» часто оказывается очень эффективной. Один думает только про прибыль и закрывает глаза на опасности. Другой думает только про опасности, что мешает ему увидеть прибыль. Но поскольку они оба работают в одной команде, в итоге получается, что их противоположные стремления компенсируют друг друга. Случается, что два человека в команде проекта прекрасно дополняют друг друга. При этом один готов чуть ли не завтра начинать строить космический корабль после просмотра фильма про NASA. Второй же скромно замечает, что космические корабли нынче дороги, что неизвестно, будет ли популярен космический туризм, и т.д. Затем вместе они начинают энергично работать над проектом по созданию нового типа городского такси.
ВНИМАНИЕ!
1 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
Интуиция и риск
Человек — главный участник экономического процесса. Ради его блага существует экономика, благодаря ей он удовлетворяет свои потребности, через участие в экономическом процессе (наряду с другими процессами) человек самосовершенствуется и самореализуется. Человек первичен, экономика вторична. В этой связи все чаще экономисты отдают пальму первенства психологам, признавая за человеком и спецификой его психической энергии приоритетное право в формировании экономических процессов.
Для того чтобы человек стал созидателем и активным участником экономических процессов, он должен быть способен принимать решения, в том числе в области экономики. В конечном счете от конкретных решений человека, от характера его выбора зависит как его динамика, так и развитие экономической системы любого уровня. Этот вывод наглядно подтверждается при реализации практического менеджмента, в том числе риск-менеджмента.
Особую роль в решении рисковых задач играют интуиция менеджера и инсайт. Интуиция представляет собой способность непосредственно, как бы внезапно, без логического продумывания находить правильное решение проблемы. Интуитивное решение возникает как внутреннее озарение, просветление мысли, раскрывающее суть изучаемого вопроса. Интуиция является непременным компонентом творческого процесса. Психология рассматривает интуицию во взаимосвязи с чувственным и логическим познанием и практической деятельностью как непосредственное знание в его единстве со знанием опосредованным, ранее приобретенным.
Инсайт — это осознание решения некоторой проблемы. Субъективно инсайт переживают как неожиданное озарение, постижение. В момент самого инсайта решение осознается очень ясно, однако эта ясность часто носит кратковременный характер и нуждается в сознательной фиксации решения.
В случаях, когда рассчитать риск невозможно, принятие рисковых решений происходит с помощью эвристики. Эвристика представляет собой совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины. Иными словами, это правила и приемы решения особо сложных задач. Эвристика менее надежна и менее определена, чем математические расчеты. Однако она дает возможность получить вполне определенное решение. Риск-менеджмент имеет свою систему эвристических правил и приемов для принятия решений в условиях риска.
Основные правила рисковых решений менеджмента сводятся к следующему:
Применительно к руководителям есть понятие широкого опыта и повторяющегося опыта. Широким опытом обладают руководители, последовательно поднимающиеся по иерархической лестнице в организационной структуре управления. Широта опыта обусловлена здесь тем, что руководитель на каждой ступени лестницы встречается с новыми проблемами. А поскольку объекты управления и условия, в которых приходится решать возникшие проблемы, не всегда сопоставимы, то руководитель вынужден всякий раз учитывать это при принятии решений, приобретая таким образом все более широкий (разнообразный) опыт.
Узким опытом обладают руководители, длительное время не перемещающиеся даже по горизонтали. Их опыт — это по сути однажды сформированный подход к решению проблем, повторенный многократно. Руководители с узким опытом почти всегда принимают решения, основываясь на имеющейся в прошлом аналогии даже в тех случаях, когда эта аналогия носит спорный характер.
С понятием широкого и узкого опыта увязываются понятия «специалиста» и «Дженералиста».
По несколько гротескному определению философа Р. Б. Пер- рея, специалист — это человек, который с течением времени знает все больше и больше о все меньшем и меньшем. И в конечном итоге он будет знать почти все ни о чем. Дженералист, наоборот, — человек, который во временном аспекте знает все меньше и меньше о все большем и большем, пока, наконец, он не будет знать практически ничего обо всем.
Образное представление Перреем специалиста коррелирует с «узким опытом», дженералиста — с «широким опытом».
В решении любой проблемы, как бы мала или проста она ни была, всегда есть элементы риска. Однако для руководителей с узким опытом вероятность риска очень мала, а интуиции при выборе варианта решения практически не требуется в силу многочисленных прецедентов в прошлом. К тому же и ущерб, если совершена оперативная ошибка, незначителен и достаточно легко исправим.
Иное дело — руководители с широким опытом. Им гораздо чаще приходится иметь дело с новыми проблемами, не имеющими аналогов в их прошлой деятельности. И уже в силу этого возрастает степень риска и растет доля интуиции в процессе выработки и принятия решений.
Проблемы конверсии, например, вследствие своей новизны, требуют принятия неординарных интуитивных решений с высокой степенью риска к тому же это обусловлено и чрезвычайно низким уровнем информационного обеспечения.
Тот факт, что большинство руководителей оперативного звена в сфере управления производством имеют по преимуществу узкий (повторяющийся) опыт, в создавшихся условиях существенно осложняет конверсионный процесс. Это еще раз подчеркивает отмеченную выше необходимость организационно-иерархического разделения сфер оперативного и перспективного управления производством.
Реальная логика или психология обычного целенаправленного поведения — довольно мало развитая область исследований, поскольку логики уделяют больше внимания структуре доказательных рассуждений. В каком-то смысле это неизбежно, поскольку интуитивные процессы и выработка суждений в силу своего бессознательного характера не поддаются научному исследованию. Внимание, которое уделяется проблеме интуитивных оценок, связано с тем, что ее смешивают с логикой вероятностей; такая путаница в значительной мере обесценивает анализ. Беглое рассмотрение понятия вероятностного суждения показало, что существуют два разных типа таких суждений, которые мы назвали априорным и статистическим. Когда мы имеем дело со вторым типом вероятностных суждений, мы не можем, в отличие от ситуации первого типа, априорно вычислить истинную вероятность, мы должны получить ее путем изучения большой группы случаев, т.е. по принципу «от частного к общему». Это ограничение является серьезным логическим изъяном, так как максимум, что может дать статистика, — это вероятностное суждение о значении истинной вероятности. На практике мы сталкиваемся еще с одним препятствием — невозможностью достичь полной однородности сгруппированных случаев в том смысле, в каком однородны «шансы» в варианте априорной вероятности, т.е. внутригрупповые расхождения практически и неопределенны, и неопределимы.
Следует четко различать подверженность мнения или оценки ошибкам и вероятность любого типа, поскольку никаким способом нельзя разбить случаи на достаточно однородные группы, чтобы можно было точно вычислить истинную вероятность. Например, при принятии решений в сфере бизнеса приходится иметь дело с настолько уникальными ситуациями, что в общем случае никакая статистическая таблица не может служить руководством к действию. Здесь понятие объективно измеримой вероятности просто неприложимо. Путаница же возникает из-за того, что мы действительно оцениваем качество, обоснованность или надежность наших мнений и оценок, и по форме такая оценка аналогична вероятностному суждению: это отношение, выраженное правильной дробью. Но на самом деле бессмысленно говорить о какой-либо объективной вероятности того, что суждение окажется верным; такое представление непоправимо дезориентирует. Но поскольку мало надежды на то, что удастся отделаться от глубоко укоренившегося, пусть даже порочного словоупотребления, мы предлагаем называть такие оценки третьим типом вероятностного суждения, делая при этом акцент на его отличиях от первых двух, а не на сходстве между ними.
Именно этим третьим лицом вероятности или неопределенности пренебрегает экономическая теория; мы же предполагаем отвести ему по праву принадлежащее место. Как уже неоднократно указывалось, неопределенность, которую можно каким-либо способом сводить к объективной количественно определимой вероятности, можно путем группировки случаев свести и к полной определенности. Деловой мир выработал ряд организационных механизмов, позволяющих осуществлять такую группировку, и поэтому при достаточно высоком уровне развития технологии деловой организации измеримые неопределенности не вносят в бизнес вообще никакой неопределенности. По ходу нашего дальнейшего исследования мы вкратце остановимся на некоторых из этих организационных приемов, являющихся единственным следом неопределенности вероятностного толка в экономической жизни; но сейчас нас интересует более важная задача — выявить последствия той высшей формы неопределенности, которую нельзя измерить, а значит, и устранить. Именно такая истинная неопределенность мешает теоретически безупречному функционированию конкуренции и тем самым придает всей экономической организации характерную форму «предприятия» и служит источником специфического дохода предпринимателя.
Люди в своем отношении к риску многогранны. Один и тот же человек может в одних обстоятельствах идти на риск, а в других — избегать его. Использование тестов для определения типа людей по их отношению к риску позволяет только судить, что один человек ближе по своему характеру к «искателю риска», чем другой. Знание и понимание отношения к риску, его восприятия и типов поведения очень важны для принятия адекватных и результативных решений по управлению риском. Риск — менеджер должен знать отношение к риску людей, их поведение перед лицом риска и как они его воспринимают. Зная это, риск-менеджер может предпринять определенные шаги, чтобы скорректировать восприятие риска от определенных источников опасности, добиться более адекватного восприятия риска персоналом, что поможет снизить частоту и последствия инцидентов, приводящих к ущербу.
Существуют способы выявить и даже количественно оценить отношение ЛПР к риску и тем самым лучше понять особенности принятия их решений.