Что вызывает гнев чацкого
Что терзает Чацкого?
Cочинение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
Комедия «Горе от ума» была написана в первой трети 19 в. Это время характеризуется сложной политической обстановкой. В Росии, пробужденной войной 1812 г., поднимается волна протеста против крепостного права. В передовых кругах зарождаются тайные общества. Происходит столкновение двух общественно-политических лагерей. В комедии Грибоедов изобразил с исторической точностью этот конфликт. Главный герой комедии Чацкий вступает в борьбу с фамусовским обществом, начинаются его терзания.
Что же терзает Чацкого?
Главное – это те общественные отношения, которые существовали в России. Крепостное право было ненавистно каждому свободомыслящему человеку. Чацкий изображен в комедии не просто как «свободы сеятель пустынный», а как будущий декабрист:
«. мильон терзаний
Груди от дружеских тисков,
Ногам от шарканья, ушам от восклицаний,
А пуще голове от всяких пустяков».
С гневом и болью обличает он в своих монологах ярых крепостников. Ненавистью звучат его слова о «Несторе негордяев знатных», о помещике-балетомане.
Чацкий – гуманист, защитник свободы и независимости личности. Особый гнев у него вызывают помещичьи издевательства над личностью крестьянина:
«Амуры и зефиры все
Распроданы поодиночке. »
Чацкий любит народ, называет его «добрым и умным», отсюда его страдания о судьбе народа. Особенно заставляют страдать Чацкого пороки фамусовского общества. Это общество тормозит всему передовому, преграждает ему путь к народу. Особенно ненавидят они просвещение:
«Ученость – вот чума,
Ученье – вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей,
И дел, и мнений».
Идеал видят эти люди в армии. Это порождение эпохи Аракчеева, который видел в армии оплот крепостничества. На скалозубах держится крепостное право и трон, поэтому они так дороги фамусовым и ненавистны Чацкому.
«Мундир! Один мундир!
Он в прежнем их быту
Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету. »
Преклонение вызывает и фрак иностранца, что также больно видеть Чацкому. Он говорит о «французике из Бордо», которому в России не встретилось «ни звука русского, ни русского лица». Чацкий выступает против «пустого, рабского, слепого подражанья». Но когда Чацкий произносит эти слова, все убеждаются, что он сумасшедший.
Что вызывает гнев чацкого в комедии горе. Чацкий в борьбе со старым миром (Вариант: Чацкий и декабристы)
Жизнь Грибоедова была тесно связана с декабристским движением: он полностью разделял ненависть первых русских революционеров к самодержавию и крепостному праву. Поэтому главный герой комедии «Горе от ума» Чацкий является наиболее точным и общепринятым олицетворением в литературе образа декабриста, передового человека своего времени.
В первом действии пьесы Грибоедов рассказывает о личной драме Чацкого, которая постепенно перерастает в общественный конфликт «века нынешнего» и «века минувшего».
Главный герой комедии провозглашает уважение к простому человеку. Он мечтает о том времени, когда жестокость помещиков навсегда забудется и все люди станут свободными и равноправными.
Боязнь перемен, жизнь по старинке тоже осуждаются Чацким: Суждения черпают из забытых газет Времен Очаковских и покоренья Крыма.
Чацкий, подобно свежему ветру, ворвался в затхлый мир московского барства и обнаружил невежество и необразованность представителей высшего света. Почему же эти люди хотят, «чтоб грамоте никто не знал и не учился»? Потому что они боятся умных людей, которые высказывают «опасные» идеи и хотят изменить этот консервативный мир, чтобы в новом обществе не было бы места ни фамусовым, ни молчалиным, ни скалозубам, ни хлестовым.
Чацкий провозглашает свободу мыслей и высказываний и жаждет процветания наук и искусств:
В грибоедовской Москве господствовала иностранная культура. Дворяне говорили на французском языке, одевались по французской моде, читали французские книги, приглашали иностранных гувернеров, далеких порой от просвещения. Чацкий выступает за сохранение русской культуры, понимая, что человек не может считаться гражданином своей страны, исповедуя чужие обычаи, традиции, язык и нравы:
Как с ранних пор привыкли верить мы,
Что нам без немцев нет спасенья!
Человечество всегда будет идти вперед, и в любой стране встретятся и фамусовы, и чацкие. Пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума» остается главным произведением эпохи декабризма,: ее свободолюбивый герой воистину является олицетворением мужества, благородства и гуманизма.
Понятие подлинной чести патриота, истинного сына отечества неразрывно связывалось у грибоедовского героя с желанием вольности, с ненавистью к самовластью, к крепостникам-вельможам, которые, будучи «грабительством богаты», выдавали себя за «отцов отечества».
Знаменитые слова Чацкого о «распроданных поодиночке» крестьянах имели тем большую силу, что подобные факты были в то время очень распространены. По признанию декабриста Штейнгеля, это место в комедии сильно его взволновало, оно напоминало современникам о подтвержденном в 1820 г. Государственным советом «праве» помещиков продавать крестьян поодиночке, разлучая родных. О том, что этим «правом» помещики пользовались очень часто, свидетельствует и то, что в литературе того времени на него указывал не один Грибоедов. В своем стихотворении «Смеюсь и плачу» В. Раевский обличает «барство дикое» почти что словами Чацкого:
И до и после Грибоедова передовая дворянская дореформенной эпохи в лице Пушкина, Герцена, молодого Тургенева обличала крепостной строй как строй насилия, кабалы, издевательств над крестьянами и прежде всего над беззащитными дворовыми слугами, которые в первую очередь испытывали «и барский гнев, и барскую любовь». Чацкий негодует не только на злоупотребления крепостным правом со стороны помещиков, а на весь крепостной строй в целом.
Антикрепостническая идеология Чацкого проявляется в высокой оценке характера, нравственных качеств закрепощенного народа. В противовес клеветническим утверждениям помещиков-крепостников о крепостном крестьянстве, Чацкий говорит о бодром, умном, то есть, во фразеологии декабристов, свободолюбивом народе.
Комедия «Горе от ума» была написана в первой трети 19 в. Это время характеризуется сложной политической обстановкой. В Росии, пробужденной войной 1812 г., поднимается волна протеста против крепостного права. В передовых кругах зарождаются тайные общества. Происходит столкновение двух общественно-политических лагерей. В комедии Грибоедов изобразил с исторической точностью этот конфликт. Главный герой комедии Чацкий вступает в борьбу с фамусовским обществом, начинаются его терзания.
Что же терзает Чацкого?
Главное – это те общественные отношения, которые существовали в России. Крепостное право было ненавистно каждому свободомыслящему человеку. Чацкий изображен в комедии не просто как «свободы сеятель пустынный», а как будущий декабрист:
«. мильон терзаний
Груди от дружеских тисков,
Ногам от шарканья, ушам от восклицаний,
А пуще голове от всяких пустяков».
С гневом и болью обличает он в своих монологах ярых крепостников. Ненавистью звучат его слова о «Несторе негордяев знатных», о помещике-балетомане.
Чацкий – гуманист, защитник свободы и независимости личности. Особый гнев у него вызывают помещичьи издевательства над личностью крестьянина:
«Амуры и зефиры все
Распроданы поодиночке. »
Чацкий любит народ, называет его «добрым и умным», отсюда его страдания о судьбе народа. Особенно заставляют страдать Чацкого пороки фамусовского общества. Это общество тормозит всему передовому, преграждает ему путь к народу. Особенно ненавидят они просвещение:
«Ученость – вот чума,
Ученье – вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей,
И дел, и мнений».
Идеал видят эти люди в армии. Это порождение эпохи Аракчеева, который видел в армии оплот крепостничества. На скалозубах держится крепостное право и трон, поэтому они так дороги фамусовым и ненавистны Чацкому.
«Мундир! Один мундир!
Он в прежнем их быту
Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету. »
Преклонение вызывает и фрак иностранца, что также больно видеть Чацкому. Он говорит о «французике из Бордо», которому в России не встретилось «ни звука русского, ни русского лица». Чацкий выступает против «пустого, рабского, слепого подражанья». Но когда Чацкий произносит эти слова, все убеждаются, что он сумасшедший.
Комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова занимает особое место в истории русской литературы. Она сочетает в себе черты уходящего классицизма с новыми художественными методами: реализмом и романтизмом. В связи с этим литературоведы отмечают особенности изображения героев пьесы. Если в комедии классицизма до этого все персонажи четко делились на плохих и хороших, то в «Горе от ума» Грибоедов, приближая действующих лиц к реальной жизни, наделяет их как положительными, так и отрицательными качествами. Таков и образ Чацкого главного героя пьесы «Горе от ума».
Предыстория главного героя пьесы «Горе от ума»
В первом действии Александр Андреевич Чацкий возвращается из долгого путешествия по свету, куда он отправился «ума искать». Он, не заезжая домой, прибывает в дом Фамусова, ведь им движет искренняя любовь к дочери хозяина дома. Когда-то они воспитывались вместе. Но теперь они не виделись долгих три года. Чацкий еще не знает, что чувства Софьи к нему остыли, и ее сердце занято другим. Любовная интрига порождает впоследствии социальное столкновение Чацкого, дворянина передовых взглядов, с фамусовским обществом крепостников и чинопоклонников.
Еще до появления Чацкого на сцене мы узнаем из разговора Софьи со служанкой Лизой, что он «чувствителен, и весел, и остер». Примечательно, что об этом герое Лиза вспомнила, когда разговор зашел об уме. Именно ум является той чертой, которая выделяет Чацкого на фоне остальных персонажей.
Противоречия в характере Чацкого
Если проследить развитие конфликта между главным героем пьесы «Горе от ума» и людьми, с которыми он вынужден взаимодействовать, можно понять, что характер Чацкого неоднозначен. Приехав в дом Фамусова, он начал беседу с Софьей с расспросов о ее родственниках, используя при этом язвительный тон и сарказм: «Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?
»
Действительно, в пьесе «Горе от ума» образ Чацкого представляет довольно вспыльчивого, в некоторых моментах бестактного молодого дворянина. Софья на протяжение всей пьесы укоряет Чацкого за его привычку высмеивать пороки других людей: «Малейшая в ком странность чуть видна, у вас тотчас же острота готова».
Оправдать его резкий тон может только то, что героя искренне возмущает безнравственность того общества, в котором он оказался. Бороться с ней – дело чести для Чацкого. Для него не является целью уколоть собеседника. Он удивленно вопрошает Софью: «…Ужели слова мои все колки? И клонятся к чьему-нибудь вреду?» Дело в том, что все затрагиваемые вопросы находят отклик в душе героя, он не может совладать со своими эмоциями, со своим возмущением. У него «ум с сердцем не в ладу». Поэтому герой расточает свое красноречие даже на тех, кто явно не готов к восприятию его доводов. А.С. Пушкин после прочтения комедии высказался так по этому поводу: «Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми…» А И.А. Гончаров, напротив, полагал, что речь Чацкого «кипит остроумием».
Своеобразие мировоззрения героя
Образ Чацкого в комедии «Горе от ума» во многом отражает мировоззрение самого автора. Чацкий, как и Грибоедов, не понимает и не принимает рабского преклонения русских людей перед всем иностранным. В пьесе неоднократно подвергается насмешкам со стороны главного героя традиция приглашать в дом для воспитания детей учителей-иностранцев: «…Нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле».
Особое отношение у Чацкого и к службе. Для Фамусова, оппонента Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума», определяющим его отношение к герою является тот факт, что тот «не служит, то есть в том… пользы не находит». Чацкий же четко обозначает свою позицию по этому вопросу: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
Потому-то с таким гневом говорит Чацкий о привычке фамусовского общества относиться с презрением к обездоленным людям и выслуживаться перед влиятельными лицами. Если для Фамусова его дядя Максим Петрович, падавший нарочно на приеме у императрицы, чтобы доставить удовольствие ей и двору, образец для подражания, то для Чацкого он всего лишь шут. Он не видит среди консервативного дворянства тех, с кого стоило бы брать пример. Враги свободной жизни, «страстные к чинам», склонные к мотовству и праздности – вот кем являются старые аристократы для главного героя комедии «Горе от ума» Чацкого.
Раздражает Чацкого и стремление старомосковских дворян везде заводить полезные знакомства. И балы они посещают с этой целью. Чацкий же предпочитает не смешивать дела с весельем. Он считает, что всему должно быть свое место и время.
В одном из своих монологов Чацкий выражает недовольство тем, что, как только среди дворян появляется молодой человек, желающий посвятить себя наукам или искусствам, а не погоне за чинами, его все начинают опасаться. А боятся таких людей, к которым относится и сам Чацкий, потому, что они угрожают благополучию и комфорту дворян. Они вносят в устройство общества новые идеи, но аристократы не готовы расстаться со старым укладом жизни. Поэтому сплетня о сумасшествии Чацкого, пущенная Софьей, оказалась очень кстати. Это позволило сделать его монологи безопасными и обезоружить противника консервативных взглядов дворян.
Чувства и особенности внутренних переживаний героя
При характеристике Чацкого в комедии «Горе от ума» можно обратить внимание на его фамилию. Она говорящая. Первоначально этот герой носил фамилию Чадский, от слова «чад». Связано это с тем что главный герой находится как бы в чаду собственных надежд и потрясений. Чацкий в комедии «Горе от ума» переживает личную драму. Он приехал к Софье с определенными надеждами, которые не оправдались. Причем возлюбленная предпочла ему Молчалина, который явно уступает Чацкому по уму. Также Чацкого тяготит пребывание в том обществе, взгляды которого он не разделяет, которому вынужден противостоять. Герой находится в постоянном напряжении. К концу дня он окончательно понимает, что его пути разошлись как с Софьей, так и с российским консервативным дворянством. Только одного герой не может принять: почему судьба благосклонна к циничным людям, ищущим во всем личную выгоду, и так безжалостна к тем, кто руководствуется велением души, а не расчетом? Если в начале пьесы Чацкий пребывает в чаду своих мечтаний, то теперь перед ним открылось истинное положение вещей, и он «отрезвился».
Значение образа Чацкого
К созданию образа Чацкого Грибоедова привело желание показать назревающий раскол в дворянской среде. Роль Чацкого в комедии «Горе от ума» довольно драматична, ведь он остается в меньшинстве и вынужден отступить и покинуть Москву, но он не отступается от своих взглядов. Так Грибоедов показывает, что время Чацкого еще не наступило. Не случайно таких героев относят к типу лишних людей в русской литературе. Однако конфликт уже выявлен, поэтому смена старого новым в конечном итоге неизбежна.
Приведенная характеристика образа главного героя рекомендуется к прочтению учащимся 9 классов перед написанием сочинения на тему «Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»»
Что вызывает гнев чацкого. Что терзает Чацкого? Предыстория главного героя пьесы «Горе от ума»
А. С. Грибоедов — великий русский писатель, дипломат, один из самых образованных людей своего времени. Главным его произведением была и остается комедия «Горе от ума», секрет бессмертия которой заключен в том, что автор удивительно точно воссоздал атмосферу жизни дворянского общества двадцатых годов девятнадцатого века, описал мысли, настроения, нравы, царившие в тех кругах.
Жизнь Грибоедова была тесно связана с декабристским движением: он полностью разделял ненависть первых русских революционеров к самодержавию и крепостному праву. Поэтому главный герой комедии «Горе от ума» Чацкий является наиболее точным и общепринятым олицетворением в литературе образа декабриста, передового человека своего времени.
Чацкий — молодой образованный дворянин. В надежде развеять скуку он много путешествовал. В начале пьесы Чацкий появляется в доме Фамусова после трехлетнего отсутствия. Вот как характеризует его этот московский барин:
Не служит, то есть в том он пользы не находит, Но захоти — так был бы деловой, Жаль, очень жаль, он малый с головой, И славно пишет, переходит.
В первом действии пьесы Грибоедов рассказывает о личной драме Чацкого, которая постепенно перерастает в общественный конфликт «века нынешнего» и «века минувшего».
Крепостное право, карьеризм и чинопочитание, рабская мораль и безгласие, невежество, преклонение перед всем иностранным и пренебрежение к национальной культуре — все это попадает под жесткую критику Чацкого, человека новой эпохи, утверждающей передовые идеи современности.
Главный герой комедии провозглашает уважение к простому человеку. Он мечтает о том времени, когда жестокость помещиков навсегда забудется и все люди станут свободными и равноправными.
Чацкий не служит, то есть не находит в этом пользы, потому что в барской Москве, да и во всей России, процветают карьеризм и низкопоклонство. «Служить бы рад, прислушиваться тошно», — с возмущением говорит он Фамусову. Идеалы юности возбуждали в Чацком страстное желание служить отечеству. Но он испытал немало разочарований, так как звания заслуживались не делом, а лестью. Чацкий отказывается «у покровителей зевать на потолок, // Явиться помолчать, пошаркать, пообедать, // Подставить стул, поднять платок».
Боязнь перемен, жизнь по старинке тоже осуждаются Чацким: Суждения черпают из забытых газет Времен Очаковских и покоренья Крыма.
Чацкий, подобно свежему ветру, ворвался в затхлый мир московского барства и обнаружил невежество и необразованность представителей высшего света. Почему же эти люди хотят, «чтоб грамоте никто не знал и не учился»? Потому что они боятся умных людей, которые высказывают «опасные» идеи и хотят изменить этот консервативный мир, чтобы в новом обществе не было бы места ни фамусовым, ни молчалиным, ни скалозубам, ни хлестовым.
Чацкий провозглашает свободу мыслей и высказываний и жаждет процветания наук и искусств:
Теперь пускай из нас один, Из молодых людей, найдется — враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний; Или в душе его сам Бог возбудит жар К искусствам творческим, высоким и прекрасным…
В грибоедовской Москве господствовала иностранная культура. Дворяне говорили на французском языке, одевались по французской моде, читали французские книги, приглашали иностранных гувернеров, далеких порой от просвещения. Чацкий выступает за сохранение русской культуры, понимая, что человек не может считаться гражданином своей страны, исповедуя чужие обычаи, традиции, язык и нравы:
Как с ранних пор привыкли верить мы, Что нам без немцев нет спасенья!
Чацкий осуждает смысл жизни представителей фамусовского общества — «и награждения брать и весело пожить» — и провозглашает служение народу и родине неоспоримой истиной передовых людей новой эпохи.
«При резких переходах из одного века в другой,- Чацкие живут и не переводятся в обществе, повторяясь на каждом шагу; в каждом доме, где под одной кровлей уживается старое с молодым, где два века сходятся лицом к лицу в тесноте семейств, — все длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым», — писал И. А. Гончаров в статье «Мильон терзаний».
Человечество всегда будет идти вперед, и в любой стране встретятся и фамусовы, и чацкие. Пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума» остается главным произведением эпохи декабризма,: ее свободолюбивый герой воистину является олицетворением мужества, благородства и гуманизма.
Комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова занимает особое место в истории русской литературы. Она сочетает в себе черты уходящего классицизма с новыми художественными методами: реализмом и романтизмом. В связи с этим литературоведы отмечают особенности изображения героев пьесы. Если в комедии классицизма до этого все персонажи четко делились на плохих и хороших, то в «Горе от ума» Грибоедов, приближая действующих лиц к реальной жизни, наделяет их как положительными, так и отрицательными качествами. Таков и образ Чацкого главного героя пьесы «Горе от ума».
Предыстория главного героя пьесы «Горе от ума»
В первом действии Александр Андреевич Чацкий возвращается из долгого путешествия по свету, куда он отправился «ума искать». Он, не заезжая домой, прибывает в дом Фамусова, ведь им движет искренняя любовь к дочери хозяина дома. Когда-то они воспитывались вместе. Но теперь они не виделись долгих три года. Чацкий еще не знает, что чувства Софьи к нему остыли, и ее сердце занято другим. Любовная интрига порождает впоследствии социальное столкновение Чацкого, дворянина передовых взглядов, с фамусовским обществом крепостников и чинопоклонников.
Еще до появления Чацкого на сцене мы узнаем из разговора Софьи со служанкой Лизой, что он «чувствителен, и весел, и остер». Примечательно, что об этом герое Лиза вспомнила, когда разговор зашел об уме. Именно ум является той чертой, которая выделяет Чацкого на фоне остальных персонажей.
Противоречия в характере Чацкого
Если проследить развитие конфликта между главным героем пьесы «Горе от ума» и людьми, с которыми он вынужден взаимодействовать, можно понять, что характер Чацкого неоднозначен. Приехав в дом Фамусова, он начал беседу с Софьей с расспросов о ее родственниках, используя при этом язвительный тон и сарказм: «Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?
» Действительно, в пьесе «Горе от ума» образ Чацкого представляет довольно вспыльчивого, в некоторых моментах бестактного молодого дворянина. Софья на протяжение всей пьесы укоряет Чацкого за его привычку высмеивать пороки других людей: «Малейшая в ком странность чуть видна, у вас тотчас же острота готова».
Оправдать его резкий тон может только то, что героя искренне возмущает безнравственность того общества, в котором он оказался. Бороться с ней – дело чести для Чацкого. Для него не является целью уколоть собеседника. Он удивленно вопрошает Софью: «…Ужели слова мои все колки? И клонятся к чьему-нибудь вреду?» Дело в том, что все затрагиваемые вопросы находят отклик в душе героя, он не может совладать со своими эмоциями, со своим возмущением. У него «ум с сердцем не в ладу». Поэтому герой расточает свое красноречие даже на тех, кто явно не готов к восприятию его доводов. А.С. Пушкин после прочтения комедии высказался так по этому поводу: «Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми…» А И.А. Гончаров, напротив, полагал, что речь Чацкого «кипит остроумием».
Комедия Грибоедова «Горе от ума» — бессмертное произведение русской классики, которое по прошествии стольких лет продолжает притягивать и волновать нас. Основу его сюжета определяют две линии. Первая – это личная история Чацкого и крушение его любви. Вторая же, общественная, отображает конфликт молодого дворянина с тем обществом, выходцем из которого он является. Эти линии плавно переплетаются в развитии сюжета. Точно так же сливается личное с общественным в жизни главного героя пьесы – Чацкого.
… Слезами обливался, Я помню, бедный он, как с вами расставался…
Но вот Софье исполняется семнадцать лет, и он мчится в Москву, только ради неё, ради своей возлюбленной. Чацкий возвращается в надежде на тёплый приём, понимание и ответное чувство со стороны любимой девушки. Но что он видит? Софья изменилась, она стала высокомерна, раздражительна, холодна. Эти перемены, которые произошли в душе Софьи, огорчают Чацкого. Он страдает от того, что она отдаёт предпочтение лицемерному, услужливому Молчалину, и не хочет верить, что Софья искренне хвалит возлюбленного за лакейскую покорность и угодливость. Чацкий разочарован тем, что умная девушка поддалась общественному настроению и не пожелала прожить более яркую и насыщенную жизнь Страшно ещё и то, что Софья не только не любит, но и оказывается в толпе тех, кто клянёт и гонит Чацкого. Для него это трагедия, настоящее горе, горе от любви.
И это горе ещё более мучительно, потому что осложняется конфликтом с обществом. Ведь борьба Чацкого за сердце любимой становится моментом разрыва с окружающим его враждебным миром Фамусовых, Скалозубов, Молчалиных. Герой бросает вызов этому миру. Он разоблачает крепостничество с его бесчеловечностью, духовной пустотой, лицемерием, невежеством; пытается доказать правоту своих убеждений, искренне надеясь сорвать маски с человеческих лиц. Чацкий открыт: всё, что у него на душе, он высказывает другим прямо, ничего не скрывая. Поэтому между ним и фамусовским обществом завязывается серьёзная борьба. Фамусов и Чацкий бросают друг другу вызов.
Смотрели бы, как делали отцы, Учились бы, на старших глядя! –
произносит Фамусов. А в ответ – монолог Чацкого: «А судьи кто?» В своей пламенной речи герой клеймит «прошедшего житья подлейшие черты». Он говорит о том, что у власти стоят люди «грабительством богатые», «разливающиеся в пирах и мотовстве», которых совсем не волнуют проблемы государства и народные беды. В таком обществе правят не чацкие с их умом, а молчалины, умеющие «там моську вовремя погладить», «там в пору карточку втереть».
Если Фамусов и Чацкий – люди разных поколений, то Молчалин и Чацкий — ровесники. Тем резче контраст между ними. Молчалин – счастливый соперник Чацкого в любви, но если бы он был достоин любви Софьи, то нашему герою, может быть, было бы не так горько от сознания, что ему предпочли ничтожного человека. «Вот он, на цыпочках и не богат словами», — говорит Чацкий о благообразном, скромненьком, притворно вежливом секретаре Фамусова. Молчалин беден и безроден, но он ставит перед собой цель достичь «степеней известных». И он их, по мнению Чацкого, достигнет: «Ведь нынче любят бессловесных». А поможет ему в этом тактика, которую он выбрал:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья: Хозяину, где доведётся жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была.
В этом обществе идеи Чацкого, его страдания, его страстные порывы остаются без отклика. Драма героя в том, что он видит весь трагизм ситуации, но исправить ничего не может. Чацкий обречён на поражение. Он ни в ком не находит поддержки. Его протест ещё слишком слаб, чтобы поколебать устои этого общества, не желающего никаких перемен в своей жизни. Это другая трагедия Чацкого, другое горе, горе от ума. Это драма человека, который не может закрыть глаза на окружающую действительность. Его порыв пока одинок. Ему одному не под силу побороть устои «старого общества». Чацкий уезжает ни с чем: ничего не добившись в любви и никого не переубедив своими страстными речами. Он покидает Москву изгнанником, увозя с собой «мильон терзаний»: разочарование в любимой девушке, неприязнь к людям фамусовского круга.
Неужели же все мечты и устремления Чацкого оказались бессмысленными? Нет, он проиграл только собственную битву, но выиграл гораздо больше. Победа его заключается в том, что он смог выдержать, не поддаться влиянию большинства, сумел остаться самим собой, не отказавшись от своих убеждений. И пусть «старый век» прочнее и крепче, подчинить себе «нового человека» он оказался не в состоянии. Ум Чацкого остался неуязвим. И этот ум ещё принесёт своему обладателю то высшее счастье, когда человек с верой в свою правду сможет победить ложь и несправедливость.
Своеобразие мировоззрения героя
Образ Чацкого в комедии «Горе от ума» во многом отражает мировоззрение самого автора. Чацкий, как и Грибоедов, не понимает и не принимает рабского преклонения русских людей перед всем иностранным. В пьесе неоднократно подвергается насмешкам со стороны главного героя традиция приглашать в дом для воспитания детей учителей-иностранцев: «…Нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле».
Особое отношение у Чацкого и к службе. Для Фамусова, оппонента Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума», определяющим его отношение к герою является тот факт, что тот «не служит, то есть в том… пользы не находит». Чацкий же четко обозначает свою позицию по этому вопросу: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
Потому-то с таким гневом говорит Чацкий о привычке фамусовского общества относиться с презрением к обездоленным людям и выслуживаться перед влиятельными лицами. Если для Фамусова его дядя Максим Петрович, падавший нарочно на приеме у императрицы, чтобы доставить удовольствие ей и двору, образец для подражания, то для Чацкого он всего лишь шут. Он не видит среди консервативного дворянства тех, с кого стоило бы брать пример. Враги свободной жизни, «страстные к чинам», склонные к мотовству и праздности – вот кем являются старые аристократы для главного героя комедии «Горе от ума» Чацкого.
Раздражает Чацкого и стремление старомосковских дворян везде заводить полезные знакомства. И балы они посещают с этой целью. Чацкий же предпочитает не смешивать дела с весельем. Он считает, что всему должно быть свое место и время.
В одном из своих монологов Чацкий выражает недовольство тем, что, как только среди дворян появляется молодой человек, желающий посвятить себя наукам или искусствам, а не погоне за чинами, его все начинают опасаться. А боятся таких людей, к которым относится и сам Чацкий, потому, что они угрожают благополучию и комфорту дворян. Они вносят в устройство общества новые идеи, но аристократы не готовы расстаться со старым укладом жизни. Поэтому сплетня о сумасшествии Чацкого, пущенная Софьей, оказалась очень кстати. Это позволило сделать его монологи безопасными и обезоружить противника консервативных взглядов дворян.
Сочинение Что такое патриотизм? Чацкий и Фамусов : кого из них можно считать истинным патриотом?
Комедия написана в 1824 году, в период подготовки восстания декабристов. В то время происходили большие социальные и общественные изменения, которые автор показал нам в своей комедии.
В центре пьесы лежит столкновение сторонников фамусовской Москвы с представителем нового времени — Александром Андреевичем Чацким.
Ему не безразлично будущее Москвы, он страдает по судьбе народа, переживает из-за помещичьих издевательств над крепостными. Ему надоели эти изъяны фамусовского общества. Он являлся защитником свободы личности, осмеивал тех, кто подражает иностранной моде. Александр Андреевич не желает мириться со старыми устоями, так как они лишь ухудшают положение страны. «Служить бы рад, да прислуживаться тошно». Этой репликой Чацкий высмеивает одну из самых наболевших проблем того времени — чинопочитания. Чацкий, в одиночку бросает вызов «веку минувшему».
Его же антагонист — Фамусов осуждает его, призывая к тому, чтобы он прислушивался к старому поколению «… Спросили бы, как делали отцы..». Поступаете в 2020 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Он консерватор, не терпит никаких перемен, не выступает за развитие общества. Он привык к тому образу жизни, которое существовало издавна. Его не волнуют проблемы в обществе, он лишь обеспокоен тем, «что скажет Марина Алексеевна».
Как мы видим, единственный человек, который заботиться о своей родине из всего этого фамусовского общества является Александр Андреевич. Образ Чацкого — это не просто образ патриота, но еще и образ гражданина. Он истинный патриот, который всегда выступает за развитие общества и отвергает все ложные позиции. Лжепатриотом тут является, конечно же, Фамусов. Лучшего для страны он не желает, ссылаясь на то, что ему и так хорошо живется, и он ни в чем не нуждается.
Полезный материал по теме:
Чувства и особенности внутренних переживаний героя
При характеристике Чацкого в комедии «Горе от ума» можно обратить внимание на его фамилию. Она говорящая. Первоначально этот герой носил фамилию Чадский, от слова «чад». Связано это с тем что главный герой находится как бы в чаду собственных надежд и потрясений. Чацкий в комедии «Горе от ума» переживает личную драму. Он приехал к Софье с определенными надеждами, которые не оправдались. Причем возлюбленная предпочла ему Молчалина, который явно уступает Чацкому по уму. Также Чацкого тяготит пребывание в том обществе, взгляды которого он не разделяет, которому вынужден противостоять. Герой находится в постоянном напряжении. К концу дня он окончательно понимает, что его пути разошлись как с Софьей, так и с российским консервативным дворянством. Только одного герой не может принять: почему судьба благосклонна к циничным людям, ищущим во всем личную выгоду, и так безжалостна к тем, кто руководствуется велением души, а не расчетом? Если в начале пьесы Чацкий пребывает в чаду своих мечтаний, то теперь перед ним открылось истинное положение вещей, и он «отрезвился».
Значение образа Чацкого
К созданию образа Чацкого Грибоедова привело желание показать назревающий раскол в дворянской среде. Роль Чацкого в комедии «Горе от ума» довольно драматична, ведь он остается в меньшинстве и вынужден отступить и покинуть Москву, но он не отступается от своих взглядов. Так Грибоедов показывает, что время Чацкого еще не наступило. Не случайно таких героев относят к типу лишних людей в русской литературе. Однако конфликт уже выявлен, поэтому смена старого новым в конечном итоге неизбежна.
Приведенная характеристика образа главного героя рекомендуется к прочтению учащимся 9 классов перед написанием сочинения на тему «Образ Чацкого в комедии «Горе от ума»»
Грибоедов а. с. — Молчалин и чацкий в комедии а. с. грибоедова горе от ума — сочинение
В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь. Ведь надобно зависеть от других… В чинах мы небольших…
Для Чацкого же такая рабская мораль неприемлема, он привык иметь и высказывать свое мнение. Молчалин своими главными талантами считает умеренность и аккуратность, которые обеспечивают его настоящие и будущие успехи. Он обладает и другими «чудеснейшими» свойствами, за которые его так любит Софья:
…уступчив, скромен, тих, В лице ни тени беспокойства, И на душе проступков никаких, Чужих и вкривь и вкось не рубит… Молчалин — счастливый соперник Чацкого, но он недостоин Софьи. Н. В. Гоголь писал: «Молчалин… замечательный тип. Метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое, покамест тихомолком пробирающееся в люди…» Молчалин полностью олицетворяет мораль «минувшего века», основанную на пресмыкательстве перед сильными мира сего и на угнетении и унижении слабых. Идеал человека для Молчалина — удачливый вельможа, достигший «степеней известных» благодаря своему раболепству. Вся лакейская философия жизни этого чинуши и подхалима, не смеющего «свое суждение иметь», наилучшим образом раскрывается в его знаменитом признании:
Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья — Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была.
У Молчалина есть все данные стать впоследствии важным чиновником. Например, умение подслужиться к влиятельным лицам: он пользуется покровительством Фомы Фомича, Татьяны Юрьевны, самого Фамусова. Служба для него — средство сделать карьеру, и Чацкому предлагает то же:
Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать, и весело пожить?
Сам он так и делает. Три года служит, и уже успел «три награжденья получить». Но Чацкий придерживается других правил:
Когда в делах — я от веселья прячусь, Когда дурачиться — дурачусь, А смешивать два эти ремесла Есть тьма искусников, я не из их числа.
Полная неразборчивость в средствах для достижения цели и отсутствие всяких нравственных правил — отличительные качества Молчалина. Даже на отношения с Софьей он смотрит как на средство устроиться в жизни. Даже горничная Лиза не может удержаться от смеха, она-то знает, какова душа и «вольное» слово Молчалина. А когда Софья с пафосом объясняет Молчалину, на что она готова ради любимого, он пугается и своим испугом дает ей понять, что вовсе не желает ее жертв. Он опасается только злых языков, которые для него «страшнее пистолета», да как бы Фамусов не узнал об их отношениях. Когда же раскрывается его лицемерие по отношению к Софье, он униженно ползает перед ней на коленях, вымаливая прощение, ведь может пострадать его карьера. Чацкого же возмущает общая жизненная позиция, практицизм и приспособленчество Молчалина. Перед нами два молодых человека одной эпохи, понимающие жизнь и свое место в ней совершенно по-разному. Чацкий умен, образован, но простодушен, наивен, а Мол чал ин ограничен, но ловок и хитер, знает, как добиться успеха и занять теплое местечко. Один серьезно готовится к полезной деятельности и мечтает возвышенной любви, о праве человека свободно мыслить и выбирать занятия по душе, а другой ищет лишь чинов, крестов, «денег, чтоб пожить», не любви, а выгодной женитьбы. Первый открыто высказывает свои мысли и чувства, не боясь осуждения и порицания, а второй заискивает, лебезит, но в душе дурно относится к людям. В лице Молчалина он представил исключительно выразительный обобщенный образ подлеца и циника, «низкопоклонника и дельца», пока еще мелкого негодяя, который сумеет, однако, дойти до «степеней известных». А в образе Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе показал нового человека, воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против реакционного общества в защиту свободы, гуманности, ума и культуры.