Что выступает материальной основой государственного сектора экономики
Государственное регулирование экономики
Под регулированием любой из систем понимается комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для корректировки данной системы. В разное время своего различия, различные типы экономических систем либо строились полностью полагаясь на государственное регулирование, либо полностью отрицали роль государства в экономическом развитии. Современные реалии говорят о том, что в некоторых сферах и областях данный инструмент является обязательным, но не отрицает существование частного бизнеса и партнерства с ним.
Государственное регулирование экономики – определение термина
Жесткое ГРЭ присуще административному (командному) типу экономических систем, характеризующемуся плановыми показателями, централизацией, монополией на ресурсы и директивным установлением цен.
Для модели рыночной экономики присущи снижение регулирующей функции государства, она основана на праве частной собственности, рыночном ценообразовании и конкуренции.
Однако, приведение экономической модели к рыночному типу может характеризоваться шоковой терапией, резкими изменениями, иными негативными процессами. Также следует признать, что существуют изначально неприбыльные отрасли, но необходимые для экономики. В данной ситуации, возникает необходимость ГРЭ даже при рыночной модели.
Роль государства в экономике
Роль государства в экономике определяется следующими направлениями:
Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы
Целью ГРЭ является обеспечение стабильного функционирования экономической системы в переходном периоде путем принятия определенных мер. Это могут быть меры законодательные, контрольные и иные. Они призваны помочь экономике приспособиться к изменяющимся условиям функционирования. Меры направляются на регулирование ресурсной базы, процесса производства, финансовых потоков.
Меры ГРЭ могут приниматься как на уровне федерации, так и локально.
Принципами ГРЭ являются:
Прямые методы ГРЭ характерны административной экономической модели, и предполагают директивные планы, ограничения, запретительные меры, обязательные к исполнению.
Косвенные методы характерны рыночной модели экономического развития, и задают только индикативные параметры («рамочные» условия). Они носят стимулирующий характер.
Воздействие различными методами с целью регулирования осуществляется на бюджетную политику, эмиссию денежных средств, распределение ресурсов.
Государственный сектор экономики
Если государство не будет вмешиваться в экономические процессы, многие отрасли могут прийти в упадок. Именно потому в противовес частному сектору экономики, где предприятия не подчиняются государству, существует государственный сектор. Государственный и частный сектор экономики уживаются в пропорциях, которые сложились исторически и под действием современных процессов.
Существуют отрасли, которые не очень интересны частным предпринимателям. Обычно такие области производства или услуг требуют большие финансовые вложения, а прибыль не покрывает расходов. Либо прибыль можно будет получить нескоро. Такие секторы забирает «под свое крыло» государство, чтобы обеспечивать их бесперебойную работу. Это образование, здравоохранение, природопользование и т.д.
То есть государственный сектор в экономике – это все предприятия, организации и учреждения, которые управляются государственными служащими. Государство представлено не только как регулирующий субъект, но и собственник.
Главные задачи государственного сектора – обеспечение экономического роста, сохранность национальных богатств. Если какая-то отрасль промышленности находится в кризисном состоянии, то туда направляется дополнительное финансирование. Особенно важна роль государства в периоды упадка экономики. Государство поддерживает определенный уровень цен на некоторые продукты и товары, следит за уровнем безработицы, стимулирует развитие частного бизнеса, устанавливает определенный уровень процентных ставок для регуляции финансового рынка.
Госсектор главенствует в тех областях, где недопустимо частное предпринимательство:
В России управление государственным сектором экономики происходит на двух уровнях:
Модели государственного сектора экономики
Нет плохих и хороших, эффективных и неэффективных моделей государственной экономики. Что в одной стране прижилось и работает, в другой вызывает проблемы экономического развития. Где-то госсектор занимает очень большую часть. Это такие страны, как Греция, Франция. А в некоторых госсектор практически отсутствует. Яркие примеры – Япония и Люксембург. Страны «нащупывают» нужную экономическую модель, опираясь на национальные особенности.
Но в целом все-таки выделяют три модели государственного сектора:
В западноевропейской модели преобладает государственный сектор. Он является генератором эффективности.
В североамериканской модели все действует с точностью до наоборот. Превалирует частный сектор практически во всех областях. Государство сохраняет за собой привилегию наблюдателя. Оно выполняет административную функцию, играет роль социального защитника, а также отвечает за безопасность страны.
Классическим примером североамериканской модели являются Соединенные Штаты Америки и Канада. Западноевропейской – Франция и Португалия. Восточноазиатскую модель представляет Япония и Северная Корея.
Восточноазиатская модель – нечто среднее между двумя описанными моделями. В Японии и Северной Корее два сектора экономики успешно сотрудничают. Настолько, что четкая грань стирается.
Формально в восточноазиатской модели госсектор находится в явном меньшинстве, но составляет с частным сектором симбиоз.
Все зависит от того, насколько эффективно в какой-либо стране увеличивать государственный сектор. Если это приносит свои плоды, то вовлеченность государства во многие сферы экономической жизни остается. Если нет – увеличивается частный сектор.
Главный показатель меры вовлеченности государства в экономику – государственные расходы в ВВП.
ГОСУДА́РСТВЕННЫЙ СЕ́КТОР ЭКОНО́МИКИ
Том 7. Москва, 2007, стр. 538
Скопировать библиографическую ссылку:
ГОСУДА́РСТВЕННЫЙ СЕ́ КТОР ЭКОН О́ МИКИ, элемент экономики, обеспечивающий выполнение государством его функций в процессе обществ. воспроизводства. Г. с. э. служит материальной основой для выполнения государством своих целей: гос. управления, нац. обороны и нац. безопасности, охраны обществ. порядка, экологич. безопасности, развития науки, отраслей инфраструктуры, социального и мед. обеспечения населения, культуры и образования. В состав Г. с. э. входят: 1) гос. имущество (земля, леса, недра, здания и сооружения, интеллектуальная собственность); 2) гос. предприятия [как правило, в отраслях инфраструктуры, ТЭК (топливно-энергетич. комплекс), ЖКХ, ОПК и т. п.]; 3) бюджетные учреждения (госаппарат, армия, кредитно-финансовые структуры, правоохранит. органы, таможня, организации здравоохранения, культуры, образования). Г. с. э. возник вместе с появлением государства и на протяжении историч. эпох параллельно с ним видоизменялся. Наиболее динамично Г. с. э. развивался в 20 в. под влиянием 1-й и 2-й мировых войн; вследствие появления социалистич. стран, в которых экономика была почти полностью огосударствлена; крушения колониализма и активизации процессов национализации в Азии и Африке. Размеры и состав Г. с. э. различаются в отд. странах в зависимости от уровня и этапа политич. и экономич. развития, нац. традиций. Так, в США очень мало гос. предприятий, а в странах ЕС в сер. 1980-х гг. их удельный вес составлял 70% в энергетике, связи, на транспорте, 30% в пром-сти. В России в нач. 21 в. сложился мощный Г. с. э. В таких крупнейших предприятиях, как ОАО «Газпром», ОАО «Роснефть», занимающих доминирующее положение в ТЭК страны, государство является гл. акционером, 75% минус 1 акция принадлежит государству в ОАО «Связьинвест», в РАО «ЕЭС России» гос. пакет акций составляет 52,7%; в сфере ж.-д. транспорта учреждено ОАО «Российские железные дороги», где единственный акционер – государство. В оборонном комплексе насчитывается 35 гос. вертикально интегрированных структур, практически полностью определяющих состояние отрасли. Участие государства в процессе обществ. произ-ва и функционирование Г. с. э. – объективная необходимость, поскольку частный сектор, несмотря на его огромный потенциал, доминирующее значение для обеспечения экономич. роста, не в состоянии решить все проблемы социально-экономич. развития. В частности, вне поля зрения частного сектора остаются факторы экономич. роста, формирующие социальный эффект, такие как обеспечение доступности для всех членов общества высококачественных услуг образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты малообеспеченных слоёв населения, поддержка малого предпринимательства. Не представляет особого интереса для частного капитала использование таких значимых факторов экономич. роста, как охрана окружающей среды, проведение фундам. науч. исследований, реализация крупных долгосрочных проектов стратегич. характера. Отсутствие интереса частного сектора к использованию названных факторов объясняется в одних случаях тем, что они не обеспечивают субъектам частной собственности максимизации прибыли. С др. стороны, некоторые факторы экономич. роста частный сектор не в состоянии использовать по причине недостаточного уровня концентрации капитала, в связи с высокой степенью риска в процессе их использования, из-за длительных сроков окупаемости вложенного капитала и т. д. Границы, масштабы и структура Г. с. э. и гос. собственности, обеспечивающей его функционирование, подвижны и подвержены изменениям в соответствии с изменениями тенденций совр. экономич. роста, изменениями степени востребованности услуг гос. сектора обществ. воспроизводством, а также в соответствии с экономич. ситуацией и нац. традициями.
Государственный сектор экономики
Государство не может находиться вне экономических процессов, иначе многие из отраслей ждет упадок. В противовес коммерческим предприятиям существует государственный сектор. Оба сектора экономики исторически уживаются на территории одной страны, но их пропорции могут меняться под воздействием современных вызовов и тенденций.
Госсектор: роди и функции
Некоторые из отраслей экономики не привлекательны для бизнеса: производства требуют немалых инвестиций, а прибыль порой не покрывает расходов либо ожидается не скоро. Такие сектора берет «под крыло» государство для обеспечения стабильного функционирования. К таким сферам можно отнести природопользование, здравоохранение, образование и другие объекты общественного назначения
Государственный сектор экономики объединяет в себе предприятия, учреждения и организации, которые управляются госслужащими. В этом случае государство выступает в роли собственника, а не только как регулирующий субъект.
Ключевыми задачами государственного сектора являются обеспечение роста экономики и сохранность национальных богатств. В случае кризисного состояния какой-либо из отраслей, правительство направляет дополнительное финансирование для выравнивания ситуации. Роль государства особенно значима в сложные для экономики периоды. Оно способно сдерживать цены на товары и продукты, следить за показателями безработицы, регулировать величину процентных ставок на финансовом рынке.
Госсектор управляет областями, в которых недопустимо коммерческое предпринимательство:
Управление госсектором экономики в России осуществляется на двух уровнях:
Модели госсектора экономики
Нельзя однозначно говорить об эффективности или неэффективности моделей государственных экономик. В какой-то стране все работает четко и слаженно, в другой – та же модель негативно отражается на развитии. В некоторых странах (Франция, Греция) госсектор играет весьма значительную роль, а в иных (Япония, Люксембург) фактически отсутствует. Опираясь на национальные особенности, страны постепенно сами находят приемлемую для себя модель.
Наиболее распространены следующие модели госсектора:
В западноевропейской модели генератором эффективности выступает преобладающий госсектор.
В североамериканской наоборот – практически во всех областях доминирует частный сектор. Государство выполняет административные функции, выступает в роли социального защитника и несет ответственность за безопасность страны.
Восточноазиатская модель представляет собой нечто среднее между описанными выше. Формально госсектор находится в меньшинстве, но имеет некий симбиоз с коммерческим сектором. Тесное сотрудничество практически стирает четкую грань между госчиновниками и предпринимателями.
Следует отметить, что баланс между государственным и коммерческим сектором во многом зависит от эффективности первого. Если госуправление объектами приносит хорошие плоды, то его вовлеченность в экономические процессы остается, если же нет – то увеличивается частный сектор.
Основным показателем вовлеченности государства в экономическую жизнь служат государственные расходы в ВВП страны.
Роль государственного сектора экономики в современном мире и в России
Вы будете перенаправлены на Автор24
Государственный сектор экономики
Государственный сектор экономики – это совокупность субъектов хозяйствования, которые осуществляют экономическую деятельность посредством использования государственного имущества и под управлением органов власти.
Комплекс объектов госсектора частично или полностью находится в государственной собственности. Сюда же относят отрасли, не приносящие существенного коммерческого дохода, например, культуру, сферу социального обеспечения, образование, жилищно-коммунальные услуги и так далее. То есть, государство может выступать в качестве производителя товаров и услуг, их потребителя, а также инструмента регулирования текущих экономических процессов.
К функциям государственного сектора относят:
Удельный вес государственного сектора может изменяться. Он зависит от текущего состояния национального хозяйства и проводимой политики. Расширение государственного капитала осуществляется через строительство новых объектов и реконструкцию уже эксплуатируемых. Увеличение доли государственного сектора может осуществляться за счет национализации в том числе. В функции государственного сектора входит регулирование финансового рынка, как основы стабильность национального хозяйства. Регулятором часто выступает центральный банк страны, который определяет размер процентной ставки, процедуру проведения операций на фондовым рынке, регулирование ликвидности финансовых инструментов, аккумуляцию финансов и их целевое распределение.
Готовые работы на аналогичную тему
Еще одной задачей государственного сектора экономики является обеспечение развития социального сектора. Полностью отдать эти услуги в частные руки невозможно, так как часть бюджета расходуется на решение социально-экономических задач. Так же государство поддерживает образование, здравоохранение, культуру и иные отрасли, не являющиеся достаточно прибыльными с коммерческой точки зрения, но необходимые для общества. Влияние государственного сектора на экономику оценивается через его долю в ВВП, количество служащих, работающих в госструктурах, а также число госпредприятий в целом.
Роль государственного сектора в экономике России
По данным Международного валютного фонда доля государства в российской экономике составляет 33%. Многие независимые эксперты считают, что доля государственного сектора РФ в ВВП намного выше и достигает 70%. МВФ подтвердило, что государственное управление обеспечивает до 14% внутреннего валового продукта, а государственные предприятия до 20% от ВВП. На их долю приходится до половины занятости трудоспособного населения страны. Европейский банк реконструкции и развития приводит схожие данные. Другие аналитические организации увеличивают долю госсектора за счет частично приватизированных компаний.
Сильный разбор в данных объясняется проблемой методологии. Если анализировать госсектор РФ в имущественном эквиваленте, то получится не более 18%. МВФ не оценивает критичность доли государственного сектора, но анализирует ее влияние на конкурентную среду. Особенно велико присутствие государства в стратегических секторах экономики – добыче, обороне, коммунальных услугах, естественных монополиях. Сельское хозяйство и пищевая промышленность являются преимущественно частными. Сюда же относят большую часть обрабатывающей промышленности и торговлю. А вот переработка энергоресурсов находится под контролем государства.
Государственный сектор доминирует в финансово сфере. Тенденция к увеличению его доли остается. Более 70% банковской системы находится под государственным управлением. Сильная роль государственного сектора в финансовой системе отрицательно влияет на конкурентную борьбу, стимулирует рост процентных ставок.
Чтобы снизить долю государственного сектора Министерство экономического развития РФ предлагает ввести ограничение на создание государственных предприятий, особенно в отраслях, требующих конкуренции. Так же следует запретить государству покупать акции частных компаний и провести мероприятия по выводу Банка России из капитала банков страны.
Роль государственного сектора экономики в современной мировой экономике
Значимость государственного сектора экономики в управлении и стабилизации национального хозяйства признали еще при изучении экономической цикличности. Считается, что экономика может стабилизироваться за счет баланса между предложением и спросом. Существующие провалы рынка, когда происходит перекос в рыночной информации или иные диспропорции, регулируются с помощью косвенного государственного вмешательства. Государственные институты позволяют своевременно реализовывать меры социально-экономической политики.
В развитых странах, где рыночный механизм эффективен, государственный сектор достаточно сильно развит. Например, в ЕС на предприятиях государственного сектора занято около 8 миллионов человек. На их долю приходилось до 20% капитальных вложений, и 13% национального дохода. По отдельным странам Европейского Союза эти данные могут расходиться.
В таких странах как США и Англия государство никогда не выпускало из своих рук контроль над государственной собственностью. Наиболее развит государственный сектор во Франции, в этой стране на его долю приходится до 50% капитала реального сектора. В Италии проводится национализация частных компаний. Размер внутреннего национального продукта Италии, приходящийся на государственный сектор, составляет 42%. В Японии действует более 120 государственных компаний, более 100 предприятий управляется местными органами власти.