Что выше снип или гост

Что выше снип или гост

Что выше снип или гост. Смотреть фото Что выше снип или гост. Смотреть картинку Что выше снип или гост. Картинка про Что выше снип или гост. Фото Что выше снип или гост

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Что выше снип или гост. Смотреть фото Что выше снип или гост. Смотреть картинку Что выше снип или гост. Картинка про Что выше снип или гост. Фото Что выше снип или гост

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Что выше снип или гост. Смотреть фото Что выше снип или гост. Смотреть картинку Что выше снип или гост. Картинка про Что выше снип или гост. Фото Что выше снип или гостОбзор документа

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 5 сентября 2016 г. № 31617-ОГ/08 О порядке применения национальных стандартов и сводов правил при проектировании и строительстве предприятий, зданий и сооружений

В Департаменте градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в рамках компетенции рассмотрено обращение и сообщается.

В соответствии с пунктом 12.4 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. № 452, разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляются федеральными органами исполнительной власти в случаях, когда на них возложена соответствующая обязанность.

Согласно Положению о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038, Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в том числе по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства. Обязанности по разъяснению законодательства Российской Федерации и толкованию понятий, терминов и норм на Минстрой России не возложены.

Вместе с тем считаем возможным сообщить следующее.

Согласно части 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в Перечень № 1650, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов.

В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.

В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.

При этом лицо, осуществляющее оценку соответствия (органы государственной и негосударственной экспертизы), вправе потребовать доказательств, что их использование не повлечет за собой противоречий требованиям Федерального закона № 384-ФЗ.

В соответствии с частью 6 статьи 15 Федерального закона № 384-ФЗ соответствие проектных значений и характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы одним или несколькими из следующих способов:

1) результаты исследований;

2) расчеты и (или) испытания, выполненные по сертифицированным или апробированным иным способом методикам;

3) моделирование сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, в том числе при неблагоприятном сочетании опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий;

4) оценка риска возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий.

Следует отметить, что СНиП 1.02.01-85 «Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» не включена в указанные перечни и в этой связи может применяться на добровольной основе в части, не противоречащей нормам Федерального закона № 384-ФЗ.

Заместитель директора Департамента
градостроительной деятельности
и архитектуры
А.Ю. Степанов

Обзор документа

Даны разъяснения по вопросу применения Технического регламента о безопасности зданий и сооружений.

Указано, что национальные стандарты и своды правил (их части) являются обязательными для применения в целях соблюдения требований техрегламента, если они включены в специальный перечень.

Допускается применение предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям техрегламента.

Соответствие проектных значений и характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия должны быть обоснованы одним или несколькими из следующих способов: результаты исследований; расчеты и (или) испытания, выполненные по сертифицированным или апробированным иным способом методикам; моделирование сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, в т. ч. при их неблагоприятном сочетании; оценка риска возникновения таких процессов, явлений, воздействий.

Отмечено, что СНиП 1.02.01-85 «Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» может применяться на добровольной основе в части, не противоречащей техрегламенту.

Источник

Постановление Правительства РФ от 28 мая 2021 г. N 815 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 г. N 985″

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

принятые застройщиком или техническим заказчиком проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий, разработка которых начата в период с 1 августа 2020 г. до 1 сентября 2021 г. и которые представлены на первичную или повторную государственную или негосударственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, проверяются на соответствие национальным стандартам и сводам правил (частям таких стандартов и сводов правил), включенным в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 г. N 985 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», или на соответствие национальным стандартам и сводам правил (частям таких стандартов и сводов правил), включенным в перечень, утвержденный настоящим постановлением, по выбору застройщика или технического заказчика;

принятые застройщиком или техническим заказчиком проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий, разработка которых начата до 1 августа 2020 г. и которые представлены на первичную или повторную государственную или негосударственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, проверяются на соответствие национальным стандартам и сводам правил (частям таких стандартов и сводов правил), включенным в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», или на соответствие национальным стандартам и сводам правил (частям таких стандартов и сводов правил), включенным в перечень, утвержденный настоящим постановлением, по выбору застройщика или технического заказчика.

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 г. N 985 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 29, ст. 4661).

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2021 г. и действует до 1 сентября 2027 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 28 мая 2021 г. N 815

Перечень
национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

4. ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения». Раздел 5 (пункты 5.1, 5.2, 5.4, 5.7).

10. СП 19.13330.2019 «Сельскохозяйственные предприятия. Планировочная организация земельного участка» (СНиП II-97-76* «Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий»). Разделы 4 (пункты 4.6 (за исключением примечаний), 4.12 (за исключением абзаца второго), 4.15), 6 (пункт 6.9).

Источник

Минстрой разъясняет: О применении национальных стандартов, сводов правил и обязательности разработки СТУ

Письмо Минстроя России от 18.05.2018 N 22434-ОГ/08 «О применении национальных стандартов и сводов правил»

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 18 мая 2018 г. N 22434-ОГ/08

Департамент градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение и сообщает.

Согласно части 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в Перечень N 365, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов.

В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.

Следует отметить, что в соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона N 384-ФЗ национальные стандарты и своды правил, включенные в Перечень N 1521, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями.

Следует отметить, что согласно части 8 статьи 6 Федерального закона N 384-ФЗ в случае, если для подготовки проектной документации требуется отступление от требований, установленных включенными в Перечень N 1521 национальными стандартами и сводами правил, недостаточно требований к надежности и безопасности, установленных указанными стандартами и сводами правил, или такие требования не установлены, подготовка проектной документации и строительство здания или сооружения осуществляются в соответствии со специальными техническими условиями, разрабатываемыми и согласовываемыми в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

По мнению Департамента, при проектировании в общественном здании или сооружении антресоли не требуется разработка специальных технических условий.

Заместитель директора Департамента градостроительной деятельности и архитектуры А.Ю.СТЕПАНОВ

Разделы сайта, связанные с этой новостью:

Последовательность событий и новостей по этой теме

(перемещение по новостям, связанным друг с другом)

Источник

Что выше снип или гост

Головная боль электриков — противоречия требований ГОСТ, СНиП, СП и ПУЭ. Обычно из положения выходят тем, что выбирают наиболее жёсткое требование. Такая перестраховка не лишена логики. Кто-то боится пожара или несчастного случая, а кто-то инспектора, который будет руководствоваться неизвестно чем. Но давайте всё же разберёмся, какой документ по электрике главнее.

Вначале были ПУЭ, и ПУЭ были у Министерства энергетики СССР. Появились ПУЭ в 1949 году. ГОСТов по электрике тогда не было, они начали появляться в 1993 году. ПУЭ периодически обновлялись, но в процессе обновления накапливали в себе много противоречий. Но это был единый документ, справочник на все случаи жизни, которым, в отличие от запутанных ГОСТов, при желании может воспользоваться каждый электрик в случае возникновения какого-то вопроса. К сожалению, ПУЭ не обновляются с 2003 года, хотя до сих пор они являются действующим документом, на который ссылаются некоторые ГОСТы.

В 1993 году в России была начата разработка и утверждение комплекса государственных стандартов ГОСТ Р 50571 на основе комплекса международных стандартов МЭК 60364 «Электроустановки зданий» и с учетом других стандартов МЭК. В отличие от ПУЭ это были ещё более запутанные документы со множеством ссылок вперёд, ошибками перевода и прочими косяками. Родной ПУЭ, естественно, превратился в догоняющего. Сначала выходил ГОСТ и потом под него пытались подогнать ПУЭ. Вместе с тем, некоторые ГОСТы, как я уже сказал выше, ссылаются на ПУЭ, так что тут всё сильно перемешано.

Кстати, в ГОСТ Р 50571, принимаемом в 1994–1995 годах была запись: «до приведения «Правил устройства электроустановок» (ПУЭ) в соответствие с комплексом стандартов на электроустановки зданий, ПУЭ применяют в части требований, не противоречащих указанному комплексу стандартов». То есть, на тот момент ГОСТ был главнее, но ПУЭ его дополнял и конкретизировал в тех случаях, когда не противоречил. Вероятно, такая же логика сохраняется до сих пор. Остаётся вопрос, что есть противоречие, а что — дополнение.

СНиПы (строительные нормы и правила) конкретизируют то, что написано в ПУЭ и ГОСТах и разъясняют, как именно производить определённые виды работ, но ориентированы на работы в промышленной сфере. Например СНиП 3.05.06-85 касается только строительства или реконструкции предприятий по монтажу и наладке электротехнических устройств и для строительства жилых домов не подходит. А ещё есть просто СН (строительные нормы), НТП (нормы технологического проектирования), ВСН (ведомственные строительные правила), РУП (руководящие указания по проектированию), ОСТ (отраслевые стандарты) и т.п. И это всё не должно противоречить ГОСТам.

СП (свод правил) конкретизируют правила выполнения определённых работ. Например, существует интересный СП 31-105-2002 «Проектирование и строительство энергоэффективных одноквартирных жилых домов с деревянным каркасом». Там, в разделе, посвящённом электрике, вообще только 3 пункта, и первый же противоречат ПУЭ:

«13.5.1 Электропроводки следует устраивать путем пропуска кабелей (проводов в защитной оболочке) через пустоты или заполненные утеплителем пространства внутри стен и перекрытий дома, а также через отверстия в деревянных элементах каркаса стен и перекрытий в соответствии с рисунком 13-9. Пропуск таких кабелей и проводов через конструкции дома допускается устраивать без использования втулок и трубок.»

Однако разработчики этого СП поясняют, что эти пункты применимы только к «энергоэффективным одноквартирным жилым домам с деревянным каркасом», конструкция которых описана в этом СП, и не относится к домам другой конструкции. За основу были приняты канадские правила, но не понятно, на основании чего и как это юридически так вышло. Однако существует не так давно актуализированный СП 55.13330.2010 «Дома жилые одноквартирные», действие которого распространяется на любые индивидуальные дома, и там сказано:

«6.15 Электроустановки должны отвечать требованиям «Правил устройства электроустановок (ПУЭ)» и государственных стандартов на электроустановки зданий с учетом положений настоящего пункта и быть оборудованы устройствами защитного отключения (УЗО).
Электропроводка, монтируемая непосредственно по поверхности строительных конструкций или скрыто внутри них, должна быть выполнена кабелем или изолированными проводами, имеющими оболочки, не распространяющие горение. Допускается пропускать такой провод или кабель непосредственно через конструкции дома (без использования втулок или трубок).»

То есть, с одной стороны, СП ужесточает требования ПУЭ и ГОСТа: «Электроустановки должны. быть оборудованы устройствами защитного отключения (УЗО)», а с другой стороны, скрепя сердце смягчает их: «Допускается пропускать такой провод или кабель непосредственно через конструкции дома (без использования втулок или трубок)». И никаких требований о проводах серии «LS» в соответствии с ГОСТ 31565-2012.

В итоге что мы имеем? По идее надо руководствоваться ГОСТом Р 50571 (хотя это пипец как сложно для понимания), а ПУЭ использовать для дополнения и конкретизации в той части, которая не противоречит ГОСТу Р 50571. Также для удобства можно использовать СП 31-110-2003, созданном на основе ПУЭ и ГОСТов. А вот безопасность СП 55.13330.2010 я бы поставил под сомнение.

Источник

О рекомендательном характере СП, СНиП и ГОСТ

Граждане, обратившиеся к нам часто говорят, что при возникновении конфликта с бригадой строителей из-за качества выполняемых работ, строители указывают на то, что СНиПы и ГОСТы носят рекомендательный характер и не обязательны для применения.

Аннотация

В статье предпринимается попытка исследовать обязательный или рекомендательный характер носят СП, СНиПы и ГОСТы, регламентирующие работы по строительству, монтажу инженерных систем, отделочным работам.

Исследуемые нормативные правовые и технические акты приведены по состоянию на 17 марта 2020 г.

Резюме

Вопрос о рекомендательном характере СП, СНиПов ГОСТов не имеет однозначного разрешения:

1. Если эти нормативные технические акты исследуются в целях получения информации и т.п., то обязательны к применению только те, которые указаны в Приказе Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624, [6]. Остальные нормативные технические акты носят рекомендательный характер и применяются на добровольной основе (закон О техническом регулировании) [4], ст. 1, п.1.

2. Если потребителем заключен договор на выполнение каких-либо работ (строительство, монтаж инженерных систем, отделка помещений и т.п.) и договор этот составлен в соответствии с действующим законодательством:

В договоре прямо указываются нормативные технические акты, которым должны соответствовать выполняемые работы. В этом случае, в рамках заключенного договора, СП СНиПы ГОСТы носят обязательный характер.

В Интернете вы можете найти множество материалов на эту тему. Эта статья выражает позицию нашей экспертной компании.

Как правило, те, кто утверждает, что СНиПы и ГОСТы носят рекомендательный характер, обосновывают это:

По первому доводу

Чтобы проверить первый довод строителей, выясним, что означает термин нормативные правовые акты из п. 10 Указа [5]. Пленум Верховного суда [8] в п. 2 разъясняет, что эти нормы носят правовой, а не технический характер и регулируют общественные отношения. Далее в п. 23 Пленум Верховного суда прямо указывает на разделение нормативов на нормативные правовые акты, технические нормы и др.

Таким, образом, п. 10 Указа [5] на который ссылаются строители относится к правовым актам, а не к техническим нормам СНиП, СП(своды правил), ГОСТ и т.п.

Для полноты исследования и установления предпосылок для этого довода нужно вспомнить, что закон «О техническом регулировании» [4] который разделил технические нормативы на обязательные и применяемые на добровольной основе, был принят в 2002 году. В этот период Министерство юстиции отказало в регистрации нескольким СНиПам.

Если обратиться к действующему на тот момент Приказ Минюста РФ от 14.07.1999 N 217, [9], то в ст. 15 п. г) прямо указано, что технические акты не подлежат представлению на государственную регистрацию. В действующем на момент написания статьи Постановлении Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 [10], ст. 10 прямо указано, что государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, носящие правовой, а не технический характер.

Например, если рассматривать СП 71.13330.2017 «СНиП 3.04.01-87 Изоляционные и отделочные покрытия», в котором содержаться требования к отделочным работам, то в Государственном реестре сводов правил [12], он указан как актуальный. В банке данных Министерства юстиции [11], нет приказа об утверждении и введение в действие этого СП.

По второму доводу

Второй довод строителей, о перечне стандартов, обязательных к применению, относится, как правило, к отделочным работам и работам по монтажу и наладке инженерных систем. Действительно, эти работы не влияют на безопасность. Исключение составляют, например, работы, по монтажу трубопроводов горячей воды, эксплуатируемые под давлением. А также монтаж инженерных систем и оборудования, аварии на которых опасны для граждан.

Внимательный читатель может возразить, например, про безопасность облицовочных работ. Если речь идет об облицовке плиткой фасада многоэтажного здания, то при некачественном исполнении работ, отвалившаяся плитка представляет опасность для граждан.

Однако эта статья призвана не искать противоречия и нестыковки в законодательстве и технических нормативах, а высказать и обосновать позицию эксперта, а также разъяснить ее заинтересованным сторонам.

Что касается отделочных работ, условно не влияющих на безопасность, технические нормативы, содержащие требования, к производству этих работ, и не должны находиться в перечне [7], на который ссылаются строители.

Если принять казалось бы обоснованный тезис о необязательности СНиПов ГОСТов и т.п., то получается что отделочные работы и монтаж инженерных систем можно производить как угодно, как пожелает бригада строителей, с ненадлежащим качеством?

Это не так. Обратимся к закону «О техническом регулировании» [4] и закону «О стандартизации в Российской Федерации [3].

Суть стандартизации, определенная в ст. 2, п.14 закона [3] и выражается деятельности, направленной «на достижение упорядоченности в отношении объектов стандартизации».

Принцип по которому обеспечивается стандартизация для строительных, монтажных или отделочных работ заключается в «установлении в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением» (ст. 4, п.6 закона [3])

Для эффективного отстаивания своих интересов и обоснования претензий потребителю полезно знать, почему к выполнению строительных, монтажных или отделочных работ (даже если они не влияют на безопасность), вообще выдвигаются требования.

На этот вопрос отвечает п. 4 ст. 4 закона [3], делается это для того, чтобы результаты выполненных для потребителя работ соответствовали «современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту». Таким образом, стандартизация обеспечивает современный уровень работ и услуг и его развитие (улучшение).

Где указаны требования к выполняемым строительным, монтажным и отделочным работам, т.е. на языке закона [3], к объектам стандартизации? Ответ на это дает п. 1 ст.2 –в документе по стандартизации.

СНиПы, которые в настоящее время актуализированы в своды правил (СП), согласно ст. 14, п. 4 относятся к одному из видов документов по стандартизации.

Отличие технического регламента от свода правил состоит в объектах, которые они регулируют. Технический регламент не распространяется на отделочные работы, рассматриваемые в качестве примера отношений между потребителем и исполнителем в этой статье.

Исследование документов, относящихся в технической составляющей темы о рекомендательном характере СНиПов и ГОСТов показало, что документов этих много, разобраться в них обычному гражданину-потребителю не просто. Кроме того, не на все вопросы удалось получить обоснованный ответ.

Целесообразнее и проще воспользоваться в спорной ситуации, или с целью предупреждения возникновения спора правовой составляющей исследуемой темы. Рассматриваемые в качестве примера строительные, монтажные и отделочные работы, выполняемые для потребителя, выполняются на основании заключенного между сторонами договора.

Согласно ГК РФ [1], могут заключаться разные формы договоров:

Потребителю целесообразно проконсультироваться с юристом, какой вид договор в его случае наиболее полно защищает его права.

Рекомендуется прямо указать в договоре, каким требованиям (с указанием нормативных документов) должны соответствовать те или иные работы проводимые исполнителем для потребителя.

В этом случае довод строителей, что СНиПы и ГОСТы носят рекомендательный характер, будут не обоснованы. СП(СНиПы) и ГОСТы, указанные в договоре, носят обязательный характер для работ, выполняемых по этому договору.

Закон о защите прав потребителей [2] в ст. 4 защищает право потребителя на соответствие выполняемых работ, оказываемых услуги установленным требованиям СП, СНиПов, ГОСТов.

В ходе написания статьи были исследованы следующие документы:

127562, г. Москва, Алтуфьевское ш. д. 32

Мы в соцсетях:

© 2008-2021. ООО «Горэкспертиза». Москва. Проведение независимой экспертизы зданий и сооружений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *